Зачем творить добро ?

  • doc
  • 01.03.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Технологическая карта урока.doc

 

Технологическая карта урока-проекта по предмету ОРКСЭ в 4 классе по теме:

«Зачем творить добро?»

 Ф.И.О.  учителя : Бойко Наталья Леонидовна

МБОУ ВМР” Погореловская основная школа”

Предмет - «Основы  религиозных культур и светской этики», модуль  «Основы православной культуры».      

Класс - 4

Тема и номер урока в теме: «Зачем творить добро» № 21                                                                                                                         Базовый учебник: «Основы православной культуры» Кураев А.В., изд-во Просвещение, 2010

Цель урока: создание условий формирования нравственных ценностей, сформировать представление учащихся о добре и зле как этических категориях. Прийти к осмыслению «Зачем творить добро?»         

Задачи:

- личностные: – развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о добре и зле; учить видеть сущность терминов: самоотверженность, святой, благодарность, добро и зло;

 развитие этических чувств как регуляторов морального поведения на основе ситуационного метода;

-метапредметные: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

-овладение навыками смыслового чтения текста, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

-овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, построения рассуждений; готовность слушать собеседника и вести диалог;

-предметные: знание, понимание и принятие личностью моральных ценностей; понимание значения нравственности  в жизни человека и общества;

Тип урока - урок  «открытия» нового знания.

Формы работы учащихся - беседа, словарная работа, анализ  легенды,  работа с иллюстрированным материалом, самостоятельная работа в группах, составление буклетов,  участие в учебном диалоге.

Необходимое техническое оборудование - компьютер, проектор.

    Перечень  используемых на уроке ЭОР:        

1.     Презентация к уроку                                       2.   Музыкальный файл (песня «Дорогою добра»).

                                 

                                                                   ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

                                                                                                                                                                                

Этапы урока

Действия учителя

Действия учащихся

Планируемые

Результаты

(личностные, метапредметные, предметные)

1.Организаци-онный момент

 

Приветствие учителем обучающихся.

- Улыбнемся друг другу глазами.

Взгляд наш чистый и добрый.

Душа открыта, сердце бьется ровно и спокойно.

Обучающиеся рассаживаются на свои места по заранее созданным творческим группам.

 

Самоопределение

2.  Мотивация учебной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель подводит учащихся к осознанию целей и задач урока. - Хочу, чтобы самостоятельно определили, о чем мы сегодня с вами будем говорить. Для этого послушайте сказку Л.Н. Толстого “Белка и волк”

  Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на сонного волка. Волк вскочил и хотел ее съесть. Белка стала просить:

-Пусти меня.

Волк сказал:

- Хорошо, я пущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселы. Мне всегда скучно, а на вас смотришь, вы там наверху все играете и прыгаете.

Белка сказала:

-Пусти меня прежде на дерево, я оттуда тебе скажу, а то я боюсь тебя.

Волк пустил, а белка ушла на дерево и оттуда сказала:

- Тебе оттого скучно, что ты зол. Тебе злость сердце жжет. А мы веселы оттого, что мы добры и зла никому не делаем.

 

 О чем эта сказка?

 

Инсценируют сказку 3 учеников, остальные смотрят.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся высказывают свои мнения.

( О добре и зле.)

 

Умение сотрудничать с учителем, умение слушать и слышать…

 

3.Формирова-ние темы и целей урока.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Верно, ребята! Тема нашего разговора - ДОБРО и ДОБРЫЕ ДЕЛА.

 

-Сегодня нам предстоит с вами ответить на вопрос: Зачем творить добро?

- Итогом урока будет представление буклета с призывом ко всем людям: Спешите делать добрые дела.

 

-Как вы думаете, для того, чтобы ответить на этот вопрос, что мы должны вспомнить?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Высказывают свои мнения:

(Что такое добро?

Что такое зло?

Что такое совесть?

Что такое милосердие?

Что такое добродетель?)

 

Записывают тему урока в тетрадь.

Умение сотрудничать с учителем и сверстниками.

Умение планировать собственную деятельность, ставить задачи и искать средства её осуществления.

 

 

 

 

4.Актуализа-ция знаний и пробного учебного действия

-Что для вас добро?

 

 

 

 

 

 

- Кто из вас желает прочесть стихотворение о добре, добрых делах?

 

 

-Чему учат нас все эти стихотворения?

 

 

 -Вспомните хорошо известное всем людям золотое правило этики (морали)?

 

 

Мама, дом, здоровье, красота, мир, Бог

 

 

 

 

 

По одному ученику от группы декламируют стихотворения, остальные слушают.

 

 

 

Ответы детей.

 

 

Вспоминают правило нравственности:

« Как хотите, чтобы с вами поступали, так поступайте и вы с ними

 (То есть: «Не делай людям того, чего не хотел бы себе»).

Установка аналогий, отнесения к известным понятиям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формирование навыков смыслового чтения.

5. Открытие

нового знания.

Словарная работа.

- Кто такие эгоисты?

Себялюбивые люди, заботятся об одном лишь себе, а до других ему нужды нет.

-Определение понятия «эгоизм»:

ЭГОИЗМ- себялюбие, предпочтение своих, личных интересов интересам других, пренебрежение к интересам общества и окружающих.

 

 

 

-Что противостоит эгоизму?

 

 

- Благодарность -  какое удивительное слово. Из каких слов оно состоит?

                                   

 

   Благодарность – Благо, дар дарить

 

 


Благо – это то, без чего человек не может жить в радости.

 

 

Древняя легенда рассказывает, как апостол Пётр пришёл в Рим.

Его рассказы о Христе восхитили многие сердца. А кого-то, напротив возмутили.

 

Работа с текстом.

(Давайте послушаем эту легенду.)

 

Вопросы на восприятие.

-Понравилась легенда?

 

-Кого обвинили в поджоге города?

 

-Как с ними поступили?

 

-Почему Пётр решил покинуть Рим?

 

-Что это за странник повстречавшийся Петру?

 

-Что спросил поражённый Пётр у Христа?

 

-Что ответил Христос?

 

 

 

-Почему Пётр содрогнулся от слов Христа?

 

 

 

- Как поступил Пётр в минуту тяжких преследований?

 

 

-Для чего, с какой целью Пётр решил вернуться в опасный для жизни город?

 

 

 

-Можно сказать, что Пётр подражал Христу и благодарен ему за его подвиг?

 

-Как вы считаете, кто в этой легенде творил добро?

 

-Возможно, даже рискуя своей жизнью.

 

-Что говорил Христос?     

 

 

 

 

 

 

 

 

-Ученики Христа подражая его жертве стремились меньше думать о себе, отвергая порой даже явные опасности.

 

-Такое состояние человека называют самоотверженность.

 

-Как вы понимаете это слово?

 

 

Словарная работа.

                                    Самоотверженность.

 

Сам             отверженность

человек       жертвование

Жертвование своими интересами ради других, ради общего блага.

 

 

Обратите внимание! В православии слова «святой» и «хороший,  любящий, самоотверженный» не считаются синонимами.

 

-Какого человека можно назвать святым?

 

Святой – такой добрый человек, в сердце которого родился духовный опыт.

 

-Какой вывод можем сделать?

- Каким человеком нужно стремиться быть?

 

 

ФИЗМИНУТКА.

 

 

Рубрика: «Это интересно».

- Я расскажу вам о том, что на памятнике Федору Петровичу Гаазу

(1780 – 1853), «святому доктору» Москвы, посвятившему свою жизнь служению добру выбито изречение:

 «Спешите делать добро».

Ф.П. Гааз был одним из первых врачей, привлекших женщин к уходу за больными. Начинание увенчалось успехом.

            Первая в России гражданская больница была открыта в 1650 году стараниями боярина Федора Рилищева.

 

           

- Как вы понимаете это изречение?

 

Ответы детей.

 

 

 

Запись определения в словарь.

ЭГОИЗМ- Себялюбие, предпочтение своих, личных интересов интересам других.

 

 

 

 

Благодарность.

 

 

Ответы детей:

-Благо, дарить.

 

 

 

Запись схемы в тетрадь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Двое учеников рассказывают легенду.

 

 

 

-Христиан.

 

-Арестовывали, казнили.

 

-Он был христианином.

 

-Христос.

 

 

-Куда ты идёшь, Господи?

 

 

-Я иду в Рим, чтобы там умереть ещё раз.

 

 

-Однажды он уже отрекся от своего учителя. Теперь он бросал ещё и своих учеников.

 

 

-Вернулся в город.

 

 

 

-Чтобы в минуту тяжких преследований уберечь своих учеников  от трусости и предательства, поддержать их словом и примером…»

 

-Да Пётр был благодарен Христу.

 

 

-Христос и Пётр.

 

 

 

 

 

- Христос говорил, что Он «не для того пришёл, чтобы Ему служили, но чтобы послужить». И пояснил, что если кто хочет быть ему благодарным за его жертву, то пусть он сам будет добр к людям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы детей.

 

 

 

 

 

 

 

Запись схемы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы детей.

 

 

Запись в словарь.

 

Ответы детей.

 

 

 

 

 

 

Слушают учителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы детей.

Умение осуществлять информационный поиск, сбор информации.

6.

Первичное закрепление с проговарива-нием

вслух.

-Так что же такое добро для христианина?

- ДОБРО- все то, что помогает христианину, человеку и  обществу жить, развиваться , процветать.

 

 

- Понятие многогранно:

   добро- хорошие поступки, добрые дела;

   добро- качества человека.

 

  -Один мудрец говорил, что существует 3 типа добра: полезное, приятное, истинное - настоящее.

 

 - Объясните, что лично вы относите  к полезному, приятному и истинному добру.

 

 

-Для чего рождён человек?

 

 

-Приведите примеры, когда зло выступает под видом добра.

 

 

 

 

 

-Какие же добрые дела вы уже совершили в своей жизни?

 

 

Ответы детей.

(проговариваем вслух)

ДОБРО- все то, что помогает христианину, человеку и  обществу жить, развиваться , процветать.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(полезное- посадил дерево; приятное- сделал подарок; истинное- помог человеку в беде)

 

Человек рожден для добра, а не для зла.

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы детей. 

 

 

7.

Самостоятель-ная творческая

работа.

 

8. Рефлексия. Анализ и оценка итогов урока.

 

 

 

Творческая  работа  в группах.

  - Предлагаю  вам составить по теме нашего разговора буклет с призывом ко всем людям: Спешите делать добрые дела!

 

- Ребята, что вы узнали нового?

 

-Какие цели и задачи мы ставили на уроке? Всех ли целей достигли?

 

- Какими качествами должен обладать человек?

 

-Каким должно быть его сердце?

 

- Оцените свою работу на уроке.

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы детей

 

 

 

 

 

 

 

 

Умение 

контролировать и оценивать свои действия.

 

  9.Дифференцированное домашнее задание.

 

 

Прочитать текст параграфа и ответить на вопросы на стр 68- 69;

Учитель предлагает выбрать домашнее задание из предложенных на выбор:

-1)расскажи близким о пройденной теме и придумай, что бы ты мог сделать для своих близких;

-2)подбери пословицы о доброте;

 

Заключительное слово учителя.

    Категории  «добро » и «зло»-  вечные.

Мне хочется закончить урок стихотворением:

 

Хочу я, чтоб ДОБРО 

к тебе пришло,
Как свет весенний,

как тепло  костра:

Пусть для тебя источником добра.

Не станет то, что для другого зло.

По жизни ты иди всегда

только дорогой Добра.

 

(звучит песня «Дорогою добра»)