Выступление на тему «Преемственность работы между детским садом и школой с учётом ФГТ и ФГОС»
Оценка 5
Семинары
docx
классное руководство
4 кл
22.01.2018
Необходимость реальной преемственности между детским садом и школой – проблема давняя, она сохраняет свою актуальность и на современном этапе. Введение Федеральных Государственных Требований (ФГТ) к структуре дошкольной программы и принятие новых Федеральных Государственных Образовательных Стандартов (ФГОС) начального школьного образования – важный этап преемственности детского сада и школы.Необходимость реальной преемственности между детским садом и школой – проблема давняя, она сохраняет свою актуальность и на современном этапе. Введение Федеральных Государственных Требований (ФГТ) к структуре дошкольной программы и принятие новых Федеральных Государственных Образовательных Стандартов (ФГОС) начального школьного образования – важный этап преемственности детского сада и школы.
Солдатова И.В. Преемственность между ДОУ И ООШ 2018 год.docx
«Преемственность работы между детским садом и школой с
Выступление:
учётом ФГТ и ФГОС»
Учитель начальных классов:
Солдатова Ирина Валентиновна
Необходимость реальной преемственности между детским садом и школой –
проблема давняя, она сохраняет свою актуальность и на современном этапе. Введение
Федеральных Государственных Требований (ФГТ) к структуре дошкольной программы и
принятие новых Федеральных Государственных Образовательных Стандартов (ФГОС)
начального школьного образования – важный этап преемственности детского сада и школы.
Завершение дошкольного периода и поступление в школу – это сложный и
ответственный этап в жизни ребенка. И создание условий для успешной адаптации
младших школьников – наша общая задача.
“Школа не должна вносить резкого перелома в жизнь. Став учеником, ребенок
продолжает делать сегодня то, что делал вчера. Пусть новое появляется в его жизни
постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений” (Василий Александрович
Сухомлинский выдающийся советский педагогноватор, писатель.).
Проблема непрерывности и преемственности всегда была одной из самых насущных и
важных в образовании. Часто готовность к школе рассматривается как определенный
объем полученных знаний и умений.
Родители стараются научить своих детей бегло читать, писать, решать сложные
задачи. Они считают, что это и будет залогом их успешной учебы.
В угоду школе и родителям многие дошкольные образовательные учреждения стали
дублировать цели, задачи, формы и методы работы начальной школы. Это привело к
вытеснению в детском саду специфической формы активной деятельности ребенка – игры.
Все больше она уступает место “обучению на занятиях».
Эти проблемы ложатся тяжким грузом на плечи ребенка. Повышенные нагрузки,
переутомление, ухудшение здоровья детей, снижение учебной мотивации, потеря интереса
к учёбе, отсутствие творческого начала провоцируют неврозы детей и другие
нежелательные явления при переходе к школьному образованию. Поэтому необходимо сделать переход детей в школу более мягким, нам¸ учителям
необходимо внимательно познакомиться с формами и методами работы в дошкольном
учреждении, помочь первоклассникам быстрее адаптироваться к новым условиям.
Поэтому, на наш взгляд, задачами преемственности детского сада и школы
являются:
развитие любознательности;
развитие способности самостоятельно решать творческие задачи;
формирование творческого воображения, направленного на интеллектуальное и
личностное развитие ребёнка;
развитие коммуникативности (умение общаться с взрослыми и сверстниками).
Преемственность между детским садом и школой осуществляется как по содержанию
обучения и воспитания, так и по методам, приемам, формам учебновоспитательной
работы. Учитель начальной школы для повышения эффективности обучения использует
игровые приемы, часто применяемые в детском саду; воспитатель детского сада включает
в процесс обучения специальные учебные задания, упражнения, постепенно усложняя их, и
тем самым формирует у дошкольников предпосылки учебной деятельности. Занятия как
форма обучения в детском саду предшествуют уроку в школе, а для этого у ребёнка
должно быть сознательное желание учиться, познавать чтото новое, опираясь на уже
полученные знания. Таким образом, для современного первоклассника становится важным
не столько обладать инструментом познания, сколько уметь им осознанно пользоваться.
К концу старшего дошкольного возраста дети владеют значительным кругом знаний
об окружающем мире, о жизни людей, о природе. Объем этих знаний определен
программой детского сада. Важно, чтобы дошкольники усвоили не отдельные сведения, а
овладели системой взаимосвязанных знаний, на основе которых возможно вести
предметное обучение в школе. Основа для формирования у детей в школе разнообразных
учебных интересов это развитие у них познавательных интересов, любознательности.
А это означает, что школа выстраивает работу не с нуля, а основываться на
достижениях дошкольника. Ребёнок становится школьником, когда имеет свою
собственную внутреннюю позицию.
Отсюда и цель преемственности – обеспечить полноценное личностное развитие,
физиологическое и психологическое благополучие ребенка в переходный период от
дошкольного воспитания к школе, направленное на перспективное формирование личности ребенка с опорой на его предыдущий опыт и накопленные знания. Необходимо стремиться
к организации единого развивающего мира – дошкольного и начального образования.
Таким образом, детский сад в нашем понимании является фундаментом образования,
а школа само здание, где идет развитие образовательного потенциала, базовая культура
личности.
В связи с переходом начальной школы на новые стандарты образования, особое
значение приобретает вопрос формирования универсальных учебных действий.
Согласно ФГОС, УУД совокупность способов действия, благодаря которым
ребенок осваивает все компоненты учебной деятельности.
В результате изучения всех предметов в начальной школе у выпускников должны
быть сформированы универсальные учебные действия как основа умения учиться.
В дошкольном возрасте формируются лишь предпосылки универсальных учебных
действий.
Применительно к моменту поступления ребенка в школу можно выделить
следующие предпосылки регулятивных универсальных учебных действий (по таблице)
Предпосылки УУД у детей при
Планируемые результаты на конец 1
поступлении в школу
класса
умеет положительно относиться к себе,
собственного
обладает
чувством
достоинства
понимает предложения и оценки учителей,
товарищей, родителей и других людей, умеет
оценить себя по критериям, предложенными
взрослыми
положительно относится к школе
умеет ориентироваться в нравственном
содержании и смысле, как собственных
умеет доброжелательно относиться к
окружающим, отзывчив к переживаниям
поступков, так и поступков окружающих
людей
другого человека
умеет уважать достоинство других
умеет уважительно относиться к чужому
мнению
умеет беречь свои вещи
умеет понимать чувства других людей и
сопереживать им
умеет бережно относиться к материальным
ценностям
уважает и принимает ценности семьи и общества
Любит свою Родину и свой край
умеет взаимодействовать со сверстниками
взрослыми через участие в совместных
играх и их организациях, вести переговоры,
договариваться в игре, учитывать интересы
умеет взаимодействовать со сверстниками в
совместной деятельности, договариваться,
других в игре, сдерживать свои эмоции в
игре
учитывать интересы других, сдерживать свои
эмоции
в обществе сверстников умеет выбирать
себе род занятий, партнёров
умеет обсуждать возникшие проблемы,
правила
умеет обсуждать возникшие проблемы,
правила
может поддержать разговор на
интересную для него тему
умеет проявлять самостоятельность в
разных видах детской деятельности
может поддержать разговор на интересную
тему
умеет проявлять самостоятельность в разных
видах детской деятельности
умеет делать самооценку и себе и своим
действиям
Умеет открыто относиться к внешнему
миру и чувствовать уверенность в своих
умеет делать самооценку себе и своим
поступкам
умеет адаптироваться к некоторым сложным
ситуациям
силах
Из данной таблицы видно, что предпосылки универсальных учебных действий
дошкольника находят своё развитие на начальной ступени образования.
Обобщая и сопоставляя требования к выпускнику ДОУ в соответствии с ФГТ и
требования к результатам обучающихся начального общего образования в соответствии с
ФГОС, мы можем проследить чёткую преемственную связь.
Требования к выпускнику ДОУ (ФГТ)
Личностные результаты
физически развитый, овладевший
Требования к выпускнику начальных классов
(ФГОС)
готовность и способность обучающихся к
основными культурногигиеническими
навыками;
саморазвитию, сформированность мотивации к
обучению и познанию, ценностносмысловые любознательный, активный;
эмоционально отзывчивый;
отражающие их
установки обучающихся,
индивидуальноличностные позиции, социальные
имеющий первичные представления о
себе, семье, обществе, государстве,
компетенции,
сформированность
личностные
основ
качества;
гражданской
мире и природе.
Метапредметные результаты
овладевший средствами общения и
способами
со
взаимодействия
идентичности.
взрослыми
(коммуникативные результаты)
и
сверстниками
способный управлять своим
поведением и планировать свои
действия на основе первичных
представлений,
ценностных
освоенные обучающимися универсальные
элементарные
соблюдающий
общепринятые нормы и правила
учебные
регулятивные
действия
и
(познавательные,
коммуникативные),
поведения; овладевший универсальными
предпосылками учебной деятельности
– умениями работать по правилу и по
образцу, слушать взрослого и выполнять
инструкции
его
результаты)
(регулятивные
обеспечивающие
ключевыми
компетенциями, составляющими основу умения
овладение
учиться, и межпредметными понятиями.
способный решать интеллектуальные и
личностные
(проблемы),
задачи
адекватные возрасту (познавательные
результаты)
Предметные результаты
сформированы умения и навыки
освоенный обучающимися в ходе изучения
изобразительные,
(речевые,
музыкальные, конструктивные и др.),
учебного предмета опыт специфической для
данной предметной области деятельности по
необходимые для осуществления
различных видов детской деятельности
получению нового знания, его преобразованию и
систему
применению,
также
а
основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины
мира.
Подводя итог сравнительному анализу ФГТ и ФГОС, можно сказать, что оба эти
документа тесно связаны между собой. Положено начало к обеспечению преемственности
образовательной программы дошкольных образовательных учреждений с примерными
основными общеобразовательными программами начального общего образования.
Такой подход реализации единой линии развития ребенка на этапах дошкольного и
начального школьного образования может придать педагогическому процессу целостный,
последовательный и перспективный характер. И, наконецто, две ступени образования
будут действовать не изолированно друг от друга, а в тесной взаимосвязи, что позволит
школе опираться на развитие ребенка, получаемое в дошкольном учреждении.
Выступление на тему «Преемственность работы между детским садом и школой с учётом ФГТ и ФГОС»
Выступление на тему «Преемственность работы между детским садом и школой с учётом ФГТ и ФГОС»
Выступление на тему «Преемственность работы между детским садом и школой с учётом ФГТ и ФГОС»
Выступление на тему «Преемственность работы между детским садом и школой с учётом ФГТ и ФГОС»
Выступление на тему «Преемственность работы между детским садом и школой с учётом ФГТ и ФГОС»
Выступление на тему «Преемственность работы между детским садом и школой с учётом ФГТ и ФГОС»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.