«Взаимодействие ДОУ с семьей как фактор повышения качества образования в рамках ФГОС ДО»
Оценка 5

«Взаимодействие ДОУ с семьей как фактор повышения качества образования в рамках ФГОС ДО»

Оценка 5
Документация
docx
12.06.2020
«Взаимодействие ДОУ с семьей как фактор повышения качества образования  в рамках ФГОС ДО»
проблема взаимодействий детского сада с семьей всегда была актуальной и трудной. Актуальной, потому ,что участие родителей в жизни своих детей помогает им увидеть многое, а трудной, потому что все родители разные, к ним, как и к детям нужен особый подход.
Опыт ГМО Испас Т.А..docx

                                                      Визитная карточка

                                                  

1. Ф.И.О.Испас Татьяна Александровна                                                                       

2. Дата рождения__16.10.1961 г._____________

3. Место работы МБДОУ «Брусничка»____

4. Должность Воспитатель_______

«Взаимодействие ДОУ с семьей как фактор повышения качества образования

в рамках ФГОС ДО»

Проблема качества дошкольного образования в последние годы приобрела не только актуальный, но и значимый характер. В современных условиях реформирования образования, дошкольное учреждение представляет собой открытую и развивающую систему.

По словам Герберта Уэлса: «Перемена – это закон, который никогда себя не изживёт».      Выбор моей темы заключается в том, что проблема взаимодействий детского сада с семьей всегда была актуальной и трудной. Актуальной, потому ,что участие родителей в  жизни своих детей помогает им увидеть многое, а трудной, потому что все родители разные, к ним, как и к детям нужен особый подход. Изначально, работая с родителями, использовала традиционные формы работы: родительские собрания 3 раза в год;                                                                                                  консультации для родителей;                                                                                                                 советы и рекомендации для родителей в родительском уголке;                                                     индивидуальные и групповые беседы;                                                                                                      дни открытых дверей;                                                                                                                              творческие отчёты  воспитателей и детей перед родителями (утренники, открытые занятия,  развлечения, концерты).                                                                                                                   

Опыт работы показал, что эффективно  использовать не только традиционные формы   взаимодействия с родителями воспитанников, но и нетрадиционные: фото и видеофрагменты  воспитательно-образовательного процесса детского сада, встречи по интересам, участие в проектах, утренниках,  деловые игры, мастер-классы. С участием родителей готовим праздники и развлечения: «Новый год», «Наши защитники», «Моя любимая мамочка», «Масленица». Родители и дети принимают участие в конкурсах, фестивалях, проектах, развлечениях  группы и  детского сада «Лучшая поделка из природного материал», «Лучшая новогодняя игрушка», «Самая необычная кормушка», «Дары осени»  и т.д.

В проведении таких мероприятий особую поддержку оказывают наши специалисты: психолог, логопед , музыкальный руководитель и  инструкторы по физический культуре.  Вся информация по образовательному процессу и жизнедеятельности группы представляется на  родительских собраниях с использованием презентаций. Готовлю слайды-презентации из жизни группы, дети в различных видах детской деятельности и др.  Данный подход требует от педагога более тщательной и длительной подготовки, но наблюдаю, что  родители стали активнее посещать  мероприятия группы и образовательного учреждения.  Родительские собрания провожу в формах деловой игры, квеста, мастер-классов.

Из опыта работы с родителями  представляю мастер-класс  «Использование мнемотаблиц  для заучивания стихотворений»

 

Если ребенок молчит, покажите ему картинку, и он заговорит.

Ушинский К.Д.

 

При работе с детьми наблюдается, что речь у них односложная, с недостаточно развитым словарным запасом, множественными аграмматизмами. Навык ведения диалога практически отсутствует. Нередко наблюдается отсутствие логического обоснования своих утверждений, навыков культуры речи. Дети часто употребляют нелитературные слова и выражения. Дикция не развита, дети не всегда воспринимают материал на слух, у них снижены внимание и работоспособность.

Приходится слышать от родителей, особенно при подготовке к празднику, что ребенок плохо запоминает стихи, путается в строчках. Но в то же время он великолепно запоминает рекламу или может легко пересказать серию мультфильма, с достаточно сложно произносимыми словами. В чем же причина?

Дошкольный возраст – возраст образных форм сознания. Наукой давно доказано, что в первом случае, при разучивании, например, стихотворения требуется произвольное запоминание, а во втором – действует непроизвольное, освоенное на эмоциях и интересе ребенка. И наш педагогический опыт это подтверждает, ведь в дошкольном возрасте преобладает наглядно – образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер.

             И почему бы не воспользоваться для реализации и повышения эффективности работы в   обучении детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли посредством  мнемотехники. В соответствие данной проблемы определила тему работы: "Использование мнемотехники в развитии связной речи детей".

       Для решения данной проблемы поставила цель: выявить эффективность использования приемов мнемотехники в развитии связной речи у детей.

В соответствии с целью  определены основные задачи исследования.

1. Изучить теоретические аспекты проблемы развития связной речи.

2. Выявить особенности развития связной речи в старшем дошкольном возрасте.

3. Изучить влияние приемов мнемотехники на развитие связной речи.

4. Разработать и апробировать в условиях дошкольного учреждения наглядный материал, включающий в себя приемы мнемотехники.

Предполагаемый результат: при использовании приемов мнемотехники будет повышаться уровень развития связной речи в  дошкольном возрасте.

Мнемотехнику в дошкольной педагогике применяют давно и называют по – разному. В.К.Воробьева для развития связной речи предлагает использовать сенсорно – графические схемы, Т.А.Ткаченко – предметно – схематические модели, В.П.Глухов – блоки – квадраты.

         Взяв за основу мнение великих педагогов, что именно использование приёмов мнемотехники поможет решить проблему.

Мнемотехника - в переводе с греческого - «искусство запоминания». Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, и, конечно, развитие речи.

С помощью мнемотехники решаются следующие задачи:

·         Развитие связной и диалогической речи.

·         Развитие у детей умений с помощью графической аналогии, а так же с помощью заместителей понимать и рассказывать знакомые сказки, стихи по мнемотаблицам и коллажам.

·         Обучение детей правильному звукопроизношению.

·         Развитие у детей умственной активности, сообразительности, наблюдательности, умение сравнивать и выделять существенные признаки.

·         Развитие у детей психических процессов: мышления, внимания, воображения, памяти.

Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Начинаю работу с простейших мнемоквадратов, чтобы последовательно переходить к мнемотаблицам.

           Ребёнок начинает знакомиться с художественной литературой в раннем детстве. Но далеко не каждый может понять авторскую мысль и ответить на вопросы по содержанию прочитанного произведения.

          В помощь детям использую мнемоквадраты. Данные схемы помогают детям самостоятельно определять главные свойства и признаки рассматриваемого объекта, обогащать словарный запас. Учитываю, насколько ребёнок освоил принцип замещения. Дети легче запоминают образы, если цвет соответствовал герою: лиса рыжая, ягода красная. Позже усложняю или заменяю другой заставкой: изображали персонажа в графическом виде: лиса состояла из оранжевых геометрических фигур (треугольника и круга, медведь – большой коричневый круг и т. д.)

           Для того чтобы понять основную последовательность и связность текста, удержать его в памяти, знакомлю детей с мнемодорожкой. Это дидактический материал, схема, в которую занесена определённая информация. Поскольку она вначале незнакома детям,  беру  на себя обучающую роль, т. е. доводить до детей содержание, которое вложено в мнемодорожку.

         Поняв алгоритм работы с мнемодорожкой, дети легко осваивают обучающие мнемотаблицы - это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям. Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать: строение рассказа, последовательность и лексико-грамматическую наполняемость.

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений.

Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру. В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер. Зрительный же образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст.

Этапы работы над стихотворением:

1.     Выразительное чтение стихотворения.

2.     Сообщение, что это стихотворение дети будут учить наизусть. Затем еще раз чтение стихотворения с опорой на мнемотаблицу.

3.     Вопросы по содержанию стихотворения, помогая детям уяснить основную мысль.

4.     Выяснить, какие слова непонятны детям, объяснить их значение в доступной для детей форме.

5.     Чтение  отдельно каждой строчки стихотворения. Дети повторяет ее с опорой на мнемотаблицу.

6.     Дети рассказывает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.

7.     Дети по памяти зарисовывают мнемотаблицу.

         Таким образом, постепенно осуществляется переход от творчества воспитателя к совместному творчеству ребенка со взрослым. Если на начальном этапе работы даю готовые схемы, то на следующем - коллективно выдвигаем и обсуждаем различные версии и отбираем наиболее удачные варианты, т. е. здесь педагог выступает как равноправный партнер, который незаметно помогает ребенку находить и выбирать наиболее удачные решения, оформлять их в целостное произведение. Постепенно ребенок начинает проявлять творческую самостоятельность, т. е. мнемотаблицы создаем, придумываем вместе, сообща.

        Подчеркну, что мнемотаблицами не ограничивается вся работа по развитию связной речи у детей. Это – прежде всего как начальная, «пусковая», наиболее значимая и эффективная работа, так как использование мнемотаблиц позволяет детям легче воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её.
       Параллельно с этой работой необходимы речевые игры, обязательны использование настольно-печатных игр, которые помогают детям научиться классифицировать предметы, развивать речь, зрительное восприятие,  наблюдательность, интерес к окружающему миру, навыки самопроверки.

Таким образом, с помощью мнемотаблиц, схем - моделей удаётся достичь следующих результатов:

·         у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире

·         появляется интерес к заучиванию стихов и потешек;

·         словарный запас выходит на более высокий уровень;

·         дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.

        Для родителей подготовила следующие выступления:

1.     Консультацию «Мнемотехника в развитии речи детей дошкольного возраста»;

2.     Мастер-класс «Использование мнемотаблиц  для заучивания стихотворений»

       Ведь семья, по - прежнему, остаётся жизненно необходимой средой для сохранения и передачи ребёнку социальных ценностей. Осознанное включение родителей в совместный с педагогами структурного подразделения образовательный процесс позволит значительно повысить уровень речевого развития детей.  Таким образом, систематическая работа по формированию связной речи у детей с использованием нетрадиционных приемов и методов, дидактических игр и упражнений, занимательного материала, наглядных пособий, совместной работой с родителями воспитанников дает свои результаты.

 

 

 

Литература:

1.      Большова Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники [Текст] Т.В. Большова / Спб.,2005 — 71с.

2.      Венгер Л. Развитие способности к наглядному пространственному моделированию //Дошкольное воспитание. – 1982. – № 3.

3.      Давьщова Т.Г. Ввозная В.М. Использование опорных схем в работе с детьми [Текст] //

4.      Короткова Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию: Пособие для воспитателей детского сада. - М.: Просвещение, 2001. - 128 с.

5.      Омельченко Л.В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи [Текст] / Омельченко Л.В. Логопед. 2008. №4. - с.102 -115.

6.      Ткаченко Т.А. Использование схем в составлении описательных рассказов [Текст] / Ткаченко Т.А. Дошкольное воспитание.1990. №10 — с. 16-21.







 

Скачано с www.znanio.ru

Визитная карточка 1

Визитная карточка 1

Родительские собрания провожу в формах деловой игры, квеста, мастер-классов

Родительские собрания провожу в формах деловой игры, квеста, мастер-классов

Развитие у детей психических процессов: мышления, внимания, воображения, памяти

Развитие у детей психических процессов: мышления, внимания, воображения, памяти

Таким образом, с помощью мнемотаблиц, схем - моделей удаётся достичь следующих результатов: · у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире · появляется интерес к…

Таким образом, с помощью мнемотаблиц, схем - моделей удаётся достичь следующих результатов: · у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире · появляется интерес к…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.06.2020