МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ШКОЛА № 9 Г. ФЕОДОСИИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ»
«Взаимодействие педагога и учащихся. Комфортность взаимоотношений»
Выполнила: Сигинишина А.А.
учитель начальных классов
2018 г.
Учитель – три слога.
Не так уж и много,
А сколько умений вмещает оно!
Уменье мечтать!
Уменье дерзать!
Уменье работе себя отдавать!
Уменье учить!
Уменье творить!
Уменье детей беззаветно любить!
Учитель – три слога.
Но как это много!
И это призвание нам дано Богом!
Две главные фигуры в школе – учитель и ученик. Их общение на уроке, во внеклассной работе, на досуге становятся важным условием эффективности учебно-воспитательного процесса, средством формирования личности школьника.
Все начинается с детства. Формируется характер, выбираются друзья, складываются отношения с близкими и значимыми людьми, вырабатываются нормы поведения.
Профессия педагога заслуживает наибольшего уважения. Словно доктор, предотвращающий разрушение организма, учитель препятствует разрушению индивидуальности, интеллекта и внутреннего мира ребенка. С древней Руси и до наших дней преподаватели в начальных классах пронесли за собой стойкий собирательный образ педагога: одновременно строгого и терпеливого, умного и толерантного, опытного в своем предмете и объективного в отношении к детям, с чувством юмора, умением заинтересовать и найти индивидуальный подход к каждому ученику.
Отношения с учителем занимают в жизни детей очень важное место, и дети очень переживают, если они не складываются. В данной ситуации, на нас лежит задача создать и поддерживать доброжелательность и взаимопонимание. В основе отношений между учителем и учеником лежит их совместный труд, а также успехи в достижении цели. Процесс обучения зависит от того, какие отношения складываются между учеником и учителем.
Все начинается с учителя, с его умения организовать со школьниками педагогически целесообразные отношения как основу творческого общения. Мы, учителя, делимся знаниями, мудростью и опытом, а ученик их перенимает. Главным в общении учителя и учащихся должны быть отношения, основанные на уважении и требовательности. Важным моментом в обучении является то, чтобы каждый ученик мог убедиться в важности усвоения прочных знаний и в развитии умственных способностей. Ученик не один в школе. Он работает вместе с другими: учащимися и учителями. Дети обращаются за помощью, не боясь признать, что они чего-то не понимают.
Важнейшие
аспекты сотрудничества:
- умение прислушиваться друг к другу;
- принимать совместные решения;
- доверять друг другу;
- ощущать свою ответственность за совместную работу.
Педагогический такт, чуткое отношение к ученикам, безусловно, играют решающую роль в успешности нашего труда. Это весьма важная сторона. И от нее во многом зависят взаимоотношения между учителем и учеником. Но педагогический такт полностью не решает проблему взаимоотношений.
Исследования показали, что дети склонны предпочитать учителей, обладающих
следующими характеристиками:
1. Человеческие качества – доброта, весёлость, ответственность,
уравновешенность.
2. Организационные качества – справедливость, последовательность, честность,
уважение других.
3. Деловые качества – полезность, демократичность, умение заинтересовать.
4. Внешний вид – хорошо одет, приятный голос, общая привлекательность.
Все эти характеристики устанавливают комфортные отношения учителя с учениками.
Тактичное, справедливое обращение с учениками помогает создать на уроке ситуацию успеха каждому ребенку, вселить в него уверенность в своих силах и желание учиться. Из опыта знаю, что даже разовый успех влияет на психологическое состояние ребенка, может вселять в него уверенность. Иногда жеста, взгляда, интонации достаточно, чтобы успокоить неугомонных, поддержать неуверенных и наградить знающих и думающих учеников – все это и способствует созданию положительных эмоций во время урока и во внеурочной деятельности.
Эффективным средством складывания комфортных отношений «учитель- ученик» являются экскурсии.
Познавательный интерес, потребность получать новые знания формируются, если постоянно заботиться о расширении кругозора ребенка – прогулки, знакомства с памятными местами и т.д. Экскурсия как живая, непосредственная форма общения развивает эмоциональную отзывчивость, закладывает основы нравственного облика. Правильная организация наблюдений способствует формированию таких важных качеств человека, как наблюдательность и внимание, которые способствуют обогащению знаний об окружающем мире. Поэтому в своей педагогической деятельности я с удовольствием применяю такую методику проведения занятий, как урочные и внеурочные экскурсии.
Экскурсионные поездки имеют позитивные результаты: участники экскурсий обогащают свой багаж знаний новыми, также приобретают необходимый опыт общения друг с другом и другими людьми во внешкольном пространстве. Экскурсии помогают выстраивать позитивные взаимоотношения родителей и школы: во всех поездках особую помощь оказывал мне как учителю и классному руководителю родительский комитет класса. Если уметь доступно объяснить родителям о необходимости проведения экскурсий, отказа отпустить в дальнюю поездку своего ребенка от родителей не будет. Конечно, я понимаю, какую огромную ответственность я беру на себя на время экскурсионного выезда, однако при хорошей организации мероприятия риск сводился к нулю. Я рада, что по возвращению из экскурсий всегда получала лишь слова благодарности как от детей, так и от их родителей.
Исходя из всего выше сказанного, отмечу, что экскурсию можно отнести к одним из самых популярных педагогических методик в предоставлении дополнительных знаний по предметам. Эта методика результативна, актуальна во все времена, т.к. живое общение не заменят никакие презентации.
(Видеоролик на 1мин 30сек)
И какие бы новации ни вводились, в школе как сотни и тысячи лет назад, встречаются участники образовательного процесса: учитель и ученик. Между ними – океан знаний и рифы противоречий. И это нормально. Любой океан противоречит, препятствует, но преодолевающих его – одаривает постоянно меняющимися пейзажами, неохватностью горизонта, скрытной жизнью своих глубин, долгожданным и неожиданно вырастающим берегом. А учитель всегда будет и капитаном, и главным штурманом в этом плавании.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.