«Сейте добрые семена в душах учеников и не ждите, что они вырастут быстро. Возможно, при своей жизни вы не увидите своих плодов, но они обязательно будут в свое время». Воспитательная работа на уроках самая важная. Поэтому в младшем школьном возрасте возможно наиболее интенсивное заложение нравственных основ с помощью суждения учителя, анализа поступков учащихся, их мыслей или желаний. Начальная школа – наиболее благоприятный период для преподавания любой области знаний, особенно православной культуры. Быть добрым – не значит натаскивать себя на доброделание, а накапливать внутреннее тепло в своем сердце.Выступление на педсовете на тему "Духовно-нравственное воспитание обучающихся
на уроках в начальной школе."
Духовно-нравств восп.docx
Духовно-нравственное воспитание обучающихся
на уроках в начальной школе.
«Покинут счастьем будет тот,
Кого ребенком плохо воспитали.
Побег зеленый выпрямить легко,
Сухую ветвь один огонь исправит».
Абу Саади
(поэт-моралист)
Современное российское общество вновь переживает
период сложных долгосрочных изменений во внутренней
жизни страны. Этот процесс подверг серьезному испытанию
всю систему морально-нравственных устоев современного
человека, в особенности негативно он повлиял на духовное
развитие молодежи. Усиливается дезорганизация жизни,
разрушаются сложившиеся нравственно-этические нормы и
традиции семьи. Нестабильность, бедность, высокий уровень
занятости родителей или безработица, неблагоприятная
психологическая атмосфера пагубно влияют на воспитание
детей, их нравственное развитие. Воспитательный процесс
значительно осложняется криминализацией российского
общества. Противоречия между декларируемыми и
реальными социальными нормами порождают условия,
провоцирующие воспроизводство различных форм
отклоняющегося поведения детей и молодежи. Ослабление
воспитательных функций образовательных учреждений
также оказало негативное влияние на формирование
социального опыта подрастающего поколения.
В этих условиях православная школа, обладающая богатым
опытом и традициями воспитания, может и должна взять на
себя заботу о нравственном облике молодых людей, помочь
семье и обществу в целом предотвратить их моральную
деградацию. Одним из вариантов выхода из сложившейся ситуации
является обращение к культурному наследию нашей страны,
важной составляющей частью которого является
ПРАВОСЛАВИЕ. Оно всегда играло большую роль в жизни
российского общества, благотворно воздействовало на
моральный облик человека. Позитивные изменения,
произошедшие в современном обществе, позволили открыто
говорить о религии, сделали возможным приобщение людей
к православным ценностям.
Только отдав детям несколько лет, заметив количество
сорняков на своем педагогическом поле, начинаешь
понимать философию служения и библейскую мудрость «не
многие делайтесь учителями». Педагогу необходимо знать,
ЧТО он строит в умах и сердцах своих учеников.
ОБРАЗОВАНИЕ – это ваяние образа, ВОСПИТАНИЕ – это
питание духовной оси, а ПРОСВЕЩЕНИЕ – возжигание света
Истины в душе ученика. В наше время поменялись и образы,
и ось неоднократно ремонтировалась, и свет постепенно
затухал в ученических сердцах. Укоренились образы
вырождения, а свет затмил мрак бездуховности. Ученик стал
похож на нейтральный атом, у которого положительный и
отрицательный заряды уравновешены, и он перестал
понимать, где добро, а где зло. Нравственная мудрость веков
уступила место многознанию, а мудрость, как известно, есть
знание немногого, но самого главного.
Вот тогда и начинаешь слышать по-иному слова старца-
мудреца, адресованные каждому педагогу: «Сейте добрые
семена в душах учеников и не ждите, что они вырастут
быстро. Возможно, при своей жизни вы не увидите своих
плодов, но они обязательно будут в свое время».
Следовательно, воспитательная работа на уроках самая
важная, т.к. она не подвержена никаким влияниям извне.
Человека всегда воспитывала только правда, а проводником
к ней была нежная любовь педагога к предмету и ученику.
Еще В.О.Ключевский говорил: «Любите то, что преподаете, и
тех, кому преподаете». Начальная школа – наиболее благоприятный период для
преподавания любой области знаний, особенно православной
культуры. «Дитя глядит на себя чужими глазами, так же, как
и само глядит на других людей. Оно не отделяет себя от
среды». Поэтому в младшем школьном возрасте возможно
наиболее интенсивное заложение нравственных основ с
помощью суждения учителя, анализа поступков учащихся, их
мыслей или желаний.
Не нужно забывать, что возраст 7-9 лет – это возраст
радования бытию. Дети в это время живут не одну, а
несколько жизней сразу: свою и героев сказок, житий,
фильмов. Главная возрастная особенность – стремление к
подражанию, к максимально полному проживанию событий.
Урок – место разнообразных коллективных действий,
накопления опыта духовно-нравственных взаимоотношений.
На уроках литературного чтения создаются особенно
благоприятные условия для духовно-нравственного
воспитания. Использование произведений художественной
литературы помогает выработать у детей способности
сопереживания, формирует положительные нравственные
эмоции. В процессе чтения сказок, стихов, рассказов у детей
складывается представление о добре и зле. При работе с
пословицами и поговорками объясняется их нравственный
смысл, подбираются интересные примеры из жизни.
Более полно наполнены краеведческим материалом уроки
окружающего мира. Этот предмет погружает детей в мир как
малой родины, так и великой страны в целом. Чувство
гордости за страну, ее богатства, историю, достижения
прослеживается на каждом уроке.
Внеклассная работа – это просто кладезь возможностей для
формирования и становления таких ценностей, как
доброта
уверенность в себе
щедрость и открытость души
умение прощать умение наслаждаться окружающим миром как
творением Божьим
гордость за страну
патриотизм
Важно обеспечить эмоциональную насыщенность
внеклассной деятельности, организовать совместные
коллективные усилия и переживания, объединяющие ее
участников. Нужно дать детям возможность показать свою
индивидуальность и творчество. Им интересно высказывать
свое мнение, видеть, что к его мнению прислушиваются
другие и чувствовать себя увереннее. Это может быть
беседа, классный час, круглый стол, дидактическая игра. Все
эти формы направлены на формирование представлений о
нормах морально-нравственного поведения. Важно
превратить долг, честь, совесть, достоинство во внутренние
стимулы каждого ребенка.
Быть добрым – не значит натаскивать себя на
доброделание, а накапливать внутреннее тепло в своем
сердце.
Выступление на педсовете.
Выступление на педсовете.
Выступление на педсовете.
Выступление на педсовете.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.