Разработка и решение проблемы профессиональных взаимоотношений учителя-дефектолога и воспитателей, раскрытие специфики и механизма их профессионального взаимодействия, рассмотрение содержательных и организационных аспектов взаимодействия смогут способствовать развитию профессиональной компетентности и учителя-дефектолога и воспитателей:
1. Сотрудничество учителя-дефектолога и воспитателей в процессе реализации индивидуального подхода к детям в едином образовательном пространстве позволяет определить условия и разработать механизм профессионального взаимодействия.
2. Взаимодействие учителя-дефектолога и воспитателей может способствовать повышению их профессиональной компетентности в теоретических, методических, практических и прикладных аспектах решения проблем учета динамических особенностей детей.
3. Воспитатели совместно с учителем-дефектологом, изучая индивидуальные особенности детей, могут моделировать ситуации развития для каждого воспитанника.
Эффективность коррекционной работы может быть обусловлена лишь интеграцией - объединением усилий педагогов для решения поставленной цели:
обеспечить коррекцию недостатков в развитии детей и оказать помощь детям этой категории в освоении Программы.
Успешность и эффективность работы учителя-дефектолога напрямую зависит оттого, насколько им хорошо организована работа с воспитателями, насколько тесно они взаимодействуют. Поэтому в задачи учителя-дефектолога входит не только планирование собственной работы, но и планирование работы воспитателей по закреплению полученных детьми на занятиях учителя-дефектолога знаний. Сочетая в своей работе различные виды деятельности, учитель-дефектолог фактически ставит перед собой непосредственные задачи взаимодействия с воспитателями:
1. ознакомить воспитателей с психологическими теориями и исследованиями в области воспитания и развития детей;
2. совместно с воспитателями разработать индивидуальную программу развития детей, индивидуальный маршрут развития;
сформулировать психологические требования к развивающей предметной, игровой и учебной среде;
3. принимать участие в разработке и внедрении новых педагогических технологий, осуществляя проектировочную и диагностически-контрольную функцию за развитием детей;
4.разработать индивидуальные модели развивающего взаимодействия с детьми и обучить им воспитателей;
5.формировать у воспитателей высокий уровень их компетентности в осуществлении коррекционно - образовательного процесса в детском саду.Основу организации взаимодействия учителя-дефектолога и воспитателей определяют следующие принципы:
Системность. Развитие ребенка - процесс, в котором взаимосвязаны, взаимозависимы и взаимообусловлены все компоненты. Нельзя развивать лишь одну функцию, необходима системная работа по развитию ребенка.
Комплексность (взаимодополняемость). Развитие ребенка - комплексный процесс, в котором развитие одной познавательной функции определяет и дополняет развитие других функций.
Соответствие возрастным и индивидуальным возможностям. Индивидуальная программа работы с ребенком должна строиться в соответствии с психофизиологическими закономерностями возрастного развития, с учетом факторов риска, с учетом его дефицитарных возможностей .Адекватность требований и нагрузок, предъявляемых ребенку в процессе занятий, способствует оптимизации занятий и повышению эффективности и дает опору на функции, не имеющие недостатков, при одновременном "подтягивании" дефицитарных функций.
Постепенность и системность, следование от простых и доступных заданий к более сложным, комплексным.
Индивидуализация темпа работ - переход к новому этапу обучения только после полного освоения материала предыдущего этапа.
Эффективность коррекционно-воспитательной работы определяется четкой организацией жизни детей в период их пребывания в детском саду, правильном распределении нагрузки в течение дня и преемственностью в работе учителя-дефектолога и воспитателей. При ведущей роли учителя-дефектолога в коррекционном процессе по преодолению недостатков в развитии, коррекционные задачи, стоящие перед воспитателями специальной группы, чрезвычайно важны и тесно связаны с задачами учителя-дефектолога. Решение коррекционных задач осуществляется воспитателем на занятиях, а также в течение всего времени пребывания ребенка в дошкольном учреждении.
Взаимодействие учителядефектолога и
воспитателя в процессе реализации
календарного плана
Цель образовательного процесса работы с детьми с проблемами в развитии
является не только социализация и адаптация детей в обществе, но и развитие
познавательных и речевых способностей. Развитие таких психических процессов, как
восприятие, внимание, речь, память, мышление, позволяет ребенку познавать самого
себя и окружающий мир, чувствовать себя уверенным среди других людей и уметь
ориентироваться в той или иной ситуации.
ФГОС ДО это совокупность обязательных требований к структуре Программы
и ее объему, условиям реализации и результатам освоения Программы. Организация
деятельности дефектологических групп в соответствии с требованиями ФГОС
дошкольного образования строится с учетом интеграции образовательных областей в
соответствии с возрастными особенностями воспитанников, спецификой и
возможностями. Комплексно тематическое планирование образовательной и
коррекционной деятельности с детьми включает развитие и коррекцию при
организации всех видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой,
познавательноисследовательской,
музыкальнохудожественной,
чтения.Успех коррекционновоспитательной работы определяется продуманной
системой, скоординированной работой всех специалистов образовательного
учреждения: учителядефектолога,
педагогапсихолога,
воспитателей, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре.
Работа ведется в таких направлениях, как:
учителя логопеда,
продуктивной,
*диагностическое;
*коррекционноразвивающее;
*консультативнопросветительское.
Разработка и решение проблемы профессиональных взаимоотношений учителя
дефектолога и воспитателей,
раскрытие специфики и механизма их
профессионального взаимодействия,
рассмотрение содержательных и
организационных аспектов взаимодействия смогут способствовать развитию
профессиональной компетентности и учителядефектолога и воспитателей:
1. Сотрудничество учителядефектолога и воспитателей в процессе реализации
индивидуального подхода к детям в едином образовательном пространстве
позволяет определить условия и разработать механизм профессионального
взаимодействия.
2. Взаимодействие учителядефектолога и воспитателей может способствовать
повышению их профессиональной компетентности в теоретических, методических,
практических и прикладных аспектах решения проблем учета динамическихособенностей
детей.
3. Воспитатели совместно с учителемдефектологом, изучая индивидуальные
особенности детей, могут моделировать ситуации развития для каждого
воспитанника.
в
освоении
и
развития
маршрут
воспитания
индивидуальный
Эффективность коррекционной работы может быть обусловлена лишь интеграцией
объединением усилий педагогов для решения поставленной цели:
обеспечить коррекцию недостатков в развитии детей и оказать помощь детям этой
категории
Программы.
Успешность и эффективность работы учителядефектолога напрямую зависит
оттого, насколько им хорошо организована работа с воспитателями, насколько тесно
они взаимодействуют. Поэтому в задачи учителядефектолога входит не только
планирование собственной работы, но и планирование работы воспитателей по
закреплению полученных детьми на занятиях учителядефектолога знаний. Сочетая
в своей работе различные виды деятельности, учительдефектолог фактически
ставит перед собой непосредственные задачи взаимодействия с воспитателями:
1. ознакомить воспитателей с психологическими теориями и исследованиями в
области
детей;
2. совместно с воспитателями разработать индивидуальную программу развития
детей,
развития;
сформулировать психологические требования к развивающей предметной, игровой и
учебной
среде;
3. принимать участие в разработке и внедрении новых педагогических технологий,
осуществляя проектировочную и диагностическиконтрольную функцию за
развитием
детей;
4.разработать индивидуальные модели развивающего взаимодействия с детьми и
обучить
воспитателей;
5.формировать у воспитателей высокий уровень их компетентности в
осуществлении коррекционно образовательного процесса в детском саду.Основу
организации взаимодействия учителядефектолога и воспитателей определяют
следующие
принципы:
Системность. Развитие ребенка процесс, в котором взаимосвязаны, взаимозависимы
и взаимообусловлены все компоненты. Нельзя развивать лишь одну функцию,
необходима
ребенка.
Комплексность (взаимодополняемость). Развитие ребенка комплексный процесс, в
котором развитие одной познавательной функции определяет и дополняет развитие
других
функций.
Соответствие возрастным и индивидуальным возможностям. Индивидуальная
программа работы с ребенком должна строиться в соответствии с
психофизиологическими закономерностями возрастного развития, с учетом
факторов риска, с учетом его дефицитарных возможностей .Адекватность
требований и нагрузок, предъявляемых ребенку в процессе занятий, способствует
оптимизации занятий и повышению эффективности и дает опору на функции, не
имеющие недостатков, при одновременном "подтягивании" дефицитарных
функций.
развитию
системная
по
работа
имосвоения
материала
предыдущего
Постепенность и системность, следование от простых и доступных заданий к более
сложным,
комплексным.
Индивидуализация темпа работ переход к новому этапу обучения только после
полного
этапа.
Эффективность коррекционновоспитательной работы определяется четкой
организацией жизни детей в период их пребывания в детском саду, правильном
распределении нагрузки в течение дня и преемственностью в работе учителя
дефектолога и воспитателей. При ведущей роли учителядефектолога в
коррекционном процессе по преодолению недостатков в развитии, коррекционные
задачи, стоящие перед воспитателями специальной группы, чрезвычайно важны и
тесно связаны с задачами учителядефектолога. Решение коррекционных задач
осуществляется воспитателем на занятиях, а также в течение всего времени
пребывания
учреждении.
Во второй половине дня воспитатель проводит специальные индивидуальные
коррекционные занятия с детьми, содержание которых определяет учитель –
дефектолог.
Рекомендации,
предлагаемые учителемдефектологом для проведения
коррекционноразвивающей и индивидуальной работы, даются с учетом «зоны
ближайшего
ребенка.
В тетради взаимосвязи работы учителядефектолога и воспитателя предусмотрена
работа по развитию речи, элементарных математических представлений, внимания,
памяти, восприятия, мышления, общей и мелкой моторики.
особенностей
дошкольном
развития»
каждого
ребенка
и
в
работа
дефектолога:
Функции
Изучение уровня речевых,
познавательных и индивидуальноличностных
особенностей детей, определение основных направлений и содержание работы с
каждым
ребенком.
Формирование правильного речевого дыхания, чувства ритма и выразительности
речи,
речи.
Коррекция
звукопроизношения.
Совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и
синтеза.
Устранение
Отработка
Обучение
Развитие психических функций.
слова.
категорий.
речи.
лексикограмматических
недостатков
новых
структуры
просодической
стороной
слоговой
связной
над
Функции
воспитателя:
Учет лексической темы при проведении всех занятий в группе.
Пополнение, уточнение и активизация словарного запаса детей по текущей
лексической
моментов.
Систематический контроль за поставленными звуками и грамматической
правильностью речи детей в процессе всех режимных моментов.
Включение отработанных грамматических конструкций в ситуацию естественного
общения
детей.
режимных
процессе
теме
всех
в
уФормирование связной речи (заучивание стихотворений, потешек, текстов,
знакомство с художественной литературой, работа над пересказом и составление всех
видов
рассказывания).
Закрепление речевых навыков на индивидуальных занятиях по заданию учителя
дефектолога.
Развитие понимания речи, внимания, памяти, логического мышления, воображения в
игровых упражнениях на правильно произносимом речевом материале.
Примерное содержание работы воспитателя и дефектолога
На сегодняшний день дошкольные образовательные учреждения должны
качественно поменять уровень подготовки детей к школе в соответствии с
действующими государственными требованиями, обязательными при реализации
основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Программа
должна строиться с учётом принципа интеграции образовательных областей и
предполагать построение образовательного процесса на адекватных возрасту и
возможностям формах работы с детьми.
Эффективность коррекционновоспитательной работы определяется четкой
организацией жизни детей в период их пребывания в детском саду, правильном
распределении нагрузки в течение дня и преемственностью в работе учителя
дефектолога и воспитателя.При ведущей роли учителядефектолога в
коррекционном процессе по преодолению речевых нарушений, коррекционные
задачи, стоящие перед воспитателями специальной группы, чрезвычайно важны и
тесно связаны с задачами учителядефектолога.Среди них:
развитие восприятия, внимания, памяти, мышления у детей с трудностями в
обучении;
развитие слухового внимания и памяти, фонематического восприятия;
совершенствование артикуляционной, мелкой и общей моторики у детей;
автоматизация произношения звуков, поставленных учителемдефектологом;
уточнение, закрепление и автоматизация отработанного учителемдефектологом
лексического материала на занятиях и в режимных моментах;
закрепление сформированных учителемдефектологом грамматических категорий;
формирование диалогической и монологической речи;
закрепление умений звукослогового анализа и синтеза;
подготовка детей к письму, формирование графических умений;устранение недостатков в сенсорной, аффективноволевой, интеллектуальной
сферах, обусловленных особенностями нарушения в развитии;
закрепление в повседневной жизни опыта, речевых навыков, полученных на занятиях
учителядефектолога;
сочетание всех видов деятельности дошкольников с развитием и коррекцией речи;
формирование положительных навыков общего и речевого поведения, развитие
умения пользоваться речевыми средствами общения;
обеспечение необходимой познавательной и мотивационной базы для формирования
речевых умений.
Решение поставленных коррекционных задач осуществляется воспитателем на
занятиях, а также в течение всего времени пребывания ребенка в дошкольном
учреждении.
Для того чтобы лучше скоординировать коррекционную работу в группе для детей с
трудностями в обучении, можно руководствоваться следующим примерным планом
построения игрового комплекса во второй половине дня.
Обязательными его компонентами являются:
1. Артикуляционная гимнастика
2. Дыхательные упражнения – по рекомендации учителядефектолога.
3. Дидактические игры по развитию лексикограмматических средств языка, связной
речи, фонетикофонематических представлений и обучению грамоте – 23 игры.
4. Дидактические игры по развитию элементарных математических представлений –
23 игры.
5 Развитие мелкой моторики пальцев рук.
Можно использовать следующие виды работы, способствующие развитию мелких
мышц пальцев и кистей рук:
1. игры с пальчиками, сопровождающиеся стишками и потешками;
2. пальчиковая гимнастика без речевого сопровождения;
3. рисование по шаблону;
4. нанизывание бусин, колечек, пуговиц на проволоку, нитку;5. волшебные спички (раскладывание картинок по образцу и по памяти);
6. разрезные картинки;
7. мозаика;
8. «Сложи картинки из геометрических фигурок»;
9. игры со шнурами и камешками;
10. "Золушка” – раскладывание пуговиц, палочек, зерен, желудей и т.д.
11. пальчиковый театр, теневой театр;
12. пришивание, застегивание и расстегивание пуговиц.
Методические рекомендации по развитию мелкой моторики и графомоторных
навыков у детей с задержкой психического развития.
1. Для развития мелкой моторики кистей рук детей с ЗПР рекомендуется
использовать разнообразные подготовительные упражнения, при выполнении
которых необходимо учитывать тонус мышц (гипотонус или гипертонус).
2. Все упражнения должны проводиться в форме игры, что не только вызывает у
детей интерес, но и способствует повышению технического тонуса руки ребенка.
3. При подборе упражнений педагог должен учитывать возрастные и психические
особенности детей с ЗПР, в том числе особенности зрительного восприятия,
внимания, памяти и т.д.
4. При подготовке к обучению письму рекомендуется обучить детей правильно
сидеть за столом, пользоваться письменными принадлежностями.
5. Необходимо научить ребенка ориентироваться на листе бумаги.
6. Развитие мелкой моторики рук надо начинать с ведущей руки, затем – выполнять
упражнения другой рукой, а затем – двумя.
7. В подготовительный период рекомендуется использовать не разлинованные
тетради, а альбомы, причем, «писать» простым карандашом.
8. Работе в альбоме или тетради должны предшествовать упражнения пальчиковой
гимнастики.
9. По возможности, надо подбирать упражнения пальчиковой гимнастики, которые
связаны с темой занятия.10. После подготовительных упражнений рекомендуется переходить к работе в
тетради в крупную клетку:
сначала надо знакомить детей с разлиновкой (дать понятие, что такое
«клеточка»...);
с направлением написания (слева направо);
местом начала письма (сколько клеточек отступить);
учить определять части страницы, границы строки.
12. После этого рекомендуется переходить к письму в более мелкую клетку, а затем –
в линейку, хотя дети с ЗПР до этого этапа обычно не доходят.
13. На протяжении всего периода обучения рекомендуется широко применять
книжки – раскраски с крупными, четкими и понятными детям рисунками (буквами и
цифрами);
14. «Прописи» для детей – дошкольников необходимо внимательно отбирать
педагогу и рекомендовать родителям.
15. Необходимо строгое соблюдение организационных и гигиенических требований к
обучению письму, что сохраняет нормальное зрение и правильную осанку детей.
16. На техническую сторону письма ребенок затрачивает огромные физические
усилия, поэтому продолжительность непрерывного письма у дошкольников не
должна превышать 5 минут, а у школьников – 10 минут( первый класс).
17. Работу по развитию элементарных графических навыков письма целесообразно
проводить систематически 2 – 3 раза в неделю по 7 – 10 минут, как часть занятия.
18. Педагог должен следить за освещенностью рабочего места ребенка, его осанкой.
Расстояние от глаз до тетради должно быть не менее 33 см.
19. В работе с детьми с ЗПР педагог должен создавать спокойную,
доброжелательную обстановку, способствующую достижению коррекционных целей.
6. Физкультурные минутки.
Методические рекомендации по проведению физкультурных минуток в работе с
детьми с задержкой психического развития.
1. Необходимо учитывать возраст и психофизическое развитие детей с задержкой
психического развития.
2. Желательно, чтобы упражнения были связаны с темой занятия, т.к. у детей с ЗПРпереключение с одной деятельности на другую происходит труднее, чем у нормально
развивающихся детей.
3. Упражнения, используемые на фронтальном коррекционно – развивающем
занятии, должны быть просты по структуре, интересны и хорошо знакомы детям.
4. Упражнения должны быть удобны для выполнения на ограниченной площади.
5. Рекомендуется подбирать такие упражнения, в которые включаются движения,
воздействующие на крупные группы мышц, улучшающие функциональную
деятельность всех органов и систем.
6. Упражнения, используемые в физкультурной минутке, должны быть
эмоциональными, достаточно интенсивными (с включением 10–15 подскоков, 10
приседаний или 30 – 40 секунд бега на месте).
7. Необходимо знать, в какое время занятия проводить физкультурную минутку:
в средней группе на 9 – 11 минуте занятия, т.к. именно в это время наступает
утомление;
в старшей группе – на 12 – 14 минуте;
в подготовительной группе – на 14 – 16 минуте.
(Рекомендации САН ПИН для детей с нормальным развитием.)
8. Общая длительность физкультурной минутки составляет 1,5 – 2 минуты.
9. Учителю – дефектологу, работающему с детьми с ЗПР, рекомендуется проводить
физкультурную минутку на 5 минут раньше, т.к. у детей данной категории
утомление наступает раньше.
10. При необходимости возможно проведение двух физкультурных минуток на одном
фронтальном коррекционно – развивающем занятии.
11. Упражнения повторяются 5 6 раз.
12. Физкультурная минутка должна выполнять смысловую нагрузку: на занятии по
ФМП – с элементами счета, на обучении грамоте – насыщена изучаемым звуком и
т.д.
7. Игры на развитие психологической базы речи.
У детей с общим недоразвитием речи в той или иной степени нарушены память,
внимание, восприятие и мышление. Поэтому необходимым элементом при изучении
каждой новой темы являются упражнения на развитие восприятия (узнаватьконтурные и пунктирные изображения предметов, собрать разрезную картинку из
отдельных частей и т.д.), памяти (запомнить и повторить ряд слов, запомнить ряд
картинок или предметов, а затем поменять их местами и т.д.), логического
мышления (сравнить предметы, выделить их ведущие признаки, классифицировать
предметы, действия, установить причинноследственные связи).
8. Индивидуальная работа по закреплению речевых навыков (домашние тетради
детей).
Количество этих компонентов может меняться по усмотрению педагогов. Игры и
игровые задания могут быть индивидуальными, подгрупповыми и групповыми.
Игровой комплекс на каждый день необходимо выстроить так, чтобы один вид
деятельности сменялся другим. Это позволит сделать работу детей динамичной,
насыщенной и менее утомительной. Игровой комплекс проводится с учетом
индивидуальности каждого и «зоны ближайшего развития». В процессе игр
формируются и закрепляются не только знания, умения и навыки, но и личностные
особенности: самостоятельность, свобода поведения, самооценка, инициативность.
назад