Конспект урока " Юмор и сатира в творчестве А.П. Чехова" позволит учащимся овладение навыками анализа литературного произведения: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведенийконспект урока литературы в 5 классе
57 рассказы чехова.docx
Предмет: литература Класс: 5
УМК: Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Учебник Литература 5 класса: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М.:
Просвещение,2015
Тема: Юмор и сатира в творчестве А.П. Чехова. (Первый урок из двух по изучению творчества А.П. Чехова)
Тип: урок открытия новых знаний.
Цель: открыть и обобщить рассказы А.П. Чехова «Жалобная книга», «Пересолил», «Хирургия».
Развивать способности понимать тексты литературных художественных произведений.
Познакомить с понятиями «юмор и сатира».
Задачи:
Образовательные:
- закреплять знания об авторе и биографических сведений о нем;
- развивать умение определять такие приемы юмористической и сатирической оценки героев в рассказах Чехова, как говорящие
фамилии, грустный взгляд сквозь веселый смех, отсутствие пейзажа как средства характеристики героя, выразительность, яркость
художественной детали, контрастность образов, сценичность диалога, динамичность повествования, индивидуальность речи;
- развивать умение составления рассказа о писателе на основе прочитанного, определять, какими средствами писатель создает
юмористические ситуации;
- тренировать мыслительные операции, речь, творческие способности учащихся; воспитывать познавательный интерес к предмету;
- способствовать развитию правильной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления.
- воспитывать культуру поведения при фронтальной, индивидуальной, парной, групповой работе.
Формировать УУД: Личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и
самообразованию
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или
самостоятельно) необходимые действия, операции, действовать по плану.
Познавательные: осознавать познавательную задачу, читать и слушать, извлекать нужную информацию, а также самостоятельно
находить ее в материалах учебника, рабочих тетрадях.
Коммуникативные: строить небольшие монологические высказывания, осуществлять совместную деятельность в рабочих группах с
учетом конкретных учебно-познавательных задач.
Планируемые предметные результаты:
- овладение навыками анализа литературного произведения: определять его принадлежность к одному из литературных родов и
жанров; понимать и формулировать тему, идею, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких
произведений;
Планируемые метапредметные результаты:
• умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности
Форма организации учебной деятельности обучающихся: фронтальная, индивидуальная, работа в парах, в группах.
Ресурсы: компьютер, проектор, презентация к уроку, учебник «Литература» 5 класс В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин,
карточки для групповой работы, портрет писателя, выставка книг А.П. Чехова, выставка рисунков к его произведениям.
Этап урока
Деятельность ученика Планируемые УУД
1.Мотивация к
учебной
деятельности (2
Приветствует
обучающихся,
проверяет их
готовность к уроку
Приветствуют
учителя, проверяют
свою готовность к
уроку
Регулятивные:
нацеливание на успешную деятельность.
Личностные:
выражать положительное
отношение к процессу познания,
проявлять желание узнать новое.
Коммуникативные:
формирование умения слушать и
слышать.
мин)
Цель: включение
учащихся в
деятельность на
личностно
значимом уровне.
Придумано кемто
просто и мудро.
При встрече
здороваться: Доброе
утро!
Доброе утро солнцу и
птицам,
Доброе утро улыбчивым
лицам!
И каждый становится
добрым, доверчивым,
Доброе утро длится до
вечера.
Доброе утро, ребята!
Пожелаем всем доброго
утра.
2.Актуализация и
пробное учебное
действие (3 мин)
Цель:
Организует диалог с
обучающимися, в ходе
которого вспоминаются
правила игры
"Четвёртое лишнее",
формулирует
Планируют способы
достижения
намеченной цели
Выявляют лишнее
Познавательные:самостоятельное
выделениеформулирование
познавательной цели,
формулирование проблемы.
Коммуникативные: планирование произведение
учебного сотрудничества с
учителем и сверстниками
Регулятивные: целеполагание
повторение
изученного
материала,
необходимого для
«открытия нового
знания», и
выявление
затруднений в
индивидуальной
деятельности
каждого
учащегося.
некоторые задачи
урока, составляет
совместно с
обучающимися план
урока.
Перед вами четыре
произведения. Найдите
четвертое лишнее,
объясните свой выбор.
«Заколдованное место».
«Ночь перед
рождеством»
«Хирургия»
«Пропавшая грамота».
С произведениями Н.В.
Гоголя мы уже с вами
знакомились на наших
уроках, направление его
деятельности знаем, а
сегодня познакомимся с
биографией писателя,
который по образованию
был врачом. 3. Этап
актуализации и
пробного учебного
действия.
Цель: повторение
изученного
материала,
необходимого для
«открытия нового
знания», и
выявление
затруднений в
индивидуальной
деятельности
каждого
учащегося.
(5 мин)
Каких писателейврачей
вы знаете?
Слышали про М.
Булгакова, А.П. Чехова.
Регулятивные:
оценивать (сравнивать с эталоном)
результаты своей деятельности.
Коммуникативные:
умение строить продуктивное
взаимодействие и сотрудничество
со сверстниками и взрослыми;
В качестве эпиграфа я
взяла известный всем
афоризм «Краткость
сестра таланта» и второй
эпиграф « Они смешные,
но невеселые», такую
характеристику своим
рассказам дал писатель.
О ком идёт речь, вы
догадались?
И мы с вами должны
выяснить, что хотел
сказать А.П.Чехов этими
высказываниями.
По
Между А.П.Чеховым и
Н.В. Гоголем существует
связь не только на
литературном поприще,
но и в биографии есть
общее. Оба родились на
Украине.
Презентация «Жизнь и
Это Чехов Антон
Павлович. Его смешные
рассказы.
Формулируют тему и
задачу урока
Осуществляют
учебные действия по
намеченному плану
Сюжеты для своих
рассказов А.П.Чехов
брал из жизни.
Чеховгимназист был
неистощим на выдумки,
обладал даром
перевоплощения. Уже
первые рассказы
изображают
злободневные вопросы.
Они заставляют
читателя не только
смеяться, но и
негодовать. Это такие
образцы юмористики,
как «Жалобная книга», «Пересолил»
Иногда он изображал
зубного врача.
Знаменитый рассказ
«Хирургия» был
написан под влиянием
этого домашнего
спектакля.
творчество
А.П.Чехова»
Что нового вы узнали о
А.П.Чехове?
Что заинтересовало вас
в биографии писателя?
А сейчас давайте
посмотрим, как этой
жизненной ситуацией
воспользовался
А.П.Чехов.
4.
Этап выявления
места и причины
затруднения
Цель: обсуждение
затруднений «Чего
мы ещё не
знаем?»);
проговаривание и
цели урока в виде
вопроса, на
который предстоит
ответить, или в
Предлагаю прослушать
аудиозапись рассказа
«Хирургия» из
аудиокниги «А.П.Чехов.
Рассказы» в исполнении
замечательного артиста,
обладателя Гранпри
первого открытого
Российского конкурса
артистов эстрады в
СанктПетербурге –
Марата Рави. (Это
хороший пример
сценического чтения
литературного
Слушают
аудиозапись,
объясняют толкования
слов, делают выводы.
Повторяют теорию о
жанре расказа.
Изучают рассказ.
Человек и голос,
богатство тембров, что
кажется перед нами
настоящий театр.
Личностные:
знание основных моральных норм
работы в коллективе (умение
слушать, вступать в беседу);
Коммуникативные:
умение с достаточной полнотой и
точностью выражать свои мысли в
соответствии с задачами и
условиями коммуникации.
Регулятивные: Смешной, юмор.
Узнают о юморе.
Проверяют себя по
учебнику.
умение контролировать процесс и
результаты своей деятельности,
включая осуществление
предвосхищающего контроля в
сотрудничестве с учителем и
сверстниками;
Формулируют
затруднения и
осуществляют
коррекцию
самостоятельно
Познавательные:
поиск и выделение необходимой
информации, применение методов
информационного поиска
виде темы урока.
Прослушивание
аудозаписи (15
мин). Беседа по
ней
произведения). При этом
говорю, что когдато
артиста аналогичного
жанра называли «
человекоркестр».
Организует
подводящий к теме
диалог.
А почему? Вы должны
будете мне ответить на
этот вопрос после того,
как прослушаете
аудиозапись в
исполнении этого
замечательного артиста.
Согласны ли вы с тем,
что Марата Рави можно
назвать « человеком
оркестром»?
Понравился рассказ
Чехова?
Что еще привлекло
ваше внимание в
рассказе А.П.Чехова «Хирургия».
5. Этап
построения
проекта выхода из
затруднения.
Работа в парах.
А что такое юмор?
Но мы с вами уже
говорили о том, что
рассказы Чехова
смешные, но невеселые.
(5 мин)
Давайте попробуем
разобраться в этом.
Нарисуйте на листочках,
которые лежат перед
вами, рисунок юмора,
как вы представляете
себе его. Постройте
проект юмора.
Проводится рефлексия.
Вопросы:
• Какую задачу
ставили? Удалось
решить поставленную
задачу?
• Каким способом?
Юмор это
добродушный смех,
который не уничтожает
человека, на которого
направлена насмешка.
Коммуникативные:
умение работать в парах, владение
монологической и диалогической
формами речи;
Юмор – это добрый
смех.
Дают оценку
деятельности по её
результатам
(самооценивание,
оценивание
результатов
деятельности
товарищей)
Познавательные:
самостоятельное создание
способов решения проблем
творческого и поискового
характера.
Личностные:
ориентация в социальных ролях и
межличностных отношениях;
умение выделить нравственный
аспект поведения;
готовность к сотрудничеству и
дружбе;
Регулятивные:
умение взаимодействовать со
сверстниками в учебной • Какие получили
результаты?
• Что нужно сделать
ещё?
• Где можно применить
новые знания?
деятельности, формирование
установки на поиск способов
разрешения трудносте
6.Этап
первичного
закрепления с
проговариванием
во внешней
речи. Работа в
группах.
Обсуждение
рассказа
«Хирургия».
Карточки
задания. (7 мин)
Дать характеристику
герою рассказа по плану.
Работа в группах.
Обсуждение.
Организует работу в
группах. Раздаёт
карточкизадания:
1я группа фельдшер
Курятин.
2я группа дьячок
Вонмигласов.
3я группа: Постарайтесь
найти в описаниях
фельдшера и дьячка
сходства, перекличку в
отдельных
характеристиках.
Образ
фельдшера кратко, но
ёмко вырисован в
описании одежды и
действий. Он ведет
прием больных, а в руке
зловонная сигара, в
одежде – небрежность.
Точная художественная
деталь заменяет
подробное описание.
Говорящая фамилия
Курятин придает его
образу характеристику
человека курящего и
ассоциацию со словом
«курица». «Как курица
Коммуникативные:
умение работать в группах,
владение монологической и
диалогической формами речи;
Познавательные:
самостоятельное создание
способов решения проблем
творческого и поискового
характера.
Личностные:
ориентация в социальных ролях и
межличностных отношениях;
умение выделить нравственный аспект поведения;
готовность к сотрудничеству и
дружбе;
Регулятивные:
умение взаимодействовать со
сверстниками в учебной
деятельности, формирование
установки на поиск способов
разрешения трудностей.
Чем вы объясняете эти
совпадения?
Так почему нам
хочется смеяться, читая
рассказ «Хирургия», но в
то же время появляется
и грустное чувство?
Отчего это
происходит?
.
лапой», «куриные
мозги» – такой человек
не умеет чтолибо
делать хорошо и глуп.
Дальнейшее
повествование
подтверждает это.
Таким образом,
название придает
рассказу не только
комичный, но и
сатирический характер.
Дьячок смиренно
выслушивает
рассуждения фельдшера
о хирургии, хвалит его
за еще не сделанную
работу. Но зуб не
удален. Происходит
резкая смена
настроения героев.
После повторной
попытки вырвать зуб
Вонмигласов уходит ни
с чем. Взаимные
обвинения
героев. Обосновывают
свою точку зрения.
Делают 7. Этап
самостоятельной
работы с
самопроверкой по
эталону (3 мин)
Что такое сатира? Чем
она отличается от
юмора?
Создайте проект сатиры
в парах: нарисуйте
рядом с проектом юмора
сатиру и сравните их.
Предлагаю вам
заполнить лист
самооценки Организует
самооценку.
8. Этап
рефлексии
контрольно
коррекционной
деятельности.
(2 мин)
выводы. Рассказы
Чехова не просто
юмористические, как
мы убедились с вами.
Они носят еще
сатирический характер.
Сатира – это злой смех,
смех жгучий,
искореняющий, смеется
над опасным, вредным
для людей, высмеивает
общественные пороки,
обличает зло.
Осуществляют
учебные действия.
Выполняют задание.
Осуществляют
самопроверку и
самооценку.
Проговаривают по
плану новые знания,
высказывают свои
впечатления от урока,
делают
предположения.
Регулятивные: выделение и
осознание учащимся того что уже
усвоено и что еще подлежит
усвоению, осознание качества и
уровня усвоения. Формулируют
конечный результат
своей работы на уроке.
Работают с листом
самооценки.
Могут выбирать
задание из
предложенных
учителем с учётом
индивидуальных
возможностей
9. Рефлексия
учебной
деятельности на
уроке, домашнее
задание.(3 мин)
Отмечает степень
вовлеченности
учащихся
в работу на уроке.
Дает комментарий к
домашнему заданию.
7. Домашнее задание.
Подготовиться к
внеклассному чтению.
1. По группам или
индивидуально
подготовить:
1ый ряд: чтение и
пересказ рассказа
«Толстый и тонкий»
2ой ряд: чтение по ролям рассказа
«Лошадиная фамилия»
3ий ряд:
инсценирование рассказа
«Хамелеон»
2. Письменно ответить на
вопросы:
В чем ценность
рассказа?
Отдаленные от нас
целым столетием
рассказы А.П.Чехова все
же во многом
современны, даже
злободневны. Почему? В
чем это проявляется?
(На основе рассказа,
который готовится для
представления).
3. Нарисовать
иллюстрации к рассказам
А.П. Чехова.
Юмор и сатира в творчестве А.П. Чехова.
Юмор и сатира в творчестве А.П. Чехова.
Юмор и сатира в творчестве А.П. Чехова.
Юмор и сатира в творчестве А.П. Чехова.
Юмор и сатира в творчестве А.П. Чехова.
Юмор и сатира в творчестве А.П. Чехова.
Юмор и сатира в творчестве А.П. Чехова.
Юмор и сатира в творчестве А.П. Чехова.
Юмор и сатира в творчестве А.П. Чехова.
Юмор и сатира в творчестве А.П. Чехова.
Юмор и сатира в творчестве А.П. Чехова.
Юмор и сатира в творчестве А.П. Чехова.
Юмор и сатира в творчестве А.П. Чехова.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.