Задачи по социологии для подготовки к ЕГЭ
Оценка 4.7

Задачи по социологии для подготовки к ЕГЭ

Оценка 4.7
docx
23.01.2020
Задачи по социологии для подготовки к ЕГЭ
задачи. соц..docx

Задачи соц. ответы

1. К какой тенденции развития межнациональных отношений можно отнести проведение международного фестиваля молодежи? Приведите любые два других примера этой тенденции развития межнациональных отношений.

Пояснение.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

 

1) указание на то, что приведенный пример отражает тенденцию глобализации, сближения наций, межнациональной интеграции;

2) другие примеры проявления данной тенденции, допустим:

— примеры экономических и политических союзов: Европейская Ассоциация свободной торговли (ЕАСТ), Европейский Союз (ЕС), организация Североатлантического договора (НАТО) и др.;

— примеры международных культурных центров: (Центр международного образования, Центр латиноамериканской культуры и др.).

 

2. После окончания технического колледжа молодой человек устроился консультантом в фирму по производству компьютеров. Спустя некоторое время он поступил на курсы повышения квалификации. Изменения произошли и в его личной жизни: он женился на дочери совладельца компании. Завершение учебы на курсах совпало с его назначением главным менеджером предприятия. Иллюстрацией какого социального процесса может служить данный сюжет? Какие факторы сыграли здесь решающую роль? Как они называются в социологии?

Пояснение.

Содержание верного ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла).

В ответе называется процесс: вертикальная восходящая социальная мобильность. Указаны ее факторы: получение образования, брак с лицом, занимающим более высокий статус.

Дано общее социологическое название этих факторов: каналы («лифты») социальной мобильности.

 

3. Сикхи в Индии, тамилы в Шри-Ланке, баски в Испании выступают за создание собственных государств, и межнациональный конфликт в этих странах вылился в многолетнее кровавое вооруженное противостояние. Что явилось причиной межнациональных конфликтов в этих странах? Назовите любые две иные причины межнациональных конфликтов.

Пояснение.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

 

1) указание на то, что причиной межнациональных конфликтов в названных странах стало стремление отдельных народов к политической независимости;

 

2) другие причины, например:

— требование культурной автономии;

— борьба за подлинное равноправие.

 

4. Возникшая в глу­бо­кой древности семья пер­во­на­чаль­но сосредоточивала в себе все ос­нов­ные функции по обес­пе­че­нию жизнедеятельности человека. По­сте­пен­но она стала раз­де­лять свои от­дель­ные функции с дру­ги­ми институтами общества. Ука­жи­те три такие функции. На­зо­ви­те социальные институты, ко­то­рые стали их выполнять.

Пояснение.

Правильный ответ дол­жен содержать сле­ду­ю­щие элементы:

1. Функ­ции семьи, ко­то­рые были раз­де­ле­ны с дру­ги­ми институтами общества.

а) Со­ци­а­ли­зи­ру­ю­щая - фор­ми­ро­ва­ние индивида как личности.

б) Защитная

в) Досуговая.

2. Институты, ко­то­рые стали выполнять.

1. Образование, религия. Участ­ву­ют в со­ци­а­ли­за­ции личности.

2. Государство, за­щи­ща­ет права детей. Армия.

3. Сред­ства массовой информации. Пред­став­ля­ют возможности ор­га­ни­за­ции досуга, воз­мож­но­сти для раз­вле­че­ния членов семьи.

 

5. В одной из североафриканских стран начался вооруженный конфликт между властью и оппозицией. Многие мирные жители из опасения за свою жизнь покинули свои дома и начали покидать страну, пополняя лагеря беженцев в соседних странах, стараясь добраться до Европы, найти работу по специальности.

Какое социальное явление представляет данный пример? Приведите конкретное название социального явления, описанного в задаче.

Укажите две характеризующие его черты (признаки).

Пояснение.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

 

1) Дан ответ, например:

- описываемое в задании явление - социальная мобильность, одна из ее форм - миграция.

 

2) Приведены характерные черты, например: приведенную форму социальной мобильности можно охарактеризовать как:

- групповую (охватывает множество людей);

- территориальную (географическую) (люди меняют местожительства);

 

6. В одном из учебников это явление раскрывается так: «Совокупность средств и приёмов, с помощью которых общество гарантирует, что поведение его членов, отдельных субъектов управления, социальных групп будет осуществляться в соответствии с установленными общественными нормами и ценностями». Назовите социальное явление, о котором говорится в тексте. Используя знания обществоведческого курса, приведите два его элемента и проиллюстрируйте примером один (любой) из них.

 

Пояснение.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) социальное явление: социальный контроль;

2) два элемента:

– социальные нормы;

– социальные санкции;

3) пример, допустим: санкции поощрения – похвала, аплодисменты, приз, грамота и т.д.

 

7. В любом современном обществе существуют богатые и бедные, различающиеся уровнем дохода и властью в обществе. Какое социальное явление иллюстрируют указанные различия? На основе обществоведческих знаний укажите любые три социальных фактора, которые эти различия определяют.

Пояснение.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1. Указано социальное явление.

- социальная стратификация

2. указаны три факторы, определяющих это различие, допустим:

- экономический

- политический

- профессиональный

 

8. Английский со­цио­лог Эн­то­ни Гид­денс это яв­ле­ние опре­де­ля­ет как про­цесс обу­че­ния и воспитания, в ходе ко­то­ро­го бес­по­мощ­ный мла­де­нец по­сте­пен­но пре­вра­ща­ет­ся в об­ла­да­ю­щее са­мо­со­зна­ни­ем ра­зум­ное существо, по­ни­ма­ю­щее суть культуры, в ко­то­рой он родился. На­зо­ви­те со­ци­аль­ное явление, смысл ко­то­ро­го рас­крыл Э. Гидденс. Ука­жи­те любые два субъекта, ока­зы­ва­ю­щих наи­боль­шее вли­я­ние на этот про­цесс и вли­я­ние од­но­го из них про­ил­лю­стри­руй­те примером.

Пояснение.

В пра­виль­ном от­ве­те долж­ны быть указаны:

- со­ци­аль­ное яв­ле­ние - социализация.

Могут быть на­зва­ны сле­ду­ю­щие субъекты:

- семья;

- школа;

- окру­жа­ю­щая среда.

Могут быть при­ве­де­ны сле­ду­ю­щие примеры:

- пер­вич­ная со­ци­а­ли­за­ция про­ис­хо­дит в семье;

- школа и со­ци­аль­ное окру­же­ние очень важны на этапе вто­рич­ной социализации.

Могут быть при­ве­де­ны и иные при­ме­ры не ис­ка­жа­ю­щие смысла.

 

9. При устрой­стве на ра­бо­ту граж­дан­ка А. за­пол­ня­ла анкету, в ко­то­рой указала, что она спе­ци­а­лист с выс­шим образованием, про­ис­хо­дит из семьи служащих, замужем, имеет двух детей. На­зо­ви­те один пред­пи­сан­ный и два до­стиг­ну­тых ста­ту­са граж­дан­ки А., ко­то­рые она от­ме­ти­ла в анкете. На при­ме­ре од­но­го из на­зван­ных до­стиг­ну­тых ста­ту­сов ука­жи­те ста­тус­ные права и обязанности.

Пояснение.

В от­ве­те могут быть указаны:

1. Предписанный - статус, в ко­то­ром че­ло­век рож­ден или ко­то­рый на­зна­ча­ет­ся ему по про­ше­ствии вре­ме­ни - про­ис­хо­дит из семьи служащих.

2. Достигаемый - статус, ко­то­рый че­ло­век по­лу­чил бла­го­да­ря своим усилиям, же­ла­нию или ве­зе­нию

- спе­ци­а­лист с выс­шим образованием;

- замужем;

- имеет двух детей.

Может быть при­ве­ден сле­ду­ю­щий при­мер от­но­си­тель­но до­стиг­ну­то­го статуса:

Родители имеют право и обя­за­ны вос­пи­ты­вать своих детей.

Родители несут от­вет­ствен­ность за вос­пи­та­ние и раз­ви­тие своих детей. Они обя­за­ны за­бо­тить­ся о здоровье, физическом, психическом, ду­хов­ном и нрав­ствен­ном раз­ви­тии своих детей.

Родители имеют пре­иму­ще­ствен­ное право на вос­пи­та­ние своих детей перед всеми дру­ги­ми лицами.

 

10. Законодательное собрание одной из республик РФ утвердило законопроект, предложенный правительством республики. Согласно этому закону в целях борьбы с утечкой капитала в республике вводилась своя денежная единица. Имеет ли право законодательный орган республики утвердить данный законопроект? Приведите два аргумента в обоснование своей позиции.

Пояснение.

Содержание верного ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла).

Должен быть дан следующий ответ: Законодательный орган республики не имеет права утверждать законопроект, касающийся введения собственной валюты:

— в целях сохранения государственной целостности Конституция РФ право на установление валютного регулирования оставляет за государством;

— Конституция РФ гарантирует единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств.

 

11. Гражданин Д. решил приобрести в магазине в кредит телевизор. Нормами какого права будут регулироваться данные правоотношения? Какие юридические последствия влечет данная сделка? Приведите по два обязательства со стороны гражданина и магазина.

Пояснение.

Содержание верного ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла).

В ответе должны содержаться следующие элементы:

1) названы нормы права:

— данные правоотношения будут регулироваться нормами гражданского права;

2) дан правильный ответ:

— магазин и покупатель берут на себя взаимные обязательства и приобретают права;

3) приведены юридические последствия, например:

со стороны гражданина:

— обязан предоставить справки о заработной плате, свидетельствующие, что он может выплатить стоимость телевизора;

— обязан вносить в срок суммы платежа по кредиту;

со стороны магазина:

— обязан предоставить качественный товар;

— обязан правильно оформить все документы, подтверждающие куплю-продажу;

— обязан правильно оформить документы на кредит;

— обязан заменить купленный телевизор в случае обнаружения заводской неисправности.

 

12. Гражданин А., находясь в разводе со своей женой, платил алименты на содержание несовершеннолетнего сына. Когда сыну исполнилось 30 лет, отец обратился к нему с просьбой о материальной помощи, поскольку он потерял трудоспособность по инвалидности. Сын отказался оказывать помощь отцу, мотивируя это тем, что отец находился в разводе с его матерью и не принимал непосредственного участия в его воспитании. Отец подал в суд. Должен ли в этом случае сын оказывать отцу материальную помощь? Приведите два аргумента в обоснование своей позиции.

Пояснение.

Содержание верного ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла).

Должен быть дан следующий ответ: Сын обязан оказывать отцу материальную помощь.

Приведены два аргумента:

— согласно Конституции РФ взрослые дети должны оказывать материальную поддержку своим нетрудоспособным родителям;

— несмотря на то, что отец не принимал непосредственного участия в воспитании сына, он не уклонялся от оказания ему материальной помощи до достижения совершеннолетия;

— согласно Семейному кодексу суд может взыскать с сына алименты в пользу нетрудоспособного отца;

— Уголовный кодекс РФ предусматривает уголовную ответственность детей, уклоняющихся от оказания материальной помощи нетрудоспособным родителям.

 

13. 17-летний юноша на свою первую стипендию купил три диска с записями его любимой музыкальной группы. Разрешения родителей он при этом не спросил. Имел ли юноша юридическое право на эту покупку? К какому источнику права нужно обратиться, чтобы найти ответ на данный вопрос? Какой дееспособностью он обладает?

Пояснение.

Содержание верного ответа(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла).

В ответе должны содержаться следующие позиции:

1) юноша имел право на совершение данной покупки;

2) указан Гражданский кодекс РФ, к которому нужно обратиться за ответом;

3) указано, что 17-летний юноша обладает частичной дееспособностью.

 

14.С помощью примеров проиллюстрируйте каждую из трех разновидностей социальных норм: традицию, обычай, церемонию.

Пояснение.

Содержание верного ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла).

В ответе могут быть приведены примеры:

— традиции — гостеприимство

— обычая — празднование юбилея

— церемонии — коронация

 

15. Назовите две тенденции в развитии современных межнациональных отношений и проиллюстрируйте примером каждую из них.

Пояснение.

В правильном ответе могут быть названы и проиллюстрированы примерами следующие тенденции в развитии межнациональных отношений:

 

1) интеграция: экономическое, культурное и политическое сближение наций, разрушение национальных перегородок (например, образование Совета Европы);

2) стремление ряда народов сохранить или обрести национальную самостоятельность (например, стремление народа Косово к независимости);

3) противостояние экономической, политической и культурной экспансии сверхдержав (движение антиглобалистов).

 

16. Покажите с помощью трех примеров многообразие критериев выделения социальных групп. В каждом случае укажите критерий и приведите к нему конкретный пример.

Пояснение.

В ответе должны быть представлены следующие элементы:

 

1) критерии, например:

— возраст;

— род занятий (профессия);

— величина дохода;

2) соответствующие примеры (например, молодежь, труженики сельского хозяйства, средний класс

 

17. С опорой на обществоведческие знания и личный социальный опыт смоделируйте конкретную ситуацию, иллюстрирующую позитивное отклоняющееся поведение. Приведите три примера формальных позитивных санкций, возможных в этом случае.

Пояснение.

В ответе должны содержаться следующие элементы;

 

1) модель ситуации, допустим:

— К., сотрудник отдела рекламы крупной фирмы, занимающейся продажей недвижимости, использовал нетрадиционный стиль одежды для привлечения клиентов, благодаря этому за короткий срок значительно увеличился объём продаж.

 

2) три примера санкций, допустим: руководство фирмы одобрило его новаторство и

— К. выписали премию;

— К. вручили грамоту;

— К. была предложена новая должность с перспективой карьерного роста.

 

18. Сформулируйте три возможных позитивных последствия конфликтной политической ситуации и приведите соответствующие примеры.

Пояснение.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1. Сформулированы три позитивных последствия конфликтной политической ситуации и приведены соответствующие примеры.

- возникновение конфликтной политической ситуации позволяет обнаружить проблемы, изначально незаметные и попытаться их разрешить (общественные выступления после парламентских и президентских выборов 2011/2012 годов привели к возобновлению прямых выборов губернаторов и изменению в избирательном законодательстве);

- усиление внутренней сплоченности в случае возникновения внешних конфликтов (после начала Первой мировой войны большинство политических партий выразили поддержку правительству, объединившись под знаменем патриотизма);

- выработка у участников конфликта умений и навыков, необходимых для защиты своих интересов (попытки введения в России ювенальной юстиции привели к формированию общественных организаций, выступающих против нее, использовавших разные методы борьбы; сбор подписей, обращения к власти, реакции власти).

- выявление политических группировок и их лидеров (в России постепенно оформляется так называемая не системная оппозиция, выявляются ее лидеры,

 

19. Назовите три признака, опре­де­ля­ю­щие этническую при­над­леж­ность индивида, и про­ил­лю­стри­руй­те каждый из них примером.

Пояснение.

В пра­виль­ном ответе могут быть ука­за­ны следующие при­зна­ки и примеры:

- общей тер­ри­то­рии (Русские в своем боль­шин­стве проживают в РФ.),

- общ­ность языка (В каж­дом государстве есть. го­су­дар­ствен­ный язык. это,как правило,- язык до­ми­ни­ру­ю­ще­го этноса),

обобщенность культуры. (В США боль­шин­ство жителей от­ме­ча­ют День благодарения)

Могут быть при­ве­де­ны и иные при­зна­ки и примеры, не ис­ка­жа­ю­щие смысла.

 

20. С опо­рой на об­ще­ство­вед­че­ские знания, лич­ный опыт смо­де­ли­руй­те кон­крет­ную ситуацию, ил­лю­стри­ру­ю­щую не­га­тив­ное от­кло­ня­ю­ще­е­ся поведение. При­ве­ди­те три при­ме­ра не­фор­маль­ных не­га­тив­ных санкций, воз­мож­ных в этом случае

Пояснение.

В пра­виль­ном от­ве­те могут быть ука­за­ны сле­ду­ю­щие виды и примеры:

 

Примеры ситуаций: 1) мо­дель си­ту­а­ции, до­пу­стим:

 

- К., со­труд­ник круп­ной ре­клам­ной фирмы, со­рвал пе­ре­го­во­ры с парт­не­ра­ми, при­чи­ной срыва ока­за­лось его при­стра­стие к лег­ким нар­ко­ти­кам.

 

2) три при­ме­ра санк­ций, до­пу­стим: со­труд­ни­ки фирмы осу­ди­ли его дей­ствия.

 

- С со­труд­ником К. пе­ре­ста­ли общаться его друзья, узнав о его при­стра­стии к наркотикам

- Со­труд­ни­ку К. сде­ла­ла замечание соседка, за то что он курил лег­кие наркотики на лест­нич­ной площадке.

 

 

21. В процессе социализации происходит взаимовлияние между теми, кто осуществляет социализацию, и теми, кто социализируется. Проиллюстрируйте двумя примерами это взаимовлияние.

Пояснение.

Могут быть приведены следующие примеры взаимовлияния:

1) Пётр рассказывает своему сыну Антону о том, как правильно вести себя в театре. Антон выслушал отца и указал ему на то, что сам Пётр не соблюдает этих правил. Отец задумался и в следующий раз выключил телефон во время спектакля;

2) Один из уроков обществознания проходил B виде ролевой игры «Выборы», школьники смогли аргументированно обосновать важность каждого голоса для будущего страны.

Учитель, ранее пропускавший выборы, под влиянием этого урока в день выборов пошёл на избирательный участок и проголосовал за одного из кандидатов.

 

22. Назовите любые три вида социальных норм и проиллюстрируйте каждый из них примером.

Пояснение.

В ответе могут быть названы и проиллюстрированы следующие виды социальных норм:

1) обычаи и традиции (например, традиция наряжать ёлку на Новый год);

2) правовые нормы (например, переходить улицу по пешеходному переходу);

3) моральные нормы (например: «Поступай с другими так, как бы ты хотел, чтобы поступали с тобой» и т. п.).

 

23. Назовите и проиллюстрируйте примерами любые три направления влияния государства на социализацию человека.

Пояснение.

В правильном ответе должны быть названы направления и приведены соответствующие примеры:

1) защита прав и свобод личности (например, государство присоединилось к конвенции о правах ребёнка)

2) создание и регулирование системы образования (например, в рамках государственной программы школы были оснащены современной техникой и учебными пособиями);

3) осуществление гражданского образования и воспитания (например, во всех школах были введены уроки по изучению конституции государства);

4) установление правовых рамок функционирования различных институтов социализации (например, государство ввело ограничения на демонстрацию по телевидению фильмов, содержащих откровенные сцены, а также сцены насилия и т.п.).

Могут быть названы и проиллюстрированы другие направления, приведены другие примеры

 

23. Назовите три характерные черты семьи демократического (партнёрского, эгалитарного) типа и проиллюстрируйте каждую из них примером.

Пояснение.

В ответе могут быть названы и проиллюстрированы примерами следующие характерные черты семьи демократического (партнёрского, згалитарного) типа, например:

1) справедливое распределение домашних обязанностей (в семье К. нет функционально чёткого разделения и закрепления мужских и женских обязанностей (муж — кормилец, жена — хозяйка);

2) совместное обсуждение проблем и принятие решений всеми членами семьи (например, связанных с семейным бюджетом);

3) особая эмоциональная насыщенность отношений (примеры взаимной поддержки и кооперации взрослых и детей).

 

 

24. Приведите три примера влияния социального окружения на личность. В каждом случае опишите конкретную ситуацию и укажите, что именно оказывает влияние на развитие человека.

Пояснение.

Правильный ответ должен содержать примеры и указание содержания влияния, допустим:

1) в окружении Сергея А. все бросили курить и подшучивали над ним из-за того, что он никак не может преодолеть себя; через полгода Сергей тоже стал некурящим (влияние образа жизни людей, образующих круг общения, знакомых, приятелей);

2) в семье Марии Г. все играют на музыкальных инструментах, и она тоже училась музыке, окончила музыкальную школу (влияние интересов семьи);

3) Алексей А. работает на металлургическом комбинате. Он унаследовал свою профессию от отца, а отец – от деда. Это настоящая профессиональная династия металлургов (влияние профессиональных занятий родителей).

 

25. Автор утверждает, что «Политические отношения, политика оказывают постоянное воздействие на экономические отношения, экономику. А последняя, со своей стороны, предопределяет в конечном счете тип, характер и другие основные параметры самой политики». Опираясь на знание обществоведческого курса, других учебных дисциплин и социальный опыт, приведите три аргумента, подтверждающих точку зрения автора.

 

Прочитайте текст и выполните задания С1-С4.

 

По своей изначальной природе и характеру политические отношения представляют собой разновидность общественных отношений.

 

Важнейшей отличительной особенностью политических отношений по сравнению с социальными, экономическими, идеологическими и другими отношениями является возникновение и развитие их в связи с политикой и по поводу политики. Политика при этом понимается в самом широком смысле слова как сфера деятельности различных ее субъектов, связанная с отношениями между различными слоями общества, классами, этническими группами, нациями и другими социальными общностями, в основе которой лежит проблема завоевания, удержания или использования политической, и в особенности государственной власти. Там, где невозможно захватить государственную власть, политические партии, другие объекты политики, вступая в различные отношения друг с другом, стремятся оказывать влияние на процесс формирования и функционирования государственной власти. 

 

Политические отношения составляют важную часть всех общественных отношений. Характер их и особенности процесса из возникновения, становления и развития обуславливаются типом государственной власти (рабовладельческая, феодальная и т.п.), особенностями государственного режима (демократический, автократический и т.п.), а также другими факторами.

 

Находясь в неразрывной связи и взаимодействии с экономическими, социальными и иными отношениями, политические отношения оказывают на них значительное влияние, подвергаясь, в свою очередь, с их стороны обратному влиянию. В особенности это касается взаимосвязи и взаимодействия политических отношений с экономическими. Политические отношения, политика оказывают постоянное воздействие на экономические отношения, экономику. А последняя, со своей стороны, предопределяет в конечном счете тип, характер и другие основные параметры самой политики.

 

Важной политической категорией является категория «политической борьбы» или, как ее чаще именуют — «политического конфликта».

 

Политический конфликт определяется как противоборство двух или нескольких субъектов политических отношений, обусловленное несовместимостью (противоположностью) их интересов, потребностей, систем ценностей и знаний. Политический, так же как и любой иной, конфликт всегда связан с наличием определенных, как правило, весьма спорных, противоречивых внутренних и внешних обстоятельств и всегда имеет свой предмет...

 

В зависимости от используемых критериев политические конфликты подразделяются на различные виды. Например, в зависимости от продолжительности, от характера действующих субъектов, в зависимости от используемых ресурсов.

 

(М.Н. Марченко)

Пояснение.

Правильный ответ должен содержать следующие аргументы, допустим:

 

Действительно, именно экономическая ступень развития общества определяет, какой тип политических отношений может вообще сложиться в обществе (для феодализма характерны монархии, с переходом к капитализму возникают демократические республики).

 

Свободные экономические отношения напрямую диктуют установление демократических свобод в обществе.

 

Последовательная экономическая политика во многом обусловливает направление и темпы развития экономики (через установление системы налогооблаже- ния, правовое регулирование и т. д.).

 

27. Как тип легитимности влияет на форму государства? Используя содержание текста и знания обществоведческого курса, выскажите три предположения.

 

Прочитайте текст и выполните задания С1—С4.

 

Государство, равно как и политические союзы, исторически ему предшествующие, есть отношение господства людей над людьми, опирающееся на легитимное (то есть считающееся легитимным) насилие как средство. Таким образом, чтобы оно существовало, люди, находящиеся под господством, должны подчиняться авторитету, на который претендуют те, кто теперь господствует. Когда и почему они так поступают? Какие внутренние основания для оправдания господства и какие внешние средства служат ему опорой?

 

В принципе имеется три вида внутренних оправданий, то есть оснований легитимности (начнём с них). Во-первых, это авторитет «вечно вчерашнего»: авторитет нравов, освящённых исконной значимостью и привычной ориентацией на их соблюдение, — «традиционное» господство, как его осуществляли патриарх и патримониальный князь старого типа. Далее, авторитет внеобы-денного личного дара (харизма), полная личная преданность и личное доверие, вызываемое наличием качеств вождя у какого-то человека: откровений, героизма и других, — харизматическое господство, как его осуществляют пророк, или — в области политического — избранный князь-военачальник, или плебисцитарный властитель, выдающийся демагог и политический партийный вождь. Наконец, господство в силу «легальности», в силу веры в обязательность легального установления и деловой «компетентности», обоснованной рационально созданными правилами, то есть ориентации на подчинение при выполнении установленных правил — господство в том виде, в каком его осуществляют современный «государственный служащий» и все те носители власти, которые похожи на него в этом отношении.

 

Понятно, что в действительности подчинение обусловливают чрезвычайно грубые мотивы страха и надежды — страха перед местью магических сил или властителя, надежды на потустороннее или посюстороннее вознаграждение — и вместе с тем самые разнообразные интересы. К этому мы сейчас вернёмся. Но если пытаться выяснить, на чём основана «легитимность» такой покорности, тогда, конечно, столкнёшься с указанными тремя её «чистыми» типами.

 

(М. Вебер)

Пояснение.

Могут быть высказаны следующие предположения:

1) тип легитимности может определить форму правления, например: традиционная легитимность предполагает скорее монархическую форму правления;

2) тип легитимности может определить политический режим, например: традиционная или харизматическая легитимность могут обусловить авторитарный режим;

3) тип легитимности может влиять на форму государственного устройства, например: рациональная легитимность может эффективно обеспечить как функционирование федерации, так и унитарного государства; традиционная легитимность — скорее унитарного государства.

 

28. Авторы полагают, что для эффективности государства необходима не только централизация управления, но «обеспечение зависимости государства от гражданского общества». Приведите три аргумента в обоснование заявленной точки зрения.

 

Прочитайте текст и выполните задания C1–C4.

 

 

Кризис «проникновения» власти

Кризис «проникновения» отражает противоречия, которые возникают при стремлении правящих сил (прежде всего высших органов государственной власти) реализовать свои решения во всех сферах общественной жизни. В условиях модернизации соперничество групп за ресурсы власти, господство своих ценностей, властные полномочия, приводит к появлению множества центров влияния, обладающих возможностью изменять в свою пользу содержание управленческих решений (законов, установлений) центральных властей. Например, местные элиты апеллируют к местным нормам, обычаям

и интересам, что при распаде хозяйственных и иных связей позволяет им сохранить и усилить свое влияние. На изменение характера принятых решений могут претендовать не только местные правящие элиты, стремящиеся к дополнительным полномочиям и прерогативам при решении политических вопросов, но и оппозиция. Снижают эффективность

политического регулирования также и разнородность позиций различных групп и слоев населения, отсутствие у граждан политического опыта, иррациональные черты массового сознания, влияющие на неадекватное восприятие решений центра.

 

В результате законы, постановления и иные нормативные распоряжения властей во многом теряют свою регулирующую способность, т.е. не проникают в достаточной мере в социальные и политические отношения. Понижение эффективности решений центральных властей принижает авторитет не только режима, но и исповедуемых им ценностей. Попытки

исправить положение, любой ценой «продавить» необходимые решения нередко заставляют режим перешагивать допустимые границы в политическом торге с оппонентами, толкают правящие круги к популизму, способствуют нарастанию коррупции, усиливают теневые механизмы власти.

 

Чтобы решения исполнялись, несмотря на сопротивление, правящие круги должны прежде всего формировать рациональную организацию власти. С одной стороны, к прерогативам центра следует относить только те вопросы, которые необходимо решать в масштабах всего государства (соблюдение равенства всех граждан перед законом, охрана границ, обеспечение

стабильности валюты и т.д.), способствуя тем самым активному перераспределению полномочий между центром и местами, возлагая на территориальные органы управления ответственность за принятие конкретных решений по вопросам реформ в их регионах. С другой стороны, такая реорганизация власти должна сохранять вертикальную ответственность нижестоящих органов управления, препятствовать их атомизации и обеспечивать надежные формы контроля за деятельностью всех структур,задействованных в принятии и осуществлении решений. Таким образом, можно будет не только сохранить необходимую обществу централизацию управления, но и решить более общую задачу – обеспечение зависимости государства от гражданского общества.

 

(В.П. Пугачев, А.И. Соловьев)

Пояснение.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы: приведены три аргумента, допустим:

а) связь государства с гражданским обществом позволит быстрее распознавать реальные общественные интересы и потребности, быстрее реагировать на них;

б) гражданские институты и организации способны фокусироватьновые инициативы, возникающие в обществе, например, движение экологов, автомобилистов, интернет-сообщества и т.д. Государство же, в режиме «круглого стола», способно вырабатывать и принимать необходимые политические решения;

в) велик потенциал гражданских ассоциаций в противодействии коррупции и злоупотреблению со стороны чиновников;

г) гражданское общество должно обеспечивать общественную экспертизу и критику проводимой политики, активное и хорошо структурированное гражданское общество не даст государственному аппарату закостенеть, чиновникам забронзоветь, утратить стимул к развитию;

д) важным гражданским институтом, который способен стать партнером государства, посредником между государством и

общество, являются политические партии, четко аккумулирующие и представляющие политические интересы. Могут быть сформулированы и иные адекватные аргументы о взаимосвязи личных и коллективных интересов граждан.

 

29. Автор относит конфедеративное государство к одной из самых нежизнеспособных форм государственного устройства. Согласны ли вы с этой оценкой? Приведите два аргумента для обоснования своей позиции: один теоретического характера, другой – с опорой на факты прошлого и современности.

 

Прочитайте текст и выполните задания C1—С4.

Когда говорят о территориальном или территориально-административном разделении, то имеют в виду принципы и механизмы взаимоотношений между центральными и местными органами государственной власти. В реальной жизни эти принципы и механизмы выражаются в унитаризме, федерализме и конфедерализме…

Унитарный тип является одной из самых распространённых форм территориально-политической организации, как в современном мире, так и в прежние периоды истории человечества. В унитарном государстве полномочия делегируются центральными властями территориальным органам самоуправления, а в федеральном государстве унитаризм существует в рамках субнациональных единиц: штатов, земель, провинций, областей. В отличие от федерального государства, в котором три уровня управления – федеральный, субъектов федерации и местный, унитарное государство характеризуется господством единой системы органов власти и правосудия, руководствующихся едиными правовыми и конституционными нормами. Здесь все управленческие образования сверху донизу подчиняются правительству. Руководители местных органов власти избираются, но их прерогативы ограничены…

Во многих странах современного мира утвердился федеративный тип государственно-территориального устройства. Федерация представляет собой союзное государство множества или нескольких государственных образований, обладающих определённой степенью самостоятельности в тех или иных сферах общественной жизни. Федеративное устройство государства отражается на структуре высшего законодательного органа, который состоит из двух палат.

Конфедерация представляет собой внутренне противоречивую форму политической организации. Здесь каждое входящее в конфедерацию образование почти в полном объёме сохраняют свои конституционные прерогативы и власть. Центральное правительство получает средства на свою деятельность за счёт более или менее добровольных взносов нижестоящих правительств… Как показал исторический опыт, конфедерация является одной из самых нежизнеспособных форм государственного устройства.

 

(К.С. Гаджиев)

Пояснение.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) ответ на вопрос (мнение выпускника), например: согласие или несогласие с позицией автора;

2) аргументы.

В случае выражения согласия с позицией автора могут быть приведены следующие аргументы:

1) теоретического характера, например: поскольку в конфедерации каждое образование почти в полном объеме сохраняет свои полномочия, возможно возникновение споров по различным вопросам (уплата налогов, содержание вооруженных сил и т. п.);

2) с опорой на факты, например: большинство конфедераций прошлого (США до принятия конституции, Германский союз в XIX в.) распадались достаточно быстро.

В случае выражения несогласия с позицией автора могут быть приведены следующие аргументы:

1) теоретического характера, например: в условиях конфедерации максимально учитываются интересы и специфика отдельных образований;

2) с опорой на факты, например: длительное существование и процветание Швейцарской конфедерации.

 

30. Опираясь на ма­те­ри­ал курса обществознания, ука­жи­те три любых ка­на­ла рекрутирования со­вре­мен­ной политической элиты, по­яс­ни­те кратко зна­че­ние каждого из них.

 

Прочитайте текст и выполните задания С1-С4.

Циркуляция элит

Аристократии не вечны. Ка­ко­вы бы ни были причины, не­оспо­ри­мо то, что через какое-то время они исчезают. Ис­то­рия - это клад­би­ще аристократий... Не­ко­то­рые аристократии при­хо­дят в упа­док не толь­ко в количественном, но и в ка­че­ствен­ном отношении, по­сколь­ку в них осла­бе­ва­ет энергия и из­ме­ня­ют­ся пропорции ресурсов, бла­го­да­ря которым они завоёвывали власть и удер­жи­ва­ли её. [...]

Правящий класс вос­ста­нав­ли­ва­ет­ся не толь­ко численно, но, что более важно, и качественно: бла­го­да­ря семьям из низ­ших классов, при­но­ся­щим энергию и ресурсы, не­об­хо­ди­мые для удер­жа­ния власти. Он вос­ста­нав­ли­ва­ет­ся также и бла­го­да­ря тому, что те­ря­ет своих наи­бо­лее деградировавших членов.

Если один из этих про­цес­сов прекратится или, что ещё хуже, пре­кра­тят­ся оба, пра­вя­щий класс придёт к упадку, часто вле­ку­ще­му за собой упа­док всей нации. Это мощ­ная причина, на­ру­ша­ю­щая равновесие: на­коп­ле­ние высших эле­мен­тов в низ­ших классах и, напротив, низ­ших элементов в выс­ших классах. Если бы че­ло­ве­че­ские аристократии были по­доб­ны отборным видам животных, ко­то­рые в те­че­ние длительного вре­ме­ни воспроизводят себе по­доб­ных примерно с теми же признаками, ис­то­рия человечества была бы иной.

В ре­зуль­та­те циркуляции элит пра­вя­щая элита на­хо­дит­ся в со­сто­я­нии постоянной и мед­лен­ной трансформации, дви­жет­ся подобно реке; се­год­ня она уже не та, что была вчера. Время от вре­ме­ни происходят не­ожи­дан­но­сти и же­сто­кие потрясения, по­доб­ные наводнениям; затем новая пра­вя­щая элита вновь на­чи­на­ет постепенно меняться: река, во­шед­шая в свое русло, воз­об­нов­ля­ет обычный путь.

Революции происходят, по­сколь­ку с за­мед­ле­ни­ем циркуляции элиты или по какой- либо дру­гой причине в выс­ших стратах об­ще­ства накапливаются де­гра­ди­ро­вав­шие элементы, ко­то­рые более не об­ла­да­ют ресурсами, не­об­хо­ди­мы­ми для удер­жа­ния власти, ко­то­рые избегают при­ме­не­ния силы, в то время как в низ­ших стратах воз­рас­та­ет число эле­мен­тов высшего качества, об­ла­да­ю­щих потенциалом, не­об­хо­ди­мым для вы­пол­не­ния функции управления, и склон­ных к ис­поль­зо­ва­нию силы.

 

(В. Парето)

Пояснение.

Правильный ответ дол­жен содержать сле­ду­ю­щие элементы.

 

Могут быть ука­за­ны каналы ре­кру­ти­ро­ва­ния элиты и приведены

соответствующие им пояснения, допустим:

1) деятельность в рядах по­ли­ти­че­ской партии или граж­дан­ской организации, важ­ность данного ка­на­ла возрастает в связи с уси­ле­ни­ем фокуса граж­дан­ско­го общества, рас­ши­ре­ни­ем его воз­мож­но­стей влияния на власть; де­я­тель­ность в рядах по­ли­ти­че­ской партии может по­слу­жить хорошей стар­то­вой площадкой для при­хо­да в боль­шую политику;

2) работа в сред­ствах массовой информации, ак­тив­ность в блогосфере, в со­вре­мен­ном информационном об­ще­стве блогосфера ста­но­вит­ся всё более и более зна­чи­мым фактором в по­ли­ти­че­ской жизни, люди, за­ре­ко­мен­до­вав­шие себя как вли­я­тель­ные блогеры, могут по­пол­нить собой ряды про­фес­си­о­наль­ных политиков;

3) деятельность в сфере бизнеса, за­ня­тие предпринимательством, пред­при­ни­ма­тель­ское сообщество тесно свя­за­но с ре­аль­ной политикой, вли­я­ет на неё, по­это­му часть пред­ста­ви­те­лей бизнеса может пе­рей­ти на ра­бо­ту в пра­ви­тель­ство или быть из­бран­ны­ми в пар­ла­мент страны.

 

31. Опираясь на зна­ния об­ще­ство­вед­че­ско­го курса, на­зо­ви­те по­ли­ти­че­ский режим, в рам­ках ко­то­ро­го ни при каких усло­ви­ях не­воз­мож­но раз­ви­тие ин­сти­ту­тов граж­дан­ско­го общества. На­зо­ви­те три любые функ­ции граж­дан­ско­го общества, не упо­мя­ну­тые в тексте.

 

Прочитайте текст и выполните задания С1-С4.

Социально-экономические изменения в России конца XX – начала XXI в. сопровождаются существенной трансформацией гражданского самосознания и демократизацией политических отношений. Важнейшим аспектом этих изменений является становление институтов гражданского общества. Под гражданским обществом мы понимаем систему негосударственных

организаций, учреждений, ассоциаций, фондов, профессиональных и общественных объединений, которые выполняют функцию гражданской самоорганизации и самоуправления, оказывая влияние на государственный менеджмент и частный сектор, корректируя государственную политику и процесс принятия решений предпринимателями в направлении повышения их социальной эффективности. При этом гражданское общество может оказывать влияние на общественно-политические процессы в целом – как система социальных коммуникаций; и в частности – с помощью специфических институтов, непосредственно связанных с защитой прав человека в различных сферах жизни общества. Одним из таких институтов являются профессиональные союзы. С распространением индустриальных отношений на весь мир профсоюзы превратились в основную форму институционализации социальных интересов наёмных работников, единственную гражданскую силу, защищающую права человека в сфере социально-трудовых отношений.

Опыт стран с развитой социально ориентированной рыночной экономикой наглядно демонстрирует, что для проведения успешной социальной политики, направленной на формирование эффективной системы социальной защиты работников, системы, способной защитить права граждан в сфере трудовых отношений, необходимо наличие сотрудничества между работодателями, наёмными рабочими и государственными структурами.

Важнейшим условием для этого является, прежде всего, наличие равноправных представителей интересов наёмных работников, работодателей и государства, способных и заинтересованных в том, чтобы решать социальные и трудовые вопросы как на уровне предприятий, фирм, корпораций, государственных учреждений и организаций, так и на уровне национальной экономики и международных социально-трудовых отношений. Но если государство и работодатели располагают широкими политико-правовыми и экономическими возможностями, чтобы эффективно отстаивать свои интересы на всех уровнях социально-трудовых отношений, то свои интересы, свои неотъемлемые социально-экономические права наёмным работникам по-прежнему приходится отстаивать самостоятельно, зачастую один на один с мощными государственными и частными структурами. Именно поэтому единственным институтом, который в состоянии оказать действенную поддержку трудящимся в борьбе за их социально-экономические права, остаются профессиональные союзы.

 

(по А. В. Петрову))

Пояснение.

В пра­виль­ном от­ве­те долж­ны быть на­зва­ны сле­ду­ю­щие элементы:

1. на­зван по­ли­ти­че­ский режим:

– тоталитарный;

2. на­зва­ны функции:

– огра­ни­че­ние вла­сти чиновников, в том числе кон­троль и борь­ба с пра­во­на­ру­ше­ни­я­ми вла­стей предержащих;

– кон­троль за со­блю­де­ни­ем прав че­ло­ве­ка и укреп­ле­ние за­кон­но­сти и правопорядка;

– на­блю­де­ние за выборами, обес­пе­че­ние более вы­со­ко­го уров­ня демократии, по­вы­ше­ние до­ве­рия к де­мо­кра­ти­че­ско­му процессу;

– пра­во­вое вос­пи­та­ние граждан, разъ­яс­не­ние их прав и обязанностей.

 

32. Какие основания (ресурсы) власти, по вашему мнению, являются наиболее эффективными для управления государством? Укажите два основания (ресурса) и в каждом случае поясните своё мнение. Какие ограничения существуют в применении каждого из названных вами оснований (ресурсов)?

 

Влияние — это «любое поведение одного индивида, которое вносит изменения в поведение, отношения, ощущения и т. п. другого индивида». Конкретные средства, с помощью которых одно лицо может влиять на другое, могут быть самыми разнообразными: от просьбы, высказанной шёпотом на ухо, до приставленного к горлу ножа. В условиях организации таким «ножом» могла бы быть угроза увольнения.

Один человек может также влиять на другого и с помощью одних лишь идей. Карл Маркс, который никогда не имел никаких официальных полномочий ни в одной политической организации и никогда лично не использовал такое сред-

ство, как насилие, имел непреднамеренное влияние на Ход событий двадцатого столетия... По нашему определению: власть — это возможность влиять на поведение других...

Во всех организациях для достижения эффективного функционирования необходимо надлежащее применение власти. В различных подразделениях организации руководитель зависит от своего непосредственного начальства, подчинённых и коллег. Фактически эти группы представляют собой часть окружающей руковщителя среды. Без содействия этих людей руководитель не может эффективно осуществлять свои функции. Многие руководители также напрямую зависят от людей и организаций, находящихся вне их собственной организации — поставщиков, заказчиков, конкурентов, регулирующих их деятельность ведомств и профсоюзов...

Для того чтобы руководить, необходимо влиять, а чтобы влиять — необходимо иметь основу власти. Здравый смысл подсказывает нам, что, для того чтобы обладать властью, вы должны иметь возможность держать под своим контролем что-либо, имеющее значение для исполнителя, то, что создаст его зависимость от вас и заставит его или её действовать так, как желаете вы... Власть может принимать разнообразные формы. Исследователи в области власти и лидерства (руководства) разработали удобную классификацию основ власти:

1. Власть, основанная на принуждении. Исполнитель верит, что влияющий имеет возможность наказывать таким образом, который помешает удовлетворению какой-то насущной потребности, или вообще может сделать какие-то другие неприятности.

2. Власть, основанная на вознаграждении. Исполнитель верит, что влияющий имеет возможность удовлетворить насущную потребность или доставить удовольствие.

3. Экспертная власть. Исполнитель верит, что влияющий обладает специальными знаниями, которые позволят удовлетворить потребность.

4. Эталонная власть (власть примера). Характеристики или свойства влияющего настолько привлекательны для исполнителя, что он хочет быть таким же, как влияющий.

5. Законная власть. Исполнитель верит, что влияющий имеет право отдавать приказания и что его или её долг — подчиняться им… Законная власть бывает действенна тогда, когда подчинённый повинуется указанию руководителя только потому, что он или она стоит на более высокой ступеньке организационной иерархии. Все руководители пользуются законной властью, потому что им делегированы полномочия управлять другими людьми.

 

(М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури)

Пояснение.

В правильном ответе должны быть указаны основания (ресурсы), даны пояснения и указаны ограничения, например:

1) нормативный ресурс, так как все граждане и организации должны чётко понимать свои права и обязанности, исполнять их; ограничение — невозможно регламентировать правовыми нормами все стороны общественной жизни, социальных взаимодействий;

2) качества личности, харизма, так как люди готовы подчиняться яркому, компетентному и сильному лидеру, способному сформулировать цели, объединить общество для их достижения и принять ответственность за результаты; ограничение — у любого человека есть определённые слабости, недостатки и т.п.

33. Вам по­ру­че­но под­го­то­вить развёрнутый ответ по теме «Функции го­су­дар­ства в сме­шан­ной экономике». Со­ставь­те план, в со­от­вет­ствии с ко­то­рым Вы бу­де­те осве­щать эту тему. План дол­жен со­дер­жать не менее трёх пунктов, из ко­то­рых два или более де­та­ли­зи­ро­ва­ны в подпунктах.

Пояснение.

Один из ва­ри­ан­тов плана рас­кры­тия дан­ной темы:

1. Экономическая по­ли­ти­ка государства.

 

2. Цели го­су­дар­ства в сме­шан­ной экономике:

а) обеспечение эко­но­ми­че­ско­го роста:

б) создание усло­вий эко­но­ми­че­ской свободы:

в) обеспечение эко­но­ми­че­ской эффективности.

 

3. Государство в сме­шан­ной экономике:

а) защита прав собственности:

б) регулирование де­неж­но­го обращения:

в) перераспределение доходов:

г) производство об­ще­ствен­ных благ.

 

4. Механизмы го­су­дар­ствен­но­го ре­гу­ли­ро­ва­ния сме­шан­ной экономики:

а) кредитно-денежная политика:

б) фискальная политика;

в) правовое регулирование.

 

5. Го­су­дар­ствен­ный бюджет.


 

Задачи соц. задания

1. К какой тенденции развития межнациональных отношений можно отнести проведение международного фестиваля молодежи? Приведите любые два других примера этой тенденции развития межнациональных отношений.

2. После окончания технического колледжа молодой человек устроился консультантом в фирму по производству компьютеров. Спустя некоторое время он поступил на курсы повышения квалификации. Изменения произошли и в его личной жизни: он женился на дочери совладельца компании. Завершение учебы на курсах совпало с его назначением главным менеджером предприятия. Иллюстрацией какого социального процесса может служить данный сюжет? Какие факторы сыграли здесь решающую роль? Как они называются в социологии?

3. Сикхи в Индии, тамилы в Шри-Ланке, баски в Испании выступают за создание собственных государств, и межнациональный конфликт в этих странах вылился в многолетнее кровавое вооруженное противостояние. Что явилось причиной межнациональных конфликтов в этих странах? Назовите любые две иные причины межнациональных конфликтов.

4. Возникшая в глу­бо­кой древности семья пер­во­на­чаль­но сосредоточивала в себе все ос­нов­ные функции по обес­пе­че­нию жизнедеятельности человека. По­сте­пен­но она стала раз­де­лять свои от­дель­ные функции с дру­ги­ми институтами общества. Ука­жи­те три такие функции. На­зо­ви­те социальные институты, ко­то­рые стали их выполнять.

5. В одной из североафриканских стран начался вооруженный конфликт между властью и оппозицией. Многие мирные жители из опасения за свою жизнь покинули свои дома и начали покидать страну, пополняя лагеря беженцев в соседних странах, стараясь добраться до Европы, найти работу по специальности.

Какое социальное явление представляет данный пример? Приведите конкретное название социального явления, описанного в задаче.

Укажите две характеризующие его черты (признаки).

6. В одном из учебников это явление раскрывается так: «Совокупность средств и приёмов, с помощью которых общество гарантирует, что поведение его членов, отдельных субъектов управления, социальных групп будет осуществляться в соответствии с установленными общественными нормами и ценностями». Назовите социальное явление, о котором говорится в тексте. Используя знания обществоведческого курса, приведите два его элемента и проиллюстрируйте примером один (любой) из них.

7. В любом современном обществе существуют богатые и бедные, различающиеся уровнем дохода и властью в обществе. Какое социальное явление иллюстрируют указанные различия? На основе обществоведческих знаний укажите любые три социальных фактора, которые эти различия определяют.

8. Английский со­цио­лог Эн­то­ни Гид­денс это яв­ле­ние опре­де­ля­ет как про­цесс обу­че­ния и воспитания, в ходе ко­то­ро­го бес­по­мощ­ный мла­де­нец по­сте­пен­но пре­вра­ща­ет­ся в об­ла­да­ю­щее са­мо­со­зна­ни­ем ра­зум­ное существо, по­ни­ма­ю­щее суть культуры, в ко­то­рой он родился. На­зо­ви­те со­ци­аль­ное явление, смысл ко­то­ро­го рас­крыл Э. Гидденс. Ука­жи­те любые два субъекта, ока­зы­ва­ю­щих наи­боль­шее вли­я­ние на этот про­цесс и вли­я­ние од­но­го из них про­ил­лю­стри­руй­те примером.

9. При устрой­стве на ра­бо­ту граж­дан­ка А. за­пол­ня­ла анкету, в ко­то­рой указала, что она спе­ци­а­лист с выс­шим образованием, про­ис­хо­дит из семьи служащих, замужем, имеет двух детей. На­зо­ви­те один пред­пи­сан­ный и два до­стиг­ну­тых ста­ту­са граж­дан­ки А., ко­то­рые она от­ме­ти­ла в анкете. На при­ме­ре од­но­го из на­зван­ных до­стиг­ну­тых ста­ту­сов ука­жи­те ста­тус­ные права и обязанности.

10. Законодательное собрание одной из республик РФ утвердило законопроект, предложенный правительством республики. Согласно этому закону в целях борьбы с утечкой капитала в республике вводилась своя денежная единица. Имеет ли право законодательный орган республики утвердить данный законопроект? Приведите два аргумента в обоснование своей позиции.

11. Гражданин Д. решил приобрести в магазине в кредит телевизор. Нормами какого права будут регулироваться данные правоотношения? Какие юридические последствия влечет данная сделка? Приведите по два обязательства со стороны гражданина и магазина.

12. Гражданин А., находясь в разводе со своей женой, платил алименты на содержание несовершеннолетнего сына. Когда сыну исполнилось 30 лет, отец обратился к нему с просьбой о материальной помощи, поскольку он потерял трудоспособность по инвалидности. Сын отказался оказывать помощь отцу, мотивируя это тем, что отец находился в разводе с его матерью и не принимал непосредственного участия в его воспитании. Отец подал в суд. Должен ли в этом случае сын оказывать отцу материальную помощь? Приведите два аргумента в обоснование своей позиции.

13. 17-летний юноша на свою первую стипендию купил три диска с записями его любимой музыкальной группы. Разрешения родителей он при этом не спросил. Имел ли юноша юридическое право на эту покупку? К какому источнику права нужно обратиться, чтобы найти ответ на данный вопрос? Какой дееспособностью он обладает?

14.С помощью примеров проиллюстрируйте каждую из трех разновидностей социальных норм: традицию, обычай, церемонию.

15. Назовите две тенденции в развитии современных межнациональных отношений и проиллюстрируйте примером каждую из них.

16. Покажите с помощью трех примеров многообразие критериев выделения социальных групп. В каждом случае укажите критерий и приведите к нему конкретный пример.

17. С опорой на обществоведческие знания и личный социальный опыт смоделируйте конкретную ситуацию, иллюстрирующую позитивное отклоняющееся поведение. Приведите три примера формальных позитивных санкций, возможных в этом случае.

18. Сформулируйте три возможных позитивных последствия конфликтной политической ситуации и приведите соответствующие примеры.

19. Назовите три признака, опре­де­ля­ю­щие этническую при­над­леж­ность индивида, и про­ил­лю­стри­руй­те каждый из них примером.

20. С опо­рой на об­ще­ство­вед­че­ские знания, лич­ный опыт смо­де­ли­руй­те кон­крет­ную ситуацию, ил­лю­стри­ру­ю­щую не­га­тив­ное от­кло­ня­ю­ще­е­ся поведение. При­ве­ди­те три при­ме­ра не­фор­маль­ных не­га­тив­ных санкций, воз­мож­ных в этом случае

21. В процессе социализации происходит взаимовлияние между теми, кто осуществляет социализацию, и теми, кто социализируется. Проиллюстрируйте двумя примерами это взаимовлияние.

22. Назовите любые три вида социальных норм и проиллюстрируйте каждый из них примером.

23. Назовите и проиллюстрируйте примерами любые три направления влияния государства на социализацию человека.

24. Назовите три характерные черты семьи демократического (партнёрского, эгалитарного) типа и проиллюстрируйте каждую из них примером.

25. Приведите три примера влияния социального окружения на личность. В каждом случае опишите конкретную ситуацию и укажите, что именно оказывает влияние на развитие человека.

26. Автор утверждает, что «Политические отношения, политика оказывают постоянное воздействие на экономические отношения, экономику. А последняя, со своей стороны, предопределяет в конечном счете тип, характер и другие основные параметры самой политики». Опираясь на знание обществоведческого курса, других учебных дисциплин и социальный опыт, приведите три аргумента, подтверждающих точку зрения автора.

По своей изначальной природе и характеру политические отношения представляют собой разновидность общественных отношений.

 Важнейшей отличительной особенностью политических отношений по сравнению с социальными, экономическими, идеологическими и другими отношениями является возникновение и развитие их в связи с политикой и по поводу политики. Политика при этом понимается в самом широком смысле слова как сфера деятельности различных ее субъектов, связанная с отношениями между различными слоями общества, классами, этническими группами, нациями и другими социальными общностями, в основе которой лежит проблема завоевания, удержания или использования политической, и в особенности государственной власти. Там, где невозможно захватить государственную власть, политические партии, другие объекты политики, вступая в различные отношения друг с другом, стремятся оказывать влияние на процесс формирования и функционирования государственной власти. 

 Политические отношения составляют важную часть всех общественных отношений. Характер их и особенности процесса из возникновения, становления и развития обуславливаются типом государственной власти (рабовладельческая, феодальная и т.п.), особенностями государственного режима (демократический, автократический и т.п.), а также другими факторами.

 Находясь в неразрывной связи и взаимодействии с экономическими, социальными и иными отношениями, политические отношения оказывают на них значительное влияние, подвергаясь, в свою очередь, с их стороны обратному влиянию. В особенности это касается взаимосвязи и взаимодействия политических отношений с экономическими. Политические отношения, политика оказывают постоянное воздействие на экономические отношения, экономику. А последняя, со своей стороны, предопределяет в конечном счете тип, характер и другие основные параметры самой политики.

 Важной политической категорией является категория «политической борьбы» или, как ее чаще именуют — «политического конфликта».

 Политический конфликт определяется как противоборство двух или нескольких субъектов политических отношений, обусловленное несовместимостью (противоположностью) их интересов, потребностей, систем ценностей и знаний. Политический, так же как и любой иной, конфликт всегда связан с наличием определенных, как правило, весьма спорных, противоречивых внутренних и внешних обстоятельств и всегда имеет свой предмет...

 В зависимости от используемых критериев политические конфликты подразделяются на различные виды. Например, в зависимости от продолжительности, от характера действующих субъектов, в зависимости от используемых ресурсов. (М.Н. Марченко)

27. Как тип легитимности влияет на форму государства? Используя содержание текста и знания обществоведческого курса, выскажите три предположения.

Государство, равно как и политические союзы, исторически ему предшествующие, есть отношение господства людей над людьми, опирающееся на легитимное (то есть считающееся легитимным) насилие как средство. Таким образом, чтобы оно существовало, люди, находящиеся под господством, должны подчиняться авторитету, на который претендуют те, кто теперь господствует. Когда и почему они так поступают? Какие внутренние основания для оправдания господства и какие внешние средства служат ему опорой?

 В принципе имеется три вида внутренних оправданий, то есть оснований легитимности (начнём с них). Во-первых, это авторитет «вечно вчерашнего»: авторитет нравов, освящённых исконной значимостью и привычной ориентацией на их соблюдение, — «традиционное» господство, как его осуществляли патриарх и патримониальный князь старого типа. Далее, авторитет внеобы-денного личного дара (харизма), полная личная преданность и личное доверие, вызываемое наличием качеств вождя у какого-то человека: откровений, героизма и других, — харизматическое господство, как его осуществляют пророк, или — в области политического — избранный князь-военачальник, или плебисцитарный властитель, выдающийся демагог и политический партийный вождь. Наконец, господство в силу «легальности», в силу веры в обязательность легального установления и деловой «компетентности», обоснованной рационально созданными правилами, то есть ориентации на подчинение при выполнении установленных правил — господство в том виде, в каком его осуществляют современный «государственный служащий» и все те носители власти, которые похожи на него в этом отношении.

 

Понятно, что в действительности подчинение обусловливают чрезвычайно грубые мотивы страха и надежды — страха перед местью магических сил или властителя, надежды на потустороннее или посюстороннее вознаграждение — и вместе с тем самые разнообразные интересы. К этому мы сейчас вернёмся. Но если пытаться выяснить, на чём основана «легитимность» такой покорности, тогда, конечно, столкнёшься с указанными тремя её «чистыми» типами. (М. Вебер)

28. Авторы полагают, что для эффективности государства необходима не только централизация управления, но «обеспечение зависимости государства от гражданского общества». Приведите три аргумента в обоснование заявленной точки зрения.

Кризис «проникновения» власти

Кризис «проникновения» отражает противоречия, которые возникают при стремлении правящих сил (прежде всего высших органов государственной власти) реализовать свои решения во всех сферах общественной жизни. В условиях модернизации соперничество групп за ресурсы власти, господство своих ценностей, властные полномочия, приводит к появлению множества центров влияния, обладающих возможностью изменять в свою пользу содержание управленческих решений (законов, установлений) центральных властей. Например, местные элиты апеллируют к местным нормам, обычаям

и интересам, что при распаде хозяйственных и иных связей позволяет им сохранить и усилить свое влияние. На изменение характера принятых решений могут претендовать не только местные правящие элиты, стремящиеся к дополнительным полномочиям и прерогативам при решении политических вопросов, но и оппозиция. Снижают эффективность

политического регулирования также и разнородность позиций различных групп и слоев населения, отсутствие у граждан политического опыта, иррациональные черты массового сознания, влияющие на неадекватное восприятие решений центра.

 В результате законы, постановления и иные нормативные распоряжения властей во многом теряют свою регулирующую способность, т.е. не проникают в достаточной мере в социальные и политические отношения. Понижение эффективности решений центральных властей принижает авторитет не только режима, но и исповедуемых им ценностей. Попытки

исправить положение, любой ценой «продавить» необходимые решения нередко заставляют режим перешагивать допустимые границы в политическом торге с оппонентами, толкают правящие круги к популизму, способствуют нарастанию коррупции, усиливают теневые механизмы власти.

 Чтобы решения исполнялись, несмотря на сопротивление, правящие круги должны прежде всего формировать рациональную организацию власти. С одной стороны, к прерогативам центра следует относить только те вопросы, которые необходимо решать в масштабах всего государства (соблюдение равенства всех граждан перед законом, охрана границ, обеспечение

стабильности валюты и т.д.), способствуя тем самым активному перераспределению полномочий между центром и местами, возлагая на территориальные органы управления ответственность за принятие конкретных решений по вопросам реформ в их регионах. С другой стороны, такая реорганизация власти должна сохранять вертикальную ответственность нижестоящих органов управления, препятствовать их атомизации и обеспечивать надежные формы контроля за деятельностью всех структур,задействованных в принятии и осуществлении решений. Таким образом, можно будет не только сохранить необходимую обществу централизацию управления, но и решить более общую задачу – обеспечение зависимости государства от гражданского общества.

 29. Автор относит конфедеративное государство к одной из самых нежизнеспособных форм государственного устройства. Согласны ли вы с этой оценкой? Приведите два аргумента для обоснования своей позиции: один теоретического характера, другой – с опорой на факты прошлого и современности.

Когда говорят о территориальном или территориально-административном разделении, то имеют в виду принципы и механизмы взаимоотношений между центральными и местными органами государственной власти. В реальной жизни эти принципы и механизмы выражаются в унитаризме, федерализме и конфедерализме…

Унитарный тип является одной из самых распространённых форм территориально-политической организации, как в современном мире, так и в прежние периоды истории человечества. В унитарном государстве полномочия делегируются центральными властями территориальным органам самоуправления, а в федеральном государстве унитаризм существует в рамках субнациональных единиц: штатов, земель, провинций, областей. В отличие от федерального государства, в котором три уровня управления – федеральный, субъектов федерации и местный, унитарное государство характеризуется господством единой системы органов власти и правосудия, руководствующихся едиными правовыми и конституционными нормами. Здесь все управленческие образования сверху донизу подчиняются правительству. Руководители местных органов власти избираются, но их прерогативы ограничены…

Во многих странах современного мира утвердился федеративный тип государственно-территориального устройства. Федерация представляет собой союзное государство множества или нескольких государственных образований, обладающих определённой степенью самостоятельности в тех или иных сферах общественной жизни. Федеративное устройство государства отражается на структуре высшего законодательного органа, который состоит из двух палат.

Конфедерация представляет собой внутренне противоречивую форму политической организации. Здесь каждое входящее в конфедерацию образование почти в полном объёме сохраняют свои конституционные прерогативы и власть. Центральное правительство получает средства на свою деятельность за счёт более или менее добровольных взносов нижестоящих правительств… Как показал исторический опыт, конфедерация является одной из самых нежизнеспособных форм государственного устройства. (К.С. Гаджиев)

30. Опираясь на ма­те­ри­ал курса обществознания, ука­жи­те три любых ка­на­ла рекрутирования со­вре­мен­ной политической элиты, по­яс­ни­те кратко зна­че­ние каждого из них.

Циркуляция элит

Аристократии не вечны. Ка­ко­вы бы ни были причины, не­оспо­ри­мо то, что через какое-то время они исчезают. Ис­то­рия - это клад­би­ще аристократий... Не­ко­то­рые аристократии при­хо­дят в упа­док не толь­ко в количественном, но и в ка­че­ствен­ном отношении, по­сколь­ку в них осла­бе­ва­ет энергия и из­ме­ня­ют­ся пропорции ресурсов, бла­го­да­ря которым они завоёвывали власть и удер­жи­ва­ли её. [...]

Правящий класс вос­ста­нав­ли­ва­ет­ся не толь­ко численно, но, что более важно, и качественно: бла­го­да­ря семьям из низ­ших классов, при­но­ся­щим энергию и ресурсы, не­об­хо­ди­мые для удер­жа­ния власти. Он вос­ста­нав­ли­ва­ет­ся также и бла­го­да­ря тому, что те­ря­ет своих наи­бо­лее деградировавших членов.

Если один из этих про­цес­сов прекратится или, что ещё хуже, пре­кра­тят­ся оба, пра­вя­щий класс придёт к упадку, часто вле­ку­ще­му за собой упа­док всей нации. Это мощ­ная причина, на­ру­ша­ю­щая равновесие: на­коп­ле­ние высших эле­мен­тов в низ­ших классах и, напротив, низ­ших элементов в выс­ших классах. Если бы че­ло­ве­че­ские аристократии были по­доб­ны отборным видам животных, ко­то­рые в те­че­ние длительного вре­ме­ни воспроизводят себе по­доб­ных примерно с теми же признаками, ис­то­рия человечества была бы иной.

В ре­зуль­та­те циркуляции элит пра­вя­щая элита на­хо­дит­ся в со­сто­я­нии постоянной и мед­лен­ной трансформации, дви­жет­ся подобно реке; се­год­ня она уже не та, что была вчера. Время от вре­ме­ни происходят не­ожи­дан­но­сти и же­сто­кие потрясения, по­доб­ные наводнениям; затем новая пра­вя­щая элита вновь на­чи­на­ет постепенно меняться: река, во­шед­шая в свое русло, воз­об­нов­ля­ет обычный путь.

Революции происходят, по­сколь­ку с за­мед­ле­ни­ем циркуляции элиты или по какой- либо дру­гой причине в выс­ших стратах об­ще­ства накапливаются де­гра­ди­ро­вав­шие элементы, ко­то­рые более не об­ла­да­ют ресурсами, не­об­хо­ди­мы­ми для удер­жа­ния власти, ко­то­рые избегают при­ме­не­ния силы, в то время как в низ­ших стратах воз­рас­та­ет число эле­мен­тов высшего качества, об­ла­да­ю­щих потенциалом, не­об­хо­ди­мым для вы­пол­не­ния функции управления, и склон­ных к ис­поль­зо­ва­нию силы. (В. Парето)

31. Опираясь на зна­ния об­ще­ство­вед­че­ско­го курса, на­зо­ви­те по­ли­ти­че­ский режим, в рам­ках ко­то­ро­го ни при каких усло­ви­ях не­воз­мож­но раз­ви­тие ин­сти­ту­тов граж­дан­ско­го общества. На­зо­ви­те три любые функ­ции граж­дан­ско­го общества, не упо­мя­ну­тые в тексте.

Социально-экономические изменения в России конца XX – начала XXI в. сопровождаются существенной трансформацией гражданского самосознания и демократизацией политических отношений. Важнейшим аспектом этих изменений является становление институтов гражданского общества. Под гражданским обществом мы понимаем систему негосударственных

организаций, учреждений, ассоциаций, фондов, профессиональных и общественных объединений, которые выполняют функцию гражданской самоорганизации и самоуправления, оказывая влияние на государственный менеджмент и частный сектор, корректируя государственную политику и процесс принятия решений предпринимателями в направлении повышения их социальной эффективности. При этом гражданское общество может оказывать влияние на общественно-политические процессы в целом – как система социальных коммуникаций; и в частности – с помощью специфических институтов, непосредственно связанных с защитой прав человека в различных сферах жизни общества. Одним из таких институтов являются профессиональные союзы. С распространением индустриальных отношений на весь мир профсоюзы превратились в основную форму институционализации социальных интересов наёмных работников, единственную гражданскую силу, защищающую права человека в сфере социально-трудовых отношений.

Опыт стран с развитой социально ориентированной рыночной экономикой наглядно демонстрирует, что для проведения успешной социальной политики, направленной на формирование эффективной системы социальной защиты работников, системы, способной защитить права граждан в сфере трудовых отношений, необходимо наличие сотрудничества между работодателями, наёмными рабочими и государственными структурами.

Важнейшим условием для этого является, прежде всего, наличие равноправных представителей интересов наёмных работников, работодателей и государства, способных и заинтересованных в том, чтобы решать социальные и трудовые вопросы как на уровне предприятий, фирм, корпораций, государственных учреждений и организаций, так и на уровне национальной экономики и международных социально-трудовых отношений. Но если государство и работодатели располагают широкими политико-правовыми и экономическими возможностями, чтобы эффективно отстаивать свои интересы на всех уровнях социально-трудовых отношений, то свои интересы, свои неотъемлемые социально-экономические права наёмным работникам по-прежнему приходится отстаивать самостоятельно, зачастую один на один с мощными государственными и частными структурами. Именно поэтому единственным институтом, который в состоянии оказать действенную поддержку трудящимся в борьбе за их социально-экономические права, остаются профессиональные союзы. (по А. В. Петрову))

32. Какие основания (ресурсы) власти, по вашему мнению, являются наиболее эффективными для управления государством? Укажите два основания (ресурса) и в каждом случае поясните своё мнение. Какие ограничения существуют в применении каждого из названных вами оснований (ресурсов)?

Влияние — это «любое поведение одного индивида, которое вносит изменения в поведение, отношения, ощущения и т. п. другого индивида». Конкретные средства, с помощью которых одно лицо может влиять на другое, могут быть самыми разнообразными: от просьбы, высказанной шёпотом на ухо, до приставленного к горлу ножа. В условиях организации таким «ножом» могла бы быть угроза увольнения.

Один человек может также влиять на другого и с помощью одних лишь идей. Карл Маркс, который никогда не имел никаких официальных полномочий ни в одной политической организации и никогда лично не использовал такое средство, как насилие, имел непреднамеренное влияние на Ход событий двадцатого столетия... По нашему определению: власть — это возможность влиять на поведение других...

Во всех организациях для достижения эффективного функционирования необходимо надлежащее применение власти. В различных подразделениях организации руководитель зависит от своего непосредственного начальства, подчинённых и коллег. Фактически эти группы представляют собой часть окружающей руковщителя среды. Без содействия этих людей руководитель не может эффективно осуществлять свои функции. Многие руководители также напрямую зависят от людей и организаций, находящихся вне их собственной организации — поставщиков, заказчиков, конкурентов, регулирующих их деятельность ведомств и профсоюзов...

Для того чтобы руководить, необходимо влиять, а чтобы влиять — необходимо иметь основу власти. Здравый смысл подсказывает нам, что, для того чтобы обладать властью, вы должны иметь возможность держать под своим контролем что-либо, имеющее значение для исполнителя, то, что создаст его зависимость от вас и заставит его или её действовать так, как желаете вы... Власть может принимать разнообразные формы. Исследователи в области власти и лидерства (руководства) разработали удобную классификацию основ власти:

1. Власть, основанная на принуждении. Исполнитель верит, что влияющий имеет возможность наказывать таким образом, который помешает удовлетворению какой-то насущной потребности, или вообще может сделать какие-то другие неприятности.

2. Власть, основанная на вознаграждении. Исполнитель верит, что влияющий имеет возможность удовлетворить насущную потребность или доставить удовольствие.

3. Экспертная власть. Исполнитель верит, что влияющий обладает специальными знаниями, которые позволят удовлетворить потребность.

4. Эталонная власть (власть примера). Характеристики или свойства влияющего настолько привлекательны для исполнителя, что он хочет быть таким же, как влияющий.

5. Законная власть. Исполнитель верит, что влияющий имеет право отдавать приказания и что его или её долг — подчиняться им… Законная власть бывает действенна тогда, когда подчинённый повинуется указанию руководителя только потому, что он или она стоит на более высокой ступеньке организационной иерархии. Все руководители пользуются законной властью, потому что им делегированы полномочия управлять другими людьми.

 (М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури)

Задачи по социологии для подготовки к ЕГЭ

Задачи по социологии для подготовки к ЕГЭ

Задачи по социологии для подготовки к ЕГЭ

Задачи по социологии для подготовки к ЕГЭ

Задачи по социологии для подготовки к ЕГЭ

Задачи по социологии для подготовки к ЕГЭ

Задачи по социологии для подготовки к ЕГЭ

Задачи по социологии для подготовки к ЕГЭ

Задачи по социологии для подготовки к ЕГЭ

Задачи по социологии для подготовки к ЕГЭ

Задачи по социологии для подготовки к ЕГЭ

Задачи по социологии для подготовки к ЕГЭ

Задачи по социологии для подготовки к ЕГЭ

Задачи по социологии для подготовки к ЕГЭ

Задачи по социологии для подготовки к ЕГЭ

Задачи по социологии для подготовки к ЕГЭ

Задачи по социологии для подготовки к ЕГЭ

Задачи по социологии для подготовки к ЕГЭ

Задачи по социологии для подготовки к ЕГЭ

Задачи по социологии для подготовки к ЕГЭ

Задачи по социологии для подготовки к ЕГЭ

Задачи по социологии для подготовки к ЕГЭ

Задачи по социологии для подготовки к ЕГЭ

Задачи по социологии для подготовки к ЕГЭ

Задачи по социологии для подготовки к ЕГЭ

Задачи по социологии для подготовки к ЕГЭ

Задачи по социологии для подготовки к ЕГЭ

Задачи по социологии для подготовки к ЕГЭ

Задачи по социологии для подготовки к ЕГЭ

Задачи по социологии для подготовки к ЕГЭ

Задачи по социологии для подготовки к ЕГЭ

Задачи по социологии для подготовки к ЕГЭ

Задачи по социологии для подготовки к ЕГЭ

Задачи по социологии для подготовки к ЕГЭ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.01.2020