«Я выбираю профессию», 9 класс.
Оценка 4.7

«Я выбираю профессию», 9 класс.

Оценка 4.7
docx
12.02.2020
«Я выбираю профессию», 9 класс.
«Я выбираю профессию», 9 класс..docx

                                      Школа –лицей№84

 

 

 

 

 

 

             РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
       «Я выбираю профессию», 9 класс.



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                      2020 год

               Пояснительная записка к программе элективного курса
                                                   «Я выбираю профессию»


В соответствии с Концепцией модернизации российского образования на старшей ступени общеобразовательного школы предусматривается профильное обучение, задача которого- создание в старших классах общеобразовательной школы системы специализированной подготовки, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся с учетом реальных потребностей рынка труда.
Профильное обучение в старших классах предваряет предпрофильная подготовка -система педагогической, психологической, информационной и организационной поддержки учащихся основной школы, включающая мероприятия по профильной ориентации и психолого-педагогической диагностике учащихся, их анкетирование, консультирование, организацию «пробы сил» и т. п. Профильная ориентация помогает школьникам осознанно выбрать профиль обучения, активизирует процесс профессионального и личностного самоопределения.
Программа курса «Я выбираю профессию» направлена на повышение социально-психологической компетентности обучающихся 9 классов общеобразовательных школ и предоставляет им помощь в выборе профиля обучения и профессиональном самоопределении. В программе использованы различные типы занятий, в состав которых входит профессиональная диагностика с использованием надежных методик, деловых и ролевых игр, проблемно-поисковых задач, элементов исследовательской и проектной деятельности, контрольные задания. Большинство методик дано в авторской модификации. Все они адаптированы с учетом психофизиологических особенностей современных подростков и прошли апробацию в образовательных учреждениях многих регионов РФ.Занятия разработаны на основе традиционной классно-урочной системы с учетом принципов дифференцированного обучения и модульной организации учебного процесса; сгруппированы в четыре самостоятельных, но логически связанных блока (модулей). Результаты диагностики могут учитываться при формировании профильных классов.
Цель: формирование и развитие у девятиклассников навыков самостоятельного и осознанного выбора и принятия решений, включая выбор профильного класса и профессионального самоопределения с учетом индивидуальных особенностей, интересов и склонностей.
Задачи программы:
психологическое просвещение учащихся (расширить знания о мире профессий, рынке труда; получить основы правильного выбора профессии; познакомиться с классификацией профессий по Климову, требованиями и условиями труда выбранной профессии, возможностями обучения); психологическая диагностика и самодиагностика по выявлению способностей и профессиональных предпочтений учащихся;
моделирование индивидуального образовательного маршрута в рамках предпрофильной подготовки каждым участником курса.
Основные принципы программы:
 принцип гуманизации - приобщение к общечеловеческим ценностям, опора на возможности и ресурсы личности учащегося, выбор собственного профессионального пути;
принцип индивидуализации - учет индивидуальных и возрастных особенностей учащихся при выборе форм и методов работы;
принцип социализации – содействие самоопределению ребят в социальной среде, приобретение социального опыта путем принятия на себя различных социальных ролей, «проба» себя в профессии.
При реализации программы планируются следующие результаты: расширение знаний учащихся о мире профессий и тенденциях современного рынка труда. Участники программы ознакомятся с классификацией профессий по предмету труда, изучат требования и условия труда выбранной профессии, данные о том, где ее можно получить; пройдут психологическую самодиагностику по выявлению своих способностей и профессиональных предпочтений, смоделируют профессиональный образовательный маршрут.
Структура программы.
Программа рассчитана на 34 часа, по 1 часу в неделю. Занятия проходят в форме урока-диалога с применением игровых упражнений, диагностических методик, мини-лекций, групповых дискуссий, презентаций и т.д. Примерно половина занятий посвящена лучшему пониманию себя, другая – развитию умений и навыков, необходимых при выборе профессии и продвижению по профессиональному пути.
Оценка достижений учащихся происходит: во-первых, по итогам групповой рефлексии, во-вторых, по результатам психологического тестирования, в-третьих, по анализу образовательного продукта.
По завершению курса, ребята смоделируют индивидуальный путь предпрофильной подготовки и получения профессии.
Основное содержание программы «Я выбираю профессию»
I блок. Что я знаю о своих возможностях
1. Самооценка и уровень притязаний.
2. Темперамент и профессия. Определение темперамента.
3. Чувства и эмоции. Тест эмоций. Истоки негативных эмоций.
4. Что такое стресс. Приемы саморегуляции.
5. Определение типа мышления. Интеллектуальный потенциал.
6. Диагностика уровня сформированности основных мыслительных операций.
7. Внимание и память.
8. Обобщение по теме «Что я знаю о своих возможностях».
II блок. Что я знаю о профессиях
9. Классификация профессий.
10. Формула профессии. Профессия, специальность, должность.
11. Интересы и склонности в выборе профессии.
12. Профессионально важные качества.
13. Обобщение по теме «Что я знаю о профессиях».
III блок. Способности и профессиональная пригодность
14. Способности общие и специальные. Практические способности.
15. Способности к интеллектуальным видам деятельности.
16. Уровни профессиональной пригодности.
17. Обобщение по теме «Способности и профессиональная пригодность».
IV блок. Планирование профессиональной карьеры
18. Мотивы и потребности.
19. Ошибки в выборе профессии.
20. Современный рынок труда.
21. Пути получения профессии.
22. Навыки самопрезентации.
23. Стратегия выбора профессии.
24. Обобщение по теме «Планирование профессиональной карьеры».
25. Эвристическая работа.
Календарно-тематическое планирование:
Номер занятия Календарно-тематическое планирование: Тема урока. Элементы содержания занятия
и формы контроля. Дата проведения
I блок. Что я знаю о своих возможностях.
Самооценка и уровень притязаний. Задачи и содержание курса. Понятия самооценки и уровня притязаний. Тестирование.

2 - 3 Темперамент и профессия. Определение темперамента. Основные типы темперамента. Определение своего типа темперамента. Тестирование.

4 Чувства и эмоции. Тест эмоций.
Истоки негативных эмоций. Основные понятия, виды чувств и эмоций. Тестирование.

 5 Что такое стресс. Приемы саморегуляции. Основные понятия, виды; методы саморегуляции. Тестирование.

6 -7 Определение типа мышления.
Интеллектуальный потенциал. Сущность понятия «мышление». Характеристика этапов развития мышления человека. Тестирование.

8 -9 Диагностика уровня сформированности основных мыслительных операций. Тестирование.

10 - 11 Внимание и память. Сущность понятий «внимание», «память». Характеристика этапов развития внимания, памяти человека. Роль внимания, памяти в профессиональной деятельности человека. Тестирование.

12 Обобщение по теме «Что я знаю о своих возможностях». Диагностика интеллектуальных способностей как важнейшая составляющая в системе психических качеств, определяющих готовность человека к обоснованному и осознанному выбору профессии.

13 II блок. Что я знаю о профессиях.
Классификация профессий.
Классификация профессий по Климову. Презентация.
14 Формула профессии.
Профессия, специальность, должность. Лекция с элементами групповой беседы.

15– 16 Интересы и склонности в выборе профессии. Карта интересов. Тестирование.

17 Профессионально важные качества. Лекция с элементами групповой беседы.

18 Обобщение по теме «Что я знаю о профессиях». Предметы труда, виды деятельности. Видеофильм «Дороги, которые мы выбираем».

19 III блок. Способности и профессиональная пригодность.
Способности общие и специальные. Практические способности. Задатки и способности человека: сущность понятий и характеристика их развития. Характеристика содержания и основных этапов развития способностей, их значимость в профессиональной деятельности.

20 Способности к интеллектуальным видам деятельности. Характеристика основных этапов развития интеллектуальных способностей. Тестирование.

21 Уровни профессиональной пригодности. Тестирование.

22 Обобщение по теме «Способности и профессиональная пригодность». Лекция с элементами групповой беседы.

23- 24 IV блок. Планирование профессиональной карьеры.
Мотивы и потребности. Тестирование.

25 Ошибки в выборе профессии. Лекция, игра «Оптимисты и скептики».

26 Современный рынок труда. Спрос на определенные виды профессиональной деятельности, рейтинг профессий по области, по стране.

27-28 Пути получения профессии. Анкетирование. Матрица профессионального выбора.

29-30 Навыки самопрезентации. Подготовка резюме и формы самопрезентации для получения профессионального образования и трудоустройства.

31 Стратегия выбора профессии. Три составляющие «Могу. Хочу. Надо»; игра «Машина времени».

32 Обобщение по теме «Планирование профессиональной карьеры».
Видеофильм «Дороги, которые мы выбираем». Беседа.

33 Эвристическая работа. Сочинение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература:
1. Резапкина Г.В. Отбор в профильные классы.- М.: Генезис, 2005.
2. Резапкина Г. В. Психология и выбор профессии. Учебно-методическое пособие для психологов и педагогов. – М.: Генезис, 2005.
3. Резапкина Г.В. Психология и выбор профессии: программа предпрофильной подготовки.- М.: Генезис, 2006.
4. Сайт: www.psychologia.edu.ru/article.php.
Учебно-методическое обеспечение:
1. Дубовицких Т.Ю., «Планирование профессиональной карьеры», учебное пособие для учащихся 10-11 классов, Самара 2011;
2. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Учебно-методическое пособие «Профориентация». М.: Academia, 2005 г.
3. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Учебно-методическое пособие «Игры и методики для профессионального самоопределения старшеклассников». М.:, «Первое сентября» 2004 г.
4. Видеофильм «Дороги, которые мы выбираем». Резапкина Г.В.


 

Школа –лицей№84

Школа –лицей№84

Пояснительная записка к программе элективного курса «Я выбираю профессию»

Пояснительная записка к программе элективного курса «Я выбираю профессию»

Основные принципы программы: принцип гуманизации - приобщение к общечеловеческим ценностям, опора на возможности и ресурсы личности учащегося, выбор собственного профессионального пути; принцип индивидуализации - учет…

Основные принципы программы: принцип гуманизации - приобщение к общечеловеческим ценностям, опора на возможности и ресурсы личности учащегося, выбор собственного профессионального пути; принцип индивидуализации - учет…

Обобщение по теме «Что я знаю о профессиях»

Обобщение по теме «Что я знаю о профессиях»

Профессия, специальность, должность

Профессия, специальность, должность

Литература: 1. Резапкина Г.В

Литература: 1. Резапкина Г.В
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.02.2020