«Взаимодействие семьи и школы: новые проблемы, инновационные методы и формы работы»
Оценка 5

«Взаимодействие семьи и школы: новые проблемы, инновационные методы и формы работы»

Оценка 5
Работа с родителями
doc
классное руководство
1 кл—2 кл
23.01.2018
«Взаимодействие семьи и школы: новые проблемы,  инновационные методы и формы работы»
Данная статья раскрывает пути взаимодействия и сотрудничества школы с родителями для достижения успешности в обучении и воспитании младших школьников. Такое тесное сотрудничество основано на соблюдении и уважении традиций школы, и новых формах общения родительской общественности с классным руководителем и учащимися классного коллектива.
Взаимодействие семьи и школы.doc
МОУ Гимназия №1 имени Героя Советского Союза Е.Дикопольцева Выступление по теме: «Взаимодействие семьи и школы: новые проблемы,  инновационные методы и формы работы» Автор: Смородинова Елена Эдуардовна,  МОУ гимназия №1, г. Комсомольск –на – Амуре Ежедневно, заходя в школу, я прохожу « дорогой приветствий», когда все дети, встреченные мною,   здороваются и улыбаются мне в ответ. В школе, возле кабинета, ждут меня   и мои   первоклашки. Так продолжается вот уже 28лет лет. За это время мне   удалось посеять «разумное, доброе, вечное»   многим ребятишкам. Какие они были? Разные, абсолютно разные. Тихие,  незаметные и гиперактивные,   активные   и   пассивные,   добрые   и   отзывчивые,   шумные   и крикливые.    Мои выпускники уже  не раз приводили ко мне в первый класс своих детей.  А как воспитывать их? Мы часто слышим фразу: « Дети ­ наше будущее» Но задумываемся ли, от кого зависит будущее наших детей? Сегодня изменились требования к учителю, ученику. Человек 21   века   ­   это   творческая   личность,   Он   должен   быть     активным,   динамичным, работоспособным, волевым, уверенным в себе. Чтобы воспитать  такого человека, нужно измениться и самому воспитателю. Ведь « …. воспитание детей – рекордно сложное занятие, самое запутанное из всех видов творчества. Это творение живых характеров, создание необыкновенно  сложных микромиров, а для такого творчества нужна интуиция и глубокие знания…..»  . В условиях введения Федеральных государственных образовательных стандартов второго   поколения   воспитательные   функции   в   общеобразовательном   учреждении выполняют все педагогические работники. Однако ключевая роль в решении задач воспитания принадлежит классному руководителю, призванному создать условия для достижения   главной   цели   воспитания   –   самоактуализации   личности   растущего человека.   И   если   в   начальной   школе   процесс   воспитания   осуществляется безразличными людьми, потери от такого воспитания невосполнимы. Не секрет, что в начальной школе работают самые творческие, креативно ­ мыслящие, талантливые педагоги. Учителю начальной школы, который одновременно преподает и воспитывает,   В необходимо   обладать   недюжинными   воспитательными   способностями. психологической литературе способности классного руководителя определяют так: ­   Способность   правильно   оценивать   внутреннее   состояние     другого   человека, сочувствовать и сопереживать ему (способность к эмпатии). ­ быть примером и образцом для  подражания со стороны детей в мыслях, чувствах и поступках. ­  вызвать у ребенка благородные чувства, желание и стремление становиться лучше, делать людям добро, добиваться высоких нравственных целей. ­   приспосабливать  воздействия к индивидуальным  особенностям воспитываемого ребенка. ­   самосовершенствованию.  ­находить нужный стиль общения с каждым ребенком, добиваться его расположения и взаимопонимания.   вселять   в   человека   уверенность,   успокаивать   его,   стимулировать   к ­ вызывать к себе уважения со стороны воспитанника, пользоваться неформальным признанием с его стороны, иметь авторитет среди детей. ­ И самое главное ­ способность к общению. Особое   сфера     проявления   коммуникативных   способностей   педагога   –   это умение   педагога   применять     поощрения   и   наказания   с   целью   воспитательного воздействия   на   ученика.   Если   поощрения   и   наказания   справедливы,     они стимулируют   стремление   воспитанника   к   успеху,   достижениям.           В   своей воспитательной   деятельности   важным   считаю   внедрение   в   практику     принципа обучения и воспитания успехом. Успех рождает дополнительный импульс к активной работе, содействует становлению достоинства ученика. Это залог положительного отношения   к   учению,   школе,   науке,   труду.   Таким   образом,   ситуация   успеха становится фактором развития личностных компетенций школьника.        Современные   образовательные   стандарты,  безусловно,  базируются   на   классике педагогики.   Константин   Дмитриевич   Ушинский   писал:   "…только   успех поддерживает интерес ученика к учителю, познанию нового. Он появляется только тогда,   когда   есть   вдохновение,   рождающееся   от   успеха   в   овладении   знаниями. Ребенок, никогда не познавший радости труда, не переживший гордости от того, что трудности   преодолены,   теряет   желание,   интерес   учиться,   трудиться".   Первой заповедью   воспитания   К.Д.Ушинский   считал   необходимость   дать   детям   радость труда, успеха в учении, пробудить в их сердцах чувство гордости и собственного достоинства   за   свои   достижения.       Поэтому   сегодня   для   образовательного учреждения на первое место выходит вопрос организации внеурочной деятельности. Именно   сейчас   учащиеся должны   быть   вовлечены   в   исследовательские   проекты, творческие   занятия,   спортивные   мероприятия,   в   ходе   которых   они   научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные   мысли,   уметь   принимать   решения   и   помогать   друг   другу, формулировать интересы и осознавать возможности.         Внеурочная   деятельность   –   это   хорошая   возможность   для   организации межличностных   отношений   в   классе,   между   обучающимися   и   классным руководителем с целью создания ученического коллектива и органов ученического самоуправления.     Такая   деятельность   ориентирована   на   создание   условий   для неформального   общения   ребят   одного   класса   или   учебной   параллели,   имеет выраженную воспитательную и социально­педагогическую направленность. Воспитательная   работа   в   классе   ­   процесс   совместной   деятельности   классного руководителя,   детей   и   взрослых   по   определению   целей,   содержания   и   способов организации воспитательного процесса и жизнедеятельности в классном сообществе  Внеурочная   деятельность   школьников   –   понятие,   объединяющее   все   виды деятельности   школьников  (кроме   учебной),  в  которых  возможно  и  целесообразно решение задач их воспитания и социализации. Часы,   отводимые   на   внеурочную   деятельность,   используются   по   желанию учащихся   и   их   родителей     и   направлены   на   реализацию   различных   форм   ее организации, отличных от урочной системы обучения. Занятия проводятся в форме кружков,   социальных   проектов,   секций,   экскурсий,   поисковых   и   научных исследований и т.д. И это лишь некоторые формы работы с детьми. Во 2 классе будут использованы   и другие формы деятельности. Семья   должна   рассматриваться   школой   как   один   из   наиболее   значимых факторов,   активно   влияющих   на   становление   личности   с   первых   дней   жизни человека.   В   семье   ребенок   приобретает   первый   опыт   общения,   сотрудничества, взаимодействия   с   другими   людьми,   учится   оценивать   себя   и   других.   В семье начинается и происходит приобщение человека к нравственным ценностям, осваиваются   нормы   практической   нравственности,   формируется   нравственная мотивация     И  потому    в  рамках  реализации  подготовительного  этапа,    мы  поставили     цель получить   от   родителей   будущих   первоклассников   информацию   об   интересах   и увлечениях   детей,   необходимую   для   проектирования   системы   внеурочной деятельности учащихся начальных классов. деятельности поведения.     и   На   организуемом   в   образовательном   учреждении   собрании   родителей   будущих первоклассников  классный руководитель предлагает ответить на вопросы анкеты:  Она перед вами.            Анкета.  Жизнь в школе – это не только уроки, но и интересные школьные и классные дела, увлекательные занятия в кружках, клубах, секциях, студиях. Чтобы Ваш ребенок успешно адаптировался  к школьной жизни, быстро нашел занятие по душе, просим Вас ответить на следующие вопросы:  1.     Что интересует Вашего ребенка больше всего?  2.     Посещает ли он кружок, секцию, студию? Подчеркните один из ответов.   Если   вы   выбрали   ответ   «да»,   то   напишите   название   кружка,   секции,   студии   и наименование учреждения, где проходят занятия    3.     Любит ли Ваш ребенок групповые занятия в детском саду? Подчеркните один из предлагаемых ответов: ­        и да, и нет (трудно сказать, так как ребенок не посещает детский сад).  4.     Какое занятие доставляет ему наибольшую радость?   Что его может огорчить?   6.     Назовите любимую игру Вашего сына или дочери. 7.         Какое направление внеурочной деятельности школьников может вызвать у вашего ребенка наибольший интерес? Подчеркните не более двух из перечисленных:  ­        физкультурно­спортивное;  ­        художественно­эстетическое;  ­        научно­техническое (техническое творчество);  ­        научно­познавательное;  ­        туристско­краеведческое;  ­        военно­патриотическое;  ­        эколого­биологическое. .   В   результате   были   выявлены   желаемые   направления   внеурочной деятельности: ­ занятия музыкой, танцами; ­ занятия спортом, театральной деятельностью, иностранным языком. б)  Следующий этап – это анализ возможностей школы по проведению занятий по внеурочной деятельности. Учителями   школы   были   предложены   следующие   программы   кружковых занятий: ­     «Волшебная   кисточка»,     «Весёлые     нотки»,   «Юный   дизайнер»   «Изучаем иностранный язык» «Гимнастика и лёгкая атлетика» (учителя­предметники);  Клуб «Росток» ( библиотекарь школы); ­«Театральный»,   «Проектная деятельность», «Я   ­ исследователь», «Край, в котором я живу»,  (учителя начальных классов).      Следующим этапом стала работа  педагога – психолога, которая  провела «Игру­ путешествие   по   морю   любимых   занятий»:   Цель:   определение   интересов   и потребностей младших школьников. В результате родителям вместе с учащимися было предложено по желанию выбрать кружки и секции. е)   Обработав   результаты   выбора,   было   составлено   расписание   занятий внеурочной   деятельности.   При   составлении   расписания   учитывалось,   чтобы   для каждого ребенка не было совпадений в занятиях, чтобы не было свободного времени между занятиями. Кроме этого была просчитана нагрузка на каждого ученика.  ж) Для каждого обучающего составлено индивидуальное расписание занятий внеурочной деятельностью и  индивидуальная карта достижений 2. Основной этап    Основная   функция   классного   руководителя   на   данном   этапе   –   контроль, который включает в себя учет, анализ отклонений, корректирующие действия. Классный руководитель ведет  «Журнал учета занятости учащихся внеурочной деятельностью»,   в котором учитывается количество часов, занятых учащимися по основным направлениям внеурочной деятельности, планирует подготовку и участие в воспитательных   мероприятиях   тем   самым     позволяет   ребенку   овладевать универсальными способами деятельности  и демонстрировать уровень  их развития. Участие ребенка в общешкольных делах осуществляется на добровольной основе, в соответствии   с   интересами   и   склонностями.   Фиксация   участия   осуществляется классным руководителем в   листах достижений по итогам заполнения,   которого оценивается включение ребенка во внеурочную деятельность.  Наряду с функцией контроля важна функция организации и взаимодействия со всеми   педагогами­предметниками,   которые   работают   в   1­х   классах,       Что     она предполагает: Во­первых,     совместное   проведение   внеклассных   мероприятий,   на   которых учащиеся имеют возможность продемонстрировать свои достижения, и во – вторых, совместная деятельность всех педагогов позволяет расширить круг общения детей всей параллели. Так, например, при проведении праздника «Здравствуй, здравствуй, осень!»,   стихи   рассказывали   учащиеся,   посещающие   кружки   «   Театральный»     и «Росток» эти же ребята стали участниками всех осенних инсценировок», а участники кружка   «Весёлые   нотки»   исполнили   «Осенние   песенки   и   частушки;     Дети, посещающие   кружок   «Юный   дизайнер»,   «Волшебная   кисточка»   стали   поистине творцами   –дизайнерами     в   оформлении   своего   кабинета   и   подготовке   его   к празднику. Их творчество   настолько яркое   и красивое. Убедитесь в этом сами. (фото) Во многом это работа учителей, которые ведут внеурочную деятельность, учителей  – предметников  и учителей  начальных классов и  корректирующая роль классного руководителя.    Младший школьник ещё пока не может организовать самостоятельно свою деятельность   и   в   этом     несомненно   велика   роль     семьи,   родителей   и   классного руководителя.   Взаимодействие   семьи   и   школы   должно   строиться   на   следующих идеях:   1.   Следует   отказаться   от   традиционного   подхода   в   работе   с   родителями.   2.   Семья   должна   стать   активным   участником   педагогического   процесса, преобразований,   3. Ведущим принципом в отношениях между школой и родителями должно стать согласие,   взаимоотношение,   сотрудничество   в   интересах   развития   и   становления происходящих школе.     в личности.     Такое   содружество   сближает     всех   участников   воспитательного   процесса,   активизирует   на   совместную   деятельность.     Обратите   внимание   на   динамику результативности  и  успешности  участия  в конкурсах. В  течение  всего  года    наш классный коллектив участвует в общественной жизни не только школы, но и города. На   протяжении   всего   одного   года   обучения   его   отличают   высокие   показатели участия многих конкурсов: всероссийского, муниципального, .школьного уровня. В том числе Дистанционный Всероссийский конкурс­игра по ОБЖ. проводимом Центр «Снейл»       Всего   22   участника,   из   них   заняли   2,3   место   по   региону     двое первоклассников,  Городской конкурс новогодних композиций, при ЭБЦ. 8 участников. Три 1­х и 2 места  в разных номинациях; Конкурс   «Очумелые   ручки»   проводимом   на   сайте   «Учмет»,   коллективная работа класса. Благодарственное письмо;   Школьный конкурс чтецов, посвящённый Дню рождения города 2 учащихся, 1 и 2 место;  Всемирный конкурс рисунков «Дети рисуют свой мир» 2 уч­ся 1 место; и т.д. УЧАСТИЕ КЛАССА В ШКОЛЬНЫХ, ОКРУЖНЫХ, ГОРОДСКИХ, КРАЕВЫХ, ВСЕРОССИЙСКИХ КОНКУРСАХ Мероприятие  Конкурс­игра   по   ОБЖ «Муравей» Уровень  Федеральный Результат  2,3   место   по   Хабаровскому краю   грамота1 Грамота   1место, место, грамота2место,грамота2место, грамота за активное участие Диплом 1место Благодарственное письмо Диплом 3место Итоги в конце апреля Федеральный Федеральный Федеральный Федеральный Международный  1, 1 места, дипломы   Конкурс новогодних композиций»   Зимняя   книга природы» Городской     «Любви Конкурс признанье» Конкурс Умелые ручки» Конкурс   «В   Новый   год   с улыбкой» Конкурс   «Математика   в гостях у сказки» IV   Всемирный   конкурс рисунка Дети   рисуют   свой   русский мир:   «МИР   РУССКОГО СЛОВА» Всероссийский дистанционный   марафон «Мир вокруг нас. Птицы» Конкурс   рисунков   «С Городской Федеральный  2место , диплом Подведение   итогов   в     конце юбилеем, любимый город!» апреля 2012года   Конкурс чтецов, посвящённый Дню рождения города Конкурс чтецов, посвящённый Дню рождения города. Участие в акциях «Посылка солдату»,     «Подари   книгу детям», «Сотвори новогоднее чудо»     Городской 1,2 место Грамоты за участие. Школьный Школьный  городской   Грамота   1   место,   грамота 2место Грамота Я   часто     представляю,   какими   будут   мои   воспитанники,­     надеюсь,   это   будут самостоятельные и самодеятельные личности. И думаю, что класс стал местом, где дети учатся быть успешными. При   организации   воспитательных   мероприятий   используется   метод   коллективных творческих   дел,   который   дает   возможность     саморегулирования,  самоконтроля   и самооценки учащихся.  Но мы не только побеждаем, в процессе совместной  работы поддерживаются и рождаются   новые традиции класса. Например, в классе стало доброй традицией ежегодно проводить в школе Урок Мужества в  честь Дня Победы, и  памяти  героя Советского союза Е. Дикопольцева, чьё имя носит наша гимназия., Или   Конкурс   военно­патриотической   песни   «Битва   хоров»,   Акция   «Бессмертный полк». Родители класса становятся активными участниками таких совместных дел, событий. Ребята   с  большим  удовольствием     участвуют  в    городских  социальных      акциях «Помоги   зимующей   птице»,   «Ёлочка»,   «Посылка   солдату»,   «Сотвори   новогоднее чудо» по оказанию помощи детям, оставшимся без попечения родителей; «Книги детям»   по   пополнению   библиотечного   фонда   библиотеки   А.Гайдара,   ринимают участие в       поздравлении   своих близких бабушек и дедушек с Днем Пожилого человека,   Днем   Матери,   8   Марта,   Днем   Победы.   По­   моему     мнению,   такая деятельность   воспитывает   в   детях   чувство   сопереживания,  доброты,  милосердия, чего так не хватает в нашей жизни.    Результаты мониторинговых исследований детского коллектива свидетельствуют о том,   что   классный   коллектив   имеет     пока   недостаточно   высокий   уровень сформированности.      И   это   понятно.  Мы  вместе   всего   один   год.  У  нас   ещё   всё впереди.   Диагностика   класса   показывает,   что   коллектив   находится   на   стадии становления. Есть над чем работать. А что думают сами дети, какой у нас коллектив.         Безусловно, воспитательная работа, внеурочная деятельность в классе не может строиться   без   учета   того,   что   индивидуальность   ребенка   формируется   в   семье. Родители оказывают помощь во всех делах коллектива, проявляют интерес ко всем успехам и неудачам детей. Активно участвуют в жизни класса и школы  в целом. Мы организовываем   не   только   совместные   классные   мероприятия,   но   и   привлекаем родителей   к   участию   в   различных   конкурсах.     В   рамках   курса   социального направления   «Край,   в   котором   я   живу»     классным     руководителем     регулярно проводились   совместные экскурсии, походы детей и родителей в Краеведческий, Художественный   музей   города,     Музей   Боевой   славы   школы,   Ботанический   сад города   Амурска,     Музей   природы   города   Амурска,   Этнографический   центр   села Верхняя Эконь. Здесь   ребята и родители   знакомились с историей своего родного края   и   города.     Традиционными   становятся   праздники   всей   семьи   такие   как «Масленица»,   Праздник   Золотой   осени,   Пожилого   человека,   Праздник   Мужчин, Мамин День 8марта., День Семьи. Такие формы работы только сближают детей и родителей,   способствуют     раскрытию   их   способностей,   творческого   потенциала. Дети не  боятся  выступать так как у них уже есть хороший хотя и небольшой опыт выступления перед одноклассниками и детьми другого класса из параллели.  Современное поколение родителей очень молодое и  нуждается в  педагогической и психологической   помощи.     Поэтому       к   подготовке   родительского   собрания   я подхожу основательно. В ходе проведения собраний я использую различные формы и виды деятельности. Это тренинг,   анкетирование,   консультации, диспуты, советы, работа   в   микрогруппах.     приглашаем   психолога,   учителей предметников, которые ведут внеурочную деятельность..   Очень   часто                    Одним   из   средств   повышения   эффективности   воспитательного   процесса является   применение   современных   педагогических   технологий.   Одним   из приоритетных  направлений  воспитательной деятельности классного руководителя является   работа   по     здоровьесбережению   детей.     Каждое   утро   рабочего   дня начинается с утренней гимнастики, витаминизации детей,   в урочное и внеурочное время   проводятся   физкультминутка,   проветривание помещения .   В течение года с первоклассниками регулярно проводятся занятия – 15минутки  Здоровья. Этому способствует работа кружка  внеурочной деятельности «Край,   в   котором   я   живу»,   где   ребята     на   конкретных   примерах       формируют позитивное отношение к здоровью, убежденность в возможности его сохранения и улучшения, осваивают навыки здорового образа жизни.   динамическая   пауза,   Классный   руководитель   широко   использует   в   воспитательной   деятельности   и технологию   проектного   обучения,     На   занятиях   Проектной   деятельностью   дети учатся создавать проекты различной тематики. Например, проект « Осенний урожай» Для создания такого проекта дети посетили библиотеку, нашли множество загадок, пословиц об овощах и фруктах, о людях труда,  выполнили презентации с помощью пока родителей об урожае со своих дачных участков, вместе с педагогами кружков внеурочной   деятельности   «Волшебная   кисточка»   «Юный   дизайнер»   выполнили рисунки и поделки.   Итогом такой деятельности стала  самопрезентация проекта. Создавая такие проекты,  ребята стараются  самостоятельно и охотно приобретать знания   из   различных   источников,   учатся   ими   пользоваться,   приобретают коммуникативные   умения,   развивают   исследовательские   умения   и   системное мышление. Мои воспитанники     уже сами   выступают со своими   мини­проектами пока перед детьми класса. Но скоро аудитория слушателей, думаю увеличится. 3.   Заключительный   этап   май   2011­это   результативность   воспитательного процесса. Воспитательные   результаты   внеурочной   деятельности   школьников распределяются по трём уровням. Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об   общественных   нормах,   устройстве   общества,   о   социально   одобряемых   и неодобряемых   формах   поведения   в   обществе   и   т.   п.),   первичного   понимания социальной реальности и повседневной жизни. Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа,   мир,   знания,   труд,   культура),   ценностного   отношения   к   социальной реальности в целом. Третий   уровень   результатов   —   получение   школьником   опыта самостоятельного общественного действия.  Достижение трёх уровней результатов внеурочной деятельности увеличивает вероятность   появления   эффектов   воспитания   и   социализации   детей.   У   учеников могут   быть   сформированы   коммуникативная,  этическая,   социальная,  гражданская компетентности и социокультурная идентичность. На основе этого будут разработаны индивидуальные карты личностного роста для каждого учащегося, которые будут реализовываться в  новом учебном году. Таким   образом,   следует   подчеркнуть,   что   эффективно   выстроенная   работа классного   руководителя   на   всех   этапах   является   условием   успешной   реализации учебного плана 1 классов в части «Внеурочная деятельность».   В результате для ребенка   создается     особое   образовательное   пространство,   позволяющее   развивать собственные интересы, успешно проходить социализацию на новом жизненном этапе, осваивать культурные нормы и ценности.         Современный классный руководитель  не просто воспитатель или предметник­ урокодатель,   а   педагог­исследователь,   педагог­психолог,   педагог­технолог.   Эти качества   педагога   могут   развиваться   только   в   условиях   творчески,   проблемно   и технологично   организованного   образовательного   процесса   в   школе,   причем   при условии,   что   учитель   активно   занимается   научно­методической,   поисковой, инновационной   работой,   учится   искать   свое   “профессиональное   лицо”,   свой педагогический   инструмент.   И   в   этом   ему   активно   помогает   сотрудничество   с родительской общественностью. Школа и семья решают единые задачи воспитания детей, отражающие интересы общества. Однако способы, методы воспитания в семье и школе различны, так как школьные условия, обстановка, окружение иные, чем в семье.   Желая   сформировать   у   детей   положительные   нравственные   привычки, родители   и   учителя   должны   действовать   сообща,   придерживаться   единых требований. При отсутствии единых требований у учащихся зарождается сомнение в правомерности требований. Из этого они делают неверные выводы о том, что правила поведения надо соблюдать в школе, а дома и в общественных местах не обязательно. Если вовремя не пресечь такие явления, то они могут привести к нежелательным последствиям. Вот почему учителю так важно поддерживать постоянный контакт с родителями и помнить,   что   характер   семейного   воспитания   во   многом   зависит   от   их педагогической   культуры.  Повышая   педагогическую   культуру   родителей,   учитель тем   самым   приводит   в   действие   богатейшие   резервы   семейного   воспитания. Опираясь на воспитательный потенциал семьи, учитель сможет более успешно и на более   высоком   качественном   уровне   решать   сложные   задачи   современного воспитания учащихся. Своё выступление хочу закончить такими словами: Мой класс ­ девчонки и мальчишки, Такие разные они: Одни рисуют, любят книжки, Других компьютер так манит! Спешу я к ним не только, чтобы Их как учитель поучать, Мне с ними весело, еще бы, Мой класс не может заскучать! Потехе час и время делу: Мой класс к успеху устремлен, Талантом, я признаюсь смело, Ребенок каждый наделен. Они, конечно, непоседы, Но знаю – незачем кричать. Ведь можно в ласковой беседе Про поведение сказать. Вхожу я в класс свой, улыбаясь, И вижу блеск ответный глаз. Я их люблю, для них стараюсь, Ведь класс мой – самый лучший класс.

«Взаимодействие семьи и школы: новые проблемы, инновационные методы и формы работы»

«Взаимодействие семьи и школы: новые проблемы,  инновационные методы и формы работы»

«Взаимодействие семьи и школы: новые проблемы, инновационные методы и формы работы»

«Взаимодействие семьи и школы: новые проблемы,  инновационные методы и формы работы»

«Взаимодействие семьи и школы: новые проблемы, инновационные методы и формы работы»

«Взаимодействие семьи и школы: новые проблемы,  инновационные методы и формы работы»

«Взаимодействие семьи и школы: новые проблемы, инновационные методы и формы работы»

«Взаимодействие семьи и школы: новые проблемы,  инновационные методы и формы работы»

«Взаимодействие семьи и школы: новые проблемы, инновационные методы и формы работы»

«Взаимодействие семьи и школы: новые проблемы,  инновационные методы и формы работы»

«Взаимодействие семьи и школы: новые проблемы, инновационные методы и формы работы»

«Взаимодействие семьи и школы: новые проблемы,  инновационные методы и формы работы»

«Взаимодействие семьи и школы: новые проблемы, инновационные методы и формы работы»

«Взаимодействие семьи и школы: новые проблемы,  инновационные методы и формы работы»

«Взаимодействие семьи и школы: новые проблемы, инновационные методы и формы работы»

«Взаимодействие семьи и школы: новые проблемы,  инновационные методы и формы работы»

«Взаимодействие семьи и школы: новые проблемы, инновационные методы и формы работы»

«Взаимодействие семьи и школы: новые проблемы,  инновационные методы и формы работы»

«Взаимодействие семьи и школы: новые проблемы, инновационные методы и формы работы»

«Взаимодействие семьи и школы: новые проблемы,  инновационные методы и формы работы»

«Взаимодействие семьи и школы: новые проблемы, инновационные методы и формы работы»

«Взаимодействие семьи и школы: новые проблемы,  инновационные методы и формы работы»

«Взаимодействие семьи и школы: новые проблемы, инновационные методы и формы работы»

«Взаимодействие семьи и школы: новые проблемы,  инновационные методы и формы работы»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.01.2018