"Взаимодействие с семьёй способного и одарённого ребёнка"
Оценка 4.8

"Взаимодействие с семьёй способного и одарённого ребёнка"

Оценка 4.8
Лекции
docx
преподавание
Взрослым
13.10.2021
"Взаимодействие с семьёй способного и одарённого ребёнка"
Сегодня особенно важен поиск путей в подходе к развитию личности одарённого ребёнка. Жизнь требует от школы подготовки выпускника, способного адаптироваться к меняющимся условиям, коммуникабельного и конкурентоспособного. Именно это имел в виду психолог и писатель Г. Томсон, говоря: «Способности – объяснение вашего успеха». Поэтому рассуждая о системе работы с одарёнными детьми, хотелось бы подчеркнуть мысль о работе со всеми детьми, то есть о максимальном развитии познавательных навыков.
Доклад Взаимодействие с семьёй.docx

Иванова Наталья Родионовна,

учитель начальных классов

МБОУ «Кармановская средняя школа»

  Гагаринского района Смоленской области

 

Взаимодействие с семьёй способного и одарённого ребёнка

Своё выступление хочется начать словами В.А. Сухомлинского

 «Одаренность человека – это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать всё, чтобы он вырос и дал обильный плод»[1].

Актуальность темы:

Сегодня особенно важен поиск путей в подходе к развитию личности одарённого ребёнка.

Жизнь требует от школы подготовки выпускника, способного адаптироваться к меняющимся условиям, коммуникабельного и конкурентоспособного. Именно это имел в виду психолог и писатель Г. Томсон, говоря:  «Способности – объяснение вашего успеха».

Поэтому рассуждая о системе работы с одарёнными детьми, хотелось бы подчеркнуть мысль о работе со всеми детьми, то есть о максимальном развитии познавательных навыков.
         Младший школьный возраст — период впитывания, накопления и усвоения знаний.
         Семья ребёнка школьника имеет непосредственное отношение к развитию его личности и одарённости. Познавательно-исследовательская  деятельность активизирует у детей мотивацию к учебной деятельности. Считаю данное направление приоритетным в своей работе.

Поэтому передо мной стоит основная задача – способствовать развитию каждой личности. Важно установить уровень способностей у наших детей, но не менее важно уметь правильно осуществлять их развитие. У одарённых детей чётко проявляется потребность в исследовательской и поисковой активности – это одно из условий, которое позволяет учащимся погрузиться в творческий процесс обучения и воспитывает в нём жажду знаний, стремление к открытиям, активному умственному труду, самопознанию.
Развивать одаренность обучающихся, стараюсь через оптимальное сочетание основного, дополнительного и индивидуального образования.
Важно, чтобы умственные усилия ребенка, его познавательная энергия встречали доброжелательное отношение, поддержку со стороны старших не только в школе, но и дома. Семья одаренного или способного ребенка во всех случаях имеет непосредственное отношение к развитию его личности и одаренности. Как бы мы ни рассматривали роль и вес природно-обусловленных факторов или влияние целенаправленного обучения и воспитания на развитие личности и одаренности ребенка, во всех случаях значение семьи остается решающим.
Поэтому, передо мной стоит еще одна задача – создать не только ребенку, но и его семье комфортные условия для развития творческого и познавательного потенциала.
И тут я стараюсь, стать координатором усилий не только для оптимального развития одаренного ребенка, чья одаренность на данный момент может быть ещё не проявившейся, не только просто способных детей, в отношении которых есть серьёзная надежда на качественный скачок в развитии их способностей, но и, прежде всего, родителей этих детей.
Работу с родителями веду в четырех направлениях:
1. Психологическое сопровождение семьи способного ребенка;
2.Информационная  среда для родителей;
3. Совместная практическая деятельность способного ребенка и его родителей;
4. Поддержка и поощрение родителей на уровне класса, школы.
Рассмотрим данные направления более подробно.
1. Психологическое
        сопровождение семьи способного ребенка

 Цель работы с родителями талантливых детей - обучение родителей эффективному взаимодействию с их ребенком.
Данная работа направлена на:
- расширение возможностей понимания одаренного ребенка;
- улучшение рефлексии своих взаимоотношений с одаренным ребенком;
- выработку новых навыков взаимодействия с ребенком;
- установление и развитие отношений сотрудничества и партнерства родителей с ребенком.

Работа в данном направлении строго индивидуальна для каждой семьи. Это зависит от социального статуса семьи.

Многие из них завышают возможности детей, а некоторые недооценивают его возможности, что происходит чаще всего. Раз возникли такие противоречия, то появилась необходимость организованной работы с родителями по повышению их компетентности в вопросах воспитания и развития одаренного ребенка.

В целом, работа с родителями направлена на то, чтобы научить их понимать и принимать своего ребенка, видеть его таким, какой он есть, а не только через призму его талантов. Необходимо подготовить родителей к тому, что из одаренного ребенка вырастет одаренный взрослый, и объяснить им, что в этом нет ничего страшного, что это – замечательно.
Главная цель психологической помощи родителям одаренных и способных детей – помочь им понять, что их ребенок, какой бы он ни был, прежде всего – ребёнок.

2. Информационная среда

Используемые разнообразные формы работы:
 день открытых дверей;  оформление информационных стендов; консультирование;  круглые столы; практикумы; «творческие копилки»; памятки, рекомендации, ссылки на сайты, списки литературы и оформление выставок детского творчества.

   Разработана серия родительских собраний: «Одаренный ребенок и как его воспитывать»;  «Развиваем креативные способности ребёнка»; «Как создать дома уголок для творчества»,
 
Родителям советую:

Создавать условия для творческого развития ребенка в доме и вне его:

·              Обеспечивать ребенка материалами для творчества (бумага, клей, пластилин и т.д.)

·              Организовывать места для творчества (стол, полка, место для игрушек, игр на полу, комната, уголок).

·              Предоставить возможность ребенку для размышления в одиночестве.

Активно участвовать в творческом развитии ребенка:

·              Обсуждать с ним различные проблемы, искать ответы на интересующие его вопросы.

·              Разгадывать загадки, решать кроссворды, ребусы, стимулировать придумывание  собственных рассказов, сказок, небылиц.

·              Предоставить ребенку возможность заниматься рисованием, лепкой, конструированием, аппликацией по его желанию.

·              Совместно прослушивать музыку, петь, организовывать выставки работ.

Совместно проводить досуг вне дома:

·              Отдыхать вместе с детьми в выходные дни в парке, в лесу и т. д.

·              Совместно посещать выставки, музеи и другие культурно – общественные места.

 Стимулировать творческую активность ребенка:

·                   Поощрять его творческую деятельность (рисунки, стихи, коллекции,).

·              Поощрять активное учение ребенка, помогать ему в приобретении знаний и навыков.

·               Ценить  достижения ребенка, его самого как личность!

3. Совместная практическая деятельность способного ребенка и его родителей

         Для развития познавательно-исследовательской  деятельности ребёнка под моим наставничеством принимают участие в :
- интернет-конкурсы; онлайн- олимпиады; проектная деятельность; конкурсы различного уровня.
 Основная цель этого этапа – это развитие субъективной позиции родителей в педагогическом образовании.

    Работа по развитию творческого и познавательного потенциала детей начинается в летнее время перед вторым классом. Лето – благоприятное время для решения воспитательных и образовательных задач. Разнообразная деятельность и новые впечатления ждут младшего школьника и в родной деревне, и за ее чертой, и в зарубежных поездках.
Информация о том, как развивать ребенка летом, что нового и интересного можно с ним узнать, какие маленькие открытия совершить, необходима каждой семье, а семье одарённого ребёнка просто необходима.
Беседуя с родителями, стараюсь показать, что лето – это подходящее время для формирования познавательных интересов ребенка. Предлагаю следующие темы и задания во время отдыха с детьми:
- Интересное вокруг меня (сфотографировать или зарисовать что-то необычное). Огородный волшебник (проведение опытов на садовых и огородных участках).
- В далеких странах …. (фоторепортаж поездки)
Правильные рекомендации дают родителям больше возможностей и идей для совместных с детьми экскурсий, интересных и полезных дел и творческих работ, а у детей больше положительных эмоций, приятных воспоминаний о том, как он провел лето вместе с родителями.
Для развития творческой и познавательной активности детей родители помогают детям участвовать в различных творческих и познавательных конкурсах различного уровня.
4. Поддержка и поощрение родителей на уровне школы

В нашей школе ежегодно в конце учебного года на линейке проводится чествование отличившихся детей и их родителей «Минуты славы». Родители получают благодарственные письма, а ученики –переходящие вымпелы, грамоты и  денежные премии.
В классе на родительских собраниях благодарю родителей, которые поддерживают детей и помогают принять участие в конкурсах, олимпиадах, соревнованиях. Вручаю им благодарственные письма.
Советую родителям с раннего возраста приучать одарённого ребёнка адекватно реагировать на неудачи. Результатом моего взаимодействия с семьями учащихся являются призовые места детей на платформе «УЧИ. РУ» по различным предметам. Участвуем во Всероссийских и Международных конкурсах и занимаем призовые места.
Работа с одаренными детьми — это сложный и никогда не прекращающийся процесс, который требует от родителей личностного роста, хороших, постоянно обновляемых знаний в области психологии одаренных и их обучения.

Представленная выше система взаимодействия работы с родителями одаренных детей ,позволяет повышать  педагогическую культуру родителей, а также формировать практические умения и навыки в воспитании одарённых детей, что приводит к  определённым результатам:
- повышение коэффициента участия моих воспитанников в конкурсах и олимпиадах различного уровня с 20% до 45%;
Своё выступление хочется закончить словами известного педагога    

Ш.А. Амонашвили «Если хочешь воспитать в детях смелость ума, интерес к серьёзной интеллектуальной работе самостоятельность как личностную черту вселить в них радость сотворчества то создавай им такие условия, чтобы искорки их мыслей образовывали царство мыслей, дай возможность им почувствовать себя в нем властелинами»[2].

Литературные источники:

1. В.А. Сухомлинский «Сердце отдаю детям». Минск : Нар. асвета, 1981. - 288 с.

2.Амонашвили Ш. А. «Как живёте дети?»  Издательский дом: Просвещение. Год издания: 1986.

4.Сайт:  https://ya-odarennost.ru . Публикация «Лекции для родителей одарённых детей».


 

Скачано с www.znanio.ru



[1] В.А. Сухомлинский «Сердце отдаю детям». Минск : Нар. асвета, 1981. - 288 с.

 

[2] Амонашвили Ш. А. «Как живёте дети?»  Издательский дом: Просвещение. Год издания: 1986.

Иванова Наталья Родионовна, учитель начальных классов

Иванова Наталья Родионовна, учитель начальных классов

Развивать одаренность обучающихся, стараюсь через оптимальное сочетание основного, дополнительного и индивидуального образования

Развивать одаренность обучающихся, стараюсь через оптимальное сочетание основного, дополнительного и индивидуального образования

Данная работа направлена на: - расширение возможностей понимания одаренного ребенка; - улучшение рефлексии своих взаимоотношений с одаренным ребенком; - выработку новых навыков взаимодействия с ребенком;…

Данная работа направлена на: - расширение возможностей понимания одаренного ребенка; - улучшение рефлексии своих взаимоотношений с одаренным ребенком; - выработку новых навыков взаимодействия с ребенком;…

Создавать условия для творческого развития ребенка в доме и вне его: ·

Создавать условия для творческого развития ребенка в доме и вне его: ·

Основная цель этого этапа – это развитие субъективной позиции родителей в педагогическом образовании

Основная цель этого этапа – это развитие субъективной позиции родителей в педагогическом образовании

Вручаю им благодарственные письма

Вручаю им благодарственные письма
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.10.2021