Взаимосвязь теории и практики в педагогике
Оценка 4.8

Взаимосвязь теории и практики в педагогике

Оценка 4.8
Научно-исследовательская работа +4
docx
английский язык +1
Взрослым
18.02.2017
Взаимосвязь теории и практики в педагогике
Известный современный педагог, обосновавший личностно ориентированный подход в образовании, В. В. Сериков отмечает: «Нельзя приступить к воспитанию, просто «выучив теорию», как это нередко делает учитель-предметник. Для этого надо стать воспитателем, то есть овладеть способами личностной самоорганизации, внутренней свободой, профессиональной педагогической культурой, психологическими механизмами и технологиями целенаправленного влияния на духовную сферу воспитанника. Смысл как сложная ментальная структура сознания вначале должен зародиться у воспитателя. Нельзя эффективно заниматься личностным опытом другого человека, не обладая собственным»[10]. Теория педагогики Любая наука в качестве своей основы имеет некоторый житейский, эмпирический опыт людей. Например, физика опирается на приобретаемые нами в повседневной жизни знания о движении и падении тел, о трении и инерции, о свете, звуке, теплоте и многом другом. Математика тоже исходит из представлений о числах, формах, количественных соотношениях, которые начинают формироваться уже в дошкольном возрасте. Иначе обстоит дело с педагогикой. У каждого из нас есть запас житейских педагогических знаний, педагогический компонент присутствует во многих профессиях, предполагающих постоянное общение с людьми: врачи, консультанты, священнослужители и др. И обычный родитель имеет определенные педагогические знаниями, не прочитав при этом
взаимосвязь теории и практики в педагогике.docx
взаимосвязь теории и практики в педагогике ЛЕКЦИЯ   Известный современный педагог, обосновавший личностно ориентированный  подход в образовании, В. В. Сериков отмечает: «Нельзя приступить к  воспитанию, просто «выучив теорию», как это нередко делает учитель­ предметник. Для этого надо стать воспитателем, то есть овладеть способами  личностной самоорганизации, внутренней свободой, профессиональной  педагогической культурой, психологическими механизмами и технологиями  целенаправленного влияния на духовную сферу воспитанника. Смысл как  сложная ментальная структура сознания вначале должен зародиться у  воспитателя. Нельзя эффективно заниматься личностным опытом другого  человека, не обладая собственным»[10].     Теория педагогики   Любая наука в качестве своей основы имеет некоторый житейский,  эмпирический опыт людей. Например, физика опирается на приобретаемые  нами в повседневной жизни знания о движении и падении тел, о трении и  инерции, о свете, звуке, теплоте и многом другом. Математика тоже исходит из представлений о числах, формах, количественных соотношениях, которые  начинают формироваться уже в дошкольном возрасте. Иначе обстоит дело с  педагогикой.   У каждого из нас есть запас житейских педагогических знаний, педагогический  компонент присутствует во многих профессиях, предполагающих постоянное  общение с людьми: врачи, консультанты, священнослужители и др. И обычный  родитель имеет определенные педагогические знаниями, не прочитав при этом  ни одного учебника по педагогике.   В чем состоят основные отличия житейских педагогических знаний от научных? Анализ психолого­педагогической литературы выявил следующие особенности. Житейские знания, основывающиеся на здравом смысле и обыденном сознании,  извлекаются из индивидуального повседневного опыта человека, носят  интуитивный характер, приобретаются случайным образом путем практических проб. Они приурочены к конкретным ситуациям, конкретным людям,  конкретным задачам, имеют ограниченную человеческим опытом область  применения. Житейская педагогика содержится в пословицах и поговорках,  которые, как мы знаем, всегда противоречивы. Индивидуальный человеческий  опыт не использует педагогические знания предыдущих поколений, так как  условия воспроизведения не фиксируется, поэтому человек и повторяет  ошибки предшествующих поколений. Житейские знания развиваются и  обогащаются по мере прогресса научных знаний, в то же время сами научные  знания вбирают в себя опыт житейского познания. Говоря о научных педагогических знаниях, мы неизбежно подходим к таким  понятиям как наука и знание. Наука ­ сфера человеческой деятельности,  функция которой ­ выработка и теоретическая систематизация объективных  знаний о действительности. Научная деятельность генерирует знание ­  проверенный практикой результат познания действительности, верное её  отражение в сознании человека. Необходимо добавить, что «наука ­ это не  только знание, и тем более не только готовое знание, но и деятельность,  направленная на достижение знания» [9]. Результатом теоретического  мышления является научная теория. Научное знание представляет собой  систематизированные обобщенные разряды знаний, формирование которых  основано не только на опытных, эмпирических, но и на теоретических формах  отражения мира и закономерностей его развития.   Под «теорией» понимается (от греческого theoria ­ рассмотрение,  исследование) система основных идей в той или иной отрасли знания; форма  научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и  существенных связях действительности [9]. Человеческая мыслительная  деятельность только при возникновении своем выступала как «сопроводитель»  практики. По мере развития общественной практики самостоятельность  мышления по отношению к практике возрастала. Свое наивысшее выражение  относительная самостоятельность мышления по отношению к практике  получает в теоретической деятельности, то есть в создании теорий,  обобщающих практический опыт[3 ]. Научные педагогические знания, полученные в результате экспериментов,  результаты которых можно воспроизвести при создании определенных условий, в науке накапливаются и передаются, создавая, таким образом, уникальный и  разнообразный фактический материал. Теоретические знания содержатся в  научных понятиях, в которых отражаются наиболее существенные свойства  предметов и явлений, общие связи и соотношения. Научные понятия четко  определяются, соотносятся друг с другом, связываются в законы.   Предметом научного исследования в педагогике является теоретический  аспект воспитания, в этом смысле педагогика выступает как наука и  представляет собой совокупность теоретических и методических идей по  вопросам воспитания.   Педагогика как наука об искусстве общения   Известный отечественный психолог Л. С. Выготский отмечал: «…учительство  как профессия представляет из себя с психологической точки зрения ложный  факт…в самой природе воспитательного процесса, в психологической  сущности его, заключено требование возможно более тесного контакта и  близкого общения с жизнью. В конце концов, воспитывает только жизнь, и чем  шире будет врываться жизнь в школу, тем динамичнее и полнокровнее станет  воспитательный процесс»[2. С.388 ]. Существует давний спор между учеными­ педагогами и педагогами­практиками, что такое педагогика – наука и/или  искусство? Постоянное сомнение в том, что педагогика как наука существует,  поддерживается тем, что миллионы людей воспитывают своих наследников, не  зная никакой науки педагогики. Так, можно ли назвать практическую  деятельность по воспитанию наукой? Это тот вопрос, ответ на который лежит в основе очень многих дискуссий. И сколько существует наука педагогика,  столько идет спор на тему, существует ли она? К. Д. Ушинский писал:  «Педагогика – не наука, а искусство: самое обширное, сложное, самое высокое  и самое необходимое из всех искусств. Искусство воспитания опирается на  науку. Как искусство сложное и обширное, оно опирается на множество  обширных и сложных наук; как искусство, оно, кроме знаний, требует  способности и наклонности, и, как искусство же, оно стремится к идеалу, вечно достигаемому и никогда вполне не достижимому: к идеалу совершенного  человека»[14.С.23]. Продолжая мысль К. Д. Ушинского, известный отечественный педагог С.  Соловейчик с позиции нашего современника размышляет: «…педагогика ­  наука или искусство? …Я долго ломал голову над этими абстрактными  вопросами, пока однажды не понял, наконец, самое простое: есть искусство  воспитания детей, оно передается из рода в род ­ не науку передают, а  искусство, как искусство печения хлеба или искусство обращения с людьми; и  есть наука, которая занимается ­ чем? воспитанием? Нет, наука воспитанием  заниматься не может, наука ­ это не действие, наука ­ это постижение законов  какого­то действия. Словом, есть искусство воспитания, и есть наука об этом  искусстве. Наука об искусстве воспитания. Подобно тому, как есть науки о  самых разных искусствах: о литературе, о театральном искусстве, о  фотографии, о кино, о живописи и рисунке, о балете и керамике. В педагогике  не наука с искусством рядом, не полнауки и пол­искусства, не фифти­фифти,  не смесь, а именно вот это отношение: наука об искусстве. Полноценная,  стопроцентная наука (не хуже других) о стопроцентном, полноценном  искусстве, которое, уверяю, не менее значительно, чем другие. И сразу все  становится на место. Если воспитание ­ искусство, то на первое место выходят  талант, душевные качества, духовные свойства ­ но, конечно, и мастерство  тоже…»[12].   Педагогика – это наука об искусстве воспитания, о творческой деятельности,  поэтому педагогике нельзя научиться путем просвещения, необходимо  овладеть искусством воспитания на собственном опыте. Следовательно,  освоить то или иное мастерство, будь то музыка или живопись налагают на  человека определенные требования, и здесь на первый план выходят не только  его знания, но и его способности, личностные качества, предрасположенность к  тому или иному виду деятельности. Ни в какой другой профессии личностные  качества человека не оказывает решающего влияния на его совершенствование,  как в педагогике.     Практика педагогики     Греческое слово «практикос» означает деятельный, активный. Человек есть  деятельное существо, соответственно практика есть деятельность человека. В  различных философских направлениях категория практики понимается либо в широком смысле как любая деятельность человека, либо в узком ­ как его  исключительно предметная деятельность. При этом имеется в виду  деятельность, всегда направленная на достижение цели. Определяющая роль  практики, как материальной деятельности людей, по отношению к познанию,  как духовной деятельности, выражается, с одной стороны, в том, что практика  выступает основой, источником знаний, и, с другой стороны, в том, что она  является и средством проверки истинности знаний, критерием истины. Обе эти  стороны неразрывны уже потому, что любой акт практики всегда есть в то же  время и средство проверки истинности имеющихся знаний, и источник  получения новых знаний [9 ].   Как мы уже сказали, практикой в педагогике в широком смысле является сама  человеческая жизнь с множеством ее отношений. Несмотря на это,  рассматривая связь теории с практикой, будем основываться на более узком  представлении о практике. Отечественный педагог Б. М. Бим­Бад указывает:  «Конкретная и непосредственная практика педагогики выливается в формы  ученичества, воспитания, перевоспитания, производственного и иного  обучения, военной подготовки, общего, профессионального и  профессионально­технического образования, переподготовки, повышения  квалификации, непрерывного образования, просветительской деятельности и  др.»[1].     Связь теории и практики в педагогике   Установлено, что единство теории и практики является высшим выражением  единства духовной и материальной сторон в деятельности людей. Наиболее  важным является положение о том, что отрыв теории от практики, как и  практики от теории, нарушение их единства чревато тяжелыми последствиями  и для теории и для практики. Оторванная от практики теория не может дать  правильного и своевременного ответа на запросы практики и теряет свое  значение или, более того, приносит вред. Оторванная от теории практика  становится слепой, и это с неизбежностью приводит к замедлению темпов ее  развития, к застою [3].   Остановимся на характеристике связи между теорией и практикой. Эта связь с  практикой может быть прямой, когда обстоятельства вынуждают нас на время прерывать ход теоретического размышления, чтобы получить от практики  новые данные и продолжить затем рассуждение на основе этих данных. Физик и  химик, биолог и геолог, ученые любой отрасли науки постоянно обращаются в  своей деятельности к опыту, с тем, чтобы затем вновь вернуться к теории и  развивать ее дальше.     К. Д. Ушинский, рассматривая вопрос о связи теории и практики воспитания,  писал: «Деятельность человека как человека всегда проистекает из источника  сознательной воли, из разума; но в области разума факт сам по себе есть ничто,  и важна только идеальная сторона факта, мысль, из него вытекающая и им  подкрепляемая. Связь фактов в их идеальной форме, идеальная сторона  практики и будет теория в таком практическом деле, каково воспитание».  Безусловно, педагогическая теория и практика взаимосвязаны и  взаимодействуют не как внешние друг другу силы, а как взаимно проникающие  друг в друга, тесно сплетающиеся стороны единой человеческой  деятельности[13]. Именно деятельность, отнесенная как к науке, так и к  практике, может рассматриваться связующим звеном этих двух категорий.   Выводы Педагогика – это наука об искусстве воспитания, о творческой  деятельности, поэтому педагогике нельзя научиться путем теоретического  просвещения, необходимо овладеть искусством воспитания на собственном  опыте, при этом важны внутренние предпосылки: личностные качества,  душевные свойства, опыт общения.   Педагогическая теория и практика взаимосвязаны и взаимодействуют не как  внешние друг другу силы, а как взаимно проникающие друг в друга, тесно  сплетающиеся стороны единой человеческой деятельности.   Связь теории и практики в педагогике имеет непрерывный характер, когда в  конкретной деятельности учителя происходит слияние знаний и деятельности,  и осуществляется в сознании учителя в момент постановки задач  педагогической деятельности.   СЕМИНАР   Вопросы для обсуждения: 1. Педагогика как наука.   2. Соотношение научных и житейских педагогических знаний.   3. Взаимосвязь теории и практики в педагогике.   Подготовить ответы на вопросы:   ­ Что изучает педагогическая наука? Предмет и объект науки.   ­ В чем заключается главная проблема соотношения науки и практики в  педагогике?   ­ Зачем нужна наука учителю?     Подготовить сообщение о соотношении теории и практики в педагогике в  статье К.Д. Ушинского «О пользе педагогической литературы».

Взаимосвязь теории и практики в педагогике

Взаимосвязь теории и практики в педагогике

Взаимосвязь теории и практики в педагогике

Взаимосвязь теории и практики в педагогике

Взаимосвязь теории и практики в педагогике

Взаимосвязь теории и практики в педагогике

Взаимосвязь теории и практики в педагогике

Взаимосвязь теории и практики в педагогике

Взаимосвязь теории и практики в педагогике

Взаимосвязь теории и практики в педагогике

Взаимосвязь теории и практики в педагогике

Взаимосвязь теории и практики в педагогике

Взаимосвязь теории и практики в педагогике

Взаимосвязь теории и практики в педагогике
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.02.2017