Взаимодействие семьи и школы в интересах личности ребёнка.
Оценка 5
Документация
doc
воспитательная работа
Взрослым
03.12.2017
Учреждения образования являются одними из важнейших социальных институтов, которые обеспечивают реальное взаимодействие ребенка, родителей и общества.
Взаимодействие школы и семьи – это взаимосвязь педагогов и родителей в процессе их совместной деятельности и общения.
Жизнь ребенка состоит из двух важных сфер: школа и семья, которые подвергаются изменению, развитию.
взаимодействие семьи и школы.doc
Взаимодействие семьи и школы
в интересах личности ребёнка.
Карташова Л.А.
Учреждения образования являются одними из важнейших социальных
институтов, которые обеспечивают реальное взаимодействие ребенка,
родителей и общества.
Взаимодействие школы и семьи – это взаимосвязь педагогов и
родителей в процессе их совместной деятельности и общения.
Жизнь ребенка состоит из двух важных сфер: школа и семья, которые
подвергаются изменению, развитию. Успешное решение задач воспитания
возможно только при условии взаимодействия семьи и школы.
Сотрудничество семьи и школы становится все более актуальным и
востребованным. Обе стороны предъявляют свои, порой справедливые
претензии. Так учителя жалуются на отсутствие интереса у родителей к
школьной жизни своих детей, порой плохое воспитание, отсутствие
моральных ценностей, пассивность. Родители же в свою очередь недовольны
чрезмерными нагрузками, равнодушием педагога, взаимоотношениями в
детском коллективе.
В период реформ система образования меняется так стремительно, что
родители часто не имеют достаточного представления об этих изменениях,
ориентируясь в учебновоспитательной деятельности в основном по своему
школьному опыту, который часто отстает от современных требований. Для
решения этого несоответствия педагогу необходимо сделать учебно
воспитательный процесс максимально открытым, информированным и
доступным для родителей. Моя практика работы в школе показывает, что
родители начинают стремиться к активному сотрудничеству со школой и
педагогом, если между ними возникает взаимопонимание. А оно рождается в
совместной деятельности. Значит, учитель должен позаботиться о том, чтобы стать организатором жизненно важной программы взаимодействия семьи и
школы.
Большую часть времени ребенок проводит в школе и дома, поэтому
важно, чтобы воздействия педагогов и родителей не противоречили друг
друга. Это осуществимо, если педагоги и родители станут союзниками и
единомышленниками, заинтересованно и согласованно будут решать
Естественно стиль работы должен быть
проблемы воспитания.
демократический, основанный на взаимном доверии, взаимодействии с
родителями.
Почему учителя стремятся привлечь родителей в школу? Потому что
мы отдаем себе отчет в том, что обучением, воспитанием и образованием
занимается не только учебное заведение, но семья и общество, причем, в
отличие от учебных заведений, в течение всей жизни. Поэтому школа может
стараться как угодно, а ученик дома и на улице получит такое «обучение»,
«воспитание» и «образование», что все внутришкольные попытки обречены на
неудачу.
И школа, и родители понимают, что у них появился опасный конкурент
это «улица» в широком смысле этого слова среда обитания ребенка: это и
игрыстрелялки на домашнем компьютере, и курение за углом школы и пиво
на дискотеке, и сцены насилия на телеэкране – все это оказывается
эмоционально более привлекательным для ребенка, чем общение с
родителями дома или с учениками и учителями в школе. Выход здесь только
один – использовать все возможные ресурсы и средства на повышение
эмоциональной привлекательности для детей семьи и школьной среды.
Безусловно, работа с родителями велась и ведется. Традиционные
родительские собрания – известная форма работы классного руководителя.
Родители приходят на такие собрания с ручками и блокнотами, они
благодарны классному руководителю за информацию об их детях. За
просветительскую работу, за педагогические советы. Я считаю, такая форма
не в полной мере реализует родительский потенциал. Очень важно, чтобы родители спрашивали совет не только у учителя, но и друг у друга. Нужна
особая родительская кооперация, общность. Ведь родители понимают друг
друга совсем иначе чем, мы, учителя.
Родительский Комитет класса – это объединение родителей,
деятельность которых направлена на содействие классному руководителю в
организации сотрудничества семьи и школы на благо учащихся класса.
Родительский Комитет оказывает неоценимую помощь классному
руководителю в разных ситуациях: помогает в установлении контактов с
родителями, вовлекает остальных родителей в совместную деятельность с
детьми, влияет на формирование культуры родительского общения, является
посредником между семьей, школой, общественными организациями в
трудных жизненных ситуациях, выступает с предложениями по улучшению
образовательновоспитательного процесса в школе.
Через работу Родительского Комитета родители должны стать
активными участниками учебно – воспитательного процесса. Только в
условиях тесной работы учителя перестанут винить родителей за
неуспеваемость и поведение ребенка, а родители предъявлять претензии к
школе за жесткие требования и отсутствие понимания индивидуальных
особенностей их детей.
Я являюсь классным руководителем 10А профильного (физико
математического и химикобиологического) класса. При формировании 10
профильных классов, велась большая работа по профориентационной работе с
родителями и детьми. Проводились родительские собрания, с целью
разъяснения образовательной политики школы в вопросах профилизации,
анкетирование среди родителей по выбору профиля учащихся и выбору
экзаменов. В школе для обучающихся были организованы спецкурсы в 8х
классах и элективные курсы в 9х классах.
Классные руководители проводили диагностику интересов и
склонностей обучающихся, составляли индивидуальные карты обученности и развития каждого ученика. На родительских собраниях каждый родитель
знакомился с результатами анкетирования детей и с их индивидуальными
достижениями.
В течении учебного года и на стадии формирования профильных
классов проводились индивидуальные консультации с «колеблющимися»
родителями, в результате чего мы смогли сформировать физико –
математическую группу.
Отношения «Учитель –родители» могут существовать и формироваться
определенным образом и без прямых контактов их участников. Связующим
звеном в этом случае становится ребенок.
Однако отсутствие контактов родителей со школой, а также
несогласованные действия школы и родителей наносят ущерб обучению и
воспитанию ребенка.
Не секрет, что патриотическое воспитание в наше время – это одна из
актуальных и серьёзных проблем общества. Социально – патриотическое
воспитание направлено на активизацию духовнонравственной и культурно
формирование активной
исторической преемственности поколений,
жизненной позиции, проявление чувств благородства и сострадания,
проявление заботы о людях пожилого возраста.
На протяжении многих лет класс посещает участницу ВОВ, бывшего
директора школы № 4 Елизавету Ивановну Сосновцеву.
Вопрос о посещении обсуждается с родителями на родительских
собраниях. Родители поддерживают нашу инициативу, дома ведут беседы с
детьми о правилах поведения, советуют детям, в какой форме поздравить
ветерана, какое стихотворение выбрать для поздравления с Днём учителя,
Днём пожилого человека, Новым годом, 8 Марта.
Общаясь с Елизаветой Ивановной, ребята узнают о нелёгком труде
педагога в годы войны, о труде наших женщин и детей в тылу, о том, какие
испытания выпали на долю советского народа в годы войны, как, несмотря ни
на что, наш народ выстоял и победил. Елизавета Ивановна в первые годы
войны прошла курсы снайпера и готовилась идти на фронт. Но военком оставил её в городе, в тылу, объяснив, что больше пользы Елизавета Ивановна
принесёт, обучая детей. Она рассказывала о том, как не хватало еды в
школьной столовой для детей, как ребятишки вместе с педагогом ходили на
поля колхоза и собирали мерзлую картошку, капусту и из этого варили суп.
Хлеба давали 20 г и этим скудным куском ребятишки старались поделиться с
учителем. И неизменным является прочтение Елизаветой Ивановной
стихотворения, которое она готовит к нашей встрече. Эти встречи не
проходят бесследно, оставляя в сердцах детей неизгладимый след и не
оставляют родителей равнодушными.
Большую роль в воспитании патриотизма играет участие классного
коллектива в демонстрациях, приуроченных ко Дню Победы. Участие в акции
«Бессмертный полк» стало возможным благодаря совместным действиям
родителей, учеников и классного руководителя. Ученики вместе с
родителями искали фотографии родственников, участников ВОВ. А чтобы
портреты героев заняли свое место в «Бессмертном полку», родители
помогали детям увеличить и распечатать фотографии, сделать планшеты.
Важным условием для патриотического воспитания детей является
тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории вызывает
сильные эмоции как у детей, так и родителей, заставляет сопереживать,
внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням.
Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному
отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей.
Сотрудничество педагогов и семьи это совместное определение целей
деятельности, совместное планирование предстоящей работы, совместное
распределение сил и средств, предмета деятельности во времени в
соответствии с возможностями каждого участника, совместный контроль и
оценка результатов работы, а затем прогнозирование новых целей и задач.
Родительский Комитет, совместно классным руководителем организует
и участвует в различных мероприятиях: Дне Знаний, Последнем Звонке, Новом Годе и многих других. В этом году 10А класс участвует в конкурсе
«Лучший ученический класс» и помощь родителей и родительского комитета
станет одной из ступенек к высокому результату.
При правильно выстроенных взаимоотношениях родителей и школы это
становится для родителей не дополнительной обязанностью и обузой, а
осознанием необходимости активного вовлечения в учебновоспитательный
процесс, создания единого социальновоспитательного пространства «Семья –
Школа». От успешного взаимодействия выигрывают все стороны.
Положительным результатом сотрудничества для педагогов становится
повышение уважения со стороны родителей и общества в целом, улучшение
межличностных взаимоотношений с ними, повышение авторитета в глазах
детей, родителей, большая удовлетворённость своей работой, более
творческий подход к ней. Для родителей результатом взаимодействия
становится лучшее знание детей и школьных программ, уверенность в том,
что при обучении учитываются их мнения и пожелания, ощущение своей
значимости в школе, укрепление семьи и улучшение общения с детьми. Для
детей выигрыш очевиден. Он проявляется в лучшем отношении к школе, к
учёбе, в развитии их знаний и умений, успешном социальном положении.
Взаимодействие семьи и школы в интересах личности ребёнка.
Взаимодействие семьи и школы в интересах личности ребёнка.
Взаимодействие семьи и школы в интересах личности ребёнка.
Взаимодействие семьи и школы в интересах личности ребёнка.
Взаимодействие семьи и школы в интересах личности ребёнка.
Взаимодействие семьи и школы в интересах личности ребёнка.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.