Иванова Наталья Родионовна,
учитель начальных классов
МБОУ «Кармановская средняя школа»
Гагаринского района Смоленской области
Взаимодействие с семьёй способного и одарённого ребёнка
Своё выступление хочется начать словами В.А. Сухомлинского
«Одаренность человека – это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать всё, чтобы он вырос и дал обильный плод»[1].
Актуальность темы:
Сегодня особенно важен поиск путей в подходе к развитию личности одарённого ребёнка.
Жизнь требует от школы подготовки выпускника, способного адаптироваться к меняющимся условиям, коммуникабельного и конкурентоспособного. Именно это имел в виду психолог и писатель Г. Томсон, говоря: «Способности – объяснение вашего успеха».
Поэтому
рассуждая о системе работы с одарёнными детьми, хотелось бы подчеркнуть мысль о
работе со всеми детьми, то есть о максимальном развитии познавательных навыков.
Младший
школьный возраст — период
впитывания, накопления и усвоения знаний.
Семья ребёнка школьника имеет непосредственное отношение
к развитию его личности и одарённости. Познавательно-исследовательская
деятельность активизирует у детей мотивацию к учебной деятельности. Считаю данное
направление приоритетным в своей работе.
Поэтому
передо мной стоит основная задача – способствовать развитию каждой личности.
Важно установить уровень способностей у наших детей, но не менее важно уметь
правильно осуществлять их развитие. У одарённых детей чётко проявляется
потребность в исследовательской и поисковой активности – это одно из условий,
которое позволяет учащимся погрузиться в творческий процесс обучения и
воспитывает в нём жажду знаний, стремление к открытиям, активному умственному труду,
самопознанию.
Развивать одаренность обучающихся, стараюсь
через оптимальное сочетание основного, дополнительного и индивидуального
образования.
Важно, чтобы умственные усилия ребенка, его
познавательная энергия встречали доброжелательное отношение, поддержку со
стороны старших не только в школе, но и дома. Семья одаренного или способного
ребенка во всех случаях имеет непосредственное отношение к развитию его
личности и одаренности. Как бы мы ни рассматривали роль и вес
природно-обусловленных факторов или влияние целенаправленного обучения и
воспитания на развитие личности и одаренности ребенка, во всех случаях значение
семьи остается решающим.
Поэтому, передо мной стоит еще одна задача –
создать не только ребенку, но и его семье комфортные условия для развития
творческого и познавательного потенциала.
И тут я стараюсь, стать координатором усилий не
только для оптимального развития одаренного ребенка, чья одаренность на данный
момент может быть ещё не проявившейся, не только просто способных детей, в
отношении которых есть серьёзная надежда на качественный скачок в развитии их
способностей, но и, прежде всего, родителей этих детей.
Работу
с родителями веду в четырех направлениях:
1. Психологическое сопровождение семьи
способного ребенка;
2.Информационная среда для родителей;
3. Совместная практическая деятельность способного
ребенка и его родителей;
4. Поддержка и поощрение родителей на уровне
класса, школы.
Рассмотрим данные направления более подробно.
1.
Психологическое сопровождение
семьи способного ребенка
Цель работы с родителями талантливых детей - обучение родителей
эффективному взаимодействию с их ребенком.
Данная
работа направлена на:
- расширение возможностей понимания одаренного
ребенка;
- улучшение рефлексии своих взаимоотношений с
одаренным ребенком;
- выработку новых навыков взаимодействия с
ребенком;
- установление и развитие отношений
сотрудничества и партнерства родителей с ребенком.
Работа в данном направлении строго индивидуальна для каждой семьи. Это зависит от социального статуса семьи.
Многие из них завышают возможности детей, а некоторые недооценивают его возможности, что происходит чаще всего. Раз возникли такие противоречия, то появилась необходимость организованной работы с родителями по повышению их компетентности в вопросах воспитания и развития одаренного ребенка.
В целом, работа с родителями направлена на то, чтобы научить их понимать
и принимать своего ребенка, видеть его таким, какой он есть, а не только через
призму его талантов. Необходимо подготовить родителей к тому, что из одаренного
ребенка вырастет одаренный взрослый, и объяснить им, что в этом нет ничего
страшного, что это – замечательно.
Главная цель психологической помощи родителям
одаренных и способных детей – помочь им понять, что их ребенок, какой бы он ни
был, прежде всего – ребёнок.
2. Информационная среда
Используемые разнообразные формы работы:
день открытых дверей; оформление информационных стендов; консультирование; круглые столы; практикумы; «творческие копилки»;
памятки, рекомендации, ссылки на сайты, списки литературы и оформление выставок детского творчества.
Разработана серия
родительских собраний: «Одаренный ребенок и как его воспитывать»; «Развиваем креативные
способности ребёнка»; «Как создать дома уголок для творчества»,
Родителям советую:
Создавать условия для творческого развития ребенка в доме и вне его:
· Обеспечивать ребенка материалами для творчества (бумага, клей, пластилин и т.д.)
· Организовывать места для творчества (стол, полка, место для игрушек, игр на полу, комната, уголок).
· Предоставить возможность ребенку для размышления в одиночестве.
Активно участвовать в творческом развитии ребенка:
· Обсуждать с ним различные проблемы, искать ответы на интересующие его вопросы.
· Разгадывать загадки, решать кроссворды, ребусы, стимулировать придумывание собственных рассказов, сказок, небылиц.
· Предоставить ребенку возможность заниматься рисованием, лепкой, конструированием, аппликацией по его желанию.
· Совместно прослушивать музыку, петь, организовывать выставки работ.
Совместно проводить досуг вне дома:
· Отдыхать вместе с детьми в выходные дни в парке, в лесу и т. д.
· Совместно посещать выставки, музеи и другие культурно – общественные места.
Стимулировать творческую активность ребенка:
· Поощрять его творческую деятельность (рисунки, стихи, коллекции,).
· Поощрять активное учение ребенка, помогать ему в приобретении знаний и навыков.
· Ценить достижения ребенка, его самого как личность!
3. Совместная практическая деятельность способного ребенка и его родителей
Для развития
познавательно-исследовательской деятельности ребёнка под моим наставничеством принимают
участие в :
- интернет-конкурсы; онлайн- олимпиады; проектная деятельность; конкурсы
различного уровня.
Основная цель этого этапа – это развитие субъективной позиции родителей в
педагогическом образовании.
Работа по
развитию творческого и познавательного потенциала детей начинается в летнее
время перед вторым классом. Лето – благоприятное время для решения воспитательных
и образовательных задач. Разнообразная деятельность и новые впечатления ждут
младшего школьника и в родной деревне, и за ее чертой, и в зарубежных поездках.
Информация о том, как развивать ребенка летом,
что нового и интересного можно с ним узнать, какие маленькие открытия
совершить, необходима каждой семье, а семье одарённого ребёнка просто
необходима.
Беседуя с родителями, стараюсь показать, что
лето – это подходящее время для формирования познавательных интересов ребенка. Предлагаю следующие темы и
задания во время отдыха с детьми:
- Интересное вокруг меня (сфотографировать или
зарисовать что-то необычное). Огородный волшебник (проведение опытов на садовых
и огородных участках).
- В далеких странах …. (фоторепортаж поездки)
Правильные рекомендации дают родителям больше
возможностей и идей для совместных с детьми экскурсий, интересных и полезных
дел и творческих работ, а у детей больше положительных эмоций, приятных
воспоминаний о том, как он провел лето вместе с родителями.
Для развития творческой и познавательной
активности детей родители помогают детям участвовать в различных творческих и
познавательных конкурсах различного уровня.
4.
Поддержка и поощрение родителей на уровне школы
В нашей школе
ежегодно в конце учебного года на линейке проводится чествование отличившихся
детей и их родителей «Минуты славы». Родители получают благодарственные письма,
а ученики –переходящие вымпелы, грамоты и денежные премии.
В классе на родительских собраниях благодарю
родителей, которые поддерживают детей и помогают принять участие в конкурсах,
олимпиадах, соревнованиях. Вручаю им благодарственные письма.
Советую родителям с раннего возраста приучать
одарённого ребёнка адекватно реагировать на неудачи. Результатом моего
взаимодействия с семьями учащихся являются призовые места детей на платформе
«УЧИ. РУ» по различным предметам. Участвуем во Всероссийских и Международных
конкурсах и занимаем призовые места.
Работа с одаренными детьми — это сложный и
никогда не прекращающийся процесс, который требует от родителей личностного
роста, хороших, постоянно обновляемых знаний в области психологии одаренных и
их обучения.
Представленная выше система взаимодействия
работы с родителями одаренных детей ,позволяет повышать педагогическую
культуру родителей, а также формировать практические умения и навыки в
воспитании одарённых детей, что приводит к определённым результатам:
- повышение коэффициента участия моих воспитанников в конкурсах и олимпиадах
различного уровня с 20% до 45%;
Своё выступление хочется закончить словами известного педагога
Ш.А. Амонашвили «Если хочешь воспитать в детях смелость ума, интерес к серьёзной интеллектуальной работе самостоятельность как личностную черту вселить в них радость сотворчества то создавай им такие условия, чтобы искорки их мыслей образовывали царство мыслей, дай возможность им почувствовать себя в нем властелинами»[2].
Литературные источники:
1. В.А. Сухомлинский «Сердце отдаю детям». Минск : Нар. асвета, 1981. - 288 с.
2.Амонашвили Ш. А. «Как живёте дети?» Издательский дом: Просвещение. Год издания: 1986.
4.Сайт: https://ya-odarennost.ru . Публикация «Лекции для родителей одарённых детей».
Скачано с www.znanio.ru
[1] В.А. Сухомлинский «Сердце отдаю детям». Минск : Нар. асвета, 1981. - 288 с.
[2] Амонашвили Ш. А. «Как живёте дети?» Издательский дом: Просвещение. Год издания: 1986.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.