Выступление на методическом объединении учителей математики на тему "Элективные курсы и личностно ориентиро-ванное обучение
Оценка 4.9
Руководства для учителя
docx
математика
9 кл—11 кл
11.03.2018
В выступлении особое место отведено рассмотрению следующих вопросов: цель элективных курсов, требования к содержанию и методике изучения ЭК, виды элективных курсов, методы преподавания ЭК, формы организации познавательной деятельности учащихся:
формы учебных занятий, формы, методы, инструментарий контроля образовательных достижений учащихся, критерии оценки.
Элективный курс.docx
МОУ «Крутоярская СОШ»
Элективные курсы и личностно
ориентированное обучение
Учитель математики: Каптилова В.А.
Среднее (полное) общее образование – завершающая ступень
общего образования, призванная обеспечить
функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся. Эти функции определяют направленность
целей на формирование социально грамотной и социально
мобильной личности, осознающей свои гражданские права и
обязанности, ясно представляющих себе потенциальные
возможности, ресурсы и способы реализации выбранного
жизненного пути.Эффективная реализация указанных целей
возможна при введении профильного обучения, которое
является «системой специализированной подготовки
(профильного обучения) в старших классах
общеобразовательных школ, ориентированной на
индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в
том числе с учётом реальных потребностей рынка труда, …
отработки гибкой системы профилей и кооперации старшей
ступени школы с учреждениями начального, среднего и
высшего профессионального образования» (Концепция
модернизации российского образования на период до 2010
года).
Наряду с решением основной задачи, заключающейся в
обеспечении прочного и сознательного овладения учащимися
системой математических знаний и умений элективный курс
предусматривает формирование у учащихся устойчивого
интереса к предмету, выявление и развитие их
математических способностей, ориентацию на профессии,
существенным образом связанных с математикой.
Переход к профильному обучению постепенный. Этому
способствуют элективные курсы – обязательные курсы по
выбору учащихся из компонента общеобразовательного
учреждения, входящие в состав профиля обучения.
Целью элективных курсовв системе профильного
образования является ориентация на индивидуализацию
обучения и социализацию учащихся, на подготовку к
осознанному и ответственному выбору будущей
профессиональной деятельности.
Элективные курсы, как составная часть предпрофильной
подготовки, выполняют несколько функций:
«надстройки» профильного курса, когда такой
дополненный профильный курс становится в полной
мере углублённым;
расширяют содержание одного из базисных курсов,
изучение которого осуществляется на минимальном
общеобразовательном уровне, что позволяет получить дополнительную подготовку для сдачи ЕГЭ по
выбранному предмету;
способствуют удовлетворению познавательных интересов
в различных областях деятельности человека.
Требования к содержанию и методике изучения ЭК:
актуальная личностная и социально значимая
тематика;
поддержка базовых или профильных курсов;
опора на методы и формы организации обучения,
отвечающие образовательным потребностям
учащихся и адекватные будущей профессиональной
деятельности учащихся;
включение учащихся в теоретически обоснованную
практическую деятельность, соответствующую
профилю обучения;
обеспечение формирования и развития общеучебных
умений и навыков.
Наряду с решением основной задачи, заключающейся в
обеспечении прочного и сознательного овладения учащимися
системой математических знаний и умений, элективный курс
предусматривает формирование у учащихся устойчивого
интереса к предмету, выявление и развитие их
математических способностей, ориентацию на профессии,
существенным образом связанных с математикой.
В соответствии с целями и задачами профильного
обучения элективные курсы подразделяются на несколько
видов.
Виды элективных курсов
1. Предметно-ориентированные (пробные)
дать ученику возможность реализовать свой интерес к
Образовательные задачи:
избранному предмету;
определить готовность и способность ученика к
освоению выбранного предмета на повышенном уровне;
помочь ученику утвердиться в правильности сделанного
выбора дальнейшего обучения.
Функции ЭК:
углубление отдельных тем базовых и профильных
общеобразовательных программ; расширение общеобразовательной программы за счёт
изучения тем, выходящих за её рамки;
компенсация недостатков обучения по профильным
предметам;
подготовка к ЕГЭ по профильным предметам.
Образовательные задачи:
2. Межпредметные
помочь старшекласснику убедиться в правильности
выбора профиля обучения;
познакомить учащихся со способами деятельности и
комплексными проблемами, требующими синтеза
знаний по циклу предметов, определяющих профиль
обучения.
Функции ЭК:
изучение комплексных проблем современности;
приобретение компетенций и освоение способов
деятельности, свойственных циклу предметов;
интеграция имеющихся представлений в целостную
естественнонаучную картину мира.
3. Профессионально-ориентированные
(ориентационные)
Образовательные задачи:
создать базу для ориентации учащихся в мире
современных профессий;
познакомить учащихся со спецификой видов
деятельности, соответствующих наиболее
распространённым профессиям;
поддерживать мотивацию ученика к конкретному
профилю образования;
способствовать внутрипрофильной специализации.
Функции ЭК:
профессиональная ориентация;
приобретение компетенций, характерных для
конкретной профессиональной деятельности;
«профессиональная проба».
Ведущие методы преподавания ЭК:
Методы поискового и исследовательского характера,
стимулирующие познавательную активность учащихся,
тренинги, лабораторный эксперимент, реферативные и экспериментальные исследования, проектно-
исследовательская деятельность, развивающая
творческую инициативу учащихся;
Интерактивные методы (эвристические методы, учебный
диалог и полилог, метод проблемных задач, деловые
игры);
Самостоятельная работа учащихся с различными
источниками информации, включая Интернет-ресурсы.
Формы организации познавательной деятельности
учащихся:
Индивидуальные;
Групповые;
Коллективные.
Формы учебных занятий:
Интерактивные лекции с последующими
дискуссиями;
Семинары;
Уроки с элементами моделирования ситуаций и
деловыми играми;
Экскурсии;
Практикумы;
Нетрадиционные уроки (альманахи, презентации,
«круглые столы», уроки решения ключевых задач,
интегрированные уроки, уроки защиты творческих
проектов и др.)
Формы, методы, инструментарий контроля
образовательных достижений учащихся, критерии
оценки:
Контрольная работа;
Итоговая конференция;
Зачёт;
Отчёт об исследовании;
Итоговое тестирование;
Зачётный практикум;
Защита творческих проектов;
Итоговый контроль в форме презентации
образовательных достижений (самостоятельно подготовленных рефератов, докладов, сообщений и
т.д.);
Отчёт о выполненной практической работе;
Портфолио как набор образовательных продуктов
(реализованных проектов) ученика.
Первый этап (основная школа) элективных курсов по
математике является в значительной мере ориентационным.
На этом этапе ученику надо помочь осознать степень своего
интереса к предмету и оценить возможности овладения им с
тем, чтобы по окончании 9 класса он смог сделать
сознательный выбор в пользу углублённого либо обычного
изучения математики.
В своей практике вела элективные курсы «Избранные
вопросы математики» в 9, 10, 11 классах.
Используемая литература при проведении элективных
курсов:
Журнал «Математика в школе» №10/2003 .Курс по
выбору для 9 класса «Избранные вопросы математики».
Дорофеев Г.В. и др.
Геометрия: красота и гармония. Простейшие задачи
аналитической геометрии на плоскости. Золотая
пропорция. Симметрия вокруг нас. 8 – 9 классы:
элективные курсы/ авт.-сост. Л.С.Сагателова, В.Н.
Студенецкая.- Волгоград: Учитель, 2007.
Математика. 8-9 классы: элективные курсы «Самый
простой способ решения непростых неравенств»,
«Избранные задачи по планиметрии», «Решение задач с
помощью графов»/ авт.-сост. Л.Н.Харламова. –
Волгоград: Учитель, 2007.
Бурмистрова Т.А. Алгебра и начала анализа 10 – 11
классы. Программы общеобразовательных учреждений.
М., «Просвещение», 2009.
Программа «Факультативные курсы», сб. №2, часть 1.
Математика. - М.: Просвещение, 1990.
Крамор В.С., П.А. Михайлов. Тригонометрические
функции. - М.: Просвещение, 1979.
Журнал «Математика в школе» №7, 2002: А.Я.Цукарь
«Изучение функции в 9-11 классах» Крамор В.С. Повторяем и систематизируем полный курс
алгебры и начал анализа. – М.: Просвещение, 1999.
КИМы ЕГЭ за 2001 – 2009 гг.
Концепция математического образования «Математика в
школе, - 2000. - №2. –с.13-18.
Концепция модернизации российского образования на
период до 2010. «Вестник образования» - 2002 - №6 –
с.11-40.
Стандарт основного общего образования по
математике// «Вестник образования»-2004-№12-с.107-
119.
Выступление на методическом объединении учителей математики на тему "Элективные курсы и личностно ориентиро-ванное обучение
Выступление на методическом объединении учителей математики на тему "Элективные курсы и личностно ориентиро-ванное обучение
Выступление на методическом объединении учителей математики на тему "Элективные курсы и личностно ориентиро-ванное обучение
Выступление на методическом объединении учителей математики на тему "Элективные курсы и личностно ориентиро-ванное обучение
Выступление на методическом объединении учителей математики на тему "Элективные курсы и личностно ориентиро-ванное обучение
Выступление на методическом объединении учителей математики на тему "Элективные курсы и личностно ориентиро-ванное обучение
Выступление на методическом объединении учителей математики на тему "Элективные курсы и личностно ориентиро-ванное обучение
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.