Школа –лицей№84
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«Я выбираю профессию», 9 класс.
2020 год
Пояснительная записка к программе элективного курса
«Я выбираю профессию»
В
соответствии с Концепцией модернизации российского образования на старшей
ступени общеобразовательного школы предусматривается профильное обучение,
задача которого- создание в старших классах общеобразовательной школы системы
специализированной подготовки, ориентированной на индивидуализацию обучения и
социализацию обучающихся с учетом реальных потребностей рынка труда.
Профильное обучение в старших классах предваряет предпрофильная подготовка -система
педагогической, психологической, информационной и организационной поддержки
учащихся основной школы, включающая мероприятия по профильной ориентации и
психолого-педагогической диагностике учащихся, их анкетирование,
консультирование, организацию «пробы сил» и т. п. Профильная ориентация
помогает школьникам осознанно выбрать профиль обучения, активизирует процесс
профессионального и личностного самоопределения.
Программа курса «Я выбираю профессию» направлена на повышение
социально-психологической компетентности обучающихся 9 классов
общеобразовательных школ и предоставляет им помощь в выборе профиля обучения и
профессиональном самоопределении. В программе использованы различные типы занятий,
в состав которых входит профессиональная диагностика с использованием надежных
методик, деловых и ролевых игр, проблемно-поисковых задач, элементов
исследовательской и проектной деятельности, контрольные задания. Большинство
методик дано в авторской модификации. Все они адаптированы с учетом
психофизиологических особенностей современных подростков и прошли апробацию в
образовательных учреждениях многих регионов РФ.Занятия разработаны на основе
традиционной классно-урочной системы с учетом принципов дифференцированного
обучения и модульной организации учебного процесса; сгруппированы в четыре
самостоятельных, но логически связанных блока (модулей). Результаты диагностики
могут учитываться при формировании профильных классов.
Цель: формирование и развитие у девятиклассников навыков
самостоятельного и осознанного выбора и принятия решений, включая выбор
профильного класса и профессионального самоопределения с учетом индивидуальных
особенностей, интересов и склонностей.
Задачи программы:
психологическое просвещение учащихся (расширить знания о мире профессий, рынке
труда; получить основы правильного выбора профессии; познакомиться с
классификацией профессий по Климову, требованиями и условиями труда выбранной
профессии, возможностями обучения); психологическая диагностика и
самодиагностика по выявлению способностей и профессиональных предпочтений
учащихся;
моделирование индивидуального образовательного маршрута в рамках предпрофильной
подготовки каждым участником курса.
Основные принципы программы:
принцип гуманизации - приобщение к общечеловеческим ценностям, опора на
возможности и ресурсы личности учащегося, выбор собственного профессионального
пути;
принцип индивидуализации - учет индивидуальных и возрастных особенностей
учащихся при выборе форм и методов работы;
принцип социализации – содействие самоопределению ребят в социальной среде,
приобретение социального опыта путем принятия на себя различных социальных
ролей, «проба» себя в профессии.
При реализации программы планируются следующие результаты: расширение знаний
учащихся о мире профессий и тенденциях современного рынка труда. Участники
программы ознакомятся с классификацией профессий по предмету труда, изучат
требования и условия труда выбранной профессии, данные о том, где ее можно
получить; пройдут психологическую самодиагностику по выявлению своих
способностей и профессиональных предпочтений, смоделируют профессиональный
образовательный маршрут.
Структура программы.
Программа рассчитана на 34 часа, по 1 часу в неделю. Занятия проходят в форме
урока-диалога с применением игровых упражнений, диагностических методик,
мини-лекций, групповых дискуссий, презентаций и т.д. Примерно половина занятий
посвящена лучшему пониманию себя, другая – развитию умений и навыков,
необходимых при выборе профессии и продвижению по профессиональному пути.
Оценка достижений учащихся происходит: во-первых, по итогам групповой
рефлексии, во-вторых, по результатам психологического тестирования, в-третьих,
по анализу образовательного продукта.
По завершению курса, ребята смоделируют индивидуальный путь предпрофильной
подготовки и получения профессии.
Основное содержание программы «Я выбираю профессию»
I блок. Что я знаю о своих возможностях
1. Самооценка и уровень притязаний.
2. Темперамент и профессия. Определение темперамента.
3. Чувства и эмоции. Тест эмоций. Истоки негативных эмоций.
4. Что такое стресс. Приемы саморегуляции.
5. Определение типа мышления. Интеллектуальный потенциал.
6. Диагностика уровня сформированности основных мыслительных операций.
7. Внимание и память.
8. Обобщение по теме «Что я знаю о своих возможностях».
II блок. Что я знаю о профессиях
9. Классификация профессий.
10. Формула профессии. Профессия, специальность, должность.
11. Интересы и склонности в выборе профессии.
12. Профессионально важные качества.
13. Обобщение по теме «Что я знаю о профессиях».
III блок. Способности и профессиональная пригодность
14. Способности общие и специальные. Практические способности.
15. Способности к интеллектуальным видам деятельности.
16. Уровни профессиональной пригодности.
17. Обобщение по теме «Способности и профессиональная пригодность».
IV блок. Планирование профессиональной карьеры
18. Мотивы и потребности.
19. Ошибки в выборе профессии.
20. Современный рынок труда.
21. Пути получения профессии.
22. Навыки самопрезентации.
23. Стратегия выбора профессии.
24. Обобщение по теме «Планирование профессиональной карьеры».
25. Эвристическая работа.
Календарно-тематическое планирование:
Номер занятия Календарно-тематическое планирование: Тема урока. Элементы
содержания занятия
и формы контроля. Дата проведения
I блок. Что я знаю о своих возможностях.
Самооценка и уровень притязаний. Задачи и содержание курса. Понятия самооценки
и уровня притязаний. Тестирование.
2 - 3 Темперамент и профессия. Определение темперамента. Основные типы темперамента. Определение своего типа темперамента. Тестирование.
4
Чувства и эмоции. Тест эмоций.
Истоки негативных эмоций. Основные понятия, виды чувств и эмоций. Тестирование.
5 Что такое стресс. Приемы саморегуляции. Основные понятия, виды; методы саморегуляции. Тестирование.
6 -7
Определение типа мышления.
Интеллектуальный потенциал. Сущность понятия «мышление». Характеристика этапов
развития мышления человека. Тестирование.
8 -9 Диагностика уровня сформированности основных мыслительных операций. Тестирование.
10 - 11 Внимание и память. Сущность понятий «внимание», «память». Характеристика этапов развития внимания, памяти человека. Роль внимания, памяти в профессиональной деятельности человека. Тестирование.
12 Обобщение по теме «Что я знаю о своих возможностях». Диагностика интеллектуальных способностей как важнейшая составляющая в системе психических качеств, определяющих готовность человека к обоснованному и осознанному выбору профессии.
13 II
блок. Что я знаю о профессиях.
Классификация профессий.
Классификация профессий по Климову. Презентация.
14 Формула профессии.
Профессия, специальность, должность. Лекция с элементами групповой беседы.
15– 16 Интересы и склонности в выборе профессии. Карта интересов. Тестирование.
17 Профессионально важные качества. Лекция с элементами групповой беседы.
18 Обобщение по теме «Что я знаю о профессиях». Предметы труда, виды деятельности. Видеофильм «Дороги, которые мы выбираем».
19 III
блок. Способности и профессиональная пригодность.
Способности общие и специальные. Практические способности. Задатки и
способности человека: сущность понятий и характеристика их развития.
Характеристика содержания и основных этапов развития способностей, их
значимость в профессиональной деятельности.
20 Способности к интеллектуальным видам деятельности. Характеристика основных этапов развития интеллектуальных способностей. Тестирование.
21 Уровни профессиональной пригодности. Тестирование.
22 Обобщение по теме «Способности и профессиональная пригодность». Лекция с элементами групповой беседы.
23- 24
IV блок. Планирование профессиональной карьеры.
Мотивы и потребности. Тестирование.
25 Ошибки в выборе профессии. Лекция, игра «Оптимисты и скептики».
26 Современный рынок труда. Спрос на определенные виды профессиональной деятельности, рейтинг профессий по области, по стране.
27-28 Пути получения профессии. Анкетирование. Матрица профессионального выбора.
29-30 Навыки самопрезентации. Подготовка резюме и формы самопрезентации для получения профессионального образования и трудоустройства.
31 Стратегия выбора профессии. Три составляющие «Могу. Хочу. Надо»; игра «Машина времени».
32
Обобщение по теме «Планирование профессиональной карьеры».
Видеофильм «Дороги, которые мы выбираем». Беседа.
33 Эвристическая работа. Сочинение.
Литература:
1. Резапкина Г.В. Отбор в профильные классы.- М.: Генезис, 2005.
2. Резапкина Г. В. Психология и выбор профессии. Учебно-методическое пособие
для психологов и педагогов. – М.: Генезис, 2005.
3. Резапкина Г.В. Психология и выбор профессии: программа предпрофильной
подготовки.- М.: Генезис, 2006.
4. Сайт: www.psychologia.edu.ru/article.php.
Учебно-методическое обеспечение:
1. Дубовицких Т.Ю., «Планирование профессиональной карьеры», учебное пособие
для учащихся 10-11 классов, Самара 2011;
2. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Учебно-методическое пособие
«Профориентация». М.: Academia, 2005 г.
3. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Учебно-методическое пособие «Игры и методики
для профессионального самоопределения старшеклассников». М.:, «Первое сентября»
2004 г.
4. Видеофильм «Дороги, которые мы выбираем». Резапкина Г.В.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.