Взаимоотношения учитель-ученик в современной школе
Оценка 4.6

Взаимоотношения учитель-ученик в современной школе

Оценка 4.6
Работа в классе
docx
детская психология
16.11.2022
Взаимоотношения учитель-ученик в современной школе
Как сложатся взаимоотношения с учителем важнейшая часть образовательного процесса
Панченко Статья.docx

Панченко М. Г.

Учитель первой квалификационной категории МОБУ СОШ № 38 им. Страховой С.Л. Краснодарский край, федеральная территория «Сириус»

 

ВЗАИМООТНОШЕНИЯ УЧИТЕЛЬ-УЧЕНИК В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ

 

Аннотация

Учитель и ученик - это две наиболее важные половинки образовательного процесса. И от того, какие отношения складываются между ними, зависит успех в процессе обучения и воспитания. Воспитание не только должно развивать разум человека и дать ему известный объем сведений, но должно зажечь в нем жажду серьезного труда, без которой жизнь  его не может быть ни достойной, ни счастливою. (К. Д. Ушинский)

 

Ключевые слова: взаимоотношения,  учитель, ученик

Keywords: relationship, teacher, student

 

Учитель и ученик - это две наиболее важные половинки образовательного процесса. И от того, какие отношения складываются между ними, зависит успех в процессе обучения и воспитания. Наверное, каждый молодой педагог, закончивший институт, и ещё не забывший свои школьные годы мечтает о том, что придя в школу, он постарается стать лучшим другом для своих учеников, будет их понимать, поддерживать, направлять. По крайней мере,  так думала я. Конечно в основе обучения и воспитания лежит общение: через общение учитель организует поведение и деятельность учеников, оценивает их работу и поступки, информирует о происходящих событиях, вызывает соответствующие переживания по поводу проступков, помогает преодолеть трудности, не потерять веру в свои возможности. Важную роль в этом играет стиль общения.

    Являясь приверженцем демократического стиля, в первую очередь, оцениваю факты, а не личность, когда учащийся принимает активное участие в обсуждении хода предстоящей работы и ее организации.  При таком общении с учеником, у него развивается уверенность в себе, стимулируется самоуправление, инициатива и возрастают общительность и доверительность в личных взаимоотношениях.

При этом учитель опирается на коллектив, стимулирует самостоятельность учащихся. В организации деятельности коллектива стараюсь  занять позицию «первого среди равных»,  проявляю определенную терпимость к критическим замечаниям учащихся, вникаю в их личные дела и проблемы. Ученики обсуждают проблемы коллективной жизни и делают выбор, но окончательное решение всё-таки  формулирует учитель.

Вовлечение учащихся в творческую деятельность развивает не только коммуникативные  действия, но и отношение детей  к педагогической деятельности в целом. Театральный педагог М. О. Кнебель заметила, что педагогическое чувство «гонит тебя к молодежи, заставляет находить пути к ней...» Такой стиль общения отличал деятельность В. А. Сухомлинского. На этой основе формирует свою систему взаимоотношений с детьми В. Ф. Шаталов. Этот стиль общения можно рассматривать как предпосылку успешной совместной учебно-воспитательной деятельности. Увлеченность общим делом – источник формирования  дружественности и одновременно дружественность, помноженная на заинтересованность работой, рождает совместный увлеченный поиск. Необходимо формировать дружественность как определенный тон в отношениях педагога с коллективом.

Размышляя о вариантах взаимоотношений воспитателя с детьми, А.С. Макаренко отмечал: «Во всяком случае, никогда педагоги и руководство не должны допускать со своей стороны тона фривольного: зубоскальства, рассказывания анекдотов, никаких вольностей в языке, передразнивания, кривляния и т. п. С другой стороны, совершенно недопустимо, чтобы педагоги и руководство в присутствии воспитанников были угрюмыми, раздражительными, крикливыми».  Дружественность, как и любое эмоциональное настроение,  в процессе общения, должна иметь меру, главное не превращать её  в панибратские отношения с учащимися, это отрицательно сказывается на всем ходе учебно-воспитательного процесса.

  Сегодня жесткие границы стираются: ученики и учителя «лайкают» посты друг друга в социальных сетях и иногда разговаривают на «ты».   Учителям и родителям не всегда удается понять молодежный сленг, вкусы и даже манеру одеваться. Для подростков все это — очередной способ отличиться. Как бы вы ни пытались освоить их словечки, ребята все равно придумают новые, еще менее понятные. Поэтому говорите с ними на своем языке, без «хайпа» и «зашквара». Так вы покажете детям, что не оспариваете их уникальность и принимаете различия. Родители школьников неформальное общение преимущественно поддерживают и вспоминают традиции из своих школьных лет, когда, например, навестить педагога дома считалось совершенно обычным делом.

 А   большей части ребят хочется видеть изо дня в день не ходячую функцию или надсмотрщика, а «живого человека», который верит в то, что говорит, проявляет интерес к мнению учеников, их увлечениям. Если учитель отвел урок и сухо попрощался, ребенок очень скоро теряет интерес не только к учителю, но и к предмету.

      Формат, когда идеальным учеником был ребенок, прямо сидящий за партой со сложенными руками, уходит в прошлое. Теперь успех учебного процесса зависит от того, насколько учитель умеет слушать детей, общаться с ними и выстраивать доверительные отношения. Каждый ученик  личность со своими взглядами, несмотря на то, что она еще только формируется и нуждается в мягкой корректировке.  Роль учителя в наши дни в педагогическом общении состоит в том, обречено оно на неудачи или, наоборот, на успех, играет личность педагога. Быть настоящим учителем - это талант и он либо есть, либо его нет.

 

 

 

 

Литература

1.                  Мудрик А.В., Учитель. Мастерство и вдохновение. PDF. 32.2 МБ. Сластенин В.А., Педагогика - инновационная деятельность. pdf. 12.2 МБ. Сластенин В.А., Педагогика профессионального образования.doc. 2 МБ. 25. 

2.                  Азаров Ю. П. Тайны педагогического мастерства: Учеб. пособие. — М. : Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2004. — 432 с. (Серия «Библиотека школьного психолога»). 

3.                  Соловейчик С.Л.Педагогика для всех / Симон Соловейчик; авт. пред. Андрей Максимов.- Москва: Издательство АСТ,  2018. – 384 Серия: как воспитать ребёнка


 

Панченко М. Г. Учитель первой квалификационной категории

Панченко М. Г. Учитель первой квалификационной категории

Дружественность, как и любое эмоциональное настроение, в процессе общения, должна иметь меру, главное не превращать её в панибратские отношения с учащимися, это отрицательно сказывается на…

Дружественность, как и любое эмоциональное настроение, в процессе общения, должна иметь меру, главное не превращать её в панибратские отношения с учащимися, это отрицательно сказывается на…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.11.2022