Выступление по методической теме "Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка"

  • Лекции
  • ppt
  • 05.02.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала развитие орфографической зоркости на русск.яз.ppt
Составила учитель начальных  классов МОУ Визимьярская СОШ   Калашникова Надежда  Александровна
Н.С. РОЖДЕСТВЕНСКИЙ ПИСАЛ:  «ГРАМОТНОЕ ПИСЬМО – НЕ  ПРОСТО ДВИЖЕНИЕ ПИШУЩЕЙ  РУКИ, А ОСОБАЯ РЕЧЕВАЯ  ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ЧЕМ РАЗВИТЕЕ  РЕБЁНОК, ЧЕМ БОГАЧЕ ЕГО  СЛОВАРЬ И СИНТАКСИС, ЧЕМ  ПРАВИЛЬНЕЕ ЕГО ПРОИЗНОШЕНИЕ,  ТЕМ ЛЕГЧЕ ДАЁТСЯ ЕМУ  ПРАВОПИСАНИЕ».
Цели орфографической грамотности: 1) реализация через применение  полученных знаний на практике;   2) повышение самостоятельности,  активности мышления школьников;  3) использование грамматического  разбора для углубления знаний и  умений учащихся; 4) через дифференцированный подход к   каждому учащемуся.
Три линии овладения правописанием: 1) Обучение правописанию на основе  правильного соотнесения звука и      буквы;  2) Обучение правописанию на основе запоминания;  3) Обучение правописанию на основе проверки орфограмм, с применением       правил.
реализовывать через: 1) углубление познавательных интересов;  2) чёткий отбор и продуманную структуру  дидактического материала, разнообразие видов  работ;  3) использование занимательных материалов,  увлекательных форм и методов работы;  4) повышение уровня самостоятельности и  активности детей в учебном процессе; Орфографическую работу необходимо  5) положительную самооценку: школьники должны  постоянно убеждаться в своём успехе;  6) введение гибкой и тактичной системы контроля и  оценки навыков, знаний и умений;  7) организация взаимопомощи в коллективе,  одобрение одноклассников, похвала за успех,  пусть даже небольшой.
Приёмы,  развивающие  орфографическую зоркость:      1. Комментированное письмо. 2. Письмо с проговариванием. 3. Письмо с пропуском орфограмм. 4. Какографические упражнения. 5. Письмо по памяти. 6. Работа с группой предложений по  системе Федоренко.
7. Списывание.  8.  Скоростное письмо.     9.  Диктанты:               ­ Предупредительный диктант.        ­ Объяснительный диктант.        ­ Выборочный диктант.        ­ Свободный диктант.        ­ Самодиктант.        ­ Зрительно­слуховой диктант.        ­ Диктант с постукиванием.        ­ Словарный диктант.    10. Орфографические минутки.
Развитию навыков самопроверки  способствуют различные памятки.   Проверь!  1. Не пропустил ли ты буквы?  2. Правильно ли ты написал безударные  гласные? А парные согласные?  3. Не уверен, спроси у учителя.
Факторы формирования    орфографической зоркости:  1. Зрительный фактор.  2.Слуховой фактор.  3. Рукодвигательный фактор.  4. Проговаривание.
Для развития орфографической  зоркости младших школьников  необходимы следующие условия:  1. Моделирование орфографических  понятий, и действий как средство  усвоения опознавательных признаков  орфограмм.  2. Целенаправленное и систематическое  применение специальных упражнений,  развивающих умение находить  орфограммы и определять их тип.
Расшифруй слова Доран, атябер,акчовед,щиравот, тадлос,  цедолом  Раздели склеенные между собой слова Народребятадевочкатоварищсолдатмолодец «Спрятались слова»  (3 слова:  весело, вдруг, ветер. ) ­ Привет, Ерёма!  ­ Привет, Фома.  ­ Идём в лес за шишками. ­ Нет, боюсь. ­ Поверь в друга. За мной, как за каменной стеной.  Пошли друзья в лес, набрали много шишек.  ­ Ох, вес еловых шишек ощущается. Тебе не кажется?  ­Тяжело.
Найди ошибки: Марос, вараби, канки,  сарока, снишки, девачка. Письмо по памяти: Весна приходит постепенно: В полях неслышно тает снег, Побег из ледяного плена Готовят тайно воды рек.
ВСТАВЬ ПРОПУЩЕННЫЕ БУКВЫ:    С.СНА,  В Л.СУ,  Д. РЕВЬЯ,  СТВ.ЛЫ,   ПЧ.ЛА, СЛ.НЫ,  Х.ЛМЫ.      ВЫБЕРИ ПРАВИЛЬНУЮ БУКВУ:  Д(О,А)ЖДЛИВЫЙ, СВ(И,Е)СТЕТЬ,  ГР(И,Е)БЕШОК, Б(О,А)ЛЬШАЯ.     СОСТАВЬ ПРЕДЛОЖЕНИЯ: ДЕРЕВ(Ь,Ъ)Я, ОТ(Ь,Ъ)ЕХАТЬ, ОСЕН(Ь,Ъ)Ю.
Вставить слово или букву (ученик должен  увидеть логику, связь между предыдущими парами и  дополнить ту пару, возле которой стоит знак  вопроса)  5   п                  жарко      х          Надя        н 6   ш                 хорошо   п          Енисей    е 7?                   много      ?          Москва    ?          корова     т                   собака      л          лошадь    ж                  кошка        м          курица      ?                  корова      ?
Прочитать три раза слова:        мама                дети           человек          брат        доброта           тетя            мужчина        ребенок Затем  слова  закрываются  и  ученики  отвечают  на  следующие вопросы: •сколько букв в предпоследнем слове? •сколько слов, состоящих из двух слогов? •назовите третье слово; •сколько слов заканчивается на гласный? согласный?  •сколько слов заканчивается на букву «а»? •какие слова женского рода? •сколько раз встретилась буква «в»? и т.д.
Спрячь Ь в середину слова:                          день­деньки; пень­пеньки           Помоги Незнайке вставить    пропущенные буквы:                    п . ля, м . ря, с . ды, гр.бы            Подбери буквы:   Красивы русские л.са!  Л.са пошла по пушистому снегу.
Доскажи словечко и запиши его:      Вяжет мама длинный шарф,      Потому­то сын … жираф      Если мы растём на ели,      Мы на месте и при деле,      А на лбах у ребятишек      Никому не нужно… шишек.
Литература: 1. Ильяшенко В.А. Формирование орфографической  зоркости у первоклассников.Начальная школа ­ 2000.­  №6.  2.Шашкова В.Р. Развитие орфографической зоркости  учащихся. Начальная школа. – 2002. ­ № 8. 3. Г. И. Хотенцева. Работа над орфографическими  ошибками. Начальная школа – 1995 №4. 4.Фролова Л.А. Структура орфографической зоркости и  условия её развития у младших школьников. Начальная  школа.­ 2001 №5  5.Фролова Л.А. Теоретическое обеспечение  орфографической деятельности младших школьников.  Начальная школа. – 2005 №3. 6.М.Я.Морозова, Е.Н.Петрова «Грамматические игры для  начальных классов» Москва 2007.