Выступление на МО учителей начальных классов по теме: «Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у учащихся начальных классов»
Оценка 4.6
Педсоветы
docx
психологическая работа +1
Взрослым
22.04.2017
Выступление на МО учителей начальных классов по теме:«Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у учащихся начальных классов»
За последние годы, в мире появилось множество фактов, свидетельствующих о рождении новой болезни – синдром дефицита внимания. Данное выступление поможет коллегам построить работу с такими детьми.Выступление на МО учителей начальных классов по теме:«Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у учащихся начальных классов»
За последние годы, в мире появилось множество фактов, свидетельствующих о рождении новой болезни – синдром дефицита внимания. Данное выступление поможет коллегам построить работу с такими детьми.
Шкандевич Т.А. по теме Дети с СДВГ.docx
МБОУ СОШ №2
г. Семикаракорска» Ростовской области.
Выступление на МО учителей начальных классов по теме:
«Синдром дефицита внимания с гиперактивностью
у учащихся начальных классов»
Подготовила и провела:
учитель начальных классов
Шкандевич Татьяна Александровна
Слайд 1 За последние годы, в мире появилось множество фактов, свидетельствующих о
рождении новой болезни – синдром дефицита внимания.
В России синдром дефицита внимания стал диагностироваться чуть более 20 лет
назад, вслед за появлением работ европейских и американских исследователей.
Слайд 2
Что же такое СДВГ?
ио
Синдр м дефиц та вним ния и гиперакт вности
ио
оо
ао
— неврологическо
поведенческое расстройство развития, начинающееся в детском возрасте.
Проявляется такими симптомами, как трудности концентрации внимания,
гиперактивность и плохо управляемая импульсивность.
Слайд 3
Каковы же причины возникновения СДВГ? Это:
наследственность, психическое и физическое здоровье родителей;
здоровье и нервное состояние матери во время беременности и родов;
первый год жизни ребенка;
социальная среда.
Слайд 4 Сиптомы СДВГ
Дефицит внимания характеризуется наличием короткого промежутка внимания,
рассеянностью. Ребенок дезорганизован, не способен запомнить инструкцию и задания
– переспрашивает несколько раз, не способен усидеть на одном месте, постоянно в
движении, бесцельно хватает различные предметы, все время чемто играет. Помимо
повышенной активности, отмечается невозможность сконцентрировать внимание,
импульсивность, изменчивость и плохая успеваемость в школе. Ребенок не способен
завершить выполнение поставленной задачи, небрежен при выполнении заданий.
Ошибки чаще бывают изза невнимательности, а не от недостатка понимания
материала. Легко отвлекается на окружающие раздражители. С этими детьми трудно
справиться, они постоянно конфликтуют, за ними трудно уследить. Эти дети во время
игры не могут сосредоточиться, предпочитают разрушительные и жестокие игры
(драки, погони, физическое и психологическое насилие). Еще одним из компонентов
синдрома является импульсивность. Ребенок проявляет двигательную и речевую
активность. У таких детей наблюдаются сложности во взаимоотношениях с взрослыми
и сверстниками.
Слайд 5. Диагностика СДВГ базируется на ряде критериев.
Нарушение внимания диагностируется, когда присутствуют 4 из 7
признаков:
1.Нуждается в спокойной тихой обстановке, не способен к работе и к
возможности сконцентрировать внимание.
2. Часто переспрашивает.
3. Легко отвлекаем внешними раздражителями.
4. Путает детали.
5. Не заканчивает то, что начинает.
6. Слушает, но, кажется, что не слышит.
7. Трудности в концентрации внимания, если не создана ситуация «один на один». Слайд 6. Импульсивность диагностируется, когда присутствуют 3 их 5
признаков:
1. Выкрикивает в классе, шумит во время урока.
2. Чрезвычайно возбудим.
3. Трудно переносит время, когда ждет своей очереди.
4. Чрезмерно разговорчив.
5. Задевает других детей.
1. Карабкается на шкафы и мебель.
2. Всегда готов идти, чаще бегает, чем ходит.
3. Суетлив, извивается и корчится.
4. Если что то делает, то с шумом.
5. Должен всегда чтонибудь делать.
Слайд 7. Гиперактивность диагностируется, когда присутствуют 3 из 5 признаков:
Поведение этих детей не соответствует возрастной норме и в школе они отстают
от сверстников, поскольку повышенная активность ребенка, неспособность
сосредоточиться на чемлибо и нарушение восприятия при наличии, как правило,
нормальных способностей ведет к неуспеваемости, и они часто относятся к «трудным
детям» или «детям с проблемами». Они трудно адаптируются в окружающей среде и
составляют для педагогов группу риска. Следствием таких нарушений является
социальная дезадаптация ребенка в обществе. Их поведение оказывает отрицательное
влияние на сверстников. Они стараются занять лидирующую позицию, угнетая более
слабых.
Так как нам достается большая часть работы с этими детьми, то желательно
выявить их как можно раньше, подобрать методы и приемы для работы с ними, чтобы
помочь им влиться в коллектив и получить необходимые знания. На мой взгляд, на
уроках могут быть использованы такие формы и методы:
работа в группах,
работа в парах,
выполнения задания на выбор,
использовать поисковые методы,
больше поощрять,
чаще хвалить за хорошую работу,
тренинги на внимание,
музыка,
быстрый темп урока,
подвижные физминутки,
выявление талантов,
поручения.
Слайд
8. Какие можно дать рекомендации учителю по работе с детьми с
оо
синдр мом дефиц та вним ния и гиперакт вности?
Слайды 918
ио
ио
ао Рекомендации учителю по работе с детьми с синдр мом дефиц та вним ния и
ио
ао
Приложения.
гиперакт вности.
ио
оо
Обязательно оценивать хорошее поведение и успехи в учебе, хвалить ребенка, если он успешно
справился даже с небольшим заданием.
Направлять лишнюю энергию гиперактивных детей в полезное русло: во время урока просить
их помочь вымыть доску, раздать бумагу и т.д.
По возможности игнорировать вызывающие поступки ребенка с синдромом дефицита
внимания.
Во время урока ограничить до минимума отвлекающие факторы. Этому может способствовать,
в частности, оптимальный выбор места за партой для гиперактивного ребенка – в центре класса
напротив доски.
Предоставлять ребенку возможность быстро обращаться за помощью к учителю в случаях
затруднения.
Задания, предлагаемые на уроке, писать на доске.
Вводить проблемное обучение, повышать мотивацию учеников, использовать в процессе
обучения элементы игры, соревнования. Больше давать творческих, развивающих заданий и
наоборот, избегать монотонной деятельности. Рекомендуется частая смена заданий с
небольшим числом вопросов.
Совместно с психологами помогать ребенку адаптироваться в условиях школы и классном
коллективе – воспитывать навыки работы в школе, обучать необходимым социальным нормам
и навыкам общения.
Прикосновение является сильным стимулятором для формирования поведения и развития
навыков обучения. Дотроньтесь до плеча ребёнка, погладьте его по голове, возьмите за руку…
При разговоре с ребёнком опускаться на уровень его глаз, смотреть ему в глаза, взять за руки.
Запомнить, гиперактивность – это не поведенческая проблема, не результат плохого
воспитания, а медицинский и нейропсихологический диагноз. Проблему гиперактивности
невозможно решить волевыми усилиями, авторитарными указаниями и убеждениями.
Рекомендации учителю и родителям по организации помощи детям с проблемами в поведении
Рекомендации учителю
Успеваемость детей с проблемами в поведении обычно ниже уровня их способностей. Во время
уроков им сложно справляться с заданиями, так как они испытывают трудности в организации
и завершении работы. Они довольно скоро выключаются из процесса выполнения задания. На
уроках они перебивают других, на вопросы отвечают невпопад, не выслушивают их до конца.
Выполнения ряда рекомендаций позволяет нормализовать отношения учителя с «трудным»
учеником, и помогает ребенку достичь более высоких результатов в учебе.
Работа строится индивидуально, при этом основное внимание уделяется их отвлекаемости и
слабой самоорганизации.
Поощрять хорошее поведение ребенка.
Во время урока целесообразно ограничивать до минимума отвлекающие факторы. Этому
способствует, в частности, оптимальный выбор места за партой (в центре класса напротив
доски).
Ребенку должна быть предоставлена возможность быстрого обращения за помощью к учителю
в случае затруднения.
Задания, предлагаемые на уроках, учителю следует писать на доске. На определенный отрезок времени дается только одно задание. Если ученику предстоит
выполнить большое задание, то оно предлагается ему в виде последовательных частей, и
учитель периодически контролирует ход работы над каждой частью, внося необходимые
коррективы.
Хуже всего дети выполняют задания, кажущиеся им скучными, неоднократно
повторяющимися, трудными и не подкрепляемыми поощрениями.
Во время учебного дня для такого ребенка предусмотреть возможность двигательной
«разрядки» (физкультпауза, поручения по оказанию помощи, связанные с двигательной
активностью).
Использование приемов привлечения и удержания внимания.
Приемы привлечения и удержания внимания
1. Голосовая и эмоциональная модуляция
Изменение интонации, тембра, высоты, громкости голоса (от крика до шепота).
2. Модуляция темпа речи
Выдерживание паузы; изменение темпа от нарочито медленной речи до скороговорки. Резкое
изменение скорости речи.
3. Прерывание речи, использование антиципации (догадки)
Прерывание речи на словах, достаточно очевидных для аудитории с требованием произносить
их вслух всем, кто догадался на каком слове прервана речь. Активность слушателей
поощряется словесно или отметкой (баллами).
4. «Провалы памяти».
Якобы забывание достаточно очевидных для аудитории элементов сообщения: дат, имен,
терминов, названий и т.п., с просьбой помочь вспомнить, поощрение активных.
5. Жестикуляция.
Сопровождение речи мимикой и адекватной содержанию эмоциональной и иллюстративной
жестикуляцией. Ладони открыты, жесты широкие и свободные.
6. Риторические вопросы.
Повторение основных моментов сообщения в форме вопроса, на который, после небольшой
паузы даёт ответ сам докладчик.
7. Контрольные вопросы.
Задаётся вопрос по только что изложенному материалу с требованием исчерпывающего
ответа: поощрение активных.
8. Наводящие вопросы.
В случае затруднения на контрольный вопрос, задаётся вопрос, косвенно описывающий смысл
изложенного ранее фрагмента сообщения.
9. Вопроспредложение. Смысловая антиципация. Выводы.
На основании изложенного задаётся вопрос предположение, требующий для ответа
смысловой догадки, о чем далее пойдёт речь и какие выводы можно сделать по изложенному
материалу.
10. Уточняющие вопросы. Встречные вопросы.
Слушателям предлагается после каждого смыслового фрагмента сообщения задавать
уточняющие вопросы по изложенной теме или встречные вопросы на догадку: о чем пойдет
речь далее. Активность поощрение оценкой (баллами).
11. Активное ассистирование. Усвоение. (Конвейер).
Преподаватель начинает чтение материала, затем передаёт учебник одному из слушателей
(можно в случайном порядке), который продолжает чтение. Затем учебник передаётся другому
слушателю и т. д.
12. Активное ассистирование. Закрепление. (Эстафета).
Преподаватель начинает пересказ материала, затем передаёт эстафету пересказа (карандаш,
указку и т. п.) одному из слушателей, тот по команде преподавателя (хлопок ладонями),
следующему слушателю и т. д. 13. Активное ассистирование. Контроль. (Бейсбол).
Преподаватель задаёт вопрос и бросает мячик одному из слушателей. Тот отвечает
(исчерпывающий ответ3 балла, правильный ответ1 балл), задаёт свой вопрос и бросает мяч
другому слушателю или преподавателю. Кто первый наберёт 10 баллов, тот получит оценку
(зачёт).
Выступление на МО учителей начальных классов по теме: «Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у учащихся начальных классов»
Выступление на МО учителей начальных классов по теме: «Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у учащихся начальных классов»
Выступление на МО учителей начальных классов по теме: «Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у учащихся начальных классов»
Выступление на МО учителей начальных классов по теме: «Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у учащихся начальных классов»
Выступление на МО учителей начальных классов по теме: «Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у учащихся начальных классов»
Выступление на МО учителей начальных классов по теме: «Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у учащихся начальных классов»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.