Выступление на тему: ОСОБЕННОСТИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ .
Оценка 4.8
Повышение квалификации
docx
администрации
Взрослым
23.04.2017
Духовно-нравственное развитие гражданина России является ключевым фактором модернизации России. Создать современную инновационную экономику, минуя человека, состояние и качество его внутренней жизни, невозможно.
Ведущая роль в формировании основ духовной ориентации и нравственного поведения учащихся принадлежит начальной школе, поскольку, во-первых, ее деятельность, по сравнению с другими воспитательными институтами, носит более целенаправленный и целостный характер, и, во-вторых, именно в этом возрасте происходит социализация ребенка, расширение круга его общения, когда требуется проявление личностной позиции, определяющейся внутренними качествами. Именно младший школьный возраст называют «золотой порой» (В.В. Зеньковский) духовно-личностного становления (Ш.А. Амонашвили, О.С. Богданова, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, В.Г. Горецкий, В.В. Зеньковский, Л.А.Славина, Д.Б. Эльконин и др.).
Мой доклад на педсовет.docx
ОСОБЕННОСТИ ДУХОВНОНРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ .
Смирнова Н.П.
Духовнонравственное развитие гражданина России является ключевым
фактором модернизации России. Создать современную инновационную
экономику, минуя человека, состояние и качество его внутренней жизни,
невозможно.
Ведущая роль в формировании основ духовной ориентации и
нравственного поведения учащихся принадлежит начальной школе,
поскольку, вопервых, ее деятельность, по сравнению с другими
воспитательными институтами, носит более целенаправленный и целостный
характер, и, вовторых, именно в этом возрасте происходит социализация
ребенка, расширение круга его общения, когда требуется проявление
личностной позиции, определяющейся внутренними качествами. Именно
младший школьный возраст называют «золотой порой» (В.В. Зеньковский)
духовноличностного становления (Ш.А. Амонашвили, О.С. Богданова, Л.И.
Божович, Л.С. Выготский, В.Г. Горецкий, В.В. Зеньковский, Л.А.Славина,
Д.Б. Эльконин и др.).
Психологи установили, что младший школьный возраст характеризуется
повышенной восприимчивостью внешних влияний, верой в истинность всего,
непосредственностью в поведении. Эти особенности являются залогом
обучаемости и воспитуемости младших школьников. Именно в этом возрасте
возникают большие возможности для систематического и последовательного
духовнонравственного воспитания детей. Духовнонравственное воспитание
младшего школьника происходит главным образом и прежде всего в процессе
обучения. На самом деле урок – место разнообразных коллективных действий
и переживаний, накопления опыта нравственных взаимоотношений. На уроках
дети приучаются к самостоятельной работе, для успешного осуществления
которой необходимо соотносить свои усилия с усилиями других, научиться
слушать и понимать своих товарищей, сопоставлять свои знания со знаниями
остальных, отстаивать мнение, помогать и принимать помощь. На уроках дети
могут переживать вместе острое чувство радости от самого процесса
получения новых знаний, огорчения от неудач, ошибок. Традиционные
подходы к нравственному образованию школьников в основном и
выстраивались на передаче готового нравственного опыта. Перед учителями
стоит проблема обогащения нравственного опыта учащихся путем внедрения
более продуктивных педагогических технологий (системнодеятельный
подход,
способствующих актуализации
собственной деятельности учащихся по решению поведенческих, этических и
эстетических проблем в духовнонравственной практике. Чтобы увидеть
личностноориентированный), ребенка в процессе образования, его надо открыть, повернуть к себе,
включить в деятельность.
Человек включается в любую деятельность только тогда, когда это нужно
именно ему, когда у него имеются определенные мотивы для ее выполнения.
Мотивация – это процессы, определяющие движение к поставленной цели.
Существуют различные способы развития мотивации:
1. Организация образовательного процесса. Здесь важны:
новизна, практическая значимость подаваемого материала;
четкое структурирование;
логичное, яркое, контрастное выступление;
ритмичное чередование видов деятельности;
опора на возрастные, половые и индивидуальные потребности.
2. Использование нетрадиционных форм обучения: соревнования,
экскурсии, путешествия, спектакли, использование разных средств искусства,
игры, выпуск газет, коллективных работ, другие.
3. Проблемные ситуации. Противоречивость материала дает эффект
удивления и желание разобраться в проблеме. Это связано с врожденным
стремлением личности к гармонии.
4. Культура общения: гуманное отношение, доверие к ученикам,
разнообразие деятельности и полнокровная жизнь в классе. Обязательным
элементом на уроке является обращение к личному опыту детей и их
размышлениям по обсуждаемой теме через моделирование жизненных
ситуаций. Ведь опыт может быть востребован и развит самим субъектом лишь
в ходе реальных отношений, переживаний, затрагивающих его личностные
ценности. В связи с этим представляет интерес ситуационный подход,
соответственно которому процесс обучения осуществляется через создание
личностноутверждающей (личностноразвивающей) ситуации. На уроках
используются такие формы и виды деятельности, как педагогические задачи,
игры, игровые ситуации, изобразительная деятельность, прикладное
творчество, коллективные творческие работы, написание детьми рассказов и
стихов, занимательный материал, создание газет по материалам творческих
заданий.
В ФГОС подчеркивается, что Основная программа определяет
содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального
общего образования и направлена на формирование общей культуры, духовно
нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие
обучающихся, создание основы для самостоятельной реализации учебной
деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих
способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и
укрепление здоровья обучающихся.
В реализации этих задач следует исходить из того, что образовательная
программа школы должна отражать совокупную деятельность, которая
реализуется:
в процессе обучения (урочная деятельность);
во внеклассной работе (внеурочная деятельность);
во внеучебных мероприятиях (внешкольная деятельность).
достижения результата необходимо тесное, продуманное
Для
согласованное функционирование всех трех компонентов.
Предлагаемые формы работы по введению понятий о нравственности,
морали не новы. Они широко использовались в воспитательном процессе.
Теперь пришло время активно обращаться к ним и в учебных предметах.
1. Беседы.
Беседы на темы повседневной жизни и окружающего мира развивают в
детях чувство наблюдательности ко всему происходящему вокруг. Строить их
можно от ежедневных проблем, возникающих у детей до проблем
окружающих людей. Постепенно дети сами начинают замечать, что
происходит вокруг них, приносят всевозможные истории и рассказы: «А я
видел…, а у нас вчера…». Дети начинают «видеть» окружающий их мир и
активно реагировать на него.
При использовании беседы по сюжетному рассказу ребенку предлагается
прослушать повествование, содержащее нравственную проблему. Герои
рассказа попадают в ситуацию, требующую сделать моральный выбор. После
прослушивания текста школьникам задаются вопросы, которые составлены
таким образом, чтобы в ответах и высказываниях проявлялось отношение к
заданной проблеме, знание о способах поведения в создавшейся ситуации и о
самой нравственной норме.
2. Чтение сказок.
Чтение сказок – универсальный способ разговора с детьми на духовно
нравственные темы. То, что может понять и почувствовать ребёнок через
сказку, ему не объяснить никакими другими словами.
При выборе сказки для занятий очень важно обратить внимание на смысл,
заложенный в ней. Во многих сказках народов мира звучат неповторимые
мотивы любви, доброты, милосердия, счастья.
Важный момент при работе со сказкой – необходимость беседы, вопросов
и обсуждений главной мысли. Сказка должна найти отклик в сердце ребёнка.
Он должен её «прожить», поставив себя на место любимых героев. При этом
ребёнок не должен давать определённых ответов, а лишь размышлять о своей
жизни, о своих чувствах, поступках.
3. Музыка, живопись, поэзия.
Невозможно представить духовнонравственное воспитание без музыки,
живописи, поэзии, оставляющей след в сердце каждого ребёнка, независимо
от его интеллектуального или духовного развития.
Дети изучают биографии композиторов, художников и поэтов, подробно
разбирают их произведения. Однако в ходе уроков почти не уделяется
внимание духовной основе искусства. Что думали великие творцы о смысле
жизни, о смысле своего дара, о чём мечтали, что хотели высказать своими
произведениями?
4. Сочинение стихов, сказок, художественная деятельность.
Души детей чутко реагируют на самостоятельное художественное
творчество. С удовольствием дети раскрывают свой внутренний мир в стихах,
сказках, рисунках.
5. Незаконченный рассказ. При использовании метода незаконченных
рассказов детям зачитывается текст, в котором герою необходимо принять
решение, делая нравственный выбор. Нарушить нравственную норму, или
действовать в соответствии с ней. Обучающийся должен закончить рассказ,
обосновывая свое решение.
6. Вопросы. Учащимся начальных классов предлагается ответить на
вопросы, которые отражают знание о нравственных нормах, ценностях,
правилах поведения.
Как вы думаете, что такое ответственность?
Как должен вести себя ответственный человек?
Как ведет себя безответственный человек?
Как вы думаете, что такое доброжелательность?
Как ведет себя доброжелательный человек?
Что такое милосердие?
Видно ли сразу понастоящему доброго человека?
Как научиться дружить?
7. Игры.
Ребёнок учится, играя. Во время игры он за несколько минут способен
выучить столько, что иным способом не постигнет и за час. Большинство игр
учит внешним правилам общения и этикета. Кроме этого в игре ребенок
может познакомиться и с основными понятиями нравственного и
безнравственного. Достаточно вспомнить с каким удовольствием ребенок
читает не стареющее «Что такое хорошо и что такое плохо?»
В игре лучше всего проявляются индивидуальные особенности и
способность к построению взаимоотношений с окружающими. Через игру
педагог может постепенно формировать характер детей, корректировать их
поведение, фиксировать те или иные закономерности.
Игра даёт возможность детям раскрепоститься и почувствовать себя
комфортно. Однако следует помнить, что игра, как самоцель не действенна,
если не несет в себе смысловой нагрузки.
Обучающимся нравится, когда учитель принимает участие в играх. В это
время они чувствуют себя равными взрослым, их поведение становится более
серьёзным и осмысленным. Педагог в течение игры сам проявляет те качества, которым хочет научить детей. Эффект собственного примера самый
действенный.
Виды и направления внеурочной деятельности. Для реализации в
школе доступны следующие виды внеурочной деятельности:
1 игровая деятельность;
2 познавательная деятельность;
3 проблемноценностное общение;
4 досуговоразвлекательная деятельность (досуговое общение);
5 художественное творчество;
6 социальное творчество (социально преобразующая добровольческая
деятельность);
7 трудовая (производственная) деятельность;
8 спортивнооздоровительная деятельность;
9 туристскокраеведческая деятельность.
Внеурочная деятельность по направлениям: военнопатриотические,
экологические клубы, предметные кружки, социальная работа, проектная
деятельность может проводиться учителями начальных классов.
Примерный перечень тем и видов деятельности, форм, проектов для
учащихся, реализуемых в единстве урочной и внеурочной деятельности
Место
проведения
Школа
Семья
Учреждения
дополнительного
образования
детей
Время
проведения
Вторая
половина
учебного дня
Вторая
половина
учебного
дня,
выходные
дни
Школьные
оздоровительные
Каникулы
лагеря
Формы организации
Кружки художественного
творчества, прикладного искусства:
вышивка «крестом», «гладью».;
лоскутная пластика, мягкая игрушка;
плоскостная и объёмная флористика,
коллаж; роспись по камням, дереву;
бумажная пластика; холодный
батик; витраж; работа с кожей, с
соломкой и др.; кружки технического
творчества (лего конструирование),
домашних ремесел;
посещение художественных
выставок, музеев, кино, фестивалей
искусств, спектаклей в классе, школе,
театре,
художественные акции
школьников в окружающем школу
социуме.
Игры – миниатюры, инсценирование сюжетов из
истории,
диалоги на темы,
чтение и просмотр красочных
познавательных программ,
компьютерные игры (специально
отобранные специалистом),
игра на инструменте,
прослушивание музыкальных
В рамках общеобразовательных предметов реализация духовно
нравственного воспитания возможна по следующим направлениям:
Предмет
Темы
Литературное
чтение
Окружающий мир
Малые жанры устного
народного творчества
(пословицы, поговорки,
небылицы, потешки,
побасенки)
Сказки
Человек и природа
Виды проектов
Создание сборника пословиц
поговорок, побасенок,
загадок; викторина;
сочинение собственных
произведений малых жанров
устного народного
творчества и др.
Создание сборника сказок об
одном из животных (зайце,
лисе, медведе, волке); герои
сказки в лепке, в рисунках;
создание собственных сказок
и др.
Осенние работы и праздники
в традиции народов моего
края; образы природы в
устно – поэтическом
творчестве народов моего
края и др.
Человек и семья
Терминология родства; роль хозяина и хозяйки; традиции
семьи и др.
Мои земляки в истории
России; мои земляки в
культуре России;
хозяйственные промыслы
моего края и др.
Бумажный домик с мебелью,
бумажный макет транспорта
(самолёты, корабли,
машины); конкурс
математических игр,
энциклопедия
математических игр и др.
Человек и история и др.
Математические
развлечения: игры с
числами; логические,
старинные задачи;
фокусы с числами и др.
Математика
Логические игры:
морской бой, крестики
Книга о логических играх,
нолики, логические
игры в книгах, кино;
забытые игры и др.
Математика вокруг нас:
числа в пословицах и
поговорках; математика
в торговле, кулинарии,
в строительстве и др.
Мир техники и
технологий
Технология
Мир профессии
Великие изобретатели
и др.
комплекты игр и др.
Макет зданий из
геометрических фигур;
кулинарный праздник
«Пересчитанные рецепты»;
книга о числах и др.
Космонавты России;
компьютеры вокруг нас (в
магазине, аптеке и др.); что
делать с мусором; как вода
приходит в дом и др.
Кем работают мои родные;
кем я хочу быть; сладкие
профессии; как хлеб в дом
пришёл и др.
Русский изобретатель И
Кулибин; изобретения
Архимеда в нашем доме и
современной технике; кто
изобрёл радио и др.
Планирование воспитательной работы требует осмысленного системного
подхода, целостного видения данного педагогического процесса. Учителю важно уметь адаптировать к современным реалиям школы
описанные воспитательные технологии, видеть и учитывать предыдущий опыт
детей в данном направлении, необходимо осмысленно, взвешенно подходить к
проектированию педагогических действий, касающихся духовной сферы
личности, нравственной позиции, чувств, эмоций, ценностных ориентации.
Эффективность воспитательного процесса во многом определяется
умением каждого педагогапрактика определять актуальные для конкретного
образовательного учреждения, детской группы и определённого временного
отрезка задачи воспитания. Учителю необходимо прогнозировать результаты
развития личности, проектировать воспитательные ситуации, выстраивать их в
последовательности, ведущей к желаемым результатам, разрабатывать
содержание воспитательного процесса, ориентируясь на приоритетные
воспитательные ценности,
отбирать педагогические технологии в
соответствии с поставленными целями и задачами, создавать условия для
реализации воспитательных программ с учётом индивидуальновозрастных
особенностей младших школьников.
Всё больше и больше людей приходят к пониманию того, что для
духовного возрождения общества недостаточно только знаний, даваемых
традиционным образованием. Нравственные импульсы нельзя рационально
усвоить посредством чисто научного образования, никакая сумма наук сама
по себе не в состоянии заменить любовь, веру, сострадание. Наверное, именно
поэтому в настоящее время педагогической общественностью России активно
обсуждается вопрос о месте и роли религии в образовании.
Перед образовательным учреждением стоит задача подготовки
ответственного гражданина способного самостоятельно оценивать
происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами
окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием
устойчивых духовнонравственных свойств личности школьника.
Сегодня в нашей школе в начальных классах есть все условия для
духовнонравственного воспитания детей через дополнительное образование.
Оно имеет целый ряд направлений. Основными среди них в моём классе
можно считать физкультурнооздоровительное, общеинтеллектуальное,
художественноэстетическое. Оздоровительная программа ориентирована на
формирование у ребёнка признания ценности здоровья,
чувства
ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья. Часы здоровья
требуют творческого подхода и могут быть разных видов:
беседы, включающие вопросы гигиены, питания и закаливания дают
знания в области оздоровления;
динамические паузы, включающие не только физические упражнения, но
и музыкальные этюды для души создают спортивный образ (спортивный
стиль) жизни; деловые игры, игрысоревнования, праздники здоровья способствуют
развитию позитивного отношения детей к базовым ценностям
современного общества.
Краеведение приглашает детей в путешествие по далёкому прошлому
Красноперекопска. Они знакомятся с историей города, открывают для себя
новые имена. Художественноэстетическое воспитание реализуется через
занятия в кружке «Мир глазами художника».Эти занятия помогают детям по
новому увидеть и осмыслить мир вещей и предметов в повседневной жизни,
будят их фантазию, подталкивают к активному творческому поиску и
созиданию.
Выступление на тему: ОСОБЕННОСТИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ .
Выступление на тему: ОСОБЕННОСТИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ .
Выступление на тему: ОСОБЕННОСТИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ .
Выступление на тему: ОСОБЕННОСТИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ .
Выступление на тему: ОСОБЕННОСТИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ .
Выступление на тему: ОСОБЕННОСТИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ .
Выступление на тему: ОСОБЕННОСТИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ .
Выступление на тему: ОСОБЕННОСТИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ .
Выступление на тему: ОСОБЕННОСТИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ .
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.