Выступление на расширенном заседании ШМО «Обеспечение преемственности в обучении на начальной и основной ступенях в условиях реализации ФГОС»
Оценка 4.7

Выступление на расширенном заседании ШМО «Обеспечение преемственности в обучении на начальной и основной ступенях в условиях реализации ФГОС»

Оценка 4.7
Лекции +3
doc
администрации
Взрослым
08.01.2017
Выступление на расширенном заседании ШМО «Обеспечение преемственности в обучении на начальной и основной ступенях в условиях реализации ФГОС»
Презентационная часть выступления
Выступление Токарь О.А. - приложение 2.doc

МОУ «Данковская СОШ»

Выступление на расширенном заседании ШМО

«Обеспечение преемственности в обучении на начальной и основной ступенях в условиях реализации ФГОС»

Руководитель ШМО начальных классов Токарь О.А.

В 2015 – 2016 учебном году проблема преемственности активно обсуждалась педагогами нашей школы. Сегодня нам предстоит выяснить, что получилось у нас на данном этапе совместной работы и над чем предстоит еще поработать. Сегодня мы поговорим об обеспечении преемственности в обучении на начальной и основной ступенях обучения в условиях реализации ФГОС ООО.

В основе ФГОС ООО лежит принцип единства  преемственности основных образовательных программ начального общего, среднего  образования и духовно-нравственного развития и воспитания учащихся.

Еще раз хочу напомнить, что такое преемственность. Преемственность – это связь между явлениями в процессе развития в природе, обществе и познании, когда новое, сменяя старое, сохраняет в себе некоторые его элементы.

Основанием преемственности разных ступеней образовательной системы может стать ориентация на ключевой стратегический приоритет непрерывного образования — формирование умения учиться.

Послушайте выдержку из книги В.А. Сухомлинского «Разговор с молодым директором школы» - «….главная задача начальных классов – это научить ребенка учиться. Научить пользоваться тем инструментом, без которого ему с каждым годом все труднее и труднее овладевать знаниями, без которого он становится неуспевающим и неспособным.  Вот здесь и возникает разрыв между начальными классами и дальнейшими ступенями обучения. В начальных классах мы очень робко и несмело даем в руки ребенку инструмент, без совершенного владения которым невозможно представить его интеллектуальную жизнь, его всестороннее развитие. А потом в средних классах учителя требуют, чтобы инструмент этот в руках ребенка действовал быстро и безотказно. Учитель даже не интересуется, в каком состоянии этот инструмент, забывает, что его постоянно надо налаживать, не видит, что зачастую индивидуальный инструмент в руках ребенка сломался и только поэтому ребенок не может дальше учиться».

Учителя предметники  понимают преемственность, как взаимную связь разных этапов обучения,  в основу которых положены единые психолого-педагогические характеристики. Все то, что заложено учителями начальной школы (бережно и нежно воспитанные   ростки) следует трепетно оберегать, помогать им расти и крепнуть. Взаимные упреки учителей ни к чему не приводят. Не следует искать виновных, надо создать детям условия безболезненно преодолевать данную проблему. (Слайд 8)

В течение учебного года выпускного 4 класса начальной школы учителя предметники посещали уроки, где понаблюдали за работой учащихся,  за особенностями работы учителя и учащихся на уроке. Была возможность  присмотреться к отдельным учащимся,  внимательно понаблюдать за  требованиями  предъявляемыми учителем. Учителя среднего звена имели возможность обратить внимание на объем и глубину содержания, какая подготовка предшествовала уроку. Они видели, как учитель ведет урок, темп, доступность изложения материала, и множество других моментов. А так же,   как учитель общался с детьми, и как дети относятся к учителю вне урока. К сожалению нам не удалось использовать возможность  провести несколько уроков в данном классе учителями предметниками в данном классе, кроме внеурочной деятельности Зубковой Н.Ф, Гришаковой Н.И. и уроков английского языка Киселевой Е.В. В конце учебного года эти учителя посетили праздник окончания начальной школы.

 О необходимости взаимопосещения уроков мы говорили с вами в прошлом году.  Как учитель начальной школы я посетила ряд уроков учителей предметников ( Горожановой И.Е., Гришаковой Н.И., Киселевой Е.В, Рощиной Н.В.). Была возможность присмотреться к профессиональной деятельности данных педагогов, умению работать с подростками. 

Какие выводы для себя я сделала после этих посещений? Необходимо конкретно для каждой пары « учитель начальной школы - учитель предметник» разработать программу переходного этапа, которая будет затрагивать конец 4 класса и начало 5 класса. В данной программе хорошо отразить не только формы  и методы подачи материала, контроля и оценивания, но следует включить и психолого-педагогические характеристики, как деятельности учителей, так и возможностей учащихся.

Многолетний опыт работы показывает, что формирование новых знаний  с опорой на знакомый учащимся материал, с использованием знакомых им оборотов речи, иногда даже копирование или подражание учителю начальной школы, к которому дети так привыкли, дает хороший результат. Постепенно на знакомый детям материал начальной школы, накладывается новая математическая филологическая и естественно – научная   терминология, одновременно это помогает развивать логическое и  аналитическое мышление, умение обобщать и делать выводы. Знания, полученные учащимися в начальной школе, выходят на новый  качественный уровень, дополняются новыми теоретическими сведениями. Совместные усилия учителей начальной школы и  учителей среднего звена по определению единых требований  к ответу ученика, формам и методам контроля, при обязательном     постепенном разъяснении детям этих требований, на переходном этапе,  дают хорошие результаты. Сфера  взаимоотношений учитель-ученик  неоднозначно переживается каждым учеником и учителем предметником. Дети начальной школы привыкли, что результаты их учения оценивает их  любимый и единственный учитель. Школьник привык не только к оценке своих действий, но и к критериям этой оценки.  А теперь учителей, которые оценивают  знания учащегося, стало много и все разные, они не похожи на того родного и любимого, первого учителя. При этом опытные учителя средней школы знают, что по классу легко  угадывается, какой учитель начальной школы их обучал. 

Итак, необходимо построить единую  образовательную  среду, которая включает в себя

·       Определение единых ЦЕЛЕЙ и задач всего коллектива педагогов

·       Подбор единого комплекса СРЕДСТВ (технологии, УМК и т.д.) для достижения этих целей и задач,

Этот комплекс действий ориентирован на совместно полученный ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

Алгоритм организации преемственности:

1. Образование временного метод.объединения учителей 4-х и будущих 5-х классов (на календарный год)

2. Договоренность об общих целях (портрет выпускника).

3. Открытые уроки в 4-м кл. для учителей осн. школы.

4. Совместные уроки в 4-м кл. учителей осн. и нач. школы.

5. Диагностика предметных и метапредметных результатов учеников на выходе из 4-го кл.

6. Открытые уроки в 5-м кл. для метод.объединения

7. Определение эффективности – диагностика, анализ

 

Рассмотрим эти этапы более подробно, их плюсы и минусы, а также трудности, которые с этими шагами связаны.

 

Итак, задача учителей начальной школы и учителей среднего звена максимально снизить дискомфорт учащихся на переходном этапе.


МОУ «Данковская СОШ» Выступление на расширенном заседании

МОУ «Данковская СОШ» Выступление на расширенном заседании

А потом в средних классах учителя требуют, чтобы инструмент этот в руках ребенка действовал быстро и безотказно

А потом в средних классах учителя требуют, чтобы инструмент этот в руках ребенка действовал быстро и безотказно

Горожановой И.Е., Гришаковой Н

Горожановой И.Е., Гришаковой Н

При этом опытные учителя средней школы знают, что по классу легко угадывается, какой учитель начальной школы их обучал

При этом опытные учителя средней школы знают, что по классу легко угадывается, какой учитель начальной школы их обучал
Скачать файл