Я и Основной закон страны"

  • docx
  • 09.12.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Я и Основной закон страны (1).docx

Методическая разработка внеклассного мероприятия по теме:

«Я и Основной закон страны»

 

                                  

                                     Главная цель государства - не создать рай на      земле, а не допустить ада

Цель:

 

привлечь внимание и повысить интерес  обучающихся к Основному закону нашего государства – Конституции Российской Федерации.

 

 

Задачи:

 

  • формирование представления о важности соблюдения законов государства;
  • развитие гражданско-правового образования учащихся;
  • формирование активной гражданской позиции и правового сознания;
  • приобретение навыков правовой культуры;
  • развитие гражданской инициативы и гражданской ответственности;

·         закрепить знания  учащихся о Конституции РФ, государственном устройстве страны, о государственных символах России.

 

 

Учитель: Добрый день всем!

Ребята, я предлагаю вам отгадать загадку и определить по ответу,  чему будет посвящено наше мероприятие. (Слайд 1)

 

Есть закон один для всех,
Он – единственный и главный,
В нем – удача и успех
Нашей дорогой державы.

И закон сегодня тот
Родился, чтоб нами править.
С этим праздником охота
Нам всех россиян поздравить!


Совершенно верно, сегодня наше мероприятие посвящено ныне действующему Основному закону государства – Конституции.

 Праздник, посвященный Дню Конституции это замечательный повод задуматься о себе, о нас, о нашей жизни в нашей замечательной стране - России!

Россия, Российская Федерация - это ее официальное имя, и имя это записано в самом главном документе страны – в Конституции

О, Россия, с нелегкой  судьбою  страна,
У меня ты, Россия, как сердце, одна,
И я другу скажу, я скажу и врагу –
Без тебя, как без сердца, я прожить не смогу.

(звучит песня о Родине). Сл.  М. Матусовского, Муз. В. Баснера

Учитель:

Россия – самая большая страна на свете. Площадь  17 млн. кв. км,  население около 150 млн. чел. Границы России проходят и по суше и по воде, а граничит она с 16-ю странами. В нашей стране много рек, озер, морей, много лесов,  в ее природных кладовых несметные сокровища полезных ископаемых. Но наша страна – это не только поля и леса, города и села. Наша страна – это государство.

Любое государство живет по своим законам. Эти законы и закреплены в Конституции государства. Конституция – Основной закон государства.

В 1993 году указом Президента РФ 12 декабря был объявлен государственным праздником – Днем Конституции Российской Федерации. День Конституции причислен к памятным датам России.

Учитель:

 Что такое Конституция? (слайд 2)

Конституция Российской Федерации — Основной закон нашей страны; единый, имеющий высшую юридическую силу, прямое действие и верховенство на всей территории Российской Федерации.

Учитель

Скажите, а зачем нужны законы?  (ответы учащихся).                                    Без закона не будет порядка, без закона каждый будет творить, что ему хочется, а люди разные, и это может привести к катастрофам.

Ученик: В дореволюционной России вообще не было Конституции. Первая Конституция РСФСР была принята после  Октябрьской  революции в 1918 году, а в 1924, после образования Союза Советских Социалистических Республик - вторая. Развитие страны вело за собой и совершенствование законов, поэтому принимаются Конституции 1936 и 1977 годов. Последняя Конституция, уже России, действительно была принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. Тем самым Россия сделала важный шаг в построении демократического государства, основанного на принципе равенства, гуманизма, мира и согласия. (слайд3)

Вот как она начиналась: (читаем преамбулу)

Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущим поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем КОНСТИУЦИЮ РОССИЙКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

Хочу проверить, насколько хорошо вы знаете терминологию главного документа страны.

Преамбула – вводная часть законодательного или иного правового акта, в которой излагаются его цели и задачи.

Суверенитет – независимость государства во внешних и верховенство во внутренних делах.

Демократия – форма государственно-политического устройства общества, основанная на признании народа в качестве источника власти.

Учитель:

 Конституция состоит из 2-х разделов, 9-ти глав и 137-ми статей.

  В статье 1 Конституции так и записано: “Российская Федерация – Россия…”. А что значит слово “федерация”?

(Ответы учащихся).

Учитель:

 И вновь обратимся к словарю. “Федерация” - в переводе с латинского означает “договор, союз”.

Наша страна называется Российской потому, что большинство ее населения – русские. А вот слово Федерация поясняет, что вместе с русскими на ее землях живут и другие народы. У многих из них есть свои самостоятельные республики, свои национальные области, свои национальные округа, но все они по своей воле объединились в федерацию – добровольный союз равноправных народов нашей страны.



Учитель:

У каждой страны есть свои символы – отличительные знаки.

Конкурс.

Найди и прочитай слова, которые имеют отношение к нашему государству   ( слайд 4) (флаг, герб, гимн, президент, конституция, орел, столица). Из оставшихся букв составь слово (Россия)



О

Н

С

Т

И

Т

Я

К

С

Ф

Л

А

У

Ц

Г

Е

Р

Б

Г

Я

И

Р

П

Г

С

Е

Л

С

Е

Р

И

О

Р

И

Т

 

Назовите главные символы любого государства? (герб, гимн, флаг) В какой статье Конституции говорится о символах Российской Федерации? (ст. 70)

Учитель:

Предлагаю следующее задание.

1. Цвета российского флага выбраны не случайно. Что они означают? (белый цвет – откровенность, благородство, совершенство, синий – верность и честность, красный символизирует мужество, отвагу, героизм, смелость)

2. Герб России – двуглавый орёл. Что он символизирует? (Орёл – символ вечности России, глубокого уважения к своей истории. Две головы орла символизируют единство Европы и Азии, три короны – союз народов, живущих в России. На груди орла помещено изображение всадника – это Георгий Победоносец – символ победы добра над злом, готовности нашего народа защищать страну от врагов).

3. В особенно торжественных случаях, на государственных праздниках, военных парадах, при подъёме флага и во время спортивных соревнований исполняется государственный гимн – торжественная песня или мелодия. Кто является авторами современного гимна России? (стихи написал Сергей Михалков, музыку – Александр Александров).

 

 

Учитель:

 Кто стоит во главе нашего государства?

Слово “президент” в переводе с латинского языка означает “сидящий впереди, во главе”. Действительно, Президент России – это глава нашего государства, который избирается в соответствии с Конституцией Российской Федерации, в которой оговариваются его права и обязанности. Кстати, там же, в статье 81 сказано о том, что

Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет”.

В настоящее время Президентом России является Владимир Владимирович Путин, который совместно с Правительством является исполнительной властью государства.

В отличие от них, Государственная Дума является законодательной властью. Законодательная, то есть, принимающая законы. Она избирается, как и Президент, всенародно. В ее состав входят 450 депутатов. В статьях 96 и 97 Конституции указывается на то, что каждый гражданин с 18 лет может выбирать представителей в Государственную Думу и сам может быть избранным в ее состав, если ему 21 год.

Учитель:

 Кроме исполнительной и законодательной власти в России существует судебная власть. Судебная власть осуществляется только судом, как отмечено в статье 118 Конституции России.

Мы говорили о правах и обязанностях  Президента перед страной и народом. А мы, как граждане России, наверное, тоже имеем какие-то права . Что вы об этом думаете?  (ответы учащихся).

 Учитель. Правильно. Право учиться, передвигаться свободно даже по другим странам, право на защиту, свободу мысли и высказывания, получение информации и так далее. А в 18 лет у вас становится еще больше прав, вернее уже с 18 лет вы будете обладать всеми правами, прописанными в Конституции.

Учитель:                                                    

Вашему вниманию  предлагается игра.

Игра «Кто нарушил право?»

А теперь давайте попробуем применить Конституцию к сказкам. Мы будем задавать вопросы, а вы должны продумать, какое право нарушено.

http://pimg.mycdn.me/getImage?disableStub=true&type=VIDEO_S_720&url=http%3A%2F%2Fvdp.mycdn.me%2FgetImage%3Fid%3D34959592134%26idx%3D6%26thumbType%3D32%26f%3D1&signatureToken=nrc9XP7CMxfCOzB6vlMOHg1. Сказка В.ГАРШИНА «ЛЯГУШКА-ПУТЕШЕСТВЕННИЦА».

Каким правом воспользовалась лягушка, отправившись в путешествие?

Ответ: право на свободу передвижений.

 

  1. https://s59.radikal.ru/i165/1104/a3/0b53d7c68e1c.jpgСказка А.ТОЛСТОГО «ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК».

Какое право крысы Шушеры нарушил Папа Карло, запустив в нее свой башмак?

Ответ: унижение достоинства личности.

 

  1. http://images.myshared.ru/6/563308/slide_8.jpgСказка Ш.ПЕРРО «ЗОЛУШКА».

Какое право нарушала мачеха, не пуская Золушку на бал?

Ответ: право на отдых.

 

  1. http://iknigi.net/books_files/online_html/112783/i_019.pngСказка А.ПУШКИН «СКАЗКА О ПОПЕ И ЕГО РАБОТНИКЕ БАЛДЕ».

Каким правом воспользовался Балда, нанявшись на работу к попу?

Ответ: право на труд.

 

  1. http://www.v3toys.ru/kiwi-public-data/Kiwi_Img/57ce9960414a4.jpgСказка «ВОЛК И СЕМЕРО КОЗЛЯТ».

Какое право нарушил волк, ворвавшись в дом козы?

Ответ: неприкосновенность жилища.

 

  1. https://kidsvisitor.com/media/event_images/10/4e/104e92df441dcf8ae80fc3be29f0041c3692cbf8.jpegСказка «АЛЕНЬКИЙ ЦВЕТОЧЕК».

Каким правом воспользовалась Настенька, отправляясь во дворец к чудовищу?

Ответ: право на свободу передвижения.

 

  1. http://illustrators.ru/uploads/illustration/image/434895/main_434895_original.pngСказка «ЛИСА И ЗАЯЦ».

Какое право зайца нарушила лиса?

Ответ: право на неприкосновенность жилища.

 

  1. http://ladushki.info/assets/cache_image/78_1200x0_266.jpgСказка «ДЮЙМОВОЧКА».

Какое право главной героини было несколько раз нарушено в сказке «Дюймовочка»?

Ответ: право на свободу вступления в брак.

 

  1. http://sdumki.ru/components/com_jshopping/files/img_products/full_img_1e01b14b-11f7-11e2-b901-2c768aa95375.jpgСказка Р. Киплинга «МАУГЛИ».

Какое право Маугли постоянно пытался нарушить Шерхан?

Ответ: право на жизнь.

 

  1. http://cdn01.ru/files/users/images/cd/25/cd25de58848ff3bcad0659c9a6a809d6.jpgСказка «БУРАТИНО».

Каким правом не воспользовался Буратино, продав азбуку за пять золотых?

Ответ: правом на образование.

 

 

Учитель:

Ребята, скажите, а человек только правами обладает? (Нет. Есть и обязанности.)

Что такое “право” и что такое “обязанность”? В чем их различие?

Ответы учащихся: - “Право” - это то, что государство гарантирует дать своим гражданам, а вот “обязанность”, наоборот, - это то, что граждане гарантируют дать своему государству. В этом и состоит их различие.

Учитель. Очень верно. И какая наша главная обязанность? (Соблюдать законы.)

Учитель. Правильно. Для этого и существует Конституция.

Человек живет в обществе и должен соблюдать свои права и обязанности.Подумайте, какой гражданский долг вы должны будете выполнить по отношению к своим близким? По отношению к Родине?

Итак, человек должен многое: должен любить и почитать родителей, беречь и защищать Родину, беречь и охранять  природу.

Ребята, а каждый человек имеет права и обязанности, прописанные в Конституции, или нет? (Каждый.)

 

 

Номера статей Конституции РФ

Обязанности по Конституции РФ

Ст. 15

Соблюдать Конституцию и законы РФ

Ст. 57

Платить налоги и сборы

Ст. 58

Сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам

Ст.59

Защищать Отечество

Ст. 43

Получить основное общее образование

Ст. 44

Сохранять историческое и культурное наследие

 

 

 

 

Учитель.  Независимо от нации, веры, цвета кожи, социального положения, у всех права и обязанности по Конституции одинаковые. Предлагается поучаствовать в конкурсе.

Конкурс: блиц - вопросы по Конституции РФ

1.       Сколько глав включает в себя Конституция? (9 глав)

2.       Кто является гарантом Конституции РФ? (Президент РФ)

3.       Государственная власть в РФ разделяется на три ветви. Какие? (законодательная, исполнительная, судебная)

4.       Что является законодательным органом в РФ? (Федеральное собрание)

5.       Какой орган является исполнительным? (Правительство РФ)

6.       РФ – светское государство. Что это означает? (церковь отделена от государства)

7.       Что является высшим выражением власти народа? (референдум и свободные выборы)

8.       Как называется высший судебный орган по гражданским, уголовным, административным и иным делам? (Верховный Суд РФ)

9.       Кто обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью? (местное самоуправление в РФ)

10.    Кто является носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ? (её многонациональный народ )

Учитель:

Следующий конкурс «Знаешь ли ты государственные праздники?»
Называем дату праздника.
1. Новый год
2. Праздник Весны и Труда
3. День защитника Отечества
4. Рождество Христово 
5. День Победы 
6. День народного единства
7. День независимости России
8. Международный женский день

 

Ученик:

Права, свободы человека-

Таков приоритет страны.

 Мы Конституции навеки

Канонам следовать должны.

 

Мы честь отчизны охраняем,

 Мы все едины, мы — народ!

 Россия, матушка родная,

 Тебя спасем от всех невзгод.

 

Нам Конституция дана,

Чтобы понять, в чем суть.

У нас прекрасная страна,

А вместе с ней  наш верный  путь!

 

Учитель:

Наш разговор сегодня подошел к концу. Я думаю, что он был полезен для

вас. Великий русский поэт Николай Алексеевич Некрасов сказал: “Поэтом

можешь ты не быть, но гражданином быть обязан!”

Чтобы стать достойным гражданином своей Родины, нужно многое знать и

многое уметь. Я думаю, что постепенно вы сможете обдумывать свои слова и контролировать свои поступки, научитесь ценить чужой труд, уважать не только себя, но и окружающих вас людей, сможете по достоинству оценить ту страну, где вы родились.

Мы надеемся, что  знакомство с главным законом страны не пройдет для вас даром, и окажет в дальнейшем практическую пользу. Конституция – это тот государственный документ, к которому стоит обращаться постоянно, потому что это – основа всех основ и его должен знать каждый гражданин.

 

IV. Рефлексия

https://ukranews.com/upload/news/2017/04/20/586bd01acf54c-femida_1200.jpg?v=1

 

Прикрепите на весы богини Фемиды знак «+», если вам мероприятие понравилось, вызвало интерес или знак «-»,  если мероприятие не понравилось, показалось скучным, не интересным.

 

Остается только пожелать всем вам жить в соответствии с этим законом, а не преступать его! Ребята, спасибо вам за активную и плодотворную работу!