Роль взрослого в пространстве взаимодействия, содеятельности с ребенком. Как формируется процесс целостного мировоспроизведения у ребенка. Причины развития активной жизненной позиции в совместной деятельности у ребенка. Как формируются представления у ребенка. Как происходит смыслоформирование у ребенка и что для этого делает взрослый.статья
Елена Валентиновна Хаяйнен
Педагогпсихолог, канд. психол. наук
Зачем нужен взрослый ребенку в образовательном пространстве?
Работа в компьютерной клубной деятельности “Пятое Измерение” с детьми
младшего школьного возраста привела к пониманию довольно распространенных
вопросов возникающих в педагогической деятельности и связанных с осознанием тех
или иных принципов взаимодействия взрослого и ребенка.
Все наши рассуждения начались с вопроса, который довольно часто задают
педагоги:
Почему необходимо выстраивать понимание ребенком действительности,
таким образом, чтобы первичным для него являлась целостность мира, как
материального, так и духовного?
Как видно в данном вопросе переплетаются две составляющие: это содержательная
часть образования (зачем необходимо действительно целостно изучать материал?) и
другая – функции педагога и его взаимодействие с ребенком (как выстроить
взаимодействие, чтобы ребенку хотелось разобраться в целостной сущности данного
явления мира?).
Тем самым нами подчеркивается, что гуманизация, в своей сущности, может войти в
образовательный процесс только в целостном объятии, и содержательной,
и
процессуальной сторон обучения. Если говорить более детально о понимании
образовательного пространства, которое можно назвать гуманным, то следует
конкретизировать эти две составляющие. Так, культурологическая составляющая
содержания образования, включает культурологический социальный смысл и
индивидуально – личностный, то есть процесс освоение культуры. А процессуальная
составляющая, имеет содержательную сторону мысленного и эвристического
преобразования, и способы и средства развития ученика, который креативно
преобразует свои смыслы.
является
. newmail
Действительно, одним из принципов развивающего обучения, выдвинутых В.В.
сознание
и мышление
Давыдовым,
(http
htm, С.2)”. Получается, что
:// www . maro
ребенок, обнаруживая генетически исходное, всеобщее основание, может, опираясь на
это обобщение, проследить происхождение частных и единичных особенностей этой
системы.
“теоретическое
. ru / elib
/ davvv
003/00000003.
И одновременно, в личностно – ориентированном обучении (И.С. Якиманская,
1996) одним из принципов организации обучение выделяется: выявление субъектного
опыта ученика.
Оказывается, что это не просто некоторый набор представленных данных
образовательного процесса, а та самая необходимость, которую мы иногда и не
учитываем в педагогической деятельности. На самом деле говориться о двух сторонах
одного пространства развития личности ребенка: выделяется как интрапсихическая
действительность (внутренний план – то самое “теоретическое сознание и мышление”),
так
и интерпсихическая деятельность (социальные отношения – особенности
взаимодействия педагога и ребенка).
Остановимся более подробно на тех внутренних изменениях, “для определения
главных эпох построения личности ребенка (1984, т.4, С.247)", которые мы должны
наблюдать.Л.С. Выготский отмечает, что это те изменения в психике, "...которые в самом
главном и основном определяют сознание ребенка, его отношение к среде, его
внутреннюю и внешнюю жизнь, весь ход его развития в данный период (1984, т.4,
С.248)".
Им же отмечается, что "Сознание изначально есть нечто целое это мы
постулируем. Сознание определяет судьбу системы, как организм функции (1982, т.1,
с.157)".
Значит для функционирования сознания, смысл является его функцией и она (функция)
всегда работает по определенным законам. Л.С. Выготский описывает один из таких
законов: “основной закон динамики значений (1982. Т. 2. С. 347)”, который есть
“обогащение слова смыслом, который оно вбирает в себя из всего контекста (1982. Т. 2.
С. 347)”.
В.В. Давыдов о таком “обогащении слова смыслом” пишет с позиций развития
теоретического мышления: “Теоретическое мышление как раз и состоит в том, чтобы
создавать содержательное обобщение той или иной системы, а затем мысленно строить
эту систему, раскрывая возможности ее всеобщего основания (там же)”.
В то же время, в исследованиях И. Канта, И.Г. Фихте, Ф. Шеллинга, Г. Гегеля было
показано, что в фундаменте теоретического отношения человека к действительности
лежит его развитая способность к творческому (продуктивному) воображению (см. [1],
[2], [6], [11]). Как отмечают В.В. Давыдов и В.Т. Кудрявцев (© 1997 Alien Network, Inc.),
именно теоретическое мышление и продуктивное воображение выполняют единую
функцию в познавательном процессе. Они позволяют человеку постигать универсальные
принципы развития вещей и событий, преобразовывать и осмысливать в соответствии с
ними мир как целое. Различие между ними заключается лишь в том, что в мышлении эти
принципы схватываются в форме абстрактных понятий, а в воображении в форме
особых образов, содержанием которых выступает противоречивое единство всеобщего и
единичного, необходимого и случайного.
Как нами было отмечено ранее, само сознание имеет системный характер, эту
системность задает "образующая сознания" или смысл. Одними из таких составляющих
наполнения смысла являются теоретическое мышление и продуктивное воображение.
Иными словами, целый образ чего – то или кого – то мы способны воспринять только
через нашу смысловую систему, и затем только происходит трудоемкая работа нашего
сознания по объективизации культурных значений этого образа.
Что же происходит при создании представлений у ребенка?
В начале появляется образ, сильно привязанный к окружающей его
действительности. Так, девочка Таня, четырех лет, объясняет понятие столы таким
образом: “Столы – это те, которые коричневые”. Что же происходит с изменением
представлений у ребенка с возрастом? Ребенок выделяет для себя не только
второстепенные признаки предмета, но и определяет основную функцию предмета. То
есть, расширение культурных значений данного предмета для самого, именно этого
ребенка приводит к принятию новых культурных значений этой вещи (можно сказать
появлению содержательного обобщения). Эта же девочка в семилетнем возрасте о
понятии “столы” говорила так: “Столы – за ними пишут, рисуют, сидят”.
В нашем клубе мы наблюдаем этому такие подтверждения. Дети, впервые
пришедшие в компьютерный класс и впервые начинающие понимать особенности работы
на такой сложной машине, как компьютер, в начале фиксируют такую целостность в
своих достижениях (наблюдения 2000 – 2002 г.):
Саша Х. (10 лет) – “научилась играть на компьютере”.
Валя Г. (9лет) – “научилась играть на компьютере и решать задачи”. Артем К. (9лет) – “научился играть на компьютере”.
Алена П. (7лет) – “Чувствую себя уверенно рядом с мышкой”.
Дима П. (6,5 лет) – “Теперь играю”.
Женя Г. (7 лет) – “Научился играть”.
Видно, что ребенок впервые новый предмет осознает и принимает смысл своего
взаимодействия с ним как что – то совершенно целостное и неделимое. Подчеркивая для
себя, что он научился играть на компьютере, воспринимая его как некоторый предмет, а
точнее игрушку. И лишь затем, в своем поле расширения смысла данной “игрушки”,
ребенок начинает дифференцировать составляющие данного предмета и действий с ним,
это и есть процесс содержательного обобщения.
Вот как дети на третьем и четвертых занятиях уже отмечают свое расширение
представлений об использовании компьютера:
Саша Х. (10 лет) – “в “Тетрисе” освоила кнопки”.
Валя Г. (9лет) – “научилась управлять человечками”.
Артем К. (9лет) – “стал отгадывать кроссворды”.
Алёна П. (7лет) – “Сегодня поняла, что надо делать, чтобы заработать
много очков”.
Дима П. (6,5 лет) – “Ну, паровоз научился собирать”.
Женя Г. (7 лет) – “Отгадывать слова, читать буквы (английские)”.
Как мы видим, что дети не только начинают конкретизировать функции
компьютера, но эта функциональность уже лежит в постижении конкретных приемов,
конкретной игры. В этом и находится фокус интересов и зона ближайшего развития
ребенка. Да, это еще одно подтверждение, каким образом слово “компьютер”
обогащается смыслом, при этом стоит обратить внимание, что это дети разного
возраста, впервые столкнувшиеся с данным предметом.
Каким же образом Л.С.Выготский описывает механизм рождения смысловых
структур?
Он пишет: "Смысл слова никогда не является полным, в конечном счете, он
упирается в понимание мира (выделено Е. Х.) и во внутреннее строение личности в
целом (1982, т.2, 347)". Как мы видим, здесь показана динамичность процесса, и в то же
время, его специфика, зависящая от личности. Само описание процесса высвечивает
такую логику: при взаимодействии людей посредством символов и/или знаков языка
(являющихся носителями социальных смыслов) происходит процесс перехода от
культурного значения к индивидуальному смыслу.
Возникает совершенно правомерный вопрос:
Что происходит с ребенком, что ему желается расширить или иначе увидеть
новые кем – то и когда – то открытые культурные значения предмета?
То есть, нас в большей степени интересует проблема того внутреннего личностного
переходного момента от интерпсихической представленности к
действия,
интрапсихической, который позволяет родиться личностному смыслу.
И здесь на поверхность всплывает проблема некоторого личностного деяния, некой
активности человека.
Современные подходы к природе человеческого действия различны. С одной
стороны, рассматриваются категории, как отношения действующего лица и его
окружения (Хабермас, 1984), либо, соотнесенность, а возможно и слитность, самого
действующего лица со средствами "медиаторами" (Верч, 1996), с другой стороны,
рассмотрение отдельных психических процессов индивида, выполняющего действие
(Гальперин П.Я., 1965; Пиаже Ж., 1946).Если в одном случае рассматриваются опять таки внешние проявления личности
"видимое поле сознания" (Эльконин Д.Б.,1995), то в другом наблюдаем исследование
какихлибо психологических составляющих человека, теряя
его целость, его
личностную особенность.
Первые шаги некоторого сближения сущностей, внутренне протекающих
психических процессов и соотнесенности, их с примененными личностными средствами,
находим в понятии "опосредованное действие", определенное Верч (1996).
Характеристики внутренней сущности личностного действия человека и,
одновременно, той социальной представленности, позволяющей этому произойти
описаны М.М. Бахтиным. Им показывается его причинные основания "событийности
поступка" и отмечается: "Для выражения поступка "изнутри" и единственного бытия
события, в котором совершается поступок, нужна вся полнота слова: и его
содержательно смысловая сторона (слово понятие), и наглядно выразительное
(слово образ), и эмоционально волевая (интонация слова) в их единстве (1996, с.
105)".
М. Мамардашвили отмечает, что представленность человека, как некоего
существа, его "человеческая форма как таковая соразмерна с космосом в той мере, в
какой она предполагает, что в некой его локальной точке возможно состояние и
действие, отражающее и несущее в себе всю связанность космического целого, которое
несоразмерно, конечно, с отдельным человеческим существом и не могло бы быть в него
умещено (1996, с. 6)". И далее им замечается, что "нравственный закон ("нравственный
закон во мне" по Канту, расшифровка наша Е.Х.) действительно чудо в том смысле
слова, что в виде некоторого простого и само достоверного ощущения или восприятия
может быть дано то, что в принципе можно было бы знать и иметь, только пройдя
бесконечную цепь причинных связей и опосредований, охватив весь мир и потом придя к
необходимости действия здесь (1995, С.6)".
Тем самым, М. Мамардашвили выделяет две очень важные сущности:
человеческая форма существует только в постоянном состоянии "заново
рождения", то есть возникновения личностных смыслов, и вторая,
это тот механизм, та "некоторая природная сила (1996, с. 5)", которая дает
возможность осуществить это человеческое действие, здесь и сейчас, для возникновения
новой человеческой сущности, нового личностного смысла.
Он указывает, что "личностное действие это то, для чего не надо указывать
никаких причин, что не выводимо из того, как принято в данном обществе, не выводимо
и свершилось не по тому, что в данной культуре такой навык и так уговорились считать,
поступать и делать (1996, с. 4)".
Действительно, приобретение личностного смысла происходит лишь в личностном
деянии, в той самой личностной заинтересованности, с одной стороны, и одновременно,
с другой стороны, происходит реорганизация существующих, либо "здесь и сейчас"
приобретенных значений культуры.
Вернемся же вновь к особенностям ребенка и постараемся ответить на вопрос:
Каким же образом у ребенка происходит расширение “интеллектуального и
аффективного содержания” (1982. Т.2. С. 347)?
При описании рождения научного понятия у ребенка Л.С. Выготским
подчеркивается необходимость, с одной стороны, внутренней активности человека, а с
другой стороны, это состояние некоего прорыва, некоего взрыва, благодаря чему
происходит новое конструирование человеческой формы. Описывая процесс
возникновения научных понятий у ребенка, он отмечает: "Научные понятия не
усваиваются и не заучиваются ребенком, не берутся памятью, а возникают искладываются (выделение наше Е.Х.) с помощью величайшего напряжения всей
активности его собственной мысли (1982, т. 2, с. 198)".
Такое личностное действие Л.С.Выготским характеризуется как: "... то новое
отношение действующего к внешнему миру, которое обнаруживается в свободном
действии, руководимом и направляемым словом". И далее: "Кто оставляет это без
внимания, тот неизбежно понимает в ложном свете психологическую природу и речи, и
действия, ибо источник их применения заложен в их функциональном сплетении (1984,
т.5, 89)".
Хотя об этом функциональном сплетении речи и действия и говорится, но нет даже
поставленного вопроса: Что такое смысловое действие?
Мы бы сказали, что существует некоторое смысловое действие личности, которое в
проблемной соотнесенности между собственной способностью человека применять и
расшифровывать понятия,
и некоторой потребностью,
мотивированностью на познание сущности бытия, приобретает смысл.
переживая их,
Как мы видим, Бахтину удалось выделить композиционные составляющие для
событийности личностного действия. Но в то же время, изучение "смыслового поле
сознания" (Эльконин Д.Б., 1995) и "переплетенности речи и действия" (Выготский Л.С.,
т.5, 89) отсутствуют в этих исследованиях.
Смысловое действие нами понимается, как процесс реорганизации смысловой
системы, который завершается некоторой исполнительностью смысла, то есть
появлением ценности у человека.
Нами определяется понятие "смысловое действие", которое:
с одной стороны, имеет процессуальную природу, дает возможность увидеть
реорганизацию смыслов, ориентированных диалогом,
некоторого "резервуара
"выхождения" за порядки, конкретные порядки человеческого бытия в каждый данный
момент (17, 5)",
с другой стороны, описывает феноменологические характеристики этой данности.
Суммируя выше сказанное, нами обозначаются:
1. Под понятием "смысл" принимается основной и конструктивный компонент
человеческого сознания.
2. Культурное развитие ребенка это развитие его смысловой системы
посредством смыслового действия.
3. Нами выделяется три ступени целостности смыслового действия:
Первая ступень целостности "замысел" характеризуется возникновением
побуждения в отношении содержания смысла;
Какие свидетельства наличия первой ступени смыслового действия наблюдали в
компьютерном клубе:
а). Дима А. (7 лет) – В компьютерной игре собирает на палубу корабля груз, но
корабль постоянно тонет. Дима настойчиво продолжает собирать груз, так он
проделывает 8 раз. При этом никого ни о чем, не спрашивая, ему достаточно своей
увлеченности (желания действовать без четкой осмысленности, и даже желания понять
свою содержательную часть процесса). Как мы отмечаем, есть некоторое побуждение.
б). Шура Л. (7 лет) – играет в “Тетрис”, выстраивает огромную пирамиду из
летающих фигур, при этом, совершенно не обращая внимания на то, что все время
проигрывает, так как играет против правил. Ребенок имеет побуждение и при том такое
сильное, что играет так в течение всего занятия и у него даже не возникает потребности
чтото спросить.Действительно, у детей происходит собственное – личностное развитие смысла, но
как мы видим культурные значения (в данном случае правила игры) не присваиваются
ребенком.
Вторая ступень целостности "осмысленность" характеризуется тем, что вместе с
побуждением в отношении смысла происходит и осознание его
некоторым
представленности;
Такими примерами второй ступени могут служить:
а). Аня С. (10 лет) – в своих достижениях подчеркивает, что научилась из гласных
собирать предложение.
Она заявляет о своей осмысленности некоторых
закономерностей лежащих в основе конструкции предложения, а также функций букв в
этом предложении.
б). Надя С. (9 лет) – осмысливает для себя значения хождения по комнатам
лабиринта. Она говорит так: “Научилась ходить по лабиринту, чтобы не потеряться в
лесу”.
в). Эрик К. (7 лет) – разобравшись с правилами игры “Магнит” отмечает для себя,
что “научился пользоваться кнопочками и переворачивать поезда”.
Можно отметить, что движение от личностного смысла к присвоению культурного
значения ребенком происходит посредством сверстника или взрослого через осознание
этого культурного смысла предмета или явления действительности. Так у ребенка
возникает индивидуальный смысл.
Третья ступень целостности "значимость" характеризуется еще более глубоким
осознанием смысла, который становиться значимым, ценным для личности.
Если вторую и первую степень целостности смыслового действия мы фиксировали
в игровой деятельности компьютерного клуба, то проследить возникновение третей
ступени или ценности у личности необходимо за более длительный промежуток
времени. Однако на сегодняшний день мы знаем, что трое детей из третьего класса,
которые ходили в наш клуб в прошлом году. В этом учебном году посещают кружки по
информатике, что может считаться наличием этой значимости для конкретного ребенка
в данный момент времени.
Для решения "задачи" на смысл в одной точке сходятся все личностные структуры: это
и мотивы (интересы), и особенности предметной интерпретации ощущений
(интенциональность), и особенности мыслительной деятельности (ее рефлексивность),
как говорил Выготский: "В конечном счете, он (смысл слова – пояснение Е. Х.)
упирается в понимание мира и во внутреннее строение личности в целом (1982, т.2,
347)", то самое "единство аффективных и интеллектуальных процессов (1982, т.2, 22)".
И теперь возникает совершенно уместный вопрос:
Как содействовать с ребенком так, чтобы интеллектуальные и аффективные
содержания культурных значений стали желаемыми для ребенка?
Нами делается особый акцент на мотивационных составляющих гуманизации
обучения. Ведь со деятельность преподавателя и ученика в этом процессе имеет общее
мотивационное поле, общую постановку целей и со действовании к осуществлению
этого целеполагания. Тем самым, для педагога его осознанное (!) создание условий со _
действования является субстратом для возникновения желания со действовать у
ученика.
Ребенок, имеющий большое желание освоить непонятное действие, как предметного
толка, так и интеллектуального или аффективного вида, находится в ситуации
актуальности проблемы. Он уже имеет достаточное количество потребностей (желаний)
для данных действий, но ему совсем не ясен путь разрешения. Обращаем внимание, чтоэто уже и есть первая ступень целостности смыслового действия "замысел", которая
характеризуется возникновением побуждения в отношении содержания смысла.
Здесь и возникает необходимость у ребенка обратиться к взрослому либо к своему
сверстнику за помощью.
Особо хочется подчеркнуть, что сейчас мы уже перешли в плоскость рассмотрения
особенности интерпсихической деятельности (социальных отношений – особенности
взаимодействия педагога и ребенка).
Для чего же нужен взрослый (либо сверстник) ребенку?
Он необходим ему как определенный носитель культурных орудий, средств
постижения проблемы, носитель культурных смыслов и значений.
Важно, чтобы это средство (способ) было дано ребенку только по его требованию,
когда он готов его приобрести. Часто педагог, стараясь помочь ребенку, подсказывает
ученику то, что ему совсем еще и ненужно. Ребенок еще не имеет внутреннего
стремления двигаться дальше в своем постижении истины.
Я подчеркиваю ту мысль, что у ребенка должна быть уже потребность в
приобретении этого средства либо способа. Вот тогда, в этот момент взрослый помогает
совершить некоторый акт альтернативного пути решения проблемы, давая новое
средство либо способ, предлагая им поэкспериментировать.
Были замечены такие четыре этапа движения в разрешении проблемы у детей 7 –
10 лет.
Этапность
Первый
Второй
Ребенок
Взрослый
Имеет заинтересованность,
но не спрашивает как ему и
что делать.
Желание ребенка не
пропало, и он пробует
задать общий вопрос: “А
как играть в игру?”
Оказывает эмпатийное принятие и поддержку:
“Все у тебя получится. Ты способный, смелый
и умелый и т. д.”
Взрослый,
оказывая поддержку хорошего
желания и способностей ребенка, отвечает по
содержанию вопроса: “Играть на компьютере
… Посмотри какие кнопки нажимать”.
Третий
Отвечает, что у него ничего
не получается.
Четвертый Желание
играть
не
и ребенок
пропадает,
пишет письмо. Либо он сам
формулирует, что ему не
понятно
конкретное
действие.
(вопрос
Взрослый предлагает написать письмо Wizard.
Взрослый спрашивает ребенка: “Что у тебя не
получается?
задается для
конкретизации ребенком своей насущной
проблемы).
Отвечает на конкретно поставленный вопрос.
Поддерживает способности ребенка. Хвалит
его, снимая его неуверенность. А если ребенок
писал письмо Wizard, то предлагает ему снова
попробовать посмотреть,
как играет
компьютер.
что
написание письма снимает тревожность
ребенка, и он начинает осваивать игру
самостоятельно).
(Часто наблюдается,Иными словами, присвоение культурного значения происходит в ситуации
движения от некоторого личностного смысла (который может и не быть культурным
значением), но у ребенка уже есть “замысел”, к индивидуальному смыслу посредством
взаимодействия со взрослым либо сверстником, знающим уже культурное значение
данной сущности. Тем самым, происходит движение ко второй ступени целостности
смыслового действия. Это и есть динамика смысловой системы.
Вот, как об этом писал Л.С. Выготский: "Личность ребенка изменяется как целое в
своем внутреннем строении, и законами изменения этого целого определяется движение
каждой его части (1984, т.4, С.256)".
Подводя итоги наших рассуждений можно подчеркнуть, что присвоение
социальных отношений ребенком происходит посредством постижения универсальных
принципов развития вещей и событий, преобразования и осмысления в соответствии с
ними мира как целого. Были выделены основные моменты:
Культурное развитие ребенка происходит при динамике его смысловой
системы.
Выделено три ступени целостности смыслового действия.
Первая ступень смыслового действия характеризуется наличием личностного
смысла, который может быть не объективен культурному значению конкретной
сущности.
Вторая ступень смыслового действия это переход к объективности и
осознанию культурного значения сущности.
Взрослый должен появиться в со действовании с ребенком только в момент
проблемности для него (ребенка) понимания целостной сущности явления или
предмета.
Список литературы
. df . ru
:// flogiston
1. Андреева M. (1998) http
2. Арсеньев А.С. Библер В.С. Кедров Б.М. (1967). Анализ развивающегося понятия. М.
3. Бахтин M.M. (1996). Искусство и ответственность. M.
4. Бахтин M.M. (1981). The dialogic imagination: Four essays by M.M. Bakhtin, ed.
Michael Holquist, trans. Caryl Emerson and Michael Holquist. Austin: University of
Texas.
003/00000003.
htm
:// www . maro
5. Бахтин M.M. (1975) Проблемы литературы и эстетики. M.
6. Бородай Ю.М. (1966). Воображение и теория познания. М.
7. Верч Д. (1996). Голос разума. М.
8. Выготский Л.С. (1982). Собрание сочинений. М.
9. Гальперин П.Я. (1985). Методы обучения и умственное развитие ребенка. M.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16. Мамардашвили М.К. (1995). Философия и личность http
17. Мамардашвили М.К.
http
:// web . psychology
Эльконин Д.Б. (1989). Избранные психологические труды. M.
Эльконин Д.Б. (1995). Психическое развитие в детском возрасте. M.
Давыдов В.В. (1996). Теория обучения. M.
Давыдов В.В. http
. newmail
/ davvv
Давыдов В.В. (1986). Проблемы развивающего обучения. М.
Ильенков Э.В. (1984).Диалектическая логика. М.
Коул М. (1997). Культурно – историческая психология. М.
Пиаже Ж. (1969). Собрание сочинений. М.
. ru / elib
(1996).
18.
19.
. ru
. ru
Проблема человека в философии
:// web . psychology20.
21.
22.
Якиманская И.С. (1996) Личностно – ориентированное обучение в современной
школе. М.
Friske S., Taylor S. (1990). Social knowledge. http://flogiston.df.ru
Habermas J. (1984). The theory of communicative action. Vol.1.Reason and the
rationalization of society, trans. T. Mc. Carthy. Boston: Beacon Press.