Взаимодействие игровой и учебно-познавательной деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО.
«Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе , когда вырастет».
А.С. Макаренко.
С древнейших времен педагоги ищут способы наилучшего обучения детей. Ставятся задачи определить такие методы и технологии, чтобы оно протекало быстро и качественно, с разумными затратами сил учителей и учеников. ФГОС ставит целью формирование активной личности, поэтому процесс обучения должен быть направлен на активизацию деятельности учащихся.
Проблема современной школы – потеря многими учащимися интереса к учению. Причины таковы:
• загрузка однообразным учебным материалом;
• ограниченные возможности для творческого самоопределения;
• несовершенство форм, методов, приемов организации учебного процесса.
Заставить учиться нельзя, учёбой нужно увлечь. Одним из спасительных средств в решении этой проблемы является игра. Еще Сухомлинский говорил: «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это искорка, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».
При умелом сочетании игровой и учебной деятельности учитель на уроках достигает хороших результатов формирования универсальных учебных действий.
(Знакомлю с различными дидактическими играми на уроках математики, русского языка, окружающего мира - презентация).
Особую трудность в начальной школе представляет работа над словарными словами. Что только учителя не делают: пытаются прописывать словарные слова в тетради, включают словарную работу на каждом уроке и просто просят учащихся заучивать слова наизусть. Конечно, эта работа приносит свои результаты. Но стоит несколько раз не повторить написание трудных слов, они забываются.
Выход нашёлся. Оказывается надо привлечь внимание детей к этим словам не через нудное прописывание, а через что – то яркое. Тогда запоминание будет лёгким и глубоким. В своей практике знакомлю ребят со сказками.
(«Сороке сорок лет», «Газированная газета», «Лягушка»)
Большой интерес представляет собой приём «усиления» орфограммы. «Усилить» орфограмму –значит сделать её более яркой и заметной.
(Карточки со словарными словами.)
Не секрет, что схемы – опоры, таблицы, раздаточный материал, занимательные упражнения – главные помощники в работе учителя. Они вызывают чувство новизны, необычности, неожиданности, развивают сообразительность и инициативу.
(Раздаточный материал).
На своих уроках часто использую дидактические и сюжетно-ролевые игры, кроссворды, загадки, ребусы, стараюсь преподнести материал в необычной форме:
урок-сказка, урок-путешествие, урок-исследование и т.д.
Это способствует повышению эффективности в области моделирования изучаемых процессов и явлений, управления процессом обучения, тренажа учебной деятельности, автоматизации контроля уровня знаний.
( Знакомство с тетрадью «Занимательное азбуковедение»)
Дидактические игры очень хорошо уживаются с «серьёзным учением». Включение в урок дидактических игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создаёт у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала.
Закончить своё выступление мне хотелось бы словами В. Сухомлинского: « Надо беречь детский огонёк пытливости, любознательности, жажды знаний. Через игру, фантазию и неповторимое детское творчество – путь к сердцу ребёнка».
Карякина М.В.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.