«Я ребёнок, Я имею право» (внеурочное мероприятие, 5 класс)
Оценка 5
Разработки уроков
docx
обществознание
5 кл
21.07.2019
Правовая культура является важнейшим фактором социализации личности, развития человека как гражданина. Вступая в жизнь, подросткам необходимо быть готовыми к происходящим в обществе изменениям, с одной стороны, а с другой, к возрастающей социальной ответственности и самостоятельности поведения в границах нравственных и правовых норм. Целями правового воспитания является формирование у личности системы правовых знаний, правовой убежденности, мотивов и привычек правомерного, социально-активного поведения. Решая поставленные в области правового воспитания задачи, необходимо планировать различные игровые и творческие мероприятия, в которых участвуют сами подростки.
«Я ребёнок, Я имею право».docx
(внеурочное мероприятие, посвященное Всемирному дню прав ребёнка)
«Я ребёнок, Я имею право»
Зюбина Ирина Александровна,
учитель истории и обществознания
МОУ Лицей № 1 Красноармейского района Волгограда
Цель: Формирование у детей основ правового сознания и правовой культуры
Задачи:
1. Познакомить детей с основными правами и обязанностями в семье.
2. Формировать правовые и нравственные нормы, как основу поведения учащихся
в повседневной жизни и в семье.
3.Учить сознательно выполнять гражданские обязанности.
Формирование УУД:
Познавательные УУД: Развивать умения извлекать информацию из схем, иллюстраций,
текстов. На основе анализа объектов делать выводы. Находить ответы на вопросы в
иллюстрации.
Регулятивные УУД: Развивать умение высказывать свое предположение. Осуществлять
познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные УУД: Развивать умение слушать и понимать других. Строить речевое
высказывание в соответствии с поставленными задачами. Оформлять свои мысли в
устной форме. Уметь работать в группе.
Личностные УУД: Развивать умение высказывать свое отношение к происходящему, выражать
свои эмоции. Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной
деятельности.
Оборудование: ИКТ, проектор, листы бумаги, ручки, наборы картинок
Ход:
I. Организационный момент.
Театрализованное представление «Кошкин дом»
Действующие лица (учащиеся 8 класса): Автор, Кошка, Котята
(новая версия сказки)
Автор:
Тили тили – тили – бом!
Открываем наш альбом,
Не альбом, а книжку –
Книжечку – малышку!
В ней расскажем мы о том,
Как воздвигла кошка дом.
Красной черепицей крытый, Для «больших» людей открытый!
Всё бы кошке благодать,
Да гостей весь день встречать,
Но пришли к богатой кошке
Две племянницы – две крошки!
Хоть давно известно тётке,
Что племянницы – сиротки,
Что в их доме нет тепла,
В осень крыша потекла!
Кошка знать о них не хочет,
О себе одной хлопочет!
Кошка:
Что желаете, плутишки?!
Пол у вас прогрызли мышки?!
А вам негде ночевать?!
Сломана у вас кровать?!
Нет, ребята, не пройдёт!
Уходите от ворот!
В моём доме места нет
Для блудливых деток!
Дам я вам простой совет:
Есть в городе приют для малолеток!
Котята:
Тётя кошка, так нельзя
Относиться к детям!
Раз с тобою мы родня,
То ты за нас в ответе!
А нас, прогоняя в дождливую ночь,
Ты наши права нарушаешь.
Ты тётушка наша – должна нам помочь,
Мы думаем, ты это знаешь!
Кошка:
Ничего не понимаю,
Чьи права я нарушаю?!
Что за несчастье эти дети,
Лучше бы не было их на свете!
Котята:
Как же могла ты такое сказать?!
Ведь наши права ты обязана знать!
Раз мы на этой земле родились,
Значит, имеем право на жизнь!
Оказались мы с сестрой одни в этом мире,
Нормально не сможем жить и расти! Живёшь ты в уютной и светлой квартире.
Помочь нам должна ты семью обрести!
Кошка:
Ну, хватит, бездельники!
Прочь уходите!
Забот у меня и без вас «полон рот».
Гостей ожидаю, а вы, как хотите,
Но, чтоб я не видела вас у ворот!
Автор:
Сиротки безудержно плача,
Ушли в ледяную ночь.
Стучались они на удачу,
Но им отказались помочь.
Тем временем кошка резвится,
Флиртует, танцует, поёт.
Гостей у ворот вереница,
Не нужно других ей хлопот!
На празднике жизни – веселье!
В камине поленья трещат.
Стол ломится от угощенья,
Друзья уходить не хотят.
Покуда все танцевали,
В камине зарделся огонь!
Пожар!!! Друзья побежали.
Чужая теперь это боль!!!
Вокруг суета и тревога.
А дом всё горит – не унять!
Для кошки одна лишь дорога –
К сироткам идти ночевать!
Кошка:
Мои дорогие детишки,
Пришла я за помощью к вам.
От дома остались дровишки,
Разделим ваш кров пополам!
Котята:
О чём же ты, милая тётя?
Ведь были мы изгнаны прочь?!
Так что спотыкаясь бредёте
Вы к нам в эту лютую ночь?
Кошка:
Одни у меня вы остались,
Мне некуда больше идти.
Хоть с вами мы плохо расстались, Надеюсь, я здесь семью обрести!
Мечтаю второю вам мамою стать
И окружить вас заботой.
Тепло и уют постараюсь вам дать –
Займусь я любою работой!
Котята:
Мы верим тебе, тётякошка,
Входи же скорее в дом.
Закроем покрепче окошко,
Чтоб было теплее нам в нём!
Кошка:
Мы построим новый дом,
В нём мы дружно заживём!
Знайте, нам грустить не надо,
Будем вместе, будем рядом!
От невзгод и от беды
Защищать вас будем мы!
Знаю точно я теперь,
Что любой ребёнок
Обладает правом быть
И уже с пелёнок!!!
Учитель: Понравилась вам сказка, ребята? Какое право нарушила кошка в этой сказке по
отношению к котятам?
Дети: Право на жизнь. Право на семью.
II. Основная часть.
Учитель: Сегодня мы с вами будем говорить не просто о правах и обязанностях, а о «Правах
и обязанностях детей в семье», потому что это – очень нужные и важные правила, без
которых не сможет существовать ни одна семья.
Итак, ребята, давайте проверим, насколько хорошо вы знаете свои права и
обязанности, предусмотренные законом и государством. Для этого предлагаю вам сыграть
в игру «Разрешаетсязапрещается». Я раздам вам карточки, вы их прочтете, выберете
подходящее слово, зачеркнете лишнее, затем назовете право, о котором говорится в данной
ситуации. (На экране выставляется таблица с названиями прав, а дети выбирают
подходящие к своим заданиям).
Права ребенка в семье
право на жизнь
право свободно выражать свои взгляды и мнения
право на образование
право жить с родителями
право на защиту от насилия Работаем в группах.
1. С мамой дети должны жить,
Ей цветы всегда дарить.
Это (разрешается), (запрещается).
Мы считаем, что это право ребенка….
2. Я умею думать,
Я умею рассуждать,
Что полезно мне для жизни,
То и буду выбирать.
Это (разрешается), (запрещается).
Мы решили, что это право ребенка …
3. Подарить ребенку жизнь
Маме с папой (разрешается), (запрещается).
Мы считаем, что это право ребенка на ....................
4. Вот в углу стоит мальчишка,
Плачет, надрывается.
Бить, наказывать ребенка
Строго (разрешается), (запрещается).
Мы думаем, что это право ребенка на ………
5. Петь, рисовать и танцевать,
Уроки в школе посещать,
Свои таланты развивать.
Это (разрешается), (запрещается).
Мы считаем, что это право на ………
Ответы детей.
Учитель: Молодцы, все права подобрали верно. Давайте их еще раз повторим и запомним.
Ребята, а какие права детей в семье (кроме этих) вы еще знаете и можете назвать? (право на
фамилию, имя, отчество, на отдых, на любовь, на ошибку, на помощь, уважение, на
лечение…)
Молодцы! А знаете ли вы, где все эти права записаны, в каких
специальных
государственных документах? (Дети называют, учитель добавляет и демонстрирует эти
документы: «Конституция РФ», «Декларация прав ребенка», «Конвенция о правах ребенка»,
«Семейный кодекс РФ»).
Как вы думаете, случайно ли наш классный час проходит сегодня 20 ноября?
Ответы детей.
В случае отсутствия правильного учитель: Сегодня 20 ноября по правовому календарю
– Всемирный день прав ребёнка.
Учитель: А сейчас предлагаю посмотреть следующую сценку. Девочка: Дима, ты уже который понедельник не готов к чтению!
Дима: Вчера было воскресенье. Я имею полное право на отдых.
Учитель: Кто прав?
Почему Дима должен был выучить стих?
О чем забыл Дима в сценке?
Ответы детей. (Об обязанностях)
Учитель: Правильно: защищая свои права, нельзя забывать и о своих обязанностях.
Учитель: Какие же у вас есть обязанности? Обсудите в группах.
Ответы детей.
Учитель: А теперь посмотрите и сравните ваши ответы с таблицей. О какой обязанности
забыл Дима? (На экране выставляется таблица с обязанностями, а дети сравнивают
свои ответы).
Обязанности ребенка:
получение базового образования;
соблюдение определенных правил поведения, которые установлены в различных
образовательных учреждениях и общественных местах;
добросовестное выполнение всех возложенных на него профильными лицами обязанностей;
соблюдение устава образовательного учреждения;
вступление в установленные сроки на воинскую учетность;
после достижения 18летнего возраста, обеспечивать своих нетрудоспособных родителей
или законных опекунов.
III. Викторина.
Учитель: Ну, а закрепим мы полученные знания, проведя викторину. Вам будут даны
задания, вопросы. Отвечать на вопросы надо чётко, быстро и громко. Вы будете
соревноваться по командам. У нас будет четыре команды. Жюри будет оценивать ваши
ответы, и после выполнения заданий будут вручаться символы — «сердечки». В конце
викторины жюри подсчитает у каждой команды «сердечки» и мы узнаем победителя.
Жюри просим занять свои места (жюри – учащиеся 8 класса).
Задание: Закончить стихотворение и найти соответствующие картинки (набор картинок
на столе у каждой команды)
1) Я люблю свою семью:
Маму, папу я люблю,
Люблю деда и бабусю,
И щенка, и кошку Мусю!
Все, кого я так люблю
Имеют право на…( семью!)
2) Всех поразному зовут:
Кот Мурлыка,
Пес Барбос,
Даже нашу козочку Зовут красиво – Розочка
Настя, Вика и Данила
Все имеют своё …(имя)
3) Сказка учит нас, друзья
Жить без домика нельзя.
Лисе, зайке, поросенку
Даже глупому мышонку.
Ох, как нужно нам оно
Это право на …(жильё)
4) Чтобы вырасти успешным
Надо много знать, уметь.
Чтобы вырасти большим
Недостаточно питанья
Мы использовать должны
Право на … (образование)
5) Если дети заболели
Плохо чувствуют себя
И у них бронхит, ангина,
Пневмония, скарлатина,
Слышен детский крик и плач
Вам поможет только… (врач)
6) Мама работала,
Папа трудился,
А я в детском садике все находился.
Все кто устал от работы нелегкой
Имеют полное право на …(отдых)
Задание: «Сказки»
Определи, кто из героев сказки лишён следующих прав, выбери одного героя из трёх.
1) Право на жизнь: Золушка, Колобок, Кот в сапогах. (Колобок).
2) Право на жизнь: Красная шапочка, Баба Яга, Дюймовочка. (Красная шапочка).
3) Право на неприкосновенность жилища: Сестрица Алёнушка, Три поросёнка, Колобок. (Три
поросенка).
4) Право на владение личным имуществом: Красная Шапочка, Буратино, Баба Яга.
(Буратино).
5) Право на владение личным имуществом: Зайчик, Лиса, Петух. (Заяц)
6) Право на неприкосновенность жилища: Теремок, Гуси — лебеди, Морозко. (Теремок).
Задание: Ответь сказочному герою словами закона
Волк: «Козлятушки ребятушки, отопритека, отворитека».
(Козлята… Не имеешь права вторгаться в жилище, оно неприкосновенно).
Медведь: «Машенька, будешь у меня жить, печку топить, кашу варить».
(Маша:… Не имеешь права лишать меня семьи). Лиса: «Серая Шейка, я тебя всё равно съем».
(Серая Шейка:… Не имеешь права лишать меня жизни).
Маленькая разбойница: «Отдай мне свою муфту и свое хорошенькое платьице».
(Герда… Не имеешь права лишать меня имущества)
Учитель: А сейчас я предлагаю каждой команде выполнить последнее задание и составить
коллаж «Я имею право». Жюри в это время подведет итоги викторины.
Жюри объявляет итоги. Команды вывешивают свои коллажи на доску.
IV. Итог. Рефлексия.
Учитель: Итак, ребята, на этом мы пока завершаем наш разговор о правах и обязанностях
детей в семье. Был ли он полезен вам? Что вы узнали и чему научились? Изменилось ли
теперь ваше отношение к своим правам и обязанностям? Ответы на эти вопросы мы узнаем
при помощи «шести шляп критического мышления»
(Группы поочередно выходят, надевают одну из шляп (берут картинку) и дают ответ на
вопрос, который предполагает та или иная шляпа)
“Шесть шляп критического мышления”
«Белая шляпа” — СТАТИСТИЧЕСКАЯ (констатируются факты по проблеме, без их
обсуждения), что было на уроке?;
“Желтая шляпа” — ПОЛОЖИТЕЛЬНАЯ (высказываются положительные моменты) что
понравилось?;
“Черная шляпа” — НЕГАТИВНАЯ (группа констатирует отрицательные моменты по
изучаемой проблеме) что не понравилось?;
“Синяя шляпа” — АНАЛИТИЧЕСКАЯ (проводится анализ, группа отвечает на вопросы;
почему? зачем? связи?);
“Зеленая шляпа” — ТВОРЧЕСКАЯ (можно высказывать самые “бредовые идеи и
предположения”) что хотелось бы добавить?;
“Красная шляпа” — ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ (группа формулирует свои эмоции, которые они
испытывали при работе с материалом) как я себя чувствовал?
Учитель: Молодцы, ребята!
Права, обязанности надо знать.
Не только знать, но соблюдать.
Тогда легко нам будет жить,
Играть, дружить и не тужить.
«Я ребёнок, Я имею право» (внеурочное мероприятие, 5 класс)
«Я ребёнок, Я имею право» (внеурочное мероприятие, 5 класс)
«Я ребёнок, Я имею право» (внеурочное мероприятие, 5 класс)
«Я ребёнок, Я имею право» (внеурочное мероприятие, 5 класс)
«Я ребёнок, Я имею право» (внеурочное мероприятие, 5 класс)
«Я ребёнок, Я имею право» (внеурочное мероприятие, 5 класс)
«Я ребёнок, Я имею право» (внеурочное мероприятие, 5 класс)
«Я ребёнок, Я имею право» (внеурочное мероприятие, 5 класс)
«Я ребёнок, Я имею право» (внеурочное мероприятие, 5 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.