"Взаимодействие семьи и школы - залог успеха учебно-воспитательного процесса"
Оценка 4.8

"Взаимодействие семьи и школы - залог успеха учебно-воспитательного процесса"

Оценка 4.8
docx
30.01.2020
"Взаимодействие семьи и школы - залог успеха учебно-воспитательного процесса"
Взаимодействие семьи и школы.docx

«Взаимодействие семьи и школы - залог успеха учебно-воспитательного процесса»

 Какими бы прекрасными ни были наши учреждения, самыми главными «мастерами», формирующими разум, мысли детей, являются мать и отец. Поэтому нам, учителям, прежде всего необходимо заботиться о повышении педагогической культуры родителей, разъяснять им смысл воспитания и работать с ними в одном направлении. “Без семьи мы – я имею в виду школу – были бы бессильны” (В.А. Сухомлинский) Сотрудничество семьи и школы становится все более актуальным и востребованным. Обе стороны предъявляют свои, порой справедливые претензии. Так учителя жалуются на отсутствие интереса у родителей к школьной жизни своих детей, порой плохое воспитание, отсутствие моральных ценностей, пассивность. Родители же в свою очередь недовольны чрезмерными нагрузками, равнодушием педагога, взаимоотношениями в детском коллективе. Представление о счастье каждый человек связывает с семьей. Не зря говорят: «Счастлив тот, кто счастлив в семье». Роль семьи в обществе несравнима по своей силе ни с каким  привлечением родителей к управлению классным коллективом через родительский комитет. Сделать родителей активными участниками педагогического процесса – одна из главных задач школы. Взаимодействие с родителями я строю на основе таких идей-принципов, как обращение к чувству родительской любви; умение разглядеть в каждом ученике положительные черты; уважение личности отца и матери, их родительских забот, трудовой и общественной деятельности. Просвещение родителей предполагает организацию индивидуальных или тематических консультации; родительские собрания. Вовлечь родителей в учебно-воспитательный процесс можно с помощью открытых уроков и внеклассных мероприятий, помощи в организации и проведении внеклассных дел; участие родителей в работе родительского комитета. Правила эффективного взаимодействия классного руководителя с семьями учащихся: ·Родителям нужна поддержка, помощь и добрый совет. Если вы ими располагаете, создайте необходимые условия для общения. ·Не беседуйте с родителями второпях, на бегу; если вы не располагаете временем, лучше договоритесь о встрече в другой раз. ·Разговаривайте с родителями спокойным тоном, не старайтесь назидать и поучать – это вызывает раздражение и негативную реакцию со стороны родителей. ·Умейте терпеливо слушать родителей, давайте возможность высказаться по всем наболевшим вопросам. ·Не спешите с выводами! Обдумайте хорошо то, что вы от родителей услышали. ·То, о чем родители вам поведали, не должно стать достоянием других родителей, учащихся и педагогов. ·Если есть профессиональная необходимость поделиться той информацией, которую сообщили родители, еще с кем-то, родителей необходимо поставить об этом в известность. ·Готовясь к встрече с семьёй ученика, необходимо помнить, что любой родитель хочет услышать не только плохое, но и хорошее, дающее шанс на будущее. ·Каждая встреча с семьёй ученика должна заканчиваться конструктивными рекомендациями для родителей и самого ученика. Мы, педагоги, прекрасно понимаем, что родители доверили нам самое дорогое сокровище – своих детей, и наша обязанность – оправдать это доверие, а это возможно только при тесном сотрудничестве, общности дел, взаимопонимании всех сторон, к чему мы и стремимся. “Наша миссия” – оберегать детское сердце от горечи, бед и страданий”.(В.А.Сухомлинский). Семья- это разновозрастный коллектив, членом которого ребёнок становится с первого дня своего существования и влияние которого испытывает на протяжении многих лет, возможно всю жизнь. Коллектив семьи имеет закреплённую обычаями, традициями, нравственными и правовыми нормами сложную структуру. Отношения внутри семьи определяют её психологический климат. В нем и формируется у ребёнка восприятие мира, людей и самого себя. Здесь он приобретает знания, умения, навыки в различных областях, прежде всего в области общения, человеческих отношений. Каким вырастит ребёнок, во многом определяет его положение в семье. А это положение бывает самым различным. Нормальным, когда семья, родители проявляют разумную заботу о ребёнке, когда в семье заботятся не только о нём, но и он заботится обо всех, когда его уважают и он уважает других. Ненормальным, когда он баловень, а нередко и деспот семьи; либо изгой и растёт, как сорная трава; либо "квартирант", которому нет дела до семейных проблем. Проблемы семьи волнуют и детей. На вопрос: "Чего бы вам больше всего хотелось добиться в жизни?" подростков отвечают: "Иметь хорошую семью". Есть непреложные законы этики отношений "учитель- родители". Например, нельзя начинать разговор с родителями с обсуждения недостатков ученика. Наоборот, в первую очередь желательно подчеркнуть положительные стороны воспитанника и одобрить их. А если говорить о недостатках, то только с позиции их относительного характера, возможностей устранения. Всегда надо помнить: какими бы недостатками ни обладал воспитанник, для родителей он родное дитя. В то же время в работе с родителями существует несколько запретов, нарушение которых должно рассматриваться как нарушение педагогической этики. Запрет на установление личных отношений педагога с родителями учащихся. Отношения педагога с родителями должны носить преимущественно деловой характер и касаться развития ребёнка в учебно - воспитательном процессе. Запрет на обсуждение с родителями внутришкольных отношений. Должно стать непреложным правилом: все вопросы и претензии, возникающие у родителей, принимаются педагогами, ставятся и рассматриваются совместно с администрацией на педагогических совещаниях, советах, собраниях. О принятых мерах родители непременно извещаются. Запрет на оценку личности ребёнка, его семьи. Обсуждаются и оцениваются исключительно поступки ребёнка, динамика его развития, эмоции · родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей в учебе; · тема собрания должна учитывать возрастные особенности детей; · собрание должно носить как теоретический, так и практический характер (разбор ситуаций, тренинги, дискуссии); · классный руководитель должен не назидать, а общаться с родителями. Давая им возможность высказать свое мнение в ходе собрания, а не после него; · родительское собрание не должно быть длительным, главным в его содержании является четкость, лаконичность, системность; · каждое родительское собрание должно давать родителям пищу для размышлений и полезную информацию, которую можно использовать во благо ребенку. Правила успешного проведения родительского собрания Уважайте! Помогайте! Объясняйте! Доверяйте! Учитесь! Спрашивайте! Благодарите! Важно! 1. Говорите о проблеме, а не о персоналиях. 2. Отмечайте успехи и резервы. Никаких обсуждений конкретного ребенка. Если хвалите, то всех за что - нибудь. 3. Классный руководитель не диктует правильное решение, а стимулирует к его поиску коллектив родителей. Правила поведения классного руководителя на родительском собрании. 1. Снять собственное напряжение перед встречей с родителями. 2. Дать родителям почувствовать ваше уважение и внимание. 3. Убедить родителей в том, что у школы и семьи одни проблемы, одни задачи, одни дети. 4. Постараться понять родителей, правильно определить наиболее волнующие проблемы. 5. Словом и делом помочь родителям находить оптимальные пути и способы решения проблемных ситуаций, формировать у них уверенность в том, что в воспитании детей они всегда могут рассчитывать на вашу поддержку и помощь других учителей. 6. Разговаривайте с родителями спокойно, доброжелательно, заинтересованно. Важно, чтобы родители всех учеников ушли с собрания с верой в своего ребенка. В последнее время для многих классных руководителей вопрос о проведении родительских собраний стал одним из самых болезненных и неприятных. Дело в том, что на собрания ходят одни и те же родители, и их, как правило, немного. Поэтому необходимо запомнить и дать себе обещание применять на практике следующие правила: - никогда не говорить на родительском собрании о конкретных детях. Для этого есть индивидуальное консультирование, посвященное той или иной проблеме; - всегда сообщать родителям что-либо интересное, новое для них, что они могут применить на практике; - не забывать, что родители могут поделиться друг с другом опытом, и создавать условия для этого обмена. Еще одна эффективная форма работы с родителями – это посещение семей учащихся. Здесь есть свои +, - . Можно зайти, как говорят по пути, коротко поговорить с отцом и с матерью, мимоходом сообщить об успеваемости и поведении ученика и уйти с чувством исполненного долга. А ведь можно иначе. Планируя посещение той или иной семьи, тщательно уясняют себе цель посещения: это и общее ознакомление с условиями жизни ученика, и решение какого-то вопроса воспитания, а также анализ причин неуспеваемости, план совместных действий по оказанию помощи школьнику в учёбе. И в заключении хочу сказать: "Учителя и родители как партнёры в воспитании дополняют друг друга. Их союз на благо ребёнка дает возможность выявить сильные стороны каждого и скорректировать возможные ошибки".


 

Взаимодействие семьи и школы - залог успеха учебно-воспитательного процесса»

Взаимодействие семьи и школы - залог успеха учебно-воспитательного процесса»

Наша миссия” – оберегать детское сердце от горечи, бед и страданий”

Наша миссия” – оберегать детское сердце от горечи, бед и страданий”

Благодарите! Важно! 1. Говорите о проблеме, а не о персоналиях

Благодарите! Важно! 1. Говорите о проблеме, а не о персоналиях
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.01.2020