Выступление на семинаре классных руководителей по теме: «Роль классного руководителя в становлении коллектива и его влияние на развитие личности»
Оценка 4.6

Выступление на семинаре классных руководителей по теме: «Роль классного руководителя в становлении коллектива и его влияние на развитие личности»

Оценка 4.6
Семинары
docx
классное руководство
Взрослым
10.01.2017
Выступление на семинаре классных руководителей по теме: «Роль классного руководителя в становлении коллектива и его влияние на развитие личности»
Классный руководитель - особый феномен педагогической сферы. В результате сложившейся социально-экономической ситуации именно он стал ключевым элементом организации воспитания в любом образовательном учреждении. Профессиональная миссия педагога, на которого возлагается функция классного руководителя,- педагогическое сопровождение процесса индивидуального становления и развития личности студента в период его образования. Цели данной миссии - содействие максимальному индивидуальному развитию личности и педагогическая поддержка в нелегком вхождении в общественную жизнь. Обществу необходимы сильные люди в моральном и психологическом отношении и поэтому уже в подростковом возрасте следует ориентировать учащихся на овладение способами общения с людьми, на создание моральной атмосферы коллектива.
выступление на семинар мое.docx

«Если каждый человек на кусочке своей земли   сделал бы всё, что он может, как прекрасна  была бы земля наша!»

 А.П.Чехов.  

Перефразируя классика, я скажу так: « Если я, как классный руководитель, сделаю всё от меня зависящее для того, чтобы вверенная мне группа стала коллективом, тогда каждому ребенку будет более комфортно в нашей образовательной среде, он с удовольствием будет идти в техникум к своим одногруппникам, и, возможно, я сделаю его чуточку счастливее в этом мире».

 Классный руководитель - особый феномен педагогической сферы. В результате сложившейся социально-экономической ситуации именно он стал ключевым элементом организации воспитания в любом образовательном учреждении. Профессиональная миссия педагога, на которого возлагается функция классного руководителя,- педагогическое сопровождение процесса индивидуального становления и развития личности студента в период его образования. Цели данной миссии - содействие максимальному индивидуальному развитию личности и педагогическая поддержка в нелегком вхождении в общественную жизнь. Обществу необходимы сильные люди в моральном и психологическом отношении и поэтому уже в подростковом возрасте следует ориентировать учащихся на овладение способами общения с людьми, на создание моральной атмосферы коллектива.

Серьёзные изменения происходят во всех сферах социальной жизни, меняется время, становятся иными требования к студентам и педагогам. Однако значимость роли классного руководителя не снижается и как бы ни сложна была его работа - она нужна детям. 
Сегодня классный руководитель выполняет три взаимосвязанные функции: 
- организует разнообразную деятельность в группе; 
- заботится о развитии и здоровье ребёнка; 
- помогает учащимся в решении возникших проблем. 
«Воспитание – это целенаправленное управление процессом развития личности». 
Под результатами воспитательного процесса понимаю те изменения, которые происходят с участниками педагогического процесса и в отношениях между ними. Взрослый обязательно должен руководить детским коллективом, чтобы у подростков была возможность усвоить истинные человеческие ценности. 
Воспитательная система группы – это способ организации жизнедеятельности и воспитания членов этого сообщества, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов и способствующий развитию личности и коллектива. 
Целью воспитательной системы в своей группе считаю формирование и раскрытие творческой индивидуальности личности каждого студента, формирование и развитие ключевых компетентностей, а именно их воспитательных характеристик: умение сотрудничать, участвовать в работе команды, самостоятельно искать, создавать, анализировать и отбирать информацию, уметь обмениваться ею, преобразовывать и сохранять. 
Чтобы реализовать данную цель, необходимо решать следующие задачи: 
- изучить потребности, интересы, склонности и другие личностные характеристики учащихся;

- согласовать цели воспитания, поставленные мною, с собственными целями учащихся; 
- воспитать в ребятах уважение к себе и другим; 
- сплотить детей и сформировать коллектив, умение жить в коллективе, считаться с мнением коллектива; 
- создать условия для интеллектуального, коммуникативного, эстетического и физического самовыражения личности студента. 

Ключевыми понятиями, характеризующими сущность системы группы, являются: индивидуальность, самостоятельность, доброта, творчество, активность. 

Мечта любого классного руководителя создать единый дружный коллектив, в котором будет комфортно ребёнку на уроках и во внеурочное время, где он может раскрыть свои способности и найти им применение, найти себе друзей и самому стать хорошим другом.

Остановимся на пункте формирование коллектива группы.

Процесс формирования я бы разделила на несколько задач:

Изучение группы (документация, анкетирование, общение с коллегами)

Организация самоуправления , создание традиций на основе того лучшего, что было у них в классе.

Установление принципов общения с общетехникумовским коллективом.

Установление принципов общения в группе для создания благоприятного климата.

В сентябре я изучила личные дела учащихся. Потом раздала анкеты детям и родителям  и попросила их заполнить максимально полностью и искренне. Меня удивили некоторые пожелания родителей.

Доброжелательно относиться к детям

Одинаково относиться ко всем учащимся

Прощать детские шалости…

Вывод был однозначный: родители моих студентов переживают за своих детей, которым предстоит учиться вместе все эти годы. И действительно, ни один из родителей, на сегодняшний день, не оказался равнодушным к своему ребенку, адекватно относясь к моим замечаниям, просьбам, жалобам.

  Я провела ещё несколько анкет, которые помогли мне создать общее впечатление о группе.

По организации самоуправления в группе на первом классном часе предложила выбрать старосту из тех, кто работал старостами, а позже когда пообщаемся подольше переизбрать или оставить. Несколько позднее возникли некоторые проблемы, которые были связаны, прежде всего, с формированием группы, выделением ее лидеров, определением самих студентов в группе. Могу сказать, что на сегодняшний момент, эти проблемы решены.
Своеобразие внутригрупповой воспитательной системы во многом обусловлено индивидуальными и групповыми особенностями учащихся группы, в которой она создается. Поэтому мне, как классному руководителю, необходимо было увидеть и понять специфические черты нового сообщества, определить уровень развития каждого студента. 
Приоритетным видом деятельности является коллективная творческая деятельность. Надежным результатом творческих дел является позитивная активность студентов, причем не зрительская, а деятельностная, сопровождающаяся в той или иной мере чувством коллективного авторства (не нам сделали, устроили, провели, а мы решили, провели, сделали).
 
В первый же день знакомства с помощью психологических игр создала эмоциональную основу жизнедеятельности студенческого коллектива, установила взаимные контакты, общение, закрепила нормы поведения. 
Человек, живущий в современном обществе, должен адаптироваться в быстро меняющихся условиях жизни, самостоятельно приобретать знания, необходимые для решения определенных проблем, уметь увидеть возникающие трудности и найти способы выхода из них, используя современные технологии, быть способным предлагать новые идеи, творчески мыслить. Для решения проблем он должен быть коммуникабельным, чтобы быть способным работать в различных социальных группах. При этом необходимо помнить, что он должен быть активным гражданином, а для этого он должен быть нравственной личностью, работать над повышением своего интеллектуального и культурного уровня. Эффективность адаптации зависит от развития коммуникативной компетентности. 

Основной задачей классного руководителя является привитие ребятам навыков самоорганизации. Для воспитания творческой личности необходимо предоставить ей возможность для самореализации. Без личности нет коллектива, а есть толпа. Исходя из этого, свою деятельность строю, сочетая разнообразные формы воспитательной работы, чтобы каждый ребёнок имел возможность опробовать свои силы, найти себя.

 В группе организовано самоуправление. Но, на мой взгляд, главное – не органы самоуправления, а деятельность, направленная на совершенствование жизни коллектива. В данном случае использую принцип свободы выбора: планируя внеклассное мероприятие, предоставляю возможность выбрать задание или дело с учетом возможностей учащегося, его интересов, личных качеств или пытаюсь убедить и заинтересовать учащихся, показав им привлекательность выполняемого дела, которое у них получится в конечном результате. Могу вместе с ними пофантазировать, принять участие в любом интересном совместном деле. Эта форма работы с коллективом помогает осуществлять воспитание у ребят чувства личной ответственности за коллективные дела группы, позволяет выявить уровень притязаний каждого, позволяет каждому ребёнку проявить свои способности, способствует развитию личности, помогает определить своё место в коллективе.

Самоуправление в группе организованно с учетом взаимоотношений учащихся. Как относятся дети друг к другу, кого уважают, кого считают лидером, исходя из этого, учащиеся самостоятельно распределяют обязанности в группе, дети делают то, что им интересно, то, что у них получается.

По вопросу принципов общения с общетехникумовским коллективом даю установку, что мы должны быть единым коллективом во всех делах, примером для других во всём: во внешнем виде, успеваемости, участии во всех делах.

Вопрос принципов общения в группе обсуждали все вместе на классном часе. Родились слова выслушивать друг друга, не раздувать конфликты, уважать чужое мнение, учиться прощать.

Дополнительно я провела ещё в октябре простые анкеты на определение типа темперамента

Из 19 опрошенных 12 с преобладающими качествами флегматиков и меланхоликов, и только 7 холерики и сангвиники. То есть большинство не активны (пофигисты), поэтому группу постоянно придётся шевелить и вовлекать.

Любая группа имеет доминирующий фактор сплочения (общие интересы группы, стремление приспособится в специфических условиях, авторитет лидера, наличие социальных норм ит.д.) 
Но мало использовать только данный фактор, для успешного взаимодействия личности и коллектива необходимы свои принципы - принципы сотрудничества: 
безусловное принятие личности, ее слабых и сильных сторон; 
беспристрастность в оценке поступков учащихся; 
терпение в достижении результатов воздействия и терпимость в отношении к членам коллектива; 
диалогичность в общении; 
отсутствие страха признавать свою неправоту; 
использование чувства юмора;

не боятся сделать ошибку и признать ее. 
Деятельность классного руководителя по воспитанию личности учащегося не будет результативна, если не удастся выработать единую позицию всех педагогов, работающих в данной группе. Единая педагогическая позиция - это общность требований, предъявляемых учащимся, поддержка воспитательной линии классного руководителя другими педагогами, а значит, закрепление социально значимых норм поведения, развитие гражданских, нравственных качеств личности. 
Классный руководитель играет главную роль и в формировании коллектива, и в организации его воздействия на личность учащегося. Для создания коллектива из группы ребят одного плана работы (с фиксацией в нем выполненных пунктов) недостаточна.

Иногда, кажется, что вкладываешь всю душу в работу со своими воспитанниками, а они отвечают равнодушием и твой труд – это напрасное дело. Но, оказавшись в затруднительной ситуации, дети теряются и они снова «идут» в свой коллектив, где так уютно, тепло, и где всегда поможет взрослый человек. Даже в минуты радости они бегут к тебе и делятся своим счастьем…

Конечной целью моей работы в качестве классного  руководителя в этой группе считаю подготовку студента как выпускника, обладающего необходимыми знаниями, широким кругозором, творчески мыслящего, способного реализовать себя в дальнейшем процессе обучения в высшем учебном заведении, либо трудоустроенного по своей специальности. 


 

Если каждый человек на кусочке своей земли сделал бы всё, что он может, как прекрасна была бы земля наша!»

Если каждый человек на кусочке своей земли сделал бы всё, что он может, как прекрасна была бы земля наша!»

Воспитание – это целенаправленное управление процессом развития личности»

Воспитание – это целенаправленное управление процессом развития личности»

Ключевыми понятиями, характеризующими сущность системы группы, являются: индивидуальность, самостоятельность, доброта, творчество, активность

Ключевыми понятиями, характеризующими сущность системы группы, являются: индивидуальность, самостоятельность, доброта, творчество, активность

Могу сказать, что на сегодняшний момент, эти проблемы решены

Могу сказать, что на сегодняшний момент, эти проблемы решены

Без личности нет коллектива, а есть толпа

Без личности нет коллектива, а есть толпа

Дополнительно я провела ещё в октябре простые анкеты на определение типа темперамента

Дополнительно я провела ещё в октябре простые анкеты на определение типа темперамента

Иногда, кажется, что вкладываешь всю душу в работу со своими воспитанниками, а они отвечают равнодушием и твой труд – это напрасное дело

Иногда, кажется, что вкладываешь всю душу в работу со своими воспитанниками, а они отвечают равнодушием и твой труд – это напрасное дело
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.01.2017