Проблема – это сложный теоретический или практический вопрос, волнующий конкретного человека в определённой жизненной ситуации и требующий решения. Проблематика – это совокупность подобных проблем.
Проблема в тексте – это предмет обсуждения, вопрос, над которым рассуждает автор.
Выявление и формулирование проблемы – важнейший этап работы над сочинением, поскольку по всем остальным критериям учащийся будет работать только с этой проблемой: надо будет именно её прокомментировать, выразить отношение автора именно к этой проблеме, высказать своё мнение о позиции автора и аргументировать свою точку зрения. Неверно выявленная или неточно сформулированная проблема является прямой угрозой всему сочинению!
Способы выявления проблемы
Выявление проблемы – это всегда процесс обобщения.
Задача учащегося – за конкретными поступками героев, фактами биографии различных людей, историческими событиями и многими другими сведениями увидеть общий вопрос, рассматриваемый автором.
Следует помнить о том, что факты, описываемые в тексте, – это иллюстрация, частный случай проявления какой-либо общей идеи, которую надо найти.
Одной проблеме могут быть посвящены десятки и сотни текстов. Например, в одной книге читаем о том, как была истреблена птица дронт, в другой – о катастрофическом сокращении площади лесов, в третьей – об истончении озонового слоя… Все эти тексты разные, однако они связаны с одной и той же проблемой неразумного вмешательства человека в жизнь природы.
Автор публицистического произведения стремится воздействовать на читателя, как можно более ярко, образно и понятно выразить свою мысль, поэтому выявление проблем публицистического текста, как правило, не вызывает затруднений.
Особую трудность представляет выявление проблематики художественного текста.
Автор художественного произведения идёт от общего к частному, т.е. от абстрактных идей к художественным образам, создаёт особую – художественную картину мира.
Читатель идёт от частного к общему: мы видим героев, которые совершают различные поступки, строят свои взаимоотношения и т.д., и пытаемся понять, какие мысли хочет передать нам автор, изображая своих героев и их поступки.
Можно воспользоваться следующим алгоритмом выявления проблемы художественного текста:
Проанализируйте поступки, |
↓ |
Определите, какие положительные или отрицательные человеческие качества проявляются |
↓ |
Определите, какие абстрактные существительные называют соответствующие человеческие качества (долг, честь, совесть, благородство – равнодушие, чёрствость, эгоизм). |
↓ |
Сформулируйте проблему, |
Выявите основную мысль текста. |
↓ |
Запишите её в виде законченного предложения. |
↓ |
Определите, на какой вопрос отвечает это предложение. |
↓ |
Запишите этот вопрос, который и является проблемой текста. |
Работая над сочинением, можно идти от позиции автора к проблеме. Как правило, выявить и сформулировать основную мысль текста проще, чем сформулировать проблему. В этом случае можно использовать следующий алгоритм:
Выбор одной проблемы из нескольких
Напомним, что необходимо сформулировать
одну из проблем, поставленных автором текста.
Обычно текст содержит 2-3 проблемы, каждая из которых может стать основой сочинения.
Какую же проблему выбрать из нескольких?
По всей видимости, выбор должен определяться ответами на два вопроса:
Какая проблема находится в центре внимания?
К какой проблеме проще подобрать весомые аргументы?
Как сформулировать проблему?
Существует несколько способов формулировки проблемы:
1. сформулировать самостоятельно (своими словами)
В том случае, если проблему можно сформулировать кратко – одним словом или словосочетанием, – подойдёт конструкция «проблема + существительное (словосочетание) в род. падеже», например:
Автор поднимает проблему совести.
Автор предлагает нам задуматься над проблемой «отцов и детей».
В центре внимания автора проблема духовного совершенствования человека
Более сложные проблемы можно сформулировать с помощью вопросительных предложений:
Может ли отдельная личность влиять на ход истории? Такова проблема, которая привлекла внимание автора.
Автор размышляет над судьбой родного языка и предлагает своим читателям задуматься над следующей проблемой: в чём опасность распространения жаргонных слов
Внимание!
Следует избегать предложений с несколькими существительными в родительном падеже, например:
В тексте поднимается проблема донесения смысла публичного выступления до слушателей.
В таких случаях имя существительное следует заменять глаголом: Как донести смысл публичного выступления до слушателей?
Типовые конструкции (клише) для формулирования проблемы
Проблема какая?
Сложная, важная, серьёзная, глубокая, злободневная, острая, нерешённая и т.д.
Проблема чего?
Воспитания, образования, патриотизма, героизма, благородства, интеллигентности, смысла жизни, отцов и детей, формирования личности, сохранения родного языка, влияния красоты природы на человека и т.д.
Типовые конструкции:
Автор размышляет над проблемой…
Автор поднимает проблему…
В центре внимания автора проблема…
В тексте (ФИО автора в род. п.) поднимается проблема…
Предложенный для анализа текст (ФИО автора в род. п.) посвящён проблеме…
Текст (ФИО автора в род. п.) заставил меня задуматься над сложной проблемой…
(ФИО автора в им. п.) предлагает читателям задуматься над проблемой…
Что такое долг (честь, благородство, интеллигентность и т.п.)? Над этой проблемой размышляет автор.
Как (зачем, почему и т.д.)..? Именно эта проблема привлекла внимание автора.
Внимание!
Проблема (чего?) смысла жизни.
Вопрос (о чём?) о смысле жизни.
Внимание!
Предлог «ПО» перед фамилией автора означает, что текст приводится в сокращении, с небольшими изменениями.
Не следует писать, например: «В тексте по Д. Лихачёву поднимается проблема…»
Лучше: «В тексте Д. Лихачёва поднимается проблема…» или «Д. Лихачёв поднимает проблему…»
Необходимо внимательно прочитать информацию об авторе текста, чтобы избежать фактических ошибок. Например: Некрасов Виктор Петрович (1911-1987) – прозаик, участник Великой Отечественной войны, в своих произведениях правдиво отразил фронтовые будни.
Информацию об авторе можно использовать в сочинении, чтобы избежать тавтологии, например: писатель – журналист – публицист – фамилия автора.
Комментарий - оценка прочитанного путем соотнесения содержания текста с личной точкой зрения читателя,
его знаниями, собственным жизненным опытом.
Логика комментирования:
1. Проблема
2. Комментарий
3. Позиция автора
Что такое пример-иллюстрация?
Пример-иллюстрация - это связанная с поставленной проблемой информация текста, которая сопровождается пояснениями, интерпретациями учащегося.
Типы информации в тексте
• Фактуальная информация - это сообщение о фактах, событиях, процессах, упомянутых в тексте.
• Концептуальная информация — это субъективное авторское понимание отношений между фактами, событиями, их авторская оценка, понимание причинноследственных связей между событиями.
•Подтекстовая информация не обозначена словами, а только подразумевается.
Способы отсылки к тексту1. Ссылка на номера предложенийАвтор стремится достучаться до читателей, трижды повторяя слово «одумайтесь»(предложения 11-13). Этот призыв должен заставить каждого из нас изменить отношение к природе.2. Прямое цитирование«Духовная жизнь мне представляется в тысячу раз богаче, чем жизнь внешняя, проявленная», - пишет Ш.А. Амонашвили. Действительно, внутри себя мы порой проживаем десятки и сотни жизней, принимаем решения, которые определяют наши поступки.3. Косвенное цитированиеАвтор подчеркивает, что, поддаваясь своим низменным потребностям, человек способствует саморазрушению. Конечно же, очень важно найти тот внутренний стержень, который позволит противостоять злу и направить всю свою деятельность на совершенствование себя и мира вокруг нас.4. Размышление над фактами, событиями, описываемыми в текстеВ. Астафьев изображает мальчишек, которые спасают гусей, попавших в ледянойплен. В этом поступке не на словах, а на деле проявляется забота о наших братьях меньших. Действительно, далеко не каждый способен рисковать собой ради животных.
Примеры-иллюстрации
Публицистический текст | Художественный текст |
Автор обращается к собственному опыту и вспоминает… | В центре внимания автора случай… |
Писатель не случайно приводит слова … | Писатель изображает… |
Автор разделяет мнение … | Герой говорит … |
Публицист спорит… | Стоит обратить внимание на мысли (слова, поступки) героя… |
Думаю, нужно обратить внимание на мысль о том, что… | Особого внимания заслуживает такая художественная деталь, как … |
Особого внимания заслуживает мнение автора о …. | Симпатия автора на стороне героя, который… |
Пояснение к примерам
|
|
Писатель хочет сказать… | Автор не случайно обращает наше внимание на… |
Этот пример показывает, что… | Поступок героя показывает, что… |
Смысл этого высказывания в том, что… | Слова (мысли) героя позволяют понять… |
Эти слова убедительно доказывают, что… | Я думаю, описанная ситуация заслуживает особого внимания, потому что… |
Я думаю, этим примером автор хотел показать… | Эти события автор описывает, чтобы… |
Приведённые слова содержат глубокий смысл… |
Смысловая связь между примерами
|
|
противопоставление | Противопоставляя эти примеры (этих героев), автор показывает… |
Сравнение, сопоставление | Сравнивая эти примеры (точки зрения, героев), мы можем увидеть… |
причины | Что стало причиной этих событий 9поступков героя)? Об это автор пишет далее. |
Следствие, вывод | Это рассуждение приводит автора к выводу о том, что… |
уступка | Несмотря на то, что все убеждены в правильности …, герой (автор) думает иначе. |
Связь между примерами | Вопросы | Способ выражения в сочинении | |
Детализация | Можно ли привести подробности? Какие? | … так, например… | |
Указание на следствие | Как это может сказаться на…? | … вот почему… | |
Подтверждение | Как это подтверждается автором? | … в подтверждение этих мыслей автора… | |
Объяснение | Почему? | … автор объясняет это тем, что… | |
Определение | Что обозначает это слово? | … это слово автор понимает по- своему… | |
Аналогия | На что это похоже? | … как и.., здесь прослеживается (обнаруживается)… | |
Выделение | Что здесь главное? | … автор текста фиксирует внимание… | |
Сопоставление и противопоставление | С чем это сравнивается? | … сравним… |
план | пример |
проблема | Какова роль книги в жизни человека и общества? Над этой проблемой размышляет Чингиз Айтматов. |
Пример № 1 | Автор искренне убеждён в том, что книга – это «важное звено в духовной связи людей ». |
Пояснение к примеру № 1 | Действительно, книги передают знания от поколения к поколению, связывают единомышленников, преодолевая время и пространство, сберегают духовные ценности человечества. |
Пример №2 | Мне кажется особенно важной мысль Айтматова о том, что «каждая книга требует полной отрешённости от суетных дел». |
Пояснение к примеру № 2 | Писатель хочет показать, что чтение не терпит суеты и книга откроет свои секреты только вдумчивому читателю. |
Связь между примерами | Оба эти примера, дополняя друг друга, позволяют автору показать важность книги и чтения. |
Позиция автора | Таким образом, размышляя над проблемой, автор приходит к выводу: книга учит мыслить, рассуждать, воспитывает человека, обогащает его внутренний мир. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.