Юмор и сатира в творчестве А.П. Чехова.
Оценка 5

Юмор и сатира в творчестве А.П. Чехова.

Оценка 5
Разработки уроков
docx
русская литература
5 кл
13.02.2018
Юмор и сатира в творчестве А.П. Чехова.
Конспект урока " Юмор и сатира в творчестве А.П. Чехова" позволит учащимся овладение навыками анализа литературного произведения: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведенийконспект урока литературы в 5 классе
57 рассказы чехова.docx
Предмет: литература Класс: 5 УМК: Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Учебник Литература 5 класса: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М.: Просвещение,2015 Тема: Юмор и сатира в творчестве А.П. Чехова. (Первый урок из двух по изучению творчества А.П. Чехова) Тип: урок открытия новых знаний. Цель: открыть и обобщить рассказы А.П. Чехова «Жалобная книга», «Пересолил», «Хирургия». Развивать способности понимать тексты литературных художественных произведений. Познакомить с понятиями «юмор и сатира». Задачи: Образовательные: - закреплять знания об авторе и биографических сведений о нем; - развивать умение определять такие приемы юмористической и сатирической оценки героев в рассказах Чехова, как говорящие фамилии, грустный взгляд сквозь веселый смех, отсутствие пейзажа как средства характеристики героя, выразительность, яркость художественной детали, контрастность образов, сценичность диалога, динамичность повествования, индивидуальность речи; - развивать умение составления рассказа о писателе на основе прочитанного, определять, какими средствами писатель создает юмористические ситуации; - тренировать мыслительные операции, речь, творческие способности учащихся; воспитывать познавательный интерес к предмету; - способствовать развитию правильной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления. - воспитывать культуру поведения при фронтальной, индивидуальной, парной, групповой работе. Формировать УУД: Личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действовать по плану. Познавательные: осознавать познавательную задачу, читать и слушать, извлекать нужную информацию, а также самостоятельно находить ее в материалах учебника, рабочих тетрадях. Коммуникативные: строить небольшие монологические высказывания, осуществлять совместную деятельность в рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач. Планируемые предметные результаты: - овладение навыками анализа литературного произведения: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений; Планируемые метапредметные результаты: • умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности Форма организации учебной деятельности обучающихся: фронтальная, индивидуальная, работа в парах, в группах. Ресурсы: компьютер, проектор, презентация к уроку, учебник «Литература» 5 класс В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин, карточки для групповой работы, портрет писателя, выставка книг А.П. Чехова, выставка рисунков к его произведениям. Этап урока   Деятельность ученика Планируемые УУД 1.Мотивация к  учебной  деятельности (2  Приветствует  обучающихся,  проверяет их  готовность к уроку Приветствуют  учителя, проверяют  свою готовность к  уроку Регулятивные: ­нацеливание на успешную деятельность. Личностные: ­ выражать положительное  отношение к процессу познания,  проявлять желание узнать новое. Коммуникативные: ­ формирование умения слушать и  слышать. мин) Цель: включение  учащихся в  деятельность на  личностно­  значимом уровне. Придумано кем­то  просто и мудро. При встрече  здороваться: Доброе  утро! Доброе утро солнцу и  птицам, Доброе утро улыбчивым  лицам! И каждый становится  добрым, доверчивым, Доброе утро длится до  вечера. Доброе утро, ребята! Пожелаем всем доброго  утра. 2.Актуализация и  пробное учебное  действие (3 мин) Цель: Организует диалог с  обучающимися, в ходе  которого вспоминаются правила игры  "Четвёртое лишнее",  формулирует  Планируют способы  достижения  намеченной цели Выявляют лишнее  Познавательные:самостоятельное  выделение­формулирование  познавательной цели,  формулирование проблемы. Коммуникативные: планирование произведение учебного сотрудничества с  учителем и сверстниками Регулятивные: целеполагание повторение  изученного  материала,  необходимого для  «открытия нового  знания», и  выявление  затруднений в  индивидуальной  деятельности  каждого  учащегося. некоторые задачи  урока, составляет  совместно с  обучающимися план  урока. Перед вами четыре  произведения. Найдите  четвертое лишнее,  объясните свой выбор. «Заколдованное место». «Ночь перед  рождеством» «Хирургия» «Пропавшая грамота». С произведениями Н.В.  Гоголя мы уже с вами  знакомились на наших  уроках, направление его  деятельности знаем, а  сегодня познакомимся с  биографией писателя,  который по образованию  был врачом. 3. Этап  актуализации и  пробного учебного действия. Цель: повторение  изученного  материала,  необходимого для  «открытия нового  знания», и  выявление  затруднений в  индивидуальной  деятельности  каждого  учащегося. (5 мин) Каких писателей­врачей  вы знаете? Слышали про М.  Булгакова, А.П. Чехова. Регулятивные: ­ оценивать (сравнивать с эталоном) результаты своей деятельности. Коммуникативные: ­ умение строить продуктивное  взаимодействие и сотрудничество  со сверстниками и взрослыми; В качестве эпиграфа я  взяла известный всем  афоризм «Краткость ­  сестра таланта» и второй эпиграф « Они смешные,  но невеселые», такую  характеристику своим  рассказам дал писатель. О ком идёт речь, вы  догадались? И мы с вами должны  выяснить, что хотел  сказать А.П.Чехов этими высказываниями. По Между А.П.Чеховым и  Н.В. Гоголем существует связь не только на  литературном поприще,  но и в биографии есть  общее. Оба родились на  Украине. Презентация «Жизнь и  Это Чехов Антон  Павлович. Его смешные  рассказы. Формулируют тему и  задачу урока Осуществляют  учебные действия по  намеченному плану Сюжеты для своих  рассказов А.П.Чехов  брал из жизни. Чехов­гимназист был  неистощим на выдумки,  обладал даром  перевоплощения. Уже  первые рассказы  изображают  злободневные вопросы.  Они заставляют  читателя не только  смеяться, но и  негодовать. Это такие  образцы юмористики,  как «Жалобная книга», «Пересолил» Иногда он изображал  зубного врача.  Знаменитый рассказ  «Хирургия» был  написан под влиянием  этого домашнего  спектакля. творчество  А.П.Чехова» ­ Что нового вы узнали о  А.П.Чехове? ­ Что заинтересовало вас в биографии писателя? А сейчас давайте  посмотрим, как этой  жизненной ситуацией  воспользовался  А.П.Чехов. 4.  Этап выявления  места и причины  затруднения Цель: обсуждение  затруднений «Чего  мы ещё не  знаем?»);  проговаривание и  цели урока в виде  вопроса, на  который предстоит ответить, или в  Предлагаю прослушать  аудиозапись рассказа  «Хирургия» из  аудиокниги «А.П.Чехов.  Рассказы» в исполнении  замечательного артиста,  обладателя Гран­при  первого открытого  Российского конкурса  артистов эстрады в  Санкт­Петербурге –  Марата Рави. (Это  хороший пример  сценического чтения  литературного  Слушают  аудиозапись,  объясняют толкования слов, делают выводы. Повторяют теорию о  жанре расказа. Изучают рассказ. Человек и голос,  богатство тембров, что  кажется перед нами  настоящий театр. Личностные: ­ знание основных моральных норм  работы в коллективе (умение  слушать, вступать в беседу); Коммуникативные: ­ умение с достаточной полнотой и  точностью выражать свои мысли в  соответствии с задачами и  условиями коммуникации. Регулятивные: Смешной, юмор. Узнают о юморе. Проверяют себя по  учебнику. ­ умение контролировать процесс и  результаты своей деятельности,  включая осуществление  предвосхищающего контроля в  сотрудничестве с учителем и  сверстниками; Формулируют  затруднения и  осуществляют  коррекцию  самостоятельно Познавательные: ­ поиск и выделение необходимой  информации, применение методов  информационного поиска виде темы урока. Прослушивание  аудозаписи (15  мин). Беседа по  ней произведения). При этом говорю, что когда­то  артиста аналогичного  жанра называли «  человек­оркестр». Организует  подводящий к теме  диалог. ­ А почему? Вы должны  будете мне ответить на  этот вопрос после того,  как прослушаете  аудиозапись в  исполнении этого  замечательного артиста.   ­ Согласны ли вы с тем,  что Марата Рави можно  назвать « человеком­ оркестром»? ­ Понравился рассказ  Чехова? ­ Что еще привлекло  ваше внимание в  рассказе А.П.Чехова «Хирургия». 5. Этап  построения  проекта выхода из затруднения. Работа в парах. ­ А что такое юмор? ­ Но мы с вами уже  говорили о том, что  рассказы Чехова  смешные, но невеселые. (5 мин) ­ Давайте попробуем  разобраться в этом. Нарисуйте на листочках,  которые лежат перед  вами, рисунок юмора,  как вы представляете  себе его. Постройте  проект юмора. Проводится рефлексия. Вопросы: • Какую задачу  ставили? Удалось  решить поставленную  задачу? • Каким способом? Юмор ­ это  добродушный смех,  который не уничтожает  человека, на которого  направлена насмешка. Коммуникативные: ­ умение работать в парах, владение монологической и диалогической  формами речи; Юмор – это добрый  смех. Дают оценку  деятельности по её  результатам  (самооценивание,  оценивание  результатов  деятельности  товарищей) Познавательные: ­ самостоятельное создание  способов решения проблем  творческого и поискового  характера. Личностные: ­ ориентация в социальных ролях и  межличностных отношениях; ­ умение выделить нравственный  аспект поведения; ­ готовность к сотрудничеству и  дружбе; Регулятивные: ­ умение взаимодействовать со  сверстниками в учебной • Какие получили  результаты? • Что нужно сделать  ещё? • Где можно применить  новые знания? деятельности, формирование  установки на поиск способов  разрешения трудносте 6.Этап  первичного  закрепления с  проговариванием  во внешней  речи. Работа в  группах.  Обсуждение  рассказа  «Хирургия».  Карточки­ задания. (7 мин) Дать характеристику  герою рассказа по плану. Работа в группах.  Обсуждение. Организует работу в  группах. Раздаёт  карточки­задания: 1­я группа фельдшер  Курятин. 2­я группа дьячок  Вонмигласов. 3­я группа: Постарайтесь найти в описаниях  фельдшера и дьячка  сходства, перекличку в  отдельных  характеристиках. Образ  фельдшера кратко, но  ёмко вырисован в  описании одежды и  действий. Он ведет  прием больных, а в руке зловонная сигара, в  одежде – небрежность.  Точная художественная  деталь заменяет  подробное описание.  Говорящая фамилия  Курятин придает его  образу характеристику  человека курящего и  ассоциацию со словом  «курица». «Как курица  Коммуникативные: ­ умение работать в группах,  владение монологической и  диалогической формами речи; Познавательные: ­ самостоятельное создание  способов решения проблем  творческого и поискового  характера. Личностные: ­ ориентация в социальных ролях и  межличностных отношениях; ­ умение выделить нравственный аспект поведения; ­ готовность к сотрудничеству и  дружбе; Регулятивные: ­ умение взаимодействовать со  сверстниками в учебной  деятельности, формирование  установки на поиск способов  разрешения трудностей. ­ Чем вы объясняете эти  совпадения? ­ Так почему нам  хочется смеяться, читая  рассказ «Хирургия», но в то же время появляется  и грустное чувство? ­ Отчего это  происходит? . лапой», «куриные  мозги» – такой человек  не умеет что­либо  делать хорошо и глуп.  Дальнейшее  повествование  подтверждает это.  Таким образом,  название придает  рассказу не только  комичный, но и  сатирический характер. Дьячок смиренно  выслушивает  рассуждения фельдшера о хирургии, хвалит его  за еще не сделанную  работу. Но зуб не  удален. Происходит  резкая смена  настроения героев.  После повторной  попытки вырвать зуб  Вонмигласов уходит ни  с чем. Взаимные  обвинения  героев. Обосновывают  свою точку зрения.  Делают 7. Этап  самостоятельной  работы с  самопроверкой по  эталону (3 мин) ­ Что такое сатира? Чем  она отличается от  юмора? Создайте проект сатиры  в парах: нарисуйте  рядом с проектом юмора сатиру и сравните их. Предлагаю вам  заполнить лист  самооценки Организует  самооценку. 8. Этап  рефлексии  контрольно­ коррекционной  деятельности. (2 мин) выводы. Рассказы  Чехова не просто  юмористические, как  мы убедились с вами.  Они носят еще  сатирический характер. Сатира – это злой смех, смех жгучий,  искореняющий, смеется  над опасным, вредным  для людей, высмеивает  общественные пороки,  обличает зло. Осуществляют  учебные действия. Выполняют задание.  Осуществляют  самопроверку и  самооценку.  Проговаривают по  плану новые знания,  высказывают свои  впечатления от урока,  делают  предположения.    Регулятивные: выделение и  осознание учащимся того что уже  усвоено и что еще подлежит  усвоению, осознание качества и  уровня усвоения. Формулируют  конечный результат  своей работы на уроке. Работают с листом  самооценки. Могут выбирать  задание из  предложенных  учителем с учётом  индивидуальных  возможностей 9. Рефлексия  учебной  деятельности на  уроке, домашнее  задание.(3 мин) Отмечает степень  вовлеченности  учащихся в работу на уроке. Дает комментарий к  домашнему заданию. 7. Домашнее задание. Подготовиться к  внеклассному чтению. 1. По группам или  индивидуально  подготовить: 1­ый ряд: чтение и  пересказ рассказа  «Толстый и тонкий» 2­ой ряд: чтение по ролям рассказа  «Лошадиная фамилия» 3­ий ряд:  инсценирование рассказа «Хамелеон» 2. Письменно ответить на вопросы: ­ В чем ценность  рассказа? ­ Отдаленные от нас  целым столетием  рассказы А.П.Чехова все же во многом  современны, даже  злободневны. Почему? В  чем это проявляется?  (На основе рассказа,  который готовится для  представления). 3. Нарисовать  иллюстрации к рассказам А.П. Чехова.

Юмор и сатира в творчестве А.П. Чехова.

Юмор и сатира в творчестве А.П. Чехова.

Юмор и сатира в творчестве А.П. Чехова.

Юмор и сатира в творчестве А.П. Чехова.

Юмор и сатира в творчестве А.П. Чехова.

Юмор и сатира в творчестве А.П. Чехова.

Юмор и сатира в творчестве А.П. Чехова.

Юмор и сатира в творчестве А.П. Чехова.

Юмор и сатира в творчестве А.П. Чехова.

Юмор и сатира в творчестве А.П. Чехова.

Юмор и сатира в творчестве А.П. Чехова.

Юмор и сатира в творчестве А.П. Чехова.

Юмор и сатира в творчестве А.П. Чехова.

Юмор и сатира в творчестве А.П. Чехова.

Юмор и сатира в творчестве А.П. Чехова.

Юмор и сатира в творчестве А.П. Чехова.

Юмор и сатира в творчестве А.П. Чехова.

Юмор и сатира в творчестве А.П. Чехова.

Юмор и сатира в творчестве А.П. Чехова.

Юмор и сатира в творчестве А.П. Чехова.

Юмор и сатира в творчестве А.П. Чехова.

Юмор и сатира в творчестве А.П. Чехова.

Юмор и сатира в творчестве А.П. Чехова.

Юмор и сатира в творчестве А.П. Чехова.

Юмор и сатира в творчестве А.П. Чехова.

Юмор и сатира в творчестве А.П. Чехова.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.02.2018