Выступление на МО "ФОРМЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ДИВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ"
Оценка 4.9
Повышение квалификации
docx
воспитательная работа
8 кл
29.01.2019
Будущее любой страны заключается в её детях. Мир полон детей. Ребёнок в праве ожидать счастливого будущего и гармоничного развития. Жизнь идёт и вместе с особенностями развития у ребёнка появляются и также социально-психологические трудности. Поэтому у нас педагогов возникают многочисленные вопросы:
Что же включает в себя понятие социально-психологические трудности особой группы детей?
Чаще всего это:
1. Отсутствие интереса к учёбе, т.е. нежелание учиться.
2. Недисциплинированность, непослушание.
3. Трудности контакта с педагогами.
4. Нарушение здоровья.
5. Нарушение умственного развития.
6. Особенности психического и физического развития.
7. Несоответствие методик обучения и воспитания индивидуальным особенностям детей.
ФОРМЫ_РАБОТЫ_С_ДЕТЬМИ_ДИВИАНТНОГО_ПОВЕДЕНИЯ.docx
ФОРМЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ
ДИВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ
Выступление на МО
Подготовила и провела воспитатель: Быкова
Валентина Петровна пгт. Новобурейский
2016 год
Будущее любой страны заключается в её детях. Мир полон детей. Ребёнок в
праве ожидать счастливого будущего и гармоничного развития. Жизнь идёт и
вместе с особенностями развития у ребёнка появляются и также социально
психологические трудности. Поэтому у нас педагогов возникают многочисленные
вопросы:
Что же включает в себя понятие социальнопсихологические трудности особой
группы детей?
Чаще всего это:
1. Отсутствие интереса к учёбе, т.е. нежелание учиться.
2. Недисциплинированность, непослушание.
3. Трудности контакта с педагогами.
4. Нарушение здоровья.
5. Нарушение умственного развития.
6. Особенности психического и физического развития.
7. Несоответствие методик обучения и воспитания индивидуальным
особенностям детей.
Поэтому, при правильно проведённой диагностике ребёнок, имеющий
специфические особенности развития, может получить образование в
специализированном образовательном учреждении.
Такие дети отличаются от других детей, они раздражают окружающих
самобытным поведением, сами того не желая, выделяются на фоне принятой в
школьной среде нормы, не подчиняются правилам школьного распорядка, не хотят
мириться со своими трудностями. Принимают точку зрения других. Именно таких
детей принято относить к «группе риска». Чаще всего они попадают в поле зрения
комиссии по делам несовершеннолетних, их имена звучат на педагогических
советах, поступки обсуждаются на собраниях. А в классе воспринимаются как
досадная помеха благополучно текущему педагогическому процессу.
Личность человека формируется благодаря его жизни в обществе. Ребёнок
вступает в отношения с другими детьми, взрослыми. Многие взрослые искренне не
понимают, когда и как произошёл переход ребёнка из «зоны риска» в «группу
риска», когда ребёнок превратился в неуправляемого, агрессивного. Многие
проблемы «трудных детей» такие, как гиперактивность и импульсивное поведение,
являются результатом плохого обращения с детьми взрослых. Такие дети не
способны усвоить общепринятые нормы поведения и поступать «как все дети». Они
становятся нестандартными изгоями, если взрослые не сумели найти с ними общего
языка, умения договариваться о правилах, привить самоуважение, помочь усвоить культуру человеческого общения. эти дети переходят из «зоны риска» в «группу
риска» , в том случае, если в семье, школе им не будут созданы условия
коррекционнореабилитационные, специальные.
Отсутствие этих условий и станет той границей, которую может пресечь ребёнок
и оказаться в «группе риска».
Насилие, как физическое, так и психологическое принуждает ребёнка к
поступкам, действиям, которые он не хочет, но вынужден совершать под давлением,
обманом или угрозами, манипуляции со стороны взрослых. В результате
неправильного поведения взрослых нарушается физическое и психическое развитие
ребёнка, развиваются личностные и эмоциональные комплексы, проявляются
психоматические заболевания, возникает тяжёлая форма социальной дезадаптации.
Таким образом, границей риска для ребёнка становится отсутствие любви и
заботы взрослых, как основополагающего условия, обеспечивающего его
нормальную жизнедеятельность и благополучное психофизическое развитие. В
ситуации школьного обучения в группе риска оказываются так называемые
«педагогически запущенные» подростки или те дети, отношение взрослых к
которым на протяжении нескольких лет носило насильственный характер или
попустительский характер. В этой связи у детей сформировались стойкие
асоциальные формы поведения (агрессивные, девиантные), низкий уровень
человеческой культуры. Взрослые должны помнить, что граница перехода ребёнка
из «зоны риска» в «группу риска» всегда рядом и шансы переступить её невероятно
велики. Они удваиваются с появлением отрицательных воздействий среды. Как
известно, многим детям свойственны отклонения в поведении. Как правило они
легко преодолеваются усилиями учителей и воспитателей. Но какаято часть детей
выходит за рамки недопустимых шалостей и проступков и воспитательная работа с
ними, протекая с затруднениями, не приносит желаемого результата. Таких детей
относят к категории «трудных». Это дети неуспевающие, недисциплинированные,
дезорганизаторы, то есть не поддающиеся обучению и воспитанию. Когда говорят о
трудных детях, обычно имеют ввиду педагогическую трудность. При этом чаще
берётся за основу одна сторона явления – трудность работы с этими детьми, и не
рассматривается вторая – трудность жизни этих детей, трудность их
взаимоотношений с педагогами, товарищами, сверстниками, взрослыми.
Трудные дети часто не столько не хотят, сколько не могут хорошо учиться и
вести себя должным образом. И причины этой трудности неодинаковы. Трудность
обуславливается тремя основными фактами:
1. Педагогической запущенностью.
2. Социальной запущенностью.
3. Отклонение в состоянии здоровья.
В разряд трудных и неисправимых нередко заносятся те педагогически и
социально запущенные дети, к которым педагог не сумел найти правильного
подхода. Под педагогической запущенностью понимается такое состояние личности,
которое является следствием недостатков или неправильной постановки учебно
воспитательной работы. В результате чего нарушаются связи личности со средой,
отношения с окружающими приобретают конфликтный характер, поведение
начинает всё более отклоняться от общепринятых норм. Ребёнок становится
«трудным». Именно поэтому школа должна стремиться создать условия для
индивидуального развития каждого школьника с учётом его специальных
трудностей, уникальных способностей, специфических проблем, в следствии
которых, дети гораздо менее охотно выполняют правила внутреннего распорядка.
Усваивают учебные стандарты и нормы поведения.
Можно выделить 5 основных проблемных групп детей в школе, которые
находятся в зоне риска и могут перейти в «группу риска», если им не будут созданы
благоприятные условия развития, психологопедагогическое сопровождение в
школе, любовь, понимание и забота, индивидуальный подход к удовлетворению их
специальных потребностей:
1. Одарённые дети.
2. Дети с проблемами в обучении и развитии.
3. Дети со слабым здоровьем, психофизически ослабленные, инвалиды.
4. Дети из проблемных и неблагополучных семей.
5. Педагогически запущенные дети.
Пока ребёнок поддаётся педагогическому воздействию, он находится в «зоне
риска», неуправляемый переходит в «группу риска». Это подражание детей
поведению своих родителей (агрессивность, возбудимость) с целью предотвращения
жестокого обращения с собой.
Учебная неуспеваемость может быть спровоцирована хроническим генетическим
заболеванием.
Поэтому педагоги школы должны представлять целостную картину детских
проблем, для того, чтобы обеспечить продуктивную помощь детям с разными
нуждами. А самое главное им необходимо умение составлять и реализовывать
целевые комплексные программы, соответствующие условиям школы, учитывающие
индивидуальные особенности детей, на основе дифференцированной
конструктивнопроектировочной деятельности. Потому что особую сложность
представляют наши дети, которые гиперактивные и с нестабильной нервной
системой, требующие повышенного внимания и непрерывного педагогического
контакта, поскольку в любой момент могут стать социально опасными: причинить
вред здоровью других детей.
В школе педагоги не только не выпускают из зоны внимания детей с
неадекватными формами поведения, но и находятся в постоянном контакте с
медработниками, психологом, логопедом, воспитательной службой, на предмет
особенностей развития этих детей, их роста, межличностного общения. Наиболее распространёнными медицинскими заболеваниями у детей являются:
нарушение осанки, плоскостопие, болезни глаз, снижение остроты зрения,
нарушения в работе пищеварительных органов, эндокринные нарушения, нарушения
кровообращения.
Что же делать педагогу?
Относиться к школьным трудностям спокойно. Не считать любую трудность
непреодолимой преградой. Разобраться в её причинах и если возможно, объяснить
эту причину. Не считать возникновение трудностей крахом собственной
педагогической компетенции.
Быть терпеливым в стремлении помочь ребёнку. Быть предельно
доброжелательным в общении с ним. Не проявлять негативного отношения к
ученику, ни словом, не взглядом , ни жестом, не выражением лица. Избегать
оценочных суждений. Не сравнивать ребёнка со сверстниками. Предлагать
конструктивные варианты помощи. Хвалить ребёнка при всех, обсуждать его
проблемы наедине с ним. Сделать всех педагогов союзниками в помощи ребёнку.
Основные принципы работы с детьми «зоны риска»:
1. Любой ребёнок имеющий школьные проблемы в состоянии получить
полноценное образование при соответствующей и вовремя организованной
системе коррекционной помощи.
2. Для коррекции комплексных трудностей надо учитывать как внешние, так и
внутренние факты.
3. Помощь детям – и в первую очередь выявление причин вызывающих
трудности.
4. Детям, находящимся в зоне риска должна оказываться системная помощь,
комплексная, включающая определённую последовательность действий.
5. Наблюдение и анализ возникающих проблем, консультации специалистов.
6. Чёткое определение цели и конкретных задач помощи. Составление
индивидуального плана обучения ( для детей с прогнозом школьных
трудностей )
Опора при обучении на сформированные функции и параллельное
«подтягивание» несформированных функций. Постепенность (пошаговость)
освоения учебного материала. Переход к новому этапу обучения лишь после
полного освоения предыдущего (индивидуальный темп обучения).
Регулярное повторение пройденного материала.
Независимая оценка результатов работы и функционального состояния ребёнка
не реже двух раз в год.
И так, классификация проблем школьников, находящихся в «зоне риска», или
«группе риска», позволяет составить целостное представление об основных
трудностях, возникающих у детей школьного возраста, и тем самым, даёт возможность педагогам своевременно и профессионально разобраться в комплексе
неудач преследующих ребёнка, оказать конструктивную поддержку,
психологическую и педагогическую помощь, обеспечить моральнонравственное
становление детей, их благополучную социализацию.
Выступление на МО "ФОРМЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ДИВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ"
Выступление на МО "ФОРМЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ДИВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ"
Выступление на МО "ФОРМЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ДИВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ"
Выступление на МО "ФОРМЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ДИВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ"
Выступление на МО "ФОРМЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ДИВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ"
Выступление на МО "ФОРМЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ДИВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.