Публикация является частью публикации:
Оценивание. Оценка. Отметка.
В истории отечественного образования двадцатого столетия был печальный опыт безотметочного обучения, который хочется напомнить противникам балльной системы оценок знаний учащихся. 31 мая 1918 г. Наркомпросс издает Постановление «Об отмене отметок». В Постановлении было сказано следующее:
«1. Применение балльной системы для оценки познаний и поведения учащихся отменяется во всех без исключения случаях школьной практики.
2. Перевод из класса в класс и выдача свидетельств производится на основании успехов учащихся по отзывам педагогического совета об использовании учебной работы».
Постановление запрещало проведение в школе вступительных, переходных и выпускных экзаменов, индивидуальной проверки знаний учащихся на уроке. Традиционные формы контроля и оценки знаний учащихся - спрашивания, отметки, зачеты, экзамены подвергались в педагогической литературе тех лет разной критике за отсутствие точности в оценке и измерении достижений учащихся, за неопределенность содержания педагогических оценок, игнорирование индивидуальных особенностей учащихся и т.д. Поскольку отечественная школа в первые послереволюционные годы одной из главных своих целей провозглашала не столько вооружение учащихся определенной суммой знаний, сколько формирование у учащихся способности самостоятельно добывать знания, постольку контроль и оценка должны были способствовать достижению именно этой цели. Вот почему самопроверка, самоконтроль и самооценка наряду с такими формами, как проведение бесед с учащимися о прочитанных книгах, организация диспутов и конференций, подготовка рефератов рассматривались как наиболее желательные формы контроля и оценки. Коллективные формы учета знаний должны были превалировать над индивидуальными, поскольку, как отмечалось в документах тех лет, индивидуальные формы вызывают нездоровый дух конкуренции и соревновательности, что было чуждо идеологии нового строя.
Говоря о новой форме учета знаний учащихся, введенной в отечественную школу в 20-х годах XX в., В.М. Полонский пишет, что она наряду с положительными моментами (развитие самостоятельности у детей) обнаружила свои слабые стороны. «Повсеместно стало отмечаться снижение качества знаний, уровня обученности, дисциплины. Школьники перестали регулярно заниматься в классе и дома»
В 1935 г. советская школа возвращается к 5-балльной словесной форме оценки знаний учащихся: «очень плохо», «плохо», «посредственно», «хорошо», «отлично», а в 1944 г. – к 5-балльной цифровой системе оценки знаний учащихся. В Постановлении СНК РСФСР от 10 января 1944 г. «О введении цифровой пятибалльной системы оценки успеваемости и поведения учащихся начальной, семилетней и средней школы» говорилось, что «в целях более четкой и точной оценки успеваемости и поведения учащихся, повышения требовательности к качеству их знаний заменить применяемую в школе словесную систему оценки успеваемости и поведения учащихся - отлично, хорошо, посредственно, плохо, очень плохо - цифровой пятибалльной системой: 5, 4, 3, 2, 1».
5-балльная цифровая система оценок при всех имеющихся недостатках и яростной атаке на нее, попытках ввести в школу другие формы учета остается основной формой оценки знаний учащихся.
Споры о том, полезны отметки или вредны, идут не первый год и даже не первое десятилетие.
«Оценка: «за» и «против»
«Отсутствие оценки является поэтому самым худшим видом оценки, поскольку это воздействие не ориентирующее, а дезориентирующее. (Б. Г. Ананьев)
«Я далек от намерения вообще изгнать отметку из школьной жизни. Нет, без отметки не обойтись» (В.А. Сухомлинский)
Какой учитель не мечтает, чтобы его ученики получали только хорошие и
отличные оценки? Увы, этой мечте не всегда суждено сбыться, всем понятно, что у каждого ребенка свои индивидуальные
интеллектуальные способности,
разный уровень мотивации обучения, да и содержание образовательных программ, особенно в основной школе,
стремительно усложняется, уровень
компетентностных требований по всем предметам повышается от класса к классу. При этом в самом трудном положении
оказывается учитель.
Можно ли учить без оценок?
Можно. Если не ставить задачу научить (особенно всех), если руководствоваться принципом: «Не справляешься, или не интересно – уходи!».
Можно ли научиться без оценок?
Тоже можно, при условии, что учащийся как минимум, получает некоторую поддержку своим усилиям, и при этом имеет потребность в получении знаний (необходимость, любопытство, интерес). Так учатся маленькие дети. Будет ли такое учение эффективным? Вряд ли. Даже маленьким детям полезна оценка – в виде подкрепления (поощрения) верного поведения и наказания за неверное. Овладеть же серьезными навыками, не получая регулярной информации о том, как идет процесс обучения, практически невозможно.
В начале 21 века в русле общего процесса модернизации российского образования закономерно возник вопрос о необходимости совершенствования, существующей пятибалльной (в реальности 3-х бальной) системы отметок.
«Оценка знаний учащихся в той или иной форме является необходимой частью учебного процесса» (В.М. Полонский)
«Отметки, с одной стороны, подменяют прямые мотивы учения косвенными, а с другой - насаждают в процессе обучения нервозность, страх, неприязнь к учителю. Можно заставить учиться, но невозможно принудить к познавательной активности, заставить быть увлеченным в процессе познания. Вот это - та радость и покидает школьника, когда его учебная деятельность управляется с помощью отметок» (Ш.А.Амонашвили)
«Главные противоречия и недостатки существующей системы контроля и оценки учебной работы у учащихся показывают, что эта система, унаследованная нами от старых времен, давно устарела и требует замены» (Л.М. Фридман)
Таков разброс мнений о школьной оценке в психолого-педагогической науке и школьной практике.
А можно ли все-таки извлечь из отметок их пользу и сделать оценивание фактором успеха?
В чем разница между этими терминами «оценка» и «отметка», которые порой кажутся синонимами?
Оценивание - целостный процесс наблюдения, описания, сбора, регистрации и интерпретации информации о деятельности обучающихся (учителей, образовательных организаций и т.д.) и представление развернутых суждений о процессе и результате деятельности.
Может показаться, что оценивание включает очень много элементов и относится только к стандартизированным процедурам федерального или регионального уровней (к этим процедурам определение, несомненно, применимо). Однако каждый учитель на уроке много раз проходит через все указанные в определении этапы оценивания.
Учитель наблюдает за деятельностью ученика, собирает и регистрирует информацию о ней, интерпретирует полученную информацию, в соответствии с целями образовательной деятельности и/или предыдущими результатами ученика (зачастую не фиксируя информацию на бумаге), и представляет ученику суждение о процессе и/или результате деятельности, которую наблюдал.
Результатом оценивания является оценка. Оценка может быть представлена в виде устного или письменного суждения либо в виде символа, знака. При длительном наблюдении за процессом обучения может быть дана оценка динамики его результатов. Оценка образовательных результатов фиксирует состояние уровня подготовки конкретного ученика в определенный момент.
Примерами оценки могут быть комментарии учителя о выполненном учеником задании, баллы, полученные по результатам пройденного в сети Интернет теста, (например, аналогичного варианту заданий ЕГЭ, ОГЭ), смайлики, поставленные учителем в тетрадях первоклассников.
Оценка образовательных результатов в виде символов, цифр, букв, становится отметкой, когда она отражается в журнале, ведомости и т.п., приобретая формальную значимость.
Так, балл, полученный за выполнение заданий ЕГЭ в Интернете, является оценкой; в то время как балл ЕГЭ, внесенный в федеральную информационную систему государственной итоговой аттестации (ФИС ГИА) - отметкой.
В российской школе для отметок чаще всего используется 5-балльная шкала (фактически, 4-балльная).
Итак, соотношение между тремя рассматриваемыми понятиями в школе выглядит следующим образом:
Виды оценивания. Функции оценивания
Внутришкольное оценивание можно разделять на три группы, у каждой из которых свои функции.
Стартовое оценивание используется для диагностики уровня подготовки обучающихся перед изучением какой-либо темы или при переходе с одного уровня образования на другой (из начальной школы в основную, из основной – в старшую). Для стартового оценивания могут использоваться различные методы и инструменты: наборы заданий, стандартизированные диагностические работы, устные опросы и т.д.
Вид оценивания |
Функция |
Стартовое |
Диагностическая |
Текущее (формирующее) |
Диагностическая / Корректирующая / Мотивирующая |
Итоговое (промежуточное) |
Диагностическая / Контролирующая |
Итоговое оценивание проводится в конце изучения тематического раздела (или в конце учебного года) и обобщает степень достижения целей, определенных при изучении раздела. Для итогового оценивания могут использоваться контрольные работы, в том числе собранные из заданий открытых банков ЕГЭ, ОГЭ и ВПР. Итоговое оценивание сопровождается выставлением отметки. Этот вид оценивания привлекает особое внимание обучающихся и их родителей, потому что результаты итогового оценивания всегда указываются в журнале и учитываются при выставлении четвертных (семестровых) и годовых отметок.
Однако итоговая отметка не является инструментом для коррекции образовательного процесса ни со стороны учеников, ни и со стороны учителя. Не стоит ждать окончания учебного периода, чтобы узнать, каковы образовательные результаты школьников. Для корректировки образовательных результатов не поможет выполнение работы над ошибками, допущенными в контрольной работе или диктанте. Это не означает, что работу над ошибками не нужно выполнять, но выявлять проблемы подготовки учеников необходимо на более ранних этапах обучения.
Для реализации диагностической, корректирующей и мотивирующей функций используется формирующее оценивание, которое предоставляет учителю информацию для планирования и дифференциации обучения, а ученику – для улучшения своих результатов.
Четвертные, семестровые, годовые отметки
Алгоритм выставления итоговых отметок фактически определяет, что показывает итоговая отметка и для чего она выставлена.
В практике различных школ используются преимущественно три алгоритма:
· В качестве итоговой выставляется средняя отметка с учетом всех полученных (и выставленных в журнал) в течение четверти отметок.
· В качестве итоговой выставляется средняя отметка за контрольные работы.
· В качестве итоговой выставляется средняя отметка по журналу с учетом весовых коэффициентов (среднее взвешенное всех отметок).
Применяемый алгоритм может влиять на учебное поведение обучающихся, если он им известен.
В таблице приведены наборы отметок, полученных в четверти двумя учениками и средние значения, вычисленные по каждому из трех алгоритмов. Средневзвешенное значение отметок у этих учеников одинаковое.
Вид работы |
Ответ у доски |
Домашнее задание |
Самостоя тельная работа |
Контроль ная работа |
Домашнее задание |
Работа по карточке |
Ответ у доски |
Контроль ная работа |
Среднее всех отметок |
Среднее отметок за контрольные работы |
Среднее взвешенное всех отметок |
Ученик 1 |
2 |
2 |
3 |
4 |
3 |
3 |
4 |
4 |
3,13 |
4,00 |
3,38 |
Ученик 2 |
5 |
4 |
3 |
3 |
4 |
3 |
4 |
3 |
3,63 |
3,00 |
3,38 |
Вес отметки |
1 |
1 |
2 |
3 |
1 |
1 |
1 |
3 |
В приведенном примере первый ученик получит отметку «3» в четверти, если учитываются все отметки, и «4» при учете только результатов контрольных работ.
Для второго ученика, получившего тройки за контрольные работы, но имеющего более высокие «текущие» отметки, при выставлении среднего должна быть выставлена отметка «4», а при выборе средневзвешенного всех отметок или только результатов контрольных работ – отметка «3».
Учет отметок за каждый вид работы, с одной стороны, стимулирует к работе на протяжении всей четверти, с другой стороны, при наличии низких отметок в начале четверти, напротив, эти стимулы понижает. Каждая локальная неудача снижает будущую итоговую отметку, каждая локальная удача ее повышает. Эта тенденция более выражена при небольшом количестве отметок.
Учет при выставлении итоговых отметок только результатов контрольных работ может снизить мотивацию к постоянной работе. Однако этот минус можно в значительной степени компенсировать постоянным использованием формирующего оценивания.
Таким образом, в школе должна быть выработана осознанная стратегия выставления итоговых отметок: либо учитываются все отметки, и, тем самым, фиксируется весь «путь» получения образовательного результата, либо учитываются результаты контрольных работ, фиксируя достигнутый в конце изучения темы уровень образовательных результатов.
Не стоит забывать, что при любом алгоритме вычисления итоговой отметки предполагается округление результата до целого числа. Например, если среднее значение составляет 3,49, то по строгим правилам округления необходимо выставить 3, а по правилам «округление в пользу ребенка» - 4. Кроме того, правило округления может быть сформулировано с учетом предыдущих результатов и проявленного старания. Решение остается за школой и учителем.
Важно, чтобы система выставления итоговых отметок была не только принята учителями, но и понятна ученикам и их родителям.
И очень важно учитывать, что принятая система выставления отметок существенно влияет на выбор многими обучающимися «тактики» получения итоговых отметок. Например, если больший вес имеют отметки за контрольные работы, то домашние задания и работа на уроках могут выполняться ими с меньшим усердием. А если при выставлении итогового балла все отметки имеют одинаковый вес, то обучающиеся могут придерживаться тактики «коллекционирования» высоких отметок на уроках, вступая зачастую в дискуссии с учителем за максимально возможные баллы.
Оценивание и контроль
Во избежание недоразумений необходимо развести понятия «оценивание» и «контроль».
· И оценивание, и контроль являются процессами.
· И оценивание, и контроль используются в образовательной деятельности.
· И для оценивания, и для контроля могут использоваться измерительные материалы.
Однако контроль и оценивание – процессы, отличающиеся, в первую очередь своей направленностью.
Если оценивание направлено на выявление имеющегося уровня образовательных результатов (кадровых условий, удовлетворенности родителей и т.д.), то контроль нацелен на выявление соблюдения обязательных требований. Из этого следуют и другие отличия, приведенные в таблице, с использованием приема «Сводная таблица» технологии развития критического мышления через чтение и письмо.
Контроль |
Линия сравнения |
Оценивание |
Проверка выполнения обязательных (минимальных) требований |
Цель |
Выявление существующего уровня |
Нет |
Возможность уровневой градации результатов |
Есть |
Не предполагается |
Учет индивидуальных особенностей учеников (учителей, школ и т.д.) |
Предполагается |
Критерии задаются нормативно |
Согласование критериев у другими учителями или учениками |
Возможно |
Краткий вывод |
Представление результата |
Развернутое суждение |
Установление соответствия / несоответствия требованиям |
Результат процесса |
Установление степени соответствия образовательным целям, выявление характера динамики результатов |
Не предполагается |
Развернутая обратная связь |
Предполагается |
обычно не могут быть сформулированы |
Пути изменения ситуации по описанию результатов |
могут быть сформулированы |
Основные требования
системы оценивания знаний учащихся:
1) Система оценивания должна давать возможность сверить достигнутый учащимся уровень с определенным минимумом требований, заложенных в тот или иной учебный курс.
2) Необходимо фиксировать изменения общего уровня подготовленности каждого учащегося и динамику его успехов в различных сферах познавательной деятельности. Желательно, чтобы фиксация данной информации была стандартизированная и не требовала больших затрат времени, т.е. не была вербальной.
3) Должна быть заложена возможность адекватной интерпретации информации, прозрачность в смысле способов выставления текущих и итоговых отметок,
4) Необходимо вводить механизм, развивающий оценивание учащимся своих достижений (рефлексия деятельности).
5) Система оценивания должна предусматривать и обеспечивать постоянный контроль между учителем, учеником, родителями, классным руководителем, а также администрацией и педагогическим коллективом школы.
6) Необходимо указать, что система оценивания должна быть единой применительно к конкретному школьному классу в рамках единого образовательного пространства.
7) Система оценивания должна быть выстроена таким образом, чтобы как можно бережнее относиться к психике учащихся.
Анкета
для учителей по теме «Школьная оценка»
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- ___________________________
- ___________________________
- ___________________________
9. Какие трудности вы испытываете при оценивании знаний учащихся:
___________________________
___________________________
___________________________
___________________________
Спасибо за сотрудничество.
Анкета для учащихся по теме: «Школьная оценка».
· для определения знаний учащихся
· для того, чтобы все старались быть лучше
· для родителей
· чтобы определить, кто лучше учится
· чтобы сравнивать результаты с другими учащимися
· чтобы ученики учили уроки
Да (почему)_______________________________________________________________
нет (почему)_______________________________________________________________
4.Какой совет можешь дать учителю, чтобы помочь ему в выставлении оценок: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Почему ученик получает плохую оценку?
· у учителя плохое настроение
6. Почему все учащиеся хотят получать хорошие оценки?
7. Что тебе не нравится, когда ты получаешь плохую оценку:
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.