Выступление на ШМО учителей естественно-математического цикла по теме «Эффективность системы работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися»
Оценка 4.8
Педсоветы +1
docx
математика +2
Взрослым
15.09.2017
В последнее время в школе неуклонно растет число детей с проблемами общего поведения и обучения. Отставание ученика в усвоении конкретного учебного предмета легко обнаружить по следующим признакам: низкий уровень умственного развития. Чтобы предотвратить неуспеваемость, своевременно выявляются образовавшиеся пробелы в знаниях, умениях и навыках учащихся и организовываем своевременную ликвидацию этих пробелов.
Увидеть и понять проблему.docx
Выступление
на ШМО учителей
естественно-математического цикла
Тема: «Эффективность системы работы со
слабоуспевающими и неуспевающими
учащимися»
Подготовила:
учитель физики Морозова Н.А. 12.04.2017г
В последнее время в школе неуклонно растет число детей с проблемами общего поведения и
обучения.
К особенностям слабоуспевающих учащихся я отношу:
низкий уровень знаний, как следствие этого низкий уровень интеллектуального развития
отсутствие познавательного интереса
не сформированы элементарные организационные навыки
учащиеся требуют индивидуального подхода с психологической и педагогической (в плане
обучения) точки зрения
нет опоры на родителей как союзников учителя предметника
отсутствие адекватной самооценки со стороны учащихся
частые пропуски уроков без уважительной причины, что приводит к отсутствию системы в
знаниях и как следствие этого низкий уровень интеллекта
Отставание ученика в усвоении конкретного учебного предмета легко обнаружить по следующим
признакам: низкий уровень умственного развития.
Причины:
Педагогическая запущенность.
Частые заболевания.
Пропуски занятий.
Как проявляется:
Не умеет устанавливать причинноследственные связи.
Учитывать все признаки предмета или явления.
Видеть общее и. д.
2. Несформированность учебных навыков: ребенок не умеет учиться:
работать с текстом;
выделять главное, существенное;
не может организовать свое время и распределить усилия и т. д.
3. Дефицит внимания с гиперактивностью характеризуется:
отвлекаемостью;
подвижностью;
неусидчивостью и т. д.
4. Отсутствие познавательного интереса обусловлено:
с ребенком никто не занимался, не развивал его познавательные способности;
ему мало что интересно, он не посещает кружки и секции, не читает книг, а предпочитает
пустое время препровождение.
5. Несформированность произвольной сферы проявляется в том, что ученик делает то, что ему
нравится и не способен прилагать волевые усилия для выполнения учебных задач.
6. Конфликтные отношения
со сверстниками;
учителями;
отказ от усилий в учебной деятельности.
7. Низкий познавательный интерес: не срабатывают карательные меры (двойки, наказания и т.д.)
Нуждается в поддержке, показа того, что он состоятелен в других видах деятельности
8. Низкий уровень развития словеснологического мышления: делаем большой упор на наглядность в
решении и изложении учебного материала, обеспечивая реализацию принципа доступности учебного
материала.
9. Низкая работоспособность
В утомляемости
Истощаемости
Медленном темпе работы
Чтобы предотвратить неуспеваемость, своевременно выявляютя образовавшиеся пробелы в знаниях,
умениях и навыках учащихся и организовываем своевременную ликвидацию этих пробелов.
Устанавливается правильность и разумность способов учебной работы, применяемых учащимися, и
при необходимости корректируются эти способы, систематически обучаю учащихся общеучебным
умениям и навыкам.
Пытаюсь так организовать учебный процесс, чтобы вызвать и развить у учащихся внутреннюю
мотивацию учебной деятельности, стойкий познавательный интерес к учению.
Какую помощь оказываю слабоуспевающему ученику:
1. Дополнительное инструктирование в ходе учебной деятельности.
2. Стимулирование учебной деятельности (поощрение, создание ситуаций успеха, побуждение к
активному труду и др.).
3. Контроль за учебной деятельностью (более частый опрос ученика, проверка всех домашних
заданий, активизация самоконтроля в учебной деятельности и др.). 4. Различные формы взаимопомощи.
5. Дополнительные занятия с учеником.
Как повышаю работоспособность:
Провожу разнообразные виды деятельности, физминутки.
Всегда помню о соблюдении принципа необходимости и достаточности.
Какие виды работ провожу со слабоуспевающими учениками:
Карточки для индивидуальной работы.
Задания с выбором ответа.
Деформированные задания.
Творческие задания.
“карточкиконспекты”.
При этом стремлюсь понять и принять каждого ребёнка, создать спокойную обстановку и
благоприятный психологический климат на уроке, а также стараюсь проявить:
разумную требовательность неиссякаемое терпение справедливую строгость веру в
возможности ученика
умею встать на позиции ученика
НЕТ на уроке насмешливому тону!
умеет вести непринуждённый диалог
учу работать со словарями и другим справочным материалом
В обучении применяю:
опережающее обучение различные формы групповой работы взаимоопрос, самоконтроль
конспектыблоки по разным темам, использование их на разных этапах обучения
при формулировании целей урока включает как приоритетный коррекционно – развивающий аспект
(работа по развитию надпредметных способов деятельности, развитию психических процессов)
рационально распределяю учебный материал (трудное – сначала!)
применяю частую смену видов деятельности на уроке
многократно проговариваю и закрепляю материал урока
стремлюсь к применению алгоритмов на уроках
Учащиеся любят то, что понимают, в чем добиваются успеха, что умеют делать. Любому ученику
приятно получать хорошие оценки, даже нарушителю дисциплины. Важно, чтобы с помощью
товарищей, учителей он добивался первых успехов, и чтобы они были замечены и отмечены, чтобы
он видел, что учитель рад его успехам, или огорчён его неудачами. Как я этого добиваюсь?
Применяю дифференцированный подход в обучении, который осуществляется на любом из этапов
урока:
при закреплении. при проверке домашнего задания.
при самостоятельной работе.
Дифференцированный подход к обучению применяю при использовании соответствующих
дидактических материалов:
специальных обучающих таблиц, плакатов и схем для самоконтроля;
карточек – заданий, определяющих условие предлагаемого задания,
карточек с текстами получаемой информации, сопровождаемой необходимыми разъяснениями,
чертежами;
карточек, в которых показаны образцы того, как следует вести решения;
карточекинструкций, в которых даются указания к выполнению заданий.
Как организую дифференцируемую работу учащихся на уроках и при выполнении домашних
заданий?
трёхвариантные задания по степени трудности – облегчённый, средний и повышенный (выбор
варианта предоставляется учащемуся).
общее для всей группы задание с предложением системы дополнительных заданий все
возрастающей степени трудности.
индивидуальные дифференцированные задания.
групповые дифференцированные задания с учётом различной подготовки учащихся (вариант
определяет учитель).
общие практические задания с указанием минимального количества задач и примеров для
обязательного выполнения.
В своей работе главное, я считаю (и пытаюсь это делать) – то, что необходимо создать на
уроке ситуацию успеха:
помочь сильному ученику реализовать свои возможности в более трудоемкой и сложной
деятельности;
слабому – выполнить посильный объем работы.
Решению этих и других проблем служит правильно организованная поурочная система работы,
основанная на личностно – ориентированной технологии и использование такой базовой технологии,
как обучение в сотрудничестве. Главная идея обучения в сотрудничестве – учиться вместе, а не
просто выполнять вместе. Метод обучения в команде – как вариант обучения в сотрудничестве. По
этому методу класс разбивается на 3–4 команды разного уровня. Это стимулирует всю команду
следить за успехами друг друга и приходить на помощь своему товарищу. Равные возможности для
достижения успеха обеспечиваются тем, что каждая команда получает задания разного уровня. Это
дает сильным, средним и отстающим ученикам равные возможности в получении очков для своей
команды. Позволяет отстающим ученикам чувствовать себя полноправными членами команды и
стимулирует желание учиться. Даже индивидуальная самостоятельная работа для слабых учеников
становится как бы частицей самостоятельной коллективной работы. Они используют знания,
полученные и обработанные всей группой.
Часто перед многими учениками стоит проблема общения ученик–учитель. Им трудно бывает задать
вопрос, попросить объяснить снова изза индивидуальных особенностей личности. У одноклассников
проще спросить непонятное, получить консультацию и попросить объяснить. Поэтому, я пытаюсь
организовывать работу так, чтобы в нужный момент на помощь мог прийти одноклассник, чтобы
можно было спросить, выяснить, и при этом не было страшно получить неудовлетворительную
оценку. На уроках создаются благоприятные условия для:
– понимания ученика и уважения к ученику (ученик чувствует себя значимым и полезным, с ним
совещаются, разговаривают); – помощи со стороны учащихся и учителя при необходимости (помощь
незаметная, грамотная, посильная); – для того, чтобы ученик в конце урока получил
удовлетворительную оценку за свой труд.
При этом при групповой работе труд ученика оценивается двумя видами оценки: самооценка, оценка
группы. Ученик сам себе выставляет оценку за работу на какомто этапе урока, критерий
самооценки предлагает учитель. Оценка группы выставляется после обсуждения членами группы
вклада каждого ученика при изучении какогонибудь вопроса.
Еще одной из главных форм моей работы является работа над техникой чтения. Слабочитающий
ученик, перейдя в среднее, а затем и в старшее звено школы, будет, если не тонуть, то захлебываться
в потоке информации. Этот ученик обречен на неуспеваемость, пока его не научишь элементарному
читать. Чтение — это мощное средство образования, воспитания и развития: умственного,
языкового, нравственного, культурного, эстетического, информационного.
Овладение чтением — процесс для ребёнка длительный и нелёгкий, отнимающий у него много сил и
времени. Пока он не научился читать быстро и осмысленно, думать и сопереживать во время чтения,
этот процесс будет доставлять ему мало радости и удовольствия. Несформированный навык чтения
мешает успешному обучению по всем предметам, так как чтение — навык общеучебный. Даже при
разнообразных подходах учителю и родителю порой бывает очень трудно научить ребенка осознавать
прочитанное, выработать постоянный интерес к чтению и потребность в самостоятельном чтении. А
нерешенная проблема — прямой путь к школьной неуспеваемости и неуспешности в целом.
Сегодня и в обществе заметна тенденция к нечтению: не читают взрослые, не читают и дети.
Практика показывает, что если ученик научился читать в период обучения грамоте, то он в
коллективе класса занимает заметное место, верит в свои силы, и, наоборот, если ребёнок не овладел
чтением, он чувствует какуюто ущербность, теряет веру в свои силы, способность успешно учиться
и в коллективе класса находится в тени. Морально он будет переживать свой недостаток и не сможет
реализовать в школе свои способности, то положительное, что в нем заложено. По мнению
психологов, скорость чтения является самым важным фактором из числа влияющих на успеваемость.
Поэтому мною ведется систематическая, целенаправленная работа над развитием и
совершенствованием навыка чтения на своих уроках. Чтение – это труд, и труд тяжелый. От
повышения техники чтения среди слабоуспевающих учащихся повышается и качество обученности.
Выступление на ШМО учителей естественно-математического цикла по теме «Эффективность системы работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися»
Выступление на ШМО учителей естественно-математического цикла по теме «Эффективность системы работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися»
Выступление на ШМО учителей естественно-математического цикла по теме «Эффективность системы работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися»
Выступление на ШМО учителей естественно-математического цикла по теме «Эффективность системы работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися»
Выступление на ШМО учителей естественно-математического цикла по теме «Эффективность системы работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися»
Выступление на ШМО учителей естественно-математического цикла по теме «Эффективность системы работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.