Взаимодействие в развитии читательской компетентности
у обучающихся с ОВЗ (ЗПР) младшего и среднего звена.
|
Фомина Светлана Николаевна учитель – дефектолог МБОУ ППМС «ЦДиК» НМР РТ высшая квалификационная категория
Григорьева Людмила Сергеевна учитель – дефектолог МБОУ ППМС «ЦДиК» НМР РТ высшая квалификационная категория |
Представьте такую картину: ребёнок сидит у телевизора, с телефоном или за компьютером. Какая проблема может скрываться за этой привычной картиной из жизни? Здесь кроется серьёзное противоречие:
- с одной стороны, компьютерная грамотность, с
другой, речевая безграмотность;
-умение быстро найти любую информацию и
неспособность её проанализировать, выбрать важное, понять суть;
-желание общаться «виртуально» и трудности в организации живого диалога со сверстниками.
В чём причина
такого противоречия? Причина кроется в следующем:
-отсутствие условий, требующих от детей речевой
активности;
-снижение требований соблюдения грамматических
норм;
-бедный словарный запас, низкий уровень читательской
культуры.
Современная действительность диктует свои правила учебной и профессиональной самореализации. Сегодня важно не столько заучивание определенных норм и правил, сколько получение обобщённых знаний и навыков, позволяющих эффективно решать конкретные жизненные проблемы.Основнаяидея образовательной программы в соответствии с ФГОС - переориентация учебного пространства от обучающегося «знающего» к «умеющему». Главное – не объём сформированных знаний, а как усвоенные знания и умения научить применять в деятельности.
ФГОС определяет компетентностный подход в обучении, воспитании и развитии обучающихся и читательская компетентность (совокупность знаний, умений и навыков, позволяющих человеку отбирать, понимать, организовывать информацию, представленную в знаково-буквенной форме, и успешно её использовать в личных и общественных целях) является одной из ключевых.
Чтение –базовый компонент воспитания, образования и развития культуры. Оно является деятельностью, формирующей и развивающей личность, инструментом получения образования и распространения культуры.
Проблемастановления навыка чтенияи полноценного понимания текста – одна из самых острых проблем обучения и её успешное решение во многом зависит от уровня овладения ими детьми. Учёные установили, что у всех обучающихся, страдающих нарушениями чтения и письма, имеются явные недостатки ориентирования во времени и пространстве, часто приводящие к возникновению трудностей в усвоении образовательной программы. Слабочитающиедетивмладшем звене, перейдя в среднее звено школы, будут если не тонуть, то захлёбываться в потоке учебной информации.Отсюда проблемы в изучении таких предметов, как литература, история, география, обществознание и т.д.
Что мешает младшим школьникам успешно овладеть начальными этапами чтения? Чаще всего это недостаточная сформированность высших психических функций (произвольная регуляция, воображение, образное, речевое и логическое мышление, мотивационный и операционные компоненты, пространственные представления).
Среди детей с ОВЗкатегория обучающихся с ЗПР наиболее многочисленная и неоднородная по составу.Диапазон различий в развитии обучающихся с ЗПР достаточно велик – от практически нормально развивающихся, испытывающих временные и относительно легко устранимые трудности, до обучающихся с выраженными и сложными по структуре нарушениями когнитивной и аффективно-поведенческой сфер личности. От обучающихся, способных при специальной поддержке на равных обучаться совместно снормативными сверстниками, до обучающихся, нуждающихся при получении образования в систематической и комплексной коррекционной помощи.
Вопрос преемственности и взаимодействия в обучении является важнейшей проблемой образования. Основная цель дошкольного образования –всестороннее развитие детей, в соответствии с потенциальными возрастными возможностями,обеспечивающееобщую и специальную готовность к переходу к школьному обучению. В начальной школе –продолжение всестороннего развития детей с учётом возросших возможностей, спецификой школьной жизни наряду с освоением важнейших учебных навыков в чтении, письме, математике и становлением учебной деятельности.В среднем и старшем звене – расширение и углубление учебных знаний и навыков, подготовка к профессиональному обучению. Почему тогда возникает эта проблема?
Для успешной реализации принципа преемственности и взаимодействия младшего и среднего звена школы в вопросах развития читательской компетенции обучающихсяс ОВЗ (ЗПР) необходимы следующие условия:
- знание учителями среднего звена методики и программы обучения, особенностей развития познавательной деятельности обучающихся с ОВЗ(ЗПР);
- единые принципы и подходы при выполнении учебных заданий различного предметного содержания;
- владение учителями всех учебных предметов приёмами и методами текстовой деятельности;
- систематическое развитие и коррекция недостаточно сформированных умений и навыков, регулярное закрепление и систематизация знаний;
- формирования у обучающихся читательских предпочтений и интересов на базе полученных за годы обучения знаний.
Современное качество образования в соответствии с ФГОС определяется уровнем овладенияобучающимися ключевыми компетентностями – способностями к самостоятельной деятельности в учебном процессе, в использовании приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни.
Предупреждение возможных трудностей в обучении и их коррекцию с помощью игровых приёмов и методов значительно облегчает процесс восприятия и понимания учебного материала, повышает интерес детей к чтению.Например, расшифруйте слова, переставив в них буквы (анаграммы - времена года, их главные признаки).Подберите пару - время года и его основной признак (осень – листопад, зима – снегопад, весна – ледоход, лето – сенокос). Разгадайте кроссворд (приложение) по каждому времени года, предлагаемое в виде вопросов поиска необходимых слов в стихотворении.
Игровые задания способствуют повышению интереса к чтению, изменению в положительную сторону отношения к учебным предметам и заданиям творческого и проблемно-поискового характера, совершенствованию приобретенного опыта работы с информацией, создают благоприятные условия для личностного становления детей, что и является целью работы по взаимодействию в развитии читательской компетентности у обучающихся с ОВЗ (ЗПР) младшего и среднего звена.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.