«Взаимодействие учреждений общего и дополнительного образования»
Оценка 4.6

«Взаимодействие учреждений общего и дополнительного образования»

Оценка 4.6
Исследовательские работы +1
docx
воспитательная работа +2
1 кл—11 кл
26.10.2021
«Взаимодействие учреждений  общего и дополнительного образования»
. В решении главных задач воспитания и развития подрастающего поколения «.важно взаимодействие школы с учреждениями дополнительного образования детей, которые были и остаются одной из наиболее эффективных форм развития склонностей, способностей и интересов социального и профессионального самоопределения детей и молодежи» .
Взаимодействие_учреждений _МОУ_УДО.docx

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Доклад  на тему

«Взаимодействие учреждений

общего и дополнительного образования»

 

                                                                                      

 

 

                                                                                         Работу выполнил:

                                                                                   

                                                                                                Матвиенко Лилия Валентиновна

                                                                                                «___» ______2020г. ______

                                                                                                дата, подпись студента

                                                                                                

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Донецк

Содержание

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3

I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОБЩЕГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ……………………………………………………………………….5

II. МОДЕЛЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОБЩЕГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ…………………………………………………………………11

III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….….18

ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………...19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность

        В современном мире, характеризующимся усилением интеграционных и центростремительных процессов возникла настоятельная необходимость в модернизации системы российского образования на принципах полноты, непрерывности, т.е. — целостности образования.

        Приоритет данного направления развития системы образования ДНР и  РФ прослеживается в основных нормативных документах. В решении главных задач воспитания и развития подрастающего поколения «.важно взаимодействие школы с учреждениями дополнительного образования детей, которые были и остаются одной из наиболее эффективных форм развития склонностей, способностей и интересов социального и профессионального самоопределения детей и молодежи» .

        Расширение теории и практики взаимодействия учреждений дополнительного образования и общеобразовательных школ в ходе общей тенденции интеграции общего и дополнительного образования также красноречиво подтверждает его необходимость и значимость для российского общества (JI.H. Буйлова, Е.Б. Евладова, И.В. Жуковский, А.И. Жукогская, Н.В. Кленова, Л.Г. Логинова, А.Ф. Мазник, H.H. Михайлова, Л.А. Николаева, A.M. Рябченко, Н.В. Серегина, Г.П. Синицына, М.О. Чеков и др.) [37; 59; 61; 58; 97; 107; 127; 132; 137; 173; 193].

        Рассматривая интеграцию общего и дополнительного образования как естественный процесс, обеспечивающий целостность образования, неверно ставить знак равенства между этими двумя видами образования, т.к. «только неодинаковое может интегрироваться», считает Ю.М. Лотман [96, 42].

        Опираясь на принцип диалектического единства интеграции и дифференциации, общее и дополнительное образование, взаимодействуя, автономно существуют в границах целостной образовательной системы. Более того, дифференциация не только не ведет к утрате целостности системы образования, а напротив, по мнению А.Я. Данилюка «является необходимым условием ее развития и функционирования» [52, 261].

        Социально-экономические изменения в нашем обществе привели к смене образовательных парадигм: переходу от традиционной (знаниевой) - к гуманистической.

Многие исследователи отмечают возникновение в обществе на рубеже XX и XXI веков новых требований к образованности человека (А.Г. Асмолов, A.M. Кондаков, O.E. Лебедев, Т.В. Сохраняева, А.В.Хуторской и др.) [6; 90; 91; 169; 149; 203].

 

 

 

 

 

 

 

   

  Сегодня образованность человека определяется не столько специальными (предметными) знаниями, сколько его разносторонним развитием как личности, ориентирующейся в традициях отечественной и мировой культуры, в современной системе ценностей, способной к активной социальной адаптации в обществе и самостоятельному жизненному выбору, к самообразованию и самосовершенствованию.

        Поэтому целостный образовательный процесс должен быть направлен не только на передачу определенных знаний, умений и навыков, но и на разноплановое развитие ребенка, раскрытие его творческих возможностей, способностей и личностных качеств, а также решать проблемы индивидуализации и социализации, самоопределения и самореализации ребенка.

        Практика показывает, что указанные требования к образованности человека не могут быть удовлетворены только школьным образованием. Тем более, если педагогическое сообщество действительно хочет обеспечить подрастающему поколению новое качество образования.

         Для оценки этого нового качества содержания образования на государственном уровне используют современные ключевые компетенции, которые определены как система универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности.

          В соответствии с данной тенденцией в современной педагогической науке активно развивается компетентностный подход к модернизации образования (И.Г. Агапов, В.А.Болотов, П.П. Борисов, Г.Б. Голуб, С.Н. Додока, И.А. Зимняя, В.А. Кальней, Т.М. Ковалева, Е.Я. Коган, A.A. Пинский, М.В. Рыжаков, В.В. Сериков, А.Н. Тубельский, И.Д. Фрумин, A.B. Хуторской, С.Е. Шишов и др.) [3; 26; 37; 48; 65; 74; 79; 80; 116; 126; 134; 158; 159; 168; 169; 170; 178; 179].

        Формирование у ребенка подобного интегративного качества, как «компетенция», предполагает собой комплексное развитие личности, возможное только при осуществлении целостного образования.

        Более того, в современной системе образования ДНР и РФ именно дополнительное образование представляется нам наиболее подготовленным для осуществления компетентностного подхода на практике. Ведь, несмотря на появление новой терминологии, дополнительным образованием уже накоплен солидный опыт осуществления компетентностного содержания в своей повседневной деятельности.

        Это и колоссальный опыт общения в разновозрастных и смешанных группах, и практика социально-значимых дел, и поисково-исследовательская, творческая, проектная деятельность, и разнообразные игровые методики, и коллективные творческие дела, вся деятельность детских объединений по интересам — прообраз профилизации обучения, построенная на принципах добровольности, сотворчества детей и взрослых, достижения успеха каждым ребенком.

       I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОБЩЕГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

         Дополнительное образование - благотворная среда для приобретения ребенком опыта межличностного и межкультурного общения, социальных навыков взаимодействия, а также его личностного развития.

        Сегодня дополнительное образование — это специфическая часть системы непрерывного образования, реализующая процесс становления личности в развивающихся средах, способная предоставить детям широкий спектр образовательных услуг в соответствии с их растущими потребностями и изменяющимся социальным заказом общества.

        Дополнительное образование детей — это сфера, объективно объединяющая в единый процесс воспитание, обучение и развитие; это гармоничное единство познания, творчества и общения детей и взрослых, в основе которого лежит любознательность и свободный выбор своего жизненного пути, постижение смысла жизни и духовной силы труда.

        В философском, методологическом плане общее и дополнительное образование могут рассматриваться как общее и особенное, общее и частное. При этом общее школьное образование является систематизирующим образованием, охватывающим массовые контингента, а дополнительное образование по своей природной изначальной сути является вариативным образованием, ориентированным, прежде всего, на индивидуальное развитие детей. Взаимодополнение этих двух начал является неизбежным, если необходимо обеспечить целостность образовательного процесса.

         Целесообразность и объективная необходимость взаимодействия, интеграции общего и дополнительного образования может быть выведена также из двойного предназначения человека, заключающегося в: - познании мира; - преобразовании мира.

        Хотя обе стороны предназначения человека присутствуют в функциях как массовой школы, так и учреждения дополнительного образования, но, в силу специфических особенностей, познавательная направленность деятельности все же, в большей степени характерна для общеобразовательных учреждений, а практико-ориентированная, преобразовательная деятельность - для учреждений дополнительного образования. В этом случае, по мнению A.M. Рябченко, интеграция общего и дополнительного образования позитивно скажется на гармоничном развитии личности ребенка.

        В этих условиях активизируется и выходит на новый уровень процесс организации взаимодействия общего и дополнительного образования как механизм достижения нового качества образования.

        Однако, по-прежнему остаются недостаточно разработанными теоретические основы взаимодействия общего и дополнительного образования, мало исследованы также механизмы организации данного взаимодействия для достижения нового качества образования, не нашла отражение в теоретических исследованиях идея реализации на практике компетентностного подхода во взаимодействии учреждения дополнительного образования детей и школы.

        Объективно существующие противоречия:

- Между необходимостью осуществлять взаимодействие учреждения дополнительного образования детей и школы в целях достижения нового качества образования через развитие социокультурных компетенций учащихся и неотработанностью на практике эффективных механизмов организации данного взаимодействия.

- Между потребностью современного общества в социально активных, мобильных, конкурентноспособных гражданах и неспособностью школы, в силу своей традиционной образовательной направленности, решить эту задачу за рамками компетентностного подхода и без помощи учреждения дополнительного образования детей.

- Между естественной потребностью ребенка в развитии компетенций через расширение опыта межличностного общения, активную социализацию, самостоятельную познавательную и творческую деятельность, поиск личностных смыслов, дальнейшего жизненного и профессионального самоопределения и невозможностью в полной мере удовлетворить эту потребность в условиях общеобразовательной школы.

        Данные противоречия определяют следующую проблему: каковы организационно-педагогические условия эффективного взаимодействия учреждения дополнительного образования детей и школы для развития социокультурных компетенций учащихся в современных условиях.

Задачи для решения проблемы:

1. Выделить основы взаимодействия учреждения дополнительного образования детей и школы в развитии социокультурных компетенций учащихся в современных условиях, определить показатели эффективности данного взаимодействия.

2. Провести анализ реальной практики взаимодействия учреждения дополнительного образования детей и школы.

3. Теоретически выстроить и экспериментально проверить модель эффективного взаимодействия учреждения дополнительного образования детей и школы.

4. Разработать перспективную программу и рекомендации по совершенствованию взаимодействия учреждения дополнительного образования детей и школы.

        Взаимодействие учреждения дополнительного образования детей и школы будет осуществляться с наибольшей эффективностью при соблюдении комплекса педагогических условий:

- реализации в совместной деятельности всеми субъектами взаимодействия единых принципов гуманистической, личностно-ориентированной педагогики;

- приоритетном использовании активных форм, методов, технологий развития компетенций учащихся в ходе специально организованной социальной практики во взаимодействии учреждения дополнительного образования детей и школы;

- осуществлении взаимодействия учреждения дополнительного образования детей и школы на высоких уровнях совместного развития и образовательного партнерства;

- реализации единой муниципальной образовательной политики для достижения нового качества образования, учитывающей потребности и ожидания гражданского общества.

          Теоретико-методологическую основу исследования составили: философские подходы к образовательной деятельности (М.С. Каган, И.Кант, И.С. Кон и др.)[72;75;82]; теория и методика педагогического исследования (Ю.К. Бабанский, В.И. Загвязинский, М.Н. Скаткин, В.А. Сластенин и др.) [9;62;138;140]; теория системного подхода (В.Г. Афанасьев, В.П. Беспалько, В.П. Симонов и др.) [7;20; 135]; основные идеи гуманистической концепции человека в философии, педагогике и психологии (К.А. Абульханова-Славская, и Ш.А. Амонашвили, В.В. Зеньковский, А. Маслоу, К. Роджерс, B.C. Соловьев, В.А. Сухомлинский и др.) [1;5;64;101;122;148;153]; концепции личностно-ориентированного образования и культурологического подхода (B.C. Библер, Е.В. Бондаревская, И.Б. Котова, C.B. Кульневич, В.В. Сериков, E.H. Шиянов и др.) [22;31;85;86;88;133;134]; теории деятельностного развития личности (JT.C. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.) [42;51;93;124]; современные исследования по проблемам воспитания, организации воспитательного процесса, развивающей образовательной среды (В.А. Ка-раковский, В.И. Слободчиков, Н.Л.Селиванова, Л.И.Новикова, E.H. Щуркова, И.С. Якиманская и др.) [76;77; 120; 141 ; 155; 184; 188]; современные исследования по дополнительному образованию, проблемам взаимодействия общего и дополнительного образования (А.К. Бруднов, Л.Н. Буйлова, В.А. Горский, Е.Б. Евладова, Н.В. Кленова, Л.Г. Логинова, H.H. Михайлова, A.M. Рябченко, В.Г. Федотова и др.) [36;37;58;59;100;127;162]; исследования качества образования (В.А. Кальней, O.E. Лебедев, С.Е. Шишов и др.) [74; 160]; исследования по интеграции образования (М.Н. Берулава, А.Я. Данилюк, В.Т. Фоменко и др.) [18;52;166].

        С переходом государства к экономике рыночного типа возникает необходимость подготовки конкурентоспособной личности, то есть человека, способного критически и творчески мыслить, вырабатывать убеждения и защищать их. Независимо от избранной им профессии уверенно вступать в социальные отношения, грамотно вести хозяйство, добиваясь высоких результатов при минимальных затратах времени и средств, способного к самосовершенствованию, самоизменению, активной адаптации на рынке труда.
          В решении данной проблемы особая роль отводится образовательным учреждениям различного типа, в том числе учреждениям дополнительного образования детей, их взаимодействию. Основной целью такого взаимодействия является создание единого образовательного пространства, формируемого на основе гармоничной взаимосвязи образовательных стандартов с возможностями дополнительного образования и предназначенного для разностороннего развития личности каждого ребенка в доступных ему видах деятельности, для постепенного появления у него потребности и способности к творческому саморазвитию.

          Образование как целостная система предполагает две цели - социализацию и индивидуализацию. Для эффективной и успешной реализации каждой из них необходимо, с одной стороны, иметь две автономные по целям, задачам и педагогической деятельности сферы. А с другой стороны, интегрировать эти сферы в единое образовательное пространство. Этими двумя автономными сферами являются основное и дополнительное образование как равноправные сферы общего образования, обеспечивающие его целостность.

          Здесь главным процессом является развитие ребёнка как субъекта жизнедеятельности, а главной деятельностью выступает педагогическая поддержка. В центр должен быть поставлен ребёнок с его возможностями и потребностями в самоосуществлении ОБРАЗА человека, причём обладающего огромным ресурсным потенциалом, который он наследует как «правопреемник» культуры. Для этого необходимо найти единственную смысловую основу для объединения дополнительного и основного образования, необходимо затем выявить их специфику, чтобы понять, в чём смысл их «существования порознь» и в то же время почему они являются частью единого.     

            Используя принцип вариативности, педагог сможет определить, в чём смысл и специфика целей, которые ставит перед собой дополнительное образование, как, используя культурный опыт (предметный, духовный), создать условия, при которых возможно организовать процесс, связанный с индивидуальным развитием ребёнка. Для развития полноценного образования ребёнка необходимо создать условия , при которых он мог бы осваивать процессы, связанные с его собственной социализацией и индивидуализацией

           Время, которое ребёнок проводит в стенах школы, - это его образовательный ресурс, который может быть использован для решения задач социализации; свободное время- время для себя - может стать ресурсом индивидуального развития, если дополнительное образование выступит условием, при котором данный ресурс может превратиться в личностный потенциал.

           В сфере дополнительного образования «предметность», нормы переходят из разряда необходимого в вариативный в зависимости от возможности, желания, направленности интересов ребёнка. Если на уроках ребёнок должен осваивать «правильные образцы», которые ведут к эффективной и оптимальной деятельности, то когда ребёнок осваивает предмет само – деятельно, он сам выбирает, оценивает и находит критерии эффективности и оптимальности. В самодеятельности ребёнок всегда исследователь, а в обучении – всегда ученик.

             Переход от ученичества к самодеятельности и обратно создаёт уникальную образовательную ситуацию для ребёнка, где он во всей полноте может реализовать свой культурно – личностный потенциал. То есть получает возможность знакомиться и усваивать культурные образцы, следуя взрослому- педагогу, а педагог дополнительного образования не только этому не воспрепятствует, а наоборот, поможет ребёнку развернуть процесс исследования собственных интересов, способов их проявления и эффективности.

          Полноценное развитие базовых способностей растущего человека может быть обеспечено взаимодополняемостью основного и дополнительного образования. Именно такая задача стоит перед образованием в условиях современного социума. Основой для возникновения взаимодополняемости является конкретный ребёнок, который ставит перед педагогикой проблему полноты развития и его многообразных способностей.

Формирование конкурентоспособной личности в УДО будет эффективным, если:

·        УДО является конкурентоспособным образовательным учреждением;
разработана и апробирована педагогическая технология формирования конкурентоспособной личности;

·        для организации жизнедеятельности ребёнка создан комплекс педагогических условий, включающий образовательно-развивающие, организационно-педагогические и социально-психологические;

·        поликультурная среда УДО выступает воспитательным пространством для проявления социально-активных качеств личности.

Для того, чтобы дополнительное образование могло осуществлять формирование конкурентоспособной личности необходимо учитывать ряд принципов в разработке дополнительных образовательных программ, основными из которых являются:

- ориентация на широкое гуманитарное содержание, позволяющее гармонично сочетать национальные и общечеловеческие ценности;

- формирование у школьников целостного и эмоционально - образного восприятия мира;

- обращение к тем проблемам, темам, образовательным областям, которые являются личностно значимыми для детей того или иного возраста и которые недостаточно представлены в основном образовании;

- развитие познавательной, социальной, творческой активности ребёнка, его нравственных качеств;

- обязательная опора на содержание основного образования, использование его историка - культурологического компонента;

- реализация урочной и внеурочной деятельности.

            В детских музыкальных школах и детских школах искусств системы образования процесс формирования конкурентоспособной личности осуществляется на протяжении всех лет обучения ребёнка в данном УДО. Обновление содержания музыкального образования, внедрение в обучение новых педагогических технологий с их ориентацией на развитие ребёнка, на осмысление им своей деятельности направлено, в конечном результате, на личностно-ориентированное обучение конкурентоспособной личности.          

             Искусство, в частности музыкальное, должно осваиваться на принципах и методах, адекватных природе искусства. Деятельность, как самого педагога, так и детей, должна стать полноценной художественной деятельностью. Если ребёнок воспроизводит сам процесс рождения музыки, постигает художественный смысл произведений как свой собственный, умело выявляет в них музыкальные выразительные средства для раскрытия художественного замысла – это и есть проникновение в мир музыки при помощи языка, на котором говорит само искусство. При этом ребёнок проникает в саму природу музыкального искусства, ставя себя в позицию композитора, в позицию исполнителя, в позицию слушателя.

             Таким образом, художественная деятельность педагога и ученика, основанная на сотрудничестве, соучастии, сотворчестве, - неотъемлемое условие для достойного воспитания современного ребёнка как конкурентоспособной личности.

 

     

Основное образование

Дополнительное образование

Построение научно-рациональной картины мира и способов нормативно-целесообразной деятельности

Раскрытие ценностно-смысловой компоненты мира и развитие самодеятельности детей

Усвоение предметных знаний и способов их употребления

Раскрытие личностных интересов и склонностей, где учебные предметы - лишь одно из средств обучения

Освоение возрастно- нормативного пространства

Построение пространства саморазвития

Социализацию детей, формирование социально-адаптированной личности

Индивидуализацию, воспитание свободной, самобытной личности

Типологизирующее, моновозрастное образование, социально-групповые нормы развития

Половозрастное образование, личностные нормы, обеспечивающие индивидуальные траектории развития

Общечеловеческий опыт познания

Личный опыт практической жизнедеятельности ребёнка

Адаптирующее и корректирующее образование

Развивающее и реабилитирующее образование

 

   II. МОДЕЛЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОБЩЕГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 Необходимость взаимодействия школы и учреждений дополнительного образования детей приобретает особую значимость и продиктована общностью проблем воспитания и личностного развития детей, вопросами их самореализации, социальной адаптации в учебное и свободное время. Интеграция основного и дополнительного образований становится важным фактором эффективности организации внеурочной деятельности в условиях перехода на новый образовательный стандарт.

          Сохранение дополнительного образования в общеобразовательном учреждении способствует гармоничному соединению трех равнозначных сфер: учебной, внеурочной деятельности и дополнительного образования. Такой подход позволяет создать единое образовательное пространство и эффективно решать как содержательные, так и организационные проблемы, задачи интеграции основного и дополнительного образования.

Дом  детского творчества, как учреждение дополнительного образования детей, имеет значительные возможности для решения задачи всестороннего развития личности во внеурочное время, так как имеет

· квалифицированный кадровый состав с широким спектром деятельности;

· необходимую материально-техническую базу;

· нетрадиционные подходы к организации и проведению процесса обучения; · разнообразие программ и имеющийся опыт их реализации.

Эти проблемы школы и возможности Дома детского творчества ставят на повестку дня вопрос о необходимости их взаимодействия в части реализации внеурочной деятельности.

1. Как образовательное учреждение дополнительного образования детей через предоставление дополнительных образовательных услуг может принимать участие в решении проблемы организации внеурочной деятельности

2. Как должны взаимодействовать Дом детского творчества и школа в создании благоприятных условий для организации внеурочной деятельности.

Цель деятельности – информационно - методическое обеспечение внеурочной деятельности школьников.

Задачи деятельности:

1. Разработка, апробация и описание модели взаимодействия общего и дополнительного образования

2. Создание общего программно-методического пространства внеурочной деятельности и дополнительного образования детей.

3. Предоставление МОУ ДОД ДДТ ресурсной базы в соответствии с современными нормами организации труда и обучения.

4. Практическое обучение педагогов дополнительного образования:

·        Мастер-классы;

·        Семинары;

·        Открытые занятия

ОРГАНИЗАЦИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Деятельность инновационной площадки рассчитана на 4 года:

Первый этап - организационный (июль – сентябрь 2017 г.)

Второй этап – внедренческий (2017 – 2020 учебный год)

Третий этап – аналитический (2020 – май 2021 г.)

  Для организации инновационной деятельности разработаны локальные акты, регламентирующие организацию внеурочной деятельности:

· Положение о ресурсном центре по информационно-методическому обеспечению внеурочной деятельности школьников.

 · Договор «О сотрудничестве и совместной образовательной деятельности».         

 

           В соответствии с этими договорами работа инновационной площадки осуществлялась по следующим направлениям взаимодействия:

· разработка и внедрение эффективных образовательных программ дополнительного образования детей;

· информационная поддержка одаренных детей;

· консультирование по вопросам внеурочной деятельности;

· анализ информационных и образовательных потребностей субъектов образовательного процесса;

 · организация и проведение конференций, семинаров, практикумов, мастер- классов для обмена профессиональным опытом педагогических работников, занятых во внеурочной деятельности младших школьников;

· обеспечение потребителей образовательных услуг информационными материалами;

· информирование общественности об услугах и результатах деятельности ресурсного центра через средства массовой информации и официальный сайт учреждения.

Социально-партнёрские отношения были выстроены с общеобразовательными учреждениями №№ 1- 22 Ворошиловского района города Донецка на основе договоров о сотрудничестве и совместной образовательной деятельности.

 

МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ ИННОВАЦИОННОЙ ПЛОЩАДКИ:

Взаимодействие общего и дополнительного образования при организации внеурочной деятельности реализовывалось двумя способами:

-Реальное взаимодействие нескольких образовательных организаций.

-Виртуальное сетевое взаимодействие с использованием достижений современных информационных технологий и, в первую очередь, сети Интернет.

Алгоритм реализации информационно-методического обеспечения внеурочной деятельности младших школьников включал следующие этапы:

 

Первый этап – организационный (июль – сентябрь 2017 г.)

Цель: регламентация деятельности общеобразовательных организаций Ворошиловского района по вопросам организации внеурочной деятельности школьников.

 · Изучили возможности внедрения в практику материалов воспитательной работы

· Создали творческую группу педагогов по изучению проблемы и наработке первичных материалов.

· Разработали модели взаимодействия в рамках проекта.

Второй этап – внедренческий (2017 – 2020 учебный год).

Цель: организационно-педагогическая, информационно-методическая поддержка деятельности педагогов

· Разработали план деятельности.

· Разработали проект «Модель взаимодействия общего и дополнительного образования».

· Организовали обучающие мероприятия для педагогов.

· Разработали методическое обеспечение модели сетевого взаимодействия для организации внеурочной деятельности школьников.

· Апробировали модель сетевого взаимодействия при организации внеурочной деятельности школьников, разработанной в рамках проекта.

Третий этап – аналитический (2020 – май 2021 г.)

Цель: анализ функционирования созданной модели сетевого взаимодействия и определение перспектив дальнейшего развития ресурсного центра.

 · Осуществлялось внедрение новых информационных технологий в образовательную деятельность, информационного сопровождения педагогов образовательных организаций в области воспитательной, методической деятельности, обеспечения их потребности в информационном обслуживании.

· Проанализировали и описали найденные формы

· Спроектировали перспективы, пути и способы дальнейшего развития ресурсного центра по информационно-методическому обеспечению внеурочной деятельности школьников.

· Обобщенные материалы опыта работы ресурсного центра по информационно-методическому обеспечению внеурочной деятельности младших школьников презентовали перед педагогами образовательных учреждений. Управление инновационными преобразованиями в рамках проекта осуществлялось на основе следующих основных механизмов:

· формирование согласованных подходов общеобразовательных организаций и ресурсов «Дома детского творчества» по вопросам организации внеурочной деятельности на основе модели дополнительного образования;

 · создание общего программно-методического пространства внеурочной деятельности и дополнительного образования детей;

· реализация эффективных образовательных программ дополнительного образования детей.

 

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

 В результате деятельности инновационной площадки разработаны и сформированы электронные и информационно-методические ресурсы для успешного развития общего программно-методического пространства внеурочной деятельности и дополнительного образования детей, оказания практической методической помощи педагогам, занимающихся вопросами организации внеурочной деятельности школьников:

· сформирован банк методических рекомендаций по внедрению в воспитательный процесс материалов внеурочной деятельности

· создан электронный банк данных внеурочной деятельности образовательных организаций;

· создан каталог цифровых образовательных ресурсов и образовательных ресурсов Интернета;

 · разработаны рабочие программы внеурочной деятельности;

· разработан пакет диагностических материалов пo оценке сформированности УУД учащихся;

· разработано «Психолого-педагогическое сопровождение процесса внеурочной деятельности младших школьников»;

· оформлена программно-методическая документация педагогов, реализующих внеурочную деятельность;

· оказывалась консультационная помощь (индивидуальная и групповая) педагогам образовательных организаций по вопросам организации внеурочной деятельности школьников.

        Опираясь на практику работы, педагоги дополнительного образования Дома детского творчества для организации внеурочной деятельности учащихся реализуют программы, направленные на решение задач формирования общей культуры и физической культуры ребёнка, расширение его знаний о мире и о себе, его социального опыта: «Декоративно-прикладное искусство. «Чудо – мастерская»», «Умелые ручки», «Бумажная фантазия», «Школа юного аниматор «Серпантин»», «Непоседы», «Волейбол», «Баскетбол», «Мини-футбол», Здоровый образ жизни». Мотивационно и методически готовые к инновационной деятельности педагоги активно включались в эффективные формы методического обучения. Проведение совместных семинаров, мастер-классов по актуальным направлениям организации внеурочной деятельности младших школьников позволило осуществить полноценную методическую поддержку педагогов, активизировать общение педагогов между собой, расширить опыт совместной работы. Используя информационные, интеллектуальные, материально-технические ресурсы МОУ ДОД ДДТ, на базе провели совместные мероприятия.

      Проведя анализ проведенных форм работы, мы пришли к выводу, что в результате деятельности выстроилась модель взаимодействия учреждений общего и дополнительного образования, выступающих как равноправные и взаимодополняющие друг друга компоненты, обеспечивающие объединение их образовательных ресурсов:

·        проект и модель взаимодействия создали гибкую систему, объединяющую образовательные ресурсы школы и ДДТ для организации внеурочной деятельности;

·        применение специфических методов, приёмов обучения и воспитания, обстановки непринуждённости, сложившейся в системе дополнительного образования, положительно отражается на процессе организации внеурочной деятельности;

·        разнообразие программ и имеющийся опыт их реализации в учреждении дополнительного образования детей могут составить основу любого направления внеурочной деятельности.

Постоянная оперативная связь педагогов с коллегами помогает решить многие профессиональные вопросы. Проведение совместных семинаров, мастер-классов по актуальным направлениям организации внеурочной деятельности младших школьников позволяет осуществить полноценную методическую поддержку, активизирует общение педагогов между собой, расширяет опыт совместной работы.

          Считаем, что во время инновационной деятельности по проекту «Модель взаимодействия общего и дополнительного образования при организации внеурочной деятельности», целью которого являлась информационно - методическое обеспечение внеурочной деятельности школьников, позволила внедрить в практику общего образования наработанный положительный опыт работы «Дома детского творчества». Наша общая задача - педагогов основного и дополнительного образования лучше узнать особенности работы друг друга, оценить те или иные преимущества в каждом виде образования и научиться умело пользоваться ими.

        При анализе сложившихся условий осуществления взаимодействия учреждения дополнительного образования детей и школы было выявлено, что в силу высокого потенциала идеи взаимодействия общего и дополнительного образования в целостном развитии личности ребенка, она получила достаточно широкое распространению в образовательной практике.

Проводимая взаимосвязь между учреждением дополнительного образования детей и школами, подтвердил актуальность и выявил достаточно высокий уровень готовности педагогического сообщества к реализации взаимодействия учреждения дополнительного образования детей и школы.

        Преобладающие формы данного взаимодействия

Это:

- организация обучения по общеобразовательным программам дополнительного образования детей;

- организация совместных мероприятий;

- использование программно-методических материалов друг друга;

- деятельность в рамках муниципальных программ (в основном воспитательного характера);

- участие в совместных научно-практических конференциях, семинарах, конкурсах, выставках;

- проведение открытых занятий;

- информирование общественности через СМИ о результатах совместной деятельности.

Перспективные направления реализации взаимодействия

Это: воспитательная работа, их адаптации к школьной жизни.

        Наиболее активно взаимодействие осуществляется еще по тем образовательным областям, недостаток которых явно виден в содержании школьного образования.

         Также среди конкретных причин, мешающих педагогическим и административным работникам образования налаживать взаимодействие, были выявлены такие: недостаточная осведомленность о новых тенденциях в образовательной политике, о специфике работы друг друга; нежелание следовать требованиям времени и внедрять новые технологии в своей работе; собственная инертность.

        Для дальнейшего сближения общего и дополнительного образования нами был организован поиск центральной объединяющей идеи, такой, которая наполнит новым смыслом уже сложившуюся систему взаимодействия. Ею была признана идея достижения нового качества образования на современном этапе развития образования в русле компетентностного подхода.

        Определив целевую установку и стратегию развития, проанализировав сложившуюся практику взаимодействия, мы пришли к выводу, что подошли вплотную к созданию единого образовательного муниципального пространства. Показательно, что взаимодействие общего и дополнительного образования в ходе становления единого образовательного муниципального пространства сыграло интегрирующую роль.

        Так, в процессе экспериментальной деятельности выяснилось, что единое образовательное муниципальное пространство является не только условием, как предполагалось нами, но и продуктом данного взаимодействия.

       Создание единого образовательного муниципального пространства, завершившееся на этапе констатирующего эксперимента, активизировало процесс взаимодействия учреждения дополнительного образования детей и школы по всем направлениям (организационно-педагогическому, программно-методическому, нормативно-управленческому и информационному) в соответствии с разработанной моделью.

       В результате нами диагностировались: постепенный переход участников эксперимента на более высокие уровни взаимодействия; эффективность идеи организации социальной практики во взаимодействии учреждения дополнительного образования детей и школы как механизма для комплексного развития компетенций у подрастающего поколения (по итогам опросов и комплексной диагностики развития социокультурных компетенций), подтверждая положения гипотезы; рост социального статуса дополнительного образования: от примитивного понимания его как «кружковой работы», «внешкольной работы», до признания как самоценного и важного вида образования.

        Таким образом, в ходе исследования нами были выявлены, обоснованы и экспериментально проверены организационно-педагогические условия, обеспечивающие эффективное взаимодействие учреждения дополнительного образования детей и школы по развитию социокультурных компетенций учащихся, которые включают в себя:

 а) реализацию в совместной деятельности всеми субъектами взаимодействия единых принципов гуманистической, личностно-ориентированной педагогики;

б) приоритетное использовании активных форм, методов, технологий развития социокультурных компетенций учащихся в ходе специально организованной социальной практики во взаимодействии учреждения дополнительного образования детей и школы;

в) осуществление взаимодействия учреждения дополнительного образования детей и школы на высоких уровнях совместного развития и образовательного партнерства;

г) реализацию единой муниципальной образовательной политики для достижения нового качества образования, учитывающей потребности и ожидания гражданского общества.

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

        Как показала историческая практика, сохранение стабильности, как в мире, так и в любом человеческом сообществе, невозможно без стремления людей к объединению, без достижения ими единства взглядов и целей, принципов и мировоззренческих ориентиров, без взаимодействия субъектов во всех направлениях деятельности.

        И теперь, когда общество потребовало от науки и практики нового качества образования, многим ученым стало ясно, что это невозможно без обеспечения целостности самого образования.

        Во-первых, важнейшим механизмом достижения нового качества образования в этой связи нам представляется процесс взаимодействия общего и дополнительного образования.

       Во-вторых, назрела необходимость обобщения и развития существующего опыта данного взаимодействия.

        Рассматривая новое качество образования с позиции компетентностного подхода, нами осознана необходимость осуществлять взаимодействие учреждения дополнительного образования детей и школы в целях его достижения через развитие социокультурных компетенций у подрастающего поколения.

        В итоге выработана стратегия развития взаимодействия учреждения дополнительного образования детей и школы в едином муниципальном образовательном пространстве для достижения нового качества образования в современных условиях реализации компетентностного подхода в образовании, представленная воспитательной моделью «Образовательное партнерство».

        В ходе реализации  предполагается создание единого нормативного, организационного, информационного пространства, программно-методической и ресурсной базы Ворошиловского района, осуществление сетевого подхода в содержании и организации совместной деятельности субъектов взаимодействия по развитию социокультурных компетенций учащихся.

        Практические рекомендации адресуются учителям школ, педагогам дополнительного образования, другим работникам сферы образования для разработки образовательных программ, курсов; администрации управления образования и образовательных учреждений для организации эффективного взаимодействия в муниципальном пространстве учреждения дополнительного образования детей и школы с целью достижения современного качества образования.

        Образовательное партнерство Ворошиловского района, определившая муниципальную стратегию взаимодействия учреждения дополнительного образования детей и школы в современных условиях реализации компетентностного подхода в образовании, которая может быть использована в аналогичных условиях единого муниципального образовательного пространства разных регионов.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. - 229 с.

2. Агапов И.Г. Теоретические основы технологического обеспечения развития общих компетенций обучающихся в школе: Дис. . докт. пед. наук. -Москва, 2001.-317 с.

3. Агапов И.Г., Додока С.Н. Формирование общих компетенций школьников в процессе дистанционного обучения. -М., 2000. 136 с.

4. Алексеев H.A. Личностно ориентированное обучение: вопросы теории и практики. Тюмень: Изд-во ТГУ, 1997. - 216 с.

5. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. М.: Мысль, 1996.-360 с.

6. Асмолов А.Г., Кондаков A.M. Образование России: от «культуры полезности» к «культуре достоинства» // Педагогика. 2004. - №7. - С. 5-11.

7. Афанасьев В.Г. Моделирование как метод исследования социальных систем / Системные исследования. Методологические проблемы. Ежегодник 1982 /Редколл.: Д.М. Гвишиани и др./-М., 1982. 184 с.

8. Афанасьев В.Г. Системность и общество. М.: Политиздат, 1980. - 389 с.

9. Бабанский Ю.К. Педагогический процесс. М.: Наука, 1983. - 316 с.

10. Ю.Барахович H.H. Формирование коммуникативной компетентности студентов педагогического колледжа: Дис. . канд. пед. наук. Красноярск, 2000. - 178 с.

11. П.Батыщев Г.С. Социальные связи человека в культуре. // Культура, человек и картина мира./ Отв. Ред. А.И. Арнольдов, В.А. Кругликов. М.: Мысль, 1987.- 176 с.

12. Бахтеева С.С. Формирование социальной компетентности студента в процессе обучения иностранному языку в ВУЗе экономического профиля: Дис. .канд. пед. наук. Казань, 2001.

13. З.Безрукова B.C. Педагогика. Проективная педагогика: Учеб. Пособие. -Екатеринбург, 1996. 175 с.

14. Белоцерковец Н.И. Формирование социальной компетентности детей 3-7 лет в условиях открытого дошкольного образовательного учреждения: Дис. . канд. пед. наук. -Карачаевск, 2002. 165 с.

15. Бердяев H.A. О назначении человека. -М.: Смысл, 1993.-237 с.

16. Бердяев H.A. Самопознание. М.: Просвещение, 1990. - 336 с.

17. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.: Прогресс, 1986. - 352 с.

18. Берулава М.Н. Теоретические основы интеграции образования. М.: Совершенство, 1998. -192 с.

19. Беспалова Г.М., Виноградова Н.М. Социальное проектирование подростка. Как изменить отношения в школе. Брянск: Фонд «Новые перспективы», 2002.-47 с.

20. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. -М.: Центр, 1989. -193 с.

21. Бехтеев В.М. Избранные работы по социальной психологии. М.: Прогресс, 1994.

22. Березина, В.А. Дополнительное образование детей как средство их

творческого развития: дис. ... канд. пед. наук / В.А. Березина. – М., 2002. – 391 с.

23. Дополнительное образование детей: учебное пособие / Ред.

Лебедев О.Е. – М. : Владос, 2009. – 293 с.

24. Евладова, Е.Б. Дополнительное образование детей: Учебник для студ.

пед. училищ и колледжей / Е.Б. Евладова, Л.Г. Логинова, Н.М. Михайлова. –

М.: Владос, 2004. – 321 с.

25. Касьянов, В.В. Обществознание / В.В. Касьянов. – Ростов н/Д: Феникс,

2007. – 276 с.

26. Монахов, Д.Л. Совместными усилиями – к новому качеству

образования / Д.Л. Монахов // Дополнительное образование и воспитание. – М.:

ИД Витязь, 2009. – №11.

27. Нечаев, В.Я. Социология образования / В.Я. Нечаев. – М., 1992. – 401 с.

28. Овсянников, А.А. Система образования в России и образование России

/ А.А. Овсянников // Мир России. – 1999. – № 3.

29. Федотова, В.Ю. Система целенаправленного выявления потенциальных

способностей одаренных детей в рамках УДОД / В.Ю. Федотова //

Дополнительное образование и воспитание. – ИД Витязь, 2008. – № 11.

30. Дополнительное образование [Электронный ресурс]: информационный

портал системы дополнительного образования детей. –Режим доступа:

http://www.dopedu.ru/dopolnitelnoe-obrazovanie-detey

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Доклад на тему «Взаимодействие учреждений общего и дополнительного образования»

Доклад на тему «Взаимодействие учреждений общего и дополнительного образования»

Содержание ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3

Содержание ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3

ВВЕДЕНИЕ Актуальность

ВВЕДЕНИЕ Актуальность

Сегодня образованность человека определяется не столько специальными (предметными) знаниями, сколько его разносторонним развитием как личности, ориентирующейся в традициях отечественной и мировой культуры, в современной системе…

Сегодня образованность человека определяется не столько специальными (предметными) знаниями, сколько его разносторонним развитием как личности, ориентирующейся в традициях отечественной и мировой культуры, в современной системе…

I . ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

I . ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Объективно существующие противоречия: -

Объективно существующие противоречия: -

Теоретико-методологическую основу исследования составили: философские подходы к образовательной деятельности (М

Теоретико-методологическую основу исследования составили: философские подходы к образовательной деятельности (М

Образование как целостная система предполагает две цели - социализацию и индивидуализацию

Образование как целостная система предполагает две цели - социализацию и индивидуализацию

Полноценное развитие базовых способностей растущего человека может быть обеспечено взаимодополняемостью основного и дополнительного образования

Полноценное развитие базовых способностей растущего человека может быть обеспечено взаимодополняемостью основного и дополнительного образования

Искусство, в частности музыкальное, должно осваиваться на принципах и методах, адекватных природе искусства

Искусство, в частности музыкальное, должно осваиваться на принципах и методах, адекватных природе искусства

Адаптирующее и корректирующее образование

Адаптирующее и корректирующее образование

Мастер-классы; · Семинары; ·

Мастер-классы; · Семинары; ·

Алгоритм реализации информационно-методического обеспечения внеурочной деятельности младших школьников включал следующие этапы:

Алгоритм реализации информационно-методического обеспечения внеурочной деятельности младших школьников включал следующие этапы:

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ИННОВАЦИОННОЙ

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ИННОВАЦИОННОЙ

Проведя анализ проведенных форм работы, мы пришли к выводу, что в результате деятельности выстроилась модель взаимодействия учреждений общего и дополнительного образования, выступающих как равноправные и…

Проведя анализ проведенных форм работы, мы пришли к выводу, что в результате деятельности выстроилась модель взаимодействия учреждений общего и дополнительного образования, выступающих как равноправные и…

СМИ о результатах совместной деятельности

СМИ о результатах совместной деятельности

Таким образом, в ходе исследования нами были выявлены, обоснованы и экспериментально проверены организационно-педагогические условия, обеспечивающие эффективное взаимодействие учреждения дополнительного образования детей и школы по развитию…

Таким образом, в ходе исследования нами были выявлены, обоснованы и экспериментально проверены организационно-педагогические условия, обеспечивающие эффективное взаимодействие учреждения дополнительного образования детей и школы по развитию…

И теперь, когда общество потребовало от науки и практики нового качества образования, многим ученым стало ясно, что это невозможно без обеспечения целостности самого образования

И теперь, когда общество потребовало от науки и практики нового качества образования, многим ученым стало ясно, что это невозможно без обеспечения целостности самого образования

Агапов И.Г., Додока С.Н. Формирование общих компетенций школьников в процессе дистанционного обучения

Агапов И.Г., Додока С.Н. Формирование общих компетенций школьников в процессе дистанционного обучения

Е.Б. Евладова, Л.Г. Логинова, Н

Е.Б. Евладова, Л.Г. Логинова, Н
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.10.2021