Язык и человек неразделимы.
Оценка 4.8

Язык и человек неразделимы.

Оценка 4.8
doc
08.05.2023
Язык и человек неразделимы.
Язык и человек неразделимы..doc

 

Язык и человек неразделимы. 

Куек М.Х., зам.директора по УВР

МБОУ «СОШ № 5 им.Н.Ю.Куека» а.Кунчукохабль

Аннотация:

 

В настоящее время в стране проходит процесс взаимопроникновения и взаимовлияния российской системы образования и международной системы образования.  В российском образовании создаются разные модели образовательных систем в регионах, которые учитывают глобальные, региональные и этнокультурные особенности проживающих народов. Поликультурное образование в нашей республике является актуальной проблемой. Личности ребенка уделяется серьезное внимание, она должна обладать межкультурной компетентностью, она формируется на трех культурах: родной этнической культуре, отечественной и иностранной, то есть современный молодой человек получает воспитание и развитие в поликультурной среде. Сейчас эта задача стала особенно значимой и актуальной.

  Ее актуальность ярко выражена и обнаруживается в потере нравственных принципов поведения и всевозврастающем бескультурье населения. Конечно, люди, воспитанные на примерах великого подвига народа во время Великой Отечественной войны озабочены происходящим, и вспоминают многие общечеловеческие ценности.

Воспитание – формируется в социуме и имеет свои определенные направления. Ребенок получает воспитание в семье, деском саду, школе, в общении с друзьями, а также через публикуемые СМИ, интернет ресурсы – все это составляющие социальной среды.

Социализация – это непрерывный процесс, в котором реализуется включенность ребенка в разные виды общественных отношений: в учебе, в деятельности, в общении. Известно, что многообразие социальных отношений основано на достижениях культуры. Оно заложено в традициях, ценностных приоритетах. Результатом разнообразия социальных отношений, которые характеризуются образом жизни, миропониманием, значит культурой, явилось создание поликультурного социума.

В настоящее время наблюдаются различные подходы в поликультурном воспитании. Поликультурное воспитание – это формирование человека, способного к активной и эффективной жизнедеятельности в многонацианальной и поликультурной среде, обладающего развитым чувством понимания и уважения иных культур, умения существовать в мире и согласии с людьми разных национальностей.

Одна из самых острых проблем современности – проблема сохранения национальных культур, особенно культур малых народов. Кроме того, сегодня остро встала проблема сохранения родных языков. « Любой национальный язык непосредственно связан с формированием национального  самосознания. В настоящее время особенно необходимо уважительное и тактичное отношение к национальному языку, этническому этикету, объектам национальной культуры и к духовности в целом, которая лежит в основе любого этноса и проявляется через родной язык.

Язык и человек неразделимы.  Язык не существует вне человека, и человек как не существует вне языка. Соответственно, человека нельзя изучать вне языка, и язык нельзя изучать вне человека. Язык отражает для человека окружающий мир, язык также отражает культуру, созданную человеком, хранит ее для человека и передает от человека к человеку, от родителей к детям. Язык – орудие познания, с помощью которого человек познает мир и культуру. Наконец,  язык – это орудие культуры: он формирует человека, определяет его поведение, образ жизни, мировоззрение, менталитет, национальный характер, идеологию.  Язык - строгий и неподкупный учитель, он навязывает заложенные в нем идеи, представления, модели культурного восприятия и поведения.

 В какой-то степени можно считать, что человек раб своего родного языка: он с младенчества попадает под влияние и власть языка родителей и вместе с языком усваивает хранящуюся в нем культуру того речевого коллектива, членом которого он совершенно случайно, не имея никакого выбора, оказался.

 Однако ни в коем случае нельзя забывать о той огромной роли, которую в воспитании, формировании личности играет язык, неразрывно связанный с культурой. Можно сказать, что личность – это продукт языка и культуры.

  Человек родился и с первой минуты слышит звуки своего будущего родного языка. Язык знакомит его с окружающим миром, навязывая ему то - видение, ту картину, которую «нарисовали» до него и без него. Язык отражает мир и культуру и формирует носителей языка. Одновременно через язык человек получает представление о мире и обществе, членом которого он стал, о его культуре, то есть о правилах общежития, о системе ценностей, морали, поведения и т.д. И так, язык формирует своего носителя. Каждый национальный язык не только отражает, но и формирует национальный характер. Иначе говоря, если язык формирует представителя народа – носителя языка, причем формирует его как личность, то он должен играть же конструктивную роль и в формировании национального характера.

Однако самым надежным и научно приемлемым свидетельством существования национального характера является национальный язык. Язык и отражает, и формирует характер своего носителя, это самый объективный показатель народного характера.

Очевидно, что основную культурную нагрузку несет лексика: слова и словосочетания. Из них складывается языковая картина мира, определяющая восприятие мира носителем данного языка. Особенно наглядно и ярко этот аспект представлен устойчивыми выражениями, фразеологизмами, идиомами, пословицами, поговорками – то есть тем слоем языка, в котором сосредоточена народная мудрость или, вернее, результаты культурного опыта народа.

Все изменения, происходящие в сфере материальной и духовной культуры народа, нашли свое соответствующее отражение и в словарном фонде языка.

 Родной язык – это средство сохранения и трансляции культуры, истории, традиций народа и преемственности поколений. Сегодня, когда телевидение и некоторые печатные средства массовой информации открыто, пропагандируют безнравственность, жестокость, насилие, самым действенным, мощным оружием против  без духовности и жестокости являются родной язык и национальная культура.  Только тот способен противостоять злу и насилию современного мира, кто обогатил себя духовно-нравственными ценностями своего народа.

Сейчас неоспоримым является то, что употребление родного языка является базовым условием хранения и трансляции национальной культуры, ее способностей, так как многие компоненты этой культуры (устное народное творчество, народная песня, национальная литература, театр) существуют благодаря его функционированию.

 Духовные ценности, составляющие содержание национальных культур и региональных традиций – это родной язык, мудрые жизненные устои наших предков, т.е. гуманные адаты, способы организации труда, художественные промыслы, украшающие жизнь людей, праздники, обряды, многожанровый фольклор и многое другое.

Не случайно на первом месте среди составляющих содержание нашего наследия стоит родной язык. Ибо родной язык является специфической формой национальной культуры, несущей информацию из глубины веков. Еще К.Д.Ушинский обращал внимание на то, что родной язык есть самая живая связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения народа в одно великое историческое целое.

 С каждым годом большое распространение получают школы со смешанным национальным составом учащихся. Это связано с урбанизацией и миграцией населения. Именно в результате миграционных процессов многие населенные пункты из однонациональных превращаются в многонациональные. В образовательных учреждениях с многонациональным составом  учащихся серьезной помехой в решении этой проблемы становится тот факт, что большинство детей не владеют или слабо владеют родным языком.

Одной из составляющих культуры выступает родной язык, сопровождающий всю жизнь ребенка и его деятельность. Человек как языковая личность является связующим звеном между языком и культурой.

Сказанное обусловливает необходимость соблюдения социокультурного подхода к обучению детей родному языку, суть которого заключается в том, что изучение языка осуществляется в контексте формирования национально-языковой культуры. С одной стороны, язык выступает как слагаемое культуры, с другой – является средством формирования личности, социализации, познания культуры в широком смысле этого слова. Язык народа несет на себе отпечаток всей его истории. Кроме того, язык выступает как  универсальное средство  общения,  мыслительной деятельности, способ познания окружающей действительности. Вместе  с общими элементами общественно - исторического опыта в языке проявляются и национально-культурные элементы. Национально-культурная функция языкового средства позволяет приобщаться к национальным ценностям, постигать их особенности в значительной мере собственно языком народа. Поскольку язык является формой существования духовной культуры народа, полноценное изучение языка – это, прежде всего, приобщение к духовным ценностям своей нации.

  Языковое образование ориентировано не только на обучение ребенка основным видам устной и началам письменной речи, но и формирование у него личностно – значимого, положительного эмоционального и творческого отношения к процессу познания национальной культуры посредством родного языка. Целью языкового образования является сам ребенок как человек культуры.

Таким образом, первоначальное языковое образование – становление личности путем вхождения в культуру, благодаря присвоению и творческому преобразованию которой ребенок становится его субъектом. Само же присвоение происходит в результате познания, развития, воспитания и учения. При помощи и поддержке педагога каждый ребенок при этом находит для себя свой личностный смысл деятельности, что и позволяет ему становиться субъектом образовательного процесса.

Поэтому сохранение родного языка должно стать одной из самых главных задач и самым важным здесь является отношение к языку в семье, а уже потом его преподавание в учреждениях образования.

Проблема сохранения и развития языков и культур является одной из наиболее насущных социально-культурных проблем как в Республике Адыгея, так и в России и в мире в целом. В настоящее время как никогда важно, чтобы люди открывали для себя новые ценности, приобщались к общечеловеческим ценностям через призму культуры других народов,  учились межличностному и межкультурному общению. Для эффективного решения этой важной задачи необходимо повысить социальную значимость языкового и культурологического образования в обществе, воспитывать у подрастающего поколения уважение к своему и другим народам и культурам.

 В повседневной жизни язык, на котором мы говорим, очень часто воспринимается нами обыденно, как нечто само собой разумеющееся. Мы нередко забываем, что язык является драгоценным достоянием каждого народа, он создается и совершенствуется в течение многих веков. Будучи неизменным средством общения, язык в тоже время концентрирует в себе память народа, его историю, опыт познавательной деятельности, мировоззрение и психологию. Без языка нет культуры. А язык невозможно сохранить, если не говорить на нем. Именно язык объединяет людей, принадлежащих к одной этнической группе, он служит тем стержневым элементом, на котором основывается культурная самобытность любой нации, поэтому издавна забота о языке, его сохранении и развитии является показателем уровня национального самосознания народа – носителя того или иного языка.

 Сегодня перед образованием выдвинуты сложные задачи подготовки молодежи к жизни в условиях многонациональной и поликультурной среды, формирования умений общаться и сотрудничать с людьми разных национальностей, рас. Поэтому система образования  многонационального государства несет ответственность за формирование этнокультурной и региональной идентичности у учащихся, сохранение и развитие родных языков и национальных культур народов, проживающих на его территории.

Система образования призвана сохранять языковое и культурное разнообразие и историко – культурное наследие этносов, проживающих на территории  России. В этой ситуации изучение родных языков в школе как учебного предмета становится единственным способом их сохранения и развития. Кроме того, только изучение языка в школе может способствовать формированию литературного языка. Государственная национальная образовательная политика направлена на создание оптимальных условий для этносоциокультурного развития юных граждан.

 Приоритетом государственной политики в области сохранения и развития языков, в том числе и в системе образования, должно быть обеспечение условий для свободного владения русским языком в качестве языка межнационального общения. Также в числе приоритетов должно быть и обеспечение  условий для свободного пользования родным языком во всех сферах жизнедеятельности. Русский язык – национальное достояние многонационального народа России, язык образования и развития, дружбы и единства народов. Именно от качества владения молодого поколения народов России русским языком будет зависеть и судьба их родных языков. Без родного языка очень сложно представить процесс формирования личности, его духовно – нравственное развитие. Родной язык, язык отцов, язык Отчизны – это и средство, и содержание духовного развития личности, ее приобщения к непреходящим человеческим ценностям; это связь поколений, канал познания мира, традиций народа, его философии и верований. Родной язык признан самым сильным инструментом сохранения и развития нашего духовного и материального наследия. Каждый человек должен в детстве узнать и полюбить родную речь своего народа. Поэтому родные языки народов России должны занять достойное место в едином образовательном и культурном пространстве многонационального государства.

Родная речь – это сокровище. Слово всегда было истоком духовности, сохранения обычаев, жизненной философии. В годы тяжелых испытаний языки объединяют, помогают обрести мир, опору.

Двадцать первое февраля – Международный день родного языка. Чем запомнился  мне этот праздник и моим гимназистам? Скромность людей, их преданность, искренние мысли, уважение  предков, память придавали всему происходящему важность. В разных уголках России звучали, сливаясь в единое целое, такие слова: «Мой родной русский язык! Мой родной аварский язык! Мой родной адыгейский язык! Мой родной корякский язык! Мой родной марийский язык!..»  Какое многоголосие!  Языки разные. Главное, чтобы были едины сердца, помыслы. В этом наша мощь и красота. 

Дорога в «завтра» всегда лежит через «сегодня». Каким будет этот путь, зависит только от нас. Россия – многонациональная страна. Пусть процветает каждый уголок русской земли! Пусть живет национальная культура!  Пусть сияют звезды!

 От нас зависит, будут ли наши дети читать Пушкина, будут ли они любить родной язык так, как любим его мы с Вами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В связи с пргрессирующим ростом количества иноязычных учащихся в

общеобразовательных школах необходимость создания поликультурного пространства в

ОУ поможет решить проблемы межэтнических отношений, национальных конфликтов, а

также создать диалог культур для выполнения стандартов ФГСО второго поколения, в

частности духовно-нравственного развития личности.

5. С одной стороны, он создает возможность управления процессом общения, в

частности, формированием коммуникативной деятельности, с другой - его

реализация позволяет более эффективно решать вопросы, связанные с

социализацией и адаптацией детей представителей нетитульной нации, а также

представителей различных субкультур, развитием их коммуникативных и

когнитивных возможностей

6. Развитие творческих способностей учащихся.

7. Формирование этнокультурной компетенции

8. Формирование у выпускников цивилизационной миссии

 

 

 

 


Язык и человек неразделимы.

Язык и человек неразделимы.

Одна из самых острых проблем современности – проблема сохранения национальных культур, особенно культур малых народов

Одна из самых острых проблем современности – проблема сохранения национальных культур, особенно культур малых народов

Очевидно, что основную культурную нагрузку несет лексика: слова и словосочетания

Очевидно, что основную культурную нагрузку несет лексика: слова и словосочетания

Одной из составляющих культуры выступает родной язык, сопровождающий всю жизнь ребенка и его деятельность

Одной из составляющих культуры выступает родной язык, сопровождающий всю жизнь ребенка и его деятельность

В повседневной жизни язык, на котором мы говорим, очень часто воспринимается нами обыденно, как нечто само собой разумеющееся

В повседневной жизни язык, на котором мы говорим, очень часто воспринимается нами обыденно, как нечто само собой разумеющееся

Родной язык признан самым сильным инструментом сохранения и развития нашего духовного и материального наследия

Родной язык признан самым сильным инструментом сохранения и развития нашего духовного и материального наследия

В связи с пргрессирующим ростом количества иноязычных учащихся в общеобразовательных школах необходимость создания поликультурного пространства в

В связи с пргрессирующим ростом количества иноязычных учащихся в общеобразовательных школах необходимость создания поликультурного пространства в
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.05.2023