Зачем творить добро?
Оценка 4.6

Зачем творить добро?

Оценка 4.6
docx
17.05.2023
Зачем творить добро?
опк.docx

Проект урока по курсу ОРКСЭ 

(модуль: Основы православной культуры)

Класс: 4

Тема: «Зачем творить добро?», урок № 21.

Цель: формирование представлений о добре как категории православной культуры.

Задачи:

актуализировать собственный опыт и сформировать представления о мотивах доброделания православных христиан;

раскрыть содержание понятий «добро», «святость», «самоотверженность»; показать проявление добра и самоотверженности в православных традициях, на примерах литературных произведений; подвести учащихся к пониманию: кто такой самоотверженный человек;

развивать умения анализировать и оценивать свои и чужие поступки и слова.

Формирование УУД:

Личностные УУД:

Умение оценивать жизненные ситуации с точки зрения христианских ценностей; самостоятельно объяснять свои чувства, возникающие в результате обсуждения, наблюдения.

Регулятивные УУД:

Умение определять важность выполнения задания в учебном процессе.

Умение определять тему, цель урока, делать выводы.

Познавательные УУД:

Умение перерабатывать информацию, находить ответы на вопросы, определять значение новых слов, готовить сообщения к уроку.

Коммуникативные:

Умение оформлять устно свою мысль, слушать и понимать речь других, участвовать в диалоге, умение работать в паре, в группе (выполнять различные роли), договариваться, общаться.

Оборудование: учебник «Основы православной культуры», ПК, мультимедийный проектор, презентация, индивидуальный рабочий лист, индивидуальные пособия по введению понятия «самоотверженность», выставка книг «Святые имена».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход урока

Этапы урока

Действия учителя

Действия учащихся

1.Орг. момент

Приветствие учителем обучающихся, контроль отсутствующих на уроке

-Человеческая доброта удивительна,

А улыбка от души восхитительна.

Вы друг другу улыбнитесь и тихонечко садитесь.

-Сегодня мы вновь прикоснемся к удивительному миру православной культуры.

Обучающиеся рассаживаются на свои места.

 

2. Мотивация учебной деятельнос-

ти.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Формирова-

ние темы и целей урока.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Актуализация знаний и пробного учебного действия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Открытие

нового знания.

 

 

 

 

 

 

 

 

5.1.Словарная работа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.2.Работа с текстом.

Анализ текста

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.3.Составление словарной статьи к слову самоотверженность

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.4.Выставка книг о житие Святых.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

             

 

 

   6.Самостоятельная работа.

     

 

 

 

 

7. Закрепление нового знания. Игра «да»-«нет»

 

8.Творческая работа.

 

9.Рефлексия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10. Дом задание

 

-Послушайте сказку  Л.Н.Толстого «Белка и волк» Попытайтесь определить,  о чем сегодня на уроке пойдет речь.

Л.Н. Толстой «Белка и Волк»

Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на сонного волка. Волк вскочил и хотел ее съесть. Белка стала просить:

-Пусти меня.

Волк сказал:

- Хорошо, я пущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселы. Мне всегда скучно, а на вас смотришь, вы там наверху все играете и прыгаете.

Белка сказала:

-Пусти меня прежде на дерево, я оттуда тебе скажу, а то я боюсь тебя.

Волк пустил, а белка ушла на дерево и оттуда сказала:

- Тебе оттого скучно, что ты зол. Тебе злость сердце жжет. А мы веселы оттого, что мы добры и зла никому не делаем.

О чем эта сказка?

 

-Да, тема нашего разговора - ДОБРО и ЗЛО

-Как вы думаете, на какие вопросы мы сегодня будем искать ответы?

 

 

 

 

 

-Давайте откроем учебник и прочитаем тему нашего урока (стр. 68)

- Обратите внимание, тема урока сформулирована в виде вопроса?

Как вы думаете, к  кому обращен этот вопрос? Почему?

 

-Сегодня на уроке нам предстоит рассмотреть две причины, почему христиане творят добро узнать:

-Как подражают Христу.

-Чему радуются святые.

 

 

 

-Что для вас добро? С чем оно у вас ассоциируется?

 

-Если мы обратимся к толковому  словарю Ожегова, то обнаружим, что  добро - нечто положительное, хорошее, полезное, противоположное злу, добрый поступок.

 

-Как вы думаете, что побуждает людей совершать добрые поступки?  Почему люди стремятся к Добру?   (успокаивает, помогает, радует)

 

 

-Вспомните хорошо известное всем людям золотое правило этики. Как оно звучит?

 

 

 

Обратите внимание, в первом абзацы статьи учебника жирным шрифтом выделено золотое правило этики. Прочитайте его ещё раз  и запомните, кто забыл.

 

Работа с учебником.

- А как называют человека, который не вспоминает правило этики и всегда думает только о себе, а до других у него нужды нет?

 

Словарная работа.

Дать,  определение понятия «эгоизм»

ЭГОИЗМ - Себялюбие, предпочтение своих, личных интересов интересам других, пренебрежение к интересам общества и окружающих.

 

-У христиан есть особые причины для того, чтобы не быть эгоистами, а  творить добро для окружающих.

Найдите  в учебнике и прочитайте первую причину.

 

-За какой подвиг христиане благодарны Христу?

 

-Благодарность - какое удивительное слово. Из каких слов оно состоит?

Благодарность

 

Благо    дарить

Благо-это добро, доброе деяние, служение счастью, прекрасные чувства и  приятные ощущения. Дар—приношение, почет.

-Значит, благо – это то, без чего человек не может жить в радости.

Древняя легенда рассказывает, как апостол Пётр пришёл в Рим.

Его рассказы о Христе восхитили многие сердца. А кого-то, напротив,  возмутили.

 

Работа с текстом.

-Давайте прочтём эту легенду.

Анализ текста.

-Понравилась легенда?

-Кого возмутили рассказы о Христе?

-Кого обвинили в поджоге города?

-Как с ними поступили?

-Почему Пётр решил покинуть Рим?

-Что это за странник повстречавшийся Петру?

-Что спросил поражённый Пётр у Христа?

-Что ответил Христос?

 

 

-Почему Пётр содрогнулся от слов Христа?

 

 

 

 

 

-Для чего, с какой целью Пётр решил вернуться в опасный для жизни город? Ведь  он же понимал, что   не сможет спасти своих учеников?

 

 

-Апостол Петр пошёл за Христом, чтобы во время преследований уберечь своих учеников от трусости и предательства, поддержать их, укрепить  духовно.

Легенда гласит, когда Петр вернулся в город, его схватили и решили распять.

Апостол Петр просит перед смертью быть распятым вниз головой, не так как  был распят его учитель, как бы подчеркивая, что жертва Христа, неизмеримо выше.

А его брат, Апостол Андрей, просит распять себя на косом кресте.

- В знак особого почтения к этому апостолу, косой Андреевский крест  изображен на военно-морском флаге РФ, как символ верности, доблести и чести. Под этим флагом  военные корабли РФ самоотверженно охраняют морские границы нашего государства.

 

 

 

 

Самоотверженность – что это такое?

-Попробуйте самостоятельно в парах составить словарную статью к слову самоотверженность, вычеркивая, по вашему мнению, неверные определения.

            Самоотверженность –  это .... (предмет, поступок, явление, свойство, качество?)

Что свойственно человеку, обладающему таким качеством: готовность прийти на помощь за хорошую плату? За награду (медаль, съёмку на телевидении, портрет в газете)? За похвалу родителей? Готовность прийти на помощь, творить добро бескорыстно? Готовность пожертвовать собственными интересами ради добра, бескорыстно, без награды и, может быть, даже похвалы и признания?

 

 

- Подражать Христу можно не только в смерти, но и в жизни. Примером этого могут служить  жития святых.

-А каких людей считают святыми?

Ответ на этот вопрос вы найдете, прочитав вторую часть статьи учебника.

Самостоятельно запишите на карточке определение, какого человека называют святым.

Найдите и запишите вторую причину, почему  христиане стремятся творить добро?

 

-Так какого человека называют святым? Зачитайте.

 

-Каждого ли человека любящего ближнего, творящего добро можно назвать святым?

Святой  - это человек проведший жизнь в служении Богу и после смерти признанный христианской церковью покровителем верующих.

 

О житие и деяниях святых вы можете узнать, прочитав эти книги.

Выставка книг о житие святых.

 

- Зачитайте вторую причину, по которой христиане стремятся творить добро? (необычные переживания духовной радости)

 

-Христиане ищет радость для своего сердца и для этого творят добро. Может быть у человека было всего несколько секунд  такой радости, но этого станет достаточно, чтобы изменить свою жизнь и жить по заповедям Христа.

-Назовите заповеди , которые известны вам.

 

Почитай отца своего и мать твою. Не убивай. Не кради.

Не прелюбодействуй. Не лги. Не завидуй.

 

Самостоятельная работа.

-Выполните самостоятельную работу на карточке.

 

Проверка.

-Скажите, легко ли быть добрым? Почему?

(необходимо преодолевать себя)

 

Игра «да» «нет»

-Давайте сыграем небольшую игру и узнаем какое дело будет по настоящему добрым?

 

 

Творческая работа в парах.

Составьте синквейн к слову Добро.

 

Рефлексия

Чтобы вы хотели сказать о сегодняшнем уроке?

-Закончите предложения:

Сегодня я узнал на уроке …

Я понял, что…

У меня получилось ….

Я смог …

Я попробую…

Мне захотелось….

 

Дом задание( по выбору)

1.нарисовать социальную рекламу

«твори добро»

2. мини- сочинение «добрые дела моих друзей»

 

 

 

 

 

Слушают сказку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся высказывают свои мнения.

-о добре и зле

 

Высказывают свои мнения.

Что такое добро? Что такое зло?

 

 

 

 

Зачем творить добро?

Записывают тему урока на карточке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мама, дом, здоровье, красота, мир, Бог, дружба, радость, любовь, жизнь …

 

Бог-это и есть Добро, Бог –это и есть Любовь

 

 

 

 

 

 

 

Вспоминают правило нравственности.

«Не делай людям того, чего не хотел бы себе». 

 

«Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».

 

Эгоист – себялюбивый человек, который думает только о себе, предпочитает личные интересы, пренебрежительно относится к интересам общества и окружающих.

 

 

Ответы детей.

 

Первая причина – благодарность за подвиг Христа

 

Принес себя в жертву, чтобы победить смерть и грех, был распят на кресте

 

 

 

 

 

 

 

Благодарность за подвиг Христа

 

 

 

 

 

Чтение легенды

Работа с текстом.

Анализ текста.

Императора Рима Нерона.

-Христиан.

-Арестовывали, казнили.

-Он был христианином.

-Христос.

-Куда ты идёшь, Господи?

-Я иду в Рим, чтобы там умереть ещё раз.

 

-Однажды он уже отрекся от своего учителя. Теперь он бросал ещё и своих учеников.

(страх, снова совершить предательство

 

-Чтобы в минуту тяжких преследований уберечь своих учеников от трусости и предательства, поддержать их словом и примером…» 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самоотверженность –  это

готовность пожертвовать собственными интересами ради добра, бескорыстно, без награды и, может быть, даже похвалы и признания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Святой –  это  человек проведший жизнь в служении Богу и после смерти признанный христианской церковью покровителем верующих.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вторая причина: необычные переживания духовной радости

 

 

 

 

 

 

Повторение заповедей:

Почитай отца своего и мать твою. Не убивай. Не кради.

Не прелюбодействуй. Не лги. Не завидуй.

 

 


 

Проект урока по курсу ОРКСЭ (модуль:

Проект урока по курсу ОРКСЭ (модуль:

Ход урока Этапы урока

Ход урока Этапы урока

Открытие нового знания. 5

Открытие нового знания. 5

Работа с текстом. Анализ текста 5

Работа с текстом. Анализ текста 5

Выставка книг о житие Святых. 6

Выставка книг о житие Святых. 6

Игра «да»-«нет» 8.Творческая работа

Игра «да»-«нет» 8.Творческая работа
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.05.2023