Выступление по теме "Развитие креативных способностей на уроках математики и информатики"
Оценка 5
Педсоветы
docx
математика +1
Взрослым
08.10.2018
Материал представлен в виде выступления на методическом объединении по вопросу развития креативных способностей на уроках математики и информатики, расшифровано понятие креативности, выделены основные параметры, характеризующие креативность, сформулированы цели и задачи развития креативности на уроках, сформулированы принципы. которые необходимо использовать на уроках.
Развитие креативных способностей на уроках математики и информатики.docx
«Развитие креативных способностей на уроках математики и
информатики».
Для современной школы исключительно важной является проблема
развития творческих способностей учащихся. Этой проблемой занимались и
продолжают заниматься ряд отечественных и зарубежных ученых. Однако в
практической работе сдвиги в направлении решения этой проблемы еще очень
незначительны.
В настоящее время всем очевидна необходимость подготовки учащихся к
творческой деятельности. В связи с этим повышается роль школы в
воспитании активных, инициативных, творчески мыслящих людей.
Развитие творческих возможностей учащихся важно на всех этапах
школьного обучения. Согласно мысли Л.С.Выготского, обучение в школе
выдвигает творчество в центр сознательной деятельности ребенка.
В зарубежной психологии творческое мышление чаще связывают с
термином «креативность». В 60х годах XX в. толчком к выделению этого
типа мышления послужили сведения об отсутствии связи между интеллектом
и успешностью решения проблемных ситуаций. Было установлено, что
последняя зависит от способности поразному использовать данную в задачах
информацию в быстром темпе. Такой тип мышления (Дж. Гилфорд, Н. Марш,
Ф. Хеддон, Л. Кронбах, Е.П. Торренс) назвали креативностью и стали изучать
ее независимо от интеллекта как мышление, связанное с созданием или
открытием чеголибо нового.
Креативность – это процесс дивергентного мышления, где под
дивергентным мышлением понимается не направленное мышление, а
способность мыслить вширь, т. е. видения различных сторон изучаемого
объекта; умение мыслить “в разных направлениях”.
Е.П. Торрес выделяет четыре основных параметра, характеризующих
креативность:
легкость быстрота выполнения текстовых заданий;
гибкость число переключений с одного класса объектов на другой в
ходе ответов;
оригинальность минимальная частота данного ответа к однородной
группе;
точность выполнения заданий.
Структура творческого мышления представлена в формуле:
«математическая одаренность характеризуется обобщенным, свернутым
и гибким мышлением в сфере математических отношений, числовой и
знаковой символики и математическим складом ума». Развитие творческих способностей – для учителя задача не из легких.
Учитель должен активизировать и привлекать учащихся, предлагая им
интересные находки, наработки из своей методической копилки.
Это могут быть занимательные задачи, дидактические игры, диктанты,
красочные иллюстрации к прикладным задачам, задачи в стихотворной форме,
занимательные темы для рефератов и докладов.
Урок математики надо строить так, чтобы перед учениками ставились
небольшие проблемы и они были в творческом поиске.
Цель:
Поддерживание интереса к предмету;
Развитие качеств творческой личности: познавательной активности,
усидчивости, упорства в достижении цели, самостоятельности;
Формирование и дальнейшее развитие мыслительных операций: анализа
и синтеза, сравнения, обобщения;
Развитие мышления вообще и творческого в частности;
Подготовка учащихся к творческой деятельности;
Умение переносить знания в незнакомые ситуации.
Развитие креативности способствует решению следующих задач:
Научить детей мыслить в разных направлениях;
Научить находить решения в нестандартных ситуациях;
Развить оригинальность мыслительной деятельности;
Научить детей анализировать сложившуюся проблемную ситуацию с
разных сторон;
Развить свойства мышления, необходимые для дальнейшей
плодотворной жизнедеятельности и адаптации в быстро меняющемся
мире.
При проведении занятий необходимо учитывать следующие принципы:
Принцип открытости заданий, который означает, что большинство
упражнений предлагают не один, а несколько вариантов решений;
Обогащение познавательного пространства самыми разнообразными
предметами и стимулами;
Предоставление детям возможности активно задавать вопросы,
познавательной активности в целом;
Помощь детям в выражении их идей;
Уважительное отношение к идеям участников обсуждения;
Создание безопасной психологической атмосферы; Избегание неодобрительной оценки творческих идей ребёнка,
проявление сочувствия к неудачам;
Использование личного примера, ведущего творческого подхода к
решению проблем;
Возможность самостоятельного поиска решений.
В процессе занятий у учащихся развиваются следующие умения:
o Умение анализировать проблемные ситуации;
o Умение выдвигать альтернативные гипотезы решения проблемных
ситуаций;
o Умение разрешать противоречия;
o Умение создавать творческие задания.
Основными показателями сформированности творческих
способностей являются:
Определенный фонд знаний и умений, их качество и степень
обобщенности.
Уровень развития: внимания, памяти, воображения.
Уровень развития мышления, который определяется степенью
сложности умственных действий и операций (анализ, синтез, сравнение,
обобщение, классификация, конкретизация).
Владение приемами поисковой и творческой деятельности.
Выступление по теме "Развитие креативных способностей на уроках математики и информатики"
Выступление по теме "Развитие креативных способностей на уроках математики и информатики"
Выступление по теме "Развитие креативных способностей на уроках математики и информатики"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.