Цели программы: создание условий для изучения лесоведения;- формирование у школьников представлений о лесе как универсальной ценности; - вовлечение учащихся в конкретную экологическую и природоохранную деятельность.
Учебно-воспитательные задачи:
- воспитать у школьников чувство любви и бережного отношения к лесу, его обитателям, ответственность за их судьбу;
- изучение природы родного края, освоение методов ее оценки;
- углубить теоретические знания программного материала по биологическим дисциплинам, которые изучают школьники;
- пополнить разносторонние сведения об окружающем мире природы, тесных экологических связях, существующих в природной среде, о влиянии хозяйственной деятельности человека на окружающую среду и мерах ее охраны;
-дать представление о лесоводстве как науке, о жизни леса и выращивании высококачественной древесины, дать сведения о деятельности лесного хозяйства;
- научить слушателей кружка умению самостоятельно работать со справочниками и определителями;
- развивать самостоятельность и инициативу при выполнении опытных и научно-исследовательских работ;
- выработать качества рачительного и разумного хозяина природы, четко определить права и обязанности к ней;
- вооружить учащихся трудовыми навыками и умениями при выполнении природоохранных мер.
Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь
-основные методы изучения природы;
-основы организации лесного хозяйства;
-характеристики леса как природной системы;
-охраняемые природные территории.
-причины многообразия лесов;
-основы учения о лесе;
-основы охраны и восстановления леса.
-сравнивать растительные сообщества леса;
-распознавать древесные и кустарниковые породы;
-наблюдать изменения в природе, изменения среды обитания под влиянием деятельности человека;
-ориентироваться на открытой местности и в лесу;
-применять знания для составления экологических прогнозов и оценки деятельности человека;
-представлять результаты исследовательской и проектной деятельности;
-использовать знания в решении экологических проблем и природоохранной деятельности.
-характеризовать структуру лесного биоценоза;
-понимать значение леса в природе и жизни человека;
-сравнивать различные типы леса;
-применять знания для обоснования структуры лесных насаждений;
-использовать умения лесоразведения в решении экологических проблем;
-осуществлять природоохранные мероприятия.
Организация деятельности кружка :
Одна из распространенных форм работы в дополнительном образовании – экскурсия в природу. Здесь обучающиеся накапливают конкретные знания о разнообразии растительного и животного мира, об условиях обитания отдельных видов растений и животных, знакомятся с опытом природоохранной деятельности.
Практические работы позволяют использовать приобретенные знания в конкретной ситуации, а дидактические игры способствуют развитию творческого мышления и чувственного восприятия.
Особое место в реализации программы отводится методам развития умений и навыков исследовательской деятельности, реферирования научной литературы и оформления полученных результатов.
Материалы по результатам выполненных практических работ оформляются в виде схем, диаграмм, графиков, макетов и используются при выполнении проектов.
После выполнения конкретного задания учащиеся представляют отчет о проделанной работе, с которым он выступает на заседании школьного НОУ «Шаг в науку».
Теоретические занятия, практикумы, лекции, защита авторефератов, проектов, решение тестовых заданий, викторина, семинары, проведение итогового мероприятия – конференции.
Для углубления и закрепления знаний, а также для расширения кругозора учащихся рекомендуются экскурсии и тренинги.
Это дает возможность учащимся стать не пассивными потребителями готовых знаний, а активными участниками обучения на всех его стадиях.
Формы итоговой отчетности:проведение итоговой конференции «Лес и человек», викторина и работа над мини – проектами и презентация авторефератов
Формы и методы работы:
Ожидаемые результаты:
Данная программа должна помочь
учащимся:
определиться в выборе профиля обучения в 10-11 классах, в дальнейшем в выборе профессии;
раскрыть связи наук: биологии, экологии, химии, географии и др.
понять значение бережного отношения к лесу и лесным ресурсам, а дальнейшем, роли леса для здоровья населения;
развить познавательную активность, практические навыки и умения.
Структура программы:
№ | Тема занятия | Количество часов | ||
теоретич. | практич. в т.ч. экскурсии | всего | ||
1. | Введение | 1 | ||
2. | Охрана природы. | 2 | ||
3. | Лес – основной компонент окружающей среды. | 2 | 4 | 6 |
4. | Лесные ресурсы мира, России и Калмыкии. | 1 | 2 | 3 |
5. | Основы лесоведения и лесоводства. | 2 | 3 | 5 |
6. | Естественное лесовосстановление. | 1 | 2 | |
7. | Хозяйственная деятельность человека в лесных сообществах. | 2 | 4 | |
8. | Охрана и защита леса. | 1 | 2 | |
9. | Основы лесной таксации | |||
10. | «Лесная аптека». | 2 | 3 | |
11. | Подготовка к конкурсу юных лесоводов. | 2 | ||
12. | Итоговая конференция «Лес и человек». | |||
Итого: | 15 | 20 | 35 |
Практикумы
1.Оформление уголка «Школьное лесничество», пополнение
экспонатами музейной комнаты экологии в школе.
2.Беседа с младшими школьниками на тему «Значение леса в жизни человека».
3.Организация викторины «Лес – мир добра и чудес».
4.Выявление и учет природных объектов родного края, представляющих научный
и хозяйственный интерес
5.Работа с литературой и атласами карт, содержащими сведения о лесных
ресурсах.
6.Поиск информации о лесных ресурсах в сети Интернет.
7.Викторина «Знаешь ли ты лесные ресурсы мира, России и Калмыкии?»
8.Определение лесных пород по зимним побегам, листьям и хвое, шишкам и
плодам, семенам, коре и др.
9.Определение видового состава по определителям, рисункам и гербариям,
альбомам и открыткам.
10.Изготовление наглядных пособий: альбомов, рисунков, фотографий даров леса.
11.Проведение опытов: -применение различных способов размножения для
различных деревьев и кустарников; - выращивание смородины из черенков.
12.«Выявление признаков повреждения деревьев с использованием шкалы
визуальной оценки их состояния», «Выявление причин повреждения растений»
Проекты учащихся по лесной тематике последних лет:
-«Священное дерево - тамариск» (автор: Арабгаева Ангира, 11кл, 1 место в районной конференции «Моя малая родина», в номинации «Природное наследие» и дипломант Всероссийского конкурса «Отечество-2012»)
-«Исследование состояния древесно-кустарниковой растительности
пришкольной зоны» (автор: Мукабенова Айта, 10кл., 1место на районной олимпиаде по экологии, 2013г)
-«Эколого-биологические особенности скумпии кожевенной на исследуемых территориях Элистинского лесничества и г. Элиста Республики Калмыкия» (автор: Санджиев Санчир, 9кл, 2 место на районной эколого-биологической олимпиаде и 3 место в конкурсе «Подрост»-2015г)
Призеры III Всероссийского съезда школьных лесничеств (ВДЦ «Орленок», 03.-06.10.2015г.)
Учащиеся МОБУ «Троицкая СОШ им. Г.К.Жукова»: Харцхаева Айса, Олейников Александр, Санджиев Санчир представляли Республику Калмыкия на съезде. Они заняли 3-е командное место и были награждены Дипломами и ценными призами.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.