«Взаимодействие педагога с родителями по вопросам речевого развития детей»
Оценка 5

«Взаимодействие педагога с родителями по вопросам речевого развития детей»

Оценка 5
doc
07.05.2020
«Взаимодействие педагога с родителями по вопросам                                    речевого развития детей»
взаимодействие педагога с родителями.doc

«Взаимодействие педагога с родителями по вопросам                                    речевого развития детей»

 

         Родной язык  играет уникальную роль в становлении личности человека. Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как узел, в котором сходятся различные линии психического развития: мышление, воображение, память, эмоции.

Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения человека к ценностям духовной культуры, а также необходимым условием воспитания и обучения. Развитие устной монологической речи в дошкольном детстве закладывает основы успешного обучения в школе.

        Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Полноценное овладение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сензитивный период развития. Чем раньше будет  начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.

        Важной отличительной особенностью работы по развитию речи является взаимодействие педагогического коллектива с семьями воспитанников. Цель взаимодействия  – объединить усилия взрослых для успешного речевого развития каждого воспитанника группы, сформировать у родителей желание помогать своему ребенку, общаться с ним; уметь правильно реагировать на проблемы (помогать преодолевать их) и достижения (радоваться успехам) ребенка       Педагогинашего детского садавзаимодействиес семьей выстраивают в процессе личностно ориентированного общения. Содержательной основой  общения являются индивидуальные особенности речевого развития каждого дошкольника, полученные в результате обследования в начале учебного года.

        Хочу поделиться опытом своей работы в этом направлении.

        Моя работа по взаимодействию с родителями воспитанников группы включает в себя следующие мероприятия.

Газета как форма взаимодействия ДОУ с родителями

        Необходимо было найти такую форму взаимодействия с родителями, которая бы способствовала воспитанию у них самосознания, помогала бы обучать и развивать детей играя, объединяла детей и взрослых вокруг общего интересного дела.

        Формой, сочетающей все эти требования, стала газета, в которой я и другие педагоги нашего дошкольного учреждения предлагают мамам, папам, бабушкам и дедушкам стать учениками заочной школы «Профессиональные родители». Содержание публикаций в газете направлено на решение задач, связанных с развитием речи, так как у 80 % детей отмечаются нарушения речевого развития, и требуется осознанная помощь родителей.

        Мною был разработан макет газеты. Постоянными рубриками в ней стали «Поговорим серьезно» и «Уроки для родителей», посвященные какой-либо из характеристик речи ребенка.

        В старшей группе

Речевая среда – это что?

Мой первый словарь

Зачем столько знать о звуках?

Что такое предшкольный возраст?

        В подготовительной группе

Могу, но не хочу (как воспитать у ребенка желание читать)

Литературное развитие дошкольников (каквоспитать грамотного читателя)

Скоро в школу (о формировании в семье предпосылок учебной деятельности)

        В конце каждой публикации предлагаюродителям домашнее задание, выполнив которое, они могут увидеть проблемы своего ребенка и осознанно помочь ему.

        В рубрике «Домашняя игротека» знакомлю родителей с простыми, но очень интересными, а главное полезными играми для детей. В нее входит описание игр, способствующих развитию речи ребенка. Причем материал этой рубрики составляю таким образом, чтобы родители могли играть с ребенком в любое удобное для них время. Так появились «Игры на кухне», «В свободную минутку», «По дороге из детского сада».        Особый интерес родителей вызывает рубрика «Пришли мне чтения доброго», в которой они могут познакомиться с задачами программы по художественной литературе, воспользоваться материалами для семейного чтения.

Индивидуальные встречи с родителями

        Такие встречи систематически проводятся в течение года. Первую встречу планирую в начале учебного года. Ее цель – донести до родителей результаты обследования речевого развития ребенка; заручиться их поддержкой в последующей работе. Беседы провожу с каждой семьей отдельно (индивидуально) в удобное время.

        В процессе беседы с родителями я тактично рассказываю о сильных и слабых сторонах речевого развития ребенка; прошу близких поделиться своими наблюдениями за речью малыша (что радует, что огорчает); разрабатываем план совместных действий по развитию речи на ближайшее время, даю конкретные рекомендации и задания родителям для их ребенка; назначаем следующую встречу.

        В последующем встречи провожу  в установленном порядке (по договоренности с родителями). Частота встреч зависит от уровня речевого развития ребенка, от его последующих успехов или проблем. Как показывает опыт проведения этой работы, встречи-беседы с родителями планируются в среднем один раз в три месяца. В случае необходимости (или по желанию родителей) провожу промежуточные встречи-консультации.

        Каждая встреча (кроме первой) включает в себя: констатацию динамики речевого развития ребенка (с чем он справился, что еще вызывает трудности); обязательную мою реакцию как педагога на участие родителей в выполнение намеченного плана совместных действий (родители все рекомендованные задания выполнили/ не выполнили/ выполнили частично), добились или не добились положительных результатов; обмен впечатлениями и наблюдениями  за речью ребенка с момента последней встречи с родителями; корректировку (если есть необходимость) намеченного при первой встрече плана совместной деятельности по развитию речи ребенка; рекомендации и задания родителям для ребенка; назначение примерной даты следующей встречи.

        Следующая форма взаимодействия -это участие родителей в речевых традициях группы: «Копилка слов», «Я дарю тебе словечко», «День рождения звука»

«Копилка слов». Традиция, направленная на расширение, закрепление и конкретизацию словаря ребенка, начинается в детском саду. Постепенно к этой работе привлекаются родители примерно через такие задания: подобрать с мамой (папой, бабушкой и т.д.) красивые осенние (зимние, вкусные и т.д.) слова; подобрать картинку с интересным (красивым, важным, тяжелым и т.д.) предметом, показать его всем детям и назвать и т.п.

        По результатам этой работы в нашей группе создаются книжки, в которой объединяются картинки и рисунки детей под соответствующие определения. Например, «Мягкие   слова» — на всех картинках этой книжки предметы и объекты соотносятся с прилагательным «мягкий»: диван, кресло, подушка, игрушки. Рассматривая картинки, дети не только называют, что изображено на них, но и упражняются в умении соотносить прилагательное с существительным, описывать предметы, подбирать другие определения к ним, называть части предметов и т.д.

«Я дарю тебе словечко». Эта традиция вводится постепенно. Я «дарю» ребятам слова к различным праздникам. В последующем предлагаюдетям тоже подготовить дома подобные слова-подарки. Например, в подарок ребенку на день рождения дарятся веселые слова, мамам и бабушкам на 8 Марта – добрые и ласковые слова, гостям группы – приветливые слова и т.п.

«День рождения звука».Известно, что некоторые дети не могут произносить отдельные звуки в силу возрастных особенностей речевого развития. При соответствующей работе, то у одного, то у другого ребенка начинает появляться нормальное звукопроизношение. Это большое, радостное событие в жизни дошкольника и его семьи. Оно не может быть не замечено окружающими. Этому событию мы обязательно посвящаем групповой праздник «День рождения звука». Ребенок – виновник торжества – готовит дома концертный номер, например стих-е, в котором часто встречается определенный звук, песню или небольшую инсценировку (с участием родителей). Мы с остальными детьми тоже готовим свои речевые подарки: стихи, картинки, в названии которых встречается нужный звук. В этот день я обычно планирую коллективную речевую игру. Пляски, песни и чаепитие – по желанию родителей ребенка.

        Еще одной формой взаимодействия является работа воспитателя с подгруппами родителей, у чьих детей обнаружены схожие (или одинаковые) проблемы в речевом развитии

        На подобных встречах родители получают от меня (в случае необходимости — от логопеда)более подробную консультацию; наблюдают, как я работаю над разрешением выделенных речевых проблем; разучивают необходимые дидактические игры, осваивают приемы воздействия в процессе непосредственного общения, игры со своим ребенком под моим ненавязчивым контролем и руководством; делятся друг с другом своим положительным домашним опытом в решении единых для всех собравшихся проблем развития речи детей.

        В нашем детском саду создан специальный фонд материалов, которыми обеспечиваются взрослые и дети для работы в домашних условиях. Сюда относятся: библиотечка книг для родителей по вопросам и проблемам речевого развития, подборки картинок для реализации различных речевых задач, дидактические игры по развитию речи, материалы  для развития мелкой моторики рук. Родители пользуются  созданным фондом для реализации совместного с детским садом плана действий по развитию речи своего ребенка.

        Информация для родителей.В течение года я рассказываю родителям, как можно развивать речь ребенка в домашних условиях, какие игры и упражнения следует взять на заметку и проводить систематически.

        Развитие словаря.Следует обратить внимание родителей на то, что расширение и активизация словарного запаса происходит на основе углубления представлений дошкольников об окружающей действительности. Именно поэтому необходимо много рассказывать и показывать детям, водить их на экскурсии, проводить наблюдения, рассматривать отдельные объекты и предметы. В семейном кругу желательно рассказывать ребенку о его родственниках: где они живут, кем работают, какие они замечательные люди, кем они ему приходятся. Очень любят дети  рассказы близких об их работе или учебе; о тех людях, которые их окружают. Об их детстве и играх, в которые они играли.

        Начиная со среднего возраста необходимо интересоваться у ребёнка, как у него прошел день. Желательно привлекать его к обсуждению содержания, организации совместных семейных мероприятий.

        Для активизации в речи детей слов,обозначающих качества и свойства предметов, следует дома в различных видах детской деятельности рассказывать и показывать ребенку различные качества и свойства предметов рукотворного  и природного мира.

        В повседневной жизни или через игровые упражнения можно закреплять и расширять обобщенное значение понятий: овощи, фрукты, посуда, одежда и пр.

        После просмотра фильмов, прослушивания сказок следует предложить и помочь ребенку подобрать глаголы, раскрывающие действия понравившегося ему персонажа.

        Через простые игры типа «Мальчик (девочка) наоборот» легко и весело вводятся в словарный запас ребенка и закрепляются простые антонимы. Причем в старшем дошкольном возрасте детей необходимо упражнять в умении подбирать антонимы к разным частям речи: существительным, прилагательным, глаголам, наречиям.

        С 5 лет необходимо в игровой форме закреплять и расширять  в речи ребенка словарь синонимов. Для этого можно организовывать речевые игры типа «Дружные слова», «Сердитые (веселые, ласковые и т.д.)  слова». Работа с синонимами напрямую связана с умением ребенка более точно подбирать слова для выражения мысли, для передачи эмоциональной окраски.

        Грамматический строй речи.Развивая грамматический строй речи ребенка, родителям следует обратить внимание на правильное употребление предлогов, выражающих пространственные отношения. Правильное владение пространственными предлогами не только способствует закреплению  умений ребенка ориентироваться в пространстве, но и упражняет его в умении распространять простые предложения, пользоваться более сложными конструкциями предложений. К тому же умелое владение пространственными предлогами является необходимым условием в процессе подготовки к обучению грамоте, так как навыки чтения и письма тесно связаны с пространственно-временной ориентировкой. Для этого в повседневной жизни должны создаваться специальные житейские и игровые ситуации, позволяющие упражнять детей в правильном употреблении предлогов; в умении действовать в соответствии со словесной инструкцией, содержащей изучаемые предлоги.

Для закрепления умений ребенка употреблять имена существительные во множ. числе желательно систематически ему предлагать игровые упражнения типа «Волшебник». Прикосновением «волшебной палочки» все увеличивается в количестве: был один стул — стало много стульев, был один конь – стало много коней и т.д. с помощью волшебной палочки все может и исчезать: были кони – и нет коней, были шторы – и нет штор. В данном случае ребенок упражняется в образовании формы родительного падежа мн. числа сущ.

Детям очень нравится играть с близкими в следующие. игры: «Командир», «Великий Нехочуха», «Спор с Нехочухой». В этих играх незаметно для себя ребенок учится пользоваться глаголами в повелительном наклонении и спрягать глагол «хотеть».

Проигрывая варианты игры «Волшебник» (все, чего касается «волшебная палочка» уменьшается в размере), родители упражняют ребенка в образовании существительных при помощи суффиксов. Игра «Звериный детский сад» способствует закреплению приемов словообразования сущ-х по теме «Животные и их детеныши».

При закреплении умения образовывать глаголы с помощью приставок можно использовать игру «Цирк». Игрушки собрались на представление: машинка приехала, кукла пришла и т.д. двери цирка открылись и пропустили игрушки в зал: машинка проехала, кукла прошла и т.д. после представления все игрушки вышли из цирка и стали перебираться через дорогу: машинка переехала, кукла перешла и т.д.

Закреплять умение составлять и распространять простые предложения можно в игровых упражнениях типа «Представь себе». Например, «Представь, что ты в магазине игрушек. Какие игрушки там продаются?», или «Представь, что на столе много вкусной еды. Какая еда стоит на столе?»

 По моей рекомендации родители проводят со своим ребенком  специальные игровые упражнения по развитию и совершенствованию звуковой культуры речи. Ему предлагаются специальные игровые упражнения и игры типа: «Слушаем звуки улицы», «Кто так кричит?» и т.п. игры в рифмы на подбор слов, близких по звучанию «Поэты».

В семье заложены уникальные возможности для развития связной речи ребенка. Родители и др. члены семьи – самые желанные собеседники. Это люди, чья речь и речевое поведение оставляют неизгладимый след в развитии малыша. Поэтому следует ввести в семье традицию ежедневного обмена впечатлениями о прожитом дне, вопросы задает не только взрослый ребенку, но и ребенок взрослому. Во время таких бесед необходимо демонстрировать культуру ведения диалога (внимательно слушать собеседника, не перебивать, задавать вопросы, отвечать на поставленные вопросы). Взрослые своим примером показывают, как нужно вести диалог за столом, в гостях, при разговоре по телефону и т.д.

Особая роль отводится родителям и близким ребенка в процессе подготовки к обучению грамоте. Взаимодействие детского сада и семьи концентрируется вокруг изготовления в домашних условиях пособия «Мой букварь». В нашей группе пособие «Мой букварь» создается в течение 2 лет.

Цель этой работы заключается в том, чтобы научить детей:

Работать со звуком (подбирать слова с заданным звуком, находящемся в разных позициях – в начале, в середине, в конце слова);

Соотносить звук с буквой;

Работать с образом буквы (раскладывать на элементы, соединять элементы, воспроизводить образ буквы).

Работа с каждой буквой проходит все три этапа и состоит из разных заданий. Для каждой семьи я подготавливаю памятку, в которой перечисляю основные цели последующей работы и примерные задания.

Примерный перечень заданий

Работа по развитию фонематического восприятия (звуки речи) может включать следующие задания.

1.                               Нарисовать предмет (наклеить картинку), название которого начинается с заданного звука; заданный звук стоит в середине слова, в конце.

2.                               Подобрать картинки (нарисовать) к словам, в которых заданная буква перешифровывается при произнесении в мягкий или твердый звук. Например: буква М – машина [м], миска [м’]. Причем звук стоит в начале слова.

 

Работа по закреплению образа буквы включает след.задания.

1.                               «Украшаем, наряжаем букву» — обязательное задание для всех букв.

Родитель рисует (вырезает из бумаги) контур буквы. Ребенок украшает букву.

   Данное задание выполняется на отдельных листах бумаги. Дети приносят свои работы в группу, и мы размещаем их на постоянно действующей экспозиции «Парад букв». Дети рассматривают буквы и рассказывают о своей букве.

1.            «Мы пишем букву так!». Все взрослые члены семьи пишут свой вариант изучаемой буквы.

1.                               «Буква». Из разных печатных источников ребенок вырезает заданную букву, которая представлена разными графическими изображениями. Все вырезанные буквы наклеиваются  в ряд на альбомный лист.

1.                               «Найди букву». Родители вырезают из печатных источников любой текст, ребенок обводит все нужные буквы.

Работа с образом буквы включает следующие задания.

1.                               «Элементы букв». Родители вырезают крупную печатную букву и предлагают ребенку разрезать ее на элементы, которые потом наклеиваются на лист.

2.                               «Город букв». Цель: упражнять детей в написании элементов букв.

Выполненные детьми задания и работы я собираю в отдельные папки. К концу учебного года собранные работы оформляются в книгу «Мой букварь». Обязательно делается обложка – на ней пишется название книги, и перечисляются все авторы-составители (ребенок и члены его семьи, которые помогали ему в течение года).

Учебный год в нашей группе заканчивается выставкой Букварей и праздником «Чудесный звук – чудесный образ».

Каждая семья принимает участие в празднике, готовят свои номера – загадки, ребусы и т.д. Проводятся соревнования.

Взаимодействие воспитателей с семьей значительно повышает эффективность педагогического воздействия на детей, позволяет преодолеть многие трудности и проблемы и получить желаемый результат в речевом развитии каждого ребенка.


Взаимодействие педагога с родителями по вопросам речевого развития детей»

Взаимодействие педагога с родителями по вопросам речевого развития детей»

Мною был разработан макет газеты

Мною был разработан макет газеты

Следующая форма взаимодействия -это участие родителей в речевых традициях группы: «Копилка слов», «Я дарю тебе словечко», «День рождения звука» «Копилка слов»

Следующая форма взаимодействия -это участие родителей в речевых традициях группы: «Копилка слов», «Я дарю тебе словечко», «День рождения звука» «Копилка слов»

Еще одной формой взаимодействия является работа воспитателя с подгруппами родителей, у чьих детей обнаружены схожие (или одинаковые) проблемы в речевом развитии

Еще одной формой взаимодействия является работа воспитателя с подгруппами родителей, у чьих детей обнаружены схожие (или одинаковые) проблемы в речевом развитии

Через простые игры типа «Мальчик (девочка) наоборот» легко и весело вводятся в словарный запас ребенка и закрепляются простые антонимы

Через простые игры типа «Мальчик (девочка) наоборот» легко и весело вводятся в словарный запас ребенка и закрепляются простые антонимы

Закреплять умение составлять и распространять простые предложения можно в игровых упражнениях типа «Представь себе»

Закреплять умение составлять и распространять простые предложения можно в игровых упражнениях типа «Представь себе»

Украшаем, наряжаем букву» — обязательное задание для всех букв

Украшаем, наряжаем букву» — обязательное задание для всех букв
Скачать файл