Выступление на городском семинаре «Развитие речи детей на коррекционно – развивающих занятиях»
Оценка 4.9
Семинары
doc
дефектология
Взрослым
01.03.2018
Выступление на городском семинаре
«Развитие речи детей на коррекционно – развивающих занятиях»
Добрый день, уважаемые коллеги!
Речевое развитие является важнейшим аспектом обще¬го психического развития в детском возрасте. Речь нераз¬рывно связана с мыслительной деятельностью, а мышление не может успешно развиваться без языкового материала. Знание слова, обозначающего понятие, помогает человеку оперировать этим понятием, т.е. мыслить. Понятийное мышление формируется в начальной школе и развивается, совершенствуется в течение всей жизни человека. И чем раньше будет усвоен язык, тем легче и полнее будут усваиваться знания. По мере овладения речью ребенок учится адекватно понимать речь окружающих, связно выражать свои мысли. Речь даёт ребенку возмож¬ность вербализовать собственные чувства и переживания, помогает осуществлять саморегуляцию и самоконтроль деятельности. Она теснейшим образом связана со всеми сторонами психического развития ребенка.
На основе языка развивается логическое мышление. Развитие речи сопряжено с развитием памяти, внимания и мышления, поскольку для эффективной речевой деятельности надо запоминать написание многих слов, обогащать словарь. Важно удерживать в памяти и быстро извлекать из неё большое количество речевых оборотов. С развитием речи развивается и сфера нравственности, чувств и эмоций.
Выступление на городском семинаре.doc
Выступление на городском семинаре
«Развитие речи детей на коррекционно – развивающих занятиях»
Добрый день, уважаемые коллеги!
Речевое развитие является важнейшим аспектом общего психического развития в
детском возрасте. Речь неразрывно связана с мыслительной деятельностью, а мышление не
может успешно развиваться без языкового материала. Знание слова, обозначающего
понятие, помогает человеку оперировать этим понятием, т.е. мыслить. Понятийное
мышление формируется в начальной школе и развивается, совершенствуется в течение всей
жизни человека. И чем раньше будет усвоен язык, тем легче и полнее будут усваиваться
знания. По мере овладения речью ребенок учится адекватно понимать речь окружающих,
связно выражать свои мысли. Речь даёт ребенку возможность вербализовать собственные
чувства и переживания, помогает осуществлять саморегуляцию и самоконтроль
деятельности. Она теснейшим образом связана со всеми сторонами психического развития
ребенка.
На основе языка развивается логическое мышление. Развитие речи сопряжено с
развитием памяти, внимания и мышления,
поскольку для эффективной речевой
деятельности надо запоминать написание многих слов, обогащать словарь. Важно
удерживать в памяти и быстро извлекать из неё большое количество речевых оборотов. С
развитием речи развивается и сфера нравственности, чувств и эмоций.
Развитие речи не является основополагающей целью, но является одним из
основных моментов в деятельности психолога и осуществляется через систему
коррекционноразвивающих упражнений на коррекционных занятиях.
Основной задачей работы по развитию речи обучающихся является формирование
коммуникативных умений и навыков: умения в устной и письменной форме высказать
мысль правильно, понятно, точно и выразительно в соответствии с ситуацией общения и
целью высказывания, а также умения понимать чужой текст, осуществлять его
информационную переработку, вести диалог. Очень важно подчеркнуть, что, с какой бы
психической функцией психолог ни работал (эмоции, переживания, псих. процессы), часто
именно речь выступает показателем особенностей ее развития.. Всё, что мы можем
проговорить, мы можем осознать. Если какието вещи остаются не проговоренными,
значит, они либо не осознанны, либо осознанны не в полной мере. Это касается людей
любого возраста. А где можно проговорить то, что важно? Конечно, в ситуации общения. Поэтому на своих занятиях я, в первую очередь, стараюсь организовать это общение
через:
разучивание стихов, которое способствует развитию связной речи, ее
выразительности, обогащает активный и пассивный словарный запас ребенка, помогает
развивать произвольную словесную память. Очень ребятам нравится стихотворение
Леонида Каминского «Объявление», часть которого они запоминают после 2х разового
прослушивания (слайд)
пересказ рассказов, текстов, притч, отрывков из просмотренных кино и
мультфильмов также способствует развитию связной и выразительной речи ребенка,
обогащению словаря и произвольной словесной памяти. Ученики 5А и 6А классов с
интересом смотрят, высказывают своё мнение и эмоционально обсуждают такие фильмы,
как «Кука» и «Хорошие дети не плачут».
Эффективным способом развития связной речи является и регулярно
провоцируемый мною рассказ ребёнка о тех событиях, которые произошли с ним в течение
дня (недели) в школе, на улице, дома. Такого рода задания помогают развивать внимание,
наблюдательность и память.
Качество и количество словарного запаса ребенка во многом определяют уровень
развития речи в целом. Необходимо уделять внимание как пассивному (то есть тем словам,
которые хранятся в запасе памяти), так и активному (слова, которые постоянно
используются) словарному запасу. Очень важно, чтобы ребенок знал, какие значения есть у
слова, умел правильно употреблять его в самостоятельной речи. Игровые упражнения
задания помогают в расширении словарного запаса. Игры «в слова» обогащают лексический
запас школьника, приучают быстро находить нужные, актуализируют пассивный словарь.
Большинство таких игр рекомендуется проводить с ограничением времени, в течение
которого выполняется задание (например, 35 мин). Это позволяет внести в игру элемент
соревнования и придать ей дополнительный азарт.
1. «Угадай, что я хочу сказать». Произношу первый слог в какомлибо слове и
прошу ребёнка угадать все слово целиком по этому слогу. Например, пар (та), кни (га),
друж(ба), солн (це) и т.п.
2. Составить из предлагаемого набора букв как можно больше слов: а, к, с, о, и, м, р, т, у, ш, а, н, и, ы, г, е, р
3. «А нука, сообрази!» Распознать, из каких частей двух разных слов – названий
ягод – составлено название фантазийной ягоды.
КЛУБЛЯНИКА
МАЛЕПИХА
ЧЕРЛУБИКА
СМОРБНИКА
ЕЖЕВОДИНА
ГОКВА
4. «Анаграммы».
Ребенку предлагают набор слов, в которых буквы перепутаны местами. Необходимо
восстановить нормальный порядок слов.
ДАОВ ВОДА
АУТЧ – ТУЧА
ВАЧОП – ПОЧВА
ЛАБООК – ОБЛАКО
ЛАРУЖН – ЖУРНАЛ
КОШАЛ ШКОЛА
5. Назвать слова, противоположные по значению (антонимы)
Правда – ложь
Умный – глупый
Добро – зло
Холодный – горячий
6. «Вставь 3 буквы». В скобки вставь 3 буквы так, чтобы их сочетание явилось
концом первого слова и одновременно началом второго.
БЕЛИ (ЗНА) МЯ
ЛИ (МОН) НЕТА
КО (МАР) ГАНЦОВКА
7. «Метаграммы». Разгадайте метаграммы
С буквой «З» оно блестит,
В сейфах банковских лежит.
С буквой «Б» гнилое место,
Там земля, как будто тесто.
(Золото – болото) 8. Назвать больше слов по теме. В быстром темпе и в течение минуты назвать как
можно больше слов, обозначающих известных ребёнку животных, птиц, растений, имена,
названия стран и т.д. В этой игре выигрывает тот, кто назовёт больше всех слов. Игра
способствует развитию гибкости мышления и расширяет активный словарный запас.
9. Составьте из данных слогов слова.
(Кора, нота, нора, рано, рана, Рита, вата, коса, роса, рота, тара, корона, корова).
10. С удовольствием ребята выполняют задание «Я не поэт, я только учусь…».
Подбирают рифмы к данным словам, пытаются составить четверостишия.
РЫБАК – чудак, пустяк, никак, мастак…
КЛЕВАТЬ – зевать, ждать, опять, менять…
Сидит на берегу рыбак,
А рыба не клюёт никак.
Устал рыбак удачи ждать,
И начал носом он клевать.
11. Восстановите вредный совет Григория Остера»
И не стали ждать ответа,
Сообщите сам дурак.
Если вас по телефону
И тому, кто снимет трубку,
Обозвали дураком
Наберите быстро номер
Бросив трубку на рычаг,
Из любых случайных цифр
Правильно:
Если вас по телефону
Обозвали дураком
И не стали ждать ответа,
Бросив трубку на рычаг.
Наберите быстро номер
Из любых случайных цифр
И тому, кто снимет трубку,
Сообщите сам дурак. 12. Очень нравится обучающимся отгадывать различные ребусы, шарады, загадки,
но не простые, а с изюминкой.
На занятиях развиваются следующие характеристики речи: грамматически
правильное построение предложений; умение четко и понятно выражать мысли; развитие
объяснительной речи; проговаривание (актуализация и осознание) опыта детей; развитие
слушания речи (повышение культуры и навыков коммуникации); стимуляция и развитие
рефлексии через речь, помощь в осознании себя.
Необходимо отметить, что работа над развитием связной речи процесс
продолжительный. Это многогранная работа над речевой культурой обучающихся, а
значит и работа над развитием личности ребёнка.
И в завершении своего выступления я хочу предложить Вам несколько слайдов (та
самая изюминка, о которой говорилось ранее), а вы догадайтесь, пожалуйста, о чём идёт
речь!
Выступление на городском семинаре «Развитие речи детей на коррекционно – развивающих занятиях»
Выступление на городском семинаре «Развитие речи детей на коррекционно – развивающих занятиях»
Выступление на городском семинаре «Развитие речи детей на коррекционно – развивающих занятиях»
Выступление на городском семинаре «Развитие речи детей на коррекционно – развивающих занятиях»
Выступление на городском семинаре «Развитие речи детей на коррекционно – развивающих занятиях»
Выступление на городском семинаре «Развитие речи детей на коррекционно – развивающих занятиях»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.