Выступление на семинаре по теме "Формирование системы подготовки к ЕГЭ по обществознанию".
Оценка 4.7
Семинары
doc
обществознание
Взрослым
13.05.2017
Выступление на семинаре по теме "Формирование системы подготовки к ЕГЭ по обществознанию". Самый популярный предмет, который выбирают старшеклассники для сдачи единого государственного экзамена – обществознание. Ежегодно число сдающих этот экзамен только возрастает. Среди экзаменов по выбору он наиболее массовый, его выбирают порядка 70 – 80 % выпускников.
ВЫСТУПЛЕНИЕ НА СЕМИНАРЕ.doc
Озиева А.В. МОУ СОШ № 35
ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ К ЕГЭ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
Самый популярный предмет, который выбирают старшеклассники для сдачи
единого государственного экзамена – обществознание. Ежегодно число
сдающих этот экзамен только возрастает. Среди экзаменов по выбору он
наиболее массовый, его выбирают порядка 70 – 80 % выпускников.
экономика,
социология,
Базовыми являются:
Школьное обществознание интегрирует знания из различных общественных
наук.
политология,
культурология, юридические науки, а также философия. Наряду с научными
знаниями в курсе представлены социальные нормы, система гуманистических
и демократических ценностей, способы познавательной практической
деятельности и другие элементы нравственной,
экономической,
политической, правовой культуры, культуры социального поведения граждан.
Этот курс призван способствовать социализации личности в условиях
динамично развивающегося общества.
Существует известная студенческая шутка: в ответ на вопрос о том, знает ли
студент китайский язык, он спрашивает: «А когда сдавать?» Время на
подготовку к экзамену – актуальная проблема. Следовательно, главный
вопрос при подготовке к ЕГЭ не только «Как?», но и «Когда начинать
готовить и готовиться?» Вопросы эти взаимосвязаны. Невозможно
подготовить учащихся на должном уровне к ЕГЭ ни за два месяца, ни за год
(для тех, кто определился только в сентябреоктябре последнего учебного
года). То есть, необходима система подготовки к сдаче учащимися итогового
единого государственного экзамена, а не судорожные попытки подтянуть в
режиме аврала до необходимого минимального уровня ЗУН. Подготовка к
ЕГЭ по обществознанию должна начинаться в среднем звене, т.е. с 6 класса и
вестись вплоть до окончания 11 класса.
О сложности ЕГЭ по обществознанию высказываются противоположные точки
зрения. Одни считают этот экзамен легким, другие уверены, что его следует
отнести к наиболее сложным. Вот как отвечает на этот вопрос А. Ю.
Лазебникова научный сотрудник ФИПИ, руководитель комиссии
разработчиков КИМ по обществознанию: «Вообще понятие «трудность»
достаточно субъективно.
Для когото практически все задания
1 экзаменационной работы вполне посильны, а ктото затрудняется уже при
выполнении базовых заданий части А. Но в целом я считаю, что наш экзамен в
наиболее «простой» его части можно назвать щадящим. Есть определенный
круг заданий,
которые выполняются подавляющим большинством
выпускников. Об этом говорят и цифры. К примеру, число тех, кто не набрал
минимального балла по предмету, составляет всего 4%.В тоже время в части
С есть задания, выполнение которых требует мобилизации всего накопленного
потенциала знаний и умений. К таким заданиям можно отнести написание
эссе, заданиязадачи, требующие конкретизации положений и выводов
фактами общественной жизни, типичными ситуациями и тому подобное. С
такими заданиями справляются немногие».
Хочу привести некоторые цифры, которые имеют непосредственное
отношение к теме нашего обсуждения. По итогам 2014 года ЕГЭ по
обществознанию в РМ сдавали 2524 человека. Средний балл – 53 (в 2013 году
– 62 балла). Не преодолели минимальный порог 195 человек (в 2013 году – 73
человека). Кстати, средний балл по РФ в 2014 году – 53 балла, в 2013 году –
60 баллов). Есть ещё один показатель, который тоже будет интересен. Это
доля участников ЕГЭ (в %), не приступавших к выполнению заданий с
развёрнутым ответом (часть С) в 2013 году. По Мордовии этот показатель
равен 4,6 %. Средний показатель по России – 3,7 %. Есть регионы, где этот
показатель ещё хуже (Северная Осетия – 7,9 %; Дагестан – 11,2 %; Карачаево
– Черкессия – 20,4 %; Чечня – 33,3 %) Но: Карелия – 1,3; Коми – 3,1;
Татарстан – 1,6; Чувашия – 1,9; Ульяновская область – 3,0; Самара – 2,5;
Нижегородская – 2,3; Рязанская – 1,9; Москва – 1,8 %.
Среди нововведений ЕГЭ – 2015 предусматривается сокращение заданий
части А, а затем и полный отказ от неё. А это означает только то, что будет
увеличиваться доля заданий с развёрнутым ответом (часть С).
ЕГЭ начал оказывать влияние на методику преподавания. Учителя меньше
стали заниматься простой трансляцией знаний и больше внимания уделяют
формированию комплекса предметных умений. Залогом успешной сдачи
единого экзамена по предмету является полноценное усвоение
обществоведческого курса в единстве его знаниевой и компетентностной
составляющих. Но результаты экзамена выявляют отсутствие у большинства
выпускников умения связывать полученные при изучении курса теоретические
знания с явлениями социальной действительности. Этот недостаток имеет, к
2 сожалению, массовый и устойчивый характер, проявляясь при выполнении
ряда заданий единого экзамена. Формирование умения, скорее компетенции,
органически связывать теорию и факты, высказывания и примеры – задача
долговременная, решаемая с использованием различных методических
средств.
Подготовка к ЕГЭ по обществознанию несколько отличается от подготовки к
экзаменам по другим предметам. Обществознание – это социальная наука,
претерпевающая изменения практически каждый день. В тестовых заданиях
часто встречаются вопросы, проверяющие знания школьника о современной
политической и социальной обстановке в мире. А школьная программа
усложняется с каждым годом, и, для того чтобы знать обществознание на
«отлично» уже недостаточно просто ознакомиться с материалом учебника:
необходимо быть подкованным во многих социальных науках. Именно
поэтому подготовка к экзамену по обществознанию должна строиться
последовательно и систематично.
Рекомендации по совершенствованию подготовки к ЕГЭ по
обществознанию.
1. Форсированная подготовка к ЕГЭ по обществознанию не может привести к
успешному результату, так как он достижим лишь при условии организации
эффективного учебного процесса в течение всех лет обучения, необходимо
сформировать систему предметной подготовки учащихся с 6 по 11 классы.
Эта система должна иметь многоплановый,
долговременный и
последовательный характер, включать несколько взаимосвязанных этапов (6
7, 89, 1011 классы) с определенными целями и задачами по формированию и
закреплению необходимых знаний, умений и навыков и с обязательным
сотрудничеством педагогов различных специальностей.
2. Необходимо глубоко и всесторонне усвоить документы, разработанные
ФИПИ для проведения экзаменационных испытаний (Кодификатор,
Спецификацию, Демонстрационную версию), четко донести до потенциальных
участников ЕГЭ необходимый объем знаний (элементы содержания) и
перечень учебных умений и навыков, которыми они должны владеть.
3. Развивать познавательную деятельность учащихся за счет расширения
практики решения познавательных задач, реализации проблемного подхода в
3 изучении общественных явлений, включения их в работу со всеми видами
информации.
4. Выстраивать систему работы по развитию умений систематизировать,
классифицировать материалы, определять и сравнивать характерные черты
отдельных социальных,
экономических и политических явлений,
подтверждать обобщенные суждения и аргументировать выбранную точку
зрения, соотносить факты и формы, признаки и типы, функции и институты.
5. Широко использовать различные виды самостоятельных работ (на уроке,
вне урока), повторение изучаемого материала с выполнением заданий в
различных формах: составление таблиц, схем, развернутых планов, эссе,
кратких сообщений и пр.
6. Научить учащихся внимательно читать учебное задание, понимать его
смысл и точно, лаконично отвечать по существу, руководствуясь
определенными учебными алгоритмами. Так, если формулируется задание:
«Назовите…», то достаточно только перечислить характерные черты явления,
причины или функции без какихлибо дополнительных уточнений. Если
дается задание: «Приведите три обоснования своего мнения», то общее
суждение должно сопровождаться и подтверждаться фактами и положениями
и т.д. Другими словами, каждое тестовое задание, в зависимости от его
формулировки, требует разного характера деятельности от участника ЕГЭ.
7. Особо уделить внимание формированию тех умений и навыков, которые
необходимы при написании заданий части С: умению анализировать документ,
обобщать и систематизировать материал, анализировать различные версии,
оценки, ситуации, ясно и аргументировано выражать собственное понимание
проблемы и личное отношение к ней.
8. При составлении поурочного планирования предусмотреть специальные
уроки предэкзаменационного повторения: для актуализации знаний по
проверяемым элементам содержания в рамках ЕГЭ, для ознакомления со
всеми видами заданий экзаменационной работы по обществознанию, для
привлечения внимания к ключевым, базовым вопросам курса, для закрепления
умений выполнять задания различных видов.
9. Необходимо проводить текущие и промежуточные контрольные
мероприятий в формате, близком к ЕГЭ, репетиционные экзамены или
пробные тестирования в полном соответствии с правилами проведения ЕГЭ с
4 целью психологической и технологической подготовки учащихся к новой
форме аттестации.
Система подготовки к ЕГЭ по обществознанию
В настоящее время остро стоит вопрос о создании системы подготовки
учащихся к проведению итоговой аттестации в форме ЕГЭ. Работа в качестве
эксперта по проверке части С экзаменационной работы еще более убедила
меня в необходимости создания такой системы.
В нашей школе преподавание курса «Обществознание» ведётся только на
базовом уровне по учебнометодическому комплекту под редакцией Л.Н.
Боголюбова. Преимущества этого сквозного курса заключаются в том, что на
всех этапах преподавания изучаются единые темы с учетом возрастных и
психологических особенностей учащихся. В учебных и методических пособи
ях понятийный аппарат, различные виды заданий даются авторами именно в
формате ЕГЭ.
В 6 – 7 классах учащиеся обучаются технологии работы с тестами,
проблемными и творческими заданиями. Для учащихся разработаны
памятки, определяющие последовательность действий при выполнении
различного рода заданий. В 8 – 9 классах происходит ознакомление со
структурой экзаменационной работы. Ученики знакомятся с типологией
заданий всех трех частей, изучают алгоритмы их выполнения. Тематический
и итоговый контроль знаний осуществляется в соответствии с требованиями
к ЕГЭ. Практика показывает, что девятиклассники вполне справляются с
заданиями ЕГЭ базового уровня.
Помимо учебного курса обществознания школьникам 9 класса в рамках
предпрофильной подготовки предлагается посещение элективных курсов.
Значительная часть практических занятий элективного курса посвящена
отработке навыков решения проблемных задач, написанию эссе, проведению
исследовательской работы.
В 10 – 11 классах осуществляется постоянная и целенаправленная
подготовка к ЕГЭ. На этой ступени обучения действует лекционно
семинарскозачетная система. Преимущества этой системы очевидны
именно она дает возможность систематически, на различных уровнях
познания готовить выпускников к сдаче ЕГЭ.
В ходе подготовки можно выделить следующие формы организации
учебного процесса.
1.
Учебные лекции. Во время лекции происходит коллективное
5 восприятие, осмысление, усвоение новых знаний. Именно на лекции
осуществляется работа над содержанием учебного материала. На учебных
лекциях уделяется особое внимание характеристике основных научных
подходов к изучению рассматриваемых проблем, а также понятийному
аппарату.
2.
Практикумы. На практикуме происходит осмысление материала и
применение знаний на практике. Как правило, практикумы проходят с
использованием раздаточного дидактического материала, включающего
задания ЕГЭ частей В и С. На практикумы выносятся задания повышенного и
высокого уровней сложности.
Анализ выполнения заданий ЕГЭ показывает, что наибольшее затруднение
у учащихся вызывают следующие виды заданий:
анализ двух суждений;
классификация понятий, явлений, социальных объектов;
выбор позиций из предложенных;
дифференциация оценочных факторов и суждений;
решение проблемных задач.
В связи с этим на практикумах происходит постоянная и целенаправленная
работа по приобретению навыков работы с подобными видами заданий.
Большие проблемы возникают у учащихся по выполнению заданий к тексту.
При работе с текстом затруднение вызывают задания на интерпретацию
текста, установление связи материала текста с обществоведческими
знаниями, формулировку оценочных суждений. Выпускники недостаточно
владеют умениями осуществлять поиск социальной информации по опреде
ленной теме из фрагментов предложенного текста. На практикумах
осуществляется постоянная работа с текстами.
Значительные проблемы возникают у учащихся при написании эссе. Частым
недостатком эссе является неумение раскрыть проблему на теоретическом
уровне, грамотно аргументировать собственную позицию. Умения и навыки
написания эссе закладываются в 8 – 9 классах, когда происходит обучение
развернутому ответу с элементами аргументации, введение понятий «тезис» и
«аргумент». В 10 – 11 классах учащиеся знакомятся со структурой эссе,
требованиями к его написанию, отрабатывают навык написания эссе.
Таким образом, работа на практикумах направлена на устранение,
типичных ошибок и недостатков, развитие навыков деятельности с заданиями
повышенного и высокого уровней сложности.
6 3. Семинары. На семинарах происходит закрепление, совершенствование и
творческое применение знаний, умений и навыков. На семинары выносятся
проблемные вопросы, в ходе самостоятельной подготовки к семинару
учащиеся приобретают навыки работы с научной литературой. Принимая
участие в обсуждении вопросов в ходе самого семинара, учащиеся
совершенствуют навыки решения проблемных заданий, коммуникативные
навыки.
4.
Консультации. Во время проведения консультаций осуществляется
применение знаний, умений и навыков и их коррекция. На консультации
учитель разъясняет наиболее трудные вопросы темы. Под руководством
учителя производится освоение алгоритмов выполнения заданий, вызывающих
существенные затруднения.
4.
Тематические зачеты. На зачетах происходит обобщение и
систематизация знаний по теме. Все задания тематического зачета даются в
формате ЕГЭ.
Таким образом, в рамках лекционносеминарскозачетной системы учебный
материал многократно отрабатывается, что ведет к его наиболее полному
усвоению.
Результат в интервале 50 60 баллов – средний по России результат ЕГЭ по
обществознанию. Это и есть задачаминимум для учителя – стремиться
подготовить учащихся без проблем достигать этот рубеж, а в идеале и
преодолевать его.
7
Выступление на семинаре по теме "Формирование системы подготовки к ЕГЭ по обществознанию".
Выступление на семинаре по теме "Формирование системы подготовки к ЕГЭ по обществознанию".
Выступление на семинаре по теме "Формирование системы подготовки к ЕГЭ по обществознанию".
Выступление на семинаре по теме "Формирование системы подготовки к ЕГЭ по обществознанию".
Выступление на семинаре по теме "Формирование системы подготовки к ЕГЭ по обществознанию".
Выступление на семинаре по теме "Формирование системы подготовки к ЕГЭ по обществознанию".
Выступление на семинаре по теме "Формирование системы подготовки к ЕГЭ по обществознанию".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.