Педагогические технологии
Оценка 4.6

Педагогические технологии

Оценка 4.6
Повышение квалификации
docx
Междисциплинарный 3
Взрослым
19.04.2018
Педагогические технологии
В работе даны варианты определения понятия "педагогические технологии"; показана необходимость использования на современном этапе разнообразных педагогических технологий, влияющих на формирования универсальных учебных действий, обеспечивающих учиться; раскрывается суть применения педагогических технологий в образовательном процессе в начальной школе, ориентируя педагогов и учащихся на духовно-нравственное развитие и воспитание, усвоение содержания учебных предметов.
Педагогические технологии.docx
Слайд  №1             "Не дай  Вам  Бог  жить  во  время  перемен",  ­   гласит китайская мудрость. Современный мир меняется с невероятной скоростью. Но, может, стоит не согласиться   с китайской мудростью? Трудное время ­ это время величайших возможностей! Важно увидеть эти перемены, войти в них,   а   это   значит   быть   современным,     быть   со   временем,   "оказаться   во времени".    Внедрением   новых   стандартов   повышается   значимость   инновационной активности   человека   во   всех   сферах   деятельности.   В   этих   условиях необходимо   создание   инновационной   системы   образования,   важнейшим условием которой является ориентация на новые образовательные стандарты. СЛАЙД  2 В настоящее время в России идёт становление новой системы образования, ориентированного   на   вхождение   в   мировое   образовательное   пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории   и   практике   учебно­воспитательного   процесса.   Происходит   смена образовательной парадигмы: предлагаются иное содержание, иные подходы, иное   право,   иные   отношения,   иное   поведение,   иной   педагогический менталитет. В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие педагогической   технологии.   Однако   в   его   понимании   и   употреблении существуют большие разночтения. СЛАЙД  3  Технология – это совокупность  приёмов, применяемых в каком­либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).   Технология   –   это  искусство,   мастерство,   умение,   совокупность методов обработки, изменения состояния (В.М. Шепель). СЛАЙД  4  Педагогическая технология – это содержательная техника реализации учебного процесса (В.П. Беспалько).  Педагогическая технология – это продуманная во всех деталях модель совместной   педагогической   деятельности   по   проектированию, организации   и   проведению   учебного   процесса   с   безусловным обеспечением   комфортных   условий   для   учащихся   и   учителя   (В.М. Монахов).  Педагогическая   технология   –   это  системный   подход  создания, применения   и   определения   всего   процесса   преподавания   и   усвоения знаний   с   учётом   технических   и   человеческих   ресурсов   и   их взаимодействия,   ставящий   своей   задачей   оптимизацию   форм образования (ЮНЕСКО). нашем   понятии  В  педагогическая   технология   является содержательным   обобщением,   вбирающим   в   себя   смыслы   всех определений различных авторов (источников). Таким образом,  педагогическая технология функционирует и в качестве науки, исследующей наиболее рациональные пути обучения, и в качестве системы способов, принципов и регуляторов, применяемых в обучении, и в качестве реального процесса обучения. СЛАЙД  5 Часто педагогическую технологию определяют как:  Совокупность приёмов – область педагогического знания, отражающего характеристики глубинных процессов   педагогической   деятельности,  особенности их взаимодействия, управление которыми      обеспечивает  необходимую эффективность учебно­воспитательного        процесса;  Совокупность форм, методов, приёмов и средств передачи социального  опыта, а также техническое оснащение этого процесса;  Совокупность способов организации учебно­познавательного процесса  или последовательность определённых действий, операций, связанных с  конкретной деятельностью учителя и направленных на достижение  поставленных целей (технологическая цепочка). Педагогическая   (образовательная)   технология   это   система функционирования всех компонентов педагогического процесса, построенная на   научной   основе,   запрограммированная   во   времени   и   в   пространстве   и приводящая к намеченным результатам.  – Предметом   педагогической   технологии  являются   конкретные педагогические   взаимодействия   учителей   и   учащихся   в   любой   области деятельности,   организованные   на   основе   чёткого   структурирования, систематизации,   программирования,   алгоритмизации   и   стандартизации способов   и   приёмов   обучения   и   воспитания,   с   использованием компьютеризации и технических средств.  В   результате  достигается   устойчивое   позитивное   усвоение   детьми предметных   умений,   формирование   социально   ценных   форм   и   привычек поведения.  Современное   образование   направлено,   в   первую   очередь,   на формирование   универсальных   учебных   действий   (УУД),   обеспечивающих умение   учиться.   Сегодня   начальное   образование   закладывает   основу формирования   учебной   деятельности   ребенка   ­   систему   учебных   и познавательных   мотивов,   умение   принимать,   сохранять,   реализовывать учебные цели, планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их   результат.   Именно   начальная   ступень   школьного   обучения   должна обеспечить  познавательную мотивацию  и интересы  учащихся, готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности ученика с учителем и   одноклассниками,   сформировать   основы   нравственного   поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми.   СЛАЙД 6        Применение педагогических технологий способствует:  формированию мотивов учения, развитию устойчивых познавательных потребностей и интересов учащихся;  развитию продуктивных приемов и навыков учебной работы, «умения учиться» младших школьников;  раскрытию индивидуальных особенностей и способностей детей;  развитию навыков самоконтроля, самоорганизации и саморегуляции;  становлению   адекватной   самооценки,   развитию   критичности   по отношению к себе и окружающим;  усвоению   социальных   норм,   нравственного   развития   учащихся начальной школы;  развитию   навыков   общения   со   сверстниками,   установлению   прочных дружеских контактов.  Таким   образом,   внедрение   педагогических   технологий   в образовательный   процесс   начальной   школы   ориентирует   педагогов   и учащихся   на   духовно­нравственное   развитие   и   воспитание   (личностные результаты);   усвоение   содержания   учебных   предметов   (предметные результаты);   универсальных   учебных   действий (метапредметные результаты).   формирование СЛАЙД 7 В условиях реализации требований ФГОС ООО наиболее актуальными  становятся технологии:  Информационно – коммуникационная технология  Проектная технология  Технология развивающего обучения  Здоровьесберегающие технологии    Технология проблемного обучения  Игровые технологии  Модульная технология  Технология мастерских  Кейс – технология  Технология интегрированного обучения  Педагогика сотрудничества.   Технологии уровневой дифференциации  Групповые технологии.   Технология ТРИЗ  Технология развития критического мышления СЛАЙД 8  Информационно – коммуникационная технология Применение   ИКТ   способствует   достижению   основной   цели   модернизации образования   –   улучшению   качества   обучения,   обеспечению   гармоничного развития   личности,   ориентирующейся   в   информационном   пространстве, приобщенной   к   информационно­коммуникационным   возможностям современных технологий и обладающей информационной культурой. В   последние   годы   всё   чаще   поднимается   вопрос   о   применении   новых информационных технологий. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения. Внедрение   ИКТ   в   педагогический   процесс   повышает   авторитет   учителя   в школьном коллективе, так как преподавание ведется на современном, более высоком   уровне.   Кроме   того,   растёт   самооценка   самого   учителя, развивающего свои профессиональные компетенции. Педагогическое   мастерство   основано   на   единстве   знаний   и   умений, соответствующих   современному   уровню   развития   науки,   техники   и   их продукта – информационных технологий. В   настоящее   время   необходимо   умение   получать   информацию   из   разных источников,   пользоваться   ей   и   создавать   ее   самостоятельно.   Широкое использование   ИКТ   открывает   для   учителя   новые   возможности   в преподавании своего предмета, а также в значительной степени облегчает его работу,   повышает   эффективность   обучения,   позволяет   улучшить   качество преподавания. СЛАЙД 9 Система применения ИКТ Систему применения ИКТ можно разделить на следующие этапы: 1   этап:   Выявление   учебного   материала,   требующего   конкретной   подачи, анализ   образовательной   программы,   анализ   тематического   планирования, выбор   тем,   выбор   типа   урока,   выявление   особенностей   материала   урока данного типа; 2   этап:   Подбор   и   создание   информационных   продуктов,   подбор   готовых образовательных   медиаресурсов,   создание   собственного   продукта (презентационного, обучающего, тренирующего или контролирующего); 3   этап:   Применение   информационных   продуктов,   применение   на   уроках разных   типов,   применение   во   внеклассной   работе,   применение   при руководстве научно ­ исследовательской деятельностью учащихся.  4   этап:   Анализ   эффективности   использования   ИКТ,   изучение   динамики результатов, изучение рейтинга по предмету. СЛАЙД 10 Проектная технология     Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник еще в начале нынешнего столетия в США. Его называли также методом проблем и связывался он с идеями гуманистического направления в философии   и   образовании,   разработанными   американским   философом   и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником В. Х. Килпатриком. Чрезвычайно важно было показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях,   которые   могут   и   должны   пригодиться   им   в   жизни.   Для   этого необходима проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка,   для   решения   которой   ему   необходимо   приложить   полученные знания, новые знания, которые еще предстоит приобрести.     Учитель   может   подсказать   источники   информации,   а   может   просто направить   мысль   учеников   в   нужном   направлении   для   самостоятельного поиска.   Но   в   результате   ученики   должны   самостоятельно   и   в   совместных усилиях решить проблему, применив необходимые знания подчас из разных областей,   получить   реальный   и   ощутимый   результат.   Вся   работа   над проблемой, таким образом, приобретает контуры проектной деятельности.    Цель   технологии ­   стимулировать   интерес   учащихся   к   определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную   деятельность   предусматривать   решение   этих   проблем,   уметь практически применять полученные знания.    Метод проектов привлек внимание русских педагогов еще в начале 20 века. Идеи   проектного   обучения   возникли   в   России   практически   параллельно   с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога С. Т. Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся   активно   использовать   проектные   методы   в   практике преподавания.     Позднее,   уже   при   советской   власти   эти   идеи   стали   довольно   широко внедряться   в   школу,   но   недостаточно   продуманно   и   последовательно   и постановлением ЦК ВКП/б/ в 1931 году метод проектов был осужден и с тех пор   до   недавнего   времени   в   России   больше   не   предпринималось   сколько­ нибудь серьезных попыток возродить этот метод в школьной практике.      В   современной   российской   школе   проектная   система   обучения   начала возрождаться   лишь   в   1980­х   –   90­х   годах,   в   связи   с   реформированием школьного   образования,   демократизацией   отношений   между   учителем   и учениками,   поиском   активных   форм   познавательной   деятельности школьников.  СЛАЙД 11 Практическое применение элементов проектной технологии.      Суть   проектной   методики   заключается   в   том,   что   ученик   сам   должен активно   участвовать   в   получении   знаний.   Проектная   технология   –   это практические творческие задания, требующие от учащихся их применение для решения   проблемных   заданий,   знания   материала   на   данный   исторический этап.   Являясь   исследовательским   методом,   она   учит   анализировать конкретную   историческую   проблему   или   задачу,   создавшуюся   на определенном   этапе   развития   общества.   Овладевая   культурой проектирования,   школьник   приучается   творчески   мыслить,   прогнозировать возможные   варианты   решения   стоящих   перед   ним   задач.   Таким   образом, проектная методика: 1.     характеризуется высокой коммуникативностью; 2.     предполагает выражение учащимся своего собственного мнения, чувств, активное включение в реальную деятельность; 3.     особая форма организации коммуникативно­познвательной деятельности школьников на уроке истории; 4.     основана на цикличной организации учебного процесса.     Поэтому   как   элементы,   так   собственно   и   технологию   проекта   следует применять в конце изучения темы по определенному циклу, как один их видов повторительно­обобщающего   урока.   Одним   из   элементов   такой   методики является   проектная   дискуссия,   которая   основана   на   методе   подготовки   и защита проекта по определенной теме.  СЛАЙД 12    Технология проблемного обучения              Сегодня   под проблемным   обучением понимается   такая   организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по   их   разрешению,   в   результате   чего   и   происходит   творческое   овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей. Технология   проблемного   обучения   предполагает   организацию   под руководством учителя самостоятельной поисковой деятельности учащихся по решению учебных проблем, в ходе которых у учащихся формируются новые знания,   умения   и   навыки,   развиваются   способности,   познавательная активность,   любознательность,   эрудиция,   творческое   мышление   и   другие личностно значимые качества. Проблемная ситуация в обучении имеет обучающую ценность только тогда, когда   предлагаемое   ученику   проблемное   задание   соответствует   его интеллектуальным   возможностям,  способствует   пробуждению   у   обучаемых желания   выйти   из   этой   ситуации,   снять   возникшее   противоречие.    В качестве проблемных заданий могут выступать учебные задачи, вопросы, практические задания и т. п. Однако нельзя смешивать проблемное задание и проблемную   ситуацию.   Проблемное   задание   само   по   себе   не   является проблемной ситуацией, оно может вызвать проблемную ситуацию лишь при определенных   условиях.   Одна   и   та   же   проблемная   ситуация   может   быть вызвана различными типами заданий.  СЛАЙД 13 В общем виде технология проблемного обучения состоит в том, что перед учащимися ставится проблема и они при непосредственном участии учителя или самостоятельно исследуют пути и способы ее решения, т. е. v    строят гипотезу, v    намечают и обсуждают способы проверки ее истинности, v     аргументируют,   проводят   эксперименты,   наблюдения,   анализируют   их результаты, рассуждают, доказывают. СЛАЙД 14 По степени познавательной самостоятельности учащихся проблемное  обучение осуществляется в трех основных формах: проблемного изложения,  частично­поисковой деятельности и самостоятельной исследовательской  деятельности. Наименьшая познавательная самостоятельность учащихся  имеет место при проблемном изложении : сообщение нового материала  осуществляется самим преподавателем. Поставив проблему, учитель  вскрывает путь ее решения, демонстрирует учащимся ход научного  мышления, заставляет их следить за диалектическим движением мысли к  истине, делает их как бы соучастниками научного поиска. В условиях  частично­поисковой деятельности работа в основном направляется  преподавателем с помощью специальных вопросов, побуждающих обучаемого  к самостоятельному рассуждению, активному поиску ответа на отдельные  части проблемы. Технология проблемного обучения, как и другие технологии, имеет  положительные и отрицательные стороны. Преимущества   технологии   проблемного   обучения:   способствует   не   только приобретению учащимися необходимой системы знаний, умений и навыков, но и достижению высокого уровня их умственного развития, формированию у них способности к самостоятельному добыванию знаний путем собственной творческой деятельности; развивает интерес к учебному труду; обеспечивает прочные результаты обучения. Недостатки:   большие   затраты   времени   на   достижение   запланированных результатов, слабая управляемость познавательной деятельностью учащихся.    СЛАЙД 15 Игровые технологии   Игра наряду с трудом и учением ­ один из основных видов деятельности  человека, удивительный феномен нашего существования. По определению, игра ­ это вид деятельности в условиях ситуаций,  направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором  складывается и совершенствуется самоуправление поведением.  СЛАЙД 16 Классификация педагогических игр 1.     По области применения: —физические —интеллектуальные —трудовые —социальные —психологические СЛАЙД 17 2.     По (характеристике) характеру педагогического процесса: —обучающие —тренинговые —контролирующие —обобщающие —познавательные —творческие —развивающие СЛАЙД 18 3.     По игровой технологии: —предметные —сюжетные —ролевые —деловые —имитационные —драматизация СЛАЙД 19 4.     По предметной области: —предметные —музыкальные —трудовые —спортивные —экономические СЛАЙД 20 5.     По игровой среде: —без предметов —с предметами —настольные —комнатные —уличные —компьютерные —телевизионные —циклические, со средствами передвижения   Какие задачи решает использование такой формы обучения: —Осуществляет более свободные, психологически раскрепощённый контроль знаний. —Исчезает болезненная реакция учащихся на неудачные ответы. —Подход к учащимся в обучении становится более деликатным и  дифференцированным.    СЛАЙД 21 В результате применения методов игрового обучения достигаются следующие цели: §        стимулируется познавательная деятельность §        активизируется мыслительная деятельность §        самопроизвольно запоминаются сведения §        формируется ассоциативное запоминание §        усиливается мотивация к изучению предмета   Всё это говорит об эффективности обучения в процессе игры, которая  является профессиональной деятельностью, имеющей черты, как учения, так  и труда.    СЛАЙД 22 Кейс – технология Кейс­технологии объединяют в себе одновременно и ролевые игры, и метод  проектов, и ситуативный анализ. Кейс технологии  противопоставлены таким видам работы, как повторение за  учителем, ответы на вопросы учителя, пересказ текста и т.п.  Кейсы  отличаются  от обычных образовательных задач (задачи имеют, как правило,  одно решение и один правильный путь, приводящий к этому решению, кейсы  имеют несколько решений и множество альтернативных путей, приводящих к  нему). В кейс­технологии производится анализ реальной ситуации (каких­то вводных данных)описание которой одновременно отражает не только какую­либо  практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний,  который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы  Кейс­технологии – это не повторение за учителем, не пересказ параграфа или статьи, не ответ на вопрос преподавателя, это анализ конкретной ситуации,  который заставляет поднять пласт полученных знаний и применить их на  практике. Данные технологии помогают повысить интерес учащихся к изучаемому  предмету, развивает у школьников такие качества, как социальная активность, коммуникабельность, умение слушать и грамотно излагать свои мысли. СЛАЙД 23 Перед учителем стоит задача – научить детей как индивидуально, так и в  составе группы: ∙        анализировать информацию, ∙        сортировать ее для решения заданной задачи, ∙        выявлять ключевые проблемы, ∙        генерировать альтернативные пути решения и оценивать их, ∙        выбирать оптимальное решение и формировать программы действий и  т.п. СЛАЙД 24 Кроме того, дети: ∙        Получают коммуникативные навыки ∙        Развивают презентационные умения ∙        Формируют интерактивные умения, позволяющие эффективно  взаимодействовать и принимать коллективные решения ∙        Приобретают экспертные умения и навыки ∙        Учатся учиться, самостоятельно отыскивая необходимые знания для  решения ситуационной проблемы ∙        Изменяют мотивацию к обучению При активном ситуационном обучении участникам анализа предъявляются  факты (события), связанные с некоторой ситуацией по ее состоянию на  определенный момент времени . Задачей учащихся  является принятие  рационального решения, действуя в рамках коллективного обсуждения  возможных решений, т.е. игрового взаимодействия. СЛАЙД 25 К методам кейс­технологий, активизирующим учебный процесс, относятся: ∙        метод ситуационного анализа (Метод анализа конкретных ситуаций ,  ситуационные задачи и упражнения; кейс­стадии) ∙        метод инцидента; ∙        метод ситуационно­ролевых игр; ∙        метод разбора деловой корреспонденции; ∙        игровое проектирование; ∙        метод дискуссии. Итак, кейс­технология – это интерактивная технология обучения, на основе  реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение  знаний, сколько на формирование у учащихся новых качеств и умений.   СЛАЙД 26 Технология творческих мастерских Одним из альтернативных и эффективных способов изучения и добывания  новых знаний, является технология мастерских. Она представляет собой  альтернативу классно – урочной организации учебного процесса. В ней  используется педагогика отношений, всестороннее воспитание, обучение без  жёстких программ и учебников, метод проектов и методы погружения,  безоценочная творческая деятельность учащихся. Актуальность технологии  заключаются в том, что она может быть использована не только в случае  изучения нового материала, но и при повторении и закреплении ранее  изученного. Исходя из своего опыта, я сделала вывод, что данная форма  урока направлена как на всестороннее развитие учащихся в процессе  обучения, так и на развитие самого педагога. Мастерская – это технология, которая предполагает такую организацию  процесса обучения, при которой учитель – мастер вводит своих учеников в  процесс познания через создание эмоциональной атмосферы, в которой  ученик может проявить себя как творец. В этой технологии [6] знания не  даются, а выстраиваются самим учеником в паре или группе с опорой на свой  личный опыт, учитель – мастер лишь предоставляет ему необходимый  материал в виде заданий для размышления. Эта технология позволяет  личности самой строить своё знание, в этом её большое сходство с  проблемным обучением .Создаются условия для развития творческого  потенциала и для ученика, и для учителя. Формируются коммуникативные качества личности, а также субъектность ученика – способность являться  субъектом, активным участником деятельности, самостоятельно определять  цели, планировать, осуществлять деятельность и анализировать. Данная  технология позволяет научить учащихся самостоятельно формулировать цели урока, находить наиболее эффективные пути для их достижения, развивает  интеллект, способствует приобретению опыта групповой деятельности. Мастерская схожа с проектным обучением, потому что есть проблема,  которую надо решить. Педагог создаёт условия, помогает осознать суть  проблемы, над которой надо работать. Учащиеся формулируют эту проблему  и предлагают варианты её решения. В качестве проблем могут выступать  различные типы практических заданий. В мастерской обязательно сочетаются индивидуальная, групповая и  фронтальная формы деятельности, и обучение идёт от одной к другой. СЛАЙД 27 Основные этапы мастерской. Индукция (поведение) – это этап, который направлен на создание  эмоционального настроя и мотивации учащихся к творческой деятельности.  На этом этапе предполагается включение чувств, подсознания и  формирование личностного отношения к предмету обсуждения. Индуктор –  всё то, что побуждает ребёнка к действию. В качестве индуктора может  выступать слово, текст, предмет, звук, рисунок, форма – всё то, что способно  вызвать поток ассоциаций. Это может быть и задание, но неожиданное,  загадочное. Деконструкция – разрушение, хаос, неспособность выполнить задание  имеющимися средствами. Это работа с материалом, текстом, моделями,  звуками, веществами. Это формирование информационного поля. На этом  этапе ставится проблема и отделяется известное от неизвестного,  осуществляется работа с информационным материалом, словарями,  учебниками, компьютером и другими источниками, то есть создаётся  информационный запрос. Реконструкция – воссоздание из хаоса своего проекта решения проблемы. Это создание микрогруппами или индивидуально своего мира, текста, рисунка,  проекта, решения. Обсуждается и выдвигается гипотеза, способы её решения,  создаются творческие работы: рисунки, рассказы, загадки, Идёт работа по  выполнению заданий, которые даёт учитель. Социализация – это соотнесение учениками или микрогруппами своей  деятельности с деятельностью других учеников или микрогрупп и  представление всем промежуточных и окончательных результатов труда,  чтобы оценить и откорректировать свою деятельность. Даётся одно задание на весь класс, идёт работа в группах, ответы сообщаются всему классу. На этом  этапе ученик учится говорить. Это позволяет учителю – мастеру вести урок в  одинаковом темпе для всех групп. Афиширование – это вывешивание, наглядное представление результатов  деятельности мастера и учеников. Это может быть текст, схема, проект и  ознакомление с ними всех. На этом этапе все ученики ходят, обсуждают,  выделяют оригинальные интересные идеи, защищают свои творческие работы. Разрыв – резкое приращение в знаниях. Это кульминация творческого  процесса, новое выделение учеником предмета и осознание неполноты своего  знания, побуждение к новому углублению в проблему. Результат этого этапа – инсайт (озарение). Рефлексия – это осознание учеником себя в собственной деятельности, это  анализ учеником осуществлённой им деятельности, это обобщение чувств,  возникших в мастерской, это отражение достижений собственной мысли,  собственного мироощущения. СЛАЙД 28 Технология модульного обучения    Модульное обучение возникло как альтернатива традиционному обучению.  Семантический смысл термина ''модульное обучение'' связан с  международным понятием ''модуль'', одно из значений которого –  функциональный узел. В этом контексте он понимается как основное  средство модульного обучения, законченный блок информации.  В своём первоначальном виде модульное обучение зародилось в конце 60­х  годов XX столетия и быстро распространилось в англоязычных странах.  Сущность его состояла в том, что обучающийся с небольшой помощью  учителя или полностью самостоятельно может работать с предложенной ему  индивидуальной учебной программой, включающей в себя целевой план  действий, банк информации и методическое руководство по достижению  поставленных дидактических целей. Функции педагога стали варьироваться  от информационно­контролирующей до консультативно­координирующей.  Взаимодействие педагога и обучающегося в учебном процессе стало  осуществляться на принципиально иной основе: с помощью модулей  обеспечивалось осознанное самостоятельное достижение обучающимся  определённого уровня предварительной подготовленности. Успешность  модульного обучения предопределялось соблюдением паритетных  взаимодействий между педагогом и учащимися. Основная цель современной школы – создать такую систему обучения,  которая бы обеспечивала образовательные потребности каждого ученика в  соответствии с его склонностями, интересами и возможностями. Модульное обучение – альтернатива традиционного обучения, оно  интегрирует все то прогрессивное, что накоплено в педагогической теории и  практике. Модульное обучение, в качестве одной из основных целей, преследует  формирование, у учащихся, навыков самостоятельной деятельности и самообразования. Сущность модульного обучения состоит в том, что ученик  полностью самостоятельно (или с определенной дозой помощи) достигает  конкретных целей учебно­познавательной деятельности. Обучение основано  на формировании механизма мышления, а не на эксплуатации памяти!  Рассмотрим последовательности действий построения учебного модуля. Модуль – это целевой функциональный узел, в котором объединено: учебное  содержание и технология овладения им в систему высокого уровня  целостности СЛАЙД 29 Алгоритм построения учебного модуля: 1.                 Формирование блока­модуля содержания теоретического  учебного материала темы. 2.                 Выявление учебных элементов темы. 3.                 Выявление связей и отношений между учебными элементами  темы. 4.                 Формирование логической структуры учебных элементов темы. 5.                 Определение уровней усвоения учебных элементов темы. 6.                 Определение требований к уровням усвоения учебных элементов  темы. 7.                 Определение осознанности усвоения учебных элементов темы. 8.                 Формирование блока алгоритмического предписания умений и  навыков. Для управления учением учащихся важным является принцип обратной связи. 1.     Перед каждым модулем проводить входной контроль ЗУН учащихся. 2.     Текущий и промежуточный контроль в конце каждого УЭ (самоконтроль, взаимоконтроль, сверка с образцом). 3.     Выходной контроль после завершения работы с модулем. Цель: выявить  пробелы в усвоении модуля. Введение модулей в учебный процесс нужно осуществлять постепенно.  Модули можно вписывать в любую систему обучения и тем самым усиливать  ее качество и эффективность. Можно сочетать традиционную систему  обучения, с модульной.  Применение модульного обучения положительно влияет на развитие  самостоятельной деятельности учащихся, на саморазвитие, на повышение  качества знаний. Учащиеся умело планируют свою работу, умеют  пользоваться учебной литературой. Хорошо владеют общеучебными  навыками: сравнения, анализа, обобщения, выделения главного и т.п.  СЛАЙД  30 Здоровьесберегающие технологии Обеспечение школьнику возможности сохранения здоровья за период  обучения в школе, формирование у него необходимых знаний, умений и  навыков по здоровому образу жизни и  применение полученных знаний в  повседневной жизни. Организация учебной деятельности с учетом основных  требований к уроку с  комплексом здоровьесберегающих технологий: ∙ соблюдение санитарно ­ гигиенических требований (свежий воздух,  оптимальный тепловой режим, хорошая освещенность, чистота), правил  техники безопасности; ∙ рациональная плотность урока (время, затраченное школьниками на учебную работу) должно составлять не менее 60 % и не более 75­80 %; ∙ четкая организация учебного труда; ∙ строгая дозировка учебной нагрузки; ∙ смена видов деятельности; ∙ обучение   с учетом ведущих каналов восприятия информации учащимися  (аудиовизуальный, кинестетический и т.д.); ∙ место и длительность применения ТСО; ∙ включение  в урок технологических приемов и методов, способствующих  самопознанию, самооценке учащихся; ∙ построение урока с учетом работоспособности учащихся; ∙ индивидуальный подход к учащимся с учетом личностных возможностей; ∙ формирование внешней и внутренней мотивации деятельности учащихся; ∙ благоприятный психологический климат, ситуации успеха и эмоциональные  разрядки; ∙ профилактика стрессов: работа в парах, в группах, как на местах, так и у  доски, где ведомый, более "слабый” ученик чувствует поддержку  товарища;  стимулирование учащихся к использованию различных способов  решения, без боязни ошибиться и получить  неправильный ответ; ∙ проведение физкультминуток и динамических пауз на уроках; ∙ целенаправленная рефлексия в течение всего урока и в его итоговой  части. Применение таких технологий помогает сохранению и укрепление  здоровья  школьников:, предупреждение переутомления учащихся на  уроках; улучшение психологического климата в детских коллективах;  приобщение родителей к работе по укреплению здоровья школьников;  повышение концентрации внимания; снижение показателей заболеваемости  детей, уровня тревожности. СЛАЙД 31 Технология интегрированного обучения Интеграция ­ это глубокое взаимопроникновение, слияние, насколько это  возможно, в одном учебном материале обобщённых знаний в той или иной  области. Потребность в возникновении интегрированных уроков объясняется целым  рядом причин. Мир, окружающий детей, познаётся ими во всём многообразии и единстве, а  зачастую предметы школьного цикла, направленные на изучение отдельных  явлений, дробят его на разрозненные фрагменты. Интегрированные уроки развивают потенциал самих учащихся, побуждают к  активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и  нахождению причинно­следственных связей, к развитию логики, мышления,  коммуникативных способностей. Форма проведения интегрированных уроков нестандартна, интересна.  Использование различных видов работы в течение урока поддерживает  внимание учеников на высоком уровне, что позволяет говорить о достаточной  эффективности уроков. Интегрированные уроки раскрывают значительные  педагогические возможности. СЛАЙД 32 Преимущества интегрированных уроков.  Способствуют повышению мотивации учения, формированию  познавательного интереса учащихся, целостной научной картины мира и рассмотрению явления с нескольких сторон;  В большей степени, чем обычные уроки способствуют развитию речи,  формированию умения учащихся сравнивать, обобщать, делать выводы;  Не только углубляют представление о предмете, расширяют кругозор,  но и способствуют формированию разносторонне развитой,  гармонически и интеллектуально развитой личности.  Интеграция является источником нахождения новых связей между  фактами, которые подтверждают или углубляют определённые выводы.  СЛАЙД 33 Закономерности интегрированных уроков:  весь урок подчинён авторскому замыслу,  урок объединяется основной мыслью (стержень урока),  урок составляет единое целое, этапы урока – это фрагменты целого,  этапы и компоненты урока находятся в логико­ структурной  зависимости,  отобранный для урока дидактический материал соответствует  замыслу, цепочка сведений организована как «данное» и «новое».    СЛАЙД 34 Технология ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) Методы и приемы ТРИЗ­технологии • • • • •  приём «Создай паспорт» системный оператор  типовые приемы фантазирования    морфологический анализ («волшебная дорожка»)  методы создания речевых творческих продуктов (лимерики, загадки,  метафоры, творческие сочинения по картине) • работа с картами Проппа (прием «раскадровки»)  • метод Да­нетка (сужение поля поиска) Вот некоторые из приёмов: СЛАЙД 35 Составление творческих рассказов по картине с точки зрения какого­либо  объекта Используем модель работы с картиной как целостной системой. План 1. Выделение объектов. 2. Установление различного уровня взаимосвязей между объектами. 3. Представление объектов с точки зрения восприятия их различными  анализаторами. 4. Описание изображенного средствами символической аналогии. 5. Представление объектов в рамках времени их существования. 6. Восприятие себя на картине в качестве объекта с заданной характеристикой СЛАЙД 36 Паспорт литературного героя прием «Создай паспорт» П.П. Ершова «Конек­Горбунок»: Имя – Иван Автор (создатель) – Пётр Павлович Ершов Прописка – русская сказка «Конек­Горбунок» Где живет – в град­столице Кем служит – конюхом у царя Особые приметы – смелый, хитрый, любопытный, выполняет все приказания  царя, не прилагая особых усилий (помогает ему во всем конек Горбунок) СЛАЙД 37 Метод  «Да­нетка» Этот метод позволяет  научить  детей  находить  существенный  признак  в   предмете,  классифицировать  предметы  и  явления  по  общим  признакам,   слушать  и  слышать  ответы  других,  строить  на  их  основе  свои  вопросы,   точно  формулировать  свои  мысли .  Учащимся  предлагается  задавать  друг  другу  вопросы  по  теме   проблемы;  один  ученик  берет  мячик  и,  кидая  его  своему  однокласснику,  задает  вопрос. На вопросы можно отвечать только «да» или «нет» СЛАЙД 38 Лимерики.        Это короткие стихотворения, состоящие из пяти строк. Они пишутся в  жанре нонсенса (нелепицы) и рифмуются таким образом: первые четыре  строчки ­ парной рифмой, пятая строка является выводом и может не  рифмоваться. Например:          Даю вам честное слово:          Вчера в половине шестого          Я встретил двух свинок          Без шляп и ботинок.          Даю вам честное слово! Составление загадок.         При составлении загадок используем модель        Какой?        Кто такой же?       У объекта выделяется признак, отвечающий на вопрос «какой?», и  делается подборка объектов, у которых данный признак ярко выражен. После  заполнения таблицы вставляем между правыми и левыми столбцами «как»  или «но не».    Слайд   39                 Методический   аспект   формирования   критического мышления   заключается   в   том,   что   данная   технология   представляет   собой систему стратегий, объединяющих приемы учебной работы по видам учебной деятельности.  Слайд 40           Разнообразие словесных, наглядных и практических методов обучения     технологии   развития   критического   мышления   делает   способы обучения совершенно непохожими на стандартные. Обучающиеся получают возможность   самостоятельно  добывать   знания,  учатся   слушать  друг  друга, делать выводы и обобщения. Учителю при этом отводится роль координатора: он наблюдает, анализирует, умело корректирует, не навязывая своего мнения. Такая совместная работа сближает, повышает уровень самооценки каждого ребенка, мыслительной деятельности обучающихся.     обеспечивает   положительную   динамику   продуктивности СЛАЙД   41  Применение   приемов   технологии   критического   мышления способствует формированию универсальных учебных действий:   личностных  (развитие коммуникативных способностей, культуры общения, умение аргументировано отстаивать свою точку зрения);   метапредметных   (формирование   умения   использовать   знако­ символические средства для дальнейшего моделирования, овладение навыками  смыслового   чтения,  овладение   логическими   действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения);  предметных (новые знания по конкретному предмету).   И, самое главное, обеспечивает  включение каждого   в учебный процесс, где через  свою деятельность  ученик  сам открывает  и  приобретает новые знания.            Изучив и сравнив федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения и технологию развития критического мышления, можно прийти   к выводу, что именно эта технология позволяет реализовать основные концепции нового стандарта. СЛАЙД 42                        В данной технологии, в отличие от традиционной, меняются роли педагогов и обучающихся.  Ученики  не сидят пассивно, слушая учителя, а становятся   главными   действующими   лицами   урока.   Они   думают   и вспоминают про себя, делятся рассуждениями друг с другом, читают, пишут, обсуждают прочитанное, а педагог координирует их работу.  Слайд   43                Что   же   такое   критическое   мышление? ПРОЦЕСС СООТНЕСЕНИЯ   ВНЕШНЕЙ   ИНФОРМАЦИИ   С   ИМЕЮЩИМИСЯ   У     ЧЕЛОВЕКА ЗНАНИЯМИ,   ВЫРАБОТКА   РЕШЕНИЙ   О   ТОМ,   ЧТО   МОЖНО     ПРИНЯТЬ,     ЧТО НЕОБХОДИМО ДОПОЛНИТЬ, А ЧТО ОТВЕРГНУТЬ  . Слайд   44       Цель   данной   образовательной   технологии   –   развитие мыслительных   навыков  учащихся, необходимых  не  только  в  учёбе, но  и в обычной жизни     Технология учит современного школьника  критически мыслить  проявлять активность в познании окружающего мира  владеть разнообразными способами интерпретации и оценки информации  аргументировать свою точку зрения  эффективно взаимодействовать с информационными  пространствами  добывать информацию из различных источников  вести переговоры, взвешивать альтернативные суждения  Слайд 45        Технология дает ученику: ­ повышение эффективности восприятия информации; ­ повышение интереса как к изучаемому материалу, так и к самому процессу  обучения; ­умение критически мыслить; ­ умение работать в сотрудничестве с другими; ­ повышение качества образования учеников. Слайд 46           Технология дает учителю: ­ умение создать в классе атмосферу открытости и ответственного  сотрудничества; ­ возможность использовать модель обучения и систему эффективных  методик, которые способствуют развитию критического мышления и  самостоятельности в процессе обучения; ­ стать источником ценной профессиональной информации для других  учителей Слайд 47   необходим   ряд   учебных   условий:      Для формирования  критического мышления    давать возможность учащимся размышлять  принимать разумные идеи и мнения  способствовать активности учащихся в учебном процессе Слайд 48           Основные этапы урока при использовании технологии «Критическое мышление»: Стадия вызова  ­ Краткое обобщение имеющихся знаний  Стадия осмысления ­  Вдумчивая работа с новыми понятиями Стадия рефлексии ­  Интеграция новых  и имеющихся знаний СЛАЙД 49  Вызов.  На   стадии   вызова   с   помощью   различных   приемов (индивидуальная  / парная / групповая работа; мозговая атака; проблемные вопросы и т.д.)  рассказать своими словами о том, что ученики знают, всему классу.   Таким   образом,   полученные   ранее   знания   выводятся   на   уровень осознания. Теперь они могут стать базой для усвоения новых знаний, что дает учащимся возможность эффективнее связывать новую информацию с ранее известной   и   сознательно,   критически   подходить   к   пониманию   новой информации. Осмысление.  На   стадии   осмысления,   когда   обучаемый   вступает   в контакт   с   новой   информацией   или   идеями,   он   учится   отслеживать   свое понимание и не игнорировать пробелы, а записывать в виде вопросов то, что не понял для выяснения в будущем. Каждый высказывается о том, как он догадался   о   значении   слов,   какие   ориентиры   помогли   ему   в   этом,   что, наоборот, сбило его с толку. Такому самоанализу нужно обязательно учить детей.   Дальнейшая   отработка   и   закрепление   знаний   происходит   в   других формах работы.  Рефлексия. На стадии рефлексии учащиеся размышляют о связи с тем, что они узнали на уроке, закрепляя новые знания, активно перестраивают свои представления с тем, чтобы включить в них новые понятия. Живой обмен идеями между учащимися дает им возможность познакомиться с разными точками зрения, учит внимательно слушать товарища, и аргументировано защищать свое мнение.  Приложение 1.     Методы развития критического мышления  Название Характеристика «Корзина» На доске можно нарисовать корзинку, где Применен ие «вызов», идей, понятий, имен Слайд 50 ­ 51 Составление кластера (пучок, созвездие), т.е. схемы  Слайд 52­53       Написание синквейна (пятистрочн ый белый стих) Слайд  54­55            Составление таблицы «тонких» и «толстых» вопросов  условно собирается все, что дети знают по данной проблеме. Методика: 1) учитель задает вопрос о том, что известно детям о поставленной проблеме; 2) каждый ученик самостоятельно вспоминает и записывает в тетрадь то, что он знает в этой связи (1-2 мин); 3) обмен информацией в парах (группах); каждая пара называет одно сведение или факт, не повторяя сказанного ранее; 5) учитель в виде тезисов записывает в «корзинке» все высказывания и идеи, включая ошибочные; 6) по мере освоения новой информации исправляются ошибки, вносятся необходимые дополнения. В центре доски записывается ключевое слово, от него рисуются стрелки-лучи в разные стороны к другим понятиям, связанным с ключевым словом; от них тоже расходятся лучи и т.д. В процессе уточнения информации кластер видоизменяется. 1. Одно существительное – тема синквейна. 2. Два прилагательных или причастия, раскрывающие тему. 3. Три глагола, описывающие действия, относящиеся к теме, характеризующие или объясняющие суть происходящих событий. 4. Фраза (предложение) из четырех слов, позволяющая ученику выразить свое отношение к теме или содержащая вывод (может использоваться цитата, крылатое выражение). 5. Одно слово – резюме, дающее новую интерпретацию темы; содержащее ассоциацию с ней; восклицание. Методика: 1) объяснить правила написания синквейна; 2) привести несколько примеров синквейнов; 3) задать тему; 4) зафиксировать время на написание синквейнов; 5)заслушать варианты (по желанию учеников). Можно начинать с коллективного сочинения синквейна, с работы в парах, группах. «Толстые» вопросы требуют простого, однозначного ответа (Где? Когда? Кто? Что?). «Тонкие» вопросы: Почему? Каковы последствия? В чем различия? Предположите, что будет, если… «рефлекси я» «вызов», другие этапы урока, домашнее задание «рефлекси я» «рефлекси я» «рефлекси я» Осмыслени Рефлексия е Слайд 56­57       РАФТ Р(оль) А(удитория) Ф(орма) Т(ема)  Слайд 58­59      «Кубик» Слайд 60­61 Ромашка « Блума»  Слайд 62­63 Пишущий выбирает для себя роль, т.е. сочиняет не от своего лица; определяет, для кого (родители, одноклассники) он пишет; выбирает форму (письмо, жалоба) и тему сочинения. Работа может вестись в парах, а также с опорой на вопросы. Графическая организация материала. На гранях кубика дается задание. В группах учащиеся заполняют на развороте грани кубика. Опрос – выбрасывается кубик, ответ учащиеся дают на задание выпавшей грани. Уточняющие вопросы. Обычно они начинаются со слов: То есть ты говоришь, что... ?; Если я правильно понял, то... ?. Объясняющие вопросы. Обычно начинаются со слова Почему?. Они направлены на установление причинно-следственных Творческие вопросы. Тот случай, когда связей. в вопросе есть частица бы, а в его формулировке есть элементы условности, предположения, фантазии, прогноза: Что бы изменилось…, если бы... ?; Как вы думаете, как будут Оценочные вопросы. Эти вопросы развиваться события дальше?. направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов. Почему что-то хорошо, а что-то плохо?, Чем один герой отличается от другого?. Практические вопросы. Они направлены на установление взаимосвязи между теорией и практикой. . Составление маркировочн ой таблицы «ЗУХ» («ЗХУ»)  Слайд 64­65       Одна из форм контроля эффективности чтения с пометами. Читая текст, ученик заполняет графы таблицы: «З(наю) – У(знал) – Х(очу узнать)» или «З(наю) – Х(очу узнать) – У(знал)» своими словами, без цитирования исходного текста. «осмыслени е», «рефлексия », контроль знаний, домашнее задание         Слово «Фишбон» дословно переводится как «рыбная Слайд 66­67   кость». Эта стратегия позволяет учащимся «разбить» общую проблемную тему на ряд причин и аргументов. Визуальное изображение этой стратегии похоже на «рыбную кость» (отсюда и название) или, если эту «кость» расположить вертикально, – на елочку  Скелет рыбы: Верхние косточки – причины  Голова - проблема  Нижние косточки – факты  Хвост - вывод СЛАЙД 68 Целесообразность   использования   технологии   критического мышления:   даёт варианты; Организация коллективной работы ­ работа в группах; Индивидуализация работы – каждый ученик осмысливает и  Активизация   мыслительной   деятельности   –   анализ   новых понятий урока и  выделение главных признаков, также анализ терминов русского языка (прилагательное, глагол и т.д.) Технология   –   это технология   организации   учебного   и   воспитательного   процесса,   которая применима к любой программе и любому предмету. развития   критического   мышления  Применяя в своей практике данную технологию, мы рассчитываем сделать  обучение  более  эффективным  в  плане  пробуждения  интереса   к предмету,   критического   осмысления   учениками   получаемой   в   процессе обучения   и   жизненного   опыта   информации,   осознанной   работы   с изучаемым   материалом,   умения   обобщать,   проводить   рефлексию   своей деятельности, подводить итоги.  СЛАЙД 69 Результаты ТРКМ • формирование нового стиля мышления;  • развитие базовых качеств личности; • формирование умения задавать вопросы, формулировать гипотезу; • • стимулирование самостоятельной поисковой творческой деятельности; запуск механизмов самообразования и самоорганизации.  СЛАЙД 70 Итак, в данной технологии меняются роли педагогов и обучающихся. Теоретически   все   просто,   а   на   практике   существуют   определенные трудности:  приходится тратить значительно больше времени на подготовку; нет   готовых   методических   разработок;   не   на   каждом   уроке   технология применима.   Но   при   этом   открывается   огромное   поле   деятельности   для творческой работы учителя и обучающихся. СЛАЙД 71 Использование приёмов технологии развития критического мышления на   уроках   в   начальной   школе   позволяет   повысить   интерес   к   изучаемому материалу,   повышается   эффективность   восприятия   информации,   ученики учатся   работать   в   сотрудничестве   с   другими.   Все   это   способствует формированию   совокупности   универсальных   учебных   действий, обеспечивающих   компетенцию   «научить   учиться»,   что   является   задачей современной системы образования. СЛАЙД 72 Таким образом, развитие школы, прогресс в отдельных направлениях её работы   могут   осуществляться   только   как   инновационный   процесс:   замена устаревших   и   неэффективных   средств   новыми   и   более   эффективными, использование новых идей, технологий.         На сегодняшний день существует достаточно большое количество  педагогических технологий обучения, как традиционных, так и  инновационных. Нельзя сказать ,что какая­то из них лучше ,а другая хуже, или для достижения положительных результатов надо использовать только эту и  никакую больше. Выбор той или иной технологии зависит от многих факторов:  контингента  учащихся, их возраста, уровня подготовленности, темы занятия и т.д. И самым оптимальным вариантом является использование приёмов разных э  технологий. Любая деятельность может быть либо технологией, либо  искусством. Искусство основано на интуиции, технология ­ на науке. С  искусства все начинается, технологией заканчивается, чтобы затем  все началось сначала».                           Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии.­  М.,1989.­ с.5.

Педагогические технологии

Педагогические технологии

Педагогические технологии

Педагогические технологии

Педагогические технологии

Педагогические технологии

Педагогические технологии

Педагогические технологии

Педагогические технологии

Педагогические технологии

Педагогические технологии

Педагогические технологии

Педагогические технологии

Педагогические технологии

Педагогические технологии

Педагогические технологии

Педагогические технологии

Педагогические технологии

Педагогические технологии

Педагогические технологии

Педагогические технологии

Педагогические технологии

Педагогические технологии

Педагогические технологии

Педагогические технологии

Педагогические технологии

Педагогические технологии

Педагогические технологии

Педагогические технологии

Педагогические технологии

Педагогические технологии

Педагогические технологии

Педагогические технологии

Педагогические технологии

Педагогические технологии

Педагогические технологии

Педагогические технологии

Педагогические технологии

Педагогические технологии

Педагогические технологии

Педагогические технологии

Педагогические технологии

Педагогические технологии

Педагогические технологии

Педагогические технологии

Педагогические технологии

Педагогические технологии

Педагогические технологии

Педагогические технологии

Педагогические технологии

Педагогические технологии

Педагогические технологии
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.04.2018