Выступление на педсовете. Компетентностный и метапредметный подход в работе с одаренными детьми. Тьюторство.
Оценка 5

Выступление на педсовете. Компетентностный и метапредметный подход в работе с одаренными детьми. Тьюторство.

Оценка 5
Педсоветы
docx
астрономия +1
7 кл—11 кл
19.05.2017
Выступление на педсовете.  Компетентностный и метапредметный подход в работе с одаренными детьми. Тьюторство.
В выступлении рассматриваются такие вопросы: 1.Как распознать: одаренный ребенок или проявляются временные успехи? 2. Какие требования выдвигает ФГОС к компетентностям учащихся? Какие из них называются метапредметными? 3. Как тьюторство решает основные проблемы развития индивидуальности? Может ли групповая работа дать такие же результаты, как личностный контакт тьютора с воспитанником?
Выступление педсовет 28.12.16.docx
Компетентностный и метапредметный подход в работе с одаренными детьми. Выступление на педсовете  Тьюторство.     Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одаренность  занимает одно из ведущих мест.  Проблемы ее диагностики и развития волнуют  педагогов на протяжении многих столетий.  Интерес к ней в настоящее время очень  высок, и это объясняется общественными потребностями,  прежде всего,  потребностью общества в неординарной творческой личности.             Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокой  активности человека, но и его умений, способности нестандартного мышления и  поведения.  И именно высоко ­ одаренные люди способны внести наибольший вклад в развитие общества.    Каких детей считать одаренными способностями в области физики и техники? Это  олимпиадники республиканского и российского масштаба, или ребята, из которых  получатся увлеченные своей работой инженеры  достойного уровня? Может ли такая школа, как наша, взрастить «Энштейнов»? И должна ли она готовить ученых­  физиков и астрономов? Все ясно и в тоже время сложно: учитель должен видеть  потенциал ребенка, его интерес, и развивать его насколько это возможно.       Вслед за исследователями одаренности школьников, выделяю три группы таких  обучающихся в своих классах. 1. Школьники с очень высоким общим уровнем развития интеллектуальных  способностей. У этих детей сильно развитое чувство справедливости и очень  широкие личные системы ценностей. К сожалению, даже в нашей крупной  школе, таких детей очень мало. 2. Школьники с признаками специальной умственной одаренности в  определенной области знаний. 3. Школьники, не достигающие по каким­либо причинам успехов в учении, но  обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью  психического склада, креативностью, продуктивностью мышления,  способностью к лидерству.        Одаренность детей может быть установлена и изучена только в процессе  обучения и воспитания, в ходе выполнения ребенком той или иной содержательной  деятельности.  Проявления умственной одаренности у ребенка связаны с  чрезвычайными возможностями детских лет жизни.  Нужно иметь в виду, что в  ранние дошкольные годы стремительное умственное развитие происходит у всех  детей, оказывая решающий вклад детских лет в становление интеллекта. Основная  трудность выявления в пору детства признаков одаренности состоит в том, что в них  непросто выделить собственно индивидуальное, относительно не зависимое от возрастного.  Так, наблюдаемая у ребенка высокая умственная активность, особая  готовность к напряжению ­ это внутреннее условие умственного роста.  Окажется  ли оно устойчивой, особенностью на последующих возрастных этапах, не известно.     Одаренные дети,  демонстрирующие выдающиеся способности в какой­то одной  области, иногда ничем не отличаются от своих сверстников во всех прочих  отношениях. Однако, как правило, одаренность охватывает широкий спектр  индивидуально­психологических особенностей: талантливый человек талантлив во  всем.  Большинству одаренных детей присущи особые черты, отличающие их от  большинства сверстников.  Как правило,  их отличает высокая любознательность и  исследовательская активность. Признаки одаренности ребенка важно наблюдать и  изучать в развитии. Для их оценки требуется достаточно длительное прослеживание  изменений, наступающих при переходе от одного возрастного периода к другому.  Такое исследование называется лонгитюдным.  Программы для одаренных должны  отличаться от обычных учебных программ.       При выявлении детей с незаурядными  умственными возможностями встает проблема: чему и как их учить, как  способствовать их оптимальному развитию. Занятия одаренного ребенка в обычном  классе по стандартной учебной программе похожи на тот случай, когда нормального  ребенка помещают в класс для детей с задержкой умственного развития.  Ребенок в  таких условиях начинает приспосабливаться, он старается быть похожим на своих  одноклассников, и спустя какое­то время его поведение будет похоже на поведение  всех остальных детей в классе. Он  начнет подстраивать  выполнение заданий по  качеству и количеству под соответствующие ожидания учителя. У невнимательного,  неподготовленного педагога такой ребенок может надолго задержаться в развитии.  Существуют разные стратегии обучения одаренных детей, которые могут быть  воплощены в разные формы. Для этого разрабатываются специальные учебные  программы. К основным стратегиям обучения детей с высоким умственным  потенциалом относят ускорение и обогащение. (Например, раннее или  форсированное обучение, углубленное обучение). Но ведь большинство детей  обучаются в обычных школах, или с углублением отдельных предметов на  формальном уровне, когда в класс набираются порой и дети среднего уровня.  В принципе, современный ФГОС направлен на индивидуализацию развития  школьников. Согласно его требований, главная цель образования: – развитие ребенка  как компетентной личности, включая его в различные виды ценностной человеческой  деятельности:   учеба,   познание,   коммуникация,   профессионально­трудовой выбор,   личностное саморазвитие,  ценностные ориентации.  С этих позиций обучение учащихся рассматривается как процесс овладения не  только определенной суммой знаний и системой умений и навыков, но и как процесс  овладения компетенциями. Определений компетенций­ много. По А.Хуторскому: это совокупность  взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков), необходимых для  продуктивной деятельности в социуме. Компетентность же­ это уровень владения  компетенцией, отношение человека к ней и предмету деятельности (интерес,  ответственность и т.д.). Таким образом, компетентностный подход­ это  приоритетная ориентация на цели – векторы образования: обучаемость,  самоопределение, самоактуализация, социализация и развитие индивидуальность.  Компетентностный подход в образовании в противоположность концепции “усвоения знаний” (а на самом деле суммы сведений) предполагает освоение учащимися  умений, позволяющих действовать в новых, неопределённых, проблемных ситуациях, для которых заранее нельзя наработать соответствующих средств. Их нужно  находить в процессе разрешения подобных ситуаций и достигать требуемых  результатов. Ключевыми называют компетенции, которые являются универсальными,  применимыми в различных жизненных ситуациях. Это своего рода ключ к  успешности.  Информационная компетенция – готовность к работе с информацией;  Коммуникативная компетенция – готовность к общению с другими людьми,  формируется на основе информационной;  Кооперативная компетенция – готовность к сотрудничеству с другими людьми, формируется на основе двух предыдущих;  Проблемная компетенция – готовность к решению проблем, формируется на  основе трёх предыдущих. Компетентностный подход позволяет:   Согласовать цели обучения, поставленные педагогами, с собственными целями  учащихся;  Подготовить учеников к сознательному и ответственному обучению в вузе;  Подготовить учащихся к успеху в жизни, развивающейся по непредсказуемым  законам;  Повысить степень мотивации учения, за счёт осознания его пользы для  сегодняшней и последующей жизни учащихся;  Обеспечить единство учебного и воспитательного процессов, когда одни и те  же задачи разносторонней подготовки к жизни решаются различными  средствами урочной и внеурочной деятельности. Средством реализации компетентностного подхода в работе с одаренными детьми  являются.  Создание возможности оценить свои компетентности в ходе решения  экспериментальных, нестандартных, проблемных задач.  Создание условий для повышения уровня компетентностей как в урочной, так  и во внеурочной деятельности. Траектория развития одаренного ребенка не может осуществляться без ориентации  на метапредметные результаты, потому как способные дети достигают лучших  результатов в первую очередь за счет собственного выбора приоритетов и своей  самостоятельной деятельности.  Метапредметными результатами обучения физике являются:   – овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний,  организации учебной деятельности, постановки целей, планирования,  самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть  возможные результаты своих действий;   – понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их  объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение  универсальными способами деятельности на примерах выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых  гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;   – формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять  информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и  перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными  задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нём  ответы на поставленные вопросы и излагать его;   приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с  использованием различных источников и новых информационных технологий  для решения познавательных задач;   – развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои  мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения,  признавать право другого человека на иное мнение;   – освоение приёмов действий в нестандартных ситуациях, овладение  эвристическими методами решения проблем; – формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и  отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.  Проблемы и спорные вопросы, связанные с темой.   Одаренность и психология.  Как правило, способные дети бывают более продвинутыми интеллектуально,  имеют собственный взгляд на свое место в социуме и требуют более деликатного  подхода в общении. Порой они знают больше своих учителей, поскольку изучают  предмет, интересующий их, самостоятельно. Тем не менее, жизненный опыт  учителя нужен им, позволяет направить их деятельность в нужное русло. Им  очень важно общение со старшим человеком, способным понять их интерес, с тем, кто с ними на «одной волне».  Индивидуальный подход и работа в группах.  Если уровень детей разнится, то работа в группах для наиболее способных из них  малоэффективна. Ощущение превосходства над остальными расхолаживает,  увеличивается необходимое для решения проблемных ситуаций время.  Индивидуальная часть подготовки к олимпиадам, как показывает опыт, дает  более высокие результаты.     Необходимая и достаточная база для «прорыва» в возможностях (внимание,  память, образное мышление). Даже среди способных в определенной области детей бывают сложности из­за  недостатка каких либо личностных качеств, знаний. Например, ребенок,  увлеченный физикой, не имеет достаточной базы по математике, способный к  программированию­ не усидчив, гиперактивен. И настоящий «бич» современных  талантов­ слабые волевые качества, отсутствие стремления к самоутверждению и  самореализации, инертность, низкая самоорганизация и недостаток трудолюбия. .     Внеурочная деятельность и создание возможностей проявить себя. К сожалению, не все имеют возможность участвовать в платных объединениях, не  все школы могут предоставить необходимые бесплатные кружки по интересам.  Как правило, занятия в таких кружках при всей регулярности ограничены во  времени и ресурсной базе, чтобы дать детям достаточно развить свои умения.   Наиболее эффективным способом работы с одаренными детьми считаю  тьюторское сопровождение по индивидуальным запросам детей. Считаю  излишний формализм и бюрократию в форме составления дорожных карт и т.п.  здесь совершенно неуместными.  3 Четыре стратегии обучения, которые  возможно применять   в  процессе  работы с одаренными детьми: ­ Ускорение (позволяет учесть потребности и возможности определенной категории детей, отличающихся высоким темпом развития);  ­Углубление (предполагает более глубокое изучение тем, дисциплин или областей знания);  ­Обогащение (ориентирована на качественно иное содержание обучения с выходом за рамки изучения традиционных тем за счет установления связей с другими темами, проблемами или дисциплинами); ­ Проблематизация (предполагает стимулирование личностного развития учащихся, способствует формированию у учащихся личностного подхода к изучению различных областей знаний).  4 Тьютор – это педагог, осуществляющий общее руководство самостоятельной вне­ аудиторной   работой   обучающихся,   индивидуальный   научный   руководитель   и воспитатель. Задача тьютора­ построить движение подопечного в поле достижений, где существует идеальное ( культурные образцы ) и реальное ( человеческие желания, интересы). Тьютору необходимо строить пространство опробования. Оно возникнет, если у подопечного есть творчески ­ продуктивная задача.  5 Функциональная модель деятельности тьютора: 1. Основные функции:  ­ Контрольно­диагностическая ­ Проектная ­ Мотивационная ­Информационно­содержательная ­Организационно­деятельностная ­ Технологическая ­Консультационная ­Рефлексивная 2. Обеспечивающие функции: ­ Социально­кооперативная ­ Менеджерская  ­Маркетинговая  ­Саморазвития  3.Ценностные ориентации.  7 Преимущества тьюторского сопровождения:  Тьюторское сопровождение всегда персонифицировано и направлено на конкретного ребенка, даже если тьютор работает с группой;  Признается   безусловная   ценность   внутреннего   мира   каждой   личности,   каждой индивидуальности,   приоритетность   ее   потребностей,   целей   и   ценностей саморазвития;  Тьюторское сопровождение дает возможность следовать за естественным развитием ребенка, опираться не только на возрастные закономерности, но и на личностные достижения воспитанника;  Взрослый побуждает ребенка к нахождению и принятию самостоятельных решений, помогает   принять   на   себя   необходимую   меру   ответственности,   то   есть   создает необходимые условия для саморазвития, осуществления личностных выборов.  8 Тьюторское сопровождение даёт возможность для:  диагностического подхода к  конструированию индивидуальных стратегий раскрытия одаренности учащегося;  обеспечения индивидуального темпа и дифференцированного подхода к раскрытию  потенциала одаренного ребенка, исходя из его индивидуальных предпочтений;  возможности отслеживания результатов на каждом этапе развития одарённой  личности; создания творческого климата отношений учителя и ученика, обеспечение  свободы самовыражения в партнерском взаимодействии. Тьютор, как менеджер, организует возможности для оценки уровня развития  способностей воспитанников путем включения в соревнования и участие в  олимпиадах и конкурсах. Ученик нашей школы, ныне аспирант МГУ, сопровождался мною на астрономические школы при КФУ и олимпиады. Другой пример: мальчик,  увлеченный и астрономией и физикой, имел возможность участвовать кроме  олимпиад еще и в уникальной форме мероприятий для проявления широкого спектра компетентностей­ физических и астрономических боях. В международном  астротурнире в г. Казань в составе команды школы он стал призером. Сейчас  является студентом МФТИ по специальности связанной с конструированием  космических аппаратов. «Бой»­ это командное состязание, с предварительной  подготовкой, в котором каждый участник имеет возможность выступить в качестве  защитника решения задачи и в качестве оппонента, выступить с речью и задать  критические вопросы соперникам.  гой Оптимальная организация развития технических способностей (в части  конструирования и программирования) ­ кружок робототехники и 3d технологий. Я  включилась в нее, так как вижу нереализованную потребность мальчишек, а  собственная заинтересованность­ это большой стимул для дополнительных занятий .  Разовых часовых занятий недостаточно для успешного участия в соревнованиях,  ребята это сами понимают и приходят при любой возможности, чтоб опробовать и  развить свои идеи. И, конечно, основной критерий успешности работы педагога и  тьютора­ самореализация воспитанника, продолжение его развития в ВУЗе  соответствующего профиля.   Использованные источники: 1. Пермский педагогический журнал (№ 2 Август 2011 г.) 2. Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата  образования // Высшее образование сегодня, 2003. ­ № 5. 3. Лебедев О. Е. Компетентностный подход в образовании //Школьные  технологии. ­2004. ­№5. ­ С. 3­12. 4. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно­ ориентированной парадигмы образования //Народное образование, 2003.­ № 2.­  С. 58­64. 5. Шадриков В.Д. Новая модель специалиста: инновационная подготовка и  компетентностный подход // Высшее образование сегодня. № 8. 2004. 6. Коган Е. Я. Компетентностный подход и новое качество образования /  Современные подходы к компетентностно­ориентированному образованию/  Под ред. А. В. Великановой. – Самара: Профи, 2001. 7. https://infourok.ru/prezentaciya­tyutorstvo­tehnologiya­podderzhki­722929.html 8. https://infourok.ru/tyuterskoe_soprovozhdenie_vneurochnoy_deyatelnosti_studento v­126536.htm 9. https://infourok.ru/programma­tyutorskogo­soprovozhdeniya­uchaschihsya­klassov­ vo­vneurochnoy­deyatelnosti­1245242.html 10.https://infourok.ru/statya­na­temu­tehnologiya­tyutorstva­1184225.html 11.http://www.myshared.ru/slide/952589/ 12.https://www.1urok.ru/categories/22/articles/538

Выступление на педсовете. Компетентностный и метапредметный подход в работе с одаренными детьми. Тьюторство.

Выступление на педсовете.  Компетентностный и метапредметный подход в работе с одаренными детьми. Тьюторство.

Выступление на педсовете. Компетентностный и метапредметный подход в работе с одаренными детьми. Тьюторство.

Выступление на педсовете.  Компетентностный и метапредметный подход в работе с одаренными детьми. Тьюторство.

Выступление на педсовете. Компетентностный и метапредметный подход в работе с одаренными детьми. Тьюторство.

Выступление на педсовете.  Компетентностный и метапредметный подход в работе с одаренными детьми. Тьюторство.

Выступление на педсовете. Компетентностный и метапредметный подход в работе с одаренными детьми. Тьюторство.

Выступление на педсовете.  Компетентностный и метапредметный подход в работе с одаренными детьми. Тьюторство.

Выступление на педсовете. Компетентностный и метапредметный подход в работе с одаренными детьми. Тьюторство.

Выступление на педсовете.  Компетентностный и метапредметный подход в работе с одаренными детьми. Тьюторство.

Выступление на педсовете. Компетентностный и метапредметный подход в работе с одаренными детьми. Тьюторство.

Выступление на педсовете.  Компетентностный и метапредметный подход в работе с одаренными детьми. Тьюторство.

Выступление на педсовете. Компетентностный и метапредметный подход в работе с одаренными детьми. Тьюторство.

Выступление на педсовете.  Компетентностный и метапредметный подход в работе с одаренными детьми. Тьюторство.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.05.2017