Технологическая карта урока-проекта по предмету ОРКСЭ в 4 классе по теме:
«Зачем творить добро?»
Ф.И.О. учителя : Бойко Наталья Леонидовна
МБОУ ВМР” Погореловская основная школа”
Предмет - «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы православной культуры».
Класс - 4
Тема и номер урока в теме: «Зачем творить добро» № 21 Базовый учебник: «Основы православной культуры» Кураев А.В., изд-во Просвещение, 2010
Цель урока: создание условий формирования нравственных ценностей, сформировать представление учащихся о добре и зле как этических категориях. Прийти к осмыслению «Зачем творить добро?»
Задачи:
- личностные: – развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о добре и зле; учить видеть сущность терминов: самоотверженность, святой, благодарность, добро и зло;
развитие этических чувств как регуляторов морального поведения на основе ситуационного метода;
-метапредметные: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
-овладение навыками смыслового чтения текста, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
-овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, построения рассуждений; готовность слушать собеседника и вести диалог;
-предметные: – знание, понимание и принятие личностью моральных ценностей; понимание значения нравственности в жизни человека и общества;
Тип урока - урок «открытия» нового знания.
Формы работы учащихся - беседа, словарная работа, анализ легенды, работа с иллюстрированным материалом, самостоятельная работа в группах, составление буклетов, участие в учебном диалоге.
Необходимое техническое оборудование - компьютер, проектор.
Перечень используемых на уроке ЭОР:
1. Презентация к уроку 2. Музыкальный файл (песня «Дорогою добра»).
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Этапы урока |
Действия учителя |
Действия учащихся |
Планируемые Результаты (личностные, метапредметные, предметные) |
|||
1.Организаци-онный момент
|
Приветствие учителем обучающихся. - Улыбнемся друг другу глазами. Взгляд наш чистый и добрый. Душа открыта, сердце бьется ровно и спокойно. |
Обучающиеся рассаживаются на свои места по заранее созданным творческим группам.
|
Самоопределение |
|||
2. Мотивация учебной деятельности.
|
Учитель подводит учащихся к осознанию целей и задач урока. - Хочу, чтобы самостоятельно определили, о чем мы сегодня с вами будем говорить. Для этого послушайте сказку Л.Н. Толстого “Белка и волк” Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на сонного волка. Волк вскочил и хотел ее съесть. Белка стала просить: -Пусти меня. Волк сказал: - Хорошо, я пущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселы. Мне всегда скучно, а на вас смотришь, вы там наверху все играете и прыгаете. Белка сказала: -Пусти меня прежде на дерево, я оттуда тебе скажу, а то я боюсь тебя. Волк пустил, а белка ушла на дерево и оттуда сказала: - Тебе оттого скучно, что ты зол. Тебе злость сердце жжет. А мы веселы оттого, что мы добры и зла никому не делаем.
О чем эта сказка?
|
Инсценируют сказку 3 учеников, остальные смотрят.
Учащиеся высказывают свои мнения. ( О добре и зле.)
|
Умение сотрудничать с учителем, умение слушать и слышать…
|
|||
3.Формирова-ние темы и целей урока.
|
-Верно, ребята! Тема нашего разговора - ДОБРО и ДОБРЫЕ ДЕЛА.
-Сегодня нам предстоит с вами ответить на вопрос: Зачем творить добро? - Итогом урока будет представление буклета с призывом ко всем людям: Спешите делать добрые дела.
-Как вы думаете, для того, чтобы ответить на этот вопрос, что мы должны вспомнить?
|
Высказывают свои мнения: (Что такое добро? Что такое зло? Что такое совесть? Что такое милосердие? Что такое добродетель?)
Записывают тему урока в тетрадь. |
Умение сотрудничать с учителем и сверстниками. Умение планировать собственную деятельность, ставить задачи и искать средства её осуществления.
|
|||
4.Актуализа-ция знаний и пробного учебного действия |
-Что для вас добро?
- Кто из вас желает прочесть стихотворение о добре, добрых делах?
-Чему учат нас все эти стихотворения?
-Вспомните хорошо известное всем людям золотое правило этики (морали)?
|
Мама, дом, здоровье, красота, мир, Бог …
По одному ученику от группы декламируют стихотворения, остальные слушают.
Ответы детей.
Вспоминают правило нравственности: « Как хотите, чтобы с вами поступали, так поступайте и вы с ними.» (То есть: «Не делай людям того, чего не хотел бы себе»). |
Установка аналогий, отнесения к известным понятиям.
Формирование навыков смыслового чтения. |
|||
5. Открытие нового знания. |
Словарная работа. - Кто такие эгоисты? Себялюбивые люди, заботятся об одном лишь себе, а до других ему нужды нет. -Определение понятия «эгоизм»: ЭГОИЗМ- себялюбие, предпочтение своих, личных интересов интересам других, пренебрежение к интересам общества и окружающих.
-Что противостоит эгоизму?
- Благодарность - какое удивительное слово. Из каких слов оно состоит?
Благодарность – Благо, дар дарить
Благо – это то, без чего человек не может жить в радости.
Древняя легенда рассказывает, как апостол Пётр пришёл в Рим. Его рассказы о Христе восхитили многие сердца. А кого-то, напротив возмутили.
Работа с текстом. (Давайте послушаем эту легенду.)
Вопросы на восприятие. -Понравилась легенда?
-Кого обвинили в поджоге города?
-Как с ними поступили?
-Почему Пётр решил покинуть Рим?
-Что это за странник повстречавшийся Петру?
-Что спросил поражённый Пётр у Христа?
-Что ответил Христос?
-Почему Пётр содрогнулся от слов Христа?
- Как поступил Пётр в минуту тяжких преследований?
-Для чего, с какой целью Пётр решил вернуться в опасный для жизни город?
-Можно сказать, что Пётр подражал Христу и благодарен ему за его подвиг?
-Как вы считаете, кто в этой легенде творил добро?
-Возможно, даже рискуя своей жизнью.
-Что говорил Христос?
-Ученики Христа подражая его жертве стремились меньше думать о себе, отвергая порой даже явные опасности.
-Такое состояние человека называют самоотверженность.
-Как вы понимаете это слово?
Словарная работа. Самоотверженность.
Сам отверженность человек жертвование Жертвование своими интересами ради других, ради общего блага.
Обратите внимание! В православии слова «святой» и «хороший, любящий, самоотверженный» не считаются синонимами.
-Какого человека можно назвать святым?
Святой – такой добрый человек, в сердце которого родился духовный опыт.
-Какой вывод можем сделать? - Каким человеком нужно стремиться быть?
ФИЗМИНУТКА.
Рубрика: «Это интересно». - Я расскажу вам о том, что на памятнике Федору Петровичу Гаазу (1780 – 1853), «святому доктору» Москвы, посвятившему свою жизнь служению добру выбито изречение: «Спешите делать добро». Ф.П. Гааз был одним из первых врачей, привлекших женщин к уходу за больными. Начинание увенчалось успехом. Первая в России гражданская больница была открыта в 1650 году стараниями боярина Федора Рилищева.
- Как вы понимаете это изречение? |
Ответы детей.
Запись определения в словарь. ЭГОИЗМ- Себялюбие, предпочтение своих, личных интересов интересам других.
Благодарность.
Ответы детей: -Благо, дарить.
Запись схемы в тетрадь.
Двое учеников рассказывают легенду.
-Христиан.
-Арестовывали, казнили.
-Он был христианином.
-Христос.
-Куда ты идёшь, Господи?
-Я иду в Рим, чтобы там умереть ещё раз.
-Однажды он уже отрекся от своего учителя. Теперь он бросал ещё и своих учеников.
-Вернулся в город.
-Чтобы в минуту тяжких преследований уберечь своих учеников от трусости и предательства, поддержать их словом и примером…»
-Да Пётр был благодарен Христу.
-Христос и Пётр.
- Христос говорил, что Он «не для того пришёл, чтобы Ему служили, но чтобы послужить». И пояснил, что если кто хочет быть ему благодарным за его жертву, то пусть он сам будет добр к людям.
Ответы детей.
Запись схемы
Ответы детей.
Запись в словарь.
Ответы детей.
Слушают учителя.
Ответы детей. |
Умение осуществлять информационный поиск, сбор информации. |
|||
6. Первичное закрепление с проговарива-нием вслух. |
-Так что же такое добро для христианина? - ДОБРО- все то, что помогает христианину, человеку и обществу жить, развиваться , процветать.
- Понятие многогранно: добро- хорошие поступки, добрые дела; добро- качества человека.
-Один мудрец говорил, что существует 3 типа добра: полезное, приятное, истинное - настоящее.
- Объясните, что лично вы относите к полезному, приятному и истинному добру.
-Для чего рождён человек?
-Приведите примеры, когда зло выступает под видом добра.
-Какие же добрые дела вы уже совершили в своей жизни?
|
Ответы детей. (проговариваем вслух) ДОБРО- все то, что помогает христианину, человеку и обществу жить, развиваться , процветать.
(полезное- посадил дерево; приятное- сделал подарок; истинное- помог человеку в беде)
Человек рожден для добра, а не для зла.
Ответы детей.
|
|
|||
7. Самостоятель-ная творческая работа.
8. Рефлексия. Анализ и оценка итогов урока.
|
Творческая работа в группах. - Предлагаю вам составить по теме нашего разговора буклет с призывом ко всем людям: Спешите делать добрые дела!
- Ребята, что вы узнали нового?
-Какие цели и задачи мы ставили на уроке? Всех ли целей достигли?
- Какими качествами должен обладать человек?
-Каким должно быть его сердце?
- Оцените свою работу на уроке.
|
Ответы детей |
Умение контролировать и оценивать свои действия.
|
|||
9.Дифференцированное домашнее задание.
|
Прочитать текст параграфа и ответить на вопросы на стр 68- 69; Учитель предлагает выбрать домашнее задание из предложенных на выбор: -1)расскажи близким о пройденной теме и придумай, что бы ты мог сделать для своих близких; -2)подбери пословицы о доброте;
Заключительное слово учителя. Категории «добро » и «зло»- вечные. Мне хочется закончить урок стихотворением:
Хочу я, чтоб ДОБРО к
тебе пришло, как тепло костра: Пусть для тебя источником добра. Не станет то, что для другого зло. По жизни ты иди всегда только дорогой Добра.
(звучит песня «Дорогою добра»)
|
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.