Причины и коррекция детской агрессии
Оценка 4.7

Причины и коррекция детской агрессии

Оценка 4.7
Педсоветы
docx
психологическая работа +1
Взрослым
29.03.2018
Причины и коррекция детской агрессии
Существуют различные мнения относительно возникновения детской агрессии. Но я, как социальный педагог коррекционной школы, да и как человек, считаю, что все идет из семьи, что именно семья является основой возникновения такого поведения ребенка, именно из семь он приносит и все хорошее и, к сожалению, все плохое.
Причины и коррекция детской агрессии.docx
Промедление  чем  с Никколо       угодно,   может ибо     время собой как   зло,   так   обернуться  приносит добро.      и Причины детской агрессии Разговор сегодня о проблеме детской агрессии. Этот разговор не случаен. Сегодня мы   сталкиваемся   с   разгулом   агрессии   не   только   в   обществе,   но   и   наблюдаем пропаганду   агрессии   и   насилия   с   экранов   телевизоров,   дисплеев   компьютеров. Возраст проявления агрессии явно помолодел. Агрессию   проявляют   не   только   подростки   и   взрослые,   как   принято   считать.. Агрессию проявляют и малыши С чем это связано? Как бороться с проявлением детской агрессии? А эпиграфом к нашему разговору могут служить слова Никколо Макиавелли: «Промедление может обернуться чем угодно, ибо время приносит с собой как зло, так и добро». Полезная информация. Что такое агрессия? Агрессия – это реакция на срыв какой­то деятельности, планов, на ограничение, запреты или неожиданные трудности. Агрессия – это поведение, которое причиняет вред предмету или предметам, человеку или группе людей. Агрессия   может   проявляться   физически   (драки)   и   вербально   (нарушение   прав другого человека без физического вмешательства: угрозы, крики, ругань). В психологии различают два вида агрессии: инструментальную и враждебную. Инструментальная   агрессия проявляется   человеком   для   достижения определённой цели. Она очень часто выражается у маленьких детей (я хочу забрать игрушку, предмет и т.п.). У старших, т.е. у наших с вами детей, больше проявляется враждебная агрессия, направленная на то, чтобы причинить человеку боль. Очень часто агрессию, её проявление, путают с настойчивостью, напористою. ­ Вы считаете, это качества равнозначные? ­  Что  вас  больше   обрадует  в  вашем  ребёнке:  настойчивость  или  агрессивность? Безусловно, настойчивость. Это качество в сравнении с агрессивностью имеет социально приемлемые формы, т.к. не допускает оскорбления, издевательства и т.д. Уровень агрессивности детей меняется в зависимости от ситуации в большей или меньшей степени, но иногда агрессивность принимает устойчивые формы. Причин     для такого поведения много:    положение ребёнка в коллективе, отношение к нему сверстников, взаимоотношения с учителем т.д. Стойкая агрессивность некоторых детей проявляется в том, что они иначе, чем другие,   понимают   иногда   поведение   окружающих,   интерпретируя   его   как враждебное.                                                           К   агрессии   больше   склонны   мальчики.   Она   входит   в   мужской   стереотип, культивируется в семье и средствах массовой информации. Чаще всего младшие  школьники  анализируют  качества  своего характера  с позиции взрослых. Если родители постоянно пытаются подчёркивать достоинства своего ребёнка не только перед другими людьми, но и в первую очередь в своём доме,   то,   безусловно,   ребёнок   будет   стараться   проявлять   те   качества,   которые подчёркивают родители в нём. Если родители постоянно демонстрируют плохие качества своего ребёнка, особенно перед   чужими   людьми,   то   ребёнку   уже   нечего   терять,   порог   стыдливости   и ответственности   преодолён,  следовательно,  можно   продолжать   повторять   делать плохо. Если проанализировать причины проявления негативных эмоций и чувств, то они в первую очередь связаны с семьёй. .постоянные ссоры родителей, .физическое насилие родителей по отношению друг к другу, .грубость и хамство ежедневного общения, . унижение, . сарказм и ирония, . желание   постоянно   видеть   друг   в   друге   плохое   и   подчёркивать   это   –   вот ежедневная школа агрессии,     в которой ребёнок формируется и получает уроки мастерства в проявлении агрессии. Одним   из   главных   условий   предотвращения   агрессивного   поведения детей является  требовательность родителей по отношению к себе и по отношению к своему ребёнку. Требовательный по отношению к себе родитель никогда не позволит требовать от своего ребёнка то, что им самим в ребёнке не заложено. Требовательный к себе родитель способен анализировать методы своего воспитания и корректировать их с учётом складывающейся ситуации. Однако родители должны помнить, что требовательность – это не тирания. Тирания порождает   тиранию. Требовательность   должна   быть   разумной   и доброжелательной. Очень часто детская агрессивность связана именно с тем, что родители проявляют ничем не обоснованные  и бессмысленные требования,  абсолютно   не  проявляя при   этом   дружелюбия   и   поддержки.   Не   следует   уступать   капризам   и   делать поблажки без нужды. Например, если в школе «лёгкие уроки» и родители считают, что туда можно не идти, не следует писать записку, что ребёнку плохо. Через пару лет он сам напишет записку и распишется за отца или мать. Требовательность   по   отношению   к   ребёнку   должна   быть   разумной.Проявляя требовательность, необходимо считаться с обстоятельствами, с физическим и душевным состоянием ребёнка. Требовательность   оправдана   тогда,   когда   перед   ребёнком   выдвигаются посильные задачи и оказывается посильная помощь в их решении, иначе она просто лишена смысла. Даже самое справедливое и несложное требование, если оно не   объяснено   и  выражено   в   деспотичной   форме,  вызовет   сопротивление   любого ребёнка,   даже   самого   покладистого.   Разница   только   в   том,   что   покладистый ребёнок будет выражать протест скрыто, а ребёнок не очень покладистый будет выражать   его   открыто.   Требования   к   младшим   школьникам   лучше   выражать   в увлекательной игровой форме. В   своих   методах   воспитания,   в   предъявлении   требовательности   к   ребёнку родители должны быть едины. Как только в семье поселяются тайны друг от друга,  уходит   доверие   родителей   друг   к   другу   в   воспитании   ребёнка,  что   даёт возможность ребёнку лавировать между родителями, шантажировать их, врать им. Если  это   удаётся  длительное   время,  а  затем   налагается  запрет,  это   приводит  к проявлению агрессивности со стороны ребёнка. В воспитании можно выделить две пары важных признаков, которые позитивно или негативно   влияют   на   формирование   детской   агрессивности:   расположение   и неприятие. Чем   влияет агрессивностирасположение? Семья помогает ребёнку: характеризуется и     как     на   преодоление а) преодолевать трудности; б) использует в своём арсенале умение слушать ребёнка; в) включает в общение тепло, доброе слово, ласковый взгляд. Неприятие,   наоборот,  стимулирует   детскую   агрессивность.   Оно   характеризуется безразличием,   устранением   от   общения,   нетерпимостью   и   властностью, враждебностью к факту существования ребёнка. Неприятие   ребёнка   приводит   к   проявлению   такого   заболевания,   как   детский   госпитализм. Что это такое? Одиночество, отсутствие желания общаться с разными людьми, отсутствие в семье традиций, обычаев, законов. Огромное значение   в   воспитании   детей   имеет   поощрение:   словом,   взглядом, жестом, действием. Очень значимо для человека и наказание, если: а) оно следует немедленно за поступком; б) объяснено ребёнку; в) оно суровое, но не жестокое; г)   оно   оценивает   действия   ребёнка,   а   не   его   человеческие   качества.   Наказывая ребёнка, отец и мать проявляют терпение, спокойствие «Золотые   правила   воспитания»   и   «еамятка   по предупреждению   детской агрессивности». (Всем родителям предлагается «Памятка    Учителя в школе отмечают , что агрессивных детей с каждым годом становится все больше, с ними трудно работать, и, зачастую, учителя просто не знают, как справиться с их поведением. Взрослые не любят агрессивного поведения   детей. Подобные   дети   их   раздражают,   и   разговор   о   них,   как   правило   ведется   в осуждающих терминах: «грубиян», «нахал», «хулиган»­ такие ярлыки достаются всем агрессивным детям без исключения, причем не только в школе, но и дома.                Особенности агрессивных проявлений детей и подростков.     Поведенческие проявления защитной агрессивности –часто конфликтует дерется; громко говорит; на занятиях и уроках выкрикивает; Если   у   ребенка   в   раннем   возрасте   отсутствует   автономность,   способность   к самостоятельности,   то   в   активном   варианте   у   него   формируется   деструктивная агрессивность.   Агрессивные   действия   ребенка­   это   сообщение   о   своих потребностях, установке своего места в жизни. Для   благополучного   развития   ребенка   важны   стабильные   семейные   отношения. Иногда дети используют различные способы получения негативного внимания, и для этого прибегают к агрессивным действиям. Поэтому такую агрессивность можно назвать демонстративной. Поведенческие   признаки   детей   с   демонстративной   агрессивностью:   стараются привлечь   к   себе   внимание   социально   неодобряемыми   способами;   проявляют преимущественно вербальную агрессию; могут прибегать к лживости и воровству. Анализируя   агрессивность   как   свойство   личности,   американскими   психологами, работающими   с   детьми   ,   были   разработаны   характерологические   особенности агрессивных детей. Характерологические особенности детей и подростков. 1.   Воспринимают   большой   круг   ситуаций   как   угрожающих,   враждебных   по отношению к ним. 2. Сверхчувствительны к негативному отношению к себе. 3. Заранее настроены на негативное восприятие себя со стороны окружающих. 4. Не оценивают собственную агрессию как агрессивное поведение. 5. Всегда винят окружающих в собственном деструктивном поведении. 6. В случае намеренной агрессии отсутствует чувство вины ,либо вина проявлена очень слабо. 7. Склонны не брать на себя ответственность за свои поступки. 8. Имеют ограниченный набор реакций на проблемную ситуацию. 9. В отношениях проявляют низкий уровень эмпатии. 10. Слабо развит контроль над своими эмоциями. 11. Слабо осознают свои эмоции, кроме гнева. 12. Боятся непредсказуемости в поведении родителей. 13. Имеют неврологические недостатки: неустойчивое, рассеянное внимание, слабая оперативная память, неустойчивое запоминание. 14.   Не   умеют   прогнозировать   последствия   своих   действий(   эмоционально застревают на проблемной ситуации). 15. Положительно относятся к агрессии, так как через агрессию получают чувство собственной значимости и силы.               Агрессия­ это способ выражения своего гнева, протеста. А, как известно, гнев­ это чувство вторичное. В его основе   лежит боль , унижение, обида, страх. Агрессивное поведение детей­ это своеобразный сигнал SOS,   крик о помощи, о внимание   к   своему   внутреннему   миру,   в   котором   накопилось   слишком   много разрушительных   эмоций,   с   которыми   самостоятельно   ребенок   справиться   не   в силах. Роль   семьи   в   формировании   модели   агрессивного   поведения   детей   и подростков.       Большое значение в становлении агрессивного поведения ребенка в семье и вне ее, а также характера взаимоотношений с окружающими в зрелые годы  следующие факторы семейного воспитания ­ реакция родителей на не устраивающее  их поведение ребенка; ­характер отношений между родителями и детьми в целом; ­ уровень семейной гармонии или дисгармонии; ­ характер отношений с родными братьями и сестрами. Семьи агрессивных детей имеют свои особенности: 1. 2. В семьях агрессивных детей разрушены эмоциональные привязанности между   родителями   и   детьми,   особенно   между   отцами   и   сыновьями.   Родители испытывают скорее враждебные чувства по  отношению друг к другу; не разделяют ценности и интересы друг друга.  Отцы   часто   сами   демонстрируют   модели   агрессивного   поведения,   а также поощряют в поведении своих детей агрессивные тенденции. 3. 4. 5. 6. Матери   агрессивных   детей   не   требовательны   к   своим   детям,   часть равнодушны по отношению к их  социальной успешности. У   родителей   агрессивных   детей   модели   воспитания   и   собственного поведения   часто   противоречат   друг   другу   ,и   к   ребенку   предъявляются взаимоисключающие требования. Основные   воспитательные   средства,   к   которым   всегда   прибегают родители   агрессивных   детей   ­   это   физические   наказания,   угрозы,   лишение привилегий и отсутствие поощрений, частые изоляции детей, сознательное лишение любви заботы в случае проступка, причем сами родители не испытывают чувства вины  при использовании того или иного метода наказания.  Родители   агрессивных   детей   не   пытаются   разобраться   в   причинах     детей деструктивного поведения своих детей Коррекция агрессивного поведения  и подростков.   Работа с агрессивными детьми должна носить комплексный и системный характер Правила. НУЖНО НЕЛЬЗЯ Смотреть на того , к кому ты обращаешься Угрожать, драться, обзываться, передразнивать и гримасничать Выражать свое мнение, начинать свою речь словом «Я»: я считаю , я чувствую, я думаю Начинать свою речь словами «ты, вы, он, она, мы» Внимательно слушать, когда говорят другие Сплетничать   (рассказывать   о   чувствах   другого   человека   или   его   поступках   за пределами группы) Уважать чужое мнение Шуметь, когда кто­то говорит Говорить искренне Врать Спорить, если не согласен «ставить» другим оценки, давать определения и критиковать Шутить и улыбаться Объяснять действия, мысли или поступки др. члена группы Говорить по одному перебивать Не хочешь говорить или выполнять задания­ не делай этого, но сообщи с помощью условного запрещающего знака Примеры правильного и неправильного выражения чувств НЕПРАВИЛЬНО ПРАВИЛЬНО А как еще можно себя чувствовать , когда ты задираешься Твое поведение меня здорово раздражает ! Да , заткнись ты ! Извини , я сейчас не могу с тобой говорить. Или : Я не буду с тобой говорить , пока ты кричишь ! Ну , что вылупился ? Ты хочешь меня о чем­то спросить ? Спрашивай. Ну и дуйся сколько хочешь , я тоже не буду с тобой разговаривать. Я вижу ты на меня сердишься. Когда захочешь , то мы можем поговорит Очень важно уметь сдерживать агрессию. Посчитай до 10. Сделать 10­12 глубоких вдохов и выдохов Походить , если это возможно , взад­вперед по помещению в темпе , диктуемом внутренним состоянием. 1. 2. 3. 4. 5. Порвать какую ­ нибудь ненужную бумагу (А еще лучше , если на ней предварительно   написать   :   «Я   ненавижу   Вовку!»   ,   «Я   готова   разорвать   Анну Ивановну на кусочки !» Самое конструктивное – разрядить эмоции какой­нибудь осмысленной полезной работой – уборкой , стиркой , или спортивной игрой , бегом. Очень важно контролировать свое состояние и если вы будете использовать приемлемые способы выплескивания гнева , то можно будет предотвратить конфликт. Взаимодейсвие с агрессивными детьми Правило 1. Игнорировать незначительную агрессию. В тех случаях , когда агрессия  детей и подростков не опасна и объяснима , целесообразны следующие позитивные стратегии : ­ простое игнорирование реакции ребенка , подростка ; ­ выражение понимания чувств ребенка «Я понимаю , что тебе обидно» ; ­ переключение внимания или предложение какого­либо задания ; ­ позитивное обозначение поведения «Ты злишься потому , что ты устал». Правило 2. Акцентировать внимание на поступках (поведении) , а не на личности ребенка и подростка. Родители склонны обобщать однократные поступки до личного ярлыка. Анализируя поступок , важно ограничиться обсуждением только актуального поведения ребенка (подростка) , по принципу «здесь и сейчас» , избегая анализа других поступков. В ряде случаев необходимым является установление с агрессивными детьми обратной связи приемы: 1. Констатация факта: «Ты преступаешь допустимую черту» или «Ты ведешь себя агрессивно». 2. Констатирующий вопрос : «Ты  злишься ?» 3.   Раскрытие   мотивов   агрессора   :   «Ты   хочешь   меня   обидеть   ?   Ты   хочешь демонстрировать силу?» 4. «Мне не нравится , когда со мной говорят в таком тоне» , «Я напрягаюсь , когда кто­то громко кричит». 5. Апелляция к правилам : «Ты нарушаешь правило» Правило 3. Контролировать собственные негативные эмоции. Если взрослый человек управляет своими отрицательными эмоциями , то он: ­ не подкрепляет агрессивное поведение; ­ демонстрирует положительный пример в обращении со встречной агрессией; ­   сохраняет   партнерские   отношения   ,   необходимые   для   дальнейшего сотрудничества. Правило 4. Не усиливать напряжение ситуации. Основная задача взрослого , сталкивающегося с детско­подростковой агрессией , ­ снизить напряжение ситуации. Типичные   действия   взрослого   ,   усиливающие   напряжение   и   агрессию , включают в себя: Повышение голоса , Демонстрацию власти : «Мама здесь пока еще я» , Агрессивные позы и жесты , Сарказм , Насмешки , Нотации . Проповеди , Угрозы или наказания . Придирки , Передразнивание. Некоторые из этих реакций могут остановить проступок , но на короткое время. Правило 5. Обсуждать проступок.           Для профилактики агрессивного поведения необходимо обсуждать нежелательное поведение детей и подростков всякий раз , когда оно превышает допустимый порог. Анализировать поведение нужно не в момент самой выходки , а только после того , как ситуация разрешится и обе стороны успокоятся. Правило 6. Сохранять положительную репутацию. Ребенку   ,   тем   более   подростку   ,   очень   трудно   признать   свою   неправоту   и поражение. Самое страшное – публичное осуждение и негативная оценка. Для сохранения положительной репутации целесообразно: ­ публично минимизировать вину подростка «Ты неважно себя чувствуешь» , «Ты не хотел его обидеть» , что не распространяется на индивидуальную беседу; ­ не требовать полного подчинения , позволить подростку выполнить требование взрослого по своему; ­ предложить ребенку­подростку компромисс. Часто ученики используют «свои способы» сохранения самоуважения , такие как: ­ «тянут» несколько секунд , прежде чем согласиться; ­ строят гримасы , выполняя вашу просьбу; ­ перед тем , как подчиниться , говорят что­то типа «не хочу , не буду» , чтобы последнее слово осталось за ними. Если позволить им подчиняться «по­ своему» , инцидент будет исчерпан скорее. Правило   7. Альтернативное   поведение   ,   направленное   на   снижение   напряжения ситуации . может включать в себя следующие приемы: ­ выдерживание паузы (молчаливое заинтересованное выслушивание); ­ тайм­аут – предоставление возможности ребенку ,подростку успокоиться наедине; ­ внушение спокойствия невербальными средствами; ­ использование юмора; ­ апелляция к правилам. Наибольшая польза от этих приемов в том , что дети довольно быстро перенимают неагрессивные модели поведения. Главное условие – искренность взрослого , соответствие словам . ПОСЛЕДСТВИЯ АГРЕССИВНОСТИ                                              В   качестве   последствий   влияния   средств массовой   культуры,   в частности  просмотра   детьми   сцен   насилия   по   телевизору,   современными   исследователями данной проблемы выделяются: 1) усиление агрессивности; 2) повышение порога нечувствительности к насилию; 3)   формирование   взгляда   на   насилие   как   единственный   способ   разрешения возникающих проблем; 4) признание насилия как нормы общественной жизни. Агрессия у подростков: почему тинейджеры выходят из­под контроля Еще   недавно   малыш   мило   смеялся   и   тянул   ручки   к   вам,   чтобы   вы   обняли   и поцеловали его, а сегодня он злобно отвечает на все ваши просьбы и замечания? К сожалению,   о   том,   что   такое   подростковая   агрессия,   многие   семьи   знают   не понаслышке.   И   если   вовремя   не   обратить   на   данную   проблему   внимания   и   не приструнить   ребенка,   в   дальнейшем   школьник   вообще   может   выйти   из­под контроля. И тогда не помогут ни угрозы, ни наказания, ни поощрения. Причины появления агрессии у ребенка На   самом   деле   существует   много   причин,   почему   проявляется   агрессия   в подростковом возрасте. Но для начала родителям следует понять, что на пустом месте злоба, ненависть и тому подобные чувства просто так не возникают. Поэтому, если   вы   столкнулись   с   таким   положением   вещей,   вам   вначале   следует   найти причину.   И   лишь   после   этого   можно   начинать   неимоверно   тяжелую   борьбу   с характером   школьника.   И   не   факт,   что   вы   сможете   победить   (перевоспитать) трудного подростка. Семейное воспитание или когда вы упустили момент? Многие   специалисты   считают,   что   виноваты   именно   мама   и   папа,   а   не   социум, окружающая среда, школа и тому подобные факторы. Ведь именно от того, как ведут   себя   родители,   зависит   восприятие   мира   еще   несформировавшимся   в физическом и моральном плане человечком. Подросток, к сожалению, не всегда понимает,   что   взрослые   тоже   могут   ошибаться,   обманывать,   срываться.   Они реагируют на все очень остро. И даже малейшее замечание может вызвать истерику. Поэтому следует пересмотреть то, как вы ведете себя дома.  Излишняя гиперопека Когда родители не дают школьнику и шагу ступить, делают все за него, подросток может взбунтоваться. Он желает сам решать, что лучше, куда и с кем пойти гулять, какие вещи ему нужны. А взрослые для него – не авторитет. Чаще всего такое происходит,   если   мама   и   папа   не   могут   между   собой   договориться,   как   же правильно воспитывать ребенка. Нехватка внимания Агрессия для подростков – это один из способов привлечения вашего внимания к его   персоне.   Если,   к   примеру,   мама   занята   походами   с   подругами   по   салонам красоты,   а   папа   все   время   проводит   на   работе,   школьник   чувствует   себя брошенным.   И   только   нагрубив   отцу   и   матери,   он   начинает   понимать,   что   его действительно любят. Насилие в семье Возможно, один из членов вашей семьи пренебрежительно относится к остальным, проявляет грубость, распускает руки, морально или физически унижает. Здесь есть два   варианта,   почему   может   появиться   агрессия   у   подростка.   Первый   –   таким образом ребенок пытается защититься от человека, который для него представляет опасность. Во втором случае ваше чадо копирует поведение отца, дедушки, дяди, то есть человека, который является агрессором. Второй ребенок Зачастую агрессия у подростка проявляется по отношению к брату, сестре. Ему кажется, что родители любят его меньше. Обстановка обостряется, если мама с папой  чаще  хвалят  второго  малыша,  сравнивают   их. Но  даже  если  подросток  – единственный   ребенок   в   семье,   он   может   ревновать   к   Саше,   Маше   или   Кате, которую вы постоянно ставите ему в пример. Бедность Нехватка денег и неудовлетворение потребностей – это также может быть причиной подростковой   агрессии.   В   данном   случае   ребенок   протестирует   против   такого положения вещей. Ему хочется новый мобильный телефон, красивые кроссовки и джинсы, мощный компьютер, а родители не могут позволить себе столь дорогие покупки. Одни дети стараются найти работу, чтобы помочь маме и папе, а другие – требуют купить и злятся, если им не подарили новую игрушку. И если родители все же выделяют деньги и дают подростку то, что он хочет, школьник еще сильнее начинает проявлять свой характер, испытывая остальных на прочность Богатство Обеспеченные семьи нередко сталкиваются с проявлением агрессии у подростков, особенно   если   ребенок   никогда   ни   в   чем   не   знает   отказа.   Ему   сложно   понять,      почему   нельзя   кричать   на   других,   если   он   –   главный.   Кстати,   плохо   относятся школьники не только к родителям, прислуге, но и к менее обеспеченным людям.  Традиции Замечали ли вы, что в строгих семьях, где все члены следуют давно укоренившимся традициям, дети в подростковом возрасте устраивают бунт. Им не нравится ходить в   такой   же   одежде,   что   и   родители,   выполнять   ту   же   самую   работу,   так   же развлекаться и отдыхать. Они, по своей сути, являются изолированным от общества. Одноклассники таких людей не принимают в свой круг, считая их фриками. А быть изгоем   в   обществе   –   самое   тяжелое,   с   чем   сталкивается   неподготовленный   к взрослой жизни маленький человечек. Биологические факторы: когда виноваты гормоны Обычно подобные изменения в поведении встречаются в 14­16 лет. В организме подростка   начинается   серьезная   перестройка,   происходит   гормональный   бум.   И если   не   направить   сына   или   дочь   в   нужное   русло,   не   занять   чем­то   серьезным, ребенок начнет проявлять свое «Я». Причина первая, почему он решит это сделать – неправильное восприятие мира. Подростковый возраст – это время, когда у школьника начинает формироваться своя модель поведения. Он уже не тот маменькин сынок, коим был до этого. И есть два   направления,   в   которые   могут   перерасти   отношения   с   взрослыми.   Он   либо начинает  уважать  людей,  которые старше  и умнее, либо  проявляет  агрессию по отношению к ним. Кстати, агрессия у подростка может быть обычной реакцию на точно такое же поведение других людей. Родители   редко   замечают,   когда   отношения   с   ребенком   начинают   ухудшаться. Обычно они упускают данный момент, так заняты более серьезными проблемами. И лишь когда происходит обострение, папа и мама начинаю предпринимать попытки, чтобы исправить положение. Поиски себя и своего места в жизни – самое сложное во взрослении. Белое и черное, добро и зло. В этот  период  подростки делят мир на две  части. И  для них  нет золотой середины. Максимализм присущ каждому человеку, но в данном случае он слишком явно выражен. Школьник не желает воспринимать мир таким, каков он есть, и пытается изменить себя, свое окружение. И если родители оказываются не идеальными, а у них есть свои пороки, ребенок отталкивает их. Вторая   причина,   почему   проявляется   агрессия   подростков   –   это   повышенное сексуальное влечение. Именно в этот период у девочек и мальчиков появляется интерес   к   противоположенному   полу.   Им   трудно   контролировать   и   сдерживать себя. А ведь достаточно было записать сына на бокс, дочку на танцы, чтобы они там выплеснули накопившуюся энергию. Что такое подростковая агрессия Зачастую родители не могут различить  агрессию у подростков  и просто плохое настроение, лень, апатию. Так, к примеру, если школьник не хочет разговаривать с отцом или матерью, это не значит, что он ненавидит их или пытается испортить им жизнь. Возможно, у него возникли какие­то проблемы, а он просто боится о них рассказать. Панику следует поднимать, если ребенок: пытается причинить моральный или физический вред жертве; обижает животных, преднамеренно наносит ущерб объектам и живым организмам. Таким   образом,  подростковая   агрессия  –  это   деструктивное   поведение   ребенка, которое полностью или частично противоречит сложившимся в обществе правилам и нормам. При этом данная особа старается разрушить, нанести вред одушевленным и неодушевленным предметам, вызвать срыв или психологический дисбаланс. Как проявляется агрессия у школьников­подростков Подростковая   агрессия   проявляется   по­разному.   Кто­то   оскорбляет одноклассников,   кому­то   нужно   доказать   свое   физическое   превосходство.   Одни пытаются обидеть тех, кто слабее, другие только резко отвечают на советы или замечания. Следует узнать, как ведет себя ребенок не только дома, но и в школе, на улице, с друзьями. Обращали ли вы внимание на то, как он относится к другим людям. Итак, исходя из этого различаютнесколько видов агрессии: Физическая Физическая   агрессия   подростков,   пожалуй,   самая   опасная.   Главная   цель   такого ребенка – причинить боль и вред другому человеку. Проблема в том, что школьник может   даже   не   осознавать   свою   ошибку.   Он   будет   избивать   жертву   до   потери сознания, при этом не чувствуя потом вины или сожаления. Недаром считается, что самый страшный тиран – это ребенок. Вербальная Считаете, что словесные перепалки с взрослыми и одногодками – не такой уж и страшный порок? На самом деле некоторые злобные высказывание детишек могут довести   жертву   до   нервного   срыва.   Достаточно   группе   старшеклассниц   сказать однокласснице, что она – страшная, глупая, толстая и так далее по списку, ребенок может не выдержать. Нередко такие «шутки» и издевательства приводят к суициду. Как обычно проявляется вербальная агрессия у подростка? Это может быть отпор, критика чужих действий или поведения, нецензурная брань, злоба, насмешка, обида, ненависть. Нередко школьник выкрикивает проклятия или угрозы по отношению к другим людям. Экспрессивная          Человек, которого вывели из себя, передает свое отношение к другим при помощи движений,   угрожающих   гримас,   мимики.   К   примеру,   подросток   может   показать неприличный   жест,   кулак,   скорчить   недовольную   мину.   Нередко   это сопровождается ненормативной лексикой. Прямая Ребенок реагирует непосредственно на объект, который вызывает у него неприятные чувства:   злость,   обиду,   раздражение,   апатию,   ненависть.   При   этом   может применяться   как   физическое   (избиение,   членовредительство),   так   и   моральное насилие (оскорбление, угрозы). Косвенная Агрессор   срывается   не   на   виновнике   его   плохого   настроения,   а   на   людях   или объектах, которые никак не смогут отреагировать на это. К примеру, школьнику поставили двойку. Придя домой, он может обидеть младшего брата, домашнюю зверюшку, сломать любимую игрушку. Ситуативная и целенаправленная злоба тинейджера Почему ребенок проявляет агрессию по отношению к другим людям? Всегда ли он в этом виноват и стоит ли наказывать его, если он сорвался? Дело в том, что порой на драки, крики и истерики его вынуждают обстоятельства. Поэтому вначале следует разобраться, что послужилопричиной возникновения такой реакции. Ситуативная или реактивная Представьте, что вашему ребенку нагрубили в транспорте, школе или в магазине. Как он отреагирует на такое поведение? Правильно, подросток постарается дать словесный   отпор   обидчику.   И   лишь   в   редких   случаях   он   сможет   промолчать, избежав   конфликта.   В   данной   ситуации   нельзя   говорить   о   том,   что   ребенок   – агрессивен   и   излишне   эмоционален.   Да,   он   повел   себя   не   совсем   правильно   и корректно. Но как бы вы отреагировали на подобную ситуацию? Каждая особа, независимо от воспитания и социального положения, обладает агрессивностью. Целенаправленная агрессия или накопление эмоций Если ребенок хамит постоянно, дерется в школе, обижает окружающих, не уважает старших,   значит,   он   агрессивен.   Такое   поведение   не   считается   нормальным.   В данном   случае   школьнику   необходима   помощь   специалиста.   И   если   агрессия   в подростковом возрасте будет направлена в правильное русло, вы сможете воспитать истинного лидера. Такому человеку будет легче адаптироваться в любой сложной ситуации.   Он   без   проблем   подчинит   себе   весь   коллектив   и   станет   неплохим начальником. Если же все пустить на самотек, в будущем ребенок может заняться криминалом. Ему будет интересно унижать других людей. На кого злится ребенок Немаловажную   роль   играет   то,   на   кого   направлена   агрессия.   Зачастую   люди ошибочно   полагают,   что   школьники   могут   навредить   только   другим   особам. Проблема кроется в том, что подростки нередко винят себя во всех неприятностях и конфликтах, злясь на свою внешность, характер, манеру поведения. Различают два направления агрессии:     Гетероагрессия Школьник относится агрессивно к окружающим его людям, животным и вещам. Он дерется, оскорбляет, унижает других и испытывает от этого особое удовольствие. Зачастую   ребенок   использует   ненормативную   лексику,   не   стесняясь   при   этом братьев, сестер и более старших особ. Аутоагрессия В таком случае агрессия подростков направлена не на какого­нибудь постороннего человека,   а   конкретно   на   самого   себя.   Нередко   школьники   заканчивают   жизнь самоубийством   или   же   у   них   появляются   серьезные   заболевания,   вызванные психологическими расстройствами. Кто входит в категорию риска Мальчишки­разбойники Матерям­одиночкам   сложно   воспитывать   и   контролировать   сыновей.   Излишняя любовь и опека женской половины семьи, нехватка мужского внимания и твердой отцовской руки – все это приводит к тому, что ребенок чувствует себя царем. Ему никто не перечил раньше, так почему же сейчас поучают? Также   в   зоне   риска   находятся   подростки,   отцы   которых   являются   тиранами   и агрессорами. При этом женщины в такой семье не имеют право голоса, они всегда и во всем подчиняются другим. Сын в такой обстановке попытается противостоять папе. И если более старший член семьи не подавит бунт и не сломает характер, то ребенок будет точной копией отца. Девочки­бунтарки С   представительницами   прекрасного   пола   дело   обстоит   совершенно   иначе. Агрессия подростков проявляется в том случае, если авторитетом в семье является мать.   Отец   при   этом   слишком   мягок.   Девочка   начинает   копировать   поведение грубой,   напористой,   властной   женщины.   Плюс,   такие   дочери   вырастают   очень плохими хозяйками, которые не умеют ни кушать готовить, ни следить за детьми, а в   доме   у   них   всегда   вечный   беспорядок.   Они   привыкли   к   тому,   что   это   все выполняет мужчина. Вторая категория – дети, предоставленные сами себе. А агрессия – попытка выжить в   нашем,   скажем   честно,   не   очень­то   справедливом   и   дружелюбном   обществе. Общаясь с ребятами во дворе, она учится давать отпор людям. Постепенно такое отношение проявляется и в семье. Мужская и женская агрессия: сходства и различия Почему­то принято считать, что  мальчишки агрессивнее и  злее  девчонок. Такое ошибочное  мнение сложилось  из­за  того,  что школьнице  не  так  явно  и открыто проявляют свои чувства. Они предпочитают распустить слухи, подсыпать перец в белье, а не ударить при всех. К сожалению, в последнее время разница становится все менее заметной. Наверное,   вы   замечали,   что   парни   проявляют   свои   эмоции   сразу.   Им   сложно контролировать и сдерживать себя. Затаить обиду и действовать исподтишка – это не для них. Плюс, большую роль играет в данном случае общественное мнение. Так, к примеру, если вашего сына обидели, отец скажет, чтобы тот дал сдачи. Дочери же начнут объяснять, что от подобных особ следует держаться подальше. Мало ли что может случиться. Еще одно отличие – способ проявления агрессии у подростка. Представительницы прекрасного   пола   предпочитают   избегать   физического   насилия.   Как   было упомянуто выше, им легче оскорбить, унизить. Но ударить – это последнее, на что пойдет   девочка.   Ведь   она   может   получить   сдачу.   Причем   школьницы   раньше понимают,   что   слово   больнее   ранит.   Они   учатся   находить   самое   слабое   место каждого конкретного человека, после чего бьют прямо в цель. Мальчишки не обладают таким талантом. Они проявляют агрессию не точечно, как это делают девушки, а массово. Кто под руку попался, тот и виноват. В ход идут кулаки, а страдают и окружающие люди, и вещи. Парень, к примеру, может разбить телефон об стену, ударить рукой дверь и т.д. Теперь   давайте   на   примере   разберем   поведение   подростков.   Итак,   представьте ситуацию, когда девочке нравится сосед по парте. Она может забрать у него ручку и мило   корчить   рожицы,   хлопая   глазами.   Школьник   постарается   забрать   этот предмет, ругаясь или даже предпринимая силу. Накажут, естественно, мальчика, так как посчитают, что именно он является инициатором данного конфликта. Таким образом, девочки выступают заводилами, а мальчики – невинными жертвами обстоятельств. Представительницам прекрасного пола нравится сталкивать лбами людей, оставаясь при этом в стороне. Наблюдать гораздо приятнее, чем участвовать в подобных действиях. Поэтому, прежде чем наказать сына или дочь за драку, выясните, что послужило причиной. Выслушайте обе стороны, а лишь после этого принимайте решение, стоит ли наказывать подростка за проявления агрессии. Если вы будете поступать именно так, сможете наладить контакт с вышедшим из­под контроля ребенком. Чем опасна повышенная агрессивность или ее отсутствие Как   было   указано   выше,   в   этот   период   подросток   начинает   отдаляться   от родителей, пытается делать все самостоятельно. И если, к примеру, отец будет слишком   много   запрещать   ребенку,   сын   или   дочь   будут   делать   все   назло. Действовать следует мягко и постепенно. Вам необходимо понять, что это вовсе не пятилетний малыш, который нуждается в постоянной заботе и опеке. Ребенку нужно взрослеть. Конечно же, отпускать сразу же на вольные хлеба не стоит, поблажки следует делать постепенно. Не забывайте также о том, что школьнику нужно общаться со сверстниками. Только с ними он овладеет коммуникативными навыками, научится дружить, любить, командовать, разрешать возникшие проблемы. Ваша же роль – наблюдать со стороны. Поверьте, подросток обратится к вам за помощью, когда ему это действительно понадобится. Вы – его тыл и опора. Если   у   вас   сложатся   доверительные   отношения   с   ребенком,   даже   в   период бунтарства он будет обращаться именно к вам. Но ни в коем случае не давите на него, не заставляйте рассказывать о том, что он предпочел бы утаить. Вспомните себя в этом возрасте. Хотелось ли вам, чтобы папа и мама знали о первом поцелуе, интимных отношениях, выкуренной сигарете, выпитой бутылке пива. Не стоит срываться на школьнике, если он рассказал вам о таких вещах, от которых волосы   дыбом   стают.   Если   вы   начнете   критиковать,   кричать,   наказывать,   то   в следующий раз  вам ничего  больше  не сообщат.  А узнавать о  событиях  в  жизни ребенка вы будете от соседей, учителей, знакомых. Неприятная перспектива, не правда ли? Не пытайтесь полностью подавлять агрессию у подростков! Направляйте ее в нужно русло.   Ведь   только   благодаря   этому   чувству   люди   становятся   чемпионами, лидерами,   победителями.   Человек,   который   никогда   не   злится   и   не   показывает никаких эмоций, не сможет проявить свое Я. Но будьте осторожны, чтобы ребенок не пошел по опасному пути. Нередко нереализованная сила выплескивается в самый неподходящий момент. Именно поэтому в нашем мире так много убийц, людей, с поломанными судьбами, а также суицидников. Считаете, что у вас спокойный сын, который и мухи не обидит? Если подросток – пай­мальчик,   который   и   дома   помогает,   и   бабушку   через   дорого   переводит,   и отлично учится, и пример для подражания, он может в один прекрасный момент сорваться. Такая сдержанность чревата нервозами, психическими расстройствами. Как бороться с агрессией Для начала следует понять, что силой ничего не решить. Вы натолкнетесь на стену, которую   выстроит   ребенок.   И   разрушить   ее   будет   практически   невозможно. Выясните,   что   вызывает   агрессию   у   подростков,   затем   постарайтесь   наладить контакт со школьником. Попытайтесь поговорить с сыном или дочкой спокойно, не поднимая голоса. Это настроит ребенка на нужный лад, он начнет вас слушать, а не будет резко отвечать и грубить. Если ваше чадо пытается высказаться, не прерывайте его. Пусть говорит. И лишь после   того   как   поток   речи   (брани)   остановится,   можете   приступать   к   беседе. Запомните,   он   тоже   имеет   право   проявлять   возмущение,   раздражение,   злобу, недоверие и тому подобные чувства, как и вы. Как   уже   было   сказано   выше,   следует   найти   способы   для   выплеска   негативных эмоций. Чтобы сын не приходил домой взвинченный и злой, отправляйте его на спортивные тренировки. Бокс, атлетика, танцы, плаванье, футбол – все поможет избавиться от накопившихся чувств. Если ребенок гиперактивен, только так ему можно будет получить разрядку. Что делать, если вы не можете справиться с ребенком, он не хочет идти на контакт или   вы   сомневаетесь   в   его   адекватном   восприятии   мира?   В   данном   случае   без помощи специалиста не обойтись. Вам придется ходить всей семьей к психологу, чтобы разобраться в том, что вы делаете не так. Ошибки в воспитании или чего не стоит делать родителям К   сожалению,  в   школе   и   институте   нас   не   учат   тому,   как   правильно   создавать семью,  воспитывать   детей,  налаживать   контакты   с  людьми.  Как  результат –  мы действуем   в   слепую,   делаем   много   ошибок,   которые   практически   невозможно исправить. Это касается и наших малышей. Но все же есть ряд правил, о которых должны знать хорошие и любящие родители. Так,   к   примеру,   чтобы   не   вызывать   агрессию   у   подростков,   следует   избегать конфликтных ситуаций. Поверьте, в большинстве случаев, если бы ваши родители делали так же, вы бы реагировали не лучше.  Негативная оценка Говоря ребенку, что он глупый, плохой, злой и т.д, вы унижаете его. При этом подросток воспринимает ваши слова, как побуждение к действию. И если вы будете    постоянно критиковать его, школьник начнет делать вам все назло. Лишь единицы пытаются исправиться, доказать, что родители неправы. Высмеивание недостатков Говоря дочери, что у нее лишний вес, вы зарождаете в ней кучу комплексов. Ни в коем  случае нельзя открыто и при  всех  рассказывать о  недостатках  детей.  Вам будет приятно, если мама поведает по секрету вашему мужу о том, что до 16 лет вы страдали энурезом или играли в куклы. Сравнение Как   об   этом   говорилось   ранее,   ни   одному   человеку   не   нравится,   когда   его сравнивают с более умным, успешным, красивым. Это вызывает некий протест в подсознании подростка. Запомните раз и навсегда: ваш ребенок – индивидуален, такого больше нет. И, возможно, в чем­то он хуже других. Но у него также есть и какие­то таланты. Кстати,   такое   поведение   родителей   может   вызвать   агрессию   у   подростков   по отношению к тому человеку, которого восхваляют. Поэтому не удивляйтесь, что ваш сын недолюбливает отличницу и гордость всей школы. Лучше говорите каждый вечер, что малыш – ваша радость, вы его любите таким, какой он есть, со всеми его недостатками и слабостями. Выяснение отношений Нельзя ругаться, выяснять отношения с мужем при ребенке. Иначе он будет грубить тому, кто более слаб в семье, повторяя повадки и манеру общения агрессора. Если же мама и папа всегда советуются друг с другом, идут на уступки, не винят в ошибках остальных и не перекладывают заботы о домашнем очаге, ребенок точно также буде себя вести. Следуя   вышеуказанным   правилам,   вы   сможете   избежать   появления   агрессии   у подростков. Последний, но самый важный совет: старайтесь всегда ставить себя на место   школьника.   Как   бы   вы   поступили   на   месте   сына,   если   его,   к   примеру, обижают в школе. Чтобы вы сделали, если бы у вас увели вторую половинку, как это случилось с вашей дочерью. Только поменявшись местами, вы сможете наладить контакт с детьми. Причины подростковой агрессии и как ее преодолеть.      Цели: 1.   Повысить   компетентность   родителей   по   проблеме   причин   возникновения    подростковой агрессии. 2.   Научить   родителей   приемам   снижающих   эмоциональное   напряжение,  с   целью трансляции этих знаний в семье. Задачи: 1.Дать возможность определить свой уровень агрессивности. 2.Сделать сравнительный анализ своих результатов обследования и ребенка. 3. Побудить к анализу ошибок в поведении со своим ребенком.    Предварительная подготовка: 1.Психолог   проводит   с   детьми   обследование   на   определение   уровня   агрессии:  проективный   тест   «Кактус»,   опросник   Басса­   Дарки   ,   адаптированный   Г.А. Цукерман. 2. На классном часе  детей знакомят с результатами тестов,  обсуждаются причины агрессии, отрабатываются приемы саморегуляции при эмоциональном  напряжении.                                           Содержание:  I. Краткая характеристика подросткового возраста II. Понятие агрессии и агрессивности. Формы проявления агрессии. II. Тестирование родителей. III.  Сравнительный  анализ   результатов   тестов детей   и родителей. IV. Причины агрессивного поведения людей. V. Подростковая   агрессивность. VI.   Способы   профилактики   и   коррекции   агрессивного   поведения   подростка. (Практикум) VII.Приложение  (Методики проведения используемых тестов)                              Этапы проведения   родительской встречи I. Краткая характеристика подросткового возраста  Подростковый возраст – один из наиболее сложных периодов развития человека. Несмотря на относительную кратковременность (с 14 до 18 лет), он практически во многом определяет всю дальнейшую жизнь индивидуума. Именно в подростковом возрасте   преимущественно   происходит   формирование   характера   и   других   основ личности.   Эти   обстоятельства:   переход   от   опекаемого   взрослыми   детства   к самостоятельности,   смена   привычного   школьного   обучения   на   другие   виды социальной деятельности, а также бурная гормональная перестройка организма – делают подростка особенно уязвимым и податливым к отрицательным влияниям среды.   При   этом   необходимо   учитывать   свойственное   подросткам   стремление высвободиться из­под опёки и контроля родных, учителей и других воспитателей. Нередко это стремление приводит и к отрицанию духовных ценностей и стандартов жизни вообще старшего поколения.  Это проявляется  в повышенной возбудимости и агрессивности подростков. II. Агрессия – это поведение или действие, направленное на нанесение физического или психического вреда другим людям. Агрессия­ акт нападения Агрессивность­ приобретенное личное качество, готовность к агрессии. Агрессивность   формируется   в   течение   жизни   и,   в   частности,   в   процессе социализации личности.                            Формы проявления агрессии: Физическая агрессия—склонность к самому примитивному виду агрессии. Людям свойственно решать вопросы с позиции силы.  Риск нарваться на ответную агрессию. Косвенная агрессия — конечно, лучше ударить по столу, чем по голове партнера. Однако увлекаться этим не стоит. Пожалейте мебель и посуду. Ведь это прямые убытки. Кроме того, так недолго и пораниться. Раздражение — плохо или даже хорошо скрываемая агрессия не сразу приведет к разрыву отношений с другим человеком, но будет разъедать изнутри, как серная кислота, пока не прорвется наружу. Когда прорвется — см. физическая и косвенная агрессия. Негативизм — реакция, типичная для подростка, совершающего бессмысленные и даже разрушительные для себя поступки из чувства протеста. Суть ее в пословице: «Выбью себе глаз, пусть у тещи будет зять кривой». Обидчивость — готовность видеть в словах и поступках других людей насмешку, пренебрежение, желание унизить. Очень сильно отравляет жизнь. Подозрительность —готовность   видеть   в   словах   и   поступках   других   скрытый умысел,   направленный   против   тебя.   В   крайних   своих   проявлениях   может   быть симптомом нездоровья. Вербальная   агрессия —   унижение   партнера   словами:   сквернословие,   сплетни, клички,  искажение фактов  и  т. д. Чувство   вины —   Вы   никого   не   ударили,   ничего   не   разбили,   ни   на   кого   не накричали.   Откуда   тогда   чувство   дискомфорта,   ощущение,   будто   в   чем­то виноваты?   Если Вы чувствуете себя в ответе за свои эмоции, значит, умеете ими управлять. Сегодня  я предлагаю  поговорить о причинах подростковой агрессивности,  каким образом   помочь   ребенку   позитивно   смотреть   на   мир,   успешно   разрешать возникающие проблемы III.  Родителям  раздаются  по  одному тетрадному листочку и простому карандашу. На   одной   стороне   листочка   в   течение   5   минут   рисуют   рисунок   «Кактус»,   на другой­ «Несуществующее животное».  (Тесты см. ниже) ­ Родителям раздаются     тесты детей («Кактус», «Несуществующее животное») с письменной интерпретацией каждого рисунка. ­   Психолог   рисует   на   доске   и   поясняет     значения   деталей   рисунков.   Родители сравнивают свои  результаты  с детскими. VI. Причины   агрессивного поведения людей: Младенческий и ранний возраст (физический дискомфорт, не сформированность функций самоконтроля и произвольности) Подростковый возраст (высокая эмоциональность, возбудимость) Возрастные кризисы  0т 0 до1года,3,7,13­14,17­18, 45, 55 лет Жизненные кризисы Комплекс неполноценности Агрессивное поведение между членами семьи Образцы социально отрицательного поведения сверстников Адаптация к социальным условиям Поощрение агрессивного поведения Наследственность Жестокое воспитание                  V. Причины подростковой агресcивности: Подростковый возраст ­ это граница между детством и взрослой жизнью, связанная с возрастом обязательного участия человека в общественной жизни.  Границы подросткового периода примерно совпадают с обучением детей в 5 ­ 8 классах средней школы и охватывают возраст от 10 ­ 11 до 14 лет, но фактическое вступление в подростковый возраст может не совпадать с переходом в 5­й класс и происходить на год раньше или позже. У мальчиков имеются два пика проявления агрессии: 12 лет и 14­15 лет. У девочек также   обнаруживаются   два   пика:   наибольший   уровень   проявления   агрессивного поведения отмечается в 11 лет и в 13 лет. 1.Одна из основных причин подростковой агрессивности ­ повышенное внимание к себе.   Некоторые   подростки   не   проявляют   интереса   к   окружающим,   даже   не пытаются понять, что у каждого человека есть своё мнение и желания, которые могут   отличаться   от   их   собственных.   Тогда   окружающий   мир   становится враждебным и непонятным. 2.Окружающие   интересуют   подростка,   только   если   он   может   получить   от   них какую­то   выгоду.   Они   не   умеют   сопереживать   или   сочувствовать.   В   итоге   их поведение бывает очень агрессивным, и в ответ они также становятся объектом агрессии.  3.Семейные проблемы часто приводят к всплеску агрессивности. Например, развод родителей   или   рождение   младшего   брата   или   сестры   может   сделать   подростка раздражительным.   Ещё   хуже,   если   один   из   членов   семьи   постоянно   становится объектом агрессии. Так бывает в семьях, где отец пьёт и третирует близких. Как правило, сын копирует отношение отца к домашним и переносит его на сверстников. 4.   В   семьях,   где   предпочитают   авторитарный   стиль   воспитания,   где   подростку отдают приказания и требуют  безоговорочного  их  исполнения,  подростки  также проявляют повышенную агрессию во взаимоотношениях со сверстниками. 5.   На   сознание   подростка   в   большой   степени   и   пагубно   влияет   информация, которую он получает из телевизионных передач, кинофильмов, слышит по радио.            VI. Способы профилактики и коррекции агрессивного поведения подростка.  Существуют четыре основных способа выражения гнева: 1.Прямо (вербально или невербально) заявить о своих чувствах, при этом давая выход отрицательным эмоциям. 2.   Выразить   гнев   в   косвенной   форме,   вымещая   его   на   человеке   или   предмете, который представляется разгневанному неопасным. (Подушка, боксерская груша, портрет обидчика) 3.   Сдерживать   свой   гнев,   "загоняя"   его   внутрь.   В   этом   случае   постепенно накапливающиеся   отрицательные   чувства   будут   способствовать   возникновению стресса. 4.   Задерживать   негативную   эмоцию   до   момента   ее   наступления,   не   давая   ей возможности   развиться,   при   этом   человек   пытается   выяснить   причину   гнева   и устранить ее в кратчайший срок.                        Профилактика и коррекция агрессивного поведения 1.Занятия спортом. 2.Медленный счет до десяти.  (Выполнение практического задания) 3.Коллекционировать анекдоты. 4.Смотреть юмористические  фильмы  телепередачи. 5.Подурачиться у зеркала. 6.Овладеть методами саморегуляции. (Выполнение практического задания) 7.Научиться позитивно воспринимать мир. (Выполнение практического задания)    (во всех происходящих событиях искать положительное, в любом человеке уметь видеть хорошее) 8.Переключение   внимания на   нейтральные   темы­   умение   представить   ситуацию покоя, например  лес, пляж, или другие условия, когда чувство душевного покоя у человека   наиболее   выражено.   При   этом   использовать   стихи   любимого   поэта, успокаивающую музыку и т.д.  (Выполнение практического задания) 9. Самоубеждение­ умение проанализировать сложившуюся ситуацию, поговорить с самим собой и убедить себя в несерьезности собственных переживаний. Формулы самовнушения («Для меня это  не очень важно», «Я все могу» и т.д.) помогают кратковременно « выключить эмоции, не давая им перейти  предел управляемости. (Выполнение практического задания) 10.Упражнения мимических мышц, снижающие напряжение мышц лица (1­ надуть щеки, затем постепенно выпустить воздух через плотно сжатые губы; 2­ поочередно надувать то одну, то другую, то обе вместе). 11.Самовнушение.   Смысл   успокаивающих   «формул»   состоит   в   том,   чтобы последовательно направлять свое внимание на отдельные части своего тела( руки, ноги, шею, лицо, туловище) и внушать себе, что они расслабляются, согреваются и обездвиживаются.  (Выполнение практического задания) 12.Дыхательные упражнения­ упорядоченные физические дыхания, при выполнении которых   выдох   следует   делать   примерно   вдвое   длиннее   вдоха(если   необходимо снять острое напряжение, можно сделать глубокий вдох и задержать дыхание на 20­ 30 секунд).   (Выполнение практического задания) 13.Физические   упражнения­   движения,   осуществляемые   для   расслабления. Наиболее   полезны   упражнения   на   растягивание   мышц,   на   расслабление   (типа потряхивания), а также упражнения со статическим усилием и задержкой дыхания. (Выполнение практического задания) VII. Приложение                          Проективная методика "Кактус". Цель: исследование эмоционально­личностной сферы ребенка. При проведении диагностики испытуемому выдается лист бумаги форматом А4 и простой карандаш. Возможен вариант с использованием цветных карандашей восьми "люшеровских"   цветов,   тогда   при   интерпретации   учитываются   соответствующие показатели теста Люшера. Инструкция:   "На   листе   бумаги   нарисуй   кактус   ­   таким,   каким   ты   его   себе представляешь". Вопросы и дополнительные объяснения не допускаются. Обработка данных.  При обработке результатов принимаются во внимание данные, соответствующие всем графическим методам, а именно: ­пространственное положение ­размер рисунка ­характеристики линий ­сила нажима на карандаш Кроме   того,   учитываются   специфические   показатели,   характерные   именно   для данной методики: ­характеристика "образа кактуса" ( дикий, домашний, женственный и т.д.) ­характеристика манеры рисования ( прорисованный, схематичный и пр.) ­характеристика иголок ( размер, расположение, количество) Интерпретация   результатов:   по   результатам   обработанных   данных   по   рисунку можно диагностировать качества личности испытуемого ребенка :

Причины и коррекция детской агрессии

Причины и коррекция детской агрессии

Причины и коррекция детской агрессии

Причины и коррекция детской агрессии

Причины и коррекция детской агрессии

Причины и коррекция детской агрессии

Причины и коррекция детской агрессии

Причины и коррекция детской агрессии

Причины и коррекция детской агрессии

Причины и коррекция детской агрессии

Причины и коррекция детской агрессии

Причины и коррекция детской агрессии

Причины и коррекция детской агрессии

Причины и коррекция детской агрессии

Причины и коррекция детской агрессии

Причины и коррекция детской агрессии

Причины и коррекция детской агрессии

Причины и коррекция детской агрессии

Причины и коррекция детской агрессии

Причины и коррекция детской агрессии

Причины и коррекция детской агрессии

Причины и коррекция детской агрессии

Причины и коррекция детской агрессии

Причины и коррекция детской агрессии

Причины и коррекция детской агрессии

Причины и коррекция детской агрессии

Причины и коррекция детской агрессии

Причины и коррекция детской агрессии

Причины и коррекция детской агрессии

Причины и коррекция детской агрессии

Причины и коррекция детской агрессии

Причины и коррекция детской агрессии

Причины и коррекция детской агрессии

Причины и коррекция детской агрессии

Причины и коррекция детской агрессии

Причины и коррекция детской агрессии

Причины и коррекция детской агрессии

Причины и коррекция детской агрессии

Причины и коррекция детской агрессии

Причины и коррекция детской агрессии

Причины и коррекция детской агрессии

Причины и коррекция детской агрессии

Причины и коррекция детской агрессии

Причины и коррекция детской агрессии

Причины и коррекция детской агрессии

Причины и коррекция детской агрессии

Причины и коррекция детской агрессии

Причины и коррекция детской агрессии

Причины и коррекция детской агрессии

Причины и коррекция детской агрессии

Причины и коррекция детской агрессии

Причины и коррекция детской агрессии

Причины и коррекция детской агрессии

Причины и коррекция детской агрессии

Причины и коррекция детской агрессии

Причины и коррекция детской агрессии

Причины и коррекция детской агрессии

Причины и коррекция детской агрессии

Причины и коррекция детской агрессии

Причины и коррекция детской агрессии

Причины и коррекция детской агрессии

Причины и коррекция детской агрессии

Причины и коррекция детской агрессии

Причины и коррекция детской агрессии

Причины и коррекция детской агрессии

Причины и коррекция детской агрессии

Причины и коррекция детской агрессии

Причины и коррекция детской агрессии

Причины и коррекция детской агрессии

Причины и коррекция детской агрессии

Причины и коррекция детской агрессии

Причины и коррекция детской агрессии

Причины и коррекция детской агрессии

Причины и коррекция детской агрессии

Причины и коррекция детской агрессии

Причины и коррекция детской агрессии

Причины и коррекция детской агрессии

Причины и коррекция детской агрессии

Причины и коррекция детской агрессии

Причины и коррекция детской агрессии

Причины и коррекция детской агрессии

Причины и коррекция детской агрессии

Причины и коррекция детской агрессии

Причины и коррекция детской агрессии

Причины и коррекция детской агрессии

Причины и коррекция детской агрессии

Причины и коррекция детской агрессии

Причины и коррекция детской агрессии

Причины и коррекция детской агрессии

Причины и коррекция детской агрессии

Причины и коррекция детской агрессии

Причины и коррекция детской агрессии

Причины и коррекция детской агрессии

Причины и коррекция детской агрессии

Причины и коррекция детской агрессии

Причины и коррекция детской агрессии

Причины и коррекция детской агрессии

Причины и коррекция детской агрессии

Причины и коррекция детской агрессии

Причины и коррекция детской агрессии

Причины и коррекция детской агрессии

Причины и коррекция детской агрессии

Причины и коррекция детской агрессии

Причины и коррекция детской агрессии

Причины и коррекция детской агрессии

Причины и коррекция детской агрессии

Причины и коррекция детской агрессии

Причины и коррекция детской агрессии

Причины и коррекция детской агрессии

Причины и коррекция детской агрессии

Причины и коррекция детской агрессии

Причины и коррекция детской агрессии

Причины и коррекция детской агрессии

Причины и коррекция детской агрессии

Причины и коррекция детской агрессии

Причины и коррекция детской агрессии

Причины и коррекция детской агрессии

Причины и коррекция детской агрессии

Причины и коррекция детской агрессии

Причины и коррекция детской агрессии

Причины и коррекция детской агрессии

Причины и коррекция детской агрессии

Причины и коррекция детской агрессии

Причины и коррекция детской агрессии

Причины и коррекция детской агрессии

Причины и коррекция детской агрессии

Причины и коррекция детской агрессии

Причины и коррекция детской агрессии

Причины и коррекция детской агрессии

Причины и коррекция детской агрессии

Причины и коррекция детской агрессии

Причины и коррекция детской агрессии

Причины и коррекция детской агрессии

Причины и коррекция детской агрессии

Причины и коррекция детской агрессии

Причины и коррекция детской агрессии

Причины и коррекция детской агрессии

Причины и коррекция детской агрессии

Причины и коррекция детской агрессии

Причины и коррекция детской агрессии

Причины и коррекция детской агрессии

Причины и коррекция детской агрессии

Причины и коррекция детской агрессии

Причины и коррекция детской агрессии
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.03.2018