Взаимодействие с семьёй по вопросам социально-коммуникативного развития детей
Оценка 4.8

Взаимодействие с семьёй по вопросам социально-коммуникативного развития детей

Оценка 4.8
pdf
06.12.2023
Взаимодействие с семьёй по вопросам социально-коммуникативного развития детей
ekimchenko05122022.pdf

Консультативный материал для педагогов

«Взаимодействие с семьей по вопросам социально-коммуникативного развития детей»

 Семья — важнейший элемент социальной ситуации развития. Именно она оказывает решающее влияние на развитие основных черт личности ребенка, формирование у него социально-нравственного потенциала. В семье закладываются исходные жизненные позиции, ребенок овладевает социальными ролями, необходимыми для безболезненной адаптации в обществе. Обучение детей социальному опыту, накопленному человечеством, привитие нравственных норм, традиций народа — прямая функция семьи как социального института. Поэтому невозможно достигнуть поставленной цели без поддержки и активного участия родителей (приемных, опекунов). Ни одна, даже самая лучшая программа социально-

коммуникативного развития детей не сможет дать полноценные результаты, если она не реализуется совместно с семьей.

Таким образом, взаимодействие с семьей — непременное условие социально-коммуникативного развития детей, которое в своей основе базируется на положительных примерах в поведении взрослых. Например, нельзя требовать от ребенка соблюдения какого-либо правила поведения, если взрослые сами не всегда ему следуют. Или как поддерживать уверенность ребенка в своих возможностях, если дома у близких он чаще получает порицание, чем похвалу и одобрение? Несогласованность в требованиях, предъявляемых детям в общественном учреждении и дома, может вызвать у ребенка чувство растерянности, обиды и даже агрессии. Поэтому крайне важно, чтобы составной частью работы по социально-коммуникативному развитию детей было повышение социальной компетентности родителей. Это необходимо, чтобы предупредить ошибки, допускаемые в семье: многие родители недооценивают значение развития взаимоотношений детей, их поведения в обществе, не уделяют должного внимания трудовому воспитанию и т. д. В соответствии с этим, перед педагогом стоит задача: заинтересовать родителей перспективами социально-коммуникативного развития детей, вовлечь их в жизнь детского сада и сделать союзниками в своей работе.

Здесь особенно важно ориентироваться на потребности семьи, запросы родителей, а не просто читать доклады или лекции. Современные родители достаточно грамотны, имеют доступ к педагогической информации через периодические издания, Интернет, но часто пользуются случайной литературой или советами некомпетентных друзей. Иногда воспитывают детей интуитивно, «как воспитывали меня», некритично относятся к тем или иным проявлениям ребенка. Важно активизировать и обогащать воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях, распространять положительный опыт воспитания в семье.

 

 

Для эффективного повышения социальной компетентности родителей необходимо учитывать их социальный статус:

 

1.                социально-экономический; 

2.                социально-психологический;  3. социально-культурный; 

4. социально-ролевой. 

Огромное значение имеет психологический климат в семье, т. е. эмоциональный настрой, который складывается как результат настроений членов семьи, их душевных переживаний, отношений друг с другом и друг к другу. Уровень психологического климата семьи — важный компонент для индивидуального подхода в повышении социальной компетентности родителей.

Не менее важна социокультурная адаптация семьи в обществе, поскольку если круг ее интересов ограничен, слаба моральная регуляция поступков, родители не проявляют активности в направлении повышения уровня своих социальных компетенций, с этими семьями нужна серьезная кропотливая работа.

Ситуационно-ролевая адаптация семьи связана с отношением к детям. В случае конструктивного отношения к ребенку, активности семьи в решении его проблем вопросы повышения социальной компетенции родителей решаются в тесном взаимодействии, что приносит позитивные результаты.

Поэтому для работы по повышению социальной компетенции семьи необходимо в начале побеседовать с детьми, понаблюдать за ними во время взаимоотношений со сверстниками, взрослыми и родителями. На основании этих данных важно составить характеристики семей, различающихся по уровню социальной адаптации, благополучию. Именно это становится основой для индивидуального подхода педагогов к вопросу повышения социальной компетентности родителей, использования разнообразных форм и методов работы с семьей.

Условия работы с семьей:

-   целенаправленность, систематичность, плановость;

-   доброжелательность и отзывчивость;

-   подход с учетом специфики каждой семьи (возраста и образовательного уровня родителей, материального состояния, социально-эмоционального благополучия и т. д.).

Основные методы изучения воспитания ребенка в семье:

-   наблюдение за ребенком;

-   индивидуальные беседы с ребенком;

-   индивидуальные беседы с родителями и педагогами.

Основные формы работы с родителями Коллективные:

-   консультации и беседы;

-   оформление наглядно-информационных стендов;

-   подготовка памяток, папок-передвижек, фотовыставок;

Индивидуальные:

-   консультации и беседы;

-   оформление альбома «Спрашивайте — отвечаем» для конкретных семей.

Совместная деятельность педагогов, детей и родителей (приемных, опекунов):

-   совместное проведение занятий и досугов;

-   разнообразные конкурсы (стенгазет, поделок, рисунков, зимних построек и т. д.);

Деятельность педагога по повышению социальной компетентности родителей включает две основные составляющие:

-   педагогическую и, по возможности, психологическую помощь в повышении социального и эмоционального интеллекта родителей;

-выполнение педагогом роли посредника по социально-коммуникативному развитию детей и семьей (в целях выработки единых правил и норм поведения ребенка в социуме).

Причем работу с семьей необходимо планировать по тем же направлениям, по которым строится образовательный и воспитательный процесс с детьми (взаимоотношения с ребенком в игровой деятельности, воспитание уверенности в себе, ценностного отношения к труду, формирование эмоциональной отзывчивости, развитие навыков безопасного поведения в социуме, ознакомление с нравственной оценкой поступков и моральными нормами и т. д.).

Помочь семье ориентироваться на индивидуальные психологические особенности ребенка, создать полноценные условия для его развития, осознать проблемы в межличностных отношениях ребенка со взрослыми и детьми и найти пути их решения — вот вопросы, которые должны быть постоянно в центре внимания педагога. Причем взаимодействие с родителями в данном случае важно направить не только на формирование их социальной компетентности, но и на объединение требований к ребенку со стороны всех членов семьи.

Родителям следует не только сообщать какие-либо знания, стимулировать их интерес к вопросам социально-коммуникативного развития детей, но и формировать свою родительскую позицию. Педагог должен всегда помнить, что семья способна как помочь ребенку разрешить конфликт, так и внести конфликт в его внутренний мир. Непосредственно воспринимая атмосферу своей семьи, подражая взрослым, ребенок перенимает их ценностные ориентации, отношение к людям, окружающему миру. Во многом от родителей зависит, насколько адекватными будут эмоциональные реакции ребенка. Непонимание его интересов, потребностей могут вызывать негативные переживания у детей и оказывать решающее влияние на эмоциональное самочувствие, определяя психическое состояние, от которого существенным образом зависит, каким во взрослой жизни будет его отношение к окружающей действительности, людям и самому себе.

Каждый педагог знает, как меняются его отношения с родителями ребенка после посещения ими удачно проведенного праздника, участия в совместном досуге. Как правило, у мам и пап возрастает интерес к жизни ребенка, а общение с педагогом приобретает более открытый и дружеский характер, в результате чего достигается и лучшее взаимопонимание в педагогических вопросах. Поэтому необходимо организовать разнообразные виды совместной деятельности детей, родителей и педагогов. Это может быть изготовление коллективных семейных альбомов, рисунков, какие-либо семейные проекты и др. Очень хорошо привлечь пап к совместному труду на участке или попросить рассказать детям о своей работе. Все это формирует у детей позитивные установки к различным видам труда и творчества.

Расширение круга общения обеспечивает полноценную среду развития, помогает каждому ребенку найти свое особенное место, стать полноценным членом общества.

 

Консультативный материал для педагогов «Взаимодействие с семьей по вопросам социально-коммуникативного развития детей»

Консультативный материал для педагогов «Взаимодействие с семьей по вопросам социально-коммуникативного развития детей»

В соответствии с этим, перед педагогом стоит задача: заинтересовать родителей перспективами социально-коммуникативного развития детей, вовлечь их в жизнь детского сада и сделать союзниками в своей…

В соответствии с этим, перед педагогом стоит задача: заинтересовать родителей перспективами социально-коммуникативного развития детей, вовлечь их в жизнь детского сада и сделать союзниками в своей…

Уровень психологического климата семьи — важный компонент для индивидуального подхода в повышении социальной компетентности родителей

Уровень психологического климата семьи — важный компонент для индивидуального подхода в повышении социальной компетентности родителей

Основные формы работы с родителями

Основные формы работы с родителями

Помочь семье ориентироваться на индивидуальные психологические особенности ребенка, создать полноценные условия для его развития, осознать проблемы в межличностных отношениях ребенка со взрослыми и детьми и…

Помочь семье ориентироваться на индивидуальные психологические особенности ребенка, создать полноценные условия для его развития, осознать проблемы в межличностных отношениях ребенка со взрослыми и детьми и…

Поэтому необходимо организовать разнообразные виды совместной деятельности детей, родителей и педагогов

Поэтому необходимо организовать разнообразные виды совместной деятельности детей, родителей и педагогов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.12.2023