ЮМОР, САТИРА (занятие-игра)
Оценка 4.8

ЮМОР, САТИРА (занятие-игра)

Оценка 4.8
docx
20.08.2024
ЮМОР, САТИРА (занятие-игра)
ЮМОР, САТИРА.docx

ЮМОР, САТИРА

(занятие-игра)

 

 

...Сейчас же раздался дружный взрыв смеха.

Смеялись все: и те, кто говорил, что шар полетит,

и те, кто говорил, что не полетит,

а Незнайкин друг Гунька смеялся так,

что даже свалился с крыши и

набил на затылке шишку.

Я. Я. Носов

 

         Цели и задачи: выяснить общественную значимость сатиры и юмора; раскрыть традиции сатирических произведений и их особен­ности.

 

         Методические рекомендации: в занятии, проведенном в форме беседы, использовать активность ребят: следует дать 2-м ученикам задание выучить их любимые басни И. А. Крылова; одному из ребят следует дать материал по эпиграммам, чтобы он приготовил сообще­ние (о материале см. ниже).

 

         Действующие лица: Чтецы басен (2 человека).

 

        Реквизит: плакаты с высказываниями о сатире: «Не любит уз­навать себя никто в сатире» (И. А. Крылов); «Сатира должна быть кол­кою и веселою» (Ф. Вольтер); «Юмор - это когда страшно смешно, а сатира - это когда смешно страшно» (Е. Лец); «Сатира - это своеоб­разное зеркало, в котором каждый, кто смотрит в него, видит любое лицо, кроме собственного» (Дж. Свифт); карточка с текстом одной из притч о Ходже Насреддине, карточки с эпиграммами.

 

Ход мероприятия

 

          Воспитатель: Сегодня мы с вами поговорим о смешном, но не­просто о том, что вызывает смех, а о том, что помогает увидеть недос­татки в обществе и в людях - это сатира и юмор. У сатиры есть свои правила, существуют свои «не»:

 

          Не: фамилия, профессия, физический недостаток, дефект речи, недостаточная образованность, цвет волос или походка. Но часто са­тирики пренебрегают этими правилами.

 

Далее ученик зачитывает, что такое сатира: «Это беспощад­ное, но не всегда уравновешенное высмеивание пороков и несовер­шенств друзей и целого мира».

 

         Воспитатель: Как вы понимаете, работы у сатириков хватает.

 

         Проходит обсуждение.

 

        Но как выдумаете, кто был в обществе первыми высмеивателями недостатков? Конечно, это шуты. Обычай держать шутов появил­ся, по преданию, еще в Древнем Египте. Позже некоторые города счи­тались «производителями» шутов - в них жили целые династии людей этой необычной профессии. Шуты стали особенно популярны в сред­невековье при многих королевских дворах. Как правило, это были лю­ди маленького роста, часто карлики, и в их обязанности входило по­стоянно смешить своего хозяина. В Китае, славившимся своими жес-токостями, шутов «выращивали» в кувшинах, придавая их телам осо­бую форму. Шуты часто могли говорить то, что никому другому по­зволено не было. Иногда шутами становились и знатные люди. На­пример, у императрицы Анны Иоанновны в шутах были их светлость граф Апраксин, князь Волконский и князь Голицын. Шуты своими шутками снимали напряжение, царившее при царских дворах, за то и были любимы.

 

           Но прошли века, и шутов сменила сатирическая литература. Кто из вас может назвать сатирические произведения?

 

           Ребята называют.

 

           Воспитатель: Да, правильно, это, в первую очередь, басни, анек­доты, эпиграммы, сатирические рассказы. А кто из русских писателей славился своими сатирическими произведениями? Мы с вами можем назвать баснописца И. А. Крылова, писателя М. Е. Салтыкова-Щедрина, А. П.Чехова. Но начнем с басен. Все вы их знаете и многие любите.

 

Далее те, кто получал на дом задание выучить басни, расска­зывают их, и идет обсуждение того, что именно хотел сказать пи­сатель.

 

            Воспитатель: Названия произведений Салтыкова-Щедрина гово­рят сами за себя: «Карась-идеалист», «Орел-меценат», «Как один му­жик двух генералов прокормил». Писатель высмеивает некоторые черты людей, наделяя ими своих героев-животных. Его произведения были очень любимы среди и знати, и простого народа.

 

            В русском обществе в начале XIX в. получили широкое распро­странение эпиграммы - небольшие сатирические произведения.

 

         Далее один из учеников рассказывает историю возникновения эпиграмм:

«Эпиграмма появилась в Древней Греции около 3 тысяч лет назад. Изначально эпиграмма представляла собой остроумную надпись на могильной плите или на вазе, принесенной в дар богу. На камне и керамике писать было трудно, и поэтому ценились короткие и остроумные надписи. Позже эпиграмма постепенно стала литератур­ным произведением, сохранив свою краткость. В России эпиграмма имела народные корни, часто основой для эпиграммы становились народные потешки и прибаутки. Вот как звучит подобная эпиграмма: «Осла знать по ушам, медведя - по когтям, а дурака - по речам»!

 

           Воспитатель: Иногда темой для эпиграммы становилась история, напечатанная в газете или просто подслушанная на улице. Известна такая история: Пушкин, учась в Царскосельском лицее, сдавал экза­мен поэту Г. Р. Державину. Видимо, сдавал плохо, потому что Держа­вин написал эпиграмму такого содержания (читает один из учеников):

«Осел, останется ослом.

Хоть осыпь его звездами,

Где надо действовать умом,

Он только хлопает ушами».

 

           Воспитатель: Вот этот самый «осел» стал потом самым знамени­тым русским писателем.

 

            А вот такую эпиграмму сочинил молодой поэт В. А. Жуковский на одну известную даму (читает один из учеников):

 

«У нас в провинции нарядней нет Любови!

По моде с ног до головы!

Наколки, цвет лица, помаду, зубы, брови –

Все получает из Москвы!»

 

            А другой русский поэт написал такие строки для могильной плиты Наполеона:

 

«Прохожий, обо мне ты не жалей немало!

Когда бы жив я был - тогда б тебя не стало!»

 

                     Воспитатель: Вот, ребята, какой замечательный рассказ получил­ся про эпиграммы. Вы сегодня познакомились жанром литературы в сатирической литературе.

 

Развивающая игра

 

             Воспитатель предлагает провести оригинальную игру. Один из уче­ников пишет на доске по вертикали два имени. Задача учеников: на­звать качества характера того человека, чье имя написано. Но каж­дая черта характера должна начинаться с одной из букв имени. Да­лее ребята, подняв руку, предлагают качества характера того чело­века, чье имя записано на доске. Например:

 

В - великолепный.

Л - ленивый.

А - активный.

Д - добрый.

И - интересный.

М - мужественный.

И - интеллигентный.

Р - разговорчивый.

 

Далее таким же образом «расшифровывается» второе имя:

 

М - милая, мечтательная.

А - активная.

Р - реально смотрит на вещи.

И - интеллектуальная.

Н - наивная.

А - агрессивная.

 

Игра может продолжаться еще в течение 5 - 10 мин.

 

              Воспитатель: На Востоке сатира и хороший юмор всегда очень це­нились. Наибольшую популярность получили произведения о Ходже Насреддине, в которых высмеивались пороки общества. Среди них есть и такая притча.

 

             Одна из учениц читает или рассказывает притчу:

 

              «У Ходжи Насреддина была очень ленивая дочь. Однажды он сказал жене: давай сделаем так: я начну подметать двор, а ты будешь отнимать у меня веник со словами: «Ты что, с ума сошел? Мы в доме, а ты подметаешь!». А я отвечу: «У тебя столько работы, что ты просто с ног падаешь, я решил тебе помочь». Может быть, наша дочь услы­шит, и ей станет стыдно? Так они и поступили. Дочь, услышав шум, вышла из дома и сказала: «Ну что вы суетитесь? Подметайте по оче­реди» - и ушла в дом».

 

                 Воспитатель: В таких притчах люди узнавали себя и своих близ­ких и, возможно, иногда становились лучше оттого, что как бы видели свои недостатки со стороны.

 

                 Много смешного и сатирического в нашей жизни, и юмористы-сатирики никогда не останутся без работы. Чего только стоит вот эта современная частушка: «Две старухи без зубов толковали про лю­бовь... Мы с тобою влюблены - ты в кисель, а я в блины!». Все люди любят посмеяться, но юмор и сатира заставляют еще и задуматься.

 

Игра-юморина

 

               Воспитатель предлагает провести игру «Веселый словарь». Одна из учениц напишет по карточке на доске слова, а остальные ребята бу­дут их расшифровывать. На доске пишутся следующие слова (рядом даны расшифровки):

 

Аудитория - стоянка машин марки «Аудиа»;

Архимед - министр здравоохранения;

Баранка - овца;

Бредень - турист;

Воробей - сторож;

Гусеница - жена гуся;

Жаргон - аспирин;

Жрец - обжора;

Закладка - ябеда;

Завалинка - экзамен;

Курятник - комната для курения;

Ножны - обувь.

 

                Воспитатель: Да, прав был Н. В. Гоголь, когда говорил: «Смех - великое дело!». Посмотрите на плакаты - на них записаны замеча­тельные выражения о сатире. Пусть вам в жизни часто будет весело - смех сделает нашу жизнь лучше и легче.


 

ЮМОР, САТИРА ( занятие-игра)

ЮМОР, САТИРА ( занятие-игра)

Но как выдумаете, кто был в обществе первыми высмеивателями недостатков?

Но как выдумаете, кто был в обществе первыми высмеивателями недостатков?

Вот как звучит подобная эпиграмма: «Осла знать по ушам, медведя - по когтям, а дурака - по речам»!

Вот как звучит подобная эпиграмма: «Осла знать по ушам, медведя - по когтям, а дурака - по речам»!

Л - ленивый. А - активный.

Л - ленивый. А - активный.

Воспитатель предлагает провести игру «Веселый словарь»

Воспитатель предлагает провести игру «Веселый словарь»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.08.2024