Выступление на семинаре по теме "Формирование системы подготовки к ЕГЭ по обществознанию".
Оценка 4.7

Выступление на семинаре по теме "Формирование системы подготовки к ЕГЭ по обществознанию".

Оценка 4.7
Семинары
doc
обществознание
Взрослым
13.05.2017
Выступление на семинаре по теме "Формирование системы  подготовки к ЕГЭ по обществознанию".
Выступление на семинаре по теме "Формирование системы подготовки к ЕГЭ по обществознанию". Самый популярный предмет, который выбирают старшеклассники для сдачи единого государственного экзамена – обществознание. Ежегодно число сдающих этот экзамен только возрастает. Среди экзаменов по выбору он наиболее массовый, его выбирают порядка 70 – 80 % выпускников.
ВЫСТУПЛЕНИЕ НА СЕМИНАРЕ.doc
Озиева А.В. МОУ СОШ № 35 ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ К ЕГЭ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ Самый популярный предмет, который выбирают старшеклассники для сдачи единого   государственного   экзамена   –   обществознание.   Ежегодно   число сдающих этот экзамен   только возрастает. Среди экзаменов по выбору он наиболее массовый, его выбирают порядка 70 – 80 %  выпускников.   экономика,   социология,   Базовыми   являются: Школьное  обществознание  интегрирует  знания  из  различных  общественных наук.   политология, культурология, юридические науки, а также философия. Наряду с научными знаниями в курсе представлены социальные нормы, система гуманистических и   демократических   ценностей,   способы   познавательной   практической деятельности   и   другие   элементы   нравственной,   экономической, политической, правовой культуры, культуры социального поведения граждан. Этот   курс   призван   способствовать   социализации   личности   в   условиях динамично развивающегося общества. Существует известная студенческая шутка: в ответ на вопрос о том, знает ли студент   китайский   язык,   он   спрашивает:   «А   когда   сдавать?»   Время   на подготовку   к   экзамену   –   актуальная   проблема.   Следовательно,   главный вопрос   при   подготовке   к   ЕГЭ   не   только   «Как?»,   но   и   «Когда   начинать готовить   и   готовиться?»   Вопросы   эти   взаимосвязаны.   Невозможно подготовить учащихся на должном уровне к ЕГЭ ни за два месяца, ни за год (для тех, кто определился только в сентябре­октябре последнего учебного года). То есть, необходима система подготовки к сдаче учащимися итогового единого государственного экзамена, а не судорожные попытки подтянуть в режиме аврала до необходимого минимального уровня ЗУН. Подготовка к ЕГЭ по обществознанию должна начинаться в среднем звене, т.е. с 6 класса  и вестись  вплоть до окончания 11 класса. О сложности ЕГЭ по обществознанию высказываются противоположные точки зрения. Одни считают этот экзамен легким, другие уверены, что его следует отнести   к   наиболее   сложным.     Вот   как   отвечает   на   этот   вопрос   А.   Ю. Лазебникова   ­   научный   сотрудник   ФИПИ,   руководитель   комиссии разработчиков   КИМ   по   обществознанию:   «Вообще   понятие   «трудность» достаточно   субъективно.   Для   кого­то   практически   все   задания 1 экзаменационной   работы   вполне   посильны,  а   кто­то   затрудняется   уже   при выполнении базовых заданий части А. Но в целом я считаю, что наш экзамен в наиболее «простой» его части можно назвать щадящим. Есть определенный круг   заданий,   которые   выполняются   подавляющим   большинством выпускников. Об этом говорят и цифры. К примеру, число тех, кто не набрал минимального балла по предмету, составляет всего 4%.В тоже время в части С есть задания, выполнение которых требует мобилизации всего накопленного потенциала   знаний  и  умений.  К таким  заданиям  можно  отнести  написание эссе,   задания­задачи,   требующие   конкретизации   положений   и   выводов фактами общественной жизни, типичными ситуациями и тому подобное. С такими заданиями справляются немногие».  Хочу   привести   некоторые   цифры,   которые   имеют   непосредственное отношение   к   теме   нашего   обсуждения.   По   итогам   2014   года   ЕГЭ   по обществознанию в РМ сдавали 2524 человека. Средний балл – 53 (в 2013 году – 62 балла). Не преодолели минимальный порог 195 человек (в 2013 году – 73 человека). Кстати, средний балл по РФ в 2014 году – 53 балла, в 2013 году – 60 баллов). Есть ещё один показатель, который тоже будет интересен. Это доля   участников   ЕГЭ   (в   %),   не   приступавших   к   выполнению   заданий   с развёрнутым ответом (часть С) в 2013 году. По Мордовии этот показатель равен 4,6 %. Средний показатель по России – 3,7 %. Есть регионы, где этот показатель ещё хуже (Северная Осетия – 7,9 %; Дагестан – 11,2 %; Карачаево –  Черкессия   –   20,4  %;   Чечня   –  33,3   %)   Но:   Карелия   –   1,3;   Коми   –   3,1; Татарстан – 1,6; Чувашия – 1,9; Ульяновская область – 3,0; Самара – 2,5; Нижегородская – 2,3; Рязанская – 1,9; Москва – 1,8 %.   Среди   нововведений   ЕГЭ   –   2015   предусматривается   сокращение   заданий части А, а затем и полный отказ от неё. А это означает только то, что будет увеличиваться доля заданий с развёрнутым ответом (часть С).  ЕГЭ начал оказывать влияние на методику преподавания. Учителя меньше стали заниматься простой трансляцией знаний и больше внимания уделяют формированию   комплекса   предметных   умений.   Залогом   успешной   сдачи единого   экзамена   по   предмету   является   полноценное   усвоение обществоведческого   курса   в   единстве   его   знаниевой   и   компетентностной составляющих. Но результаты экзамена выявляют отсутствие у большинства выпускников умения связывать полученные при изучении курса теоретические знания с явлениями социальной действительности. Этот недостаток имеет, к 2 сожалению,  массовый   и   устойчивый   характер,  проявляясь   при   выполнении ряда заданий единого экзамена. Формирование умения, скорее компетенции, органически связывать теорию и факты, высказывания и примеры – задача долговременная,   решаемая   с   использованием   различных   методических средств. Подготовка к ЕГЭ по обществознанию несколько отличается от подготовки к экзаменам по другим предметам. Обществознание – это социальная наука, претерпевающая изменения практически каждый день. В тестовых заданиях часто встречаются вопросы, проверяющие знания школьника о современной политической   и   социальной   обстановке   в   мире.   А   школьная   программа усложняется с каждым годом, и, для того чтобы знать обществознание на «отлично» уже недостаточно просто ознакомиться с материалом учебника: необходимо   быть   подкованным   во   многих   социальных   науках.   Именно поэтому   подготовка   к   экзамену   по   обществознанию   должна   строиться последовательно и систематично.  Рекомендации   по   совершенствованию   подготовки   к   ЕГЭ   по обществознанию. 1. Форсированная подготовка к ЕГЭ по обществознанию не может привести к успешному результату, так как он достижим лишь при условии организации эффективного учебного процесса в течение всех лет обучения,   необходимо сформировать систему предметной подготовки учащихся с 6 по 11 классы. Эта   система   должна   иметь   многоплановый,   долговременный   и последовательный характер, включать несколько взаимосвязанных этапов  (6­ 7, 8­9, 10­11 классы) с определенными целями и задачами по формированию и закреплению   необходимых   знаний,   умений   и   навыков   и   с   обязательным сотрудничеством педагогов различных специальностей. 2.   Необходимо   глубоко   и   всесторонне   усвоить   документы,   разработанные ФИПИ   для   проведения   экзаменационных   испытаний   (Кодификатор, Спецификацию, Демонстрационную версию), четко донести до потенциальных участников   ЕГЭ   необходимый   объем   знаний   (элементы   содержания)   и перечень учебных умений и навыков, которыми они должны владеть.  3.   Развивать   познавательную   деятельность   учащихся   за   счет   расширения практики решения познавательных задач, реализации проблемного подхода в 3 изучении  общественных   явлений,  включения   их  в  работу   со  всеми   видами информации.  4.   Выстраивать   систему   работы   по   развитию   умений   систематизировать, классифицировать   материалы,  определять   и  сравнивать   характерные   черты отдельных   социальных,   экономических   и   политических   явлений, подтверждать   обобщенные   суждения   и   аргументировать   выбранную   точку зрения, соотносить факты и формы, признаки и типы, функции и институты. 5. Широко использовать различные виды самостоятельных работ (на уроке, вне   урока),   повторение   изучаемого   материала   с   выполнением   заданий   в различных   формах:   составление   таблиц,   схем,   развернутых   планов,   эссе, кратких сообщений и пр. 6.   Научить   учащихся   внимательно   читать   учебное   задание,   понимать   его смысл   и   точно,   лаконично   отвечать   по   существу,   руководствуясь определенными   учебными   алгоритмами.  Так,  если   формулируется   задание: «Назовите…», то достаточно только перечислить характерные черты явления, причины   или   функции   без   каких­либо   дополнительных   уточнений.   Если дается   задание:   «Приведите   три   обоснования   своего   мнения»,   то   общее суждение должно сопровождаться и подтверждаться фактами и положениями и   т.д.   Другими   словами,   каждое   тестовое   задание,   в   зависимости   от   его формулировки, требует разного характера деятельности от участника ЕГЭ.  7. Особо уделить внимание формированию тех умений и навыков, которые необходимы при написании заданий части С: умению анализировать документ, обобщать   и   систематизировать   материал,   анализировать   различные   версии, оценки, ситуации, ясно и аргументировано выражать собственное понимание проблемы и личное отношение к ней.   8. При составлении поурочного планирования предусмотреть специальные уроки   предэкзаменационного   повторения:   для   актуализации   знаний   по проверяемым   элементам   содержания   в   рамках   ЕГЭ,   для   ознакомления   со всеми   видами   заданий   экзаменационной   работы   по   обществознанию,   для привлечения внимания к ключевым, базовым вопросам курса, для закрепления умений выполнять задания различных видов. 9.   Необходимо   проводить   текущие   и   промежуточные   контрольные мероприятий   в   формате,   близком   к   ЕГЭ,   репетиционные   экзамены   или пробные тестирования в полном соответствии с правилами проведения ЕГЭ с 4 целью   психологической   и   технологической   подготовки   учащихся   к   новой форме аттестации.                    Система подготовки к ЕГЭ по обществознанию В настоящее время остро стоит вопрос о создании системы подготовки учащихся к проведению итоговой аттестации в форме ЕГЭ. Работа в качестве эксперта по проверке части С экзаменационной работы еще более убедила меня в необходимости создания такой системы. В нашей школе преподавание курса «Обществознание» ведётся только на базовом   уровне   по   учебно­методическому   комплекту   под   редакцией   Л.Н. Боголюбова. Преимущества этого сквозного курса заключаются в том, что на всех этапах преподавания изучаются единые темы с учетом возрастных и психологических особенностей учащихся. В учебных и методических пособи­ ях понятийный аппарат, различные виды заданий даются авторами именно в формате ЕГЭ. В   6   –   7   классах   учащиеся   обучаются   технологии   работы   с   тестами, проблемными   и   творческими   заданиями.   Для   учащихся   разработаны памятки,   определяющие   последовательность   действий   при   выполнении различного   рода   заданий.   В   8   –   9   классах   происходит   ознакомление   со структурой   экзаменационной   работы.   Ученики   знакомятся   с   типологией заданий всех трех частей, изучают алгоритмы их выполнения. Тематический и итоговый контроль знаний осуществляется в соответствии с требованиями к  ЕГЭ.  Практика  показывает,  что  девятиклассники   вполне   справляются  с заданиями ЕГЭ базового уровня. Помимо учебного курса обществознания школьникам 9 класса   в рамках предпрофильной   подготовки   предлагается   посещение   элективных   курсов. Значительная   часть   практических   занятий   элективного   курса   посвящена отработке навыков решения проблемных задач, написанию эссе, проведению исследовательской работы. В   10   –   11   классах   осуществляется   постоянная  и   целенаправленная подготовка   к   ЕГЭ.   На   этой   ступени   обучения   действует   лекционно­ семинарско­зачетная   система.   Преимущества   этой   системы   очевидны   ­ именно   она   дает   возможность   систематически,   на   различных   уровнях познания готовить выпускников к сдаче ЕГЭ. В   ходе   подготовки   можно   выделить   следующие   формы   организации учебного процесса. 1.   Учебные   лекции.  Во   время   лекции   происходит   коллективное 5 восприятие,   осмысление,   усвоение   новых   знаний.   Именно   на   лекции осуществляется   работа   над   содержанием   учебного   материала.   На   учебных лекциях   уделяется   особое   внимание   характеристике   основных   научных подходов   к   изучению   рассматриваемых   проблем,   а   также   понятийному аппарату. 2.   Практикумы.  На   практикуме   происходит   осмысление   материала   и применение   знаний   на   практике.   Как   правило,   практикумы   проходят   с использованием   раздаточного   дидактического   материала,   включающего задания ЕГЭ частей В и С. На практикумы выносятся задания повышенного и высокого уровней сложности. Анализ выполнения заданий ЕГЭ показывает, что наибольшее затруднение у учащихся вызывают следующие виды заданий: ­ анализ двух суждений; ­ классификация понятий, явлений, социальных объектов; ­ выбор позиций из предложенных; ­ дифференциация оценочных факторов и суждений; ­ решение проблемных задач. В связи с этим на практикумах происходит постоянная и целенаправленная работа по приобретению навыков работы с подобными видами заданий. Большие проблемы возникают у учащихся по выполнению заданий к тексту. При   работе   с   текстом   затруднение   вызывают   задания   на   интерпретацию текста,   установление   связи   материала   текста   с   обществоведческими знаниями,   формулировку   оценочных   суждений.   Выпускники   недостаточно владеют умениями осуществлять поиск социальной информации по опреде­ ленной   теме   из   фрагментов   предложенного   текста.   На   практикумах осуществляется постоянная работа с текстами. Значительные проблемы возникают у учащихся при написании эссе. Частым недостатком эссе является неумение раскрыть проблему на теоретическом уровне, грамотно аргументировать собственную позицию. Умения и навыки написания эссе закладываются в 8 – 9   классах, когда происходит обучение развернутому ответу с элементами аргументации, введение понятий «тезис» и «аргумент».   В   10   –   11   классах   учащиеся   знакомятся   со   структурой   эссе, требованиями к его написанию, отрабатывают навык написания эссе. Таким   образом,   работа   на   практикумах   направлена   на   устранение, типичных ошибок и недостатков, развитие навыков деятельности с заданиями повышенного и высокого уровней сложности. 6 3. Семинары. На семинарах происходит закрепление, совершенствование и творческое применение знаний, умений и навыков. На семинары выносятся проблемные   вопросы,   в   ходе   самостоятельной   подготовки   к   семинару учащиеся   приобретают   навыки   работы   с   научной   литературой.   Принимая участие   в   обсуждении   вопросов   в   ходе   самого   семинара,   учащиеся совершенствуют   навыки   решения   проблемных   заданий,   коммуникативные навыки. 4.   Консультации.  Во   время   проведения   консультаций   осуществляется применение   знаний,   умений   и   навыков   и   их   коррекция.   На   консультации учитель   разъясняет   наиболее   трудные   вопросы   темы.   Под   руководством учителя производится освоение алгоритмов выполнения заданий, вызывающих существенные затруднения. 4.   Тематические   зачеты.  На   зачетах   происходит   обобщение   и систематизация знаний по теме. Все задания тематического зачета даются в формате ЕГЭ. Таким образом, в рамках лекционно­семинарско­зачетной системы учебный материал   многократно   отрабатывается,   что   ведет   к   его   наиболее   полному усвоению. Результат в интервале 50 ­ 60 баллов – средний по России результат ЕГЭ по обществознанию.   Это   и   есть   задача­минимум   для   учителя   –   стремиться подготовить   учащихся   без   проблем   достигать   этот   рубеж,   а   в   идеале   и преодолевать его.  7

Выступление на семинаре по теме "Формирование системы подготовки к ЕГЭ по обществознанию".

Выступление на семинаре по теме "Формирование системы  подготовки к ЕГЭ по обществознанию".

Выступление на семинаре по теме "Формирование системы подготовки к ЕГЭ по обществознанию".

Выступление на семинаре по теме "Формирование системы  подготовки к ЕГЭ по обществознанию".

Выступление на семинаре по теме "Формирование системы подготовки к ЕГЭ по обществознанию".

Выступление на семинаре по теме "Формирование системы  подготовки к ЕГЭ по обществознанию".

Выступление на семинаре по теме "Формирование системы подготовки к ЕГЭ по обществознанию".

Выступление на семинаре по теме "Формирование системы  подготовки к ЕГЭ по обществознанию".

Выступление на семинаре по теме "Формирование системы подготовки к ЕГЭ по обществознанию".

Выступление на семинаре по теме "Формирование системы  подготовки к ЕГЭ по обществознанию".

Выступление на семинаре по теме "Формирование системы подготовки к ЕГЭ по обществознанию".

Выступление на семинаре по теме "Формирование системы  подготовки к ЕГЭ по обществознанию".

Выступление на семинаре по теме "Формирование системы подготовки к ЕГЭ по обществознанию".

Выступление на семинаре по теме "Формирование системы  подготовки к ЕГЭ по обществознанию".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.05.2017