Методическая разработка внеклассного мероприятия по теме:
«Я и Основной закон страны»
Главная цель государства - не создать рай на земле, а не допустить ада
Цель:
привлечь внимание и повысить интерес обучающихся к Основному закону нашего государства – Конституции Российской Федерации.
Задачи:
· закрепить знания учащихся о Конституции РФ, государственном устройстве страны, о государственных символах России.
Учитель: Добрый день всем!
Ребята, я предлагаю вам отгадать загадку и определить по ответу, чему будет посвящено наше мероприятие. (Слайд 1)
Есть
закон один для всех,
Он – единственный и главный,
В нем – удача и успех
Нашей дорогой державы.
И закон сегодня тот
Родился, чтоб нами править.
С этим праздником охота
Нам всех россиян поздравить!
Совершенно верно, сегодня наше мероприятие посвящено ныне действующему Основному закону государства – Конституции.
Праздник, посвященный Дню Конституции это замечательный повод задуматься о себе, о нас, о нашей жизни в нашей замечательной стране - России!
Россия, Российская Федерация - это ее официальное имя, и имя это записано в самом главном документе страны – в Конституции
О,
Россия, с нелегкой судьбою страна,
У меня ты, Россия, как сердце, одна,
И я другу скажу, я скажу и врагу –
Без тебя, как без сердца, я прожить не смогу.
(звучит песня о Родине). Сл. М. Матусовского, Муз. В. Баснера
Учитель:
Россия – самая большая страна на свете. Площадь 17 млн. кв. км, население около 150 млн. чел. Границы России проходят и по суше и по воде, а граничит она с 16-ю странами. В нашей стране много рек, озер, морей, много лесов, в ее природных кладовых несметные сокровища полезных ископаемых. Но наша страна – это не только поля и леса, города и села. Наша страна – это государство.
Любое государство живет по своим законам. Эти законы и закреплены в Конституции государства. Конституция – Основной закон государства.
В 1993 году указом Президента РФ 12 декабря был объявлен государственным праздником – Днем Конституции Российской Федерации. День Конституции причислен к памятным датам России.
Учитель:
Что такое Конституция? (слайд 2)
Конституция Российской Федерации — Основной закон нашей страны; единый, имеющий высшую юридическую силу, прямое действие и верховенство на всей территории Российской Федерации.
Учитель:
Скажите, а зачем нужны законы? (ответы учащихся). Без закона не будет порядка, без закона каждый будет творить, что ему хочется, а люди разные, и это может привести к катастрофам.
Ученик: В дореволюционной России вообще не было Конституции. Первая Конституция РСФСР была принята после Октябрьской революции в 1918 году, а в 1924, после образования Союза Советских Социалистических Республик - вторая. Развитие страны вело за собой и совершенствование законов, поэтому принимаются Конституции 1936 и 1977 годов. Последняя Конституция, уже России, действительно была принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. Тем самым Россия сделала важный шаг в построении демократического государства, основанного на принципе равенства, гуманизма, мира и согласия. (слайд3)
Вот как она начиналась: (читаем преамбулу)
Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущим поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем КОНСТИУЦИЮ РОССИЙКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
Хочу проверить, насколько хорошо вы знаете терминологию главного документа страны.
Преамбула – вводная часть законодательного или иного правового акта, в которой излагаются его цели и задачи.
Суверенитет – независимость государства во внешних и верховенство во внутренних делах.
Демократия – форма государственно-политического устройства общества, основанная на признании народа в качестве источника власти.
Учитель:
Конституция состоит из 2-х разделов, 9-ти глав и 137-ми статей.
В статье 1 Конституции так и записано: “Российская Федерация – Россия…”. А что значит слово “федерация”?
(Ответы учащихся).
Учитель:
И вновь обратимся к словарю. “Федерация” - в переводе с латинского означает “договор, союз”.
Наша страна называется Российской потому, что большинство ее населения – русские. А вот слово Федерация поясняет, что вместе с русскими на ее землях живут и другие народы. У многих из них есть свои самостоятельные республики, свои национальные области, свои национальные округа, но все они по своей воле объединились в федерацию – добровольный союз равноправных народов нашей страны.
Учитель:
У каждой страны есть свои символы – отличительные знаки.
Конкурс.
Найди и прочитай слова, которые имеют отношение к нашему государству ( слайд 4) (флаг, герб, гимн, президент, конституция, орел, столица). Из оставшихся букв составь слово (Россия)
О |
Н |
С |
Т |
И |
Т |
Я |
К |
С |
Ф |
Л |
А |
У |
Ц |
Г |
Е |
Р |
Б |
Г |
Я |
И |
Р |
П |
Г |
С |
Е |
Л |
С |
Е |
Р |
И |
О |
Р |
И |
Т |
Назовите главные символы любого государства? (герб, гимн, флаг) В какой статье Конституции говорится о символах Российской Федерации? (ст. 70)
Учитель:
Предлагаю следующее задание.
1. Цвета российского флага выбраны не случайно. Что они означают? (белый цвет – откровенность, благородство, совершенство, синий – верность и честность, красный символизирует мужество, отвагу, героизм, смелость)
2. Герб России – двуглавый орёл. Что он символизирует? (Орёл – символ вечности России, глубокого уважения к своей истории. Две головы орла символизируют единство Европы и Азии, три короны – союз народов, живущих в России. На груди орла помещено изображение всадника – это Георгий Победоносец – символ победы добра над злом, готовности нашего народа защищать страну от врагов).
3. В особенно торжественных случаях, на государственных праздниках, военных парадах, при подъёме флага и во время спортивных соревнований исполняется государственный гимн – торжественная песня или мелодия. Кто является авторами современного гимна России? (стихи написал Сергей Михалков, музыку – Александр Александров).
Учитель:
Кто стоит во главе нашего государства?
Слово “президент” в переводе с латинского языка означает “сидящий впереди, во главе”. Действительно, Президент России – это глава нашего государства, который избирается в соответствии с Конституцией Российской Федерации, в которой оговариваются его права и обязанности. Кстати, там же, в статье 81 сказано о том, что
“Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет”.
В настоящее время Президентом России является Владимир Владимирович Путин, который совместно с Правительством является исполнительной властью государства.
В отличие от них, Государственная Дума является законодательной властью. Законодательная, то есть, принимающая законы. Она избирается, как и Президент, всенародно. В ее состав входят 450 депутатов. В статьях 96 и 97 Конституции указывается на то, что каждый гражданин с 18 лет может выбирать представителей в Государственную Думу и сам может быть избранным в ее состав, если ему 21 год.
Учитель:
Кроме исполнительной и законодательной власти в России существует судебная власть. Судебная власть осуществляется только судом, как отмечено в статье 118 Конституции России.
Мы говорили о правах и обязанностях Президента перед страной и народом. А мы, как граждане России, наверное, тоже имеем какие-то права . Что вы об этом думаете? (ответы учащихся).
Учитель. Правильно. Право учиться, передвигаться свободно даже по другим странам, право на защиту, свободу мысли и высказывания, получение информации и так далее. А в 18 лет у вас становится еще больше прав, вернее уже с 18 лет вы будете обладать всеми правами, прописанными в Конституции.
Учитель:
Вашему вниманию предлагается игра.
Игра «Кто нарушил право?»
А теперь давайте
попробуем применить Конституцию к сказкам. Мы будем задавать вопросы, а вы
должны продумать, какое право нарушено.
Каким правом воспользовалась лягушка, отправившись в путешествие? Ответ: право на свободу передвижений.
|
Какое право крысы Шушеры нарушил Папа Карло, запустив в нее свой башмак? Ответ: унижение достоинства личности.
|
Какое право нарушала мачеха, не пуская Золушку на бал? Ответ: право на отдых.
|
Каким правом воспользовался Балда, нанявшись на работу к попу? Ответ: право на труд.
|
Какое право нарушил волк, ворвавшись в дом козы? Ответ: неприкосновенность жилища.
|
Каким правом воспользовалась Настенька, отправляясь во дворец к чудовищу? Ответ: право на свободу передвижения.
|
Какое право зайца нарушила лиса? Ответ: право на неприкосновенность жилища.
|
Какое право главной героини было несколько раз нарушено в сказке «Дюймовочка»? Ответ: право на свободу вступления в брак.
|
Какое право Маугли постоянно пытался нарушить Шерхан? Ответ: право на жизнь.
|
Каким правом не воспользовался Буратино, продав азбуку за пять золотых? Ответ: правом на образование.
|
Учитель:
Ребята, скажите, а человек только правами обладает? (Нет. Есть и обязанности.)
Что такое “право” и что такое “обязанность”? В чем их различие?
Ответы учащихся: - “Право” - это то, что государство гарантирует дать своим гражданам, а вот “обязанность”, наоборот, - это то, что граждане гарантируют дать своему государству. В этом и состоит их различие.
Учитель. Очень верно. И какая наша главная обязанность? (Соблюдать законы.)
Учитель. Правильно. Для этого и существует Конституция.
Человек живет в обществе и должен соблюдать свои права и обязанности.– Подумайте, какой гражданский долг вы должны будете выполнить по отношению к своим близким? По отношению к Родине?
Итак, человек должен многое: должен любить и почитать родителей, беречь и защищать Родину, беречь и охранять природу.
Ребята, а каждый человек имеет права и обязанности, прописанные в Конституции, или нет? (Каждый.)
|
|
|
Учитель. Независимо от нации, веры, цвета кожи, социального положения, у всех права и обязанности по Конституции одинаковые. Предлагается поучаствовать в конкурсе.
Конкурс: блиц - вопросы по Конституции РФ
1. Сколько глав включает в себя Конституция? (9 глав)
2. Кто является гарантом Конституции РФ? (Президент РФ)
3. Государственная власть в РФ разделяется на три ветви. Какие? (законодательная, исполнительная, судебная)
4. Что является законодательным органом в РФ? (Федеральное собрание)
5. Какой орган является исполнительным? (Правительство РФ)
6. РФ – светское государство. Что это означает? (церковь отделена от государства)
7. Что является высшим выражением власти народа? (референдум и свободные выборы)
8. Как называется высший судебный орган по гражданским, уголовным, административным и иным делам? (Верховный Суд РФ)
9. Кто обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью? (местное самоуправление в РФ)
10. Кто является носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ? (её многонациональный народ )
Учитель:
Следующий
конкурс «Знаешь ли ты государственные праздники?»
Называем дату праздника.
1. Новый год
2. Праздник Весны и Труда
3. День защитника Отечества
4. Рождество Христово
5. День Победы
6. День народного единства
7. День независимости России
8. Международный женский день
Ученик:
Права, свободы человека-
Таков приоритет страны.
Мы Конституции навеки
Канонам следовать должны.
Мы честь отчизны охраняем,
Мы все едины, мы — народ!
Россия, матушка родная,
Тебя спасем от всех невзгод.
Нам Конституция дана,
Чтобы понять, в чем суть.
У нас прекрасная страна,
А вместе с ней наш верный путь!
Учитель:
Наш разговор сегодня подошел к концу. Я думаю, что он был полезен для
вас. Великий русский поэт Николай Алексеевич Некрасов сказал: “Поэтом
можешь ты не быть, но гражданином быть обязан!”
Чтобы стать достойным гражданином своей Родины, нужно многое знать и
многое уметь. Я думаю, что постепенно вы сможете обдумывать свои слова и контролировать свои поступки, научитесь ценить чужой труд, уважать не только себя, но и окружающих вас людей, сможете по достоинству оценить ту страну, где вы родились.
Мы надеемся, что знакомство с главным законом страны не пройдет для вас даром, и окажет в дальнейшем практическую пользу. Конституция – это тот государственный документ, к которому стоит обращаться постоянно, потому что это – основа всех основ и его должен знать каждый гражданин.
IV. Рефлексия
Прикрепите на весы богини Фемиды знак «+», если вам мероприятие понравилось, вызвало интерес или знак «-», если мероприятие не понравилось, показалось скучным, не интересным.
Остается только пожелать всем вам жить в соответствии с этим законом, а не преступать его! Ребята, спасибо вам за активную и плодотворную работу!
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.