Составила учитель начальных
классов
МОУ Визимьярская СОШ
Калашникова Надежда
Александровна
Н.С. РОЖДЕСТВЕНСКИЙ ПИСАЛ:
«ГРАМОТНОЕ ПИСЬМО – НЕ
ПРОСТО ДВИЖЕНИЕ ПИШУЩЕЙ
РУКИ, А ОСОБАЯ РЕЧЕВАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ЧЕМ РАЗВИТЕЕ
РЕБЁНОК, ЧЕМ БОГАЧЕ ЕГО
СЛОВАРЬ И СИНТАКСИС, ЧЕМ
ПРАВИЛЬНЕЕ ЕГО ПРОИЗНОШЕНИЕ,
ТЕМ ЛЕГЧЕ ДАЁТСЯ ЕМУ
ПРАВОПИСАНИЕ».
Цели орфографической грамотности:
1) реализация через применение
полученных знаний на практике;
2) повышение самостоятельности,
активности мышления школьников;
3) использование грамматического
разбора для углубления знаний и
умений учащихся;
4) через дифференцированный подход к
каждому учащемуся.
Три линии овладения правописанием:
1) Обучение правописанию на основе
правильного соотнесения звука и
буквы;
2) Обучение правописанию на основе
запоминания;
3) Обучение правописанию на основе
проверки орфограмм, с применением
правил.
реализовывать через:
1) углубление познавательных интересов;
2) чёткий отбор и продуманную структуру
дидактического материала, разнообразие видов
работ;
3) использование занимательных материалов,
увлекательных форм и методов работы;
4) повышение уровня самостоятельности и
активности детей в учебном процессе;
Орфографическую работу необходимо
5) положительную самооценку: школьники должны
постоянно убеждаться в своём успехе;
6) введение гибкой и тактичной системы контроля и
оценки навыков, знаний и умений;
7) организация взаимопомощи в коллективе,
одобрение одноклассников, похвала за успех,
пусть даже небольшой.
Приёмы, развивающие
орфографическую зоркость:
1. Комментированное письмо.
2. Письмо с проговариванием.
3. Письмо с пропуском орфограмм.
4. Какографические упражнения.
5. Письмо по памяти.
6. Работа с группой предложений по
системе Федоренко.
7. Списывание.
8. Скоростное письмо.
9. Диктанты:
Предупредительный диктант.
Объяснительный диктант.
Выборочный диктант.
Свободный диктант.
Самодиктант.
Зрительнослуховой диктант.
Диктант с постукиванием.
Словарный диктант.
10. Орфографические минутки.
Развитию навыков самопроверки
способствуют различные памятки.
Проверь!
1. Не пропустил ли ты буквы?
2. Правильно ли ты написал безударные
гласные? А парные согласные?
3. Не уверен, спроси у учителя.
Факторы формирования
орфографической зоркости:
1. Зрительный фактор.
2.Слуховой фактор.
3. Рукодвигательный фактор.
4. Проговаривание.
Для развития орфографической
зоркости младших школьников
необходимы следующие условия:
1. Моделирование орфографических
понятий, и действий как средство
усвоения опознавательных признаков
орфограмм.
2. Целенаправленное и систематическое
применение специальных упражнений,
развивающих умение находить
орфограммы и определять их тип.
Расшифруй слова
Доран, атябер,акчовед,щиравот, тадлос,
цедолом
Раздели склеенные между собой слова
Народребятадевочкатоварищсолдатмолодец
«Спрятались слова»
(3 слова: весело, вдруг, ветер. )
Привет, Ерёма!
Привет, Фома.
Идём в лес за шишками.
Нет, боюсь.
Поверь в друга. За мной, как за каменной стеной.
Пошли друзья в лес, набрали много шишек.
Ох, вес еловых шишек ощущается. Тебе не кажется?
Тяжело.
Найди ошибки:
Марос, вараби, канки,
сарока, снишки, девачка.
Письмо по памяти:
Весна приходит постепенно:
В полях неслышно тает снег,
Побег из ледяного плена
Готовят тайно воды рек.
ВСТАВЬ ПРОПУЩЕННЫЕ БУКВЫ:
С.СНА, В Л.СУ, Д. РЕВЬЯ, СТВ.ЛЫ,
ПЧ.ЛА, СЛ.НЫ, Х.ЛМЫ.
ВЫБЕРИ ПРАВИЛЬНУЮ БУКВУ:
Д(О,А)ЖДЛИВЫЙ, СВ(И,Е)СТЕТЬ,
ГР(И,Е)БЕШОК, Б(О,А)ЛЬШАЯ.
СОСТАВЬ ПРЕДЛОЖЕНИЯ:
ДЕРЕВ(Ь,Ъ)Я, ОТ(Ь,Ъ)ЕХАТЬ, ОСЕН(Ь,Ъ)Ю.
Вставить слово или букву (ученик должен
увидеть логику, связь между предыдущими парами и
дополнить ту пару, возле которой стоит знак
вопроса)
5 п жарко х Надя н
6 ш хорошо п Енисей е
7? много ? Москва ?
корова т собака л
лошадь ж кошка м
курица ? корова ?
Прочитать три раза слова:
мама дети человек брат
доброта тетя мужчина ребенок
Затем слова закрываются и ученики отвечают на
следующие вопросы:
•сколько букв в предпоследнем слове?
•сколько слов, состоящих из двух слогов?
•назовите третье слово;
•сколько слов заканчивается на гласный? согласный?
•сколько слов заканчивается на букву «а»?
•какие слова женского рода?
•сколько раз встретилась буква «в»? и т.д.
Спрячь Ь в середину слова:
деньденьки; пеньпеньки
Помоги Незнайке вставить
пропущенные буквы:
п . ля, м . ря, с . ды, гр.бы
Подбери буквы:
Красивы русские л.са!
Л.са пошла по пушистому снегу.
Доскажи словечко и запиши его:
Вяжет мама длинный шарф,
Потомуто сын … жираф
Если мы растём на ели,
Мы на месте и при деле,
А на лбах у ребятишек
Никому не нужно… шишек.
Литература:
1. Ильяшенко В.А. Формирование орфографической
зоркости у первоклассников.Начальная школа 2000.
№6.
2.Шашкова В.Р. Развитие орфографической зоркости
учащихся. Начальная школа. – 2002. № 8.
3. Г. И. Хотенцева. Работа над орфографическими
ошибками. Начальная школа – 1995 №4.
4.Фролова Л.А. Структура орфографической зоркости и
условия её развития у младших школьников. Начальная
школа. 2001 №5
5.Фролова Л.А. Теоретическое обеспечение
орфографической деятельности младших школьников.
Начальная школа. – 2005 №3.
6.М.Я.Морозова, Е.Н.Петрова «Грамматические игры для
начальных классов» Москва 2007.