Выступление на тему "Этические и коммуникативные нормы в изучении русского языка."
Оценка 4.8

Выступление на тему "Этические и коммуникативные нормы в изучении русского языка."

Оценка 4.8
Научно-исследовательская работа +2
docx
русский язык +1
Взрослым
05.09.2017
Выступление на тему "Этические и коммуникативные нормы в изучении русского языка."
В данной статье рассматривается актуальность и значимость изучения и развития коммуникативных и этических норм русского языка у обучающихся школ. Представлены взгляды учёных-лингвистов на данную проблему, предложен краткий теоретический материал, приведены некоторые формы работы по развитию этических и коммуникативных норм культуры речи.
Статья публикация.docx
Этические и коммуникативные нормы в изучении русского языка Abstract: the Issues of speech culture, communicative and ethical aspects  are in constant development, are studied from the position of the theoretical and  practical directions. Communicative and ethical standards are rules that help to  carry out the optimal communication. Communicative aspect focuses on the  organization of effective, appropriate communication. The ethical aspect of mor al  values manifested in communication.  The communicative and ethical norms of speech culture are formed in  school students at the lessons of speech development, in extracurricular work in  the Russian language.  Аннотация:  Вопросы культуры речи о коммуникативных и этических  аспектах находятся в постоянном развитии, изучаются с позиции  теоретических и практических направлений.  Коммуникативные и этические  нормы представляют собой правила, которые помогают осуществить  оптимальное общение.  Коммуникативный аспект ориентирует на организацию эффективного, целесообразного общения.  Этический аспект связан с  морально­нравственными ценностями, проявляющимися в общении.   Коммуникативные и этические нормы культуры речи формируются у  учащихся школ на уроках развития речи, во внеурочной работе по русскому  языку. Ключевые слова: коммуникативный аспект, этический аспект, этикет,  коммуникативные качества речи, речевой этикет, языковая норма. Key words: communicative aspects, ethical aspects, etiquette,  communicative qualities of speech, speech etiquette, language norm. Изучение основ науки о языке в средней школе тесно связано с речевым  развитием школьников. Важным звеном в системе школьного образования является проблема  преподавания родного языка, выступающего средством формирования и  выражения мыслей, средством общения и передачи информации. Вопросы речевого развития, формирования коммуникативных умений,  речевого этикета всегда были актуальными в методике обучения родному  языку. В настоящее время формирование коммуникативной и этической   компетенции школьников рассматривается в трудах Т.А. Ладыженской,  В.И.  Капинос, Е.И. Пассова, Е.С. Антоновой, М.Р. Львова, Т.М. Воителевой и др. На современном этапе в методике провозглашена установка на  коммуникативность, системность, развивающий характер обучения, в связи, с  чем вопросы совершенствования речевого развития учащихся приобретают  первостепенное значение. В своих работах Т.А. Ладыженская и С.И. Львов указывают на  недостаточную подготовку школьников. Они отмечают, что речь учащихся,  как устная, так и письменная, страдает отсутствием логичности,  правильности, точности, выразительности, бедностью словарного запаса.  Устная речь современных школьников характеризуется прерывистостью,  несоблюдением требований этических и коммуникативных норм. Школьники  испытывают большие трудности в ведении разнообразных языковых средств  при устном и письменном пересказе, при создании собственного текста. В практике преподавания предмета недостаточное внимание уделяется  работе по культуре речи, направленной на развитие способности школьников  употреблять языковые единицы с учётом этической и коммуникативной  целесообразности. Это свидетельствует об актуальности развития у  школьников коммуникативных и этических аспектов речи. Это связано,  прежде всего, с социальной значимостью родного языка, с формированием  личностных качеств в осуществлении речевого развития учащихся. Приоритетным направлением  «Стратегии модернизации образования»  является воспитание личности, стремящейся к максимальной реализации  своих возможностей, открытой для восприятия нового опыта, способной на  осознанный и верный выбор в различных ситуациях. Чтобы воспитать такую  личность, прежде всего, необходимо научить ребёнка решать языковыми  средствами те или иные  этические и коммуникативные задачи относительно  языковой  нормы. Л.А. Введенская говорит о языковой норме как о правилах  использования речевых средств в определённый период развития  литературного языка, т.е. правила произношения, словоупотребления,  использования традиционно сложившихся грамматических, стилистических и  других языковых средств, принятых в общественно­языковой практике. Соблюдение языковых правил служит своеобразным барометром  культуры общения, которая тесно связана с культурой поведения. Один из  основных  принципов повседневной жизни – поддержание нормальных  отношений между людьми, стремление избегать конфликтов. Ничто так не  ценится окружающими нас людьми так высоко, как вежливость и  деликатность. Знание норм речевого поведения и следование им,  сдержанность и умение  контролировать свои поступки, внимание и уважение  к людям – одним словом, всё, что принято называть хорошими манерами,  относится к культуре поведения человека и регулируется этикетом.  Термин «этикет» был введён французским королём Людовиком XIV.  Позднее этикет «вышел из королевских покоев», став частью жизни всех слоёв общества. Первые попытки сформулировать правила поведения на Руси были  сделаны в «Домострое», однако кодекс официального поведения появился в  России при Петре I. Сейчас термин «этикет» означает совокупность правил  поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям (формы  обращения, поведение в общественных местах, манеры и т.д. ), установленный порядок поведения, следование моральным , общественным и речевым  нормам, т.е. речевому этикету. Под речевым этикетом О.Я. Гойхман  понимает нормы речевого  поведения, принятые в данном обществе. Речевой этикет  вербально  обслуживает этикет поведения и составляет систему устойчивых формул  общения. В ходе общения человек решает различные задачи, и эффективность  их решения во многом зависит от характера взаимоотношения коммуникантов , от того, как они относятся друг к другу, соблюдают ли они нормы, правила,  требования , принятые в данном обществе и отражающие традиции его  культуры в целом. Такие требования и правила,  называются этическими  нормами. Этические нормы помогают согласовать все стороны общения и  формулируются в виде советов, правил, предписаний, запретов, которые   определяются законами общения. Они формируются в ходе становления и  развития культуры социума, в процессе осмысления речевого опыта, с учетом  традиций, сложившихся в различных сферах жизнедеятельности людей с  целью предотвращения конфликтов между коммуникантами.  Этические нормы выполняют следующие функции в процессе общения:  1 обеспечивают систему защиты нравственных ценностей в культуре,  регулируют формы их проявления в речи; 2 предписывают необходимость соответствия речи моральным законам общества и внутреннему миру человека; 3 определяют нравственную стратегию коммуникантов в ходе  общения; 4 позволяют выбрать оптимальные средства общения для достижения   его целей; 5  обеспечивают гармонизацию общения в любых ситуациях. В связи с этим, необходимо изучение этических норм в школе на всех  уровнях образовательного процесса.  Изучение этического аспекта речи и  выработка навыков отбора и употребления языковых средств в процессе  речевого общения помогают сформировать сознательное отношение к их  использованию в речевой практике в соответствии с коммуникативными  задачами.  Таким образом, изучение этического аспекта культуру речи  неразрывно связано с коммуникативным аспектом.            Коммуникативный аспект культуры речи связан с тем влиянием,  которое оказывает на речь обстановка (сфера и ситуация) общения. Сфера  общения определяет выбор стиля речи (разговорный, официально­деловой,  научный, публицистический, литературно­художественный), а ситуация  общения (например, официальная/неофициальная ситуация, количество  коммуникантов: два­три­несколько и др.) определяет  а) выбор речевого жанра,  б) объем высказывания и его вид (монолог/диалог/полилог),  в) приспособление речи к потребностям и возможностям адресата (его знанию предмета речи, интересам, эрудиции и т.п.).              Коммуникативный аспект культуры речи в реальной практике  общения раскрывается как коммуникативные качества речи  (это те свойства  речи, которые обеспечивают оптимальное общение участников  коммуникации).  К коммуникативным качествам  речи относятся: 1) правильность (соблюдение норм литературного языка на всех его  уровнях); 2) логичность (владение логикой изложения);  3) точность (точность словоупотребления, определяется знанием предмета  речи, логикой мышления, умение выбирать нужные слова для оформления  мысли);  4) лаконизм (краткость и четкость выражения идеи, замысла); 5) ясность (понятность речи для адресата сообщения);  6) богатство (количество и разнообразие языковых средств, которыми  владеет говорящий);  7) выразительность (воздействие речи на адресата);  8) чистота (отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку:  вульгаризмов, просторечия, жаргона, слов­паразитов);  9) уместность (выбор уместных для данной ситуации общения языковых  средств выражения).  Следовательно, умение использовать в общении с людьми все выше  перечисленные  качества речи коммуникативного аспекта, свидетельствует о  высокой культуре, поэтому важно систематически заниматься  самообразованием. Большое значение для повышения  речевой культуры  имеет работа со справочной литературой.  Для формирования и развития  коммуникативных и этических норм для учащихся  школ необходимо реализовывать  в системе уроков по развитию  речи специальные занятия по культуре речи, на которых и будут осваиваться   коммуникативные и этические аспекты. Разговоры об этике общения могут  иметь место в рамках внеурочной работы. Список литературы 1 Антонова Е.С. , Воителева Т.М. Русский язык  и культура речи / Е.С.  Антонова, Т.М. Воителева  // Русский язык в школе. – 2006. ­ №2. –  С. 102­104.  2 Введенская Л.А., Павлова Л.Г.. Кашаева Е.Ю. Русский язык и  культура речи: учебное пособие для вузов / Л.А. Введенская, Л.Г.  Павлова, Е.Ю. Кашаева. 12­е изд. Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 544 с. 3 Гойхман О.Я. Русский язык и культура речи: учебник / О.Я. Гойхман. – М.: ИНФРА­М, 2007. – 240 с. 4 Горбачеквич К.С. Нормы современного русского литературного  языка / К.С. Горбачевич. – М.: Просвещение, 1989. – 208 с.  5 Корчагина Л.М. Развитие речи и культура общения // Л.М. Корчагина // Русский язык в школе. – 2002. – №1. – С. 33­ 36.

Выступление на тему "Этические и коммуникативные нормы в изучении русского языка."

Выступление на тему "Этические и коммуникативные нормы в изучении русского языка."

Выступление на тему "Этические и коммуникативные нормы в изучении русского языка."

Выступление на тему "Этические и коммуникативные нормы в изучении русского языка."

Выступление на тему "Этические и коммуникативные нормы в изучении русского языка."

Выступление на тему "Этические и коммуникативные нормы в изучении русского языка."

Выступление на тему "Этические и коммуникативные нормы в изучении русского языка."

Выступление на тему "Этические и коммуникативные нормы в изучении русского языка."

Выступление на тему "Этические и коммуникативные нормы в изучении русского языка."

Выступление на тему "Этические и коммуникативные нормы в изучении русского языка."

Выступление на тему "Этические и коммуникативные нормы в изучении русского языка."

Выступление на тему "Этические и коммуникативные нормы в изучении русского языка."
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.09.2017