ЮМОР, САТИРА
(занятие-игра)
...Сейчас же раздался дружный взрыв смеха.
Смеялись все: и те, кто говорил, что шар полетит,
и те, кто говорил, что не полетит,
а Незнайкин друг Гунька смеялся так,
что даже свалился с крыши и
набил на затылке шишку.
Я. Я. Носов
Цели и задачи: выяснить общественную значимость сатиры и юмора; раскрыть традиции сатирических произведений и их особенности.
Методические рекомендации: в занятии, проведенном в форме беседы, использовать активность ребят: следует дать 2-м ученикам задание выучить их любимые басни И. А. Крылова; одному из ребят следует дать материал по эпиграммам, чтобы он приготовил сообщение (о материале см. ниже).
Действующие лица: Чтецы басен (2 человека).
Реквизит: плакаты с высказываниями о сатире: «Не любит узнавать себя никто в сатире» (И. А. Крылов); «Сатира должна быть колкою и веселою» (Ф. Вольтер); «Юмор - это когда страшно смешно, а сатира - это когда смешно страшно» (Е. Лец); «Сатира - это своеобразное зеркало, в котором каждый, кто смотрит в него, видит любое лицо, кроме собственного» (Дж. Свифт); карточка с текстом одной из притч о Ходже Насреддине, карточки с эпиграммами.
Ход мероприятия
Воспитатель: Сегодня мы с вами поговорим о смешном, но непросто о том, что вызывает смех, а о том, что помогает увидеть недостатки в обществе и в людях - это сатира и юмор. У сатиры есть свои правила, существуют свои «не»:
Не: фамилия, профессия, физический недостаток, дефект речи, недостаточная образованность, цвет волос или походка. Но часто сатирики пренебрегают этими правилами.
Далее ученик зачитывает, что такое сатира: «Это беспощадное, но не всегда уравновешенное высмеивание пороков и несовершенств друзей и целого мира».
Воспитатель: Как вы понимаете, работы у сатириков хватает.
Проходит обсуждение.
Но как выдумаете, кто был в обществе первыми высмеивателями недостатков? Конечно, это шуты. Обычай держать шутов появился, по преданию, еще в Древнем Египте. Позже некоторые города считались «производителями» шутов - в них жили целые династии людей этой необычной профессии. Шуты стали особенно популярны в средневековье при многих королевских дворах. Как правило, это были люди маленького роста, часто карлики, и в их обязанности входило постоянно смешить своего хозяина. В Китае, славившимся своими жес-токостями, шутов «выращивали» в кувшинах, придавая их телам особую форму. Шуты часто могли говорить то, что никому другому позволено не было. Иногда шутами становились и знатные люди. Например, у императрицы Анны Иоанновны в шутах были их светлость граф Апраксин, князь Волконский и князь Голицын. Шуты своими шутками снимали напряжение, царившее при царских дворах, за то и были любимы.
Но прошли века, и шутов сменила сатирическая литература. Кто из вас может назвать сатирические произведения?
Ребята называют.
Воспитатель: Да, правильно, это, в первую очередь, басни, анекдоты, эпиграммы, сатирические рассказы. А кто из русских писателей славился своими сатирическими произведениями? Мы с вами можем назвать баснописца И. А. Крылова, писателя М. Е. Салтыкова-Щедрина, А. П.Чехова. Но начнем с басен. Все вы их знаете и многие любите.
Далее те, кто получал на дом задание выучить басни, рассказывают их, и идет обсуждение того, что именно хотел сказать писатель.
Воспитатель: Названия произведений Салтыкова-Щедрина говорят сами за себя: «Карась-идеалист», «Орел-меценат», «Как один мужик двух генералов прокормил». Писатель высмеивает некоторые черты людей, наделяя ими своих героев-животных. Его произведения были очень любимы среди и знати, и простого народа.
В русском обществе в начале XIX в. получили широкое распространение эпиграммы - небольшие сатирические произведения.
Далее один из учеников рассказывает историю возникновения эпиграмм:
«Эпиграмма появилась в Древней Греции около 3 тысяч лет назад. Изначально эпиграмма представляла собой остроумную надпись на могильной плите или на вазе, принесенной в дар богу. На камне и керамике писать было трудно, и поэтому ценились короткие и остроумные надписи. Позже эпиграмма постепенно стала литературным произведением, сохранив свою краткость. В России эпиграмма имела народные корни, часто основой для эпиграммы становились народные потешки и прибаутки. Вот как звучит подобная эпиграмма: «Осла знать по ушам, медведя - по когтям, а дурака - по речам»!
Воспитатель: Иногда темой для эпиграммы становилась история, напечатанная в газете или просто подслушанная на улице. Известна такая история: Пушкин, учась в Царскосельском лицее, сдавал экзамен поэту Г. Р. Державину. Видимо, сдавал плохо, потому что Державин написал эпиграмму такого содержания (читает один из учеников):
«Осел, останется ослом.
Хоть осыпь его звездами,
Где надо действовать умом,
Он только хлопает ушами».
Воспитатель: Вот этот самый «осел» стал потом самым знаменитым русским писателем.
А вот такую эпиграмму сочинил молодой поэт В. А. Жуковский на одну известную даму (читает один из учеников):
«У нас в провинции нарядней нет Любови!
По моде с ног до головы!
Наколки, цвет лица, помаду, зубы, брови –
Все получает из Москвы!»
А другой русский поэт написал такие строки для могильной плиты Наполеона:
«Прохожий, обо мне ты не жалей немало!
Когда бы жив я был - тогда б тебя не стало!»
Воспитатель: Вот, ребята, какой замечательный рассказ получился про эпиграммы. Вы сегодня познакомились жанром литературы в сатирической литературе.
Развивающая игра
Воспитатель предлагает провести оригинальную игру. Один из учеников пишет на доске по вертикали два имени. Задача учеников: назвать качества характера того человека, чье имя написано. Но каждая черта характера должна начинаться с одной из букв имени. Далее ребята, подняв руку, предлагают качества характера того человека, чье имя записано на доске. Например:
В - великолепный.
Л - ленивый.
А - активный.
Д - добрый.
И - интересный.
М - мужественный.
И - интеллигентный.
Р - разговорчивый.
Далее таким же образом «расшифровывается» второе имя:
М - милая, мечтательная.
А - активная.
Р - реально смотрит на вещи.
И - интеллектуальная.
Н - наивная.
А - агрессивная.
Игра может продолжаться еще в течение 5 - 10 мин.
Воспитатель: На Востоке сатира и хороший юмор всегда очень ценились. Наибольшую популярность получили произведения о Ходже Насреддине, в которых высмеивались пороки общества. Среди них есть и такая притча.
Одна из учениц читает или рассказывает притчу:
«У Ходжи Насреддина была очень ленивая дочь. Однажды он сказал жене: давай сделаем так: я начну подметать двор, а ты будешь отнимать у меня веник со словами: «Ты что, с ума сошел? Мы в доме, а ты подметаешь!». А я отвечу: «У тебя столько работы, что ты просто с ног падаешь, я решил тебе помочь». Может быть, наша дочь услышит, и ей станет стыдно? Так они и поступили. Дочь, услышав шум, вышла из дома и сказала: «Ну что вы суетитесь? Подметайте по очереди» - и ушла в дом».
Воспитатель: В таких притчах люди узнавали себя и своих близких и, возможно, иногда становились лучше оттого, что как бы видели свои недостатки со стороны.
Много смешного и сатирического в нашей жизни, и юмористы-сатирики никогда не останутся без работы. Чего только стоит вот эта современная частушка: «Две старухи без зубов толковали про любовь... Мы с тобою влюблены - ты в кисель, а я в блины!». Все люди любят посмеяться, но юмор и сатира заставляют еще и задуматься.
Игра-юморина
Воспитатель предлагает провести игру «Веселый словарь». Одна из учениц напишет по карточке на доске слова, а остальные ребята будут их расшифровывать. На доске пишутся следующие слова (рядом даны расшифровки):
Аудитория - стоянка машин марки «Аудиа»;
Архимед - министр здравоохранения;
Баранка - овца;
Бредень - турист;
Воробей - сторож;
Гусеница - жена гуся;
Жаргон - аспирин;
Жрец - обжора;
Закладка - ябеда;
Завалинка - экзамен;
Курятник - комната для курения;
Ножны - обувь.
Воспитатель: Да, прав был Н. В. Гоголь, когда говорил: «Смех - великое дело!». Посмотрите на плакаты - на них записаны замечательные выражения о сатире. Пусть вам в жизни часто будет весело - смех сделает нашу жизнь лучше и легче.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.