ЛЕКЦИЯ «Юриспруденция как важная общественная наука»
Отчёт по работе: конспект с основными определениями, правилами и
Составитель: преподаватель Загурская А.А.
Юриспруденция как важная общественная наука
Цель работы:
1) Познакомить с понятием юриспруденция.
2) Рассмотреть классификацию юридических наук
Порядок работы:
1. Сделать конспект. Отчёт по работе: конспект с основными определениями, правилами и примерами записать в тетрадь.
2. Подготовить самостоятельную работу: доклад, или презентацию на тему «Права человека и гражданина. Право на образование». (Рассказать, зачем надо знать свои права? Какова история права? Декларация и конвенция. Что это за документы? Что такое право на образование? Как право на образование действует в нашем колледже? Куда обращаться за защитой своих прав?
Интернет-ресурсы:
http://www.juristlib.ru. – Электронная юридическая библиотека «ЮристЛиб»
http://consultant.ru. – Консультант плюс официальный сайт
http://window.edu.ru – Юридическое образование. Каталог. Единое окно доступа к образовательным ресурсам.
Лекция
«Поступает против закона тот, кто совершает запрещенное законом;
поступает в обход закона тот, кто, сохраняя слова закона, обходит его смысл»
Дигесты
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ:
Юриспруденция – наука о государстве и праве, знатоки которой еще в далеком прошлом были названы юристами или правоведами.
Предмет науки – то, на что направлено изучение науки.
Методы науки – совокупность приемов, средств познания этого предмета.
Система юридических наук - это совокупность взаимосвязанных наук, изучающих государство и право как относительно обособленные, самостоятельные социальные институты.
Прикладные юридические науки - это науки, которые позволяют, как обосновать основные направления юридической деятельности (на уровне правотворчества и на уровне применения права), так и науки, обеспечивающие информационное и техническое обеспечение этой деятельности.
Официальная правовая информация - это информация, исходящая от полномочных государственных органов, имеющая юридическое значение и направленная на регулирование общественных отношений.
Информация индивидуально - правового характера, имеющая юридическое значение - это информация, исходящая от различных субъектов права, не имеющих властных полномочий, и направленная на создание (изменение, прекращение) конкретных правоотношений.
Неофициальная правовая информация - это материалы и сведения о законодательстве и практике его осуществления (применения), не влекущие правовых последствий и обеспечивающие эффективную реализацию правовых норм.
Итак, правовая наука, юриспруденция (лат. jūris prūdentia «правоведение», от лат. jūs, род. п. jūris «право» и лат. prūdentia «предвидение», «знание») — это комплексная наука, изучающая сущностные свойства государства и права; совокупность правовых знаний; практическая деятельность юристов и система их подготовки.
Вспомним, что ведущее место и значение в современном обществе среди социальных норм принадлежит правовым нормам, которые в своей совокупности и образуют право.
Право - это система общеобязательных, формально определенных юридических норм, устанавливаемых и обеспечиваемых государством, и направленных на урегулирование общественных отношений.
Право — это система общеобязательных норм поведения, установленных или санкционированных государством и обеспеченных его принудительной силой.
В отличие от других социальных норм право характеризуется следующими признаками:
1. Общеобязательность.
Право является единственной системой общественных норм, которая обязательна для всего населения, проживающего на территории определенного государства. Именно через обще обязательность правовые нормы вносят единые, устойчивые, руководящие начала в общественную жизнь. Иные социальные нормы обязательны лишь для части населения: членов различных общественных организаций, религиозных обществ и т. д.
2. Формальная определенность.
Этот признак указывает на то, что правовые нормы являются не просто идеями и мыслями, а представляют собой строгую реальность, воплощенную государством в правовых актах – законах, постановлениях, указах, инструкциях и т.п. Именно юридические нормы, в отличие от иных норм, способны точно, в деталях отразить требования, предъявляемые к поведению людей.
3. Обеспеченность исполнения принудительной силой государства.
Если требования закона не исполняются добровольно, государство принимает необходимые меры для их реализации: компетентные государственные органы применяют меры юридической ответственности (уголовной, административной и т.д.).
4. Многократность применения.
Юридические нормы обладают определенной неисчерпаемостью, их применение рас считано на неограниченное количество случаев. Например, положения Конституции США 1787 года до сих пор успешно регулируют правовые отношения в этой индустриально развитой стране.
5. Справедливость содержания юридических норм.
Право признано выражать общую и индивидуальную волю граждан, утверждать господство принципов справедливости в обществе — в этом заключается его главное предназначение. "Право есть искусство добра и справедливости" - гласит известное римское изречение.
Сущность права
Если право понимается по-разному гражданином, юристом-профессионалом, ученым и т.д., то должна быть полная определенность в том, к каким источникам следует обращаться. Единые источники позволяют внести определенность в понимание права, что является исходным началом порядка в общественных отношениях.
Понятие «право» может быть использовано в нескольких значениях.
В юридическом смысле можно выделить: объективное и субъективное право.
Виды власти:
1) Экономическая:
Осуществляет контроль над экономическими ресурсами, регулирует собственность на различного рода материальные ценности.
2) Социальная:
Осуществляет контроль над распределением статусов, льгот и привилегий.
3) Принудительная:
Осуществляет контроль над людьми с помощью применения и угрозы применения физической силы.
4) Культурно-информационная:
Осуществляет контроль над людьми с помощью информации и СМИ, манипулирование сознанием и поведением людей вопреки их интересам.
5)Политическая: Способность и умение реализовывать функцию общественного управления.
Политическая власть – способность и умение реализовывать функцию общественного управления.
Существует два подхода к трактовке происхождения политической власти:
1) Власть дана отдельному человеку, или целому народу Богом, либо природой.
2) Власть – двустороннее взаимодействие объекта и субъекта (передали власть, захватил власть).
Юриспруденция как наука.
В совокупности общественных наук юриспруденция выступает в форме единой отрасли знаний, ее предметом изучения представлено государство и право.
Данная область знаний представлена системой взаимно связанных юридических наук, которая по областям применения может быть дифференцирована на циклы наук: теоретически-исторические науки, включающие в себя теорию государства и права; историю государства и права и пр.; государственные науки, включающие в себя конституционное право; административное право и пр.; гражданские, включающие в себя гражданское право; гражданский процесс; семейное право и пр.); криминалистические, включающие в себя уголовное право; уголовный процесс и др.
На отдельном месте располагаются науки такие, которые занимаются реализацией права, отношениями между государствами - международное право, а также науки, которые занимаются изучением права и государства других стран.
Каждая из перечисленных наук является юридической, обладает собственным предметом и методами изучения.
Вместе они образуют понятие «юриспруденция».
Если предмет юриспруденции в целом
представлен понятием права во всех смыслах его теоретического познавательного
проявления и отражения, то предметом любой отдельной юридической науки как
звеном предмета юридической науки в целом - это один из аспектов понятия права,
какая-то конкретная часть юридической действительности. Можно сделать вывод
что, юриспруденция - единственная и единовременно дифференцированная наука.
Самостоятельная работа: доклад, или презентацию на тему «Права человека и гражданина. Право на образование». (Рассказать, зачем надо знать свои права? Какова история права? Декларация и конвенция. Что это за документы? Что такое право на образование? Как право на образование действует в нашем колледже? Куда обращаться за защитой своих прав?
Методические рекомендации по составлению презентаций
Требования к презентации
На первом слайде размещается:
название презентации;
автор: ФИО, группа, название учебного учреждения (соавторы указываются в алфавитном порядке);
год.
На втором слайде указывается содержание работы, которое лучше оформить в виде гиперссылок (для интерактивности презентации).
На последнем слайде указывается список используемой литературы в соответствии с требованиями, интернет-ресурсы указываются в последнюю очередь.
Оформление слайдов |
|
Стиль |
- необходимо соблюдать единый стиль оформления; - нужно избегать стилей, которые будут отвлекать от самой презентации; - вспомогательная информация (управляющие кнопки) не должны преобладать над основной информацией (текст, рисунки) |
Фон |
- для фона выбираются более холодные тона (синий или зеленый) |
Использование цвета |
- на одном слайде рекомендуется использовать не более трех цветов: один для фона, один для заголовков, один для текста; - для фона и текста используются контрастные цвета; - особое внимание следует обратить на цвет гиперссылок (до и после использования) |
Анимационные эффекты |
- нужно использовать возможности компьютерной анимации для представления информации на слайде; - не стоит злоупотреблять различными анимационными эффектами; анимационные эффекты не должны отвлекать внимание от содержания информации на слайде |
Представление информации |
|
Содержание информации |
- следует использовать короткие слова и предложения; - времена глаголов должно быть везде одинаковым; - следует использовать минимум предлогов, наречий, прилагательных; - заголовки должны привлекать внимание аудитории |
Расположение информации на странице |
- предпочтительно горизонтальное расположение информации; - наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана; - если на слайде располагается картинка, надпись должна располагаться под ней |
Шрифты |
- для заголовков не менее 24; - для остальной информации не менее 18; - шрифты без засечек легче читать с большого расстояния; - нельзя смешивать разные типы шрифтов в одной презентации; - для выделения информации следует использовать жирный шрифт, курсив или подчеркивание того же типа; - нельзя злоупотреблять прописными буквами (они читаются хуже, чем строчные). |
Способы выделения информации |
Следует использовать: - рамки, границы, заливку - разные цвета шрифтов, штриховку, стрелки - рисунки, диаграммы, схемы для иллюстрации наиболее важных фактов |
Объем информации |
- не стоит заполнять один слайд слишком большим объемом информации: люди могут единовременно запомнить не более трех фактов, выводов, определений. - наибольшая эффективность достигается тогда, когда ключевые пункты отражаются по одному на каждом отдельном слайде. |
Виды слайдов |
Для обеспечения разнообразия следует использовать разные виды слайдов: с текстом, с таблицами, с диаграммами. |
Критерии оценки презентации
Критерии оценки |
Содержание оценки |
1. Содержательный критерий |
правильный выбор темы, знание предмета и свободное владение текстом, грамотное использование научной терминологии, импровизация, речевой этикет |
2. Логический критерий |
стройное логико-композиционное построение речи, доказательность, аргументированность |
3. Речевой критерий |
использование языковых (метафоры, фразеологизмы, пословицы, поговорки и т.д.) и неязыковых (поза, манеры и пр.) средств выразительности; фонетическая организация речи, правильность ударения, четкая дикция, логические ударения и пр. |
4. Психологический критерий |
взаимодействие с аудиторией (прямая и обратная связь), знание и учет законов восприятия речи, использование различных приемов привлечения и активизации внимания |
5. Критерий соблюдения дизайн-эргономических требований к компьютерной презентации |
соблюдены требования к первому и последним слайдам, прослеживается обоснованная последовательность слайдов и информации на слайдах, необходимое и достаточное количество фото- и видеоматериалов, учет особенностей восприятия графической (иллюстративной) информации, корректное сочетание фона и графики, дизайн презентации не противоречит ее содержанию, грамотное соотнесение устного выступления и компьютерного сопровождения, общее впечатление от мультимедийной презентации |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.