Взаимодействие учителя-дефектолога и воспитателя в процессе реализации календарного плана

  • Документация
  • docx
  • 16.03.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Разработка и решение проблемы профессиональных взаимоотношений учителя-дефектолога и воспитателей, раскрытие специфики и механизма их профессионального взаимодействия, рассмотрение содержательных и организационных аспектов взаимодействия смогут способствовать развитию профессиональной компетентности и учителя-дефектолога и воспитателей: 1. Сотрудничество учителя-дефектолога и воспитателей в процессе реализации индивидуального подхода к детям в едином образовательном пространстве позволяет определить условия и разработать механизм профессионального взаимодействия. 2. Взаимодействие учителя-дефектолога и воспитателей может способствовать повышению их профессиональной компетентности в теоретических, методических, практических и прикладных аспектах решения проблем учета динамических особенностей детей. 3. Воспитатели совместно с учителем-дефектологом, изучая индивидуальные особенности детей, могут моделировать ситуации развития для каждого воспитанника. Эффективность коррекционной работы может быть обусловлена лишь интеграцией - объединением усилий педагогов для решения поставленной цели: обеспечить коррекцию недостатков в развитии детей и оказать помощь детям этой категории в освоении Программы. Успешность и эффективность работы учителя-дефектолога напрямую зависит оттого, насколько им хорошо организована работа с воспитателями, насколько тесно они взаимодействуют. Поэтому в задачи учителя-дефектолога входит не только планирование собственной работы, но и планирование работы воспитателей по закреплению полученных детьми на занятиях учителя-дефектолога знаний. Сочетая в своей работе различные виды деятельности, учитель-дефектолог фактически ставит перед собой непосредственные задачи взаимодействия с воспитателями: 1. ознакомить воспитателей с психологическими теориями и исследованиями в области воспитания и развития детей; 2. совместно с воспитателями разработать индивидуальную программу развития детей, индивидуальный маршрут развития; сформулировать психологические требования к развивающей предметной, игровой и учебной среде; 3. принимать участие в разработке и внедрении новых педагогических технологий, осуществляя проектировочную и диагностически-контрольную функцию за развитием детей; 4.разработать индивидуальные модели развивающего взаимодействия с детьми и обучить им воспитателей; 5.формировать у воспитателей высокий уровень их компетентности в осуществлении коррекционно - образовательного процесса в детском саду.Основу организации взаимодействия учителя-дефектолога и воспитателей определяют следующие принципы: Системность. Развитие ребенка - процесс, в котором взаимосвязаны, взаимозависимы и взаимообусловлены все компоненты. Нельзя развивать лишь одну функцию, необходима системная работа по развитию ребенка. Комплексность (взаимодополняемость). Развитие ребенка - комплексный процесс, в котором развитие одной познавательной функции определяет и дополняет развитие других функций. Соответствие возрастным и индивидуальным возможностям. Индивидуальная программа работы с ребенком должна строиться в соответствии с психофизиологическими закономерностями возрастного развития, с учетом факторов риска, с учетом его дефицитарных возможностей .Адекватность требований и нагрузок, предъявляемых ребенку в процессе занятий, способствует оптимизации занятий и повышению эффективности и дает опору на функции, не имеющие недостатков, при одновременном "подтягивании" дефицитарных функций. Постепенность и системность, следование от простых и доступных заданий к более сложным, комплексным. Индивидуализация темпа работ - переход к новому этапу обучения только после полного освоения материала предыдущего этапа. Эффективность коррекционно-воспитательной работы определяется четкой организацией жизни детей в период их пребывания в детском саду, правильном распределении нагрузки в течение дня и преемственностью в работе учителя-дефектолога и воспитателей. При ведущей роли учителя-дефектолога в коррекционном процессе по преодолению недостатков в развитии, коррекционные задачи, стоящие перед воспитателями специальной группы, чрезвычайно важны и тесно связаны с задачами учителя-дефектолога. Решение коррекционных задач осуществляется воспитателем на занятиях, а также в течение всего времени пребывания ребенка в дошкольном учреждении.
Иконка файла материала Взаимодействие учителя дефектолога.docx
Взаимодействие учителя­дефектолога и воспитателя в процессе реализации календарного плана Цель образовательного   процесса   работы   с   детьми   с   проблемами   в   развитии  является   не   только   социализация   и   адаптация   детей   в   обществе,   но   и   развитие познавательных и речевых способностей.  Развитие таких психических процессов, как восприятие, внимание, речь, память, мышление, позволяет ребенку познавать самого себя и окружающий мир, чувствовать себя уверенным среди других людей   и уметь ориентироваться в той или иной  ситуации.      ФГОС ДО  ­ это совокупность обязательных требований к  структуре Программы и ее объему,  условиям реализации и результатам освоения Программы. Организация деятельности   дефектологических   групп   в   соответствии   с   требованиями   ФГОС дошкольного образования строится с учетом интеграции образовательных областей в соответствии   с   возрастными   особенностями   воспитанников,   спецификой   и возможностями.   Комплексно­   тематическое   планирование   образовательной   и коррекционной   деятельности   с   детьми   включает   развитие   и   коррекцию   при организации всех видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно­исследовательской,   музыкально­художественной, чтения.Успех   коррекционно­воспитательной   работы   определяется   продуманной системой,   скоординированной   работой   всех   специалистов   образовательного учреждения:   учителя­дефектолога,   педагога­психолога, воспитателей,   музыкального   руководителя,   инструктора   по   физической   культуре. Работа ведется в таких направлениях, как:   учителя   ­логопеда,   продуктивной, *диагностическое; *коррекционно­развивающее; *консультативно­просветительское. Разработка   и   решение   проблемы   профессиональных   взаимоотношений   учителя­ дефектолога   и   воспитателей,   раскрытие   специфики   и   механизма   их профессионального   взаимодействия,   рассмотрение   содержательных   и организационных   аспектов   взаимодействия   смогут   способствовать   развитию профессиональной   компетентности   и   учителя­дефектолога   и   воспитателей: 1.   Сотрудничество   учителя­дефектолога   и   воспитателей   в   процессе   реализации индивидуального   подхода   к   детям   в   едином   образовательном   пространстве позволяет   определить   условия   и   разработать   механизм   профессионального взаимодействия. 2.   Взаимодействие   учителя­дефектолога   и   воспитателей   может   способствовать повышению их профессиональной компетентности в теоретических, методических, практических   и   прикладных   аспектах   решения   проблем   учета   динамическихособенностей детей. 3.   Воспитатели   совместно   с   учителем­дефектологом,   изучая   индивидуальные особенности   детей,   могут   моделировать   ситуации   развития   для   каждого воспитанника.                 в освоении и       развития маршрут воспитания индивидуальный Эффективность коррекционной работы может быть обусловлена лишь интеграцией ­ объединением   усилий   педагогов   для   решения   поставленной   цели: обеспечить коррекцию недостатков в развитии детей  и оказать помощь детям этой категории Программы. Успешность   и   эффективность   работы   учителя­дефектолога   напрямую   зависит оттого, насколько им хорошо организована работа с воспитателями, насколько тесно они   взаимодействуют.   Поэтому   в   задачи   учителя­дефектолога   входит   не   только планирование   собственной   работы,   но   и   планирование   работы   воспитателей   по закреплению полученных детьми на занятиях учителя­дефектолога знаний. Сочетая в   своей   работе   различные   виды   деятельности,   учитель­дефектолог   фактически ставит   перед   собой   непосредственные   задачи   взаимодействия   с   воспитателями: 1.   ознакомить   воспитателей   с   психологическими   теориями   и   исследованиями   в области детей; 2.   совместно   с   воспитателями   разработать   индивидуальную   программу   развития детей, развития; сформулировать психологические требования к развивающей предметной, игровой и учебной среде; 3. принимать участие в разработке и внедрении новых педагогических технологий, осуществляя   проектировочную   и   диагностически­контрольную   функцию   за развитием детей; 4.разработать  индивидуальные  модели  развивающего   взаимодействия  с   детьми  и обучить воспитателей;  5.формировать   у   воспитателей   высокий   уровень   их   компетентности   в осуществлении  коррекционно   ­  образовательного   процесса   в   детском   саду.Основу организации   взаимодействия   учителя­дефектолога   и   воспитателей   определяют следующие принципы: Системность. Развитие ребенка ­ процесс, в котором взаимосвязаны, взаимозависимы и   взаимообусловлены   все   компоненты.   Нельзя   развивать   лишь   одну   функцию, необходима ребенка. Комплексность (взаимодополняемость). Развитие ребенка ­ комплексный процесс, в котором развитие одной познавательной функции определяет и дополняет развитие других функций. Соответствие   возрастным   и   индивидуальным   возможностям.   Индивидуальная программа   работы   с   ребенком   должна   строиться   в   соответствии   с психофизиологическими   закономерностями   возрастного   развития,   с   учетом факторов   риска,   с   учетом   его   дефицитарных   возможностей   .Адекватность требований и нагрузок, предъявляемых  ребенку в процессе занятий, способствует оптимизации занятий и повышению эффективности и дает опору на функции, не имеющие   недостатков,   при   одновременном   "подтягивании"   дефицитарных функций. развитию   системная   по     работа       имосвоения материала предыдущего Постепенность и системность, следование от простых и доступных заданий к более сложным, комплексным. Индивидуализация   темпа   работ ­   переход   к   новому   этапу   обучения   только   после полного этапа. Эффективность   коррекционно­воспитательной   работы   определяется   четкой организацией   жизни   детей   в   период   их   пребывания   в   детском   саду,   правильном распределении   нагрузки   в   течение   дня   и   преемственностью   в   работе   учителя­ дефектолога   и   воспитателей.   При   ведущей   роли   учителя­дефектолога   в коррекционном процессе по преодолению недостатков в развитии, коррекционные задачи, стоящие перед воспитателями специальной группы, чрезвычайно важны и тесно   связаны   с   задачами   учителя­дефектолога.   Решение   коррекционных   задач осуществляется   воспитателем   на   занятиях,   а   также   в   течение   всего   времени пребывания учреждении. Во   второй   половине   дня   воспитатель   проводит   специальные   индивидуальные коррекционные   занятия   с   детьми,   содержание   которых   определяет   учитель   – дефектолог. Рекомендации,   предлагаемые   учителем­дефектологом   для   проведения коррекционно­развивающей   и   индивидуальной   работы,   даются   с   учетом   «зоны ближайшего ребенка. В тетради взаимосвязи работы учителя­дефектолога и воспитателя предусмотрена работа по развитию речи, элементарных математических представлений, внимания, памяти, восприятия, мышления, общей и мелкой моторики. особенностей дошкольном развития» каждого ребенка и в                       работа дефектолога: Функции Изучение   уровня   речевых,   познавательных   и   индивидуально­личностных особенностей   детей,   определение   основных   направлений   и   содержание   работы   с каждым ребенком. Формирование правильного речевого  дыхания,  чувства ритма и выразительности речи,   речи. Коррекция звукопроизношения. Совершенствование   фонематического   восприятия   и   навыков   звукового   анализа  и синтеза. Устранение Отработка Обучение Развитие психических функций.   слова. категорий. речи. лексико­грамматических недостатков новых структуры   просодической стороной слоговой связной над                           Функции воспитателя: Учет   лексической   темы   при   проведении   всех   занятий   в   группе. Пополнение,   уточнение   и   активизация   словарного   запаса   детей   по   текущей лексической   моментов. Систематический   контроль   за   поставленными   звуками   и   грамматической правильностью   речи   детей   в   процессе   всех   режимных   моментов. Включение отработанных грамматических конструкций в ситуацию естественного общения детей. режимных процессе теме всех в уФормирование   связной   речи   (заучивание   стихотворений,   потешек,   текстов, знакомство с художественной литературой, работа над пересказом и составление всех видов рассказывания). Закрепление речевых навыков на индивидуальных занятиях по заданию учителя ­ дефектолога. Развитие понимания речи, внимания, памяти, логического мышления, воображения в игровых упражнениях на правильно произносимом речевом материале.      Примерное содержание работы воспитателя и дефектолога На   сегодняшний   день   дошкольные   образовательные   учреждения   должны качественно   поменять   уровень   подготовки   детей   к   школе   в   соответствии   с действующими   государственными   требованиями,   обязательными   при   реализации основной  общеобразовательной   программы   дошкольного   образования.   Программа должна   строиться   с   учётом   принципа   интеграции   образовательных   областей   и предполагать   построение   образовательного   процесса   на   адекватных   возрасту   и возможностям формах работы с детьми. Эффективность   коррекционно­воспитательной   работы   определяется   четкой организацией   жизни   детей   в   период   их   пребывания   в   детском   саду,   правильном распределении   нагрузки   в   течение   дня   и   преемственностью   в   работе   учителя­ дефектолога   и   воспитателя.При   ведущей   роли   учителя­дефектолога   в коррекционном   процессе   по   преодолению   речевых   нарушений,   коррекционные задачи, стоящие перед воспитателями специальной группы, чрезвычайно важны и тесно связаны с задачами учителя­дефектолога.Среди них: ­   развитие   восприятия,   внимания,   памяти,   мышления   у   детей   с   трудностями   в обучении; ­ развитие слухового внимания и памяти, фонематического восприятия; ­ совершенствование артикуляционной, мелкой и общей моторики у детей; ­ автоматизация произношения звуков, поставленных учителем­дефектологом; ­   уточнение,   закрепление   и   автоматизация   отработанного   учителем­дефектологом лексического материала на занятиях и в режимных моментах; ­закрепление сформированных учителем­дефектологом грамматических категорий; ­ формирование диалогической и монологической речи; ­ закрепление умений звуко­слогового анализа и синтеза; ­ подготовка детей к письму, формирование графических умений;­устранение   недостатков   в   сенсорной,   аффективно­волевой,   интеллектуальной сферах, обусловленных особенностями нарушения в развитии; ­закрепление в повседневной жизни опыта, речевых навыков, полученных на занятиях учителя­дефектолога; ­сочетание всех видов деятельности дошкольников с развитием и коррекцией речи; ­   формирование   положительных   навыков   общего   и   речевого   поведения,   развитие умения пользоваться речевыми средствами общения; ­ обеспечение необходимой познавательной и мотивационной базы для формирования речевых умений. Решение   поставленных   коррекционных   задач   осуществляется   воспитателем   на занятиях,   а   также   в   течение   всего   времени   пребывания   ребенка   в   дошкольном учреждении. Для того чтобы лучше скоординировать коррекционную работу в группе для детей с трудностями в обучении, можно руководствоваться следующим примерным планом построения игрового комплекса во второй половине дня. Обязательными его компонентами являются: 1. Артикуляционная гимнастика 2. Дыхательные упражнения – по рекомендации учителя­дефектолога. 3. Дидактические игры по развитию лексико­грамматических средств языка, связной речи, фонетико­фонематических представлений и обучению грамоте – 2­3 игры. 4. Дидактические игры по развитию элементарных математических представлений – 2­3 игры. 5 Развитие мелкой моторики пальцев рук. Можно использовать следующие виды работы, способствующие развитию мелких мышц пальцев и кистей рук: 1. игры с пальчиками, сопровождающиеся стишками и потешками; 2. пальчиковая гимнастика без речевого сопровождения; 3. рисование по шаблону; 4. нанизывание бусин, колечек, пуговиц на проволоку, нитку;5. волшебные спички (раскладывание картинок по образцу и по памяти); 6. разрезные картинки; 7. мозаика; 8. «Сложи картинки из геометрических фигурок»; 9. игры со шнурами и камешками; 10. "Золушка” – раскладывание пуговиц, палочек, зерен, желудей и т.д. 11. пальчиковый театр, теневой театр; 12. пришивание, застегивание и расстегивание пуговиц. Методические   рекомендации   по   развитию   мелкой   моторики   и   графо­моторных навыков у детей с задержкой психического развития. 1.   Для   развития   мелкой   моторики   кистей   рук   детей   с   ЗПР   рекомендуется использовать   разнообразные   подготовительные   упражнения,   при   выполнении которых необходимо учитывать тонус мышц (гипотонус или гипертонус). 2. Все упражнения должны проводиться в форме игры, что не только вызывает у детей интерес, но и способствует повышению технического тонуса руки ребенка. 3. При подборе упражнений педагог должен учитывать возрастные и психические особенности   детей   с   ЗПР,   в   том   числе   особенности   зрительного   восприятия, внимания, памяти и т.д. 4.   При   подготовке   к   обучению   письму   рекомендуется   обучить   детей   правильно сидеть за столом, пользоваться письменными принадлежностями. 5. Необходимо научить ребенка ориентироваться на листе бумаги. 6. Развитие мелкой моторики рук надо начинать с ведущей руки, затем – выполнять упражнения другой рукой, а затем – двумя. 7.   В   подготовительный   период   рекомендуется   использовать   не   разлинованные тетради, а альбомы, причем, «писать» простым карандашом. 8. Работе в альбоме или тетради должны предшествовать упражнения пальчиковой гимнастики. 9. По возможности, надо подбирать упражнения пальчиковой гимнастики, которые связаны с темой занятия.10.   После   подготовительных   упражнений   рекомендуется   переходить   к   работе   в тетради в крупную клетку: ­   сначала   надо   знакомить   детей   с   разлиновкой   (дать   понятие,   что   такое «клеточка»...); ­ с направлением написания (слева направо); ­ местом начала письма (сколько клеточек отступить); ­ учить определять части страницы, границы строки. 12. После этого рекомендуется переходить к письму в более мелкую клетку, а затем – в линейку, хотя дети с ЗПР до этого этапа обычно не доходят. 13.   На   протяжении   всего   периода   обучения   рекомендуется   широко   применять книжки – раскраски с крупными, четкими и понятными детям рисунками (буквами и цифрами); 14.   «Прописи»   для   детей   –   дошкольников   необходимо   внимательно   отбирать педагогу и рекомендовать родителям. 15. Необходимо строгое соблюдение организационных и гигиенических требований к обучению письму, что сохраняет нормальное зрение и правильную осанку детей. 16.   На   техническую   сторону   письма   ребенок   затрачивает   огромные   физические усилия,   поэтому   продолжительность   непрерывного   письма   у   дошкольников   не должна превышать 5 минут, а у школьников – 10 минут( первый класс). 17. Работу по развитию элементарных графических навыков письма целесообразно проводить систематически 2 – 3 раза в неделю по 7 – 10 минут, как часть занятия. 18. Педагог должен следить за освещенностью рабочего места ребенка, его осанкой. Расстояние от глаз до тетради должно быть не менее 33 см. 19.   В   работе   с   детьми   с   ЗПР   педагог   должен   создавать   спокойную, доброжелательную обстановку, способствующую достижению коррекционных целей. 6. Физкультурные минутки. Методические   рекомендации   по   проведению   физкультурных   минуток   в   работе   с детьми с задержкой психического развития. 1. Необходимо учитывать возраст и психофизическое развитие детей с задержкой психического развития. 2. Желательно, чтобы упражнения были связаны с темой занятия, т.к. у детей с ЗПРпереключение с одной деятельности на другую происходит труднее, чем у нормально развивающихся детей. 3.   Упражнения,   используемые   на   фронтальном   коррекционно   –   развивающем занятии, должны быть просты по структуре, интересны и хорошо знакомы детям. 4. Упражнения должны быть удобны для выполнения на ограниченной площади. 5. Рекомендуется подбирать такие упражнения, в которые включаются движения, воздействующие   на   крупные   группы   мышц,   улучшающие   функциональную деятельность всех органов и систем. 6.   Упражнения,   используемые   в   физкультурной   минутке,   должны   быть эмоциональными,   достаточно   интенсивными   (с   включением   10–15   подскоков,   10 приседаний или 30 – 40 секунд бега на месте). 7. Необходимо знать, в какое время занятия проводить физкультурную минутку: ­ в средней группе на 9 – 11 минуте занятия, т.к. именно в это время наступает утомление; ­ в старшей группе – на 12 – 14 минуте; ­ в подготовительной группе – на 14 – 16 минуте. (Рекомендации САН ПИН для детей с нормальным развитием.) 8. Общая длительность физкультурной минутки составляет 1,5 – 2 минуты. 9. Учителю – дефектологу, работающему с детьми с ЗПР, рекомендуется проводить физкультурную   минутку   на   5   минут   раньше,   т.к.   у   детей   данной   категории утомление наступает раньше. 10. При необходимости возможно проведение двух физкультурных минуток на одном фронтальном коррекционно – развивающем занятии. 11. Упражнения повторяются 5 ­ 6 раз. 12. Физкультурная минутка должна выполнять смысловую нагрузку: на занятии по ФМП – с элементами счета, на обучении грамоте – насыщена изучаемым звуком и т.д. 7. Игры на развитие психологической базы речи. У детей с общим недоразвитием речи в той или иной степени нарушены память, внимание, восприятие и мышление. Поэтому необходимым элементом при изучении каждой   новой   темы   являются   упражнения   на   развитие   восприятия   (узнаватьконтурные и пунктирные изображения предметов, собрать разрезную картинку из отдельных частей и т.д.), памяти (запомнить и повторить ряд слов, запомнить ряд картинок   или   предметов,   а   затем   поменять   их   местами   и   т.д.),   логического мышления (сравнить предметы, выделить их ведущие признаки, классифицировать предметы, действия, установить причинно­следственные связи). 8.   Индивидуальная   работа   по   закреплению   речевых   навыков   (домашние   тетради детей). Количество этих компонентов может меняться по усмотрению педагогов. Игры и игровые   задания   могут   быть   индивидуальными,   подгрупповыми   и   групповыми. Игровой   комплекс   на   каждый   день   необходимо   выстроить   так,   чтобы   один   вид деятельности   сменялся   другим.   Это   позволит   сделать   работу   детей   динамичной, насыщенной   и   менее   утомительной.   Игровой   комплекс   проводится   с   учетом индивидуальности   каждого   и   «зоны   ближайшего   развития».   В   процессе   игр формируются и закрепляются не только знания, умения и навыки, но и личностные особенности: самостоятельность, свобода поведения, самооценка, инициативность. назад