Общее родительское собрание: «Я сегодня злюсь» (агрессия ребенка)
«Я сегодня злюсь» (агрессия ребенка)
Здравствуйте, уважаемые родители!
На сегодняшний день тема агрессивности актуальна. И как правило родители не знают что им делать с агрессией своего ребенка.
Для знакомства – «простой» детский вопрос: быть агрессивным – хорошо это или плохо? Не торопитесь с ответом.
С одной стороны, при слове «агрессия» перед глазами возникают картины насилия и разрушений. Конечно, эти социально опасные последствия агрессивного поведения приводят нас к выводу, что агрессия – это плохо.
А вот другая сторона. Перескажу вам разговор папы и сына лет пяти.
Папа:
- А где твоя новая машинка?
Сын:
- У меня ее нет.
Папа:
- Как это нет? Я же тебе ее лично утром с собой в садик дал.
Сын:
- У меня ее Вовка забрал.
Папа:
- Как это забрал? А ты зачем отдал?
Сын:
- Он не спрашивал, отнял – и все.
Папа:
- «Отнял – и все!» Надо было обратно отобрать! И в ухо дать, чтобы больше не повадно было. А будешь молча смотреть – все отнимут.
Ребенок, участвующий в этом разговоре, совсем не агрессивный. Это то, что мы хотим видеть в наших детях? Пожалуй, мы хотим, чтобы они умели постоять за себя и сейчас и в будущем, чтобы они были активны и добились определенных достижений в своей жизни. Получается, агрессивность все-таки нужна нам? Даже необходима. Но в меру. Тогда стоит разделять конструктивную и деструктивную агрессивность: конструктивная агрессивность помогает нам отстаивать свои права в случае их ущемления, деструктивная же несет в себе враждебность, жестокость, является постоянной чертой личности.
Почти всегда проявляемая детьми агрессивность имеет своей причиной отстаивание своих прав. Даже, говоря точнее, это почти всегда крик о боли и помощи. Как сообщение о боли, конечно, агрессия, как правило, сопровождается эмоциональными состояниями гнева, враждебности, обиды, отчаянья.
Мы постараемся разобраться, почему дети становятся агрессивными и как им помочь. Постараемся выяснить причины агрессивности в поведении ребенка.
Родителям раздаются бланки (Приложение 1)
Левая колонка таблицы предназначена для отметок факторов, наблюдаемых в сегодняшней жизни ребенка. Прочитайте каждый фактор не торопясь. Если считаете, что определенный фактор есть в жизни вашего ребенка, поставьте галочку в соответствующей правой колонке. Невозможно описать в таблице все вероятные ситуации, поэтому, если один из факторов очень сильно выражен или в одной графе обнаружили несколько действующих факторов, поставьте две или больше галочек. Например, графа «Другие актуальные стрессовые ситуации». Вы знаете о двух стрессовых ситуациях, произошедших недавно с ребенком? Поставьте в этой графе две галочки.
-Родители работают с бланками
-Затем родителям раздаются таблицы «Причины проявления агрессивных черт в поведении ребенка». (Приложение 2)
Теперь вы видите наглядно проблемные зоны. Обратитесь к колонке «Причины». Сопоставьте выделенные факторы с причинами, а затем и с группами причин.
Что получилось? Стало ли для вас что-то более понятным в поведении вашего ребенка? Какие чувства это знание вызвало у вас?
Хочется процитировать бессмертные слова Карлсона: «Спокойствие, только спокойствие. Дело-то житейское».
В решении данной проблемы нам могут помочь сказки. Сказки подсказывают, как себя вести в трудных ситуациях или как не надо себя вести.
Любое рассказывание сказки терапевтично. Во время прослушивания сказки ребенок ведет интенсивную внутреннюю работу. А тот момент когда ребенок попросит рассказать сказку, у вас должна быть наготове пара актуальных сказок, важных для ребенка.
Лучше сказку именно рассказать, а не читать. Рассказывая сказку, вы остаетесь в контакте с ребенком и видите, как он реагирует на определенные моменты. Ведь нередко в сказках проводится параллельно несколько сюжетных линий. Повышенное внимание ребенок проявляет в самых важных для него местах сказки – это дает информацию для вашего размышления. Возможно, ребенок захочет задать вопрос, прокомментировать действие персонажа. Позвольте это сделать, но не спешите отвечать. Дайте возможность ребенку самому высказать свои предположения. Вы убедитесь, что мыслительная работа действительно проходит серьезная.
Очень хорошо, если есть возможность сказку нарисовать. Рисовать можно все, что захочется, - любую сцену из сказки, одного из героев, можно даже нарисовать продолжение сказки, которое представляется ребенку. Но особенно нас будут интересовать моменты в сказке, в которых, как вы заметили, ребенок проявлял особое волнение. Предложите ребенку нарисовать их. Это вдвойне полезно: во-первых, ребенок сможет освободиться от беспокоящих чувств и мыслей, а во-вторых, рисунок может стать поводом для искреннего разговора: что изображено, что персонажи делают, думают, и почему, что будет дальше, и т.д.
Помните, что качество изображения не надо комментировать. Не стоит подвергать критике то, как ребенок понял элемент сказки. Если, конечно, не хотите, чтобы это был последний, доверительный разговор.
-В завершении нашей встречи я хочу вам рассказать притчу-рассказ:
Необычное желание
Как-то накануне Нового года учительница предложила своим третьеклашкам написать о том, что бы хотели они попросить у Деда Мороза.
Придя домой, села проверять детские сочинения. И одно из них очень расстроило ее. Она несколько раз перечитывала выведенное старательным детским почерком письмо с просьбой о чуде. Нет, не ошибки старалась найти учительница. Теперь они не имели никакого значения. В комнату вошел муж.
– Что случилось, дорогая, чем ты так встревожена?
– Вот, прочти, пожалуйста, – и она протянула мужу тетрадку.
"Дедушка Мороз, я не буду просить у тебя многого. Всего лишь исполни мою просьбу. Сделай меня хоть ненадолго телевизором. Я очень хочу, чтобы родные по вечерам собирались вместе и выслушивали меня, не перебивая. Чтобы папа, вернувшись после работы, спрашивал у меня о том, что же в жизни произошло нового. А мама, когда ей грустно, приходила ко мне. Чтобы мне радовались как новому телевизору, который теперь в нашей квартире занимает почти всю стену. Я бы подвинулся, чтобы нашлось место и для елочки. Я так хочу хоть немного пожить жизнью любого телевизора!"
– Бедный ребенок… И, послушай, есть же такие родители, – возмущался муж учительницы.
Жена подняла на него полные слез глаза:
– Дорогой, это написал наш сын...
Любите своих детей, будьте к ним внимательны!!!
Приложение 1.
Факторы |
Отметки |
Нежеланный ребенок |
|
Ссоры между родителями |
|
Шумные выяснения отношений |
|
Разногласия в методах воспитания |
|
Конкуренция между детьми в семье, ревность к братьям и сестрам |
|
Оскорбительные высказывания в адрес ребенка |
|
Насмешки |
|
Родители в стрессовых ситуациях: |
|
Переходят на крик |
|
Могут ударить |
|
Нецензурно выражаются |
|
Обиды не прощают |
|
Ребенок лишен собственной инициативы, права выбора |
|
За ребенка решаются все вопросы |
|
Папа и мама уделяют общению с ребенком менее 30 минут в день |
|
Ребенок «провоцирует» родителей плохим поведением, после наказания успокаивается |
|
У малыша нет возможности попрыгать, побегать, пошуметь |
|
У ребенка ярко выраженный холерический или сангвинический темперамент |
|
Малышу от 2 до 4 лет, и он проявляет негативизм, упрямство, своеволие, протест, бунт |
|
Ребенку от 6 до 7 лет, и он делает паузы между получением задания и его выполнением, спорит всегда, хитрит, кривляется, бурно реагирует на критику |
|
Ребенок слышит время от времени: «Если ты так сделаешь, я тебя любить не буду»! |
|
Ребенок считает себя недостаточно красивым (умным, сильным и т.д.) |
|
Ребенок часто обвиняется в проступках |
|
За проступки обычно не получает адекватного наказания |
|
Ребенок совершил что-то плохое, что неизвестно взрослым, и страдает от муки совести |
|
Семья переехала на новое место жительства |
|
Ребенок начал посещать детский сад/ школу |
|
Другие новшества в жизни ребенка |
|
Потеря близкого человека или домашнего животного |
|
Ребенка обижают в детском саду, напряженные отношения с воспитателем |
|
Другие стрессы в жизни ребенка |
|
Ситуации, вызывавшие перенапряжение нервной системы ребенка |
|
Шумы, жирная, сладкая пища, отсутствие свежего воздуха, повышенная или пониженная температура воздуха, пребывание в замкнутом пространстве |
|
Приложение 2
Причины проявления агрессивных черт в поведении ребенка.
Группа причин |
Причины |
Факторы |
Отметки |
Семейные причины агрессивности ребенка |
Неприятие ребенка |
Нежеланный ребенок |
|
Напряженный эмоциональный климат в семье |
Ссоры между родителями |
|
|
Шумные выяснения отношений |
|
||
Разногласия в методах воспитания |
|
||
Конкуренция между детьми в семье, ревность к братьям и сестрам |
|
||
Неуважение к личности ребенка |
Оскорбительные высказывания в адрес ребенка |
|
|
Насмешки |
|
||
Имитация поведения взрослых |
Родители в стрессовых ситуациях: |
||
Переходят на крик |
|
||
Могут ударить |
|
||
Нецензурно выражаются |
|
||
Обиды не прощают |
|
||
Чрезмерный контроль |
Ребенок лишен собственной инициативы, права выбора |
|
|
За ребенка решаются все вопросы |
|
||
Недостаток внимания |
Папа и мама уделяют общению с ребенком менее 30 минут в день |
|
|
Ребенок «провоцирует» родителей плохим поведением, после наказания успокаивается |
|
||
Запрет на физическую активность |
У малыша нет возможности попрыгать, побегать, пошуметь |
|
|
Личные причины агрессивности ребенка |
Особенности темперамента |
У ребенка ярко выраженный холерический или сангвинический темперамент |
|
Возрастные кризисы |
Малышу от 2 до 4 лет, и он проявляет негативизм, упрямство, своеволие, протест, бунт |
|
|
Ребенку от 6 до 7 лет, и он делает паузы между получением задания и его выполнением, спорит всегда, хитрит, кривляется, бурно реагирует на критику |
|
||
Неуверенность в себе |
Ребенок слышит время от времени: «Если ты так сделаешь, я тебя любить не буду»! |
|
|
Ребенок считает себя недостаточно красивым (умным, сильным и т.д.) |
|
||
Чувство вины и стыда |
Ребенок часто обвиняется в проступках |
|
|
За проступки обычно не получает адекватного наказания |
|
||
Ребенок совершил что-то плохое, что неизвестно взрослым, и страдает от муки совести |
|
||
Ситуативные причины агрессивности ребенка |
Ситуация новизны |
Семья переехала на новое место жительства |
|
Ребенок начал посещать детский сад/ школу |
|
||
Другие новшества в жизни ребенка |
|
||
Текущая стрессовая ситуация |
Потеря близкого человека или домашнего животного |
|
|
Ребенка обижают в детском саду, напряженные отношения с воспитателем |
|
||
Другие стрессы в жизни ребенка |
|
||
Переутомление |
Ситуации, вызывавшие перенапряжение нервной системы ребенка |
|
|
Влияние окружающей среды |
Шумы, жирная, сладкая пища, отсутствие свежего воздуха, повышенная или пониженная температура воздуха, пребывание в замкнутом пространстве |
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.