Выступление на конкурсе "Учитель года " к презентации
Оценка 4.9
Документация
docx
русская литература
3 кл
15.05.2018
Выступление на конкурс "Учитель года". Тема моего выступления - «Педагогические условия формирования, развития, сохранения читательского интереса у младших школьников в системе современного образования».В ходе моего выступления я познакомила слушателей с педагогическими условиями формирования, развития, сохранения и повышения интереса к книге и чтению.В ходе работы мною были определены задачи в отношении педагогов, семьи, а самое главное в отношении юных читателей: продвигать идею чтения в сознании детей - читать и дальше, в более старшем возрасте.
Вполне понятно, чтобы книга для детей стала лучшим другом, в современной системе образования необходимы:
-педагоги и родители, которые сами должен быть примером квалифицированного читателя;
- специфические подходы, т.е. необходимо применить не только привычные учебные методики, но и поразить новизной подхода к самому феномену, называемому “Чтением”.
На мой взгляд. Учителю необходимо сосредоточить большее внимание на формирование и развитие читательского вкуса младших школьников.
выступление последнее правильное.docx
Анатолий Мошковский. Книга.
Толька не любил читать. Были дела поинтересней.
В школе приходилось читать, чтоб не остаться на второй год и не
получить отцовского ремня.. Читать было необходимо. Но чтоб
когданибудь он сам взял в библиотеке книгу, нет, этого еще не
случалось. Не мог он усидеть над книгой.
Но вот однажды случилось нечто непонятное. Толька затосковал.
Ему чегото не хватало. А чего – он и сам не понимал.
Проходя возле книжного магазина, он в раздумье остановился:
может, книга расскажет ему, чем он заболел и чего ему не хватает?
Толька неуверенно вошел внутрь. На полке аккуратно стояло
множество разных книг.
– Тетенька, дайте самую интересную.
Продавщица перевела взгляд на полки, достала одну книжку и
подала ее Тольке. Книга была новенькая, гладкая, прохладная, с
крепкой обложкой.. Ух, как все это было красиво и необычно –
просто дух заняло!
Осторожно, чтоб не запачкать книгу, Толька прижал ее к животу
и, как величайшую драгоценность, вынес из магазина…
Купленная героем произведения
книга не сумела
рассказать, чем он заболел и чего ему не хватает в его
отважной, стремительной жизни.
Но знаменателен сам факт — его, читавшего до сих пор
поневоле, вдруг в минуты тоски потянуло к книге.
Проблема приобщения детей к чтению на протяжении многих лет остается
наиболее важной и актуальной.
Национальная программа поддержки и развития чтения отмечает, что
"современная ситуация в этом отношении характеризуется как системный
кризис читательской культуры, когда страна подошла к критическому
пределу пренебрежения чтением".
А в Концепции программы поддержки детского и юношеского чтения,
принятой в июне 2017 года подчёркивается, что читающий человек все больше
осознается как национальная ценность.
На мой взгляд, кризис детского чтения, о котором сейчас много говорят,
1 проявляется не столько в том, что многие дети перестали читать, сколько
в том, что у них не развит интерес к этой сфере занятий.
Почему же увлеченность ребенка чтением такое редкое явление в наши дни?
Выделяют различные причины снижения интереса к чтению:
но, главная, как отмечают специалисты, неэффективность педагогической
системы управления чтением детей, как в школе, так и в семье.
Тема моего выступления «Педагогические условия формирования,
развития, сохранения читательского интереса у младших школьников в
системе современного образования»
ИЛИ...
Интерес, или сила, влекущая к чтению
Изучив теоретические положения по теме, я выяснила качественные
характеристики читательского интереса.
В ходе работы мною были определены задачи в отношении педагогов,
семьи, а самое главное в отношении юных читателей:продвигать идею
чтения в сознании детей читать и дальше, в более старшем
возрасте.
Вполне понятно, чтобы книга для детей стала лучшим другом, в современной
системе образования необходимы:
педагоги и родители, сами должен быть примером квалифицированного
читателя;
специфические подходы, т.е. необходимо применить не только привычные
учебные методики, но и поразить новизной подхода к самому феномену,
называемому “Чтением”.
В ходе анализа различных подходов по развитию читательских интересов,
наиболее целесообразной и современной мне показалась система стимулов
Ивана Павловича Подласова и система методов Сергея Петровича
Лавлинского.
Особый интерес у меня вызвал метод медленного чтения, разработанный
Натаном Яковлевичем Эйдельманом.
2 Читать медленно означает читать вдумчиво, воспринимая прочитанное не
только интеллектом, но и пропуская через душу.
Обратимся к поэзии. Осип Мандельштам
В игольчатых чумных бокалах
Мы пьем наважденье причин,
Касаемся крючьями малых,
Как легкая смерть величин.
И там, где сцепились бирюльки,
Ребенок молчанье хранит,
Большая Вселенная в люльке
У маленькой личности спит.
Как можно пить наважденье причин?! Буду благодарна, если ктонибудь мне
объяснит.
Так и у детей. Вопросов в ходе чтения может возникнуть множество. Важно
шаг за шагом изучить, проанализировать значение каждого слова, строфы…
Поэтому я учу детей задавать вопросы. Помогает методика по активизации
вопросного мышления Ольги Владимировны Соболевой. Предпочтение отдаю
тем, которые ориентированы на эмоциональный отклик, воображение,
духовнонравственное развитие.
Есть и другой важный стимул, ведущий к личностной мотивации чтения у
ребенка идентификация. Познавая литературных героев, ставя себя на их
место, познаем самого себя, становясь при этом “выше себя”.
Поэтому важно, чтобы в руки ребенка попала хорошая книга. В
читательском интересе выражается отношение не вообще к
книгам, а именно к выборочному прочтению их. Поэтому, с
первого класса для моих ребят начинается путь создания своей Золотой
книжной полки. На пути шаг за шагом для маленьких читателей
открывается истина, а вместе с ней и новая шкала ценностей.
“Книга — не телевизор и не радио, она не показывает и не звучит”.Вместе с
тем, причиной интереса к конкретной книге или к теме чаще всего являются
генерируемые образы (фантазии, мечты), связанные с достижением целей,
которые ставит перед собой человек. Более детальное представление о
сущности и природе читательского творчества дает петербургский ученый
Александр Михайлович Левидов в своей книге “Авторобразчитатель”.
3 Используемые мною разные виды упражнений для творческого
воссоздания образов: устное словесное рисование, театрализованная
импровизация, приемы кадропланов, цветопись, творческие
досказывания, аналогии, ассоциации. Работу приёма «морфологический
анализ» и «Путь героя» я продемонстрировала недавно на выступлении в
ходе Всероссийской научнопрактической конференции с международным
участием «Психологопедагогические проблемы развития ребенка в
современных социокультурных условиях», проводимой на базе Курского
института развития образования.
Проводимая работа помогает объективировать фантазии детей, как в
традиционных продуктах читательской деятельности, так и с использованием
цифровых ресурсов.
Вот один из них МЕДИА СОЧИНЕНИЕ «Осень».
Еще один пример стимулирования детского творчества школьный журнал
«Выше радуги», в котором дети публикуют свои произведения.
В отборе содержания журнала по серьёзным критериям принимают участие не
только взрослые, но и дети члены Школы лидеров чтения, работающей под
руководством нашего библиотекаря. Мои ученики есть и среди авторов, и
среди рецензентов.
Опыт практической работы по продвижению чтения в рамках проекта «Школа
лидеров чтения» подробно описан в книге Натальи Сметанниковой
«Стратегия воспитания лидеров чтения»
Одна из недавних идей школы лидеров чтения нашей прогимназии
литературный флешмоб к Неделе детской книги, посвящённой творчеству
Сергея Михалкова.( Флешмоб)
Идея целенаправленного пробуждения интереса к чтению нашла своё
отражение и в разработанной мною программе внеурочной деятельности
«Школа талантливого читателя».
Походы в библиотеки, встречи с писателями, работа над проектами,
заявленное, возвращающееся, свободное чтение – вот далеко неполный
перечень видов и форм работы.
Одна из наиболее интересных – «Музей проживания книги»
4 Это удивительная педагогическая технология, дающая осуществлять
нетрадиционный подход к пониманию текста, основанный на интересе
детей.
Экспонатами музея могут быть как работы, выполненные в разных
техниках, так и любые предметы, имеющие непосредственное отношение к
тексту.
Подробней познакомить с этой технологией я планирую своем на уроке
литературного чтения, который проведу в 4ом классе.
Вернусь к роли личности в формировании интереса к чтению.
Я о семейном чтении. В семье обязательно должен быть человек, который
будет читать малышу "нужные книжки".
Для родителей провожу консультации я назвала их читательские практики,
главная цель которых помочь родителям правильно организовать чтение
литературы дома. Материалы читательских практик размещены на странице
моего сайта.
Проведенная совместная работа c родителями активизировала чтение
учащихся дала возможность использовать разнообразные формы работы.
1. На протяжении 3х лет по результатам конкурса «Самый читающий класс»
мы становимся победителями.
2.Конкурса чтецов.
3. Олимпиад по литературе.
Подводя итог своему выступлению, хочу отметить:
проводимые на протяжении 3х лет мониторинговые исследования
выявили положительную динамику в уровне развития читательского интереса
у младших школьников, что позволяет сделать вывод об эффективности
используемого подхода.
В дальнейшем свою работу планирую продолжить в направлении:
наработки опыта социального партнёрства.
распространения опыта работы.
выпуска методических рекомендаций для педагогов.
5 включения проекта в Программу развития образовательного учреждения.
Надеюсь, мне удалось заинтересовать вас технологией реализации решения
данной педагогической проблемы.
6
Выступление на конкурсе "Учитель года " к презентации
Выступление на конкурсе "Учитель года " к презентации
Выступление на конкурсе "Учитель года " к презентации
Выступление на конкурсе "Учитель года " к презентации
Выступление на конкурсе "Учитель года " к презентации
Выступление на конкурсе "Учитель года " к презентации
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.