Проект урока по курсу ОРКСЭ
(модуль: Основы православной культуры)
Класс: 4
Тема: «Зачем творить добро?», урок № 21.
Цель: формирование представлений о добре как категории православной культуры.
Задачи:
актуализировать собственный опыт и сформировать представления о мотивах доброделания православных христиан;
раскрыть содержание понятий «добро», «святость», «самоотверженность»; показать проявление добра и самоотверженности в православных традициях, на примерах литературных произведений; подвести учащихся к пониманию: кто такой самоотверженный человек;
развивать умения анализировать и оценивать свои и чужие поступки и слова.
Формирование УУД:
Личностные УУД:
Умение оценивать жизненные ситуации с точки зрения христианских ценностей; самостоятельно объяснять свои чувства, возникающие в результате обсуждения, наблюдения.
Регулятивные УУД:
Умение определять важность выполнения задания в учебном процессе.
Умение определять тему, цель урока, делать выводы.
Познавательные УУД:
Умение перерабатывать информацию, находить ответы на вопросы, определять значение новых слов, готовить сообщения к уроку.
Коммуникативные:
Умение оформлять устно свою мысль, слушать и понимать речь других, участвовать в диалоге, умение работать в паре, в группе (выполнять различные роли), договариваться, общаться.
Оборудование: учебник «Основы православной культуры», ПК, мультимедийный проектор, презентация, индивидуальный рабочий лист, индивидуальные пособия по введению понятия «самоотверженность», выставка книг «Святые имена».
Ход урока
Этапы урока |
Действия учителя |
Действия учащихся |
||
1.Орг. момент |
Приветствие учителем обучающихся, контроль отсутствующих на уроке -Человеческая доброта удивительна, А улыбка от души восхитительна. Вы друг другу улыбнитесь и тихонечко садитесь. -Сегодня мы вновь прикоснемся к удивительному миру православной культуры. |
Обучающиеся рассаживаются на свои места.
|
||
2. Мотивация учебной деятельнос- ти.
3. Формирова- ние темы и целей урока.
4. Актуализация знаний и пробного учебного действия.
5. Открытие нового знания.
5.1.Словарная работа.
5.2.Работа с текстом. Анализ текста
5.3.Составление словарной статьи к слову самоотверженность
5.4.Выставка книг о житие Святых.
6.Самостоятельная работа.
7. Закрепление нового знания. Игра «да»-«нет»
8.Творческая работа.
9.Рефлексия
10. Дом задание
|
-Что для вас добро? С чем оно у вас ассоциируется?
-Если мы обратимся к толковому словарю Ожегова, то обнаружим, что добро - нечто положительное, хорошее, полезное, противоположное злу, добрый поступок.
-Как вы думаете, что побуждает людей совершать добрые поступки? Почему люди стремятся к Добру? (успокаивает, помогает, радует)
-Вспомните хорошо известное всем людям золотое правило этики. Как оно звучит?
Обратите внимание, в первом абзацы статьи учебника жирным шрифтом выделено золотое правило этики. Прочитайте его ещё раз и запомните, кто забыл.
Работа с учебником. - А как называют человека, который не вспоминает правило этики и всегда думает только о себе, а до других у него нужды нет?
Словарная работа. Дать, определение понятия «эгоизм» ЭГОИЗМ - Себялюбие, предпочтение своих, личных интересов интересам других, пренебрежение к интересам общества и окружающих.
-У христиан есть особые причины для того, чтобы не быть эгоистами, а творить добро для окружающих. Найдите в учебнике и прочитайте первую причину.
-За какой подвиг христиане благодарны Христу?
-Благодарность - какое удивительное слово. Из каких слов оно состоит? Благодарность
Благо дарить Благо-это добро, доброе деяние, служение счастью, прекрасные чувства и приятные ощущения. Дар—приношение, почет. -Значит, благо – это то, без чего человек не может жить в радости. Древняя легенда рассказывает, как апостол Пётр пришёл в Рим. Его рассказы о Христе восхитили многие сердца. А кого-то, напротив, возмутили.
Работа с текстом. -Давайте прочтём эту легенду. Анализ текста. -Понравилась легенда? -Кого возмутили рассказы о Христе? -Кого обвинили в поджоге города? -Как с ними поступили? -Почему Пётр решил покинуть Рим? -Что это за странник повстречавшийся Петру? -Что спросил поражённый Пётр у Христа? -Что ответил Христос?
-Почему Пётр содрогнулся от слов Христа?
-Для чего, с какой целью Пётр решил вернуться в опасный для жизни город? Ведь он же понимал, что не сможет спасти своих учеников?
-Апостол Петр пошёл за Христом, чтобы во время преследований уберечь своих учеников от трусости и предательства, поддержать их, укрепить духовно. Легенда гласит, когда Петр вернулся в город, его схватили и решили распять. Апостол Петр просит перед смертью быть распятым вниз головой, не так как был распят его учитель, как бы подчеркивая, что жертва Христа, неизмеримо выше. А его брат, Апостол Андрей, просит распять себя на косом кресте. - В знак особого почтения к этому апостолу, косой Андреевский крест изображен на военно-морском флаге РФ, как символ верности, доблести и чести. Под этим флагом военные корабли РФ самоотверженно охраняют морские границы нашего государства.
Самоотверженность – что это такое? -Попробуйте самостоятельно в парах составить словарную статью к слову самоотверженность, вычеркивая, по вашему мнению, неверные определения. Самоотверженность – это .... (предмет, поступок, явление, свойство, качество?) Что свойственно человеку, обладающему таким качеством: готовность прийти на помощь за хорошую плату? За награду (медаль, съёмку на телевидении, портрет в газете)? За похвалу родителей? Готовность прийти на помощь, творить добро бескорыстно? Готовность пожертвовать собственными интересами ради добра, бескорыстно, без награды и, может быть, даже похвалы и признания?
- Подражать Христу можно не только в смерти, но и в жизни. Примером этого могут служить жития святых. -А каких людей считают святыми? Ответ на этот вопрос вы найдете, прочитав вторую часть статьи учебника. Самостоятельно запишите на карточке определение, какого человека называют святым. Найдите и запишите вторую причину, почему христиане стремятся творить добро?
-Так какого человека называют святым? Зачитайте.
-Каждого ли человека любящего ближнего, творящего добро можно назвать святым? Святой - это человек проведший жизнь в служении Богу и после смерти признанный христианской церковью покровителем верующих.
О житие и деяниях святых вы можете узнать, прочитав эти книги. Выставка книг о житие святых.
- Зачитайте вторую причину, по которой христиане стремятся творить добро? (необычные переживания духовной радости)
-Христиане ищет радость для своего сердца и для этого творят добро. Может быть у человека было всего несколько секунд такой радости, но этого станет достаточно, чтобы изменить свою жизнь и жить по заповедям Христа. -Назовите заповеди , которые известны вам.
Почитай отца своего и мать твою. Не убивай. Не кради. Не прелюбодействуй. Не лги. Не завидуй.
Самостоятельная работа. -Выполните самостоятельную работу на карточке.
Проверка. -Скажите, легко ли быть добрым? Почему? (необходимо преодолевать себя)
Игра «да» «нет» -Давайте сыграем небольшую игру и узнаем какое дело будет по настоящему добрым?
Творческая работа в парах. Составьте синквейн к слову Добро.
Рефлексия Чтобы вы хотели сказать о сегодняшнем уроке? -Закончите предложения: Сегодня я узнал на уроке … Я понял, что… У меня получилось …. Я смог … Я попробую… Мне захотелось….
Дом задание( по выбору) 1.нарисовать социальную рекламу «твори добро» 2. мини- сочинение «добрые дела моих друзей»
|
Слушают сказку.
Учащиеся высказывают свои мнения. -о добре и зле
Высказывают свои мнения. Что такое добро? Что такое зло?
Зачем творить добро? Записывают тему урока на карточке.
Мама, дом, здоровье, красота, мир, Бог, дружба, радость, любовь, жизнь …
Бог-это и есть Добро, Бог –это и есть Любовь
Вспоминают правило нравственности. «Не делай людям того, чего не хотел бы себе».
«Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».
Эгоист – себялюбивый человек, который думает только о себе, предпочитает личные интересы, пренебрежительно относится к интересам общества и окружающих.
Ответы детей.
Первая причина – благодарность за подвиг Христа
Принес себя в жертву, чтобы победить смерть и грех, был распят на кресте
Благодарность за подвиг Христа
Чтение легенды Работа с текстом. Анализ текста. Императора Рима Нерона. -Христиан. -Арестовывали, казнили. -Он был христианином. -Христос. -Куда ты идёшь, Господи? -Я иду в Рим, чтобы там умереть ещё раз.
-Однажды он уже отрекся от своего учителя. Теперь он бросал ещё и своих учеников. (страх, снова совершить предательство
-Чтобы в минуту тяжких преследований уберечь своих учеников от трусости и предательства, поддержать их словом и примером…»
Самоотверженность – это готовность пожертвовать собственными интересами ради добра, бескорыстно, без награды и, может быть, даже похвалы и признания.
Святой – это человек проведший жизнь в служении Богу и после смерти признанный христианской церковью покровителем верующих.
Вторая причина: необычные переживания духовной радости
Повторение заповедей: Почитай отца своего и мать твою. Не убивай. Не кради. Не прелюбодействуй. Не лги. Не завидуй.
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.