Выступление на педсовете. Тема: Взаимодействие семьи и школы в современных условиях
Оценка 4.9
Лекции
doc
воспитательная работа
Взрослым
30.03.2018
Сложности воспитания детей в современных условиях очевидны. Родители не всегда находят верные пути решения возникающих проблем.
В выступлении освещены вопросы взаимоотношений семьи и школы, даны конкретные советы и рекомендации родителям. Теоретический материал содержателен, актуален.
Статья может быть использована педагогами в работе с родителями.Взаимодействие семьи и школы в современных условиях
Педсовет. Дуплякина.doc
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ 11 января 2018 года
Дуплякина Л.А.
Взаимодействие семьи и школы в современных условиях
Педагогика должна стать наукой для всех:
и для учителей, и для родителей.
В.А. Сухомлинский
Успех осуществления поставленных перед школой задач во многом зависит от характера
тех взаимоотношении, которые складываются между учителем и родителями. Основой
таких взаимоотношений должны стать взаимодоверительные контакты. В их создании
ведущая роль принадлежит учителю. Педагог должен обладать высоко развитым чувством
ответственности перед родителями за обучение и воспитание детей, постоянно изучать и
всесторонне знать семьи учащихся; быть советчиком, другом, доверенным лицом каждой
семьи, хранить известные ему семейные тайны; всегда помнить о ранимости родительских
чувств и не оскорблять их нетактичной оценкой недостатков в учебе и поведении ребенка
или тем более публичными отрицательными высказываниями о детях; уметь показать
детям положительные качества их родителей и опираясь на это, способствовать
повышению их авторитета; считаться с мнением родителей о своей деятельности,
терпеливо воспринимать их критические замечания в свой адрес, не забывать при этом, что
самокритичность педагога поднимает его авторитет в глазах родителей.
От того, как будет обращено к семье слово учителя, каким тоном, при каких
обстоятельствах оно будет, сказало, часто зависит результат. Так, данные, походя, между
прочим, советы воспринимаются как не очень важные, необязательные для выполнения.
Вовремя и правильно найденное слово, желание и умение помочь родителям поверить в
свои силы, поддержать в трудную минуту, дать дельный совет иногда гораздо больше
сближают учителя с семьей и укрепляют его авторитет, чем прочитанная лекция или
квалифицированная консультация.
Налаживание с родителями доброжелательных контактов происходит легче, если учитель
строит общение целенаправленно, учитывая ситуацию, заранее продумывает не только
содержание беседы, но и ее ход, возможные вариации и неожиданные повороты.
Необходимость и важность взаимодействия школы и семьи очевидны. Успешность
достижений ребенка зависит от того, кто и как влияет на его развитие. Большую часть
времени ребенок проводит дома и в школе, поэтому важно, чтобы взаимодействие
педагогов и родителей не противоречили друг другу, а положительно и активно
воспринимались ребёнком. Это осуществимо, если педагоги и родители станут союзниками
и единомышленниками, заинтересованно и согласовано будут решать проблемы
воспитания.
Деятельность школы в разы превышает интенсивность деятельности семьи, так как
именно педагоги являются специалистами в области образования. Педагоги создают
модели взаимодействия с семьёй на основе сотрудничества и взаимопомощи, выстраивают
отношения с родителями с учётом их запросов, степени активности и уровня психолого
1 педагогической компетентности. Важно развивать и обучать родителей, так как от их
компетентности будет во многом зависеть и качество образовательного процесса.
Ответственность здесь делится пополам, и стороны выступают не заказчиками и
исполнителями, а скорее членами одной команды с разными функциями и сферой
приложения сил. В таком типе взаимодействия обязательно присутствует
двусторонняя обратная связь.
Макаренко подчеркивал: “Воспитание есть процесс социальный в самом широком смысле.
Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего – люди. Из них на
первом месте – родители и педагоги”. Но школа не может, ни заменить, ни полностью
компенсировать то, что получает формирующаяся личность от родителей. Мы можем и
должны педагогически целенаправить, обогатить, усилить положительные внешкольные
влияния, включить их в систему своей воспитательной деятельности, а также в допустимых
пределах нейтрализовать отрицательные влияния, используя профессиональные
возможности.
Взаимодействие с семьёй – одна из сложных проблем в работе школы.
Семьи очень разные, у каждой свои проблемы и трудности, поэтому невозможно дать
готовый ответ и единственно правильный на вопрос о том, как взаимодействовать с семьей.
Многое зависит от интуиции, мастерства педагога, который должен проанализировать
комплекс различных обстоятельств, чтобы принять нужное решение в выборе способов и
средств взаимодействия с родителями и ребенком в конкретной ситуации.
Именно семья с раннего детства призвана заложить в ребенка нравственные ценности,
ориентиры на построение здорового образа жизни. Однако практика показывает, что
некоторые родители не имеют специальных знаний в области воспитания и привития
навыков здорового образа жизни, испытывают трудности в установлении контактов с
детьми. Не все родители откликаются на стремление педагога к сотрудничеству,
проявляют интерес к объединению усилий по воспитанию своего ребенка. Поэтому
педагогу необходимы терпение и целенаправленный поиск путей решения этой проблемы,
поиск оптимальных форм совместной работы школы и семьи в интересах ребенка, для
повышения уровня вовлеченности родителей в жизнь школы.
Динамика современной семьи характеризуется увеличением семей, находящихся в
социальноопасном положении, в группе риска. В последние годы увеличилось число
неполных семей, как результат недостаток родительского внимания и заботы в
образовании и воспитании детей, снижение учебнопознавательной мотивации
школьников.
Школа может помочь родителям в решении многих вопросов воспитания детей, но
она никогда не сможет конкурировать с семьей. Именно семья является самым
мощным средством в формировании личности ребенка. Жизнь и наука доказали, что
все беды у детей, а потом и у взрослых, объясняются ошибками семейного
воспитания, главные из которых отсутствие любви и неумение хвалить и
поддерживать своих детей. Самое важное для ребенка – чтобы его любили таким,
какой он есть.
2 Сегодня одна из главных задач школы – создание педагогической системы, основанной на
взаимодействии педагогического, ученического и родительского коллективов как
равноправных партнеров.
Информирование родителей о деятельности образовательного учреждения является
одним из условий организации сотрудничества школы и семьи. Положительный результат
зависит от контакта с семьёй учащегося.
Основные направления взаимодействия семьи и школы:
1. Изучение условий семейного воспитания. Составление характеристик семей
обучающихся.
2. Информирование родителей о содержании учебновоспитательного процесса.
3. Психологопедагогическое просвещение родителей.
4. Взаимодействие с родительским комитетом.
5. Совместная деятельность учителей, родителей и учащихся.
7. Взаимодействие с родителями, входящими в общественные организации, занимающиеся
вопросами здоровья.
8. Проведение совместных праздников с участием родителей создание групп поддержки из
числа родителей для проведения классной и внеклассной работы с детьми;
Основными формами работы с семьёй в нашей школе являются групповые и
индивидуальные.
К индивидуальным формам относятся:
беседы с родителями по вопросам обучения и воспитания ребёнка,
консультации,
посещение семьи, что помогает лучше познакомиться с условиями жизни, в
которых живёт ребёнок, материальным положением семьи, образом жизни,
проверить режим дня ребенка. При посещении семьи педагог беседует с
родителями об интересах и склонностях ребёнка, об отношении к родителям, к
школе, информирует родителей об успехах их ребенка, дает советы по организации
выполнения домашних заданий и т.д. Посещая семьи и беседуя с родителями,
учителя узнают о семейных традициях, о характере работы каждого члена семьи,
выявляют, кто из членов семьи оказывает большее влияние на ребенка, ищут пути
сотрудничества семьи и школы; уделяют большое внимание здоровью ученика.
Классный руководитель посещает семьи своих воспитанников, изучая на месте не
только бытовые условия, но и характер организации семейного воспитания.
Опытному наставнику многое могут рассказать сама атмосфера дома, отношения
между членами семьи. Исключительно важно соблюдать при посещении учащегося
на дому следующие правила:
3 * не идите непрошеным, постарайтесь любыми путями получить приглашение от
родителей;
* проявляйте высокий такт в разговоре с родителями, всегда начинайте с похвалы и
комплиментов;
* исключите жалобы на ученика, говорите о проблемах, подсказывайте пути их решения;
* беседуйте в присутствии учащегося, только в исключительных случаях требуйте
конфиденциальной встречи;
* не предъявляйте претензий к родителям;
* всячески подчеркивайте свою заинтересованность судьбой воспитанника;
* советы и рекомендации давайте не навязчиво, взвешивайте уровень своих требований и
возможности семьи;
* выдвигайте совместные проекты, договоритесь о конкретных совместных делах;
* не давайте беспочвенных обещаний, будьте крайне сдержаны в сложных случаях,
выражайте осторожный оптимизм.
Постоянно актуальным остается взаимодействие школы и семьи в решении проблемы
преодоления неуспеваемости школьников. Установлено, что семья и школа смотрят на
нее поразному. Учителя склонны считать главными причинами недостаток способностей в
соответствующей области, бесконтрольность семьи. Родители же в недостаточном
внимании, усидчивости детей и слабой работе школы. Совместное обсуждение проблемы
позволяет установить истинные причины неуспеваемости школьника. Только поняв их,
семья и школа могут скорректировать свою деятельность. Если взаимопонимания не
достигается, школа и семья остаются на своих точках зрения. Жизнь школьника от этого
только ухудшается.
К сожалению, именно непрофессиональная работа с родителями чаще всего подрывает
авторитет педагога и школы. Родители будут стремиться к сотрудничеству и последующим
контактам, только видя заинтересованность классного руководителя судьбой их детей.
Консультации могут быть тематическими. Их рекомендуется проводить в каникулярное
время или после проведения всех занятий с детьми, чтобы педагог не был жестко
ограничен во времени и мог свободно общаться с родителями. Консультации с родителями
полезны как для них самих, так и для учителя. Родители получают реальное представление
о школьных делах и поведении ребенка, учитель же — необходимые ему сведения для
более глубокого понимания проблем каждого ученика.
Одной из форм взаимодействия семьи и школы является дневник ученика, электронный
дневник. Иногда даже телефонный разговор можно считать достаточно эффективной
формой общения с родителями, если нет возможности личной встречи. Словом, для
достижения положительного результата в работе, классному руководителю необходимо
4 уметь выбирать нужную форму работы с семьей, исходя из ее индивидуальных
особенностей.
К групповым формам работы с семьёй мы относим психологопедагогическое
просвещение родителей. Классные руководители нашей школы используют такие формы
взаимодействия, как:
родительские собрания,
конференции,
лекции,
встречи с учителями предметниками, администрацией.
К психологопедагогическому просвещению родителей привлекают специалистов
различных направление: врачей, юристов, инспектора ГИБДД, ПДН УВД и т.д.
Общешкольные родительские собрания проводятся, как правило, два раза в год. На них
родители знакомятся с документами о школе, с основными направлениями, задачами,
итогами ее работы.
Проводятся встречи со специалистами служб системы профилактики, готовятся
праздничные музыкальные номера и поздравление родителей с Днем матери, днем 8 Марта,
Днем Победы.
К нетрадиционным формам сотрудничества семьи и школы относятся:
Педагогическая дискуссия (диспут) — одна из наиболее интересных форм
повышения педагогической культуры. Отличительная особенность диспута
заключается в том, что он позволяет вовлечь всех присутствующих в обсуждение
поставленных проблем, способствует выработке умения всесторонне анализировать
факты и явления, опираясь на приобретенные навыки и накопленный опыт. Самая
ответственная часть диспута — ведение спора. Конечно, не все родители могут
поддержать спор, поэтому и эта форма работы с родителями организуется редко.
Ролевые игры — форма коллективной творческой деятельности по изучению уровня
сформированности педагогических умений участников. Примерными темами
ролевых игр с родителями могут быть следующие: «Утро в вашем доме», «Ребенок
пришел из школы», «Семейный совет» и др.
Родительские тренинги.
Психологические разминки.
Круглые столы.
Устные журналы.
. Практикумы.
Родительские вечера.
Родительские чтения.
5
Родительские ринги
В литературе по воспитательной работе предлагается несколько новых форм
взаимодействия с семьей. Это:
Деловые игры.
Токшоу.
Театрэкспромт.
Аукцион.
Агитбригада.
Одой из основных универсальных форм взаимодействие школы с семьями учащихся и
пропаганды психологопедагогических знаний являются классные родительские
собрания. Эта школа повышения у родителей компетентности в вопросах обучения детей,
формирующая родительское общественное мнение, родительский коллектив. На собрании
обсуждаются проблемы жизни класса, задачи учебновоспитательной работы класса и т.д.
Они могут быть организационными, тематическими, итоговыми. Тематика родительских
собраний обычно определяется педагогами. Каждое родительское собрание требует от
классного руководителя тщательной подготовки, создания своего рода «сценария»,
программы, для того чтобы оно проходило в обстановке заинтересованности, при активном
участии родителей. Готовясь к собранию, желательно заранее предложить родителям
анкету по проблеме, которая выносится для беседы, порекомендовать прочесть книги или
использовать домашние сочинения детей. Важно заранее продумать оформление классной
комнаты (оформить выставку творческих работ, выпустить специальную тематическую
газету, подобрать литературу для родителей, фрагменты сочинений, стихов детей по теме).
Успешно эта работа организуется всеми классными руководителями.
В качестве основного недостатка в организации классных родительских собраний следует
назвать отсутствие разнообразия форм и методов их проведения, следствием чего и бывает
низкая посещаемость и активность родителей.
Классное родительское собрание включает в себя шесть обязательных компонентов:
Анализ учебных достижений учащихся класса. В этой части собрания классный
руководитель знакомит родителей с результатами учебной деятельности класса. С
рекомендациями педагогов – предметников.
Знакомство родителей с состоянием эмоционального климата в классе. Темой для
разговора здесь могут быть взаимоотношения учащихся, внешний вид и другие
вопросы.
Психолого педагогическое просвещение.
Обсуждение организационных вопросов (проведение экскурсий, классных вечеров,
приобретение учебной литературы и пр.).
Рефлексия. В конце родительского собрания подводится итог всему сказанному.
Личные беседы с родителями.
6 Одним из очень важных направлений в работе классного руководителя является
диагностика.
Без использования психологопедагогической диагностики невозможно спланировать
воспитательную работу в детском коллективе, наладить работу с коллективом родителей.
Диагностика в работе с классным коллективом помогает выявить проблемные ситуации в
отдельных семья, дает возможность классному руководителю выбрать правильную линию
поведения с родителями тех учеников, положение которых в семье чрезвычайно трудное.
Диагностические материалы, если педагог их грамотно использует, могут коренным
образом повлиять на общение родителей и ребенка в семье, изменить статус отдельных
членов семьи, стратегию поведения взрослых по отношению к ребенку.
Одной из форм сотрудничества классного руководителя с группой наиболее
опытных, инициативных родителей является классный родительский комитет.
Родительский комитет работает на основе положения о родительском комитете школы. Он
совместно с классным руководителем и под его руководством планирует, готовит и
проводит всю совместную работу по педагогическому образованию, установлению
контактов с родителями, оказанию помощи в воспитании детей класса, организует
совместные досуговые мероприятия, анализирует, оценивает и подводит итоги
сотрудничества школы и семьи.
Следующим направлением в организации сотрудничества классного руководителя и
родителей является формирование у родителей понимания принадлежности к
школьному образовательновоспитательному пространству. За этими словами стоит
очень многое.
В начальной школе классный руководитель должен знакомить родителей класса с
традициями школы, ее историей, достижениями в обучении и воспитании учащихся; с теми
требованиями, которые предъявляет школа к своим ученикам с первых дней пребывания в
ней, с системой контроля за выполнением домашних заданий учащихся. Это знакомство с
Уставом учебного заведения, с правилами поведения в классе, спортивном зале,
библиотеке, столовой и т.д.
Формирование здоровья подрастающего человека происходит в течение всего учебно –
воспитательного процесса, с использованием разных видов деятельности, форм, методов и
приемов. Однозначно, что без участия родителей учащихся вся эта работа будет
неэффективной.
Большую часть дня учащиеся проводят в стенах школы. Постоянная модернизация
образования имеет две стороны. С одной – наши дети получают крепкие знания,
позволяющие после школы поступить и продолжить обучение в других учебных
заведениях. На первый взгляд, и дети, и родители должны быть этим довольны. Но есть
другая сторона этого вопроса. Имея огромное количество учебных перегрузок, именно
успешные ученики больше, чем другие теряют свое здоровье. Это не может не беспокоить
как педагогов, так и семьи учащихся.
Общеизвестно, что состояние здоровья детей, значительно зависит от условий, в которых
находятся дети (безопасность пребывания в школе, санитарногигиеническое состояние
помещений, освещенность и температурный режим помещений, нормальное
функционирование всех систем жизнеобеспечения, уют и комфортность помещений и т.д.).
В нашем образовательном учреждении для учеников созданы достаточно хорошие условия.
7 Заключение.
Работа с родителями всегда считалась одной из самых трудных в педагогической
деятельности учителя. Родители учеников являются основными участниками
образовательного процесса, с которыми делятся усилия и ответственность за итоги
педагогической работы.
Родители могут немало сделать для того, чтобы ребёнок любил школу и учился с радостью.
Они нуждаются не только в информировании со стороны школы. Родитель должен
чувствовать, что он нужен школе и что школа работает с ним постоянно и системно. Это не
должен быть просто перечень мероприятий по работе с семьёй, а комплексное и
планомерное взаимодействие с ней. Сегодня в школе есть родители, которые полностью
посвящают себя воспитанию детей, они ждут от педагогов советов и рекомендаций, готовы
подключиться к любым общественным делам и активно проявляют себя в общественной и
досуговой жизни своего ребенка и всего классного коллектива в целом. Но, к сожалению,
таких родителей мало.
Анализ ВР показал, что в настоящее время в школе сложилась система мероприятий,
направленных на сотрудничество с родителями: это родительские собрания;
заседания родительских комитетов; организация концертов для родителей;
общешкольные и классные мероприятия с участием родителей; индивидуальная
работа; организация совместных экскурсионных поездок и т.д.
Эффективность воспитания ребенка зависит от того, насколько тесно взаимодействуют
школа и семья. Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют
классные руководители. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают
политику, проводимую школой по отношению к воспитанию, обучению детей, и участвуют
в ее реализации. При этом семья должна рассматриваться как главный заказчик и союзник в
воспитании детей, а объединение усилий родителей и педагога создаст благоприятные
условия для развития ребенка. Мы всегда должны помнить, что функции классного
руководителя разнообразны, работа с семьями своих учеников важное направление вашей
деятельности.
Приложение
Анкета для родителей «Искусство жить с детьми» (подчеркните выбранный вами ответ)
1. Считаете ли Вы, что в Вашей семье есть взаимопонимание с детьми? да, нет, не совсем
2. Говорят ли с Вами дети по душам? Советуются ли по личным вопросам? да, часто, нет,
очень редко,
3. Есть ли у Вас общие с ними занятия и увлечения Какое? да, нет, ______________
4. Проверяете ли Вы, домашнее задание у ребенка? да, нет, редко, каждый день, нет
времени
5. Часто ли вы обсуждаете с ребёнком его учёбу (трудности, успехи, взаимоотношения с
педагогами)? да, часто; нет, редко, совсем не обсуждаем
8 6. Обсуждаете ли вы со своим ребёнком прочитанные книги, газеты, просмотренные
телепередачи? да, часто, редко, нет
7. Часто ли вы проводите свободное время с ребенком? часто, редко, нет времени
8. Способны ли вы оказать влияние на своего ребенка? да, нет, не всегда
9. Получаете ли вы достаточную информацию об успехах и неудачах вашего ребенка в
школе? да, нет, не совсем, трудно сказать; ________________________
10. Обращаетесь ли Вы к классному руководителю или учителю за советом в проблемных
ситуациях, связанных с воспитанием ребенка? да, нет, очень редко
11. Бываете ли вместе в театрах, музеях, на выставках и концертах?
12. Имеете ли вы возможность участвовать в делах школы? да, нет, _____________
13. Какую помощь и в какой мере вы могли бы РЕАЛЬНО оказать школе?
_____________________________________________________________________
13. В какой помощи от школы нуждаетесь вы? ______________________________
14. Сколько родительских собраний вы посетили в этом учебном году? а) все 3 б)
пропустил (а) одно; б) пропустил (а) два;
15. Сколько преподавателей, работающих в классе, вы знаете? а) всех; б) некоторых; в)
только классного руководителя; г) большинство
Анкета для родителей «Семья и школа»
1. Назовите самую важную, на ваш взгляд, проблему в воспитании: взаимное непонимание
детей и взрослых; успеваемость детей; непослушание; бездуховность; лень; половое
воспитание;
_________________________________________________________________________
2. Как вы считаете, кто оказывает большее влияние на ребёнка – семья или школа?
безусловно, семья; в большей мере семья; в равной степени и семья и школа; школа,
так как там ребёнок проводит много времени; школа и улица; ______________________
3. В какой форме школа могла бы помочь вам в решении ваших проблем? лекциями о
воспитании; специальными практическими занятиями; информацией об особенностях
развития вашего ребёнка; информацией о том, что можно почитать по моей проблеме;
_______________________________________________________________________
4. Сколько бы вы могли уделить времени для повышения своей педагогической
компетентности, если для вас в нашей школе будут организованы специальные занятия?
час в неделю; примерно пару часов в месяц; трудно сказать, нет времени;
_________________________________________________________________________
9 5. Удовлетворены ли вы: уровнем преподавания – да, нет, не совсем, трудно
сказать; питанием в школе да, нет, не совсем, трудно сказать; отношениями между
школьниками в классе да, нет, не совсем, трудно сказать;
Вашими отношениями с педагогами да, нет, не совсем, трудно сказать;
Вашими отношениями с администрацией да, нет, не совсем, трудно сказать;
отношениями вашего ребенка с педагогами да, нет, не совсем, трудно сказать;
6. Какие жалобы высказывает ваш ребенок по отношению к учению?
______________________________________________________________________
7. Чем вы недовольны по отношению к учебе Вашего ребенка в школе?
________________________________________________________________________
8. Отношение вашего ребенка к школе: а/ положительное б/нейтральное в/ отрицательное
9. Как он учится? а/ с желанием б/ неохотно в/ без выраженного отношения
10. Ваши замечания, предложения
Анкета для родителей «Семья и школа»
1. Назовите самую важную, на ваш взгляд, проблему в воспитании: взаимное непонимание
детей и взрослых; успеваемость детей; непослушание; бездуховность; лень; половое
воспитание;
_________________________________________________________________________
2. Как вы считаете, кто оказывает большее влияние на ребёнка – семья или школа?
безусловно, семья; в большей мере семья; в равной степени и семья и школа; школа,
так как там ребёнок проводит много времени; школа и улица; ______________________
3. В какой форме школа могла бы помочь вам в решении ваших проблем? лекциями о
воспитании; специальными практическими занятиями; информацией об особенностях
развития вашего ребёнка; информацией о том, что можно почитать по моей проблеме;
_______________________________________________________________________
4. Сколько бы вы могли уделить времени для повышения своей педагогической
компетентности, если для вас в нашей школе будут организованы специальные занятия?
час в неделю; примерно пару часов в месяц; трудно сказать, нет времени;
_________________________________________________________________________
5. Удовлетворены ли вы: уровнем преподавания – да, нет, не совсем, трудно сказать;
питанием в школе да, нет, не совсем, трудно сказать;
отношениями между школьниками в классе да, нет, не совсем, трудно сказать;
Вашими отношениями с педагогами да, нет, не совсем, трудно сказать;
10 Вашими отношениями с администрацией да, нет, не совсем, трудно сказать;
отношениями вашего ребенка с педагогами да, нет, не совсем, трудно сказать;
6. Какие жалобы высказывает ваш ребенок по отношению к учению?
______________________________________________________________________
7. Чем вы недовольны по отношению к учебе Вашего ребенка в школе?
________________________________________________________________________
8. Отношение вашего ребенка к школе: а/ положительное б/нейтральное в/ отрицательное
9. Как он учится? а/ с желанием б/ неохотно в/ без выраженного отношения
10. Ваши замечания, предложения
Анкета для родителей «Искусство жить с детьми» (подчеркните выбранный вами ответ)
1. Считаете ли Вы, что в Вашей семье есть взаимопонимание с детьми? да, нет, не совсем
2. Говорят ли с Вами дети по душам? Советуются ли по личным вопросам? да, часто, нет,
очень редко,
3. Есть ли у Вас общие с ними занятия и увлечения Какое? да, нет, ______________
4. Проверяете ли Вы, домашнее задание у ребенка? да, нет, редко, каждый день, нет
времени
5. Часто ли вы обсуждаете с ребёнком его учёбу (трудности, успехи, взаимоотношения с
педагогами)? да, часто; нет, редко, совсем не обсуждаем
6. Обсуждаете ли вы со своим ребёнком прочитанные книги, газеты, просмотренные
телепередачи? да, часто, редко, нет
7. Часто ли вы проводите свободное время с ребенком? часто, редко, нет времени
8. Способны ли вы оказать влияние на своего ребенка? да, нет, не всегда
9. Получаете ли вы достаточную информацию об успехах и неудачах вашего ребенка в
школе? да, нет, не совсем, трудно сказать; ________________________
10. Обращаетесь ли Вы к классному руководителю или учителю за советом в проблемных
ситуациях, связанных с воспитанием ребенка? да, нет, очень редко
11. Бываете ли вместе в театрах, музеях, на выставках и концертах?
12. Имеете ли вы возможность участвовать в делах школы? да, нет, _____________
13. Какую помощь и в какой мере вы могли бы РЕАЛЬНО оказать школе?
_____________________________________________________________________
11 13. В какой помощи от школы нуждаетесь вы? ______________________________
14. Сколько родительских собраний вы посетили в этом учебном году? а) все 3 б)
пропустил (а) одно; б) пропустил (а) два;
15. Сколько преподавателей, работающих в классе, вы знаете? а) всех; б) некоторых; в)
только классного руководителя; г) большинство
12
Выступление на педсовете. Тема: Взаимодействие семьи и школы в современных условиях
Выступление на педсовете. Тема: Взаимодействие семьи и школы в современных условиях
Выступление на педсовете. Тема: Взаимодействие семьи и школы в современных условиях
Выступление на педсовете. Тема: Взаимодействие семьи и школы в современных условиях
Выступление на педсовете. Тема: Взаимодействие семьи и школы в современных условиях
Выступление на педсовете. Тема: Взаимодействие семьи и школы в современных условиях
Выступление на педсовете. Тема: Взаимодействие семьи и школы в современных условиях
Выступление на педсовете. Тема: Взаимодействие семьи и школы в современных условиях
Выступление на педсовете. Тема: Взаимодействие семьи и школы в современных условиях
Выступление на педсовете. Тема: Взаимодействие семьи и школы в современных условиях
Выступление на педсовете. Тема: Взаимодействие семьи и школы в современных условиях
Выступление на педсовете. Тема: Взаимодействие семьи и школы в современных условиях
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.