Выступление на педсовете. Компетентностный и метапредметный подход в работе с одаренными детьми. Тьюторство.
Оценка 5
Педсоветы
docx
астрономия +1
7 кл—11 кл
19.05.2017
В выступлении рассматриваются такие вопросы: 1.Как распознать: одаренный ребенок или проявляются временные успехи? 2. Какие требования выдвигает ФГОС к компетентностям учащихся? Какие из них называются метапредметными? 3. Как тьюторство решает основные проблемы развития индивидуальности? Может ли групповая работа дать такие же результаты, как личностный контакт тьютора с воспитанником?
Выступление педсовет 28.12.16.docx
Компетентностный и метапредметный подход в работе с одаренными детьми.
Выступление на педсовете
Тьюторство.
Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одаренность
занимает одно из ведущих мест. Проблемы ее диагностики и развития волнуют
педагогов на протяжении многих столетий. Интерес к ней в настоящее время очень
высок, и это объясняется общественными потребностями, прежде всего,
потребностью общества в неординарной творческой личности.
Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокой
активности человека, но и его умений, способности нестандартного мышления и
поведения. И именно высоко одаренные люди способны внести наибольший вклад в
развитие общества.
Каких детей считать одаренными способностями в области физики и техники? Это
олимпиадники республиканского и российского масштаба, или ребята, из которых
получатся увлеченные своей работой инженеры достойного уровня? Может ли такая
школа, как наша, взрастить «Энштейнов»? И должна ли она готовить ученых
физиков и астрономов? Все ясно и в тоже время сложно: учитель должен видеть
потенциал ребенка, его интерес, и развивать его насколько это возможно.
Вслед за исследователями одаренности школьников, выделяю три группы таких
обучающихся в своих классах.
1. Школьники с очень высоким общим уровнем развития интеллектуальных
способностей. У этих детей сильно развитое чувство справедливости и очень
широкие личные системы ценностей. К сожалению, даже в нашей крупной
школе, таких детей очень мало.
2. Школьники с признаками специальной умственной одаренности в
определенной области знаний.
3. Школьники, не достигающие по какимлибо причинам успехов в учении, но
обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью
психического склада, креативностью, продуктивностью мышления,
способностью к лидерству.
Одаренность детей может быть установлена и изучена только в процессе
обучения и воспитания, в ходе выполнения ребенком той или иной содержательной
деятельности. Проявления умственной одаренности у ребенка связаны с
чрезвычайными возможностями детских лет жизни. Нужно иметь в виду, что в
ранние дошкольные годы стремительное умственное развитие происходит у всех
детей, оказывая решающий вклад детских лет в становление интеллекта. Основная
трудность выявления в пору детства признаков одаренности состоит в том, что в них
непросто выделить собственно индивидуальное, относительно не зависимое от возрастного. Так, наблюдаемая у ребенка высокая умственная активность, особая
готовность к напряжению это внутреннее условие умственного роста. Окажется ли
оно устойчивой, особенностью на последующих возрастных этапах, не известно.
Одаренные дети, демонстрирующие выдающиеся способности в какойто одной
области, иногда ничем не отличаются от своих сверстников во всех прочих
отношениях. Однако, как правило, одаренность охватывает широкий спектр
индивидуальнопсихологических особенностей: талантливый человек талантлив во
всем.
Большинству одаренных детей присущи особые черты, отличающие их от
большинства сверстников. Как правило, их отличает высокая любознательность и
исследовательская активность. Признаки одаренности ребенка важно наблюдать и
изучать в развитии. Для их оценки требуется достаточно длительное прослеживание
изменений, наступающих при переходе от одного возрастного периода к другому.
Такое исследование называется лонгитюдным. Программы для одаренных должны
отличаться от обычных учебных программ. При выявлении детей с незаурядными
умственными возможностями встает проблема: чему и как их учить, как
способствовать их оптимальному развитию. Занятия одаренного ребенка в обычном
классе по стандартной учебной программе похожи на тот случай, когда нормального
ребенка помещают в класс для детей с задержкой умственного развития. Ребенок в
таких условиях начинает приспосабливаться, он старается быть похожим на своих
одноклассников, и спустя какоето время его поведение будет похоже на поведение
всех остальных детей в классе. Он начнет подстраивать выполнение заданий по
качеству и количеству под соответствующие ожидания учителя. У невнимательного,
неподготовленного педагога такой ребенок может надолго задержаться в развитии.
Существуют разные стратегии обучения одаренных детей, которые могут быть
воплощены в разные формы. Для этого разрабатываются специальные учебные
программы. К основным стратегиям обучения детей с высоким умственным
потенциалом относят ускорение и обогащение. (Например, раннее или
форсированное обучение, углубленное обучение). Но ведь большинство детей
обучаются в обычных школах, или с углублением отдельных предметов на
формальном уровне, когда в класс набираются порой и дети среднего уровня.
В принципе, современный ФГОС направлен на индивидуализацию развития
школьников. Согласно его требований, главная цель образования: – развитие ребенка
как компетентной личности, включая его в различные виды ценностной человеческой
деятельности:
учеба,
познание,
коммуникация,
профессиональнотрудовой выбор,
личностное саморазвитие, ценностные ориентации.
С этих позиций обучение учащихся рассматривается как процесс овладения не
только определенной суммой знаний и системой умений и навыков, но и как процесс
овладения компетенциями.
Определений компетенций много. По А.Хуторскому: это совокупность
взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков), необходимых для
продуктивной деятельности в социуме. Компетентность же это уровень владения
компетенцией, отношение человека к ней и предмету деятельности (интерес,
ответственность и т.д.). Таким образом, компетентностный подход это
приоритетная ориентация на цели – векторы образования: обучаемость,
самоопределение, самоактуализация, социализация и развитие индивидуальность.
Компетентностный подход в образовании в противоположность концепции “усвоения
знаний” (а на самом деле суммы сведений) предполагает освоение учащимися
умений, позволяющих действовать в новых, неопределённых, проблемных ситуациях,
для которых заранее нельзя наработать соответствующих средств. Их нужно
находить в процессе разрешения подобных ситуаций и достигать требуемых
результатов.
Ключевыми называют компетенции, которые являются универсальными,
применимыми в различных жизненных ситуациях. Это своего рода ключ к
успешности.
Информационная компетенция – готовность к работе с информацией;
Коммуникативная компетенция – готовность к общению с другими людьми,
формируется на основе информационной;
Кооперативная компетенция – готовность к сотрудничеству с другими людьми,
формируется на основе двух предыдущих;
Проблемная компетенция – готовность к решению проблем, формируется на
основе трёх предыдущих.
Компетентностный подход позволяет:
Согласовать цели обучения, поставленные педагогами, с собственными целями
учащихся;
Подготовить учеников к сознательному и ответственному обучению в вузе;
Подготовить учащихся к успеху в жизни, развивающейся по непредсказуемым
законам;
Повысить степень мотивации учения, за счёт осознания его пользы для
сегодняшней и последующей жизни учащихся;
Обеспечить единство учебного и воспитательного процессов, когда одни и те
же задачи разносторонней подготовки к жизни решаются различными
средствами урочной и внеурочной деятельности.
Средством реализации компетентностного подхода в работе с одаренными детьми
являются.
Создание возможности оценить свои компетентности в ходе решения
экспериментальных, нестандартных, проблемных задач. Создание условий для повышения уровня компетентностей как в урочной, так
и во внеурочной деятельности.
Траектория развития одаренного ребенка не может осуществляться без ориентации
на метапредметные результаты, потому как способные дети достигают лучших
результатов в первую очередь за счет собственного выбора приоритетов и своей
самостоятельной деятельности.
Метапредметными результатами обучения физике являются:
– овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний,
организации учебной деятельности, постановки целей, планирования,
самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть
возможные результаты своих действий;
– понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их
объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение
универсальными способами деятельности на примерах выдвижения гипотез для
объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых
гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;
– формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять
информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и
перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными
задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нём
ответы на поставленные вопросы и излагать его;
приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с
использованием различных источников и новых информационных технологий
для решения познавательных задач;
– развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои
мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения,
признавать право другого человека на иное мнение;
– освоение приёмов действий в нестандартных ситуациях, овладение
эвристическими методами решения проблем; – формирование умений работать
в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и
отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.
Проблемы и спорные вопросы, связанные с темой.
Одаренность и психология.
Как правило, способные дети бывают более продвинутыми интеллектуально,
имеют собственный взгляд на свое место в социуме и требуют более деликатного
подхода в общении. Порой они знают больше своих учителей, поскольку изучают
предмет, интересующий их, самостоятельно. Тем не менее, жизненный опыт
учителя нужен им, позволяет направить их деятельность в нужное русло. Им
очень важно общение со старшим человеком, способным понять их интерес, с тем,
кто с ними на «одной волне». Индивидуальный подход и работа в группах.
Если уровень детей разнится, то работа в группах для наиболее способных из них
малоэффективна. Ощущение превосходства над остальными расхолаживает,
увеличивается необходимое для решения проблемных ситуаций время.
Индивидуальная часть подготовки к олимпиадам, как показывает опыт, дает
более высокие результаты.
Необходимая и достаточная база для «прорыва» в возможностях (внимание,
память, образное мышление).
Даже среди способных в определенной области детей бывают сложности изза
недостатка каких либо личностных качеств, знаний. Например, ребенок,
увлеченный физикой, не имеет достаточной базы по математике, способный к
программированию не усидчив, гиперактивен. И настоящий «бич» современных
талантов слабые волевые качества, отсутствие стремления к самоутверждению и
самореализации, инертность, низкая самоорганизация и недостаток трудолюбия.
.
Внеурочная деятельность и создание возможностей проявить себя.
К сожалению, не все имеют возможность участвовать в платных объединениях, не
все школы могут предоставить необходимые бесплатные кружки по интересам.
Как правило, занятия в таких кружках при всей регулярности ограничены во
времени и ресурсной базе, чтобы дать детям достаточно развить свои умения.
Наиболее эффективным способом работы с одаренными детьми считаю
тьюторское сопровождение по индивидуальным запросам детей. Считаю
излишний формализм и бюрократию в форме составления дорожных карт и т.п.
здесь совершенно неуместными.
3 Четыре стратегии обучения, которые возможно применять в процессе работы с
одаренными детьми:
Ускорение (позволяет учесть потребности и возможности определенной категории
детей, отличающихся высоким темпом развития);
Углубление (предполагает более глубокое изучение тем, дисциплин или областей
знания);
Обогащение (ориентирована на качественно иное содержание обучения с выходом за
рамки изучения традиционных тем за счет установления связей с другими темами,
проблемами или дисциплинами);
Проблематизация (предполагает стимулирование личностного развития учащихся,
способствует формированию у учащихся личностного подхода к изучению различных
областей знаний).
4 Тьютор – это педагог, осуществляющий общее руководство самостоятельной вне
аудиторной работой обучающихся, индивидуальный научный руководитель и
воспитатель. Задача тьютора построить движение подопечного в поле достижений,
где существует идеальное ( культурные образцы ) и реальное ( человеческие желания, интересы). Тьютору необходимо строить пространство опробования. Оно возникнет,
если у подопечного есть творчески продуктивная задача.
5 Функциональная модель деятельности тьютора:
1. Основные функции:
Контрольнодиагностическая
Проектная
Мотивационная
Информационносодержательная
Организационнодеятельностная
Технологическая
Консультационная
Рефлексивная
2. Обеспечивающие функции:
Социальнокооперативная
Менеджерская
Маркетинговая
Саморазвития
3.Ценностные ориентации.
7 Преимущества тьюторского сопровождения:
Тьюторское сопровождение всегда персонифицировано и направлено на конкретного
ребенка, даже если тьютор работает с группой;
Признается безусловная ценность внутреннего мира каждой личности, каждой
индивидуальности,
приоритетность ее потребностей, целей и ценностей
саморазвития;
Тьюторское сопровождение дает возможность следовать за естественным развитием
ребенка, опираться не только на возрастные закономерности, но и на личностные
достижения воспитанника;
Взрослый побуждает ребенка к нахождению и принятию самостоятельных решений,
помогает принять на себя необходимую меру ответственности, то есть создает
необходимые условия для саморазвития, осуществления личностных выборов.
8 Тьюторское сопровождение даёт возможность для: диагностического подхода к
конструированию индивидуальных стратегий раскрытия одаренности учащегося;
обеспечения индивидуального темпа и дифференцированного подхода к раскрытию
потенциала одаренного ребенка, исходя из его индивидуальных предпочтений;
возможности отслеживания результатов на каждом этапе развития одарённой
личности; создания творческого климата отношений учителя и ученика, обеспечение
свободы самовыражения в партнерском взаимодействии.
Тьютор, как менеджер, организует возможности для оценки уровня развития
способностей воспитанников путем включения в соревнования и участие в
олимпиадах и конкурсах. Ученик нашей школы, ныне аспирант МГУ, сопровождался мною на астрономические школы при КФУ и олимпиады. Другой пример: мальчик,
увлеченный и астрономией и физикой, имел возможность участвовать кроме
олимпиад еще и в уникальной форме мероприятий для проявления широкого спектра
компетентностей физических и астрономических боях. В международном
астротурнире в г. Казань в составе команды школы он стал призером. Сейчас
является студентом МФТИ по специальности связанной с конструированием
космических аппаратов. «Бой» это командное состязание, с предварительной
подготовкой, в котором каждый участник имеет возможность выступить в качестве
защитника решения задачи и в качестве оппонента, выступить с речью и задать
критические вопросы соперникам.
гой
Оптимальная организация развития технических способностей (в части
конструирования и программирования) кружок робототехники и 3d технологий. Я
включилась в нее, так как вижу нереализованную потребность мальчишек, а
собственная заинтересованность это большой стимул для дополнительных занятий .
Разовых часовых занятий недостаточно для успешного участия в соревнованиях,
ребята это сами понимают и приходят при любой возможности, чтоб опробовать и
развить свои идеи. И, конечно, основной критерий успешности работы педагога и
тьютора самореализация воспитанника, продолжение его развития в ВУЗе
соответствующего профиля.
Использованные источники:
1. Пермский педагогический журнал (№ 2 Август 2011 г.)
2. Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата
образования // Высшее образование сегодня, 2003. № 5.
3. Лебедев О. Е. Компетентностный подход в образовании //Школьные
технологии. 2004. №5. С. 312.
4. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно
ориентированной парадигмы образования //Народное образование, 2003. № 2.
С. 5864.
5. Шадриков В.Д. Новая модель специалиста: инновационная подготовка и
компетентностный подход // Высшее образование сегодня. № 8. 2004.
6. Коган Е. Я. Компетентностный подход и новое качество образования /
Современные подходы к компетентностноориентированному образованию/
Под ред. А. В. Великановой. – Самара: Профи, 2001.
7. https://infourok.ru/prezentaciyatyutorstvotehnologiyapodderzhki722929.html
8. https://infourok.ru/tyuterskoe_soprovozhdenie_vneurochnoy_deyatelnosti_studento
v126536.htm
9. https://infourok.ru/programmatyutorskogosoprovozhdeniyauchaschihsyaklassov
vovneurochnoydeyatelnosti1245242.html
10.https://infourok.ru/statyanatemutehnologiyatyutorstva1184225.html
11.http://www.myshared.ru/slide/952589/
12.https://www.1urok.ru/categories/22/articles/538
Выступление на педсовете. Компетентностный и метапредметный подход в работе с одаренными детьми. Тьюторство.
Выступление на педсовете. Компетентностный и метапредметный подход в работе с одаренными детьми. Тьюторство.
Выступление на педсовете. Компетентностный и метапредметный подход в работе с одаренными детьми. Тьюторство.
Выступление на педсовете. Компетентностный и метапредметный подход в работе с одаренными детьми. Тьюторство.
Выступление на педсовете. Компетентностный и метапредметный подход в работе с одаренными детьми. Тьюторство.
Выступление на педсовете. Компетентностный и метапредметный подход в работе с одаренными детьми. Тьюторство.
Выступление на педсовете. Компетентностный и метапредметный подход в работе с одаренными детьми. Тьюторство.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.