Выступление на городском семинаре «Развитие речи детей на коррекционно – развивающих занятиях»
Оценка 4.9

Выступление на городском семинаре «Развитие речи детей на коррекционно – развивающих занятиях»

Оценка 4.9
Семинары
doc
дефектология
Взрослым
01.03.2018
Выступление  на городском семинаре   «Развитие речи детей на коррекционно – развивающих  занятиях»
Выступление на городском семинаре «Развитие речи детей на коррекционно – развивающих занятиях» Добрый день, уважаемые коллеги! Речевое развитие является важнейшим аспектом обще¬го психического развития в детском возрасте. Речь нераз¬рывно связана с мыслительной деятельностью, а мышление не может успешно развиваться без языкового материала. Знание слова, обозначающего понятие, помогает человеку оперировать этим понятием, т.е. мыслить. Понятийное мышление формируется в начальной школе и развивается, совершенствуется в течение всей жизни человека. И чем раньше будет усвоен язык, тем легче и полнее будут усваиваться знания. По мере овладения речью ребенок учится адекватно понимать речь окружающих, связно выражать свои мысли. Речь даёт ребенку возмож¬ность вербализовать собственные чувства и переживания, помогает осуществлять саморегуляцию и самоконтроль деятельности. Она теснейшим образом связана со всеми сторонами психического развития ребенка. На основе языка развивается логическое мышление. Развитие речи сопряжено с развитием памяти, внимания и мышления, поскольку для эффективной речевой деятельности надо запоминать написание многих слов, обогащать словарь. Важно удерживать в памяти и быстро извлекать из неё большое количество речевых оборотов. С развитием речи развивается и сфера нравственности, чувств и эмоций.
Выступление на городском семинаре.doc
Выступление  на городском семинаре   «Развитие речи детей на коррекционно – развивающих  занятиях» Добрый день, уважаемые коллеги!   Речевое   развитие   является   важнейшим   аспектом   общего   психического   развития   в детском возрасте. Речь неразрывно связана с  мыслительной деятельностью, а мышление не может   успешно   развиваться   без   языкового   материала.   Знание   слова,   обозначающего понятие,   помогает   человеку   оперировать   этим   понятием,   т.е.   мыслить.   Понятийное мышление формируется в начальной школе и развивается, совершенствуется в течение всей жизни человека. И чем раньше будет усвоен язык, тем легче и полнее будут усваиваться знания. По мере овладения речью ребенок учится адекватно понимать речь окружающих, связно выражать свои мысли. Речь даёт ребенку возможность вербализовать собственные чувства   и   переживания,   помогает   осуществлять   саморегуляцию   и   самоконтроль деятельности.  Она теснейшим образом связана со всеми сторонами психического развития ребенка.  На   основе   языка   развивается   логическое   мышление.   Развитие   речи   сопряжено   с развитием   памяти,   внимания   и   мышления,     поскольку   для   эффективной   речевой деятельности   надо   запоминать   написание   многих   слов,   обогащать   словарь.   Важно удерживать в памяти и быстро извлекать из неё большое количество речевых оборотов. С развитием речи развивается и сфера нравственности, чувств и эмоций.      Развитие   речи     не   является   основополагающей   целью,   но   является   одним   из основных   моментов   в   деятельности     психолога     и     осуществляется     через   систему коррекционно­развивающих упражнений на коррекционных занятиях. Основной задачей работы по развитию речи обучающихся является  формирование коммуникативных   умений   и   навыков:   умения   в   устной   и   письменной   форме   высказать мысль правильно, понятно, точно и выразительно  в соответствии  с ситуацией общения и целью     высказывания,   а   также   умения   понимать     чужой   текст,   осуществлять   его информационную переработку, вести диалог. Очень важно подчеркнуть,  что,  с какой бы психической функцией психолог ни работал (эмоции, переживания, псих. процессы), часто именно  речь       выступает  показателем  особенностей  ее развития..  Всё,    что  мы  можем проговорить,   мы   можем   осознать.   Если   какие­то   вещи   остаются   не   проговоренными, значит,   они либо не осознанны, либо осознанны не в полной мере. Это касается людей любого возраста. А где можно проговорить то,  что важно?  Конечно, в ситуации общения. Поэтому   на своих занятиях я,   в первую очередь, стараюсь организовать это общение через:   ­   разучивание   стихов,   которое   способствует   развитию   связной   речи,   ее выразительности,   обогащает   активный   и   пассивный   словарный   запас   ребенка,   помогает развивать   произвольную   словесную   память.   Очень   ребятам   нравится   стихотворение Леонида Каминского «Объявление», часть которого они запоминают после 2­х разового прослушивания (слайд) ­   пересказ   рассказов,   текстов,   притч,   отрывков   из   просмотренных   кино   ­   и мультфильмов   также   способствует   развитию   связной   и   выразительной   речи   ребенка, обогащению   словаря   и     произвольной   словесной   памяти.   Ученики   5А   и   6А   классов   с интересом смотрят, высказывают своё мнение и  эмоционально обсуждают  такие фильмы, как «Кука» и «Хорошие дети не плачут».  Эффективным   способом   развития   связной   речи   является   и   регулярно провоцируемый мною рассказ ребёнка о тех событиях, которые произошли с ним в течение дня  (недели) в школе, на улице, дома. Такого рода задания помогают развивать  внимание, наблюдательность  и  память. Качество и количество словарного запаса ребенка во многом определяют уровень развития речи в целом. Необходимо уделять внимание как пассивному (то есть тем словам, которые   хранятся   в   запасе   памяти),   так   и   активному   (слова,   которые   постоянно используются) словарному запасу. Очень важно, чтобы ребенок знал, какие значения есть у слова, умел правильно употреблять его в самостоятельной речи. Игровые упражнения ­ задания помогают в расширении словарного запаса. Игры «в слова» обогащают лексический запас школьника, приучают быстро находить нужные, актуализируют пассивный словарь. Большинство   таких   игр   рекомендуется   проводить   с   ограничением   времени,   в   течение которого выполняется задание (например, 3­5 мин). Это позволяет внести в игру  элемент соревнования  и  придать ей дополнительный азарт. 1. «Угадай,  что я хочу сказать». Произношу первый слог в каком­либо слове и  прошу ребёнка угадать все слово целиком по этому слогу. Например, пар  (та), кни (га),  друж(ба), солн (це) и т.п. 2. Составить из предлагаемого набора букв как можно больше слов: а, к, с, о, и, м, р, т, у, ш, а, н, и, ы, г, е, р 3. «А ну­ка, сообрази!» Распознать, из каких частей двух разных слов – названий  ягод – составлено название фантазийной ягоды. ­ КЛУБЛЯНИКА ­ МАЛЕПИХА ­ ЧЕРЛУБИКА ­ СМОРБНИКА ­ ЕЖЕВОДИНА ­ ГОКВА 4. «Анаграммы». Ребенку предлагают набор слов, в которых буквы перепутаны местами. Необходимо восстановить нормальный порядок слов. ДАОВ  ­ ВОДА АУТЧ – ТУЧА ВАЧОП – ПОЧВА ЛАБООК – ОБЛАКО ЛАРУЖН – ЖУРНАЛ КОШАЛ ­  ШКОЛА 5. Назвать слова, противоположные по значению (антонимы) ­ Правда – ложь  ­ Умный – глупый ­ Добро – зло ­ Холодный – горячий 6. «Вставь 3 буквы».  В скобки вставь 3 буквы так, чтобы их сочетание явилось концом первого слова и одновременно началом второго. ­ БЕЛИ  (ЗНА) МЯ ­ ЛИ  (МОН)  НЕТА ­ КО (МАР) ГАНЦОВКА 7. «Метаграммы». Разгадайте метаграммы С буквой «З» ­ оно блестит,  В  сейфах банковских лежит. С буквой «Б» ­ гнилое место, Там земля, как будто тесто. (Золото – болото) 8. Назвать больше слов по теме.  В быстром темпе и в течение минуты назвать как можно больше слов, обозначающих известных ребёнку животных, птиц, растений, имена, названия стран и т.д.   В этой игре выигрывает тот, кто назовёт больше всех слов. Игра способствует развитию гибкости мышления и расширяет активный словарный запас. 9.   Составьте из данных слогов слова.  (Кора, нота, нора, рано, рана, Рита, вата, коса, роса, рота, тара, корона, корова).            10.  С удовольствием ребята выполняют задание  «Я не поэт, я только учусь…». Подбирают рифмы к данным словам, пытаются составить четверостишия. РЫБАК – чудак, пустяк, никак, мастак… КЛЕВАТЬ – зевать, ждать, опять, менять… Сидит на берегу рыбак, А рыба не клюёт никак. Устал рыбак удачи ждать, И начал носом он клевать. 11. Восстановите  вредный совет Григория  Остера»    И не стали ждать ответа, Сообщите  ­ сам  дурак. Если вас по телефону И тому, кто снимет трубку, Обозвали дураком  Наберите быстро номер Бросив трубку на рычаг, Из любых случайных цифр  Правильно:  Если вас по телефону Обозвали дураком  И не стали ждать ответа, Бросив трубку на рычаг. Наберите быстро номер Из любых случайных цифр И тому, кто снимет трубку, Сообщите  ­ сам  дурак. 12. Очень нравится обучающимся  отгадывать различные  ребусы, шарады, загадки,  но не простые, а с изюминкой.  На   занятиях   развиваются   следующие   характеристики   речи:   грамматически правильное построение предложений; умение четко и понятно выражать мысли; развитие объяснительной речи; проговаривание (актуализация и осознание) опыта детей; развитие слушания речи (повышение культуры и навыков коммуникации); стимуляция и развитие рефлексии через речь, помощь в осознании себя. Необходимо   отметить,   что   работа   над   развитием   связной   речи   ­   процесс продолжительный.   Это   многогранная работа   над речевой культурой   обучающихся, а значит и работа над развитием личности ребёнка.  И в завершении своего выступления я хочу предложить Вам несколько слайдов (та самая изюминка, о которой говорилось ранее), а вы  догадайтесь, пожалуйста, о чём идёт речь!

Выступление на городском семинаре «Развитие речи детей на коррекционно – развивающих занятиях»

Выступление  на городском семинаре   «Развитие речи детей на коррекционно – развивающих  занятиях»

Выступление на городском семинаре «Развитие речи детей на коррекционно – развивающих занятиях»

Выступление  на городском семинаре   «Развитие речи детей на коррекционно – развивающих  занятиях»

Выступление на городском семинаре «Развитие речи детей на коррекционно – развивающих занятиях»

Выступление  на городском семинаре   «Развитие речи детей на коррекционно – развивающих  занятиях»

Выступление на городском семинаре «Развитие речи детей на коррекционно – развивающих занятиях»

Выступление  на городском семинаре   «Развитие речи детей на коррекционно – развивающих  занятиях»

Выступление на городском семинаре «Развитие речи детей на коррекционно – развивающих занятиях»

Выступление  на городском семинаре   «Развитие речи детей на коррекционно – развивающих  занятиях»

Выступление на городском семинаре «Развитие речи детей на коррекционно – развивающих занятиях»

Выступление  на городском семинаре   «Развитие речи детей на коррекционно – развивающих  занятиях»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.03.2018