Выступление на педагогическом совете: Современные образовательные технологии в начальной школе
Оценка 5

Выступление на педагогическом совете: Современные образовательные технологии в начальной школе

Оценка 5
Научно-исследовательская работа
docx
администрации
Взрослым
04.03.2018
Выступление на педагогическом совете: Современные образовательные технологии в начальной школе
В настоящее время в сфере российского образования происходят кардинальные изменения. Стандарты второго поколения нацеливают учителя на формирование у школьников универсальных учебных действий, которое может быть обеспечено только в результате деятельности ученика в условиях выбора и при использовании учителем индивидуально-ориентированных технологий, что делает освоение и внедрение последних особенно актуальными.
Современные образовательные технологии в начальной школе.docx
Современные образовательные технологии в начальной школе  «Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он будет только подражать, копировать» (Л.Н. Толстой)             В настоящее время в сфере российского образования происходят кардинальные  изменения. Стандарты второго поколения нацеливают учителя на формирование у  школьников универсальных учебных действий, которое может быть обеспечено только в  результате деятельности ученика в условиях выбора и при использовании учителем  индивидуально­ориентированных технологий, что делает освоение и внедрение последних  особенно актуальными.            Что же такое технология?           Как пишет В. А. Сластенин,  технология – это совокупность и последовательность  методов и процессов преобразования исходных материалов, позволяющих получить  продукцию с заданными параметрами. Г. М. Коджаспирова дает понятие  образовательной технологии – это система способов,  приемов, шагов, последовательность выполнения которых обеспечивает решение задач  воспитания, обучения и развития личности воспитанника, а сама деятельность  представлена процедурно, т. е. как определенная система действий; разработка и  процедурное воплощение компонентов педагогического процесса в виде системы  действий, обеспечивающих гарантированный результат. У учителей возникла проблема – превратить традиционное обучение, направленное на  накопление знаний, умений, навыков, в  процесс развития личности ребенка.      Для реализации познавательной и творческой активности школьника в учебном процессе  используются современные образовательные технологии, дающие возможность повышать  качество образования, более эффективно использовать учебное время и снижать долю  репродуктивной деятельности учащихся за счет снижения времени, отведенного на  выполнение домашнего задания. Современные образовательные технологии ориентированы  на индивидуализацию, дистанционность и вариативность образовательного процесса,  академическую мобильность обучаемых, независимо от возраста и уровня образования. В  школе представлен широкий спектр образовательных педагогических технологий, которые  применяются в учебном процессе.  В условиях реализации требований ФГОС ООО наиболее актуальными  становятся технологии:  Информационно – коммуникационная технология; которой отводится  большое значение, т.к. ученик должен владеть информацией, уметь ею  пользоваться, выбирать из нее необходимое для принятия решения, работать  со всеми видами информации и т.д. И сегодня учитель должен понимать, что  в информационном обществе он перестает быть единственным носителем знания, как это было раньше. В некоторых ситуациях ученик знает больше,  чем он, и роль современного учителя – это в большей степени роль  проводника в мире информации.   Кейс – технология  Технология развития критического мышления  Проектная технология  Технология развивающего обучения  Здоровьесберегающие технологии    Игровые технологии  Модульная технология  Технология мастерских   Технология интегрированного обучения  Педагогика сотрудничества.   Технологии уровневой дифференциации    Традиционные технологии (классно­урочная система)  Групповые технологии.  Расскажу о некоторых из них. 1). Информационные и коммуникационные технологии Информатизация образования – это приведение системы образования в соответствие с  потребностями и возможностями информационного общества. Образовательная деятельность на основе ИКТ:      открытое (но контролируемое) пространство информационных источников, инструменты «взрослой» информационной деятельности, среда информационной поддержки учебного процесса, гибкое расписание занятий, гибкий состав учебных групп, современные системы управления учебным процессом. В качестве ведущих направлений использования ИКТ на начальной ступени обучения, как правило, выступают следующие:  формирование первичных навыков работы с информацией – ее поиска и  сортировки, упорядочивания и хранения;  освоение информационных и коммуникационных средств как одного из основных  инструментов деятельности, приобретения навыков работы  с общепользовательскими инструментами(прежде всего, с текстовым  редактором и редактором презентаций, динамическими таблицами);  различными мультимедийными источниками; некоторыми инструментами  коммуникации (прежде всего, с Интернетом). Уроки с использованием информационных технологий имеют ряд преимуществ перед  традиционными уроками.     Урок с использованием информационных технологий становится более интересным  для учащихся, следствием чего, как правило, становится более эффективное усвоение  знаний; улучшается уровень наглядности на уроке.         Использование некоторых компьютерных программ позволяет облегчить труд  педагога: подбор заданий, тестов, проверка и оценка качества знаний, тем самым на уроке  освобождается время для дополнительных заданий (за счет того, что материалы заранее  заготовлены в электронном виде). Повышение эффективности урока за счет наглядности. Конечно, достигнуть этого можно и другими методами (плакаты, карты, таблицы, записи на доске), но компьютерные  технологии, бесспорно, создают гораздо более высокий уровень наглядности.   Возможность продемонстрировать явления, которые в реальности увидеть невозможно.  Современные персональные компьютеры и программы позволяют с помощью анимации,  звука, фотографической точности моделировать различные учебные ситуации, имеют  возможность представления в мультимедийной форме уникальных информационных  материалов (картин, рукописей, видеофрагментов); визуализации изучаемых явлений,  процессов и взаимосвязей между объектами. Информационные технологии предоставляют широкие возможности для индивидуализации и дифференциации обучения, причем не только за счет разноуровневых заданий, но также и за счёт самообразования учащегося. 2). Технология развития критического мышления.  Что понимается под критическим мышлением? Критическое мышление – тот тип  мышления, который помогает критически относится к любым утверждениям, не принимать ничего на веру без доказательств, но быть при этом открытым новым идеям, методам.  Критическое мышление – необходимое условие свободы выбора, качества прогноза,  ответственности за собственные решения. Критическое мышление, таким образом, по сути  – некоторая тавтология, синоним качественного мышления Позволяет развивать критическое мышление учащихся при организации их работы с  различными источниками информации (специально написанные тексты, параграфы  учебника, видеофильмы, рассказы учителя и т.д.). Мотивацию учащихся к изучению нового материала осуществляют, привлекая их к  самостоятельному полаганию, рефлексии, а также организуя коллективную, парную и  индивидуальную работу на уроке.          Цель технологии: научить ученика самостоятельно мыслить, осмысливать, определять главное, структурировать и передавать информацию, чтобы другие узнали о том, что  нового он открыл для себя. Основу технологии составляют трехфазовый процесс: вызов – реализация смысла  (осмысление содержания) – рефлексия (размышление). Стадия вызова: настроить учащихся на достижение целей, актуализация знаний,  возможность проанализировать свои мнения относительно какого­то вопроса. Стадия реализации смысла: активно конструируют новую информацию, устанавливают  связи между приращенным или ранее усвоенным материалом. На этой стадии идет работа  непосредственно с текстом (индивидуальная, в парах и т. д.). Стадия рефлексии: анализ только что пройденного процесса усвоения нового содержания  и само это содержание. Возможность оценить себя и своих товарищей в плане  прирощенного знания, а также сам процесс, методы и приемы. Основные методические приемы развития критического мышления 1.           Прием «Кластер» 2.            Таблица 3.           Учебно­ мозговой штурм 4.           Интеллектуальная разминка 5.           Зигзаг, зигзаг ­2 6.            Прием «Инсерт» 7.           Эссе 8.           Приём «Корзина идей» 9.           Приём «Составление синквейнов»  10.       Метод контрольных вопросов 11.       Приём «Знаю../Хочу узнать…/Узнал…» 12.       Круги по воде 13.       Ролевой проект 14.       Да ­ нет 15.       Приём «Чтение с остановками»  16.       Приём « Взаимоопрос» 17.       Приём «Перепутанные логические цепочки» 18.       Приём « Перекрёстная дискуссия» 3). Проектная технология.    Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник еще  в начале нынешнего столетия в США. Его называли также методом проблем и связывался  он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными  американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником В. Х.  Килпатриком. Чрезвычайно важно было показать детям их личную заинтересованность в  приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Для этого  необходима проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для  решения которой ему необходимо приложить полученные знания, новые знания, которые  еще предстоит приобрести.    Цель технологии ­ стимулировать интерес учащихся к определенным проблемам,  предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность,  предусматривающим решение этих проблем, умение практически применять полученные  знания. В современной российской школе проектная система обучения начала возрождаться лишь   в 1980­х – 90­х годах, в связи с реформированием школьного образования,  демократизацией отношений между учителем и учениками, поиском активных форм  познавательной деятельности школьников.           Данная технология подразумевает триаду действий учащихся при поддержке и  направляющей функции учителя: замысел­реализация­продукт; а также прохождение  следующих этапов деятельности: 1. Принятие  решения о выполнении какой­либо деятельности (подготовка к каким­ либо мероприятиям, исследования, изготовление макетов и др.). 2. Формулирование цели и задач деятельности. 3. Составление плана и программы. 4. Выполнение плана. 5. Презентация готового продукта. То есть проект – это “пять П”: Проблема – Проектирование (планирование) – Поиск информации – Продукт –  Презентация. Шестое “П” проекта – его Портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие  материалы проекта, в том числе черновики, дневные планы и отчеты и др. Важное правило: каждый этап работы над проектом должен иметь свой конкретный  продукт!           Подготовка различных плакатов, памяток, моделей, организация и проведение  выставок, викторин, конкурсов, спектаклей, проведение мини­исследований,  предусматривающих обязательную презентацию полученных результатов – далеко не  полный список примеров проектной деятельности в начальной школе. Работа по данной методике дает возможность развивать индивидуальные творческие  способности учащихся, более осознанно подходить к профессиональному и социальному  самоопределению.  4). Технология развивающего обучения.      Основой развивающего обучения является «зона ближайшего развития». Это понятие  принадлежит советскому психологу Л.С. Выготскому.      Главная идея заключается в том, что все знания, которым можно научить учащихся,  делятся на три вида. Первый вид включает в себя то, что ученик уже знает. Третий – это,  наоборот, то, что ученику абсолютно неизвестно. Вторая же часть находится в  промежуточном положении между первой и второй. Это и есть зона ближайшего развития.         Развивающее обучение разрабатывалось с конца 50­х годов в рамках школ Л.В. Занкова и Д.Б. Эльконина. Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий,  которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и  происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и  развитие мыслительных способностей. Технология проблемного обучения предполагает организацию под руководством учителя  самостоятельной поисковой деятельности учащихся по решению учебных проблем, в ходе  которых у учащихся формируются новые знания, умения и навыки, развиваются  способности, познавательная активность, любознательность, эрудиция, творческое  мышление и другие личностно значимые качества. Проблемная ситуация в обучении имеет обучающую ценность только тогда, когда  предлагаемое ученику проблемное задание соответствует его интеллектуальным  возможностям, способствует пробуждению у обучаемых желания выйти из этой ситуации,  снять возникшее противоречие.    В качестве проблемных заданий могут выступать учебные задачи, вопросы, практические  задания и т. п. Однако нельзя смешивать проблемное задание и проблемную ситуацию.  Проблемное задание само по себе не является проблемной ситуацией, оно может вызвать  проблемную ситуацию лишь при определенных условиях. Одна и та же проблемная  ситуация может быть вызвана различными типами заданий. В общем виде технология  проблемного обучения состоит в том, что перед учащимися ставится проблема и они при  непосредственном участии учителя или самостоятельно исследуют пути и способы ее  решения, т. е.  строят гипотезу,  намечают и обсуждают способы проверки ее истинности,  аргументируют, проводят эксперименты, наблюдения, анализируют их  результаты, рассуждают, доказывают.           По степени познавательной самостоятельности учащихся проблемное обучение  осуществляется в трех основных формах: проблемного изложения, частично­поисковой  деятельности и самостоятельной исследовательской деятельности. Наименьшая  познавательная самостоятельность учащихся имеет место при проблемном изложении :  сообщение нового материала осуществляется самим преподавателем. Поставив проблему,  учитель вскрывает путь ее решения, демонстрирует учащимся ход научного мышления,  заставляет их следить за диалектическим движением мысли к истине, делает их как бы  соучастниками научного поиска. В условиях частично­поисковой деятельности работа в  основном направляется преподавателем с помощью специальных вопросов, побуждающих  обучаемого к самостоятельному рассуждению, активному поиску ответа на отдельные  части проблемы.          Технология проблемного обучения, как и другие технологии, имеет положительные и  отрицательные стороны. Преимущества технологии проблемного обучения: способствует не только приобретению  учащимися необходимой системы знаний, умений и навыков, но и достижению высокого  уровня их умственного развития, формированию у них способности к самостоятельному  добыванию знаний путем собственной творческой деятельности; развивает интерес к  учебному труду; обеспечивает прочные результаты обучения. Недостатки: большие затраты времени на достижение запланированных результатов, слабая управляемость познавательной деятельностью учащихся. 5). Здоровьесберегающие технологии.        Обеспечение школьнику возможности сохранения здоровья за период обучения в  школе, формирование у него необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу  жизни и  применение полученных знаний в  повседневной жизни. Организация учебной деятельности с учетомосновных          требований к уроку с комплексом здоровьесберегающих технологий: ∙ соблюдение санитарно ­ гигиенических требований (свежий воздух, оптимальный  тепловой режим, хорошая освещенность, чистота), правил техники безопасности; ∙ рациональная плотность урока (время, затраченное школьниками на учебную работу)  должно составлять не менее 60 % и не более 75­80 %; ∙ четкая организация учебного труда; ∙ строгая дозировка учебной нагрузки; ∙ смена видов деятельности; ∙ обучение   с учетом ведущих каналов восприятия информации учащимися  (аудиовизуальный, кинестетический и т.д.); ∙ место и длительность применения ТСО; ∙ включение  в урок технологических приемов и методов, способствующих самопознанию,  самооценке учащихся; ∙ построение урока с учетом работоспособности учащихся; ∙ индивидуальный подход к учащимся с учетом личностных возможностей; ∙ формирование внешней и внутренней мотивации деятельности учащихся; ∙ благоприятный психологический климат, ситуации успеха и эмоциональные разрядки; ∙ профилактика стрессов:  работа в парах, в группах, как на местах, так и у доски, где ведомый, более "слабый”  ученик чувствует поддержку товарища;  стимулирование учащихся к использованию  различных способов решения, без боязни ошибиться и получить  неправильный ответ; ∙ проведение физкультминуток и динамических пауз на уроках; ∙ целенаправленная рефлексия в течение всего урока и в его итоговой  части. Применение таких технологий помогает сохранению и укрепление здоровья  школьников:,  предупреждение переутомления учащихся на уроках; улучшение психологического  климата в детских коллективах; приобщение родителей к работе по укреплению здоровья  школьников; повышение концентрации внимания; снижение показателей заболеваемости  детей, уровня тревожности. Использование данных технологий позволяют равномерно во время урока распределять  различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность с физминутками,  определять время подачи сложного учебного материала, выделять время на проведение  самостоятельных работ, нормативно применять ТСО, что дает положительные результаты  в обучении.  6). Игровые технологии.    Уровень обучения и воспитания в школе в значительной степени определяется тем,  насколько педагогический процесс ориентирован на психологию возрастного и  индивидуального развития ребенка. Это предполагает психолого­педагогическое изучение школьников на протяжении всего периода обучения с целью выявления индивидуальных  вариантов развития, творческих способностей каждого ребенка, укрепления его  собственной позитивной активности, раскрытия неповторимости его личности,  своевременной помощи при отставании в учебе или неудовлетворительном поведении.  Особенно важно это в младших классах школы, когда только начинается целенаправленное обучение человека, когда учеба становится ведущей деятельностью, в лоне которой  формируются психические свойства и качества ребенка, прежде всего познавательные  процессы и отношение к себе как субъекту познания (познавательные мотивы, самооценка,  способность к сотрудничеству и пр.).      В связи с этим возникает актуальность в разработках игровых технологий для  современной школы. В последнее время опубликовано несколько пособий по игровым  технологиям. Хочется отметить работу А.Б.Плешаковой «Игровые технологии в учебном  процессе», А.В.Финогенова «Игровые технологии в школе» и О.А.Степановой  «Профилактика школьных трудностей у детей».         Изученный в процессе игровой деятельности материал забывается учащимися в  меньшей степени и медленнее, чем материал, при изучении которого игра не  использовалась. Это объясняется, прежде всего, тем, что в игре органически сочетается  занимательность, делающая процесс познания доступным и увлекательным для  школьников, и деятельность, благодаря участию которой в процессе обучения, усвоение  знаний становится более качественным и прочным.        В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком —  наличием четко поставленной цели обучения и соответствующего ей педагогического  результата, которые могут быть обоснованы, выделены в ясном виде и характеризуются  учебно­познавательной направленностью.       Определение места и роли игровой технологии в учебном процессе, сочетания  элементов игры и учения во многом зависят от понимания учителем функций и  классификации педагогических игр.        В развивающих играх,  в этом заключается их главная особенность — удалось  объединить один из основных принципов обучения — от простого к сложному — с очень  важным принципом творческой деятельности — самостоятельно по способностям, когда  ребенок может подняться до «потолка» своих возможностей.        Для младшего школьного возраста характерны яркость и непосредственность  восприятия, легкость вхождения в образы. Дети легко вовлекаются в любую деятельность,  особенно, в игровую. Они самостоятельно организуются в групповую игру, продолжают  игры с предметами и появляются неимитационные игры.        Результативность дидактических игр зависит, во­первых, от систематического их  использования, во­вторых, от целенаправленности программы игр в сочетании с обычными  дидактическими упражнениями. Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. При  этом игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, помогает  активизировать учебный процесс, усваивать ряд учебных элементов. Составление игровых  технологий из отдельных игр и элементов — забота каждого учителя начальной школы. По определению, игра ­ это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на  воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. Классификация педагогических игр 1.     По области применения: —физические —интеллектуальные —трудовые —социальные —психологические 2.     По (характеристике) характеру педагогического процесса: —обучающие —тренинговые —контролирующие —обобщающие —познавательные —творческие —развивающие 3.     По игровой технологии: —предметные —сюжетные —ролевые —деловые —имитационные —драматизация 4.     По предметной области: —математические, химические, биологические, физические, экологические —музыкальные —трудовые —спортивные —экономически 5.     По игровой среде: —без предметов —с предметами —настольные —комнатные —уличные —компьютерные —телевизионные —циклические, со средствами передвижения Какие задачи решает использование такой формы обучения: —Осуществляет более свободные, психологически раскрепощённый контроль знаний. —Исчезает болезненная реакция учащихся на неудачные ответы. —Подход к учащимся в обучении становится более деликатным и дифференцированным. Обучение в        игре        позволяет научить: Распознавать, сравнивать, характеризовать, раскрывать понятия , обосновывать, применять В результате применения методов игрового обучения достигаются следующие цели: §        стимулируется познавательная деятельность §        активизируется мыслительная деятельность §        самопроизвольно запоминаются сведения §        формируется ассоциативное запоминание §        усиливается мотивация к изучению предмета Всё это говорит об эффективности обучения в процессе игры, которая  является профессиональной деятельностью, имеющей  Таким образом, используя инновационные образовательные технологии, можно решить  следующее взаимообусловленные проблемы:  1. Через формирование умений ориентироваться в современном мире, способствовать  развитию личности учащихся с активной гражданской позицией умеющей ориентироваться  в сложных жизненных ситуациях и позитивно решать свои проблемы.  2.Изменить характер взаимодействия субъектов школьной системы образования: учитель и  ученик – партнеры, единомышленники, равноправные члены “одной команды”.  3.Повысить мотивацию обучающихся к учебной деятельности. Позитивная мотивация к учебе у ребенка может возникнуть в том случае, когда соблюдены 3 условия:   мне интересно то, чему меня учат;      •    мне интересен тот, кто меня учит;      •    мне интересно как меня учат.  Высокая мотивация к учебной деятельности обусловлена еще и многогранностью учебного  процесса. Идет развитие разных сторон личности обучающихся, путем внедрения в  учебный процесс различных видов деятельности учащихся.  4. Уделять больше внимания изучению и овладению современными педагогическими  технологиями, позволяющими существенно изменить методы организации  образовательного процесса, характер взаимодействия субъектов системы, и, наконец, их  мышление и уровень развития.

Выступление на педагогическом совете: Современные образовательные технологии в начальной школе

Выступление на педагогическом совете: Современные образовательные технологии в начальной школе

Выступление на педагогическом совете: Современные образовательные технологии в начальной школе

Выступление на педагогическом совете: Современные образовательные технологии в начальной школе

Выступление на педагогическом совете: Современные образовательные технологии в начальной школе

Выступление на педагогическом совете: Современные образовательные технологии в начальной школе

Выступление на педагогическом совете: Современные образовательные технологии в начальной школе

Выступление на педагогическом совете: Современные образовательные технологии в начальной школе

Выступление на педагогическом совете: Современные образовательные технологии в начальной школе

Выступление на педагогическом совете: Современные образовательные технологии в начальной школе

Выступление на педагогическом совете: Современные образовательные технологии в начальной школе

Выступление на педагогическом совете: Современные образовательные технологии в начальной школе

Выступление на педагогическом совете: Современные образовательные технологии в начальной школе

Выступление на педагогическом совете: Современные образовательные технологии в начальной школе

Выступление на педагогическом совете: Современные образовательные технологии в начальной школе

Выступление на педагогическом совете: Современные образовательные технологии в начальной школе

Выступление на педагогическом совете: Современные образовательные технологии в начальной школе

Выступление на педагогическом совете: Современные образовательные технологии в начальной школе

Выступление на педагогическом совете: Современные образовательные технологии в начальной школе

Выступление на педагогическом совете: Современные образовательные технологии в начальной школе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.03.2018